Неподалеку от площади Героев виднеется замок Вайдахуняд.
В 1896 году Венгрия отмечала юбилей – тысячу лет. В числе событий, приуроченных к этой знаковой дате, было открытие в Будапеште выставки, демонстрировавшей достижения венгров за десять веков. Самым примечательным оказался павильон, где были возведены различные сооружения, каждое из которых отображало отдельный архитектурный стиль. Название павильона – замок Вайдахуняд – досталось от Хуняди, крепости XIII столетия, принадлежавшей некогда правителям Трансильвании. На выставке экспонировался макет этого замка, сделанный из картона и папье-маше. После празднования тысячелетия экспозиция была закрыта, вместе с ней ушла в небытие и картонная крепость. Но постройка настолько полюбилась жителям города, что они стали просить муниципалитет вернуть комплекс на место. Желание масс было удовлетворено, и в 1907 году состоялась церемония открытия обновленного замка, которую возглавил австрийский император Франц Иосиф. Новый Вайдахуняд был сделан из камня, автором его стал знаменитый архитектор И.Алпар.
Пожалуй, ни одно другое место в венгерской столице не сравнится в романтичности с миниатюрным замком. Перед входом в него установлена статуя архитектора, отлитая из бронзы. Кстати, несмотря на свой гений, ребенком Алпар не подавал никаких надеж. Что и говорить, начальную школу будущий мастер окончил, будучи уже пятнадцатилетним подростком – видимо, решил, что спешить ему некуда, вот и сидел в одном классе года по два-три. Отец, которому осточертело безответственное отношение сына-лоботряса к учебе, отправил его на стройку. Трудился Алпар в подмастерьях у каменщика, и, как ни странно, ручной труд молодому человеку очень понравился, он поступил в гимназию, затем учился в Академии искусств в Берлине, где получил ученое звание доктора архитектуры.
Перед стенами замка вырыт ров с водой – все как в настоящей средневековой крепости. Чтобы попасть внутрь, надо пройти по мосту. Минуя ворота, выполненные в готическом стиле, мы попадаем на территорию замкового ансамбля. С левой стороны расположена копия романского монастыря и небольшая часовня, вход в которую скопирован с ворот костела, расположенного в западной части Венгрии. Неподалеку находятся сооружения в готическом стиле, напоминающие рыцарскую цитадель. Здесь можно увидеть прекрасную лоджию, установленную на четырех конзолях и часть абсиды капеллы, выполненной в готическом стиле. На ней закреплен медальон, изображающий И.Алпара, его повесили сюда в 1925 году, когда автор Вайдахуняда отмечал семидесятилетие. С правой стороны от ворот выстроена обращенная к озеру башня, являющаяся точной копией башни крепости Шегешвара. Напротив ее располагаются постройки дворика, в которых удивительным образом переплетаются мотивы Возрождения и готики.
На стенах высечены барельефы с изображениями короля Матиаша и его супруги принцессы Беатриче Арагонской, итальянки по происхождению, которая положила начало традициям Ренессанса в венгерском искусстве. Далее находится башня Апстолов, за которой примостилось настоящее итальянское палаццо. Не пройдите мимо пышного дворца, выстроенного в характерном для XVIII века стиле барокко – сооружения поражает своими изысканными формами и разнообразными скульптурными композициями. Возле дворца установлена скульптура Анонимуса – неизвестного летописца, который в начале XII века написал "Деяния венгров" – летопись, историческую важность которой для истории Венгрии сложно переоценить. Ныне скульптура Анонимуса – место паломничества практически всех иностранных туристов. Есть поверье, что нужно потереть перо монаха — и то ли снизойдет на тебя гениальность, то ли приедешь еще раз сюда дабы на пару с Анонимусом писать историю новой Венгрии. Какая теория больше нравится — ту и выбирайте.
В постройках, расположенных на территории ансамбля, расположен сельскохозяйственный музей, его даже можно назвать природным музеем. Посетителей ожидает масса приятных сюрпризов: например, ознакомление с экспозицией, посвященной виноделию, предусматривает дегустацию лучших сортов венгерских вин.
А вот самое красивое здание в комплексе — часовня используется для значительно более торжественных целей. Сюда приезжают молодожены в день свадьбы. Хотите увидеть мадьярский национальный колорит — приезжайте сюда и наблюдайте.
С наступлением темноты включается разноцветная подсветка, озаряющая здания, от чего комплекс становится похожим на декорации к какой-нибудь театральной постановке. Не зря здесь частенько проводят всевозможные концерты и фестивали, проходят съемки фильмов, в том числе и голливудских.