Самураи: честь выше жизни
Дмитриева И. И.
Неотъемлемой частью образа Японии являются самураи. Но это не просто «рыцари страны восходящего солнца», как думают европейцы. Это важная часть истории Японии. Это воины, презирающие смерть и живущие по особым законам «бусидо» (путь воина), мастерски владеющие не только мечом, но и любым другим оружием. Самураи разработали множество видов боевых искусств, ныне ставших популярными во всем мире: дзюдо, айкидо, кэндо, кюдо и т.д. Их боевое мастерство выходило за рамки военной сноровки и превращалось в изящное искусство. Самураи были высокообразованными людьми, увлекались поэзией, живописью, музыкой, философией, были мастерами духовной культуры Дзен.
Самураями обычно называют представителей японского воинского сословия, существовавшего на протяжении тысячи с лишним лет и во многом определившего развитие японской истории, и ее традиционной культуры. В самой Японии слову «самурай», переводящемуся как , военный вассал, служивый человек не очень высокого ранга», предпочитается термин буси, имеющий много смысловых граней: воин, рыцарь, дворянин, «образованный человек».
В разные исторические периоды служивое сословие играло разную роль в обществе. Более восьми столетий представители самурайской элиты, оттеснив императорскую фамилию, господствовали над страной и управляли другими сословиями - крестьянами (номин), ремесленниками (сёкунин) и торговцами (сёмин). За это время воинское сословие сформировало своеобразную культуру, далеко выходившую за рамки воинского дела, и связанных с ним разнообразных боевых искусств. Традиционная самурайская культура, возвышенная и одновременно весьма консервативная, впитала в себя все лучшие достижения самых разнообразных искусств - литературы, театра, живописи, музыки, а также искусство управления страной. Самурайское сословие состояло не только из суровых воинов, преданных вассалов и блестящих полководцев. Оно породило мудрых политиков, выдающихся ученых, философов и мыслителей, утонченных поэтов и живописцев.
История самураев начинается примерно с 900 года, когда центральное правительство показывает свою неспособность удержать порядок в стране, справиться с голодом и обеспечить безопасность государства. Богатые землевладельцы из провинций собирают силы и организуют собственные военные дружины. В борьбе за расширение земельных владений растет могущество феодальных кланов и военное мастерство наемных дружинников. Одновременно старая родовая аристократия диктует свою волю императору, полностью отстраненному от управления. Их противники добиваются придания военным феодалам сословного статуса.
До 1156 года крупные кланы землевладельцев и военное сословие расширяют свое влияние, и лишенному власти, удалившемуся в монастырь императору приходится перейти под их покровительство. Вожди кланов пытались взять правительство под контроль, но, вынужденные отбивать нападения соперников, постоянно были заняты междоусобными войнами, и высшая власть досталась военачальникам. Так в условиях постоянных феодальных войн власть в провинциях медленно, но верно перешла к самурайскому сословию.
Официально самурайская эпоха завершилась в 1868 году вместе с падением последнего сёгуната Токугава и восстановлением прямого императорского правления. В 1873 году самурайские привилегии были отменены, но моральные и культурные ценности, которые сложились внутри самурайского сословия, живы до настоящего времени. Благодаря этому современная японская культура достигла невероятных вершин. Со второй половины XX века многие явления традиционной японской культуры, восходящие своими корнями к самурайскому средневековью (икэбана, чайная церемония, кэндо, дзэн и т. д.), перешагнули пределы Японии и стали феноменом современной общемировой культуры.
Самураи были привилегированным воинским сословием и имели право на ношение сразу двух мечей, в своих поступках, оценках и приоритетах самураи руководствовались морально-этическим кодексом бусидо - путь воина. Бусидо иногда называют «религией самураев», так как оно содержит военный и правовой аспекты, психологический и религиозный, а также литературно-философский.
Морально-этический аспект отражает нравственную мотивацию поступков самурая. Акцентирует понятие долга (гири), чести, преданности господину, беспрекословного повиновения ему (вплоть до выполнения приказа о самоубийстве), воинской доблести и особого отношения к смерти.
За всю историю самурайства было разработано множество уложений и документов, регламентировавших обязанности самурая, принципы его поведения на службе и вне ее, а также систему наказаний и казни. Такие кодексы были в каждом большом военном доме. В период Эдо, в 1615 году был принят кодекс «Букэ сёхатто» («Кодекс военных домов»), дополнявшийся новыми документами, детально регламентировавшими всю жизнь военного сословия.
Бусидо, в самом начале самурайской эпохи, понимался как набор боевых искусств, обязательных для профессионального воина. В разные времена на первый план выходили различные искусства. Во времена Хэйан важнейшим самурайским искусством считалось умение метко стрелять из лука со спины мчащегося коня. Во времена Эдо главным искусством было кэндо – благородный «путь меча». Обязательная программа самурайских боевых искусств насчитывала от 18-ти (во времена Сэнгоку дзидай) до шести (эпохи Эдо, Токугава) видов боевых искусств (меч, копье, лук, ружье, рукопашный бой и верховая езда), а также искусство военной стратегии.
Знание ритуала было отличительной чертой образованного человека. Ошибка в ритуале могла повлечь за собой страшные трагедии, приводившие к гибели целые самурайские фамилии. Самурай должен был знать до тонкостей весь ритуал поведения в самых различных ситуациях жизни (начиная с того, как принимать меч и совершать установленный поклон, до того, как правильно поднести к устам чашечку сакэ или как пользоваться зубочисткой). Знание ритуала отличало самурая от простолюдинов. В числе самурайских ритуалов было ритуальное самоубийство (сэппуку), отрубание головы врага и демонстрация ее господину.
Религиозно-мистический. Бусидо можно рассматривать и как сложный синкретический военный культ, вобравший в себя множество положений трех ведущих японских религий - конфуцианства, буддизма и синтоизма. На формирование бусидо оказали мощное влияние такие культы, как почитание меча и шлема, коня, дракона, культ предков и древних захоронений, культ императора и господина, культ смерти, культ природы : растений, животных, гор, рек, и т.д.; а также многие культы, связанные с почитанием конкретных японских божеств, и божеств главных святилищ.
Многие самураи владели особой системой воинской психологической подготовки, незаменимой как во время тренировок, так и в реальном бою. Этот аспект был связан с психофизическими практиками дзен: дыхание, работа с сознанием, дзансин (способность предугадать скрытую угрозу) и т. д., находивших конкретное применение в самурайских воинских искусствах
Литературно-философский аспект разрабатывался многочисленными самурайскими философами, оставлявшими записи о том, как им видится идеальный буси. Кроме того, на конкретных примерах рассматривались добродетели и противопоставленные им пороки.
Одним из элитарных искусств, получивших широчайшее распространение в самурайской среде, стала традиция чайной церемонии. Всем уважающим себя самураям рекомендовалось практиковать ритуал чайной церемонии, помогающий прояснить разум и постичь скрытый смысл всех вещей. Считалось, что следование «пути чая», осознание благородства и изысканности чайной церемонии дает самураю вдохновение и решимость совершенствоваться и на «пути меча». Чайная церемония, так же как и фехтование, входила в число искусств дзен, помогавших самураю соответственным образом упражнять и укреплять свою психику, что было крайне важно в условиях постоянных войн. Считалось, что чайная церемония остановливает поток бессмысленных и хаотичных мыслей, роящихся в сознании обычных людей. Самурай, обретший это состояние, начинал мыслить своим мечом.
Согласно понятиям Бусидо, самурай должен обладать презрением к смерти и боли. Самурай должен быть выше смерти. Животный страх, свойственный обычному человеку, самураи учились превращать в повышенное чувство опасности, которое не ослабляло их тело и душу, а напротив, наполняло силой и волей, и готовностью достойно встретить противника.
Жизнь для самурая - это жизнь духа, а не тела. Дух бессмертен, смерть тела - это лишь одно из испытаний для духа. Высокий боевой дух самураев – умение достойно встретить смерть и не цепляться за жизнь, когда появляется возможность красиво из нее уйти.
Одним из самых достойных видов смерти считалось ритуальное самоубийство — харакири. Слово харакири в японском языке обозначается двумя иероглифами: хара — «низ живота» и кири — «резать, вспарывать». (Синицин А.Ю. Рыцари страны восходящего солнца. СПб., 2001). Низ живота был избран, так как издревле считался местом обитания души, а также центром тела, где находится воля самурая и его боевой дух.
Весь ритуал был расписан до мелочей. Перед смертью самурай мог написать прощальные стихи (слева ставилась коробочка с письменным прибором). Затем некоторые буси, дабы не опозорить себя стонами боли, перед харакири протыкали себе язык шпилькой (когаи). Перед самураем лежал меч. Буси обнажал свой торс и, протянув вперед правую руку, брал орудие самоубийства. Если клинок был слишком длинным, то совершающий харакири брался прямо за лезвие, предварительно обернув его чистой белой бумагой, оставив обнаженной лишь «функциональную» часть клинка. Затем, вонзив лезвие в живот, вспарывал его слева направо. Чем сложней была кровавая линия, тем большее восхищение вызывало мужество уходившего из жизни самурая.
Особое внимание самураи уделяли вооружению и доспехам. В зависимости от эпохи военный арсенал буси менялся.
У японских воинов эпох, предшествовавших Хэйан (до X века), были два вида доспехов: тяжелые доспехи танко (короткие доспехи из широких железных пластин, частично соединенных друг с другом, частично - сплетенных кожаными шнурами) с широкой «юбкой», защищавшей бедра. И доспехи кэйко, представлявшие собой длинный «бронехалат», состоявший из множества железных пластинок, сплетенных меж собою крепкими кожаными шнурами. Танко предназначался для пехоты, более гибкий - кяйко, несмотря на свою тяжесть, мог использоваться и всадниками.
Шлемы той эпохи назывались хабуто и напоминали ушанку с круглым верхом.
Основным оружием были мечи, копья, луки и стрелы. Мечи были прямые (иногда - чуть загнутые вовнутрь). Мечи ковали как в самой Японии, так и импортировали из Китая и Кореи. Последние были явно лучшего качества.
Самурайские дружины времен Хэйан (с X-XI веков) и раннего Кэмакура представляли собой отряды конных лучников. Их оружие и доспехи были предназначены именно для конного боя. Самурайские доспехи той эпохи назывались оёрой - „большие доспехи". Они состояли из кирасы, доходившей до шлема, и широких плоских оплечий, нарукавников и наголенников. В качестве обуви самураи носили башмаки из медвежьей или кабаньей шкуры, или соломенные сандалии варадзи.
Горло и грудь защищали нагрудные пластины, завязывавшиеся шнуром на шее.
Шлем кибуто ковался из железных пластин, соединенных друг с другом, украшенных клановыми гербами. Спереди шлем имел козырек.
Кираса состояла из плотных кожаных пластин зубчатой формы. Кожа, как правило, использовалась оленья: ее коптили, прессовали и покрывали лаком. Пластины сплетались друг с другом при помощи разноцветных шелковых шнуров, создававших сложный орнамент. Формой кираса напоминала квадратный короб. Держалась она на плечах воина на жестких округлых дужках (иногда снабжавшихся шелковыми подушечками). При надевании каждая из дужек (снабженная специальной петелькой) застегивалась на ромбовидную пуговицу. Изнутри кираса обтягивалась шелковой, замшевой или кожаной подкладкой. Снизу к кирасе пришнуровывалась юбка.
Такие доспехи были удобнее и легче, в них можно было плавать; при этом они были достаточно надежны, защищали и от стрел, и от мечей.
Основным оружием той эпохи были лук и стрелы. Лук был длиной до двух метров. Изготавливался из бамбука, вишни и имел сложную внутреннюю структуру. Тщательно проклеивался рыбьим клеем, сверху покрывался цветным лаком. Рукоять оклеивалась мягкой замшей или оплеталась ротангом. Тетива плелась из различных растительных волокон. Обычно самураи подвешивали сбоку на доспехи катушки с запасными тетивами. Колчаны были самых разных типов: открытые и закрытые. Запас стрел - от 21 до 25 штук. Наконечники были самой разнообразной формы: раздвоенные, широкие. Широко использовались огненные стрелы.
Мечи использовались как вспомогательное оружие, когда иссякал запас стрел. Во времена Хэйан в обиход широко вошли изогнутые однолезвийные мечи нихонто - японский меч. Ими наносился секущий удар. Клинки той эпохи обычно были узкими и длинными, с небольшим изящным острием. Такими мечами пытались поразить уязвимые места - горло, лицо, конечности. Их носили на поясе лезвием вниз на специальных шнурах или цепочках. Самураи были вооружены еще и кинжалами, которыми пользовались в ближнем рукопашном бою.
Также использовались щиты, но не ручные, а стационарные, представлявшие собой небольшие переносные заборчики, за которыми прятались лучники.
Особой тактики боя в то время не было: каждый самурай стремился встретиться с достойным противником, срубить его голову и преподнести ее своему господину. Но военные хитрости были в ходу. После монгольского нашествия большее внимание стало уделяться групповым маневрам.
Затем появился новый тип воинов: асигару (пехотинцы из простолюдинов). Асигару были вооружены длинными копьями и носили легкие доспехи харамаки (застегивавшиеся сзади «передники»). Классические харамаки - очень легкие упрощенные доспехи, защищавшие только корпус. Позднее харамаки вошли в моду и вытеснили оёрой. Харамаки, в сочетании с оплечьями и другими периферийными деталями доспехов, стали носить и высокородные самураи.
Эпоха Сэнгоку дзидай принесла кардинальные изменения как в способы ведения войны, так и в вооружение. Появилось и стало массовым заимствованное у европейцев огнестрельное оружие (тэппо). В войсках почти всех даймё были созданы отряды пехотинцев, которые, в сочетании с лучниками, оказались необычайно эффективными на полях сражений. Позже появились и пушки, которые использовались для разрушения крепостных стен.
Мечи стали использоваться не для виртуозных поединков, а для боя в тесноте сражения; клинки стали короче и массивнее, с прямой областью острия. С XIV века появились сверхдлинные мечи одати, и мечи утигатана, носившиеся за поясом лезвием вверх. С XV века утигатана разделились на длинные (катана) и короткие (вакидзаси). Затем утигатана были оружием низших самураев и простолюдинов, но впоследствии они стали символом самурайского сословия. Наметилась и еще одна тенденция - укорачивание мечей. Старинные длинные мечи эпохи Камакура нередко обрезались с обоих концов и перековывались.
Доспехи периода Эдо различались на практические, парадные и декоративные. Развитие первых шло по пути функционального упрощения и облегчения. Они стали гораздо легче и предназначались скорее для маршей, нежели для военных действий. Железные детали стали заменяться кожаными, шлемы кабуто – легкими «шляпами» из прессованной проклеенной кожи, обильно окрашенной лаком. Ружья использовались старого образца.
В период Эдо мечи стали более декоративными, ибо предназначались не для практического, а для церемониального применения. Оправа порою ценилась выше, чем сам клинок: качество последнего постепенно ухудшалось, зато детали художественной монтировки превращались в подлинные произведения ювелирного искусства. Самым дорогим оружием для сердца буси оставался caмурайский меч. Меч — символ боевого духа самурая, его чести и воинской безупречности. Меч считался фамильным сокровищем, с благоговением передаваемым из поколения в поколение как свидетельство ратной славы предков. Токугава Иэясу называл меч «душой самурая». В японской традиции, как и во многих других, меч почитается не просто как оружие, но и как священный предмет, наделенный волшебными свойствами, ибо он порожден не только мастерством оружейника, но и пятью стихиями — землей, огнем, водой, ветром и «пустым пространством». Меч связан мистическим образом с существами потустороннего мира — драконами, божествами.
Многим мечам давались собственные имена, к ним относились как к существам одушевленным и наделенным собственным характером. Считалось, что мечи могут приносить своим владельцам удачу или же отбросить на их судьбу зловещую тень. Ковали оружие очень долго, неспешно - суета означала смерть для произведения искусства.
Хороший меч отличался великолепной ковкой. Самурайские мечи легко и без всякого для себя ущерба перерубают железные предметы.
Чтобы придать клинку и гибкость, и пробивную силу, его ковали обычно из нескольких пластин - куски очень жесткой и хрупкой стали и мягкое гибкое железо. Важнейшим после клинка функциональным и декоративным элементом монтировки меча является его гарда — цуба. Предназначений у цуба было много. Во-первых, она задавала манеру декоративного убранства меча. Во-вторых, она служила надежной защитой для пальцев и кисти руки от ударов противника. В-третьих, декор цуба нередко был выполнен в лучших традициях эстетики дзэн-буддизма, он помогал самураю, получившему соответствующую подготовку, должным образом настроить свой дух перед смертельной схваткой.
Каждый буси принадлежал своему клану, без которого не представлял
жизни. Традиционно самурайский клан представлял собой круг ближних и дальних родственников, связанных общим предком. В состав клана на правах младших членов входили потомственные вассалы, а также прислуга. Каждый самурайский клан обладал определенной экономической самостоятельностью, а его члены были связаны круговой порукой: если один из них совершал преступление, то по принципу коллективной ответственности наказанию — вплоть до полного уничтожения — подвергался весь клан. Обычно в клан входило несколько больших родственных семейств, каждое из которых объединяло вокруг одного очага несколько «маленьких» семей. Обычно большая самурайская семья состояла из главы рода, его жены (жен) и наложниц, его младших братьев со своими женами и детьми, и собственных детей, каждый из которых также мог иметь жен и детей. Всей собственностью клана распоряжался его глава, остальные ему подчинялись беспрекословно, даже если не были согласны с его решениями. Право совещательного голоса имели лишь старшие и наиболее уважаемые члены клана, от мнения которых часто зависели решения господина.
Положение жены буси было приниженным. Самураи требовали от своих жен преданности и полного повиновения, называли их канаи или окудзан — обитательницы укромной части дома. Женщинам предписывалось проводить большую часть времени в доме, занимаясь домашними делами. На улицу они выходили крайне редко, по праздникам или чтобы изредка навестить своих родственников, а также в установленные дни помолиться в храме о процветании семейства. В одиночку выходить на улицу самурайским дамам считалось неприлично, и они брали с собой кого-нибудь. На рынок за продуктами самурайские женщины почти не ходили — бродячие торговцы приносили все продукты прямо к дому. Если в дом приходили гости-самураи, то жене и дочерям хозяина рекомендовалось не показываться им на глаза.
Жена считалась тенью мужа, она должна была потакать всем его прихотям, быть вежливой, ласковой и незаметной. Если господин маялся от скуки, то жена должна была его развлечь — сделать массаж, угостить подогретым сакэ, сыграть на сямисэне и спеть о своей к нему негасимой любви.
В традиционном японском обществе разводы имели место, хотя были явлением крайне редким, не как в наши дни. Развод в самурайской семье мог произойти по одной из семи причин, определявшихся конфуцианским моральным кодексом. Во-первых, поводом считалось непослушание или неуважение жены по отношению к родителям мужа. В принципе, если родителям молодого самурая не нравилась невестка, то брак был обречен на развод. Во-вторых, муж мог вернуть жену в ее семью, если в течение трех лет она не могла родить ребенка, а взять в дом наложницу не позволяли средства. В-третьих, муж мог расстаться с женой, если считал ее чересчур похотливой. В-четвертых, поводом к разводу могла стать чрезмерная ревность супруги. Пятой причиной называлась глупость и болтливость жены, нарушающие семейную гармонию. Шестой причиной была тяжелая болезнь супруги. Муж мог вернуть жену ее родителям, пока она не поправится и не сможет вновь вернуться к своим домашним обязанностям. Седьмой причиной являлось уличение жены в воровстве. Ее с позором гнали из дома, и на повторное замужество она не могла рассчитывать. Если мужу становилось известно об измене, он обязан был убить ее на месте, чтобы смыть позор ее кровью.
Таким образом кодекс бусидо был сводом правил, по которым жили самураи. Бусидо требовал от настоящего самурая не только высокой воинской подготовки, но и образованности. Абсолютное большинство самураев были грамотными людьми, что подразумевает владение не только фонетической азбукой, но несколькими тысячами иероглифов, многие из которых имели весьма сложное написание, но без знания которых чтение серьезной литературы было невозможно. Образованный человек был обязан хорошо ориентироваться не только в японской классической литературе, но и знать труды китайских философов и поэтов (которые читались в оригинале), буддийские тексты, поэзию.
Любой самурай должен был уметь писать стихи - вака: высокое искусство стихосложения было необходимо и для любовной переписки, и для дружеских бесед, и для четкого и краткого оформления своих мыслей. Владение литературным языком считалось неотъемлемой частью этикета, которой в средневековой Японии уделялось особое внимание. Множество самураев вошли в историю не только как доблестные воины, но и как прекрасные поэты, чьи стихи пополнили императорские поэтические антологии.
Официальные документы также должны были составляться высоким языком, насыщенным поэтическими метафорами, Кроме того, в ритуал самоубийства обязательно входило написание прощальных стихов, по которым часто складывалось общественное мнение о покойном. Поэтому среди самураев поэтические состязание были обычным делом. Неумение же быстро написать красивый стих могло привести к всеобщему осмеянию, а неграмотно составленный документ - к наказанию смертной казнью.
Музыка, пение и танец также были составной частью самурайского образования.
Многие самураи владели игрой на сямисэне, лютне, барабане и, особенно, на флейте. Театр Но, возникший при покровительстве сегунов Асикага, также долгое время считался самурайским искусством, как и чайная церемония, каллиграфия и живопись.
Классическая живописная школа Кано, считавшаяся специфически „самурайской" (не столько по сюжету, сколько по духу), процветала в периоды Камакура, Муромати и Эдо под патронажем сегунов. В XVIII веке складывается новая школа живописи – бунцзинга («живопись просвещенных мужей»), среди выдающихся мастеров которой были многие выходцы из воинского сословия.
В конце XVII - XIX веков в Японию начинают проникать западные науки, искусства, философские, политические и экономические учения. И опять-таки первыми, кто воспринял и развил эти новые идеи на японской почве, были представители воинского сословия, заслуженно называвшегося интеллектуальной элитой нации
http://virlib.eunnet.net/sofia/07-2005/text/0704.html