Так получилось, что Вильнюс у меня ассоциируется или с зимой или со снегом. Дважды с семьей там встречали Новый Год, один раз были на Казюкасе, тоже время холодное, снег вовсю лежал. На сей раз середина декабря. Вместе с хором «Латгале» в соседнюю столицу.
Вот такая вот дорога. Метель и поземка, с морозцем. Надо отдать должное шоферу – без поисшествий, хоть и не быстро, но тут уж не до спешки. Три часа езды и вот он Вильнюс.
В тот день была намечена пешая экскурсия по городу, но из-за погодных условий прошла она быстро и немного в сокращенном варианте. Ибо -8 с ветром – таки не самый лучший вариант. Прогуляемся? В город мы вошли через Старобрамские ворота.
Прохладно, даже голуби кучкуются.
Ворота, в которых сейчас находится часовня иконы Матери Милосердной, впервые упомянуты в 1514 г. и названы Мядининкскими воротами. Название Porta Acialis (лат.), Ostra brama (польск.), то есть „Острые ворота», впервые встречается в 1594 г. Почему эти ворота получили такое название – неизвестно. Литовцы из окрестностей Вильно использовали название Ашмянские (лит. Ашмянс) ворота. Есть предположения, что это связано с названием города Ошмяны (белор. Ашмяны), которое иноязычными людьми было понято дословно (лат. acies, лит. asmenys – остриё) и переведено на латинский и польский языки. С каких пор их стали называть по-литовски „ворота Аушрос (Зари)» и почему „Зари» – тоже неизвестно. Возможно, такое название ворот возникло в связи с образом Девы Марии как „Звезды Зари».
Образ Матери Милосердной оказался под защитой часовни не сразу. Сначала икона Пресвятой Девы висела на внутренней стороне ворот в небольшой нише как пара висевшему снаружи образу „Спасителя мира». Оба образа были в собственности города. Икона не имела ни подходящей часовни, ни соответствующего чудотворной иконе убора. Так было до тех пор, пока в город не прибыли босые кармелиты. Они получили участок для постройки монастыря и церкви около Острых ворот. Церковь кармелиты строили долго, освятили ее лишь в 1654 г. Святыня посвящена великой испанской монахине-мистику, духовной учительнице и реформатору кармелитского монашества св. Терезе Авильской. С самого их обоснования внимание кармелитов привлекал образ, висевший на городских воротах. Монахи организовывали около него богослужения, таким образом поощряя набожность горожан. В 1668 г. городские власти препоручили заботу о образе Богоматери кармелитам, а в 1671 г. заботами монаха-кармелита отца Святого Духа Кароля для образа построена деревянная часовня. Во время строительства образ находился в костеле св. Терезы, позже был торжественно перенесен и установлен в часовне. В 1702 г. после занятия Вильнюса шведами, было запрещено публично поклоняться образу и вообще собираться на улице. При освобождении ворот пострадал и образ Богоматери – его пробила пуля. В 1711 г. деревянная часовня сгорела, поэтому в 1712-1715 гг. была построена каменная, сохранившаяся до наших дней, часовня, в 1829 г. приобретшая черты позднего классицизма. Часовня была построена таким образом, чтобы верующие могли молиться перед иконой на улице, поскольку попасть в часовню можно было из монастырского сада, и мирянам, особенно женщинам, не разрешалось в нее входить. В 1828-1829 гг. во время ремонта боковые окна увеличены до уровня пола. В 1785 г. было запрещено торговать на улице во время богослужения в Острых воротах. От всех прохожих, независимо от их вероисповедания, требовалось от ворот до часовни Поцеев идти с непокрытой головой. В 1844 г. за помощь восставшим кармелиты были изгнаны, монастырь передан православным, а часовня передана епархиальному духовенству. С тех пор вход в нее стал открытым. Еще перед открытием часовни, в 1789-1799 гг. по проекту Пьетро де Росси для богомольцев была построена галерея с внутренней лестницей. Это двухэтажная постройка в стиле классицизма с закрытой галереей внутреннего верхнего этажа и открытой нижнего. Первоначально и верхняя аркада была открытой. Во время ремонта 1830 г. бывшая деревянная балюстрада была заменена каменными парапетами и проёмы закрыты окнами, перестроена лестница внутри галереи. Сейчас на верхнем этаже галереи установлен орган (раньше он был по обе стороны алтаря), а сама галерея соединена с часовней.
В 2002 г. здание часовни было тщательно отреставрировано, открыты закрашенные детали декора XIX в. Церковь Св. Тересы Авильской, ныне тесно связанная с часовней Острых ворот, в 1633-1654 г. возведена босыми кармелитами. Она прильнула к большому и просторному их монастырю с несколькими внутренними дворами. Босые кармелиты – это реформированные кармелиты им.Тересы Авильской и св. Иоана Креста в Испании, строго придерживающиеся канонов св. Алберта и соблюдающие свою конституцию. Они стали знаменитыми в сфере мистической теологии: произведения св.Тересы Авильской и Иоана Креста до нынешних дней считаются прекрасными учебниками мистики. В 1626 г. босые кармелиты обосновались в Вильнюсе и в 1737 г. основали литовскую провинцию Св.Казимира. После восстаний 1831 и 1864 года царская власть закрыла все монастыри босых кармелитов. Они в Литве быди восстановлены в межвоенный период. При помощи дворян меценатов Литвы, босые кармелиты в Вильнюсе построили монастырь, строения которого расположились у оборонительной стены города, на территории трех кварталов. В 1654 г. вильнюсский епископ Юргис Тишкявичюс освятил костел св. Тересы. Он располагается перед постройками монастыря, окруженными каменной стеной, своей пресвитерской частью соединяясь с самим монастырем.
Фундатор церкви – подканцлер Великого Княжества Литовского Степонас Пацас, а проект создали итальянские королевские архитекторы– Constante Tencalla и Giovanni Battista Gisleni. Теперешний интерьер костела создан во второй половине XVIII в. В 1760-1764 г. вильнюсский художник Мотеюс Слущанскис расписал костел фресками, рассказывающими о жизни и деяниях св. Тересы. В 1783 г. Мотеюс Поцеюс сделал пристройку к Острым воротам со стороны улицы – часовню переходного (из рококо в классицизм) стиля. Костел Св. Тересы никогда не был закрыт. В 1844 г., после закрытия монастыря босых кармелитов, он вместе с часовней Острых ворот стал приходским костелом.
Вот и сама икона, сквозь окно часовни.
Внутри костела и часовни меня поджидал неожиданный сюрприз – отопление. Это в латгальских костелах не топят зимой, а в Вильнюсе – топят. Внутри не жарко, конечно, но перепад температур и влажности себя сразу показали.
Некий налёт таинственности придала влага, осевшая на объективе. На лестнице, ведущей к часовне с иконой – живые цветы.
Внутреннее убранство храма.
Вильнюс мохно смело назвать городом храмов, во всяком случае его старую часть.
В двух шагах от костела Св. Терезы - Свято-Духов монастырь.
Свято-Духовский храм и возникший под его сенью монастырь в течение почти двух веков оставался единственным православным храмом в Вильнюсе. В этом храме в самые трудные минуты для православных раздавалось слово утешения святой веры. В этом святом храме с давних пор находятся нетленные мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. После заключения в 1596 году Брестской унии, предполагавшей не только объединение Литвы и Польши в одно государство, но и объединение православной и католической Церкви с признанием главенства Римского папы и догм католической Церкви, для православных Литвы наступили тяжелые времена. Все приходские церкви в Вильне были закрыты, Свято-Троицкий монастырь был отдан униатам. Но народ виленский боролся за свою святую православную веру. После многих отказов, в 1597 году Свято-Троицкое братство получило от короля Сигизмунда III разрешение построить новую церковь на Большой улице, почти напротив Св.Троицкой обители. Первоначально церковь была возведена из дерева, на земле, принадлежавшей двум именитым сестрам Феодоре и Дорофее-Анне, урожденным Волович, и ими передана в собственность братству, которое стало группировать около этой святыни свои силы и свои учреждения – училище, типографию, богадельни и т.п. Училище, именуемое коллегией в научном отношении стояло довольно высоко. Оно состояло из пяти классов, и в нем преподавались все те же науки, что и в вильнюсской иезуитской академии. Для студентов этого училища в 1618 году были составлены и напечатаны под Вильной первые в России «Словарь» и «Словенская Грамматика». По ним, как известно, и что составляет предмет гордости Вильны, учились тысячи людей, в том числе и великий Михайло Ломоносов. Параллельно с просветительством шла работа по возведению вместо деревянного – каменного храма, который «с благоукрашением внутренним соединил бы и представительность внешнюю...» Храм был полностью закончен к 1640 году. В руках православных Свято-Духов монастырь оставался всегда и в этом отношении он примечателен как единственная в Вильнюсе православная церковь, не бывшая в руках униатов. Свято-Троицкое братство еще в 1588 году от Константинопольского патриарха получило право ставропигии, т.е. оно непосредственно подчинено было Константинопольскому патриарху и не зависело от местной церковной власти. Переселившись из Троицкого монастыря, братство передало это право Св.-Духову монастырю, и потому все православные монастыри в Литве, мужские и женские, были подчинены Св.-Духову монастырю.
В начале XVIII века шведы разорили монастырь и церковь. Большую материальную помощь в его восстановлении оказал в 1708 году Петр I. Частые опустошительные пожары, которым не раз подвергался Вильнюс, не щадили и Св.-Духова монастыря. В 1749 году он сгорел вместе с церковью. Остались одни стены. Церковь сильно пострадала в 1812 году. Солдаты Наполеона устроили в ней кухню, испортили иконостас, сожгли царские врата, взломали полы, закоптили стены. После войны храм был приведен в наилучший вид – средства на это выделил виленский купец первой гильдии Александр Николаевич Слуцкий. Позднее появилось общее отопление, а при архиепископе Алексии была заново отделана вся церковь и приведена в то состояние, в которов она находится теперь. Наружный вид церкви стал таким, каким мы его видим сегодня. В 1837 году, при императоре Николае I, из царской казны были выделены средства на ее переустройство. В 1852 году пещера, в которой с 1655 года хранятся мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, обращена в церковь их имени. Сооружен новый вход, над которым поставлен образ с изображением свв. Мучеников. Интерьер хрaма украшает ценное произведение барочного искусства – иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица после пожара в 1749 году. Уникален фасад церкви, представляющий собой историческую ценность. Перед нами архитектурное произведение законченной барочной формы: между башнями – волнистый барочный фронтон, а рядом с ними – поддерживающие волюты. Такое решение храмового фасада свидетельствует о мастерстве архитектора, представителя зрелого барокко. В таком виде церковь сохранилась по сей день. Рядом с церковью возвышается высокая башня – колокольня, увенчанная куполом формы обелиска. Стены храма видели русских царей, лиц из царского дома, государственных сановников и вельмож России. Царская семья посетила этот храм в 1884 году. Почетными членами Свято-Духова братства были члены царской семьи, все наследники цесаревичи, в том числе и Николай II.
В настоящее время Свято-Духов монастырь является центром православия в Литве. Монастырская церковь по сути дела является кафедеральным храмом, кроме того, в монастыре расположена резиденция митрополита Виленского и Литовского Хризостома. В этой святой обители подвизался и теперешний епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Св.-Духов монастырь имеет богатую библиотеку, где верующие имеют возможность читать православную литературу. При монастыре организовано заочное обучение в московском Православном Свято-Тихоновском богословском институте. Ю.Абросимова Источник: http://www.baznica.info/
А за стенами монастыря – другие купола и храмы.
И далее по городу, выискивая что-то новое, не виданное в прошлые посещения. Подворотня в английском стиле.
Город старый и новый
Фонари – ёлочки
Узкие улочки
И потешные вывески
И снова шпили и купола, придающие городу его узнаваемый облик
С каждым новым визитом обращаешь внимание на детали, которые не замечал в прошлый раз. Минувшей зимой этой замерзшей туристки не было, свеженькая...
И Дед Мороз выглядел по другому. Новобранец, наверное.
Гора трех крестов не меняется.
И башня Гедеминаса все так же горделиво возвышается с литовским триколором.
Прогуляв таким образом часа три, осмотрев небольшую часть города, все изрядно промерзли на снежном ветру. На этом пешая экскурсия по городу закончилась. Но я, спустя некоторое время, перекусив, согревшись решил её продолжить. Оставив группу, десантировался у костёла Петра и Павла.
После того, как Миколасу Казимерасу Пацасу удалось спастись от восставшей армии, он поклялся построить красивый костел в живописном месте, на горе, некогда именуемой Горой Тауро. Во времена Альгирдаса на том месте уже стоял небольшой деревянный костел. Во времена Витаутаса он был тоже деревянным. В конце XV в. вильнюсский епископ Таборас обновил уже разваливающийся храм, но в 1594 г. костел сгорел. В 1609-1616 гг. был построен новый деревянный костел. Он был отдан Латеранским каноникам, а в 1655-1661 был разрушен царскими войсками. В 1668 г. М. К. Пацас начал строительство нового каменного костела по проекту итальянского архитектора Яна Заоро и плану Г. Фредиани. В 1676 г. строительные работы были завершены. Внутренней отделкой храма занялись скульпторы Джованни Галли из Рима и Петро Перти из Милана. Перти работал над фигурами и головами, а Галли – над цветами и орнаментом. Вместе они создали 2000 фигур. Кисти итальянского художника Мартина де Альто Монти принадлежат фрески. Костел освящен в 1701 г. Основатель костела отдал его в ведение Латеранских каноников, которые в 1676-1682 гг. основали при костеле большой монастырь. В 1864 г. в монастырском помещении были устроены казармы, и каноникам пришлось отсюда удалиться. М. К. Пацас, скончавшийся в 1682 г., согласно его завещанию был захоронен под самым порогом костела. На плите было высечено: «Hic iacet peccator» («Здесь покоится грешник»). Когда в XVIII в. ударом молнии плита была рассечена, ее замуровали в стену у входа в храм. В 1803 г. скульпторы Никола Пиано и Джовани Беретти из Милана взялись за обновление костела. Они начали строительство главного алтаря, но, по истечении средств финансирования, строительство алтаря прекратили, и завершили лишь костёльную кафедру, построенную в форме корабля. Хотя костел много раз реставрировали, он сохранился без каких-либо существенных изменений. Во время Второй мировой войны, в 1942 г., костел был заметно поврежден. В 1944-1946 гг. восстановлен его центральный купол. В 1954 г. кзёндз Миколас Тарвидас перекрыл кровлю. В 1968 г. в храме проведено отопление. В 1964-1974 гг. отреставрирована внешняя сторона костела, в 1984 г. и его внутренняя часть. Костел Свв. Апостолов Петра и Павла является жемчужиной барокко не только в Литве но и во всей Прибалтике.
В главном алтаре костела находится картина Смуглявичюса. В левой части пресбитерии в алтаре стоит чудотворная фигура Иисуса «Ecce homo» («Вот человек»), перенесенная сюда из костела Господа Иисуса (на ул. Антакальнё), после превращения его в церковь. Эту фигуру вильнюсским триниторам в 1700 г. прислал из Рима папа Иннокентий XII. С правой стороны находится картина с изображением Христа называемго <<тёмным>>. В 1902 г. она была размещена над портретом Пацаса, а на ее месте поставлена фигура Св. Франциска. В левой нефе находится алтарь с картиной Милостивой Божьей Матери, это копия картины, оригинал которой находится в Италии . Эту картину привез Юргис Тишкевичюс и подаренной костелу во время эпидемии чумы 1653 г. Костел входит в число немногих, которые не были закрыты. Здесь некоторое время покоились мощи Св. Казимераса, из Архикафедры Базлики . В часовню Св. Казимираса они были возвращены только в 1989 г.
Вид на Нерис с Жирмунcкого моста.
А это мост короля Миндаугаса.
Река Вильняле у впадения в Нерис.
Поскольку любой город с высоты обозревать интереснее, то решил подняться на Замковую гору, с башней Гедеминаса.
А вот как в вечернем освещении выглядит гора трех крестов.
И сам город в легкой дымке метели.
Хочу подметить, что на высоте ветер стал сильнее, а местами снежные заносы доходили до пояса. Хотя при сильных порывах ветра это иногда удерживало штатив с фотиком от качки.
Вдоволь налюбовавшись на город в вечерних огнях, стал спускаться вниз, да и лицо порядком подмерзло на ветру. Только вот странно – Замковая гора, такая обзорная площадка, вид на весь город, историческое место, время не позднее – около 8 вечера, а народу – никого.
Костел Св. Анны.
Полагают, что каменный костел Св. Анны построен в 1495-1500 гг. и освящен 22 05 1501 г. Когда в 1502 г. рухнул костел Бернардинцев, монахи проводили богослужения в костеле Св. Анны, но на протяжении всего времени он оставался приходским. Меценатом костела был Великий князь Литовский Александр (1460-1506). Хотя настоящий автор костела неизвестен, предполагают, что это творение архитектора Николая Энкингера, восстановившего в 1501-1507 г. ансамбль костела и монастыря Бернардинцев. Николай Энкингер был гражданином г. Гданьска. Он плотник – мастер, долго работал в Вильнюсе, позже в Гданьске, Мариенбурге, Караляучюсе . В Гданьске он большей частью он служил чиновником. После пожара 1564 г. костел Св. Анны пришел в запустение. Микалоюс Радвила его восстановил и заново освятил только в 1581 г. По мнению профессора Вильнюсского университета Моравскиса, в архитектурном смысле костел Св. Анны – это произведение позднего готического стиля Франции и Фламандии, широко распространившегося в Нидерландах в XVI в.
В современной Бельгии можно найти множество примеров подобного готического стиля. Форма костела удлиненная, это здание длиной 22 м и шириной 10 м. Композиция фронтона – величайший шедевр архитектуры. Три его грациозные башни изящной формы устремлены в небо, а в целом ансамбль являет собой очаровательную гармонию. В строительстве храма было использовано 33 типа желтого фасонного кирпича. Только после пожара 1761 г. закоптелые внутренние стены были заштукатурены, а внешние – покрашены в красный цвет. Деревянные кровельные перекрытия были заменены каменными сводами. Несмотря на то что Наполеон был восхищён изяществом костела Св. Анны, французы в 1812 г. сожгли всю деревянную утварь храма. В 1848-1859 гг. костел Св. Анны заново отреставрировали. На внешнем покрытии храма была создана имитация красного кирпича. 10 05 1867 г. снова вспыхнул пожар, в результате которого пришлось обновлять крышу, окна и двери. При прокладке улицы, в 1872 г., была снесена колокольня Шульца, а рядом построена новая, имитирующая готику колоколня, сохранившаяся до наших дней. В 1902-1909 гг. костел из опасений его обвала вновь реставрировали. Варшавский реставратор Й. П. Дзенконский укрепил основания, дренировал и осушил территорию, стены укрепил металлическими конструкциями, заново перестроил своды, восстановил раскрошившийся кирпич, счистил внешний слой штукатурки. На этот раз была использована красная глина. Отметим, что каменные своды слишком тяжелы для этой архитектурной конструкции, а металлические укрепления стен – это бомба замедленного действия, так как металл ржавеет и однажды придет в негодность. Следующий ремонт был произведен под руководством литовских архитекторов Й. Барткунаса и Н. Киткаускаса в 1969-1972 гг. Были отреставрированы костёльные башни, к тому времени сильно разрушенные. После Второй мировой войны костел не был закрыт.
Искусствовед нашего времени Кристина Маковска отрицает тот факт, что М. Энкингер был архитектором костела Св. Анны, так как он строил костел Бернардинцев, а конструкции этих двух храмов слишком отличаются. Следовательно, костел Св. Анны не его творение. Согласно гипотезе К. Маковской, костел, как и Пражский кафедральный собор и Краковский Вавель, скорее всего построил архитектор Владислава Иогайлайтиса Бенедикт Рид. Сохранились свидетельства о том, что Бенедикт Рид был послан Владиславом Иогайлайтисом в Вильнюс вместе с мастером Иаковом, имя которого написано на кирпичах костела Св. Анны. Архитектор скончался около 1531-1534гг. Владислав Иогайлайтис заказал написать его портрет, который теперь находится в Пражском кафедральном соборе.
Городская ратуша.
И ратушная площадь.
А снег все шел, подгоняемый ветром. Снежинки кружились в снежном хороводе, укрывая город белым покрывалом. Вильнюс – когда-нибудь снова!
Использовались материалы с сайта http://www.vilnius.skynet.lt/. А фото уж мои.