Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Исторические факты


Исторические факты

Сообщений 1 страница 30 из 32

1

ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ДОНСКИЕ, ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ И ЧАСТНЫЕ

http://img15.nnm.ru/imagez/gallery/c/e/c/6/a/cec6acc920fe15a929ae1722dec14f0e.jpg

Первыми, отказавшимися признать октябрьский переворот, были донские казаки и Донская область оказалась первой антикоммунистической территорией, выпустившей свои денежные знаки. Возможность затруднений с доставкой денег из Петрограда на места предвидело ещё Временное правительство, которое 17 июня 1917 г. узаконило хождение в качестве денег облигации «Займа Свободы». Поэтому ростовская контора государственного банка выпустила в первых числах декабря 1917 г. в обращение облигации с ручной надпечаткой: «Настоящая облигация выпущена ростовской конторой государственного банка в качестве денежного знака по курсу 85 рублей за 100 номинальных с присоединением %-в по текущему купону». Такие надпечатки были сделаны на облигациях с номиналом в 20, 40, 50, 100, 500 и 1000 рублей. За этим первым выпуском последовали дальнейшие, тоже с ручными надпечатками, но с несколько иным текстом. В каталоге Кардакова приведено 16 облигаций с тремя вариантами текста.

2

http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/d/7/9/4/f/d794f04fcffca57b93fe3b38e3df1148.jpg

Кроме выпусков Ростовской конторы, в каталоге Кардакова перечислены ещё 9 разных 4% «Билетов Государственного Казначейства» 1912-1915 гг. с ручными надпечатками, сделанными в 1918 г. Областным Казначейством в Новочеркасске, но из расчёта рубль за рубль и 5 надпечаток на «Займах Свободы» (от 20 до 500 руб.) по курсу 85 руб. за сто номинальных. Четыре облигации «Займа Свободы» (от 20 до 100 руб.) были выпущены в 1918 г. таганрогским отделением государственного банка с аналогичной ручной надпечаткой.

3

http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/b/4/7/4/0/b4740bf8c5f64f9db5a6ef19a3a96fb7.jpg

Одновременно с правительственными появились на Дону и частные денежные знаки. В 1917 г. акционерное общество Сулинского завода выпустило свои «боны» номиналом в 1, 3, 5, 10, 20, 25, 40 и 50 рублей, а «Общество каменно-угольных и заводских промыслов» в Селезневке в 1918 г. свои «квитанции» номиналом в 10, 15, 20 и 50 копеек и 1, 3, 5, 10 и 25 рублей. Деньги-«сдачу» в 1918 г. в 1, 2 и 5 копеек выпустило Бельгийское Общество Ростовского трамвая, а касса продовольственного отдела Таганрогской городской управы в 1918 г. выпустила долговые обязательства номиналом в 1, 1 1/2, 2 и 3 рубля. Все эти частные денежные выпуски не были законными, но и не запрещались властями.

Исчерпав запасы билетов государственного банка и «Займов Свободы» Войсковое правительство приступило к изготовлению собственных денег. Первый денежный знак, достоинством в 10 руб., выпущенный ростовской конторой Государственного Банка, поступил в обращение 3(16) февраля 1918 г. и до 10(23) февраля, когда большевики захватили Ростов, было отпечатано около 90 000 купюр. Автором рисунка и гравером был ростовский литограф Матвей Петрович Давыдов.

4

http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/5/1/f/1/2/51f1243dec3c177dd73b990883235c07.jpg

Захватив Ростов, большевики не тронули управляющего государственным банком Р.Э. Гульбина и продолжили печатание донских 10-рублевок. Гульбин дал тайное распоряжение Давыдову сделать на рисунке знак, чтобы можно было потом определить деньги, напечатанные большевиками, что и было сделано. Это было одним лишним штрихом, пересекавшим один из завитков. Большевики также начали печатать и заготовленные к выпуску 25-рублевки и до возвращения белых на Дон успели напечатать 10 руб. на 3 500 000 руб. и 25 руб. на 7 000 000 руб. Покидая Ростов, в ночь на 1 мая 1918 г. большевики забрали из банка все денежные знаки, в том числе и недопечатанные.

5

http://img12.nnm.ru/imagez/gallery/9/c/5/1/1/9c51141750a945f396905fdb456d74cd_full.jpg

Полное отсутствие денежных знаков вызвало необходимость не только дальнейшего печатания 10- и 25-рублевых знаков, но также и выпуска в 1918 г. денег номиналом в 1, 3, 5, 100, 250 и 500 рублей, которые получили название донских. В середине 1918 г. инфляция на Дону еще по-настоящему не началась и была потребность в мелких деньгах. Поэтому в 1918 г. ростовская контора госбанка выпустила 20 коп. марки-деньги с портретом Ермака Тимофеевича и денежные знаки в 50 коп. с портретом атамана Платова.

6

http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/e/e/d/f/d/eedfd1116586e36d94be114280a8453a_full.jpg

Начавшаяся к концу года инфляция вызвала 1 октября 1918 г. выпуск 5% «Краткосрочного обязательства Всевеликого Войска Донского» с номиналами в 500, 1000, 5000, 10 000, 25 000 и 50 000 рублей. Все эти обязательства выпускались в Новочеркасске, Ростове и Таганроге. Было четыре выпуска разных сроков: 1 января, 1 апреля, 1 июня и 1 октября 1919 г. Впоследствии они имели хождение наравне с денежными знаками, о чём свидетельствует ручная печать на обратной стороне обязательств с круглой печатью и подписями управляющего и кассира, сделанные чернилами от руки.

7

http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/d/5/2/f/7/d52f73cc61d251d008b867667e68a61f.jpg

Пребывавшее на территории Всевеликого войска Донского, Главное Командование Вооруженными Силами на Юге России начало выпускать в 1919 г. свои деньги, получившие название добровольческих, и продолжило выпуск донских. Добровольческими были 3, 10, 50, 200, 1000 (т.н. «колокольчики») и 10 000 рублей. Деньги, печатавшиеся в Ростове, печатались сериями с первыми буквами «А» или «Б», кроме 50-рублёвок с буквой «А», которые печатались в Екатеринодаре. Серии, начинавшиеся с буквы «В» и «К» печатались в Новороссийске, с «Л» — в Киеве, с «Ч» — в Феодосии, с «Я» — в Симферополе.

Ростовская контора госбанка продолжала в 1919 г. выпускать донские денежные знаки: 50, 100, 1000 и 5000 рублей. Все эти донские деньги печатались и имели хождение не только на Дону, что видно по соответствующим первым буквам серий. На рынке вы всего котировались романовские деньги, за ними шли деньги Временного правительства - «керенки» и «думки», затем донские и ниже всех добровольческие. Причина была чисто психологической. Деньги царского времени воспринимались как «настоящие», деньги Временного правительства — «почти как настоящие». И те, и другие имели хождение как в областях занятых белыми, так и красными. Донские, как показал опыт 1918 г., признавались большевиками, а насчёт добровольческих у населения были вполне обоснованные сомнения. С приходом красных, их могли объявить недействительными.
источник

8

Изображение политиков на монетах и банкнотах

Невозможно перечислить все, что когда-либо и где-либо изображалось на деньгах, металлических и бумажных. Тем не менее даже самые ранние изображения уже имели отношение к сфере политики. Голова льва - сюжет древнейших монет, ходивших в VII в. до н.э. в Лидии (на территории современной Турции), - являлась династической эмблемой правивших там царей. Появившиеся немного спустя монеты греческих полисов также несли эмблемы мест их чеканки. Ими были изображения богов, героев и иных мифических существ, животных, плодов, орудий труда.

Первым политиком, увидевшим себя на монетах, был персидский царь Дарий I (правил в 522-486 гг. до н.э.). Захватив власть в итоге заговора, он лишил жизни своего предшественника, Гаумату, создал 10-тысячную гвардию - "бессмертных", с ее помощью подавил восстания противников и существенно расширил свои владения. Однако самым успешным его начинанием стала чеканка золотых дариков, выпускавшихся так обильно, что они распространились далеко за пределы персидских владений. Археологи находят эти монеты не только в Центральной Азии, но и в Европе, вплоть до Балтики, и в Северной Африке. Благодаря им международная торговля достигла невиданного прежде развития. Кстати, Дарий I впервые в истории стал собирать налоги не натурой, а деньгами. Богатства, накопленные его преемниками, потрясали современников. Когда Александр Македонский в сражении при Иссе разгромил войска Дария III (336-330 г. до н.э.), ему как трофеи достались колесница, трон и вся обстановка походного шатра "царя царей", которые были выполнены из чистого золота. Увидев их, Александр восхищенно воскликнул: "Вот это, по-видимому, и значит царствовать!".

Кстати, Александр (336-323 г. до н.э.), при котором Македония превратилась в центр огромной империи, опасаясь гнева богов, не мог поместить свой портрет на деньгах. И тогда схитрил. На аверсе его знаменитых тетрадрахм была изображена голова Геракла. Но чертами лица, утверждают современники, этот сын Зевса - воплощение силы и доблести - был разительно похож на Александра.

О властителях давно минувших эпох много говорить не будем. Хотя заметим, что возникшая при первом императоре Рима Гае Юлии Цезаре (49-44 г. до н.э.) традиция изображать правителя на монетах оказалась живучей. По сей день портрет правящего лица - почти обязательный атрибут оформления денежных знаков монархических государств. Даже если роль этого лица в политической жизни не то что мира, а даже своей, порой крохотной, страны, остается малозаметной. Таковых тысячи, их портретная галерея продолжает расти и в наши дни.

Разумеется, влияние лидера страны не всегда определяется численностью населения и размерами ее территории. Римский папа сейчас - глава государства площадью пол квадратного километра, а его подданных - чуть больше тысячи человек. Но влияние папы на положение дел в странах католического мира исключительно велико. Изображение нынешнего главы Ватикана Иоанна Павла II (с 1978 г.) часто можно увидеть на монетах не только этой страны, но и многих других государств, где он побывал с визитами. Серию памятных монет с его изображением, начатую в 1982 г., до сих пор продолжают в его родной стране - Польше.

Благодаря изображению на деньгах и знаках почтовой оплаты в мире хорошо знают "в лицо" нынешнюю британскую королеву. Возглавляющая Содружество, куда входят бывшие колонии и доминионы Великобритании, Елизавета II (правит с 1952 г.) изображена на монетах и денежных купюрах порядка 30 различных государств и автономных территорий. Ее прапрабабка - королева Виктория (правившая в 1837-1901 гг.), при которой Англия достигла пика могущества, в том же смысле не уступила бы Елизавете II, если бы во времена ее царствования портрет главы Британской империи было принято помещать не только на монетах, но и на бумажных деньгах.

Рекорд иного рода довелось установить австрийской императрице Марии Терезии (1740-1780), снискавшей уважение подданных за проведение успешных реформ во всех сферах жизни. Недаром австрийский писатель Стефан Цвейг назвал ее "единственным великим монархом австрийского дома". Начало рекорду было положено в 1753 г., когда австрийский талер стали чеканить по новой монетной стопе. Стандарт монеты оказался удобен для международной торговли, и вскоре так называемый "мариетерезиенталер" получил хождение сначала в странах Леванта, а затем в Африке и Восточной Азии. Попытки других государей вытеснить его с помощью своих монет оказались тщетными. После Марии Терезии талер с ее портретом, строго следуя оригиналу, в ряде стран продолжали чеканить для нужд международной торговли с указанием года смерти императрицы. Общий тираж всех выпусков достиг 20 млрд экземпляров! В Омане, Судане, Эфиопии эти талеры и сейчас циркулируют как полуофициальное средство обращения.

9

Ранние отечественные монеты из золота и серебра с портретом правителя появились при киевском великом князе Владимире Святославиче (978-1015). Несмотря на условность портрета, мы видим Владимира, восседающего на троне ("столе"), с крестом в правой руке и в увенчанной крестом великокняжеской шапке. Более реалистичен портрет царя Бориса Годунова (1598-1605) на уникальной золотой "жалованной" монете, одной из тех, что в допетровской России раздавались в награду участникам успешных "ратных дел". Начиная с 1700 г. портрет российского монарха помещался на монетах крупных номиналов, но император Павел I (1796-1801) отказался от этого, и вновь портретные монеты для широкого обращения в народе стали выпускать лишь при Александре III, в 1886 г. Правда, на ряде польских монет в 1815-1834 гг. был изображен бюст Александра I (1801-1825), после Венского конгресса принявшего корону Королевства. После 1866 г. портреты русских правителей стали помещать на государственных кредитных билетах. Многим, наверное, приходилось слышать о "петрушках" и "катьках" - банкнотах самых крупных номиналов, в 500 и 100 руб., названных так по изображениям на них Петра I (1682-1725) и Екатерины II (1762-1796). Выпуск этих денежных знаков, беспрепятственно обменивавшихся на золото, был осуществлен в 1898 г. в ходе так называемой реформы Сергея Витте. Между прочим, сумма в 500 руб. в пересчете на чистое золото весила тогда немало - 387 г!

Портреты первых лиц страны - реже при жизни, чаще наоборот - помещаются и на деньгах государств с республиканской формой правления. Первый президент США Джордж Вашингтон (в 1789-1797 гг.) с середины XIX в. неизменно присутствует на денежных знаках своей страны. Генерала Симона Боливара (1783-1830), отдавшего жизнь за независимость колоний Испании в Южной Америке, часто можно видеть на деньгах Боливии, названной в его честь, Венесуэлы, Колумбии, Эквадора. Основатель и первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк удостоился чести быть изображенным на деньгах страны уже в 1926 г. Он и сегодня красуется на быстро обесценивающихся турецких лирах. Впрочем, всех по числу портретов на деньгах опередил Сунь Ятсен - хоть и временный, но первый президент Китайской Республики (в декабре 1911 - феврале 1912 г.). С 1925 по 1949 г. Сунь Ятсен был изображен более чем на 600 монетах и денежных купюрах, различающихся номиналом, местом и годом выпуска. На денежных знаках Тайваня его портрет присутствует и в наши дни. Есть его изображения и на памятных монетах Китайской Народной Республики.

Нужно сказать, что лидеры революционных движений минувшего века на денежных знаках разных стран представлены с достаточной полнотой. Че Гевара, Мао Цзедун, Георгий Димитров, Иосип Броз Тито, Клара Цеткин, Сухэ-Батор, Хо Ши Мин - вот далеко не полный перечень. Портреты основоположников марксизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса дважды успели поместить на купюры в 100 и 50 марок Германской Демократической Республики. Владимир Ленин, впервые изображенный на бумажных червонцах 1937 г., в последний раз появился на билетах Госбанка в 1000 и 500 руб. образца 1992 г., еще год обращавшихся в России уже после распада СССР.

Не остались без внимания и "великие диктаторы" ХХ в. Франсиско Франко, глава испанского государства в 1939-1975 гг. и вождь Испанской фаланги, в 1936 г. развязавший гражданскую войну и с тех пор тесно сотрудничавший с итальянскими и германскими фашистами, в 1953-1974 гг. помещался на испанских монетах. До недавнего времени грозный президент Иракской Республики, глава правительства и главнокомандующий, маршал Саддам Хусейн начиная с 1986 г. украшал бумажные деньги страны. Но будет правдой сказать, что действительно крупные фигуры из этой среды избегали подобной "чести". Не увековечил себя на деньгах Бенито Муссолини - лидер итальянских фашистов и диктатор Италии в 1922-1943 гг. Адольф Гитлер, глава германского фашистского государства в 1933-1945 гг., не утвердил к массовому выпуску монеты со своим портретом: далее проб изготовленной пары штемпелей дело не пошло. Иосиф Сталин, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в СССР, был изображен лишь на монетах Чехословацкой Республики в 100 и 50 крон, выпущенных к 70-летию со дня его рождения. Впрочем, в 2000 г. его портрет появился на серебряной российской монете в 100 руб., выпущенной к 55-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и посвященной Берлинской (Потсдамской) конференции глав государств антигитлеровской коалиции. Сталин изображен на ней в группе участников переговоров. Примечателен как вес - килограмм, так и тираж этой монеты - 500 экземпляров.

Напоследок заметим, что политики на деньгах появляются все реже и реже, уступая место выдающимся ученым, деятелям науки. Да и сами монеты и бумажные денежные знаки заметно утрачивают свою роль. В надвигающуюся эру электронных расчетов они будут просто не нужны.
источник

10

Князь Лев Голицын - создатель шампанского, которое признанное лучшим в мире

Поднимая бокал искристого шампанского, вспомним о человеке, который наладил в России производство собственных игристых вин, конкурировавших со знаменитым французским шампанским. К сожалению, имя главного российского винодела изрядно позабылось, да и в советские времена его старались не вспоминать - как никак князь, да к тому же потомок Гедимина.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i48/48337.jpg

Лев Сергеевич Голицын - личность для российского виноделия легендарная, да и сам он был человеком необыкновенным. Рассказ о нем предварю цитатой из Гиляровского:

«Льва Голицына недолюбливали в Английском клубе за его резкие нецензурные по тому времени речи. Но Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и его огромная фигура обращала внимание на улицах.
Извозчики звали его «диким барином». Татары в его кавказском имении прозвали его «Аслан Дели» - сумасшедший Лев.
Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чем не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом, магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников «Hовый Свет» и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку:
- Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! - заявил он».

http://shkolazhizni.ru/img/content/i48/48333.jpg
Московский магазин князя Л.С. Голицына

Гиляровский не раз писал об этом колоритнейшем человеке, он буквально любовался им: «Громадная, могучая фигура, с первого взгляда напоминающая Тургенева, только еще выше и с огромной седеющей львиной гривой - прямо-таки былинный богатырь».

На рубеже XIX-XX веков Льва Голицына знала вся Россия, с удовольствием пившая его прекрасные вина. Представитель одной из древнейших и известнейший российских фамилий стал виноделом по воле случая. Лев Голицын родился в 1845 году, образование получил в Сорбонне, закончив её со степенью бакалавра. Три года прослужил чиновником в Министерстве иностранных дел. Затем учеба на юрфаке МГУ, степень кандидата права, стажировки в европейских университетах, подготовка к профессорскому званию.

Голицын несколько лет возглавлял археологические раскопки, открыв ряд стоянок каменного века. Стал член-корреспондентом Московского археологического общества. Ему обоснованно прочили блестящее научное будущее. Кстати, его авторитет был высок не только в научных кругах, муромское дворянство избрало его сначала в почетные мировые судьи, а потом сделало своим уездным предводителем. Казалось, судьба Льва Голицына предопределена, но случай круто изменил его жизнь.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i48/48332.jpg
Вход в винные погреба князя Л.С. Голицына. Общая протяжённость тоннелей для хранения и выдержки вин составляла 3,5 версты

Лето Лев обычно проводил в имении на Оке в Муромском уезде Владимирской губернии, сочетая отдых с занятием археологией. Здесь-то и свела его судьба с красавицей Надеждой Засецкой (в девичестве княжной Херхеулидзевой). Разгорелся бурный роман, Надежда фактически бросила мужа и ушла к Голицыну, родив ему двух дочерей. Скандал усиленно смаковали в обществе. Пикантности добавляло и то, что Голицын не только увел у Засецкого жену, но и сменил его в 1876 году на посту предводителя уездного дворянства. Естественно, что на преподавательской карьере пришлось поставить крест. Кстати, дочерям только в 1890 году император разрешил дать фамилию княгинь Голицыных, до этого они числились воспитанницами Льва Сергеевича.

Надежде Засецкой принадлежала в Крыму неподалеку от Судака половина большого имения «Новый Свет», здесь-то Лев и увлекся виноделием. Несколько раз ездил во Францию изучать опыт лучших виноделов, а в 1878 году выкупил у брата Надежды вторую половину имения и стал разводить виноградники. Вскоре в России его вина составили конкуренцию зарубежным. Причем их качество вынуждена была признать и Европа. Сначала голицынские вина получали призы и медали на российских выставках, затем «покорили» США (золото в Луисвилле и Нью-Орлеане), в 1889 году удостоились внеконкурсного золота в Париже. Триумфальным для Голицына стал 1895 год - Гран-при на выставке в Бордо, а в 1900 году Гран-при на всемирной выставке в Париже, где его игристое вино (шампанское) было признано лучшим в мире! Но к этому времени Голицын представлял своими винами уже не только себя как винодела, но и Россию.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i48/48334.jpg
Князь Лев Сергеевич Голицын. 1910-е годы

В 1889 году Александр III предложил Льву Сергеевичу возглавить все винодельческие хозяйства императорской фамилии, став главным виноделом Удельного ведомства. Эту почетную должность Голицын принял в 1891 году и оставался на ней до 1898 года. Благодаря его кипучей энергии и организаторским способностям, были куплены земли для виноградников в Крыму, на Кавказе, в южных губерниях, построены новые винодельческие заводы и громадные подвалы для хранения и выдержки вин, налажена селекционная работа и подготовка специалистов в Магарачском училище садоводства и виноградарства.

Успехи были налицо, но отношения с чиновниками Удельного ведомства постоянно ухудшались - Голицын практически не отдавал прибыль, а она была немалой, пуская все на расширение производства. Естественно, что свою лепту внесли виноторговцы и винное лобби - продавать дорогие импортные вина много прибыльнее, даже если они худшего качества. У нового императора Николая II поддержки Голицын не нашел и принял решение подать в отставку. Он даже отказался от солидного и вполне заслуженного вознаграждения, а причитающиеся 100 тысяч рублей перевел в Министерство земледелия для учреждения премий имени Александра III за лучшие вина, столовый виноград и научные работы по виноделию и виноградарству.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i48/48335.jpg
Памятник великому виноделу

Освободившись от обременительных административных обязанностей, Голицын с упоением занялся любимым делом - выведением новых сортов винограда и созданием новых вин. Кстати, среди виноделов мира он пользовался непререкаемым авторитетом. Голицын мог по форме листьев различать сотни сортов винограда, а по вкусу и запаху вина определять не только сорта винограда, из которого оно изготовлено, но и регион, в котором этот виноград вырос, особенности почвы и даже погоду - дождливым или солнечным было лето.

К сожалению, виноделие - это бизнес, а у него свои законы. К 1912 году затраты Голицына на развитие виноградарства и виноделия стали значительно превышать доходы. Были потрачены не только его немалые наследственные средства, но и часть средств законной супруги и Надежды Засецкой. Чтобы предотвратить банкротство и сохранить созданное многолетним трудом уникальное винодельческое предприятие, он в 1912 году, воспользовавшись визитом Николая II в «Новый Свет», преподнес ему в дар значительную часть винодельческого комплекса, включая уникальную коллекцию вин.

Лев Сергеевич Голицын скончался 26 декабря 1915 года и был похоронен в специально построенном склепе среди виноградников «Нового Света». А вина, созданные им, продолжают радовать людей. В память о нем несколько сортов шампанского носят имя великого российского винодела: «Левъ Голицынъ» и «Седьмое небо князя Голицына».

Автор: Владимир Рогоза

11

Почему доллар правит миром

Евгений ЧЕРНЫХ (Комсомольская правда в Украине, № 50, 6 марта 2009)
Один из главных недоуменных вопросов сегодня: если мировой кризис начался в Америке, почему ж тогда у нас растет их доллар?

Баксу давно пророчат кирдык, как и Штатам, но он по-прежнему остается главной валютой на планете. Как же эта зеленая бумажка, которой фактически грош цена, без боя захватила страны и континенты?

Во глубине серебряных руд

Лет двадцать назад я побывал на родине доллара. Добрался до нее часа за три на обычной "шестерке". Из Праги в городишко Яхимов, о котором 99 процентов читателей и не слыхивали. Про Карловы Вары больше народ знает. А Яхимов затерялся в горах верстах в двадцати от курорта.

В дорогу меня, собкора "Комсомолки" в Чехословакии, позвала тогда страшная тайна заштатного городка - проклятые рудники, на которых в сталинские времена добывали уран десятки тысяч заключенных. Яхимовцы, столько лет вынужденные держать язык за зубами, были рады поговорить начистоту.

Главным богатством здешних мест в средние века были не целебные воды, а серебряные копи. Вместе с драгоценным металлом попадалась странная руда, прозванная "смолкой". Горняки ее выбрасывали в отвал. Немецкий химик М. Клапрот, проведя анализ "смолки" с яхимовских рудников, открыл в 1789 году новый химический элемент - уран. В 1898 году супруги Кюри, будущие нобелевские лауреаты, обнаружили в яхимовской "смолке" радий, который в миллион раз активнее урана.

После оккупации Гитлером Чехословакии здесь добывали уран фашисты для своей атомной бомбы. Сразу после войны уже наши превратили окрестности Яхимова в одну большую запретную зону. Сначала уран добывали пленные немцы, затем свои политзеки.

Когда мужики выложили все атомные тайны, один из панов, отхлебывая пивечко, глубокомысленно произнес: "Наш Яхимов - родина доллара!"

- А первые слоны случайно не у вас родились? - брякнул я.

- Это Россия - родина слонов. А нам и доллара хватит, - обиделся бывший начальник секретного рудника. Компания стала возбужденно убеждать меня, что доллар - чистая правда. Даже собрались тащить в местный музей - Королевский монетный двор. Но была глубокая ночь. Экскурсию отложили на завтра.

А назавтра, продрав в гостинице глаза, я быстро рванул из города: тогда говорили, что в яхимовских домах повышенная радиоактивность.

Из талера в даллер перелетая

А ведь мужики не обманули. Вернувшись в Прагу, я навел справки. Сначала в тех краях добывали железную руду. А городок звался Йоахимсталь (долина святого Иохима). В 1516 году здесь нашли серебро. Хозяин земель бедный граф Стефан Шлик быстро понял, какая удача ему привалила. Стал чеканить собственную серебряную монету. Назвали ее, как и город, "йоахимсталер". На одной стороне монеты изобразили святого Яхима, на другой - льва, герб Чехии. Позже сложное название укоротили - появился талер (в России, которая всегда шла своим путем, наоборот, взяли первую часть названия - "ефимок". Но монета не прижилась).

Шлик выпустил более 2 миллионов талеров. И умер. Своей ли смертью или кто помог? Слишком уж выгодный был бизнес. Карл V тут же отобрал у осиротевшей семьи право чеканки монеты в пользу императорского дома. Только государи, цари, а позже государство должны обладать монополией на выпуск денег! (Запомните эту фразу. Мы еще к ней вернемся в наших расследованиях о долларе.)

Талер вскоре стал популярным в Европе. Фактически он был первой мировой валютой. В Испании его звали талеро, в Италии - таллеро, в Нидерландах - дальдре, в Скандинавии - далер, в Англии и Шотландии - даллер, затем даллар, доллар. Под этим названием он и прижился в Америке, куда перебрались через океан смелые англичане. В 1785 г. конгресс США официально принял решение сделать доллар денежной единицей страны.

Правда, яхимовские мужики убеждали меня, что их талер в народе сразу прозвали толаром, созвучным будущей американской денежке. Похоже на легенду. Хотя такая версия тоже ходит в нумизматике.

Цепляет другое. Доллар, из-за которого сейчас трясет весь мир, и радиоактивность с Хиросимой и Чернобылем, ядерным оружием, способным в мгновение ока спалить всю планету, вырвались из одних яхимовских копей. И порой их судьбы будут тесно переплетаться. Это не просто мистическая связь, а какая-то дьявольская насмешка. Кстати, Хиросиму и Нагасаки фактически сожгли во имя Его Величества Доллара!

Мировой порядок бакса

У американского доллара много тайн. Но, пожалуй, самая главная - однодолларовая купюра 1928 года. Оформлял ее по просьбе будущего вице-президента США Уоллеса русский эмигрант Сергей Макроновский. Считается, что под этим псевдонимом скрывался знаменитый художник, мистик, теософ Николай Рерих. В пользу версии говорит многое. В 1920-м Рерих переехал с женой в США, основал "Общество Агни-Йоги", создал Институт объединенных искусств в Нью-Йорке. Дружил с таким же мистиком Генри Уоллесом, который позже стал ближайшим помощником Рузвельта. Явно с подачи Генри в 1935 году в Белом доме представители 21 страны мира подписали Пакт Рериха о защите памятников искусства. На церемонии был сам президент.

Так вот, на той однодолларовой купюре появляется странный знак - усеченная пирамида на Большой печати США. Ее вершина как бы парит в лучах над основанием. В образовавшемся треугольнике изображено "Всевидящее око". На ленте, окаймляющей пирамиду снизу, надпись по-латыни: "Новый мировой порядок". Ясно, что даже Рериху не позволили бы рисовать на национальной валюте все, что ему вздумается. Значит, был чей-то заказ. Явно не друга Генри. Он еще не имел большой политической силы. Рузвельт тоже не помышлял пока о президентстве, был губернатором Нью-Йорка. Значит, за спиной Генри был очень влиятельный человек или группа лиц, которые могли вот так запросто изменить дизайн национальной валюты. Купюра, обратите внимание, была выпущена в 1928 году. Буквально на следующий год экономика США грохнулась в считанные дни. Наступила Великая депрессия. Ладно бы она свирепствовала лишь в США. Эпидемия перекинулась в Европу. Тяжелее всех пришлось Германии. На фоне кризиса тогда к власти пришел Гитлер. Америку же лечить от депрессии пришлось Рузвельту. Через пять лет после выхода странной банкноты. Сейчас много говорят о "новом курсе" Рузвельта, исцелившем страну от депрессии. На самом деле тот легендарный New Deal переводится иначе - новая сделка. Она и была заключена между государством и крупным бизнесом, который обязали делиться частью доходов, чтобы не потерять все. А настоящий новый курс, зашифрованный на новой долларовой банкноте, не афишировался. Это был курс на вытеснение фунта стерлингов как единственной мировой валюты с 1840 года и установление нового мирового порядка, где будет править Доллар.

Золотое ограбление штатов

Но прежде чем замахиваться на захват мира, надо было установить железный порядок дома. В депрессию "зелени" народ доверял слабо. Более надежными американцы считали золотые монеты, слитки, ходившие наряду с бумажными баксами. Придя к власти, Рузвельт едва ли не первым делом конфисковал золото у народа. Вот выдержки из этого знаменитого Указа 6102.

"Я, Франклин Д. Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки, объявляю, что критическая ситуация национального масштаба существует, а потому... накладываю запрет на тайное накопление золотых монет, золотых слитков и золотых сертификатов на всей территории США частными лицами, товариществами, ассоциациями и корпорациями. ...Предписываю принять следующие меры: до 1 мая 1933 года все лица обязаны сдать в Федеральный резервный банк... все имеющиеся у них накопления в виде золотых монет, золотых слитков и золотых сертификатов....

По принятии от граждан золотых монет, золотых слитков или золотых сертификатов Федеральный резервный банк или же любое из его подразделений обязаны выплатить гражданам эквивалентную компенсацию любыми другими монетами или валютой, имеющей хождение на территории Соединенных Штатов.

В случае злонамеренного нарушения данного указа... лицо или лица, повинные в этом, могут быть оштрафованы на сумму, не превышающую 10 000 долларов, или же подвергнуты тюремному заключению сроком не более десяти лет, или же обоим этим наказаниям одновременно". Такому же наказанию мог подвергнуться любой чиновник, "сознательно участвовавший в этом нарушении или же ему способствовавший".

Ну как, сурово поступил президент-демократ, надежа нации?

Сданное золото оплачивалось только "зеленью". По курсу 22,6 за унцию благородного металла. Когда все золотишко у народа подчистили, Рузвельт повышает цену унции до 35 долларов. Но это касалось лишь иностранцев. Для граждан США золото на долгие годы стало запретным. А девальвация доллара пошла на пользу экономике страны.

Для конфискованного же золота позже построили специальное хранилище - знаменитый Форт-Нокс. Его иногда показывают в голливудских блокбастерах.

Впрочем, будем справедливы. Отобрав золото, Рузвельт дал народу взамен алкоголь. Отменив "сухой закон" 1919 года. Прежде на контрабандном виски наживалась мафия. Теперь доходы пошли в казну. Среди американцев была популярна шутка: "В начале 1933 года два человека шли по улице. У одного в кармане - золотая монета, у другого - бутылка виски. Один из них был вне закона. В конце 1933 года один из них тоже был вне закона, но с точностью до наоборот".

Война - "зеленому" мать родна!

Так гениально в первый же год президентства Рузвельт заставил страну уважать бумажный доллар. Принудить другие государства полюбить баксы помогла Вторая мировая. Она же вытащила США из Великой депрессии.

Только по ленд-лизу Штаты отправили союзникам вооружения, продовольствия, других товаров на 48 миллиардов долларов. Представляете, как поднялась экономика США! А собственное перевооружение, тот же Атомный проект!

Уже в 44-м, когда за океаном еще гремела война, США организуют в пригороде Вашингтона Бреттон-Вудсе очередную встречу союзников по будущему переустройству мира. Фактически там утвердили послевоенную международную финансовую систему. И назначили доллар единственной мировой валютой для расчетов между странами. Почему такая честь? США к тому времени накопили более 70 процентов мирового запаса золота. Золотом обеспечивался и доллар. По курсу 35 гринов за унцию, как приговорил Рузвельт десять лет назад. Ни фунт стерлингов, ни франк такой силы уже не имели. Кажется странным, почему союзник Сталин не возражал против доллара. Американцы считали, что русские просто не понимали значения финансов. Возможно, хитрый Сталин не поднял бузу, потому что ему в тот момент для победы над Гитлером требовалось заокеанское оружие, продовольствие по ленд-лизу. А уж после Гитлера он надеялся раздербанить и господ-капиталистов с их финансами. Но был и еще один фактор ценой в 6 миллиардов долларов. Такой займ Молотов надеялся получить у США сразу после войны на восстановление России. Рузвельт пообещал. Поэтому все в Бреттон-Вудсе прошло тихо. Решение приняли, доллар утвердили, заодно создали Международный валютный фонд и еще ряд серьезных финасовых институтов.

Обратите внимание: всего через 16 лет после появления долларовой купюры с шифровкой Рериха был установлен Новый мировой порядок. Согласитесь, ловкая работа! А чтобы показать непокорным, кто на планете хозяин, в августе 45-го США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Во имя укрепления Доллара!

Однако Игорь Курчатов уже создавал свой ответ Америке. Потому и стал Яхимов запретной зоной, и оттуда, с родины доллара, шли в СССР составы с урановой рудой для первой советской атомной бомбы. Так странно порой ухмыляется история.

Бреттон-Вудское соглашение все участники должны были ратифицировать до конца 1945 года. Но отношения между бывшими союзниками стали холодать. Советскому Союзу вместо займа показали кукиш. Возмущенный Сталин в конце декабря лично наложил вето на вступление СССР в Бреттон-Вудское соглашение. Официальная причина: "Поскольку США не предложили СССР займа, наше вступление в эти организации может быть воспринято как наша слабость, как вынужденный шаг, совершенный под давлением США. Наше отрицательное отношение выразит нашу независимую позицию в этом вопросе". Впрочем, поезд уже ушел.

А что же гарант займа Рузвельт? Он ушел в мир иной еще в апреле. Здоровый человек, позировал художнице. За 15 минут до завершения сеанса вдруг упал замертво с дивана. Кровоизлияние в мозг, гласила официальная версия. Бывает. Однако вскрытия не было. Церемония прощания с отцом нации прошла... у закрытого гроба. Было много других странных деталей смерти. Что вызвало слухи, легенды, книги о тайне гибели Рузвельта. Вроде бы ему выстрелили в затылок, разрывная пуля разнесла лицо. Гитлер тоже умер в апреле 45-го. К власти оба пришли в начале 33-го. Мавры сделали свое дело? Одна из версий - Рузвельт не готов был идти до конца в разрыве отношений с Россией и не позволил бы вырасти атомному грибу над Хиросимой и Нагасаки. А это мешало Доллару стать королем мира...

Кстати, художницу, рисовавшую портрет Рузвельта в тот роковой для нации день, звали Елена Шуматова. Из русских.

Продолжение следует…

12

Аратта - прародина человечества?

В течение многих лет историки были убеждены, что первые ростки цивилизации появились в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат, положив начало шумерской цивилизации. О происхождении шумеров до недавних пор было мало что известно. Считалось, что они являлись наследниками более древней убэйдской культуры, у которой шумеры переняли опыт земледельческих работ.

Что касается их более ранних предков, то здесь сведения носят, скорее, мифологический характер, и серьезно они учеными не воспринимаются. По одному из мифов, своей первой родиной шумеры считали таинственную страну Дильмун – в последнее время многие сходятся во мнении, что эта страна располагалась на острове Бахрейн. В других преданиях говорится, что своим происхождением шумеры обязаны «Солнцеподобной Аратте» – цивилизации, стоявшей, как оказалось позднее, у истоков всей индоевропейской расы. В 1994-1996 годах московский шумеролог А.Г. Кифишин, изучая надписи в районе Каменной Могилы, доказал, что первичная прародина всех индоевропейцев – легендарная Аратта, воспетая шумерами еще в III тысячелетии до н.э., находилась на территории нынешней Украины.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i56/56130.jpg

Примерно в двадцати километрах от Мелитополя на берегу реки Молочной находится загадочное природное образование под названием Каменная Могила. Этот природный феномен имеет огромную историко-археологическую ценность: на этих камнях можно увидеть следы деятельности человека, начиная от палеолита и заканчивая ранним средневековьем: здесь встречаются и петроглифы первобытных людей, и надписи ранних христиан, и рисунки римлян. Еще в 60-70 годах некоторые археологи обратили внимание на то, что найденные возле Каменной Могилы предметы быта подозрительным образом напоминают аналогичную утварь из Шу-эден-на-ки-Дуга (современного Чатал-Гююка) – древнейшего поселения в Анатолии, возникновение которого ученые относят к концу VII – началу VI тысячелетия до н.э. Кроме того, некоторые ученые обнаружили, что многие письмена, высеченные на монолитах Каменной Могилы, идентичны знакам шумерской клинописи. Впрочем, до серьезных расшифровок дело не дошло, и лишь в середине 90-х годов московский исследователь А.Г. Кифишин занялся изучением этой проблемы и посетил этот доисторический памятник.

То, что открылось Кифишину в результате исследования, меняет все представления о зарождении человеческой цивилизации. Загадочные письмена, обнаруженные на камнях, действительно имеют прямое отношение к шумерской письменности, но только еще более древнего происхождения.

На одной из восточных плит Каменной Могилы Кифишин отчетливо прочитал шумерский символ «Шу-нун», означающий «Рука Царицы». В Древней Месопотамии был город с таким названием. Следующей шумерской надписью было слово «Нун-бирду». На языке этого древнего народа оно означало «Царица Степи». По преданию шумеров, так называлась река, около которой бог Энлиль соблазнил юную Нинлиль, за что был навечно сослан в преисподнюю. Подобные метафорические образы, по мнению самого ученого, связаны «с проблемами мира-космоса, с его рождением и смертью-возрождением, которые чередовались циклически в великом круге бытия, вовлекая в свой ритм и жизнь человека». Поэтому, чтобы до конца понять эти тексты, нужны соответствующие знания в области древней мифологии.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i56/56123.jpg

На сегодняшний день в разных местах Каменной Могилы обнаружено 130 наскальных надписей и 160 каменных табличек, исписанных древним письмом. Самые ранние датируются XII-X тысячелетиями до н.э., поздние относятся к III тыс. до н.э., то есть ко времени существования шумерской цивилизации. А.Г. Кифишин смог расшифровать даже календарные символы: среди них выделяются дата 11582 г. до н.э. и ряд указаний на события XX тысячелетия до н.э.!

На основе открытий в районе Каменной Могилы Кифишин разработал собственную гипотезу о происхождении Аратты. По его мнению, шумеры были потомками арийских племен, прибывших с низовьев Днепра, Дона, Дуная, Волги, которые и основали в разных местах древнейшие поселения, названия которых так или иначе напоминают об их исторической родине. Это и шумерская Аратта (возможно, именно о ней идет речь в указанном эпосе), и индийская Бхарата, кроме того, в Иране есть Аратта-Арта, похожие названия можно встретить у многих индоевропейских народов. Что касается причерноморской Аратты, то так называлась обширная территория от Крыма до Карпат, с XII тысячелетия до н.э. заселенная охотничьими племенами, среди которых уже выделилась особая каста жрецов, стоявших во главе племен. В это же время начинают появляться первые святилища, где совершаются жертвоприношения. Впоследствии, возможно, с наступлением холодов, люди начали покидать обжитые территории. Часть их осталась близ реки Молочной, другие двинулись в Малую Азию. Каменная Могила, по всей видимости, служила неким духовным центром, культовым святилищем, где происходили всевозможные обряды и ритуалы, и где мудрецы запечатлели свое видение мира и общественный уклад, присущий тому далекому времени.

В свою очередь, начиная с IX тысячелетия до н.э. в Азии (преимущественно на территории нынешней Анатолии) начинается переход к государственности. Наиболее успешно он проявился в VII тысячелетии до н.э. в Малой Азии, где образовалось поселение Шу-эден-на-ки-Дуг. Именно здесь, на территории современного Чатал-Гююка, находилась одна из первых цивилизаций Старого Света. Английский археолог Дж. Мелларт, раскопавший это поселение, обнаружил более 40 храмов, в которых, помимо религиозных обрядов, проводились наблюдение за небесными объектами.

Интенсивное развитие сельского хозяйства, а также применение мелиорации повлекли за собой демографический взрыв и засолонцевание орошаемых земель. Помимо этого, в то время активизировались сейсмические процессы, вследствие чего заметно участились землетрясения и вулканические извержения. Все эти факторы обусловили поиск новых мест проживания, для чего примерно в 6200 году до н.э. была снаряжена разведочная экспедиция вокруг Черного моря, во время которой странники посетили святилище Каменная Могила. Жрецы Шу-эден-на-ки-Дуга скопировали неведомые им до этого письмена (изобретенные здесь же, в приднепровском Шу-нуне) и, возвратившись к себе на родину, изобразили их в одном из храмов на рельефе Праматери Сущего (культ Богини-Матери был главным в пантеоне местных богов). Ученым с помощью радиоуглеродного анализа удалось установить ее точную дату (6200 год до н.э.), которую теперь принято считать началом европейской государственности, потому что в скором времени в Придунавье возникает первая держава Старого Света, которую в честь старинной области обитания нарекли Араттой…

http://shkolazhizni.ru/img/content/i56/56129.jpg

Открытия Кифишина и Шилова произвели в научной среде эффект разорвавшейся бомбы, заставив по-новому взглянуть на всю историю зарождения индоевропейской цивилизации. Многие светила науки (преимущественно зарубежные) отнеслись к ним довольно скептически, очевидно, не желая признавать за праславянами первенство в истории. Тем не менее, эту версию продолжают разрабатывать многочисленные исследователи, которые в полной мере соглашаются с тем, что истоки европейской культуры следует искать именно на территории Украины.

Хотя древние поселения, по времени совпадавшие с Араттой, находили и раньше (древнейший город Иерихон, самый ранний культурный слой которого относится к 9551 году до н.э.), влияние, которое произвела эта древняя страна на последующие цивилизации, позволяет считать ее прародиной европейской цивилизации. Так это или нет, покажут дальнейшие исследования и новые археологические открытия, а пока во всех исторических трудах первенство в истории отдают именно шумерам…

Автор: Дмитрий Нарожный

13

Не знаю насколько местность, где живу является прародиной человечества, но вот такие каменные бабы, как на первой картинке с детства помню стояли в сквере, сейчас их перенесли в исторический музей. Есть у нас и курганы. Только я всегда считала, что и то, и другое - это наследие скифов.

14

Интересные исторические факты о налогах

Многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…».
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 г.), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 г.), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству, содействует росту населения страны». Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

Первая в мире ставка налога на доход составила 10%. Об этом мы можем судить по Пятикнижию Моисея, где сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».

Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений.
Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами, первый прообраз налогов — налог на побежденных.
В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества.
В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.
В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.
В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке по-прежнему название налога — steuer означает поддержку, лепту.
Однако в XVIII в. сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французском — impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.

Общеизвестно, что основной функцией налогообложения является фискальная — наполнение государственной казны. Фиском (от латинского »fiscus», букв. — корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в введении чиновников и пополняемая доходами с императорских провинций. С 4 в. н.э. фиск — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

В средние века в основном для духовенства и дворянства был создан институт налогового иммунитета, который сохранился и до наших дней. Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Большинство государств на основе взаимности предоставляют налоговый иммунитет служащим дипломатических и консульских учреждений, а также членам их семей, которые не являются гражданами этих стран. Налоговый иммунитет может быть предоставлен в соответствии с национальным налоговым законодательством: в Великобритании, например, налоговым иммунитетом пользуются члены королевской семьи, Британский музей, благотворительные и иные организации.

Уплата налогов за рубежом иногда приобретает комичный оттенок. Так, во Франции один удачливый игрок на игральных автоматах, из-за несвоевременной уплаты налогов со своих выигрышей задолжал бюджету более 3,7 млн. франков. Подчиняясь требованиям налоговых органов, удачливый игрок в один из дней прибыл в налоговое ведомство во главе колонны из трех бронированных грузовиков, доверху нагруженных сумками с однофранковыми монетами. Чиновники приняли груз — 920 сумок общим весом в 22 тонны, 3.730.606 монет — с понимающей улыбкой.

Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1922 года предусматривал наказания за преступления против порядка налогообложения. Так, например, ст.83 предусматривала уголовную ответственность за агитацию и пропаганду, заключающую призыв к совершению налоговых преступлений, ст.84 — за изготовление, хранение с целью распространения и за распространение литературных произведений, призывающих к совершению налоговых преступлений.

Во 2–3 веках в Китае все налогоплательщики подразделялись на пять категорий. Новорожденный назывался хуан (молокосос), с 4 лет он был уже сяо (малыш), после 16 — чжун (средний), с 21 года — дин (тягловый) и после 60 лет — лао (старик). В разное время возрастное деление слегка менялось.

Лициний, римский наместник в Древней Галлии, разделил год на 14 месяцев, чтобы чаще собирать налоги.

Первый англичанин, который отважился сказать королю «нет» — Святой Хью (1140 — 1200) из Линкольна (Англия). Он отказался платить налоги Ричарду Львиное Сердце и тем самым завоевал себе место в истории.

В Германии в 1800 году можно было заказать фамильную печать с бюстом императора Франциска II в. качестве рукоятки — но за это взимался дополнительный налог — около $10 в год.

Город Месилла в штате Нью-Мексико с 1848 по 1853 год переходил от одной страны к другой по 5 раз на неделе. Река Рио-Гранде, являющаяся естественной границей между США и Мексикой, так часто меняла свое русло, что жителям Месиллы приходилось платить налоги обоим государствам.

Учет налогов в одном из старейших королевств мира — Швеции ведется с XVI века, со времен викингов. И все сведения о налогоплательщиках той поры сохранились в архивах до сегодняшнего дня.

Прусский король Вильгельм Фридрих I, введя налог на ношение париков, поощрял «блицпроверки»: контролеры вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате.

Регент наложил на одну французскую провинцию усиленные налоги. Депутат национального собрания от этой провинции чрезвычайно упорно отстаивал интересы своих сограждан, даже угрожал регенту, если тот не отменит своего решения. Регент с интересом спросил, какими же силами и средствами располагает провинция, чтобы сопротивляться принятому решению. Депутат гордо ответил: «Повиноваться и ненавидеть!»

Когда первый Министр Франции кардинал Мазарини выдумывал новый закон, парижане в ответ сочиняли новые байки, анекдоты и песенки. Мазарини обычно спрашивал своих сборщиков налогов, что говорят о новом налоге. Ему отвечали: «Поют злейшие песни про вашу милость». Мазарини усмехался и говорил: «Поют, значит будут платить!»

В древней Иудее налоги собирали мытари. Это были очень богатые люди. Право на сбор податей они покупали у казны, а затем это право передавали вторым лицам, те третьим и т.д. Получалось так, что налоги собирали подчас очень хитрые и жестокие люди. Естественно, что при сборе налогов возникали разные несправедливости, насилия и обманы. У иудеев выработался стойкий взгляд на мытарей как на самых последних грешников. Слова «грешник», «язычник» и «мытарь» были почти синонимами. Мытарям даже запрещалось участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Зная об этой атмосфере общего презрения к мытарям, интересно вчитываться в некоторые места текстов Нового Завета. Открывается Новый Завет Евангелием от Матфея, одного из учеников Христа. И тут уже удивление. Кем был апостол Матфей? Мытарем! Он сам упоминает о своем прежнем занятии, называя себя «Матфеем мытарем» (Евангелие от Матфея, X, 3). Левий Матфей сидел на одном из мест сбора пошлин, когда Господь призвал его «Следуй за мной». И Матфей тут же, бросив все дела, встал и последовал за Господом. А потом, «собрав множество мытарей, сделал для Него в доме своем большое угощение». Когда стали упрекать Иисуса в том, что тот «ест и пьет» с грешниками, Он ответил: «… Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Евангелие от Луки, V, 27–32). Видно, что ни к кому у Господа нет презрения, и ко всем есть Любовь.

Подступились к Иисусу неугомонные фарисеи. Они решили задать Иисусу трудный вопрос. Вдруг Он ответит так, что Его можно будет обвинить в ереси? Долго обдумывали они свою хитрость и, наконец, спросили: «Известно, что Ты — человек справедливый, никого не боишься, и всегда говоришь правду. Вот и сейчас скажи, надо ли нам, иудеям, платить подать Кесарю (так называли римского императора-язычника)? А может быть, грешно это?»

Иисус разгадал их лукавство и попросил показать ему монету, которой платили подать. Ему показали динарий. На монете был изображен Кесарь.
«Чье это изображение на монете?» — спросил Иисус Христос фарисеев.
«Кесарево», — ответили они.
«Так вот и платите Кесарю Кесарево, а Богу отдайте Богово — душу свою. Слушайте и почитайте царя, и Бога не забывайте, исполняйте его заповеди. Одно другому не мешает». Reddite guae sunt Caesaris, Caesari: et guae sunt Dei, Deo. (Лат.) — «Воздайте кесарево кесарю, а божие богу»
Евангелие от Матфея, XXII, 21

http://www.cnfp.ru/fun/anekdot/facts/

15

Рассматритвать старые бумажные купюры, почти в каждой находится масса интересных деталей, указаний на эпоху. Какие-то бумажки кажутся изличшне вычурными, какие-то чрезмерно простыми. Если  житие рубля за последние сто лет,странное возникло чувство быстротечности времени.Самый фундаментальный рубль был выпущен в 1898 года, а самый красивый рубль  отпечатан в 1938 году.

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_01.jpg

16

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_02.jpg

17

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_03.jpg

18

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_04.jpg

19

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_05.jpg

20

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_06.jpg

21

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_07.jpg

22

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_08.jpg

23

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_09.jpg

24

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_10.jpg

25

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_11.jpg

26

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_12.jpg

27

http://images3.webpark.ru/uploads53/090603/ruble_13.jpg

28

Где на нашей планете запрещено умирать?

Всем знакомы примеры действия запрета на рождение ребенка. Самый известный – это, конечно, запрет на рождение второго ребенка в Китае. Можно еще вспомнить подобные ограничения, связанные с трудовым контрактом. Например, сестра моего мужа долгое время жила в Монголии, и, в соответствии с подобным контрактом, ей нельзя было рожать на территории страны.

Не так давно она вернулась, и при обсуждении упомянутого условия зашел у нас разговор про запрет на смерть – коли уж можно запретить рожать, можно ли запретить умереть. Родственница утверждала, что прецеденты в мире есть, я же не могла поверить в это – больно уж как-то нелогично. Это все равно что запретить дышать, например. А оказывается, наложить запрет на смерть можно…

Запрет на смерть – юридический запрет умирать в определенном месте (с наложением штрафов на семью покойного и т.п.). Таких мест несколько.

Норвежский Лонгиербиен, расположенный в Арктике, на архипелаге Шпицберген, который можно назвать уникальным по множеству причин. Это и богатейшие залежи полезных ископаемых, это и климатические условия, позволившие создать там хранилище семян – «хранилище Cудного дня» на случай глобального бедствия, и люди, живущие в этих условиях. И юридический статус, которым наделена вся территория архипелага.

Официально она принадлежит Норвегии, но любое государство может вести на ней собственную хозяйственную деятельность. 1000 жителей Лонгиербиена занимаются рыбным промыслом, работают на угольных шахтах и заняты в сфере экзотического туризма. В городе есть фешенебельные гостиницы, супермаркет, несколько баров, детский садик, небольшая больница. И нет кладбища. Тела, захороненные там, сохраняются вечной мерзлотой, не разлагаются, и следствием этому стали неоднократные случаи вандализма.

Ле-Лаванду во Франции, на Лазурном берегу, долгое время был простой рыбацкой деревушкой в составе коммуны Борм. В 1913 году деревня выделилась в отдельную коммуну и сейчас является одним из самых популярных курортов Франции. Юридический запрет на смерть действует в коммуне по причине переполненности кладбищ. До принятия этого закона, в 1932 году, в Ле-Лаванду, помогая тушить пожар, умер наш известный соотечественник, Саша Черный.

Сейчас же в городке, если заранее не зарезервировать себе участок на местном кладбище, можно только жить. Перед смертью придется покинуть деревню. Собственно говоря, местные власти активно ищут место для нового кладбища и даже нашли одно подходящее неподалеку от моря. Но суд города Ниццы решил, что использовать земельный участок столь популярного побережья под кладбище слишком расточительно. Мэр Ле-Лаванду в ответ грозится, что не отменит запрета на смерть до тех пор, пока его апелляция не будет удовлетворена.

Нехватка мест на кладбищах – самая распространенная причина наложения запрета на смерть. Однако мэр бразильского города Биритиба-Мирим столкнулся с тем, что даже при наличии свободных территорий местные экологические законы не позволяют их использовать под кладбище – половина города расположена на территории тропических лесов, относящихся к национальному заповеднику, а вторая над подземным озером. И посему издал указ, согласно которому жителям города предписано не умирать, следить за своим здоровьем и регулярно посещать спортзал. Мэр признает смехотворность документа, но заявил, что лучший маркетинговый ход для привлечения внимания к проблеме города придумать было сложно.

Порой же умирать в том или ином месте запрещено не юридически, а по религиозным соображениям. На острове Делос в Греции, согласно мифологии, поднявшемся из вод Эгейского моря для того, чтобы Лето родила на нем Аполлона и Артемиду, с 5 века до н.э. было запрещено умирать, дабы не осквернять святыню.

А ныне нельзя умирать на японском острове Мияджима. Здесь расположен монастырь синто – религии обожествления природы. Раньше считалось, что в этом месте живут боги, сейчас же там просто райский уголок гармонии человека и природы. И умирать в уголке гармонии, соответственно, нельзя.

А что, это выход, по-моему. Наверное, стоит и у нас в стране для улучшения демографической ситуации не только поощрять рождаемость, но и запрещать умирать.

Наталья Веселая http://shkolazhizni.ru

29

Согласно рейтингу Американской академией наук Йосиро Накамацу входит в пятерку величайших изобретателей человечества (четверо других - Архимед, Майкл Фарадей, Мария Кюри и Никола Тесла). У Накамацу более 3000 патентов на изобретения (сравните с 1180 патентов у Эдисона - большую часть которых Эдисон просто украл)
Так вот Накамацу, который изобрел флоппи-диск, караоке, таксометр, электронные цифровые часы, мотор, работающий на воде и еще много чего. Его патенты лежат в основе CD и DVD

Так вот, самым серьезным делом Накамацу считатет проблему образования. Мир воспитывает детей в большинстве своем неправильно. Основной по важности образовательный период остается за бортом — этот возраст от рождения до 7 лет.

http://s47.radikal.ru/i116/0910/c8/821f08615d2d.jpg

30

Этикет на Русии

На Руси исстари существовали закрепленные в народных традициях правила поведения, были и письменные источники, дававшие наставления, как себя вести в тех или иных ситуациях. Наибольшую известность получил «Домострой», предписывавший патриархальный стиль поведения, которым руководствовались в течение нескольких веков.

Петр I, проводя всеобъемлющие реформы в стране, не мог оставить вне своего внимания проблему взаимоотношений и поведения своих подданных, которые по естественным причинам существенно отличались он сложившихся к тому времени в Европе. Царь усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры, лично участвовал в подготовке и проведении различных акций и мероприятий, направленных на привитие дворянству, купцам и горожанам новых принципов и правил поведения.

В первую очередь монарх озаботился воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Немаловажно, что значительное количество молодых дворян получало высокие должности в армии и административных структурах, направлялось для обучения и с различными поручениями за границу. Естественно, что именно им Петр стремился привить хотя бы начальные навыки европейского этикета.

Для молодых дворян в 1717 году был издан своеобразный учебник-наставление «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленный по приказу императора. По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг. Подлинный автор книги неизвестен, имеются сведения, что в её подготовке активно участвовал Яков Брюс – один из самых образованных сподвижников Петра.

Книга практически сразу же стала бестселлером, тираж разошелся очень быстро. В течение года пришлось её печатать еще дважды. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало» переиздавалось в течение XVIII-XIX веков, теперь и подсчитать трудно. Именно на этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян.

Несмотря на следование европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций. Практически вся книга посвящена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упомянули в самом конце, дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние «Домостроя». Для девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы, почтительное отношение к родителям и старшим, скромность, стыдливость и т. п.

Зато для юношей были подробно изложены нормы поведения при различных жизненных ситуациях. Начинались они с рекомендаций по поведению в семье: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга».

Любопытно, что авторы дополнили вполне европеизированные требования и российским колоритом: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

Здесь же были изложены и требования к поведению за столом, так как закладываться они должны были в семье с детства: «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».

Не могли составители обойти вниманием и проблему пьянства: «Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами».

Видимо, с навыками поведения у молодых дворян было не ахти, поэтому в наставлении не преминули упомянуть, что «младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят... Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях».

Петру требовались надежные и умелые исполнители его воли, поэтому акцент делался на образование и подготовку молодых дворян к службе: «Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает... Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник... Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языком, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать».

Особое место в наставлении отводилось службе молодых дворян, пожалуй, именно эти разделы были написаны наиболее развернуто и подробно. «Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили или что просмотрели... Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с отою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие себе получает».

Любопытно, что религиозные качества в наставлении упоминаются только изредка и явно не входят в число важных достоинств молодого дворянина. «Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».

В книге дано много наставлений для различных жизненных ситуаций. В том числе и такие, как себя вести на свадьбе или на ассамблее с танцами; куда можно, а куда не следует ходить без приглашения; как строить взаимоотношения со сверстниками и слугами; как выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно.

От юношей не требовали ничего сверхъестественного, обычные советы по поведению более-менее воспитанного человека. Обращает на себя внимание другое – образный, сочный, доступный язык, которым написано «Зерцало». Это не нудное наставление, которое и читать-то скучно, а легко запоминающиеся советы, подкрепленные образами, буквально впечатывающимися в память. Не зря же «Зерцало» было настольной книгой молодых дворян в течение почти полутора веков. Впоследствии в России издавалось немало книг по этикету, но, пожалуй, столь образной и запоминающейся, как «Юности честное зерцало», больше не было.

Владимир Рогоза http://shkolazhizni.ru


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Исторические факты


бесплатные форумы