Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Поэзия красок


Поэзия красок

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

В этой теме ,я хочу предоставить вам стихи известных поэтов,которые посвятили свои стихи картинам известных художников.

В. Рождественский о картине Крамского "Некрасов в период "Последних песен"

Всеволод Рождественский
Некрасов.

Зеленая лампа чадит до рассвета,
Шуршит корректура, а дым от сигар
Над редкой бородкой, над плешью поэта
Струит сладковатый неспешный угар.

Что жизнь — не глоток ли остывшего чая,
Простуженный день петербургской весны,
Сигары, и карты, и ласка простая
Над той же страницей склоненной жены?

Без сна и без отдыха, сумрачный пленник
Цензуры, редакций, медвежьих охот,
Он видит сейчас, разогнув «Современник»,
Что двинулся где-то в полях ледоход.

Перо задержалось на рифме к «свободе»,
И слышит он, руки на стол уронив,
Что вот оно, близко, растет половодье
На вольном просторе разбуженных нив...

Иссохшим в подушках под бременем муки
Ты, муза, России его передашь.
Крамской нарисует прозрачные руки
И плотно прижатый к губам карандаш.

А слава пошлет похоронные ленты,
Венки катафалка, нежданный покой
Да песню, которую хором студенты
Подхватят над Волгой в глуши костромской.

И с этою песней пойдут поколенья
По мерзлым этапам, под звон кандалов
В якутскую вьюгу, в снега поселений,
В остроги российских глухих городов.

И вырастет гневная песня в проклятье
Надменному трону, родной нищете,
И песню услышат далекие братья
В великой и страстной ее простоте.

http://s60.radikal.ru/i170/0903/c7/ead1dd18fe7a.jpg
Некрасов в период "Последних песен"

Уже в начале 1877 года ни для кого не было тайной, что Некрасов тяжело болен и что дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе.
"Если, когда ты получишь мое письмо, Некрасов будет продолжать дышать, — писал Чернышевский своему двоюродному брату из ссылки, — скажи ему, что я горячо любил его, как человека, что я благодарю за его доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек высокого благородства души и человек великого ума. И как поэт он, конечно, выше всех русских поэтов".
Близко принял к сердцу болезнь Некрасова и высоко ценивший его творчество Павел Михайлович Третьяков. Как раз в семидесятых годах он задался благородной целью собрать в своей галерее портреты выдающихся людей России. Портрета Некрасова у него еще не было, а тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И. Н. Крамскому, который и ранее выполнял для него подобные заказы.

http://www.russianculture.ru/formp.asp?ID=69&full

Отредактировано Sadko (Вс, 29 Мар 2009 16:41:27)

2

Самойлов о картине Саврасова "Грачи прилетели"

http://s57.radikal.ru/i157/0903/0f/858123a29b18t.jpg
Грачи прилетели. 1871 Государственная Третьяковская галерея, Москва

А Давид Самойлов под впечатлением от «Грачей» написал стихотворение.

Стояли они у картины:
Саврасов. "Грачи прилетели".
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
- Саврасов. "Грачи прилетели" -
Хорошая это картина.

Мужчина был плохо одетый.
Видать, одинокий. Из пьющих.
Она - из не больно красивых
И личного счастья не ждущих.

Ее проводил он до дома.
На улице было морозно.
Она бы его пригласила,
Но в комнате хаос и поздно.

Он сам напросился к ней в гости
Во вторник на чашечку чая.
- У нас с вами общие вкусы
В картинах, как я замечаю.

Два дня она драила, терла
Свой угол для скромного пира.
Пошла, на последние деньги
Сиреневый тортик купила.

Под вечер осталось одеться,
А также открытку повесить -
"Грачи прилетели". Оделась.
Семь, восемь. И девять. И десять.

Семь, восемь, и девять, и десять.
Поглядывала из-за шторки.
Всплакнула. И полюбовалась
Коричневой розой на торте.

Себя она не пожалела.
А про неудавшийся ужин
Подумала: "Бедненький тортик,
Ведь вот никому ты не нужен.

Наверно, забыл. Или занят...
Известное дело - мужчина..."
А все же "Грачи прилетели"
Хорошая очень картина.

3

Рюрик Ивнев к Петрову-Водкину

Рюрик Ивнев
К. С. Петрову-Водкину

Кроваво-красный конь,
К волнам морским
стремящийся,
С истомным юношей на выпуклой спине.
Ты, как немой огонь, вокруг костра клубящийся,
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне.
Зрачки расширились...
Стою в святом волнении,
И слышу запах волн,
поющих о весне,
И слышу шепот душ,
измученных в горении,
И, юноша, твой плач
на огненном коне.
Там, где лежит туман,
где степь непроходимая
Зелено-ярких вод —
поют о новом дне.
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить,
а здесь мы, как во сне...

http://s44.radikal.ru/i103/0903/74/120f2c72c9fat.jpg
К. С. Петров-Водкин. Купание красного коня

Картина "Купание красного коня" принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Это было этапное произведение в творчестве художника. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке "Мир искусства", причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью - поверх всей выставки, "как знамя, вокруг которого можно объединиться". Но если одни воспринимали "Купание красного коня" как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.

http://www.ikleiner.info/lib/picture/picture-0074.shtml

4

Картина Сурикова "Меншиков в Березове"

http://s46.radikal.ru/i114/0903/04/68ea28c0cec4t.jpg

Сейчас, наверное, практически невозможно представить себе цельного восприятия образа Александра Меншикова без знаменитой картины Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Березове».
Вот что сам художник рассказывал Максимилиану Волошину о замысле картины и работы над ней:
«В восемьдесят первом поехал я жить в деревню - в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми. (Женился я в 1878 году. Мать жены была Свистунова - декабриста дочь. А отец - француз). В избушке тесно было. И выйти нельзя - дожди.
Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... - Меншиков! Сразу всю картину увидал. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву. Потом ездил в имение Меншикова в Клинском уезде. Нашел бюст его. Мне маску сняли. Я с нее писал.
А потом нашел еще учителя-старика - Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый - совсем Меншиков. „Кого Вы с меня писать будете?" - спрашивает. Думаю: еще обидится - говорю: „Суворова с Вас рисовать буду". Писатель Михеев потом из этого целый роман сделал. А Меншикову я с жены покойной писал. А другую дочь - с барышни одной. Сына писал в Москве с одного молодого человека - Шмаровина сына.
В 1883 году картину выставил».
Выставленная 2 марта 1883 года в Петербурге на XI выставке картин Товарищества Передвижных Художественных Выставок картина «Меншиков в Березове» сразу привлекла к себе внимание. Вокруг нее сразу же закипели горячие споры, а Крамской сказал, что если Меншиков встанет, то пробьет головой потолок.
А в 1920 году Михаил Кузмин написал такое стихотворение-ассоциацию:

Декабрь морозит в небе розовом,
нетопленный чернеет дом,
и мы, как Меншиков в Берёзове,
читаем Библию и ждем.

И ждем чего? Самим известно ли?
Какой спасительной руки?
Уж вспухнувшие пальцы треснули
и развалились башмаки.

Уже не говорят о Врангеле,
тупые протекают дни.
На златокованном архангеле
лишь млеют сладостно огни.

Пошли нам долгое терпение,
и легкий дух, и крепкий сон,
и милых книг святое чтение,
и неизменный небосклон.

Но если ангел скорбно склонится,
заплакав: "Это навсегда",
пусть упадет, как беззаконница,
меня водившая звезда.

Нет, только в ссылке, только в ссылке мы,
о, бедная моя любовь.
Лучами нежными, не пылкими,
родная согревает кровь,

окрашивает губы розовым,
не холоден минутный дом.
И мы, как Меншиков в Берёзове,
читаем Библию и ждем.

Отредактировано Sadko (Вс, 29 Мар 2009 17:30:22)

5

Картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван"

http://s51.radikal.ru/i131/0903/d7/9cbf5dd6670bt.jpg

29 января 1913 года в Третьяковской галерее молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови!» изрезал ножом знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». Три пореза прошли по лицу царевича, однако не затронув глаз. Репин был уверен, что его работа безвозвратно погублена. «Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного — от середины виска, пересекая ухо, до плеча, — второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного», — вспоминал Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960), который вместе с Дмитрием Федоровичем Богословским (1870–1939) вернул картину к жизни.

Городницкий о картине:

Я вижу старинный московский дворец
И кровь на подушках дивана.
Там сына родной убивает отец,
Иван убивает Ивана.
Убийца, себя истребляющий сам,
Его обвинять не рискую, -
Виною всему праотец Авраам,
Замысливший жертву такую,
Который, не в силах любовь побороть,
Готов на посмертную муку,
Не зная о том, что удержит Господь
Его занесённую руку.
Я слышал однажды: как нерв напряжён,
Безлюдной вечерней порою,
Безумец ударил картину ножом
И крикнул: "Достаточно крови!".
И там, где отметина эта видна.
Где лезвие холст разрезало,
Всё капает, капает кровь с полотна
На плинтус музейного зала.

6

Картина Ярошенко "Всюду жизнь"

http://s43.radikal.ru/i100/0903/af/47eeedaaef34t.jpg

В 1888 году на XVI выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь». До сих пор нет единого мнения по поводу того, какой смысл вложил художник в свою работу.
Пытался ли Ярошенко таким образом символически показать, что в тюрьмах и ссылках томились не преступники, а обычные люди, ставшие жертвами политической и социальной несправедливости? Стремился ли запечатлеть светлую минуту в жизни арестантов, кормящих голубей через решетку во время остановки тюремного вагона? Хотел ли показать человечность людей, отвергнутых обществом? Или все вместе?
А Лев Толстой, между прочим, называл эту картину "Голуби"...

Марк Лисянский посвятил картине замечательное стихотворение:

Я люблю картину Ярошенко
"Всюду жизнь". Люблю ее давно.
Посмотрите: вот глядит с простенка
Мальчик сквозь тюремное окно.
Вспомнив на минуту,
Не забудьте,
Как мальчонка, улыбаясь нам,
Смотрит сквозь заржавленные прутья
И бросает крошки голубям.
А вокруг ребенка арестанты
С добрыми морщинками у глаз.
Жизнелюбы, мастера, таланты,
Чьи шедевры не дошли до нас.
Жизнь им застилала ясны очи,
Убивала - не могла убить,
А они ее любили. Очень!
Завещали нам ее любить.

7

Песнь о Вещем Олеге" в иллюстрациях В. М. Васнецова
http://i080.radikal.ru/0904/d0/4f46fa0fc673.jpg

В конце 1890-х годов В. М. Васнецов работал над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина для академического издaния к столетию со дня рождения поэта в 1899 году. Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукaписных книг. Васнецрв создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. Cам текст был написан художником Виктором Замирайло.

В песне о вещем Олеге Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.

"Песнь о вещем Олеге" Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их селы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

8

"Девочка на фоне персидского ковра" Врубеля
http://i006.radikal.ru/0905/f8/728b915ca529.jpg

Ирина Сазонова.

Девочка в завесе пестрого шатра,
Ты и беззащитна и уже мудра…
Из восточной сказки ты сюда пришла,
Тихо опустилась на узор ковра…
Сказочник принцессу призрачных миров Роскошью окутал пурпурных ковров,
Обвил ожерельем и в шелка одел –
Но зажечь весельем так и не сумел!
Руки слишком тонки – роз не удержать, Робкому ребенку мира не понять!
Красота пугает – с нею сложно жить!
Правду постигая – как же не грустить!
Всё в тебе наметив, но недосказав,
Главное он встретил, твой творец – глаза!
Демон ли парящий, Лебедь, Волхова –
Из очей глядящей в жизнь из волшебства…

9

Садако Сасаки и "Журавли" Расула Гамзатова

Садако Сасаки (7 января, 1943 — 25 октября, 1955) японская девочка, жившая в городе Хиросима, Япония.
Во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым и активным ребенком.
В ноябре 1954 у нее проявились первые признаки лучевой болезни. 21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом «лейкемия».
От своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки ей кусочков бумаги.
25 октября 1955 года она умерла, успев сделать более тысячи бумажных журавликов.
Вдохновленные ее мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали ее письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.
В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире»
Существует так же статуя Садако в Парке Мира городе Сиэтл, США.
Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны.
В 1969 году известный поэт Расул Гамзатов, вдохновленный историей Садако, написал одну из наиболее известных своих поэм, «Журавли».

http://ru.wikipedia.org/wiki/Садако_Сасаки

http://s60.radikal.ru/i170/0905/bd/ea6773e36b61.jpg
http://s54.radikal.ru/i144/0905/b6/0b6c35568d09.jpg
http://s58.radikal.ru/i162/0905/67/b882a8d32db3.jpg

ЖУРАВЛИ

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

10

Александр Блок о картине В. М. Васнецова "Гамаюн"
http://i031.radikal.ru/0905/7a/3e14bf400912.jpg
В. М. Васнецов. Гамаюн

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

11

Рембрандт Ирины Сазоновой
http://s53.radikal.ru/i139/0905/bd/5acecfefff85t.jpg
"Автопортрет с Саскией"

Ирина Сазонова
АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЮ НА КОЛЕНЯХ.

Автопортрет с женою на коленях:
Счастливейший момент запечатлен!
И гений не увяз в своих сомненьях-
А должен быть толпе угоден он?

Здесь Рембрандт в славе, он любим, женат,
Еще довольно молод и богат,
Не написал еще "Ночной дозор"-
И свой восторг и тяжкий свой позор...

Не потерял он Саскии своей,
Богатства, славы, сына и друзей.
Все впереди -- но он того не знает.
Художник долго счастлив не бывает!

12

А. Д. Дементьев о Врубеле
http://s44.radikal.ru/i105/0905/b2/3d35bb214aedt.jpg
М. А. Врубель. Автопортрет. 1885

Андрей Дементьев

МОНОЛОГ ВРУБЕЛЯ

Даже если ты уйдешь,
Если ты меня покинешь, -
Не поверю в эту ложь,
Как весною в белый иней.

Даже если ты уйдешь,
Если ты меня покинешь, -
О тебе напомнит дождь,
Летний дождь и сумрак синий.

Потому что под дождем
Мы, счастливые, ходили.
И гремел над нами гром,
Лужи ноги холодили.

Даже если ты уйдешь,
Если ты меня покинешь, -
Прокляну тебя... И все ж
Ты останешься богиней.

Ты останешься во мне,
Как икона в божьем храме.
Словно фреска на стене,
Будто розы алой пламя.

И пока я не умру,
Буду я тебе молиться.
По ночам и поутру,
Чтоб хоть раз тебе присниться.

Чтоб проснулась ты в слезах.
И, как прежде, улыбнулась...
Но не будет знать мой прах,
Что любимая вернулась.

13

Игорь Северянин о Врубеле
http://s50.radikal.ru/i127/0905/01/162cdab2b5a9t.jpg
М. А. Врубель. Автопортрет. 1882

ВРУБЕЛЮ.

Так тихо-долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной...
Так странно-тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки
Лица, трагически безликого...
Душа впитала все невидимки,
Дрожа в преддверии великого...

Но дерзновенье слепило кисти,
А кисть дразнила дерзновенное...
Он тихо таял,- он золотистей
Пылал душою вдохновенною...

Цветов побольше на крышку гроба:
В гробу - венчанье!.. Отныне оба -
Мечта и кисть - в немой гармонии,
Как лейтмотив больной симфонии.

14

"Царевна-Лебедь" Врубеля
http://s53.radikal.ru/i140/0905/69/377bd655cfe6t.jpg

Андрей Белянин
ВРУБЕЛЬ. ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ

Царевна-Лебедь...
Опускаю руки
И чувствую безумное желанье,
Как пред иконой, преклонить
Колени...
Мои мечты, души бурлящей муки
И сердца сбой, неровное дыханье
Сквозь образы бесовских
Наваждений,
Как облака, облитые закатом,
В волшебной раме
Камышей прибрежных
Как серебро,
Как молоко,
Как снег...
И хлам забот уносится куда-то:
Я вижу крыльев трепетную нежность
И этот взгляд
Из-под смущенных век.
Царевна-Лебедь, не молчи, молю!
Кто втиснул в кисти дивное искусство,
Заставив хаос
Красок бессловесных
Твердить:
- Люблю...
Люблю...
Люблю?!
До святости возвысив это чувство,
Что рухнуло лавиною отвесной,
Заставив обожженный горем разум
Из ничего на холст явить нам
Чудо!
В которое и сам не вправе верить:
То из былин или славянских сказок,
Из тьмы веков,
А может, ниоткуда?
И вдохновенье можно ли измерить?
...Мне кажется, ты дышишь.
И дыханье
Плывет печальной ласкою на плечи
Далекого и близкого сюжета,
Как первое любовное признанье,
Что душу так томит
И сердце лечит.
Ты только не молчи...
Но нет ответа.
Царевна-Лебедь!

15

"Рембрандт"- Новеллы Матвеевой
http://i049.radikal.ru/0906/85/38df093d7444t.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн. "Автопортрет. 1658"

Новелла Матвеева
Рембрандт

Он умер в Голландии,
холодом моря повитой.
Оборванный бог,
нищий гений.
Он умер
и дивную тайну унес нераскрытой.
Он был королем светотени.
Бессмертную кисть,
точно жезл королевский,
держал он
Над царством мечты негасимой
Той самой рукою,
Что старческой дрожью дрожала,
Когда подаянья просил он.
Закутанный в тряпки,
бродил он окраиной мутной.
У двориков заиндевелых
Ладонь исполина
он лодочкой складывал
утлой
И зябко подсчитывал мелочь.
Считал ли он то,
сколько сам человечеству отдал?
Не столько ему подавали!
Король светотени --
Он все ж оставался голодным,
Когда королем его звали.
Когда же, отпетый отпетыми,
низший из низших,
Упал он с последней ступени,
Его схоронили
(с оглядкой!)
на кладбище нищих.
Его -- короля светотени!
....Пылится палитра...
Паук на рембрандтовой раме
в кругу паутины распластан...
На кладбище нищих
в старинном седом Амстердаме
Лежит император контрастов.
С порывами ветра
проносится иней печально,
Туманятся кровли и шпили...
Бьет море в плотины...
Не скоро откроется тайна,
Уснувшая в нищей могиле.
Но скоро в потемки
сквозт вычурный щит паутины
Весны дуновенье прорвется:
Какие для славы откроются миру картины
В лучах нидерландского солнца!
И юный художник,
взволнванный звонкой молвою,
И старый прославленный гений
На кладбище нищих
С поникшей придут головю
Почтить короля светотени.
А тень от него не оступит.
Хоть часто
Он свет перемешивал с нею.
И мастер контраста -- увы! --
не увидит контраста
Меж смертью и славой своею.
Всемирная слава
пылает над кладбищем нищих:
Там тень, но и солнце не там ли?
Но тише!
Он спит.
И на ощупь художники ищут
Ключи от замкнувшейся тайны.

16

Фернан Кнопф
Название этого произведения знаменитого бельгийского символиста Ф. Кнопфа взято из стихотворения Кристины Росетти. Кроме того, анализируя картину искусствоведы обычно указывают на близость полотна к прерафаелитам.
http://s41.radikal.ru/i091/0906/0c/6f8f2ec5db88.jpg

КТО ВЫПУСТИТ МЕНЯ?
(Кристина Г. Росетти, 1876)

Бог дал мне сил, я охраню себя.
Весь тяжкий груз снесу из года в год,
Неотделимый груз забот.

Всех прочих не пущу в себя.
Я дверь закрыла, здесь их нет,
Их скуки, суматохи, бед.

Я заперла себя,
Чтоб их не пропускать, но кто закрыт
Сам от меня, и люто ненавидит всех?

Эх, если б я могла угомонить себя,
Очистить до погони, раз не избежать!
Смерть всех нас быстро будет гнать.

И если б я смогла остановить себя,
И снова путь начать с светящейся душой
Дорогою, что не один уже прошел!

Бог выставил меня против меня,
Как трус чей голос вдруг дрожит,
Как трус, что к простоте бежит.

Сама я предаю себя.
Мой друг пустой, мой смертный враг,
Препон, куда я не пойду.

Но все же всякий может обуздать меня,
Сорвать с меня душащий груз,
Сломать ярмо. И я с крючка сорвусь.

17

Пауль Клее
http://i075.radikal.ru/0907/7c/5588531fe163.jpg
Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.
Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну. С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. В 1911 вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник», познакомился с Арпом. В 1912 в Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Таможенника Руссо, Брака. Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис, его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 познакомился с Рильке. В 1916—1918 участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта.
В 1920 вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. С 1920 по 1930 он преподавал в Баухаусе. В 1925 участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию. В 1935 большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе.
Был похоронен в г. Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.

http://i052.radikal.ru/0907/72/28e91a87dc6et.jpg
http://s08.radikal.ru/i181/0907/1c/f3bb4c5f55c5t.jpg
http://s06.radikal.ru/i179/0907/fb/24108153f92dt.jpg

Арсений Тарковский
ПАУЛЬ КЛЕЕ

Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,

Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.

Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды,

Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне

Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.

Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней!
Если б Клее был намного злее,
Ангел смерти был бы натуральней,

И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости!
Но скажите мне: на что нам это?

На погосте хуже, чем в музее,
Где порой вы бродите, живые,
И висят рядком картины Клее -
Голубые, желтые, блажные...

18

Одесский Оперный Театр

http://s003.radikal.ru/i201/1001/f0/3876e1ca4248.jpg
(Автор – Сыров Валерий Михайлович)

Поэзия на тему…

Отрывок из "Евгения Онегина":
"...Финал гремит; пустеет зала;
Шумя, торопится разъезд;
Толпа на площадь побежала
При блеске фонарей и звезд,
Сыны Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривый,
Его невольно затвердив,
А мы ревем речитатив.
Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-легкая завеса
Объемлет небо. Все молчит;
Лишь море Черное шумит..."

Одесский Оперный Театр cтроился он на протяжении пяти лет (1804-1809 годы), главным автором проекта был архитектор Тома де Томон, к тому времени уже спроектировавший множество зданий в Петербурге.
В 1810 театр уже открыли, первыми представлениями были опера Фрелиха "Новое Семейство" и водевиль "Утешенная вдова". В 1873 году в театре случился страшный пожар, и здание было просто уничтожено.
И только спустя одиннадцать лет театр отстроили, точнее - построили новый, на месте старого. Проект нового театра принадлежал венским архитекторам Фельнеру и Хельмнеру, спроектировавшим театры во многих городах Европы.
В 1925 году снова случился пожар, но здание в этот раз не сгорело, пострадала только сцена и часть зрительного зала.
Во время Второй Мировой войны, Одесский Оперный, хотели уничтожить фашисты, но, к счастью, не успели.

Некоторые скульптуры:
http://s002.radikal.ru/i199/1001/72/4fc473092a4et.jpg
http://i080.radikal.ru/1001/3c/b40ef6e8e466t.jpg
http://s11.radikal.ru/i183/1001/07/6baf42bd8a3ct.jpg
http://s003.radikal.ru/i204/1001/82/12deb2bac592t.jpg

Общий вид:
http://s004.radikal.ru/i208/1001/c6/97eff0af8864t.jpg

19

Леонардо да Винчи

http://s003.radikal.ru/i203/1002/0a/1b22e5a3e36e.jpg
Автопортрет

Огюст Барбье
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Привет, Флоренции великий сын! Твой лик
С крутым высоким лбом, с волнистой бородою
Прекрасней для меня могущества владык,
И я, восторга полн, склоняюсь пред тобою!

Что честь, добытая кровавою войною,
Перед сокровищем души твоей, старик?
Что лавры тщетные и почести герою
Пред дивной порослью искусств и мудрых книг?

Почет, почет тебе! Твой животворный гений
Фантазии полет и мудрость рассуждений
Двойным могуществом в живом единстве слил.

Подобен солнцу ты, что на пути небесном,
Склоняясь, восходя, в могуществе чудесном
Живит поля земли и водит хор светил.

Свернутый текст

БАРБЬЕ Огюст [Auguste Barbier, 1805-1882] - французский поэт, принадлежавший к романтической школе; выступил на лит-ое поприще непосредственно после установления Июльской монархии (сборн. "Ямбы" - "Jambes", 1831). Романтический пафос, с к-рым Б. воспел борьбу народа в июльские дни и осмеял трусость и предательство буржуазии, после победы реакции сменился таким же романтическим отчаянием, вызванным гибелью свободы и ее завоеваний ("Ямбы", "Добыча", "Лев", "Популярность" и др.). Свобода, представлявшаяся Б. в дни переворота "могучей женщиной", к-рая "любит крики народа", "бой барабанов", "людей сильных, как она сама", - эта свобода после ее поражения превратилась для Б. в холодную аллегорию, в "бессмертную", "прекрасную" "богиню", которую поэт воспевает наравне с отечеством, любовью, богом, воспевает как добродетель в ряду других добродетелей. По мнению Б. в гибели свободы виноваты не столько правящие классы и не столько непостоянство и вероломство народа, легко изменяющего своим кумирам, сколько то, что она, как всякая добродетель, как "чистая дева", не могла существовать в век "грязи" и "порока". По мере укрепления режима Луи-Филиппа (когда "будущее стало темно") Б. все более склонялся к мысли, что боровшиеся в Июле были "несчастными безумцами". В своем отчаянии Б. обратился к героическому прошлому, когда народ, к-рому ныне "хватает дыхания самое большее на три дня", был подлинно "львом", поражавшим всех своих врагов. Вообще Б., несвободный от религиозного чувства, от культа природы, охотно противопоставлял настоящему прошлое, развращенному городу с его заводами и чудовищными машинами (машина у Б. - "гиппопотам", "смертоносная змея") - идиллию сельской жизни, в к-рой "грудь не разбивается о холодные машины" и человек, занятый "простыми трудами", наслаждается жизнью, как "полем золотой ржи". Ненависть к машине, приносящей, по мнению Б., больше бедствий, чем благ, мрачная убежденность в том, что город не даст счастья человеку, говорят о социальной природе Б. В то же время именно эти взгляды Б. придают замечательную силу тем произведениям, в к-рых он рисует бедственное положение городского рабочего, его нищету, зависимость от хозяев. В таких произведениях, как напр. "Стальная лира", он изображает условия труда заводских рабочих, работниц, к-рые "несчастнее животного", ибо не вправе оторваться от "жестокой машины" даже для того, чтобы накормить своих детей, не вправе выйти из повиновения хозяину, думающему только о том, чтобы "раздавить своих соперников", и о прибылях. Однако, даже описывая тяжелую жизнь ньюкестльских шахтеров, Б., навсегда ушибленный неудачей июльских дней, не вызывает более образа Свободы; его шахтеры не хотят "свергать существующего порядка", они желают лишь "смягчить сердца власть имущих", "напомнить" им, что трудящиеся - "основание храма", что, разрушив его основание, правящие классы "рухнут вместе с ними". Так. обр. эпоха реакции ввела в определенные и довольно узкие границы революционную стихию поэзии Б. первого периода его творчества.

"Ямбы" пользовались огромным успехом не только в революционно настроенных кругах французской интеллигенции, но и за пределами Франции, в частности в России. Поэзию Б. ценили ЛермонтовЛермонтов (см.) и особенно поэты-петрашевцы (Плещеев и др.). К недостаткам Б. следует отнести его склонность к злоупотреблению ораторскими интонациями, расчет на декламацию, на "крик". Эти черты делают многие произведения Б. напыщенными. Все вещи, созданные Б. после "Ямбов" ["Сильвы" (Silves, 1864), "Сатиры" (Satires, 1868), "Героические рифмы" (Rimes héroiques) и др. стихи; драматические этюды ("Юлий Цезарь", "Бенвенуто Челлини"); проза ("Trois passions", "Contes du soir", "Histoires de voyage"); переводы из Шекспира (см.), Кольриджа (см.) и др. (сборн. "Chez les poètes")], не прибавили ничего к славе, к-рую Б. завоевал себе своими первыми стихами.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Поэзия красок