Когда появились названия кузовов современных автомобилей? Седан, коч, купе
Те, кто мало-мальски разбирается в автомобилях, различают их по типам кузовов. Но даже те, кто знает, как выглядит тот или иной кузов, редко знают, почему он называется именно так. А между тем названия типов кузовов появились в обиходе у населения разных стран задолго до появления автомобилей. Попробуем проследить, как эти слова укоренились в лексиконе автомобилистов.
Седан долгое время считался основным для легковых авто типом кузова. Его отличительные признаки – жёсткий верх, максимальная защита от непогоды, багажный отсек с доступом через отдельную крышку, не имеющий сообщения с пассажирским помещением или соединяющийся с ним благодаря откидывающейся спинке заднего сиденья (сегодня второй вариант встречается почти повсеместно, за исключением моделей, у которых топливный бак установлен прямо за спинкой заднего дивана, как на ГАЗ-3102).
А первые седаны, или портшезы, представляли собой крытые носилки с дверцами, в которых передвигались знатные дамы. Носилки эти перемещали два дюжих лакея в расшитых серебром и золотом ливреях, кюлотах, чулках, париках с косичками и треуголках. Этакое элитное транспортное средство в две людские силы.
Вплоть до 40-х годов прошлого века отдельные производители, прежде всего американские, предлагали разновидность седана под названием коч (coach). Изначально это слово означало традиционную карету, а происходит от названия города Коч в Венгрии, где ещё лет 400 назад было развито производство добротных крытых экипажей. Экипажное дело в Венгрии всегда было поставлено на широкую ногу, его наследием являлось знаменитое предприятие «Икарус», к сожалению, закрытое несколько лет назад. Кузов типа «коч» вместо багажника имел откидную решётку под дорожный кофр. По сути он занимал в номенклатуре типов кузовов именно то место, с которого его вытеснил седан.
Наименование «седан» принято не во всех странах. Англичане предпочитают термин «салон», французы – «берлин» (слово «седан» они недолюбливают, так как оно напоминает им о разгроме их армии под одноимённым городом), итальянцы – «берлина». Немцы называют большинство автомобилей с закрытыми кузовами «лимузинами», НСУ Принц-4 (прообраз советского ЗАЗ-966) в рекламе анонсировался как «респектабельный лимузин для добропорядочного гражданина, исправно подписывающегося на государственный займ и вовремя запасающего картофель на зиму».
Большинство автомобилей спортивного типа имеет кузов купе. Такие машины имеют пониженный силуэт, увеличенный наклон заднего стекла, двухместный салон или салон с ограниченным пространством для задних пассажиров. Ограниченными сериями спортивные купе строятся на базе стандартных легковых авто. Более дорогие спортивные авто изначально разрабатываются как купе, поэтому имеют более развитые массивные высокие пороги дверных проёмов, скрывающие силовые элементы, обеспечивающие достаточную жёсткость кузова.
Название этого типа кузова происходит от coupe (франц. «обрезать»). Первой такой кузов получила модель Рено тип В 1900 года выпуска. Кадиллак с таким кузовом имел прозвище «дедушкин цилиндр», Форд Т – «телефонная будка».
Были распространены так называемые докторские купе, на которых частные домашние врачи объезжали пациентов. Это кузов с одной парой дверей, короткой крышей и чётко выделенным багажником. От двухдверного седана (tudor) его отличает характерный силуэт.
Купе чаще бывают двухместными. В 20-е годы стандартные купе имели дополнительное откидное сиденье сзади (rumbleseat, «тёщино место»), бизнес-купе имели обычный багажник с крышкой. Характерный каретный стиль сохраняли некоторые купе, созданные Этторе Бугатти и его сыном Жаном в 20-30-е годы прошлого века.
Одно время обозначение «купе» получали даже обычные двухдверные седаны и трёхдверные хэтчбэки. Сейчас этому типу кузова, как и прежде, стараются придать максимум индивидуальности, производители включают его в модельный ряд параллельно с базовыми седанами и хэтчбэками, но наделяют более эксклюзивным статусом. Фирма Вольво на протяжении 60-80-х годов делала чёткое разграничение между двухдверными седанами и купе. Последние, как правило, изготавливались небольшими партиями при содействии именитых кузовных домов Англии и Италии.
Сейчас ряд фирм предлагает седаны с более стремительным силуэтом под обозначением «4-дверное купе». Прежде понятия «4-дверное купе» не существовало. Были отличавшиеся характерным силуэтом спортивный седан и спортивная берлина (с распашными дверьми и без центральной стойки кузова).
Купе-де-виль (городское купе) – так именовался кузов, в котором передний ряд сидений не имел защиты от непогоды, а для задних пассажиров было устроено комфортабельное закрытое помещение. Он также был известен как таун-кар. Вариант этого кузова с одним рядом дверей имел название «седанка-де-виль».
«Виктория» представляла собой закрытый или открытый кузов, один ряд дверей которого обеспечивал доступ и на передние, и на задние сиденья, для удобства этот кузов часто не имел переднего пассажирского сиденья либо оно было выполнено легко складывающимся в виде страпонтена.
Кузов типа универсал сегодня может получить авто даже самой престижной марки, а когда-то такую машину считали чуть ли не грузовиком.
Мерседес выпускал универсалы в единичных экземплярах для отдельных обеспеченных любителей охоты и путешествий.
В СССР универсалы выпускались как служебный транспорт для предприятий бытового обслуживания граждан – прачечных, телемастерских и т.д. Частным лицам их не продавали, во избежание использования их для частного предпринимательства. Модификации универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-24-02 поставлялись в таксопарки и службы скорой медицинской помощи крупных городов. Первым универсалом, который стал продаваться без ограничений в СССР, стал ВАЗ-2102. Он сразу пошёл нарасхват у любителей летних вылазок в Крым.
Первые «полугрузовые» авто появились как раз по желанию богатых любителей охоты – им нужно было больше места для перевозки любимых собак и всякого снаряжения. Кузова таких машин изготавливались вручную на шасси Роллс-Ройсов и Дэймлеров из ценных пород дерева.
Затем такие авто стали заказывать любители гольфа, поло и прочих занятий, для которых требуется большое количество громоздкого снаряжения. Появились и более утилитарные машины для мелких торговцев и фермеров. В отличие от престижных shooting brakes, estate cars (estate – англ. «загородное владение») они назывались просто commerciale.
В Североамериканских Соединённых Штатах ряд мастерских изготавливал кузова по образцу знаменитых «фургонов Конестога», их называли Depot Wagon или Station Wagon (Depot Station – почтовые станции, где производилась смена лошадей). До сих пор такие машины на Западе называют estate или station wagon, а термин «универсал» всегда использовался только в нашей стране. Огромные вместительные стэйшн-вэгоны долгое время пользовались популярностью в Штатах, в дань традиции их борта декорировали пластиком «под дерево».
Ещё более универсальным и вместительным автомобилем является минивэн. Это практически автобус. Первые такие машины строились ещё в начале прошлого века на легковых шасси именно по образцу тогдашних туристических автобусов. После войны они стали приобретать всё более «автобусный» силуэт, а внутри них стало возможно спокойно расхаживать, лишь слегка пригнув голову. Любое из сидений можно сложить или снять совсем, раскинуть посреди салона удобный столик, чтобы закусить или сыграть партейку в шахматишки. Можно устроить большую постель, чтобы вздремнуть в дальней дороге. А также в крышах многих минивэнов имеется огромный люк, а то и не один, так что можно даже загорать.
В Японии популярны минивэны, у которых крыша над передними сиденьями целиком сдвигается назад, а передние двери не имеют оконных рамок, так что получается почти кабриолет. Современные минивэны имеют спортивные модификации с мощными моторами и приводом на все колёса, на базе Фольксвагена Шаран фирма Порше разработала спортивный минивэн Варера (который, к сожалению, не пошел в серию).
Компромиссом между седаном и универсалом можно считать хэтчбэк. Он не настолько громоздок с виду, но при этом ещё более практичен. Заднее сиденье хэтчбэка складывается, и через большой багажный люк можно загружать даже очень крупные предметы. Пианино, правда, не влезет. Но телевизор или холодильник – вполне.
Первые седаны с большим люком сзади, по силуэту неотличимые от стандартных, делала фирма Ситроэн до войны, в 40-е годы их производство наладила американская фирма Кайзер (модели Кайзер Трэвелер и Фрэзер Вагабонд). Затем эти кузова приобрели огромную популярность благодаря усилиям японцев в этой области.
В Европе популярность хэтчбэков началась с выпуска Рено модели 16, хэтчбэк разработали ещё на базе первой модели Волжского автозавода в Тольятти, но этот проект закрыли и машина осталась в единственном экземпляре. А вот Моррис-1800, Лянчия Бета, Фиат-127 только в профиль напоминают хэтчбэки, на самом деле это седаны с узкой крышкой багажника сзади. Классический Мини – это тоже маленький двухдверный седанчик с откидывающейся вниз крышкой багажника, лишь для Ринго Старра Мини переделали в хэтчбэк – ему нужно было возить с собой ударную установку.
В наше время автомобили с открытыми кузовами считаются предметом роскоши и элементом «красивой жизни». Раньше они, наоборот, были самыми дешёвыми, и ездили на таких машинах небогатые люди, поскольку изготовление закрытого кузова стоило немало. Лишь с развитием массового производства цельнометаллических кузовов путём штамповки и сварки они стали вытеснять простенькие кузова с брезентовым тентом.
Родстером в конце 20-х годов называли кузов с лёгким ветровым стеклом, откидывающимся на капот, и вырезами под локти в дверях. Лёгкий тент не мог защитить от сильного дождя, в отличие от солидного многослойного тента на кабриолете.
Спидстер – облегчённый вариант родстера с зауженной задней частью типа боуттэйл или фиштэйл (boattail или fishtail). Первые спидстеры, изготовленные фирмами Мерсер и Штутц, представляли собой два ковшеобразных кресла-бакэ на раме с цилиндрическим бензобаком за ними, вместо ветрового стекла имелся небольшой круглый монокль на рулевой колонке. Спайдер – гоночный кузов без какой-либо защиты от непогоды и встречного ветра.
Современные спортивные модели с кузовом родстер создаются на основе базовых моделей с кузовом купе. Но иногда купе создаётся на основе родстера, как в случае с БМВ моделей Z3, Z4.
Фаэтон – кузов с несколькими рядами сидений, имеющий минимум защиты от непогоды. Предназначался, прежде всего, для поездок в летнее время, загородных прогулок. Его лёгкий тент можно было легко поднять, если погода вдруг портилась. Боковые окошки из целлулоида так же быстро пристёгивались кнопками. В хорошую же погоду пассажиры фаэтона могли вволю насладиться солнышком и свежим ветерком, благо даже ветровое стекло откидывалось на капот. Только после этих поездок надо было как следует отмываться, потому что беспрепятственно летящая на ездоков дорожная пыль делала их похожими на трубочистов.
Кабриолет получил своё название от лёгкой повозки с большими колёсами и откидным кожаным тентом. Такие повозки имели также кожаные фартуки, защищавшие ноги седоков от грязи. Изначально кабриолеты были одноосными, впоследствии появились двухосные, но тоже с очень большими колёсами. Использовались они в сельской местности, именно из-за тряски на ходу они и получили своё название (от франц. сabrio – «подскакивать»).
В США кабриолеты чаще называли convertible (трансформируемые). В поднятом состоянии их верх обеспечивал защиту от дождя и ветра не хуже, чем капитальный у седана или лимузина. Боковые стёкла кабриолетов поднимались вместе с рамами из специальных пазов, устроенных в дверях. Ветровое стекло было аналогично таковому у закрытых кузовов, имело солидную раму, способную даже послужить защитой при опрокидывании. Для американских авто были характерны такие кузова, как городской кабриолет и седан-кабриолет (convertible sedan), ими оснащались модели самых престижных марок, таких как Паккард и Кадиллак.
Современный кабриолет – это, прежде всего, разновидность базового купе, седана или хэтчбэка. Сейчас различия кабриолета и родстера трудно определить, некоторые специалисты сходятся во мнении, что кабриолеты строятся на базе обычных легковых моделей, а родстеры – на базе спортивных купе. Если же лишить крыши не спортивное, а «персонально-люксовое» купе, вроде Кадиллака Эльдорадо или Мерседеса 126-й, 140-й, 215-й серии, то это будет также кабриолет. Хотя в 20-30-е годы родстеры строили и на шасси огромных, массивных и совсем не спортивных Роллс-Ройсов и Кадиллаков.
Долгое время уникальным считался кузов, цельнометаллический верх которого мог быстро убраться в багажник, обеспечив небо над головой, как в кабриолете.
Этот тип кузова изобретён французским врачом-дантистом Паулэном, его мелкосерийное производство наладили на фирме Дарль`Мат, одним из основателей которой стал Паулэн. Такие кузова получали в основном машины на базе Пежо 202 и 402.
В 50-е годы был знаменит автомобиль Скайлайнер на базе Форда Гэлакси, его изготовление было весьма расходным для фирмы, а конструкция убирающегося верха и его привода – крайне сложной, одних электрических проводов в ней присутствовало в общей сложности 183 метра.
Но в 90-е годы достаточно надёжную и технологичную в производстве убирающуюся металлическую крышу создали на заводах Даймлер-Бенц, а затем французская фирма Юлье наладила массовое производство подобных модификаций автомобилей Пежо. Французы называют такие кузова retractable, в других странах чёткий термин до сих пор не определён.
Предвидя ужесточение стандартов по безопасности, фирма Порше выпустила на американский рынок машины с новым типом кузова, представлявшим собой полуоткрытый автомобиль с массивной дугой безопасности, панорамным задним стеклом и съёмной панелью над головами водителя и переднего пассажира. Кузов этот назвали «тарга« в честь побед Порше в гонке Тарга Флорио.
В конце 70-х этот тип кузова был очень распространён, так как производить и продавать кабриолеты ввиду ужесточившихся норм стало действительно трудно. Обычно таргу делали на базе купе, просто вырезая часть крыши над передними сиденьями и заменяя её съёмной панелью. Сейчас этим занимаются даже тюнинговые фирмы.
Разновидностью этого кузова является T-top – у него съёмных панелей две, а между ними продольная перемычка для жёсткости. Такая крыша была у Корветов, Камаро, Файрбёрдов с конца 70-х годов до начала этого столетия, правда, Корветы с 1984 года оснащаются одной съёмной панелью. Т-образную крышу получали даже довольно крупные и совсем не спортивные с виду машины. Вообще же первой машиной с таким кузовом на самом деле был Триумф TR-4 в исполнении Surrey.
Бывают и «закрытые кабриолеты» с неубирающимся верхом – хардтопы. Первый такой кузов изготовлен по желанию супруги одного из директоров фирмы Бьюик Сары Рэгсдэйл, а затем кабриолеты, снабжённые лёгкой металлической крышей, не включённой в силовую структуру кузова, стали выпускать многие фирмы в Америке и Европе. Этот кузов отличается более широким обзором по сравнению с седаном, а также более изящным силуэтом крыши с тонкими стойками. Производство кузовов этого типа серьёзно ограничилось с ростом требований к пассивной безопасности легковых автомобилей.
На базе легковых автомобилей строят и специальные, например для скорой медицинской помощи. В Штатах их называют «профессиональными». В эту группу попадают помимо медицинских однотипные с ними по силуэту катафалки, специальные фургоны и многоместные туристические машины, фактически автобусы на удлинённом легковом шасси.
Легковое авто может стать базой для платформы-автовоза или эвакуатора (wrecker, towler), транспортирующего автомобили в полупогруженном состоянии, с вывешиванием одной из осей. Фургон, поставляющий товары в элитные бутики, может быть выполнен на базе Роллс-Ройса или Ягуара, чтобы не смотреться чужеродно в кварталах, где обычно размещаются бутики, а также для более высоких скоростных показателей. Такие фургоны доставляют и заказы на виллы миллионеров. Иногда их выполняют в стиле 20-х годов прошлого века – для красоты.
Очень специальным типом кузова является автозак – автомобиль для перевозки лиц, содержащихся под стражей. Сейчас это просто фургон с решётками на окнах, правда, для перевозки политических преступников и мафиози, за которыми нужен глаз да глаз, используются машины с наглухо закрытыми бронированными кузовами. А вот один из первых автомобилей такого типа, построенный фирмой Лесснер в Санкт-Петербурге, внешне не отличался бы от лимузина, если бы не отсутствие окон. Внутри же он был без затей отделан листами нержавеющей стали. Предусматривались и крепления для кандалов.
В прошлом были известны такие кузова, как дьюэл-каул фаэтон (dual coul, что-то вроде спидстера с вторым кокпитом для задних пассажиров), и многие другие, диковинные для нас, сейчас к ним возвращаются лишь отдельные дизайнеры и лишь в виде творческого эксперимента. Среди этих дизайнеров заметны прежде всего сильные своими традициями итальянцы, а также японцы. Такой тип кузова, как ландо (разновидность лимузина с откидным верхом пассажирского отделения) в наше время могут изготовить лишь для церемониального экипажа Папы Римского. Ещё в 70-е годы ландо изготовили для лидера ГДР Эриха Хонеккера на базе Вольво-264.
Сейчас производство автомобилей носит массовый характер, и даже самые дорогие и престижные авто имеют стандартные кузова.
Для легковых авто это в основном хэтчбэк, стремящиеся к престижу предпочитают седаны, а любители туризма – универсалы. Звёзды шоу-бизнеса, «золотая молодёжь» и прочие обитатели таких районов, как Беверли-Хиллз, рассекают на купе и родстерах. А фаэтоны до сих пор охотно используют военные – из такой машины нетрудно открыть огонь в любой момент, а если силы неравны – то десантироваться из неё прямо в придорожный кювет.
Денис Леонтьев http://shkolazhizni.ru