Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более
двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно
находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая,
насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном
состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.
Фламенко по сути - продукт поглощения, впитывания, слияния различных
культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков
фламенко много лет назад сказал: "Можно петь в сопровождении оркестра, а
можно - в сопровождении свирели, подо все можно петь!" Новое фламенко не родилось в 80-ые, это "другое" фламенко существует уже много десятилетий. Движение - вот, что важно. Движение означает жизнь.
Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков.
История этого истинно андалузского продукта испанской культуры, который
поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и
загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и
представляет собой некое коллективное творение. О фламенко же известно, что
оно существует около двух веков. Что в основе? Красивые мавританские
мечтания, непостижимые фантазии, сладострастие, когда всякая логика
утрачивает силу:?
В 19-м веке термин "фламенко" обретает более конкретное содержание, нам
близкое и привычное. Кроме того, в середине века это определение начинает
применяться к искусству. Согласно утверждениям исследователей, первые
исполнители фламенко появились в Мадриде в 1853 году, а в 1881 уже
публикуется первый сборник песен фламенко Мачадо и Альвареса. С появлением
кафе кантанте, в которых исполнение фламенко начинает носить профессиональный
характер, ведется непрерывная борьба между теми, кто яростно защищает
чистоту искусства, и сторонниками дальнейшего распространения и развития
фламенко.
В 20-м веке фламенко возрождается, обогащается за счет авторских
интерпретаций, нововведений. Да, корни фламенко теряются в таинственном
прошлом, но в течение последних двух веков оно обретает форму, претерпевая
немногочисленные принципиальные изменения, с тех пор как вышло за рамки той
первоначальной среды, его породившей. Практически не осталось места для
экспериментов, что объясняется абсолютным культом традиционного исполнения.
Несмотря на то, что в настоящее время песни исполняются так же протяжно, как
и в былые времена, такого эмоционального надрыва, какой мы можем слышать на
записях первой четверти 20-го века, уже нет.
Говоря об изменениях, мы имеем в виду авторские римейки и аранжировки,
появляющиеся повсеместно, как снежный ком. В этом смысле стоит упомянуть
громадный труд, составленный Антонио Майреной (1909-1983), который сказал,
что пение фламенко не может носить глобальный характер. Несмотря на то, что
этот певец является сторонником всеобъемлющего знания о данном виде
искусства, возникло много споров о том, справедливо ли отнесение к фламенко
различных песенных жанров, представленных в его труде.
Песенные стили уже сформированы, и к генеалогическому дереву больше нечего
добавить. Фламенко - фольклорное творчество, находящееся за семью печатями,
поэтому так хорошо сохранившееся почти в первозданном виде. В настоящее
время наблюдается тенденция к сохранению искусства в чистом виде: фламенко
тем лучше, чем более выдержанный вкус имеет.
Сделать революцию во фламенко по силам только выдающимся артистам
исключительных способностей, которые чтят традиции. Стоит упомянуть дуэт
величайших артистов фламенко, проработавших большую часть своих жизней
вместе: Камарон и Пако. Четверть века назад появились творческие группы
исполнителей с мировым признанием, среди которых Пако де Лусия и Маноло
Санлукар (гитара), Антонио Гадес и Марио Майя (танец), Камарон и Энрике
Моренте (пение). Диктатура кончилась, и фламенко начинает окрашиваться в
иные цвета. Вводятся новые музыкальные инструменты, появляются новые
музыкальные формы в пении и игре. Яркий тому пример - творчество Пако де
Лусия и Камарона, которые для целого поколения дали новое определение
фламенко.
Тем не менее всегда найдутся инакомыслящие и несогласные, как то:
исполнители фламенко, отказавшиеся от соблюдения традиций, музыканты других
направлений, интересующихся фламенко; беспокойные души от других музыкальных
традиций. История фламенко - нескончаемая цепь нововведений и примесей, но
любая эволюция всегда имеет двойственное значение.
Естественное развитие. Возникнув, фламенко исполнялось в семейном кругу и не
выходило за его пределы. Дальнейшим распространением и развитием оно
обязано истинным творцам-исполнителям, искавшим свои пути развития и именно
поэтому оставившим след в истории.
Последний виток развития фламенко сводится к реинтерпретациям. Не имеется в
виду прогресс как таковой (например, введение новых инструментов), а попытки
возродить фламенко, вернуть ему былую славу. Нет смысла отрицать, что
большая часть правил была создана для того, чтобы быть нарушенными, но как
бесписьменное музыкальное творчество, как любое закрытое и потому хорошо
сохранившееся фольклорное явление фламенко должно быть сдобрено страстью.
В конце 20 века можно говорить о "смешанном культурном элементе". Наибольшую
ценность в этом смысле представляют смелые эксперименты, в которых должное
уважение отдается первозданным ритмам. Чтобы говорить об авангардизме,
необходимо вернуть те глубокие, затрагивающие душу чувства, которые с каждым
разом все реже встречаются во фламенко.
Смешение различных культур в современной Испании не дань моде, но очень
древняя история с глубоким смыслом. Испания - пограничная область Европы,
состоящая из различных рас и культур как следствие. Её сила заключается в
том, что она может все ненужное отфильтровать. Нельзя идти на поводу у моды
и составлять мозаику из музыкальных групп, представляющих разные фольклорные
течения. Необходимо проделывать двойную работу: привезти из-за границы то,
что нужно, впоследствии тщательно переварить, пропустить через себя, чтобы
сделать явлением собственной страны. Конечно, мы не призываем сесть на
самолет, облететь земной шар, нахватать всякого-разного оттуда и отсюда,
чтобы бросить потом в кастрюльку, а повар нам приготовит новый жанр и ритм
по моде этого сезона.
Есть определенный смысл в том, что приверженцы фламенко чтят традиции, что
имеет и положительные, и отрицательные стороны. В частности, строгое
следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Пение,
стили, мелодия фламенко подобны живому организму: они заслуживают уважения,
что означает постоянное развитие, а всякое движение, как известно, есть
жизнь.
В таком стремительно развивающемся индустриальном обществе, как современное,
где идеалы обесцениваются, где искусство перестает иметь значение, вполне
понятны пессимистические настроения фламенкогологов, которые за искусством
фламенко не видят будущего и описывают его в своим трудах, как если бы это
было мертвое искусство. "Фламенкогология" (или "фламенковедение") как наука
копается в прошлом. Книга с таким название была написана Гонсалесом
Климентом в 1955 году и дала название разделу искусствоведения, изучающего
фламенко. Ввиду отсутствия письменных документальных доказательств, ученые
много времени занимались гипотезами происхождения фламенко, что сделало его
достаточно закрытым и непопулярным искусством. Дальше больше: постоянные
нравоучения и вознесение на пьедестал идеалов.
В качестве доказательства тому, что фламенко до сих пор живо, выступает тот
факт, что фламенко не чуждо другим культурным или социальным течениям. В
начале 20 века его начали исполнять в кафе кантанте Фалья, Лорка, Нинья де
лос Пейнес подняли его на интеллектуальный уровень; Маноло Караколь и Пепе
Марчена способствовали появлению фламенко на радио и на аудионосителях; оно
вошло в историю музыки с Майрена и приблизилось к культовой поэзии с
Менесе. Пако де Лусия и Камарон добавили немного мотивов хиппи, Пата Негра -
настроения панк-культуры, Кетама, Хорхе Пардо и Карл Бенавент - джазовых нот
и ритмов сальсы.
Очень хотелось бы обратить внимание на то, что чистота исполнения фламенко
превратилась в разменную монету, в аргументы, к которым прибегают
журналисты, которым больше не о чем писать. Весьма радует то, что появилось
поколение, которому удалось избежать споров о чистоте и нововведениях в
искусстве фламенко.
В настоящее время достаточно затруднительно дать оценку тому, что
происходит. Сейчас найдутся такие, кто скажет, что за последние 50 лет
сильно ухудшились и техника исполнения, и ритмика, что достойно внимания
только пение стариков. Другие считают, что лучшего момента для фламенко, чем
в настоящее время, и не найти. "Фламенко только за последние 15 лет
претерпело больше изменений, чем за всю свою историю", - утверждает
Барберия, который, как многие другие, за точку отсчета нового видения
фламенко принимает диск Камарона де ла Исла "Легенда времени", вышедший в
1979 г.
Чистое фламенко не старое фламенко, но древнее, от этого более ценное. Во
фламенко умирающий почтенный старец подобен сожженной книге, сломанному
диску. Если говорить о музыкальном примитивизме, чистоте и подлинности
исполнения, становится очевидным сложность сделать что-то новое. Когда
певец исполняет песню, а музыкант аккомпанирует ему на гитаре, они оба как
бы осуществляют акт воспоминания. Чувства - это тень памяти.
Огонь, умирающий для того, чтобы родиться, - это фламенко". Такое
определение дал ему Жан Кокто. Тем не менее, во фламенко очень много "клубов
по интересам": наравне со сторонниками чистоты стиля есть и приверженцы
новых форм и звучаний. Именно поэтому очень важно сотрудничество
музыкантов, представляющих различные направления. Здесь уместно вспомнить
совместные работы Пако де Лусия и Кетама.
И в довершение хочется привести высказывание Альвареса Кабальеро, одного из
наиболее влиятельных современных критиков:"Только дуэт певца и гитариста на
сцене встретишь крайне редко, это скоро станет архаизмом. Тем не менее, мне
очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах". Он, безусловно, ошибется.
"Чистое" фламенко не исчезнет.
http://www.flamencoclub.ru/?action=Page&ID=21