Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Литературно-мемориальный музей М. Булгакова


Литературно-мемориальный музей М. Булгакова

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Мне очень хотелось побывать в доме, что находится в Киеве на Андреевском спуске, 13. Хотелось узнать тайну этого дома.

http://s001.radikal.ru/i196/1101/03/1fc5acc023db.jpg

И вот возможность такая представилась. Остроту ощущений придавало то, что погода в Киеве стояла такая же, как описана Булгаковым в романе "Белая гвардия", да и по датам это получился где-то тот же период. Прогулка по Андреевскому спуску и вот он дом 13. Дом встретил теплом и уютом. Из посетителей я оказалась одна и работники музея предложили мне немного посидеть, подождать, возможно кто-то еще зайдет и захочет присоединится к экскурсии, тогда и по цене это будет дешевле и все-таки когда не один, то интереснее. Комната, в которой мне предложили ожидать

http://s013.radikal.ru/i323/1101/b6/0415509c26c8.jpg

Ждать особо долго не пришлось, собралась группа из пяти человек и мы отправились вместе с экскурсоводом в гости.

Экспозиция музея построена на соединении двух миров в пространстве одной квартиры: мира реального, биографического, связанного с семьей Булгаковых и мира вымышленного, литературного, связанного с романом Булгакова «Белая гвардия». Фотосъемку на втором этаже делать не разрешают. Поэтому фотографий нет. А вот немного рассказать о комнатах смогу.
Всего экспозиция состоит из 7 комнат. Первая это гостиная. Свет, проникающий через окно с синим стеклом, на белой поверхности мебели и предметов оставляет свой голубоватый след. Экскурсовод показывает фотографии членов семьи Булгакова и проводит параллель между ними и героями романа. В медкабинет доктора Булгакова разрешили заглянуть одним глазком. Дальше комната сестры Булгакова Варвары, в романе это комната Елены. Желтым светом окна окрашена она. Икона в углу комнаты. Тут Елена вымаливала жизнь своего брата. А рядом шкаф, вроде обычный шкаф, но нет, он открывается и... мы через него проходим в следующую комнату. Зеленая комната, где жил сам великий писатель и где живет герой романа Николка. Здесь всегда зажжена мемориальная лампа под зеленым абажуром как предвестие будущей писательской судьбы Булгакова. Дальше книжная, столовая, тут представлены  предметы интерьера того времени. Уют дома и вот заглядываем в зеркало, а там снежная буря врывается из спальни Алексея. Буря и бесконечное небо с вечными звездами.

http://s013.radikal.ru/i325/1101/96/0d6fa0c763e9.jpg

http://s003.radikal.ru/i203/1101/dc/ffa7f514d71b.jpg

Окна дома с улицы (фотография сделана в мае)

Полную информацию о доме, фотографии, режим работы можно прочитать на сайте Литературно-мемориальный музей М. Булгакова

Экскурсия понравилась. И дом произвел впечатление, но нужно было уходить.

2

Прогулявшись немного по близлежащим улицам снова вернулись к дому 13 на Андреевский спуск. Во время экскурсии услышали, что есть в этом доме комната желаний. Мне захотелось загадать одно свое сокровенное желание, поэтому пошли искать, как в нее попасть.

http://s009.radikal.ru/i309/1101/3c/11c295fc34f7.jpg

Комната желаний находится в том самом "ущелье" куда прятали оружие Николка и Лариосик. Оружие не могло находиться в богоспасаемом доме, его вынесли в "Белой гвардии" М.Булгакова за пределы дома. Оттуда оно и было похищено. Эта комната - новый проект Фонда музея и мецената, пожелавшего остаться инкогнито. Благотворительный взнос, пойдет на поддержку музея и музея кинорежиссера Андрея Тарковского, который, также, как Михаил Булгаков, с высокими требованиями подходил к своему творчеству, продолжая нести крест творца, невостребованного на родине.

"... у каждого человека есть заветное желание...
... будет ли оно исполнено?.. и что нужно для этого...?"

"Мы не знаем, что произошло.. но так или иначе, здесь появилось очень необычное место, говорят, что там исполняются Желания..."

"… Мы не знаем, что там происходит в отсутствии человека, но стоит там появиться людям, как всё вокруг меняется… Бывшие ловушки исчезают, появляется новые. И ВХОД становится, то простым и легким, то запутывается до невозможности…

Это КОМНАТА, может даже показаться, что она капризна..
НО В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ОНА ТАКОВА, КАКОЙ МЫ ЕЁ САМИ СДЕЛАЛИ,СВОИМ СОСТОЯНИЕМ…
…НО ГЛАВНОЕ: ВСЁ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ ЗАВИСИТ НЕ ОТ КОМНАТЫ, А ОТ НАС.."
(к/ф "Сталкер" Андрея Тарковского 1979г.)

Фильм Тарковского "Сталкер" представлен двадцатиминутной выжимкой во время которой Сталкер нас "ведет" в Комнату желаний и дает нам памятку о том, что мы в этой комнате были

http://s61.radikal.ru/i172/1101/81/1c6c5993c3cf.jpg

Так же мы посмотрели фильм Сергея Маслобойщикова "От Булгакова" 1999 г. Мне понравился. Если кто-то соберется посетить музей, то я бы советовала сначала прочитать "Белую гвардию", потом просмотреть этот фильм, а потом уже самостоятельно, без экскурсии, посетить дом и пройтись по его комнатам. У меня получилось наоборот, но я все равно не жалею. Булгакова не может быть много.

3

а я  так  и не  побывала  там, но обязательно  вернусь))

Zhenavi написал(а):

Комната желаний находится в том самом "ущелье" куда прятали оружие Николка и Лариосик.

так  где  же  это?

4

Strecoza написал(а):

так  где  же  это?

между домом № 13 и следующим домом

http://bulgakov.org.ua/userfiles/IMG_8583.jpg

5

О памятнике писателю.

http://s61.radikal.ru/i172/1101/85/8e0d22196abd.jpg

"Никого драть нельзя!На человека и на животное можно действовать только внушением..."
М.Булгаков повесть "Собачье сердце"

"Булгаков станет вечным" - так называлась статья Марины Райкиной в "Московском комсольце"три года назад:"Скульптура Мастера не имеет следов мистичности, свойственных его произведениям, и вычурности — Булгаков сидит на скамейке, закинув ногу на ногу, сложив руки на груди. И не как спаситель, не как мученик, а просто человек в элегантном костюме и бабочке. Одинок, как и положено настоящему художнику"...

Памятник должны были открыть 15 октября 2007 года, но из-за трагических событий в Днепропетровске перенесли на 19 октября.Увековечили...

По старой славянской традиции, в честь какого-либо великого события или деятеля в истории народа, ставилась часовенка или храм. Киевский митрополит отказался освящать памятник равноапостольному князю Владимиру со словами: "Не гоже ставить идола тому, кто сам свергал идолов".Но европейская традиция превозмогла.

Прошло более 150 лет, и памятники в Киеве-Городе, который считался Иерусалимом земли русской, стали, по молчаливому сговору обделенных внутренней культурой некоторых киевских экскурсоводов, некими подобиями языческих идолов.

Почему-то, вместо того, чтобы нести мудрое,доброе, вечное, считается, что глупому туристу можно рассказать о "тайных" и "мистических" местах древнего летописного города.
Особенным успехом, конечно, пользуются те, кто "знают" что и где нужно ПОТЕРЕТЬ, чтобы желание исполнилось...

Конечно, трудно заметить на Андреевском спуске, 34, Нос, торчащий из стены дома, возле галлереи "Триптих".Здесь и нужен тот, кто был бы влюблен в Город, чтобы из всех этих "киевских непонятностей" слепить образ особенного Города, на фасадах домов которого остались тени необыкновенных людей.

Кстати, почему этот нос называют Носом Гоголя, непонятно.Его можно было бы назвать и Носом Врубеля, например...

Гоголь, конечно, бывал в Киеве, и не раз.И Киев вдохновлял его сюжетми и персонажами ... Что касается Носа майора Ковалева,то прогуливался он по Невскому проспекту...
Господа! Киевский юмор слишком тонок!

Ну а самое непредвиденное, необъяснимое и вульгарное поверье,связано с памятником Булгакову.Это, появившееся в августе настоящего года,даже трудно выразить печатным словом.В общем,хамство...Теперь у памятника золотой нос!

Очень хочется напомнить анекдот: "Не дергай дядю за нос..."

"А все-таки не культурны мы", сазал бы Михаил Афанасьевич, но не может,так как памятник...Поза Булгакова выбрана скульптором неслучайно!Он будто закрыт от всех посягательств:терпеть не мог панибратства.

Памяник на то и памятник,что "В ПАМЯТЬ",а не для идолопоконства и сбычи мечт.
Дошло до того,что скульптор,Н.П.Рапай, однажды пытался исправить непристойный вид великого Мастера,но не смог совладать с невоспитанной публикой и махнул рукой.Хуже всего то,что нос натерли специальной чистящей пастой, а значит,испортили памятник.
Дорогой Мастер,и после смерти остались ваши завистники,гонители,хулители,значит - Вы были правы!!!Гении и их "свита" - вечные спутники...

Вспоминается киевский парк ХІХ века "Шато-де-Флер",в котором посадили цветочные клумбы к открытию,а публика их уничтожила.Какое-то время потом клумб не высаживали.Но прошло время,публика стала воспитаннее,правда, за особую плату - недешевый вход в парк.

"Присядет сегодня Михаил Афанасьевич на бронзовую скамейку, положит ногу на ногу, скрестит руки на груди и иронично посмотрит на Андреевский спуск.Что подумает? Ответ знает только ветер, который гонит осеннюю желтую листву по крутому Андреевскому спуску…"(М.Райкина)

Тем же,кто снимал на протяжении этих лет в любую погоду,за остановленное мгновение,огромное спасибо!

Искренне Ваша, Светлана Пугач

6

Zhenavi написал(а):

между домом № 13 и следующим домом

а мы же там проходили  мимо))

7

Strecoza написал(а):

а мы же там проходили  мимо))

угу, проходили... на том следующем доме на другом углу кошка вот эта, помнишь?

http://s005.radikal.ru/i211/1101/1e/4dce1b1cd284.jpg

8

Существует благотворительный Фонд содействия деятельности музея М.Булгакова. Он был создан в 2003 году. Учредителями фонда стали научные сотрудники музея, именно те люди, которые участвовали в реставрации дома на Андреевском спуске 13, собирали коллекцию музея, создавали экспозицию и которые по сей день  работают в музее, создают новые проекты и водят экскурсии. В самом начале было решено, что управлять фондом будут только сотрудники музея.

Первым проектом фонда стало «Чаепитие на булгаковской веранде»

Вот эта веранда

http://s61.radikal.ru/i172/1101/27/f3fbdc10284f.jpg

А это репортаж о чаепитиях.

9

Zhenavi написал(а):

угу, проходили... на том следующем доме на другом углу кошка вот эта, помнишь?

помню помню))

10

Zhenavi написал(а):

Первым проектом фонда стало «Чаепитие на булгаковской веранде»

хорошо придумали  :cool:

11

Статья, в которой подробно и последовательно описан музей. Прочитав, как будто снова прошлась по комнатам.

Автор Ирина Воробьева ЦВЕТА “БЕЛОЙ ГВАРДИИ”

Дневной свет, слегка окрашенный цветным фильтром окон, попадая в белые комнаты музейной экспозиции, создает атмосферу сна, чегото странного и нереального.

Свернутый текст

В Киеве сохранилось несколько домов, связанных с именем Михаила Булгакова. Дом на Воздвиженской, где родился будущий писатель. Дом на Кудрявской, 9, где Булгаков провел свое детство и где теперь располагается музей А.С. Пушкина. Но музеем стал дом на Андреевском спуске, 13. Булгаков прожил там почти 13 лет (1906–1919). Этот дом стал символом домашнего очага – наивысшей ценности, по Булгакову. Именно здесь Булгаков поселил своих героев Турбиных ("Белая гвардия"). Дом Турбиных – главный "экспонат" в коллекции музея.

Особенность художественного пространства киевского музея Булгакова состоит в том, что посетитель сразу попадает в воссозданный мир творчества Булгакова, а не только его реальной биографии. Более того, биографический, "черный" пласт переплетен с литературным, театральным, "белым" таким образом, что возникает ощущение чисто булгаковской стилистики: особой пограничной атмосферы между сном и явью, правдой и вымыслом, настоящим моментом и воспоминанием. Во многом этот эффект достигается за счет использования белого цвета, если так можно выразиться, – цвета воспоминаний, снов, видений (что, например, давно используется в языке кино), а также разнообразного освещения.

Дневной свет, слегка окрашенный цветным фильтром окон, попадая в белые комнаты музейной экспозиции, создает атмосферу сна, чегото странного и нереального. В музей часто приходят люди, которые хорошо знают творчество Булгакова, особенно роман "Белая гвардия". Для таких посетителей более значимой становится не новая информация, а известная, то, как было описано у Булгакова. Фортепиано в гостиной. Медицинский кабинет, где принимал доктор Турбин (и доктор Булгаков!). Икона, у которой молилась Елена. Щель, где Николка прятал коробку с пистолетами. Книжная, куда поселили Лариосика. Печь "Саардам", на которой чернилами и вишневым соком писали Турбины. Появление подлинных булгаковских предметов в художественном белом пространстве экспозиции придает действию достоверность и глубину.

Большое зеркало венецианского стекла в гостиной. Все, кто посещают музей и слушают рассказы о жизни этого дома в былые времена, не могут отделаться от мысли, что это зеркало "хранит" отражения тех, кто когда-то здесь жил. Не зря Булгаков говорил о себе: "Я писатель мистический". Можно сказать, что зеркало – сквозной мотив художественного пространства музея. В медицинском кабинете в зеркале микроскопа отражается "красный луч профессора Персикова". Два зеркала есть в комнате Елены. В комнате Николки в роли зеркала выступает окно, в котором отражается то, чего в действительности не было, но было в романе: коробка с пистолетами, висящая в проеме между домами. Кульминация музейного сценария – большое зеркало в столовой. Финал. Гаснет свет. Зеркало становится окном в другие миры. Вначале мы попадаем в сон Алексея Турбина, затем стены дома исчезают или раздвигаются до космических пределов, врываются снег, вьюга. В темноте проявляется звездное небо. Снова загорается свет в столовой. Видения исчезают. Окно опять становится зеркалом.

При всей простоте использованных материалов у зрителя возникает ощущение богатства фактуры. Это связано прежде всего с необычным освещением и энергетикой подлинных булгаковских вещей и семейных фотографий из коллекции музея. Старинные звуки вальса булгаковских часов, стеклянный флакон, сохранивший необычный запах духов любимой женщины Булгакова (Л.Е. Белозерской), коллекция бабочек Булгакова и многое другое – все это создает целую Вселенную, способную воздействовать на самые разные чувства зрителя, вовлекая его в мир творчества писателя.

http://aboutrepair.ru/pic/1165992796.jpg http://aboutrepair.ru/pic/1165992800.jpg http://aboutrepair.ru/pic/1165992807.jpg http://aboutrepair.ru/pic/1165992813.jpg

Источник

12

Интервью с Кирой Питоевой, автором научно-художественной концепции музея, зам. директора по научной работе Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова.

– Почему музей "белый"?
– Белый цвет впускает огромное количество смысловых функций: это и время действия романа (декабрь–январь 1918–1919 гг.), и цвет медицинский, и цвет ненаписанного листа, так как Булгаков в Киеве не был писателем. Белый цвет ассоциативно связан с темой бурана как русской междоусобицы, а с другой стороны – с буйным киевским цветением. Очень важно соединение этих двух пластов: смерти – снега и жизни – цветения. Наша сверхзадача – разбить стереотип рассказа о писателе, разбить стереотип понимания Булгакова.

– По-моему, ваш музей совершенно не похож на мемориальный музей писателя.
– Изначально было ясно, что у нас не может быть традиционного музея. Во-первых, мы создавали портрет будущего писателя. Во-вторых, музей имел очень мало экспонатов, которые нельзя было назвать коллекцией. У писателя обязательно есть стол, перо, рукописи – ничего этого не было. Однако среди небольшого количества вещей был один предмет, вокруг которого по сути разыгралась вся экспозиция, – дом. В этом нет ничего оригинального, так как литературно-мемориальный музей чаще всего делается в мемориальном доме. Но у нас не было почти ничего, а дом к этому времени стал легендой, которая зародилась по воле очень известного киевлянина, писателя не менее опального, чем сам Булгаков, протоптавшего дорожку к этому дому и первым назвавшего Домом Турбиных. Это Виктор Платонович Некрасов. К дому этому потянулись не после Булгакова, а после Некрасова. Мы имели дом одушевленный. Надо было выстроить этот удивительный дом, показать его внутреннюю сущность. Внутри дома уже жила легенда, и нужно было сделать так, чтобы она проступала.

– И тогда вы решили использовать свет?
– Я подумала, самое простое, что можно сделать, – зашторить окна, не впустив уличный свет внутрь, но магическое пространство таким образом не создашь. Тогда возникла идея подключить к пространству свет окон, то есть сделать стекла цветными, но прозрачными. Достать цветные прозрачные стекла 10 лет назад было трудно. Эффект, который задумывался – освещение воздуха комнат, – получался только тогда, когда окно прозрачное. У Булгакова во всех его произведениях есть тема света и покоя, тема света и тьмы. Таким образом, я понимала, что свет и цвет становятся компонентами на уровне вещи и слова. Но для того, чтобы свет и цвет заиграли, нужно было подключить еще несколько компонентов, а именно пространство и звук. Пространство у нас уже игровое, а над звуком мы работаем. Нужно было оживить внутреннее пространство таким образом, чтобы оно "играло" как Дом. Дом – это не строение, это сущность, сущность духовная.

– Как изображается свет в произведениях Булгакова?
– Булгаков – великолепный живописец, но его живопись особая. Он пишет не столько цветом, сколько светом. Светоживопись. С одной стороны, свет у Булгакова имеет религиозное проявление (Булгаков из религиозной среды). Отсюда и символика света, а с другой стороны, Булгаков необыкновенно театральный человек. Это мировосприятие и вывело его на театральные подмостки. А театр без света невозможен. Какая потрясающая игра светом описана в драматургии Булгакова! Взять того же Мольера. "Пьеса из музыки и света".

– О Киеве Михаил Афанасьевич замечательно сказал: "Удивительный воздух, удивительный свет".
– Замечено, что сумерки очень важное время суток для писателя. "Белая гвардия", которой посвящена экспозиция, начинается в 9 часов вечера 13 декабря. Поэтому в гостиной нужно было создать ситуацию сумерек. Для чего? Для того, чтобы посетитель попал в другую реальность. Чтобы сразу стало понятно, что речь пойдет и о семье Булгаковых, то есть о жизни, и о семье Турбиных, то есть о творчестве. Поэтому нужно было "сбить" реальность, "сбить" привычное восприятие, опираясь на то, что свет – вещь психологическая и ассоциативная. Известно, что красный раздражает, зеленый успокаивает, оранжевый возбуждает и т.д. На этом качестве цвета построена вся теория цвета Кандинского.

– И теория цвета Гете, которую потом разрабатывал и очень широко использовал д-р Штайнер.
– Цвет входит в ряд дисциплин психологических. И вот мы вступаем в сумерки и начинаем оглядываться, начинаем пристраиваться к тому, что сейчас увидим. Это состояние было задумано как исходное. Для того чтобы подать человеку что-то новое, вначале его нужно оторвать от привычного. Мы помещаем посетителя в это "лиловое поле" – булгаковский цвет.

– Что можно сказать о палитре, которой пользуется писатель?
– У него своя удивительная палитра. Мы встречаем в "Белой гвардии" лиловые тени, лиловые сумерки, лиловый закат. Зеленый свет лампы. Зеленый и лиловый – это цвета модерна. Красный цвет. Без него никак не обойтись, так как Булгаков описывал войну. У нас со временем этот цвет стал вызывать только определенные ассоциации, но именно психологический аспект красного, его возбуждающее свойство будет использовано в экспозиции. Цвет черный и белый. По сути, на этой черно-белой гамме и построена вся экспозиция.

– В каждой комнате свое световое решение?
– В гостиной лиловые сумерки. В комнате Елены розовый теплый свет от лампы, накрытой театральным капором. В комнате Николки горит зеленая лампа. Здесь есть ассоциативная связь с темой интеллектуального труда, а также конкретная жизненная привязка – при свете этой лампы Булгаков писал роман "Белая гвардия". Тяжелее всего, как ни странно, было с медицинским кабинетом. "Белый" – это очень простое и нехудожественное обозначение медицинской профессии. Поэтому окна в кабинете затемнены серым, хоть и описаны белые занавесочки. Серый цвет дает покой, успокоение, что и делает хороший врач. "Красный луч профессора Персикова" разрушает этот покой, с одной стороны, а с другой – несет острую мысль открытия профессора Персикова. Очень важно было создать "книжную" как комнату с пустыми полками, хотя комната теплая, окрашена шоколадным светом. Булгаковская ассоциация: книги, пахнущие старинным шоколадом. Пустые полки подчеркивают то, что утратилось временем. В столовой, где собирается вся семья, задана тема единства, любви, согласия. Именно в этой комнате кремовые шторы. Печь дает отблески. Все теплое, мягкое, обнимающее. Вдруг в уютную маленькую столовую огромной пробоиной вносится черный цвет. Звездное небо. Черный цвет выбивает себе окно для вселенских, космических раздумий.

– Какими способами и средствами вы этого добились?
– Когда я призывала световых мастеров сюда, они мне говорили, что без японской аппаратуры воплотить то, о чем я просила, невозможно. Не получится жизни пространства, его пульсации, прозрачного окрашивания, которое скорее видится внутренним зрением, чем изображается. Мы такой аппаратуры не могли добыть. И тогда я поняла, что осуществить это можно допотопными приемами, а именно театральными – времен Булгакова. Так был сделан "красный луч профессора Персикова" из театрального светильника. А в комнате Алексея все очень просто – это одетые в кожухи театральные прожекторы, которые собирают свет в нужном направлении, когда надо пустить красные сполохи. Зажигающееся небо сделано путем наложения двойного потолка – общего фона и продырявленного. А для того, чтобы создать эффект снега, который попадает в комнату через окно, был использован вертящийся зеркальный шар. Это делают во всех дискотеках, но с другой целью. Обычно этот шар виден, а у нас он упрятан, поэтому заметны только снежные хлопья. Мастера, который делал "снег" в комнате Алексея, мы называли Снежным человеком. Мы вообще пользуемся широкой палитрой: цвет, свет, звук. У нас и запахи есть, не забудьте.

– Какие источники света, помимо измененного дневного света, задействованы в экспозиции?
– Лампа, люстра, фонарь, фонарик, лампа под абажуром, подсветка бликов из печи, свечи, которые зажигаются у нас в музее в особых случаях, лампада и "звезды". И помимо этого театральные световые эффекты.

– Кто делал световые эффекты?
– Все наше, отечественное, сделанное в театральных мастерских Киева. Для того чтобы комната обрела желаемый свет, вместе с основным источником света (люстрой или фонарем) вмонтированы миниспоты, которые зачехлены цветными фильтрами. В театре эти маленькие лампочки называются "бебиками".

– Как специалист по сценографии вы работали с пространством, со светом и с цветом, вплоть до того что изучали театральную световую аппаратуру?
– Музей Булгакова выстроен по законам искусства. В экспозиции заложены механизмы, позволяющие вовлечь посетителя в действо, заставить его вспоминать, воображать, сопереживать и размышлять. Внешняя информация – это лишь повод для того, чтобы прислушаться к себе.

Источник


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Литературно-мемориальный музей М. Булгакова