Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Русская живопись(религиозные картины)


Русская живопись(религиозные картины)

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Владимир Лукич Боровиковский
http://s42.radikal.ru/i095/0906/af/d29d9980f4e8.jpg
Портрет художника В.Л. Боровиковского. Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич(1780-1860)

Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.
Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.
Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.

http://nearyou.ru/borovik/0borbio.html

Картины В.Л. БОРОВИКОВСКОГО
http://s55.radikal.ru/i147/0906/bd/8e4a6cd27931.jpg
Благовещение 1804
http://s45.radikal.ru/i107/0906/84/ef0b3bc8b1c1.jpg
Благовещение 1804

2

Картины В.Л. БОРОВИКОВСКОГО
http://s59.radikal.ru/i166/0906/0d/844d45fb763at.jpg
Благовещение. 1825
http://s52.radikal.ru/i135/0906/38/1b6fb57a7bc4.jpg
Нерукотворный Спас. 1823

3

Картины В.Л. БОРОВИКОВСКОГО
http://s61.radikal.ru/i171/0906/ef/a1567db311e9t.jpg
Христос во гробе.
http://i036.radikal.ru/0906/df/e3d710437e7d.jpg
Спаситель. 1824
http://i039.radikal.ru/0906/1a/be9832bf0c1e.jpg
Бог Отец, созерцающий мертвого Христа.

4

ИВАНОВ Александр Андреевич
http://s46.radikal.ru/i112/0906/f9/af305a92ff7a.jpg
А.А. Иванов - выдающийся русский живописец, пейзажист, портретист, родился 16 (28) июля 1806 года в Петербурге, в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова. Он дал сыну первоначальную подготовку в рисунке и живописи и имел большое влияние на его дальнейшее развитие. В 1817 году, одиннадцати лет от роду, подготовленный отцом, Александр поступает в Петербургскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика и, в отличие от воспитанников Академии, продолжает жить в семье. С юных лет он обнаруживал поразительные успехи, его работы давали повод подозревать, что он выполнял их с помощью отца. Первый свой успех художник переживает в восемнадцать лет; за картину на сюжет "Илиады" Гомера "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (1824, Государственная Третьяковская галерея) ему присуждают Малую золотую медаль. При окончании академического курса ему была задана программа "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию" (1827, Государственный Русский музей), принесшая ему Большую золотую медаль. Однако в трактовке темы академическое начальство неожиданно увидело политические намеки. Библейский рассказ о жестоком египетском фараоне, казнящем людей, показался напоминанием о расправе над декабристами, так как художник изобразил Иосифа как бы указывающим рукой на скульптурные барельефы со сценой египетской казни. "Это дело мне чуть ссылки не стоило", - вспоминал впоследствии Иванов. За неимением доказательств эпизод был замят, но художнику пришлось делать новую работу - картину "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры" (1829, Государственный Русский музей).
В 1830 году на средства Общества поощрения художников А.А. Иванов едет в Италию в качестве пенсионера, посещает Австрию и Германию. В 1831-1858 годах он постоянно жил в Италии. Изучение античных памятников и живописи великих мастеров нашло отражение в его картине "Апполон, Гиацинт и Кипарис" (1831-1834, Государственная Третьяковская галерея). С самого начала пребывания за границей Иванов стремился найти значительную тему. Мысль о художественном воплощении евангельской легенды, повествующей о пришествии Мессии, возникла у него уже в начале 1830-х годов. Но он не сразу счел себя подготовленным к реализации этого замысла и в качестве приближения к теме приступил к двухфигурной композиции "Явление Христа Марии Магдалине" (1835, Государственный Русский музей). Несмотря на классицистическую условность, художнику удалось создать жизненный образ Магдалины, передать сложность и искренность ее чувств. Картина была отправлена в Петербург, имела большой успех и доставила художнику звание академика (1836).
Жизненным подвигом художника стала 20-летняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-1857, Третьяковская галерея). Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.
Созданию грандиозного полотна (40 кв.м) предшествовала огромная подготовительная работа. Художник исполнил более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки. Эти этюды явились замечательной школой реализма и для последующего поколения художников. Картина "Явление Христа народу" осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.
В последнее десятилетие жизни А.А. Иванов работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), явившимся новым выдающимся достижением в его творчестве.
Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Выставленная в залах Академии художеств картина "Явление Христа народу" и многочисленные этюды к ней были приняты холодно. Резкая и несправедливая критика обрушилась на художника...
Но в Петербурге художник прожил всего шесть недель. Жизнь А.А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры 3 (15) июля 1858 года на квартире у С.П. и М.П. Боткиных.
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/t … vanov.html

http://s60.radikal.ru/i170/0906/d5/9bed724e42d4t.jpg
Явление Христа народу. 1855
http://s52.radikal.ru/i135/0906/1a/c110c6bae0e0t.jpg
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835
http://s50.radikal.ru/i127/0906/94/ddd116190bd3t.jpg
Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару. 1827
http://s39.radikal.ru/i086/0906/bc/c001a1b5db66t.jpg
Братья Иосифа находят серебряный кубок. 1833
http://i055.radikal.ru/0906/5d/45856ec8354dt.jpg
Голова Иоанна Крестителя. 1850

Внезапная смерть А.А. Иванова породила многочисленные подозрения, толки и слухи, так как Михаил Петрович Боткин был одним из владельцев его произведений, а по сути оказался главным распорядителем творческого наследия автора картины "Явление Христа народу". Уже современники приняли этот факт как должное, хотя репутация Боткина - коллекционера и делового человека была далеко не безупречной. Похоронили художника на Новодевичьем кладбище. В 1936 году прах А.А. Иванова и памятник - мраморный постамент с барельефным портретом - были перенесены в некрополь Мастеров искусств (Тихвинское кладбище).

Могила А.А. Иванова на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры находится на площадке Художников. Надгробие выполнено в 1861 году итальянским скульптором Л. Гульельми. На памятнике ошибочно указан год рождения живописца - "1807".

5

http://s53.radikal.ru/i139/0906/a4/b61046563a71t.jpg
Проповедь Христа на горе Елеонской о втором пришествии. 1840
http://s57.radikal.ru/i157/0906/5c/687c0610114dt.jpg
Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829
http://i008.radikal.ru/0906/94/9b9c219277b9t.jpg
Благовещение. 1850
http://i027.radikal.ru/0906/35/7151425b3791t.jpg
Женщины служат Христу именем своим. 1850

6

http://s48.radikal.ru/i122/0906/6d/7856c544d950t.jpg
Моисей перед Богом. 1850
http://s58.radikal.ru/i161/0906/b2/723ff3d329aat.jpg
Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. 1850
http://s57.radikal.ru/i157/0906/0d/357989798b71t.jpg
Преображение. 1850
http://s45.radikal.ru/i109/0906/66/a9e11ebf809ct.jpg
Сон Иосифа. 1850

7

http://s57.radikal.ru/i158/0906/f1/a30e3e0b2265t.jpg
Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела. 1850
http://s46.radikal.ru/i114/0906/07/9f6c3d5b2ca6t.jpg
Богоматерь, ученики Христа и женщины смотрят издали на распятие. 1850
http://s59.radikal.ru/i166/0906/76/f496b4cea55at.jpg
Тайная вечеря. 1850
http://s50.radikal.ru/i129/0906/30/6ad5bfed0ba8t.jpg
Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака. 1860

8

Иван Яковлевич Вишняков

Свернутый текст

Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761).

И.Я.Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в.», и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов.

Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. В 1714г. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В.Г.Грузинца, а после учебы, в 1727г. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо.

Но еще в конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). С 1727г. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. В этот год, после смерти А.Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой.
Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г.) и капитана (1742г.), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г.), а в 1752г. пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге.

Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку, и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. А ведь Вишняков не только руководил всеми живописными работами в Петербурге, Москве и в загородных резиденциях двора, он и непосредственно в них участвовал.
Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.

  Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны… Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики.

Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. А ведь была еще большая семья: престарелая мать Акулина Ануфриевна, три сына от первого брака, вторая жена Марья Федоровна, родившая трех сыновей и дочь. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Поездка в Италию не была дозволена, но Иван и его младший брат Александр стали хорошими живописцами. С 1753г. старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г.

За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И.Я.Вишнякова». Система обучения, разработанная А.Матвеевым и совершенствованная Иваном Яковлевичем, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств. Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов, иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника.

С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.

  0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду, как его современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, поэтому традиции русского искусства допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.

Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г.). И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в.

Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это совершенно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность ( «Портрет Вильгельма Георга Фермора»). Он знает, что узоры на одежде должны следовать за ее складками, но тяга к декоративности чувств побеждает, и растительный узор и цветы на костюмах его персонажей распускаются зачастую как бы поверх складок, не желают полностью подчиняться их изгибам.

Мастер психологической характеристики, Вишняков внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Тело и фон для него — это не характеристика человека, и потому он пишет фигуры безукоризненно задрапированными, плоско и схематично. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. Органичное соединение парусност и, декоративной парадности и внешней статичности создают удивительный эффект, на фоне которого внутренний мир человека царствует над нарочитой скованностью фигуры.
Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки. Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из затемненного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть.

Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.

Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи, их театральность и праздничность. С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур, с тончайшими вышивками и кружевами и украшениями. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем, и напоминает, по словам искусствоведа Т.В.Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.

Среди них (кроме императорских особ) нет ни одного выдающегося государственного деятеля, как это было принято в петровское время.
Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г.) — помещики, Михаил Яковлев — сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г.), М.С.Бегичев (1757 г.) — артиллерийский инженер, И.Н.Коцарев — представитель Комнатной конторы. И это стремление изображать ни чем не знаменитых людей, раскрывать перед зрителем особое, личное пристрастие к обычному человеку стало несомненным новаторством художника в русском искусстве.

Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых.

  Вишняков относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность — с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.

http://nearyou.ru/vishnyakov/0vishn.html

http://s46.radikal.ru/i114/0906/67/99d391faf161t.jpg
Сретение. 1756
http://s39.radikal.ru/i085/0906/73/6d5118c7af11t.jpg
Рождество Богоматери. 1756

9

http://i050.radikal.ru/0906/82/192ad622f6d8.jpg
Рождество Христово. 1755
http://s44.radikal.ru/i106/0906/0e/558b1c2eb994.jpg
Богоявление. 1755
http://i043.radikal.ru/0906/d3/bd18599255a6t.jpg
Благовещение. 1756

10

Бруни Федор Антонович
http://i018.radikal.ru/0907/a0/b1153c86e500.jpg

Свернутый текст

Ф.А.Бруни родился в Милане, в семье художника. Вскоре семья переехала в Петербург. В 1809 году, после предварительного обучения у отца, Ф.А.Бруни поступил в  Российскую Академию художеств. Его учителями стали известные мастера А.И.Иванов и В.К.Шебуев.

Уже в 1813 году за рисунок с натуры юный художник получает малую серебряную медаль; в 1818 году за картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей» – аттестат  I степени.

После окончания в 1818 году Академии художеств Бруни  отправляется в Италию и работает там до 1835 года. В это время им  были написаны картины «Святая Цецилия», «Пробуждение граций», «Моление о чаше» и «Смерть Камиллы, сестры Горация». Эта картина, выставленная на Капитолии в Риме, положила начало европейской известности Ф.А.Бруни.

В Италии художник написал также портреты княгини З.А.Волконской в костюме Танкреда, А.В.Волконского в охотничьем костюме, баронессы Меллер-Закомельской, копии с фресок Рафаэля «Торжество Галатеи» и «Изгнание Имнедора из храма».

Вскоре после окончания картины «Смерть Камиллы, сестры Горация» Ф.А.Бруни создал еще одно полотно на библейскую тему – «Медный змий»,  находящееся в настоящее время в Государственном Русском музее.

С 1836 года Ф.А.Бруни – профессор II степени Академии художеств в Петербурге.

С 1837 по 1845 год с небольшими перерывами художник живет и работает в Риме. В этот период им созданы картины «Покров Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», «Умиление Богородицы», за которую он получил звание почетного члена Академий художеств в Болонье и Милане, профессора Академии художеств во Флоренции и Академии св. Луки в Риме. В это же время он создает двадцать пять картонов росписей для Исаакиевского собора.

В 1846 году, после возвращения из Рима в Петербург в звании профессора живописи I степени, Ф.А.Бруни возобновил преподавание в Академии художеств. Вскоре он был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа, а с 1855 по 1871 год – ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния.

С 1866 года Бруни возглавлял мозаичное отделение Академии художеств.

Художник создал для Исаакиевского собора двенадцать росписей, в том числе  «Страшный суд», «Видение пророка Иезекииля», «Солнце, луна и звезды с группами ангелов», роспись западного люнета главного нефа – «Творец благословляет свое творение», росписи аттика – «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя после потопа», «Шестидневное сотворение мира», росписи главного алтаря – «Дух Святой, окруженный ангелами», «Неверие Фомы», «Явление Господа апостолам» и другие.

http://i065.radikal.ru/0907/94/decb0130462bt.jpg
Медный змий. 1841
http://i004.radikal.ru/0907/eb/95b4c7959b4et.jpg
Мадонна с младенцем. 1835
http://s44.radikal.ru/i104/0907/dc/7a3d4591842et.jpg
Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет. 1838
http://s40.radikal.ru/i090/0907/13/89e19044f8d6t.jpg
Моление о чаше. 1836

11

М.В.Нестеров
http://i080.radikal.ru/0907/ce/718d38674011.jpg

Свернутый текст

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911). Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы Художники П.Д. и А.Д.Корины (1930), Академик И.П.Павлов (1935), Скульптор И.Д.Шадр (1934), Скульптор В.И.Мухина (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины.

Умер в Москве 18 октября 1942.   

http://i007.radikal.ru/0907/22/f785d68e10e4.jpg
Богоматерь с младенцем. 1890
http://i062.radikal.ru/0907/14/3ae638e55739t.jpg
Несение креста. 1912
http://i077.radikal.ru/0907/16/f34195e32e42t.jpg
Святая Варвара. 1894
http://i072.radikal.ru/0907/d3/6985d8792d95t.jpg
Воскресение. 1890

12

7 декабря Русская Православная Церковь чтит память святой великомученицы Екатерины Александрийской (287 - 305).
Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимиана (305 - 313). Живя в столице - центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает юношу, который превосходит ее во всем, ибо "красота его светлее солнечного сияния, мудрость его управляет всем созданием, богатство его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода его - неизреченна". Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть его. Истина, к которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения ее сына.
Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, которая просила своего сына посмотреть на коленопреклоненную перед ними Екатерину. Но младенец отвращал свой лик от нее, говоря, что он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дивный дар Небесного Жениха.

http://s003.radikal.ru/i203/1001/49/474c679975eat.jpg
Sassoferrato. Обручение святой Екатерины
http://s003.radikal.ru/i203/1001/b4/843e14d64a77t.jpg
Filippino Lippi. Обручение святой Екатерины
http://s002.radikal.ru/i200/1001/f1/86ed83282f02t.jpg
José de Ribera. Обручение святой Екатерины
http://s51.radikal.ru/i133/1001/93/2778f10aab9ft.jpg
John William Waterhouse. Обручение святой Екатерины

Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть. При допросе Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в язычестве. Приглашенные императором мудрецы со всей империи пытались переубедить её, но святая Екатерина сама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьи и представителями римской аристократии.

13

http://s005.radikal.ru/i209/1001/83/8bb64853992et.jpg
Carlo Dolci. Святая Екатерина, читающая книгу

Под угрозой колесования ей предложили отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Император вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу и с молитвой к нему сама положила голову на плаху под меч палача.
http://s41.radikal.ru/i093/1001/c3/2d6b7bc11fe2t.jpg
Guido Reni. Казнь святой Екатерины
http://s41.radikal.ru/i093/1001/d1/7aa8e73b044et.jpg
Guercino. Казнь святой Екатерины
http://s005.radikal.ru/i210/1001/fa/f3b78e379085t.jpg
Masolino. Казнь святой Екатерины
http://s55.radikal.ru/i150/1001/b7/3a3541ee6b18t.jpg
Mattia Preti. Казнь святой Екатерины

14

http://s005.radikal.ru/i210/1001/f9/506af5cff588.jpg
Francisco Ribalta. Казнь святой Екатерины


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Русская живопись(религиозные картины)