Кулдига, вечер дня пятого.
Так вышло, что к месту ночевки под Кулдигой я прибыл довольно-таки рано, после трех часов дня. Дневные перегоны у меня были большими только в первые пару дней, потом получались меньше - по 80 - 100 км, выезжая рано утром как раз в середине дня добираешься до места следующей ночевки, есть еще время осмотреться, погулять по округе и отдохнуть.
Разгружаю велосипед, переодеваюсь, оставляя ту одежду, в которой ехал проветриться, Еду в сторону Кулдиги. Перед самим городом окружная дорога, От неё отходят ответвления по разным направлениям, попутно выясняю куда и как мне ехать завтра.
На окраине города решаю основательно подкрепиться, старался хотя бы раз в день съедать что-то горячее. По опыту знаю, что в центре с кафешками может быть неувязочка. И почему в качестве гарнира везде предлагается картофель фри? Я бы с удовольствием той же гречки, или риса откушал. Хоть салаты зелёные имеются и то ладно.
Плана захвата осмотра Кулдиги у меня не было, Руководствовался принципом - куда глаза глядят. Тем не менее сразу попал в самый центр - на городскую площадь.
От площади к историческому центру города двигаюсь по пешеходной части ул. Лиепаяс - очень живописная и романтичная улочка.
И сразу встречаю Герцога Екаба, как бы телепортировавшегося из глубины веков.Герцог Якоб Кетлер человек образованный и предприимчивый, его вклад в развитие Курляндского герцогства сравним с деятельностью Петра I в России. Неоднократно встречался со следами его деятельсти, вспомнить хотя бы город Екабпилс.
Герцог, кстати уроженец Голдингена, так назывался практически не сохранившийся замок в Кулдиге.
Многие строения либо деревянные, либо смешанные - кирпич и дерево. Мировые войны не затронули Кулдигу, потому здесь так хорошо сохранились постройки начиная с XVII века.
Православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Освящена 5 декабря 1871, её я углядел чуть в стороне от центральной пешеходной улицы, во дворике.
Дворики в Кулдиге - маленькие лабиринты, если бы не шпили высоких храмов, то можно потерять направление. Впрочем, надолго заблудиться не удастся, не так велика Кулдига.
Казалось, время застыло здесь сотню лет тому назад.
Даже современные вывески выполнени как стилизация начала ХХ века.
И кафешка так плавно вписалась в тарое здание. Кстати, не второй ли это сапог шведского короля Карла?
Перекресток пешеходной Лиепаяс и Базницас, последняя здесь становится шире, образуя продолговатую площадь. Самая старая застройка в городе. В глубине квартала, здание с флагом - Дума, по совместительству туристический инфоцентр, закрывшийся аккурат к моему приходу, в пять вечера. За исключением сетевых магазинов все закрывается с пяти до шести вечера. На обратном пути видел пару пивнушек, там у большого экрана народ смотрел очередной матч ЧМ по футболу. Город пустеет, лишь изредка можно встретить шальных туристов.
В центре - самый старый деревянный дом Курземе, построенный в 1670 году.
Есть и свой "Метрополь" со "смешными" ценами за постой. Мне проще - пара километров на велосипеде сущий пустяк, зато бюджет не трещит.
Одноэтажно и красно-черепично!
Узкая речка Алекшупите, течет прямо меж домов, вернее это они построены на её берегах, ограничивая своими фундаментами.
Каменно-кирпичный мост через речку,
за ним плотина с самым высоким в Латвии водопадом 4,15 м, с XVII века вода трудилась на мельнице.
Булыжная мостовая на велосипеде - не самый лучший вариант, за поворотом налево - мост через Венту, снова с ней встречаюсь.
Вента, мост и водопад с обзорной площадки у городского парка. Я не первый раз в этих местах, так получается, что все время, вот уже третий раз летом, в июне, накануне Лиго.
Водопад персонально, самый широкий и в Латвии и в Европе.
Старинный кирпичный мост через Венту построен в 1874 году и является длиннейшим автотранспортным мостом в Европе подобного вида – 164 м. Мост построен по стандартам строительства дорог 19 столетия – длиной 500 футов и шириной 26 футов, чтобы на нем могли разъехаться две едущие навстречу друг другу кареты. Он состоял из семи кирпичных арок. Во время Первой мировой войны два пролета были взорваны.
Их восстановили в 1926 году, но уже не из кирпича, а из бетона. В 1958 году брусчатка моста была покрыта асфальтом, а старинное фонарное освещение было восстановлено в 2005 году. Мост часто использовался при съемке кинофильмов, например, в ленте «Проделки Эмиля». Источник.
Ежегодно, начиная с 2000 года, в Янову ночь ( 23-24 июня) по этому мосту проходит "голый забег". Из одежды у участников допускается дубовый венок и обувь. Такая интересная современная традиция.На левом берегу Венты, где когда-то стоял замок Голдинген разбит городской парк, по которому неспешно прогуливаюсь.
Сторожка у замка пережила его.
Здание, в котором расположен музей Кулдиги, было построено для всемирной выставки в Парижа, где было частью российской экспозиции, а после закрытия выставки, некий моряк по фамилии Бангерт – житель Кулдиги выкупил здание и перевез его в родной город. По слухам, он хотел таким образом обратить на себя внимание понравившейся ему девушки. Ну, у богатых свои причуды. В любом случае, город от каприза Бангерта только выиграл. Город приобрел Виллу Бангерта в 1940 году, после отьезда хозяев в Германию, а после войны в нём разместился музей.
Парк очень ухожен и живописен.
Холмик в центре - то немногое, что осталось от старого замка.
В парке выставлены скульптуры Ливии Резевскас, что добавляет ему привлекательности и романтичности.
Вид на мост чуть ниже по течению, Речка Алекшупите перед впадением в Венту.
церковь Св. Екатерины в Кулдиге, к которой ведет мост у мельничного пруда, была построена из дерева еще в Орденские времена в 1252 г., а позже, в 1665 г., был построен нынешний каменный храм. Начало строительства каменного здания точно не установлено (некоторые части имеют готический характер и упоминаются около 1606 г.). Это древнейший храм и одно из старейших зданий в Кулдиге. Здесь был крещен герцог Екаб.
Кулдига с правого берега Венты. Увидел указатель на смотровую башню, решил съездить, но она на ремонте.
Церковь Св. Анны 1870-1904 года постройки. Строилась на народные деньги.
Кот кулдигский, сторожевой. Вполглаза следит за праздношатающимися.
Вечерело. Старые улицы пусты, город погружается в дрему.
тщетных поисках кафешки, чтоб испить чайку с булочкой, просто захожу в еще работающий магазин, беру пару булок и квасу бутылку, усаживаюсь на лавочке и неспеша наслаждаюсь покоем, вечерним теплом и дыханием старого города. Прохожих почти нет, редкие туристы и редкие местные жители, решающие свои проблемы прямо на улице. В поисках стрельнуть сигаретку подходит мужичек, разговариваемся. У него о географии Латвии своё понятие. "В Даугавпилсе есть Крепость, вот там не сидел, а так много где". Спрашиваю о Кулдиге. "Пустеет город, предприятия развалили, а что-то и сожгли, народ весь кто куда разьехался." Картина знакомая. Посоветовал поздно не гулять - безбашенная молодежь, её и полицейские боятся. С пожеланими удачи расстаёмся. Выдвигаюсь в сторону ночлега, в Саулескални.
Интересное это, оказывается местечко, когда-то, в 20-х годах прошлого века здесь была водяная мельница имения Тауркалне. Потом страниями Вольдемара Зонберга ( Саулескална) писателя и драматурга, территория была превращена в сад - дендрарий со множеством растений со всех уголков света, их более 600 видов.Маленький фрагмент этого дивного уголка.
У берега запруды. Настолько спокойный уголок, наполненный лишь щебетом птиц и шумом ветра в листве деревьев.
Сам гостевой дом. Он, конечно, обновлен до новых стандартов, но в нем остался дух старого деревенского дома - запах старого, высохшего дерева, пропитанного легким запахом гари от топившейся печки.
Мебель под старину и старая утварь в ней.
На редкость славный выдался денек! Насыщенный впечатлениями от дороги и от посещенных мест.
116,1 км пройдено за день
6:42 в пути.