Интервью с Кирой Питоевой, автором научно-художественной концепции музея, зам. директора по научной работе Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова.
– Почему музей "белый"?
– Белый цвет впускает огромное количество смысловых функций: это и время действия романа (декабрь–январь 1918–1919 гг.), и цвет медицинский, и цвет ненаписанного листа, так как Булгаков в Киеве не был писателем. Белый цвет ассоциативно связан с темой бурана как русской междоусобицы, а с другой стороны – с буйным киевским цветением. Очень важно соединение этих двух пластов: смерти – снега и жизни – цветения. Наша сверхзадача – разбить стереотип рассказа о писателе, разбить стереотип понимания Булгакова.
– По-моему, ваш музей совершенно не похож на мемориальный музей писателя.
– Изначально было ясно, что у нас не может быть традиционного музея. Во-первых, мы создавали портрет будущего писателя. Во-вторых, музей имел очень мало экспонатов, которые нельзя было назвать коллекцией. У писателя обязательно есть стол, перо, рукописи – ничего этого не было. Однако среди небольшого количества вещей был один предмет, вокруг которого по сути разыгралась вся экспозиция, – дом. В этом нет ничего оригинального, так как литературно-мемориальный музей чаще всего делается в мемориальном доме. Но у нас не было почти ничего, а дом к этому времени стал легендой, которая зародилась по воле очень известного киевлянина, писателя не менее опального, чем сам Булгаков, протоптавшего дорожку к этому дому и первым назвавшего Домом Турбиных. Это Виктор Платонович Некрасов. К дому этому потянулись не после Булгакова, а после Некрасова. Мы имели дом одушевленный. Надо было выстроить этот удивительный дом, показать его внутреннюю сущность. Внутри дома уже жила легенда, и нужно было сделать так, чтобы она проступала.
– И тогда вы решили использовать свет?
– Я подумала, самое простое, что можно сделать, – зашторить окна, не впустив уличный свет внутрь, но магическое пространство таким образом не создашь. Тогда возникла идея подключить к пространству свет окон, то есть сделать стекла цветными, но прозрачными. Достать цветные прозрачные стекла 10 лет назад было трудно. Эффект, который задумывался – освещение воздуха комнат, – получался только тогда, когда окно прозрачное. У Булгакова во всех его произведениях есть тема света и покоя, тема света и тьмы. Таким образом, я понимала, что свет и цвет становятся компонентами на уровне вещи и слова. Но для того, чтобы свет и цвет заиграли, нужно было подключить еще несколько компонентов, а именно пространство и звук. Пространство у нас уже игровое, а над звуком мы работаем. Нужно было оживить внутреннее пространство таким образом, чтобы оно "играло" как Дом. Дом – это не строение, это сущность, сущность духовная.
– Как изображается свет в произведениях Булгакова?
– Булгаков – великолепный живописец, но его живопись особая. Он пишет не столько цветом, сколько светом. Светоживопись. С одной стороны, свет у Булгакова имеет религиозное проявление (Булгаков из религиозной среды). Отсюда и символика света, а с другой стороны, Булгаков необыкновенно театральный человек. Это мировосприятие и вывело его на театральные подмостки. А театр без света невозможен. Какая потрясающая игра светом описана в драматургии Булгакова! Взять того же Мольера. "Пьеса из музыки и света".
– О Киеве Михаил Афанасьевич замечательно сказал: "Удивительный воздух, удивительный свет".
– Замечено, что сумерки очень важное время суток для писателя. "Белая гвардия", которой посвящена экспозиция, начинается в 9 часов вечера 13 декабря. Поэтому в гостиной нужно было создать ситуацию сумерек. Для чего? Для того, чтобы посетитель попал в другую реальность. Чтобы сразу стало понятно, что речь пойдет и о семье Булгаковых, то есть о жизни, и о семье Турбиных, то есть о творчестве. Поэтому нужно было "сбить" реальность, "сбить" привычное восприятие, опираясь на то, что свет – вещь психологическая и ассоциативная. Известно, что красный раздражает, зеленый успокаивает, оранжевый возбуждает и т.д. На этом качестве цвета построена вся теория цвета Кандинского.
– И теория цвета Гете, которую потом разрабатывал и очень широко использовал д-р Штайнер.
– Цвет входит в ряд дисциплин психологических. И вот мы вступаем в сумерки и начинаем оглядываться, начинаем пристраиваться к тому, что сейчас увидим. Это состояние было задумано как исходное. Для того чтобы подать человеку что-то новое, вначале его нужно оторвать от привычного. Мы помещаем посетителя в это "лиловое поле" – булгаковский цвет.
– Что можно сказать о палитре, которой пользуется писатель?
– У него своя удивительная палитра. Мы встречаем в "Белой гвардии" лиловые тени, лиловые сумерки, лиловый закат. Зеленый свет лампы. Зеленый и лиловый – это цвета модерна. Красный цвет. Без него никак не обойтись, так как Булгаков описывал войну. У нас со временем этот цвет стал вызывать только определенные ассоциации, но именно психологический аспект красного, его возбуждающее свойство будет использовано в экспозиции. Цвет черный и белый. По сути, на этой черно-белой гамме и построена вся экспозиция.
– В каждой комнате свое световое решение?
– В гостиной лиловые сумерки. В комнате Елены розовый теплый свет от лампы, накрытой театральным капором. В комнате Николки горит зеленая лампа. Здесь есть ассоциативная связь с темой интеллектуального труда, а также конкретная жизненная привязка – при свете этой лампы Булгаков писал роман "Белая гвардия". Тяжелее всего, как ни странно, было с медицинским кабинетом. "Белый" – это очень простое и нехудожественное обозначение медицинской профессии. Поэтому окна в кабинете затемнены серым, хоть и описаны белые занавесочки. Серый цвет дает покой, успокоение, что и делает хороший врач. "Красный луч профессора Персикова" разрушает этот покой, с одной стороны, а с другой – несет острую мысль открытия профессора Персикова. Очень важно было создать "книжную" как комнату с пустыми полками, хотя комната теплая, окрашена шоколадным светом. Булгаковская ассоциация: книги, пахнущие старинным шоколадом. Пустые полки подчеркивают то, что утратилось временем. В столовой, где собирается вся семья, задана тема единства, любви, согласия. Именно в этой комнате кремовые шторы. Печь дает отблески. Все теплое, мягкое, обнимающее. Вдруг в уютную маленькую столовую огромной пробоиной вносится черный цвет. Звездное небо. Черный цвет выбивает себе окно для вселенских, космических раздумий.
– Какими способами и средствами вы этого добились?
– Когда я призывала световых мастеров сюда, они мне говорили, что без японской аппаратуры воплотить то, о чем я просила, невозможно. Не получится жизни пространства, его пульсации, прозрачного окрашивания, которое скорее видится внутренним зрением, чем изображается. Мы такой аппаратуры не могли добыть. И тогда я поняла, что осуществить это можно допотопными приемами, а именно театральными – времен Булгакова. Так был сделан "красный луч профессора Персикова" из театрального светильника. А в комнате Алексея все очень просто – это одетые в кожухи театральные прожекторы, которые собирают свет в нужном направлении, когда надо пустить красные сполохи. Зажигающееся небо сделано путем наложения двойного потолка – общего фона и продырявленного. А для того, чтобы создать эффект снега, который попадает в комнату через окно, был использован вертящийся зеркальный шар. Это делают во всех дискотеках, но с другой целью. Обычно этот шар виден, а у нас он упрятан, поэтому заметны только снежные хлопья. Мастера, который делал "снег" в комнате Алексея, мы называли Снежным человеком. Мы вообще пользуемся широкой палитрой: цвет, свет, звук. У нас и запахи есть, не забудьте.
– Какие источники света, помимо измененного дневного света, задействованы в экспозиции?
– Лампа, люстра, фонарь, фонарик, лампа под абажуром, подсветка бликов из печи, свечи, которые зажигаются у нас в музее в особых случаях, лампада и "звезды". И помимо этого театральные световые эффекты.
– Кто делал световые эффекты?
– Все наше, отечественное, сделанное в театральных мастерских Киева. Для того чтобы комната обрела желаемый свет, вместе с основным источником света (люстрой или фонарем) вмонтированы миниспоты, которые зачехлены цветными фильтрами. В театре эти маленькие лампочки называются "бебиками".
– Как специалист по сценографии вы работали с пространством, со светом и с цветом, вплоть до того что изучали театральную световую аппаратуру?
– Музей Булгакова выстроен по законам искусства. В экспозиции заложены механизмы, позволяющие вовлечь посетителя в действо, заставить его вспоминать, воображать, сопереживать и размышлять. Внешняя информация – это лишь повод для того, чтобы прислушаться к себе.
Источник