Таинственные знаки пустыни Наска
На пустынных равнинах, окружающих город Наска в Южном Перу, раскинулись очень странные рисунки огромных размеров. Сухой климат уже в течение многих столетий сохраняет эти абсолютно прямые линии, геометрические узоры и стилизованные изображения зверей, врезанные когда-то в обожженную солнцем почву. Какой культуре принадлежат эти рисунки под городом Наска, вид и размер которых можно оценить лишь с воздуха? Зачем они были нужны в этой пустынной местности? Гигантские прямоугольники в пустыне Наска кажутся вычерченными при помощи линейки.
Таинственная сеть линий в пустыне неподалеку от Наска, оценить масштабы которой можно лишь с птичьего полета, охватывает более 500 кв. км. Между могучей горной цепью Анд и побережьем Тихого океана простираются многочисленные плоскогорья, намывные широкие плато, разделенные глубокими речными долинами или превращенные временем в выветренные "столовые горы". В ходе геологической истории эти образования неоднократно поднимались и опускались, что сопровождалось понижением и повышением уровня моря сообразно смене теплых и холодных климатических периодов. Плоские предгорья Анд при этом уходили под воду. Соленая вода пропитывала их почву и тем самым укрепляла ее. Воды моря и рек веками формировали облик этого края. Однако те древние реки и ручьи давно высохли, оставив после себя лишь сухие пропасти и ущелья. Дожди идут здесь не чаще, чем раз в два-три года, да и водой они по большей части не богаты. Ландшафт как бы застыл в вековом безмолвии. Даже ветер, часто переходящий здесь в ураганы, не способен уже ничего изменить. Лишь иногда он наносит местами большие песчаные дюны. Над пампасами же, как называют эти каменные степи, он веет, не оставляя никаких следов. Любой отпечаток конского копыта, любую тропку или след автомобильной шины эта почва способна запечатлеть на века.
На этой пустынной земле, между 14 и 15 южной широты, примерно в 50 км от тихоокеанского побережья в Перу лежат два маленьких городка, Пальпа и Наска. Когда в начале XX в. над этими скалистыми плато пролетели первые самолеты, их пилоты увидели на бурой, выжженной Солнцем пустыне множество белых линий — и прямых, и зигзагообразных, и складывающихся в разные узоры. Они решили, что это оросительные каналы, проложенные каким-то древним индейским племенем, и забыли о них. Лишь несколько лет спустя ими заинтересовался американский историк, д-р Пол Козок, специальностью которого и были древние оросительные системы. В 1939 г. он приехал в район, расположенный к северу от города Наска, чтобы на месте исследовать «каналы инков». Однако то, что он обнаружил, не имело ничего общего ни с системой орошения, ни с культурой инков. Козок обнаружил врезанные в почву рисунки, такие огромные, что наблюдатель на поверхности земли не мог охватить их взглядом. Он тщательно замерил линии, составлявшие один из рисунков, и перенес их на бумагу в сильно уменьшенном виде. Рисунок оказался стилизованным изображением птицы. Вечером 21 декабря — в южном полушарии это день середины лета — он сделал еще одно открытие: Солнце зашло почти точно за концом одной из прямых линий, составляющих фигуру птицы. Позже астрономы вычислили, что это небольшое отклонение точки захода Солнца от прямой связано со временем, прошедшим с эпохи создания рисунка. Когда древние индейцы выбивали в земле свою "птицу", Солнце заходило там, где следует, а именно точно в конце одной из составляющих ее прямых линий. В ту эпоху Солнце в день летнего солнцестояния должно было заходить именно там. Козок предположил, что этот вычерченный в земле рисунок служил древним индейцам календарем. Таких рисунков, полных прямых и кривых линий, на плато Наска имеется очень много. Не исключено, что прямые линии были направлены на точки восхода и захода наиболее важных звезд или других астрономически значимых объектов. С одной стороны, Козок быстро убедился, что по крайней мере первые части обнаруженных им линий направлены на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. С другой стороны, древние астрономические "приборы" такого рода в мире — не редкость. Козок назвал это плато "самым большим в мире учебником астрономии".
Зачем были созданы эти колоссальных размеров рисунки в пустыне Наска, до сих пор нет объяснений. Изображения людей со странными, как у сов, глазами обнаружены только на горных склонах. На равнине находятся лишь геометрические узоры и рисунки животных. Нашлись исследователи, решившие пересечь пампу пешком в поисках новых фигур, что потребовало, конечно, тщательных геодезических измерений и зарисовок. Но этот труд оправдал себя. Вначале обнаружился огромный паук, потом различные другие фигуры — рыбы и ящерицы, зверь, напоминающий собаку, обезьяна и птицы; птиц, кстати, оказалось очень много. Вскоре правительство предоставило исследователям самолеты, чтобы сделать съемки этих фигур с высоты. Наряду со стилизованными изображениями животных было открыто большое количество просто геометрических фигур — треугольников и прямоугольников, зигзагообразных линий и прямых углов, трапеций и спиралей.
После работ Козока таинственными рисунками в пампасах заинтересовалась и одна немецкая исследовательница. В первый раз она приехала в этот район между Наской и Пальпой в 1946 г. еще молодой женщиной. Она тут же влюбилась в эти загадочные фигуры, и эта любовь не угасала всю жизнь (она умерла в 1992 г.). Исследование наземных рисунков стало для Марии Райхе делом жизни. Больше 40 лет она делала замеры и составляла каталог, в который входят сейчас уже сотни изображений животных и геометрических фигур.
Увлекательные чертежи
На крутых горных склонах, часто труднодоступных, она находила изображения людей с огромными, похожими на совиные глазами. В предисловии к своей книге "Тайна пустыни" она пишет о себе: "Хотя я по образованию математик и географ, меня увлекли эти исследования, которые принято относить к археологии. Однако археологи до сих пор вплотную не занимались ими. На мой взгляд, их скорее следовало бы отнести к истории точных естественных наук. И эта глава их истории настолько увлекательна, что человека, начавшего углубляться в нее, она захватывает целиком".
Марии Райхе удалось заразить своей увлеченностью спонсоров. Перуанские ВВС предоставляли ей самолеты, оборудование для аэрофотосъемки, измерительные приборы...
Энтузиазм Марии Райхе, объективность ее научного подхода и известная осторожность в оценке результатов встречали не одно только одобрение. "Узость" такого подхода не удовлетворяла тех фантазеров и спекулянтов от археологии, которые чуть не каждый памятник ранних и древних эпох готовы считать свидетельством визита на Землю таинственных богов-астронавтов, общепринятые же методы научных исследований презрительно отвергают. Их эффектные, хотя и ничем не подтверждаемые гипотезы снискали популярность гораздо более широкую, чем серьезные работы Марии Райхе. Вместе с ними и результаты ее кропотливых исследований были с недоверием восприняты "классическими" археологами, не знакомыми с естественно-научной методикой. Свое на первый взгляд неоспоримое подтверждение это недоверие получило благодаря Дж. Хокинсу, математику, опубликовавшему в 1965 г. свою книгу "Разгадка Стоунхенджа", в которой он доказывает, что это знаменитое каменное сооружение древней Англии было не чем иным, как обсерваторией. Хокинс ввел в компьютер все доступные ему рисунки Наска, чтобы выяснить, многие ли из этих линий, протяженность которых иногда составляет десятки километров, указывали в момент своего создания на астрономически значимые точки. Результат у него получился такой: эти совпадения не выходят за пределы случайной вероятности. Однако Хокинс допустил одну существенную ошибку. Закладывая данные в компьютер, он исходил из того, что пампасы представляют собой гладкую равнину, то есть Солнце, Луна и звезды восходят и заходят там на уровне горизонта. Между тем это совсем не так, потому что пампасы вдоль и поперек пересечены холмами и даже горами, из-за которых восход светил происходит позже, а заход — раньше. Были в программе и другие логические ошибки. Поэтому критиковать выводы Марии Райхе у Хокинса на самом деле не было достаточных оснований, и его отрицательное заключение не оправдано с точки зрения науки.
Взлетные полосы для богов-астронавтов?
Мария Райхе промеряла сотни фигур и линий. И обнаружила — с учетом местного рельефа! — что большинство из них указывает на определенные небесные объекты. Может быть, плато Наска — и в самом деле «самый большой учебник астрономии в мире»? И все эти увлекательные рисунки на местнос-ти — не что иное, как деления на шкале огромных астролябий? Многочисленные линии, выглядящие запутанной сетью, однако точно указывающие на места восхода и захода Луны в разное время. Об этом в первую очередь говорят многочисленные линии Луны. Как известно, вследствие колебаний земной оси точки восхода и захода Солнца колеблются в течение года в определенных пределах. Точно так же передвигаются точки восхода и захода Луны, однако это движение уже гораздо сложнее. Во-первых, в течение года они совершают 12 таких перемещений, амплитуда которых всякий раз меняется, а во-вторых, зоны этих перемещений каждый год тоже сдвигаются. В целом полный цикл перемещений точек восхода и захода Луны охватывает 18 лет. Чтобы отметить на поверхности Земли направление на эти точки, требуется прочертить с большой точностью очень много линий, складывающихся в довольно запутанную на первый взгляд сетку. Именно такие линии, отмечающие движение Луны, и обнаружила в Наске Мария Райхе.
Линии Луны
В своей работе исследовательница задавалась далеко не одними только астрономическими вопросами. Ее интересовали также датировка фигур и способы, которыми пользовались "чертежники". Определить точный возраст рисунков долго не представлялось возможным, хотя ясно, что для вычерчивания такого количества фигур и линий нужно было не одно столетие. Да и для того, чтобы построить такую астролябию, требовались результаты многолетних наблюдений за небом. Многое указывает на то, что эти рисунки возникли еще до инков, в эпоху, известную археологам как культура Наска и Паракаса, то есть между 300 г. до н. э. и 900 г. Остатки деревянного столба, врытого когда-то в углу одного из огромных наземных прямоугольников, датируются 525 г. ±80 лет, как показали исследования при помощи радиоуглеродного метода, выполненные американским ученым Дунканом Стронгом.
Мария Райхе пришла к выводу, что древние чертежники выполняли свои огромные рисунки сначала в малом масштабе и уже потом переносили их на местность при помощи масштабной сетки. «Лишь тот, кто хоть немного знаком с работой землемера, — пишет г-жа Райхе, — может по достоинству оценить знания этих людей, способных по маленькому чертежу воспроизвести на земле огромные изображения с полным соблюдением всех пропорций. Очевидно, у древних перуанцев были измерительные инструменты и иные средства, о которых нам ничего не известно и которые они вместе с другими своими знаниями укрыли от глаз завоевателей, как сокровище, которого не должны были касаться ничьи руки». Таким вспомогательным средством наверняка была единая мера длины. Мария Райхе попыталась ее реконструировать. Эта мера у жителей Наска составляла 33 см. Иногда встречаются также линии, делимые на отрезки по 66 или 110 см. Возможно, 110 см были эталоном, который делили на десятые доли, потому что десятичная система была тогда уже известна. Тогда 33 и 66 были соответственно одной и двумя третями эталона. Кривые линии составлялись из нескольких дуг круга: в центре каждого из этих кругов
Астрономические символы
Мария Райхе обнаружила особые камни, обтесанные таким образом, что их длина — в масштабе — соответствовала радиусу круга. Чтобы эти линии и фигуры выделялись на выжженной Солнцем земле, строителям требовалось «всего лишь» снять ее верхний осадочный слой. Бурая, каменистая (говоря по-научному — оксидированная) почва удалялась, и открывалась гораздо более светлая основа. «Всего лишь» взято в кавычки потому, что, хотя глубина верхнего слоя и не превышает 30 см, однако для прокладки многочисленных, часто многокилометровых линий необходимо было вынуть 10 т земли и камня. А такие вещи просто для развлечения не делаются. Некоторые из гигантских символов повторяются, из чего можно сделать вывод, что они могли быть знаками древней письменности. То, что ими обозначались фактически астрономические приборы, говорит о высоком уровне культуры их строителей, смысл которой от нас пока еще скрыт. Расчет календаря представляется наиболее вероятной целью вычерчивания указанных линий и всей "чертежной" деятельности древних перуанцев в целом". И далее: "Тайну этих чертежей можно раскрыть лишь при помощи точного математического анализа их формы и размеров".