Календарные перипетии
В 1582 году прихожане многих католических церквей с удивлением узнали, что 5-го октября в этом году не будет, а за 4-м октября сразу же последует 15-е. Объяснить людям, которые и математику-то знали в пределах простейших действий, почему так происходит, большинство священников было не в состоянии. Поэтому они просто ссылались на папскую буллу, которой вводилось изменение календаря, ставшего вскоре называться «григорианским».
Естественно, что у этого события была длительная предыстория. К этому времени большинство европейских стран пользовались юлианским календарем, введенным еще Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры. При составлении этого календаря посчитали, что длина тропического года примерно равна 365,25 дня, т.е. каждый год добавляется четвертая часть дня. Для того чтобы этот «излишек» убрать, каждый четвертый год сделали високосным. Но реальная продолжительность года оказалась немного меньше, поэтому каждые 128 лет «набегал» дополнительный день, не учитывавшийся в календаре. К XVI веку таких лишних дней набралось 10.
Римляне считали дни в месяце «задом наперед». Первые дни месяца назывались календами (а расписание календ — соответственно, календарем). Предыдущий день — «день перед календами», до того — «третий день перед календами» (мы бы сказали, второй) и так далее. Цезарь приказал раз в четыре года добавлять еще один — шестой день перед календами марта, или Bis sextum Kalendas Martias. Такие годы стали называться просто bis sextum, в каковой фразе нетрудно узнать слово «високосный». Итак, говоря современным языком, в каждом четвертом году было два 24 февраля. Позже назвали дополнительный день 29 февраля. Но римская католическая церковь до сих пор смещает праздники, приходящиеся на последние четыре дня февраля в високосные годы, на день вперед, как если бы было два 24-х числа.
Цезарь не дожил до первого високосного года. Из-за того, что у римлян «четвертым» называлось то, что у нас называется «третьим», совершили ошибку и стали добавлять лишний день каждые три года. Навел порядок преемник Юлия Цезаря (в жизни и в календаре) император Август, окончательно утвердив то, что мы сегодня знаем как юлианский календарь. Через три с небольшим века, в 325 году после Р.Х., Никейский собор принял этот календарь как обязательный для христианской церкви. Весеннее равноденствие устанавливалось на 21 марта, исходя из чего рассчитывался день Пасхи и все связанные с ним «движимые» церковные праздники.
Чтобы исправить неточность, папа Григорий XIII воспользовался расчетами астронома Луиджи Лилио и постановил, что год, заканчивающийся на два нуля, будет високосным только с одним условием — если число сотен делится на четыре: 1600, 2000, 2400... Тем самым календарь «ускорился» на три дня в 400 лет и стал почти точным: ошибка — всего один день в три с лишним тысячи лет, и волноваться о ней уже не нам. Чтобы ликвидировать десятидневное отставание, день после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября.
В тот день на новый календарь перешли только часть Италии, Испания, Португалия и Польша. Воспротивились нововведению некатолические страны и ряд государств, где шла борьба между католиками и протестантами. В 1583 г. Григорий XIII предложил принять свой календарь константинопольскому патриарху Иеремии II. На Константинопольском соборе в конце того же года предложение было отвергнуто. Согласно новому календарю, христианская Пасха зачастую праздновалась раньше еврейской или же одновременно с ней, что было запрещено Никейским собором. Нужно признать, что с исторической точки зрения отмечать христианскую Пасху до еврейской действительно бессмысленно: вспомните, по случаю какого праздника Иисус устроил Тайную вечерю (а воскрес он, естественно, после нее). Иеремия запретил православным верующим признавать новое счисление. Два календаря стали известны как «старый стиль» и «новый стиль».
В 1582 году переход на новый календарь, который сначала назывался лилианским (по имени автора), а затем стал григорианским в честь папы Римского.
Медленно, но верно наука все-таки побеждала. В 1752 году григорианский календарь приняла Англия: после 2 сентября наступило 14-е. Через четыре года некий кандидат в парламент использовал в своей избирательной кампании лозунг «Отдайте одиннадцать дней!». Не отдали... А еще раньше в Швеции решили было ввести новый стиль, но не сразу, а постепенно, пропуская високосные годы в течение сорока лет. Однако пропустили почему-то лишь один. При поиске виновных в известном исходе Полтавской битвы кто-то из шведов предположил, что виноват неправильный календарь. Решили вернуться к старому, для чего в 1712 году добавили уникальный день — 30 февраля! И только через четыре десятилетия перешли на новый стиль по-настоящему, то есть добавив сразу одиннадцать дней.
Новое слово в календарном деле сказала Французская революция. Радикализма ее деятелям было не занимать, и «отречение от старого мира» было проведено с подобающим размахом. Новое времяисчисление, введенное в 1793 году, в годовщину провозглашения республики, было проще, потому что везде, где можно, считали десятками. В месяце — 30 дней (в конце года добавлялось пять или шесть дней, не принадлежащих месяцам), или три декады. День — десять часов, час — 100 минут, минута — 100 секунд. Но традиции оказались все же сильнее. К старым часам вернулись через два года, к старому календарю — через тринадцать. Осталась только метрическая система мер, за которую французам огромное спасибо.
Григорианский же календарь постепенно продолжал завоевывать Европу. В Российской империи минимум трижды в XIX веке ученые ставили вопрос о переходе на новый стиль, но всякий раз наталкивались на консерватизм и, разумеется, на позицию православной церкви. Священный Синод согласился на введение нового стиля в гражданскую жизнь только в 1902 году, но с тем, чтобы Пасха и остальные церковные праздники продолжали отмечаться по-старому. Однако вскоре все изменилось...
Большевики начали активно пользоваться новым стилем уже с 18 апреля 1917 года. Причина весьма проста: 18 апреля по старому стилю — это 1 мая по новому. День международной солидарности трудящихся хотелось отмечать синхронно с мировым пролетариатом — тем более не сегодня завтра ожидалась мировая революция. Именно с этого дня газета «Правда» стала датироваться двумя числами, по новому стилю и в скобках — по старому. Захватив власть, большевики провели реформу на государственном уровне. 24 января 1918 года вышел «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря», который начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».
Следующим днем после 31 января стало 14 февраля.
Чуть позже, 12 февраля 1918 года, на новый стиль перешла Украина. В этот день Центральная Рада и правительство УНР приняли ряд серьезных решений: утвердили трезубец в качестве герба страны, обратились к германскому правительству с просьбой о военной помощи и приняли закон о введении нового стиля: после 15 февраля наступило 1 марта. Одновременно было введено среднеевропейское время. (Впрочем, в Киеве тогда уже хозяйничали большевики.)
Через полтора года старый стиль снова ненадолго пришел в Украину — вместе с войсками Деникина. Приказ № 2 военного губернатора Киева генерала Бредова был профессионально лаконичен:
1. Все декреты советского правительства отменяются.
2. Счет времени устанавливается по старому стилю и часы — по петроградскому времени.
Так после 31 августа 1919 года наступило 19 августа. Новый стиль вернулся вместе с большевиками, в декабре того же года.
Зачастую случались казусы, когда в стране длительное время действовали два календаря. Так, например, произошло в Польше и в Финляндии после их вхождения в состав Российской империи, в которой до 1918 года продолжал действовать юлианский календарь, а поляки и финны уже давно жили по григорианскому.
Любопытно, что в России, перешедшей на новый календарь одной из последних, сразу же возникли проблемы с пересчетом дат. Путаница продолжается все-то и даже в официальных документах. Например, в 1995 году был принят Федеральный закон о Днях воинской славы (победных днях) России. Чиновники, которые его составляли, не мудрствуя лукаво, ко всем старым датам прибавили по 13 дней, кроме дат сражений при Бородино и у острова Тендра, которым добавили по 12 дней. Они и не догадывались, что 13 дней добавляется только для дат, связанных с событиями ХХ века, а чем дальше в глубь веков, тем меньше дней составляет разница между календарями. Ошибок в пересчете дат очень много, чтобы убедиться, почитайте календари (перечни) знаменательных дат и самостоятельно проведите пересчет. Сделать это несложно, надо только знать количество добавляемых дней в зависимости от даты. Например, 5 октября во многих перечнях знаменательных дат отмечено, как день учреждения Екатериной II в 1782 году ордена святого Владимира, но отмечать событие, произошедшее 22 сентября, следует 3 октября (плюс 11, а не 13 дней).
Для пересчета даты с юлианского календаря (часто используется термин «старый стиль») на григорианский необходимо прибавить:
к датам XII и XIII веков — 7 суток,
к датам XIV века — 8 суток,
к датам XV века и до 4 октября 1582 года — 9 суток,
к датам с 15 октября 1582 года по 29 февраля 1700 года — 10 суток,
к датам с марта 1700 года по 29 февраля 1800 года — 11 суток,
к датам с марта 1800 года по 29 февраля 1900 года — 12 суток,
к датам с марта 1900 года по 14 февраля 1918 года — 13 суток.
При пересчете старых дат на новые случались ошибки. Зачастую механически прибавляли тринадцать ко всем числам, забыв, что до 1900 года разница была на день меньше. В 1918 году отметили очередную годовщину отмены крепостного права — 19 февраля 1861 г. (ст.ст.) — не 3-го, а 4 марта. И даже день рождения вождя мирового пролетариата в 1924 году — не 22-го, а 23 апреля.
Большевикам во многом не давали покоя лавры их великих французских предшественников. И в 1929 году они придумали свой революционный календарь; как и у французов, в каждом месяце было по 30 дней, но названия оставались традиционными. Так второй раз в истории должно было появиться 30 февраля. В серьезных книгах утверждается, что в 1930—1931 годах оно и было... но, перелистав подшивки газет, легко убедиться, что это не соответствует действительности. Даже в пролетарском государстве консерватизм все-таки возобладал. Ввели только пятидневную рабочую неделю, так называемую непрерывку, потом заменили ее на шестидневную, но в конечном счете вернулись к традиционной схеме.
А что же церковь? В 1923 году на Общеправославном конгрессе в Константинополе решили-таки перейти на новый стиль, но не на григорианский календарь, а на так называемый новоюлианский. Название изобрели, видимо, чтобы «сохранить лицо»: на самом деле этот календарь — почти григорианский, но еще точнее. (В нем два сотенных високосных года каждые девятьсот лет: 2000, 2400, 2900, 3300...) При этом Пасху продолжали отмечать по-старому. Однако Русская православная церковь отказалась принять исчисление, которое она отождествляла с большевиками. Последние, наперекор церкви, вначале считали днем Рождества 25 декабря, а потом стали настоятельно рекомендовать забыть о нем вообще.
В настоящее время в мире используется много календарей, но самым распространенным и официально признанным международным сообществом является григорианский.
Даже несмотря на то, что григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков, а его принятие было связано с политическими распрями и правительственным безразличием, нам следует сказать спасибо всем тем, кто приложил руку к его созданию. В первую очередь, это, конечно же, Луиджи Лилио, который, в общем то, является создателем григорианского календаря, ну и, конечно, сам папа римский Григорий ХIII, принявший и узаконивший наш с вами сегодняшний календарь.