Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История и мелодии губной гармоники


История и мелодии губной гармоники

Сообщений 1 страница 30 из 47

1

Губная гармоника
http://s61.radikal.ru/i174/0905/dd/320a851491f7.jpg
Губная гармоника — распространённый язычковый музыкальный инструмент. В России его также называют губной гармошкой, губной гармонью (что неверно, потому что гармонь — это другой инструмент). Также её называют харпом (harp — так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp — это арфа. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.
Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

Разновидности губных гармоник
Губные гармоники делятся на:

Хроматические гармоники
Диатонические гармоники
Блюзовые гармоники
Тремоло гармоники
Октавные гармоники
Оркестровые гармоники
Мелодические гармоники
Басовые гармоники
Аккордовые гармоники

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения особых техник игры, таких как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя — слайдера, расположенной на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке без применения особых техник напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника

Блюзовая гармоника— самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw) и на выдох (англ. blow). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов — бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распостронённая - C major.
В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Отредактировано Sadko (Чт, 28 Май 2009 19:42:53)

2

История
http://s48.radikal.ru/i119/0905/fe/d00f8420a54d.jpg

Губную гармошку можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармошка является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы "Hohner" репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармошки знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако если открыть "Мировую энциклопедию музыкальных инструментов", то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием "аэрофоны".

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине 18-го века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в 19 веке. Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название "аура", представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец Ф. Хотц начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Еще один уроженец Германии Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушманом "аур" и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом "мундэолины". Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл "сим-фониум".

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название "Mundharmonika" или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют "Mundharmonika", по-французски - "harmonica a bouche", по-итальянски - "armonica a bocca", по-испански "armonica", по-английски - "harmonica", "mouth organ", "French harp" или "harp".

Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно - "handharmonika" (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть "mundharmonika" (губная гармошка).

Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: "1'Epatant" и "La Marseillaise" для Франции, "King George" и "Alliance Harp" для Англии, "El Centenario" для Мексики и даже гармошки на цепочках, для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат. Была даже такая модель "Kaiser Wilhelm".

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году. В 30-е годы великая депрессия, а в 40-е - 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди черных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли "Сонни Бой" Уильямсон. В то же самое время на другом конце света в Нюрнберге Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику "Hohner", он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъем, что естественно отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое - "мисиссиппский саксофон" (так на американском слэнге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

http://www.harmonica.ru/history/

3

Легенды губной гармоники
http://s40.radikal.ru/i088/0905/25/aa703c12c00a.jpg

http://www.harmonica.ru/catalogs/harpers/harplegends/

4

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=YGz9tEaSZL8[/youtube]

5

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=huvg-3Vyji8[/youtube]

6

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=HD13bB4cK00[/youtube]

7

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=S_JroyUJDLc[/youtube]

8

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=opD5W7Xx86c[/youtube]

9

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=AMNVQ_I9OYw[/youtube]

10

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=tI74BtG64G8[/youtube]

11

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3TTH6SBcgc8[/youtube]

12

Губная гармошка – целый мир
http://s54.radikal.ru/i144/0905/49/0595fd91b6bd.jpg

Губная гармоника – самый компактный музыкальный инструмент из всех, которые сейчас существуют

В своих путешествиях по бескрайним музыкальным морям ведущий нашей музыкальной страницы Капитан Макс добрался до малоизвестного «материка», на котором, как оказалось, обитают нежные ауры, задумчивые мундэолины и серьёзные, брутальные харпы.
    Что мы раньше знали о губной гармошке? Да ничего мы раньше не знали о губной гармошке! Мы её и не видали никогда. А если и видали, то в кино или по телевизору. В военных фильмах, например, где немецко-фашистские военнослужащие в перерывах между зверствами наигрывали на этой безделушке легковесную музычку «Ах, мой милый Августин!» В основном – только эту. В силу ограниченности музыкального багажа отечественных кинематографистов. А ведь губная гармошка – целый мир. Хотя и заключён этот мир в очень компактный корпус. Губная гармоника – самый компактный музыкальный инструмент из всех. Не считая, конечно, такой миниатюрной штучки, которую северные народы к зубам прислоняют и тынь-дынь около чума делают. Есть, правда, ещё милицейский свисток, но уж в крайности впадать не будем. Откуда же взялась эта маленькая коробочка, в прошлом – верная подруга ковбоев и сезонных рабочих, а ныне солидный музыкальный инструмент, которому по плечу всё: и блюз, и кантри, и рок-нролл, и джаз, и классический репертуар в сопровождении симфонического оркестра?
   
   Аура миссисипского саксофона
   Прародителем губной гармошки считается восточный духовой орган. Его изготавливали в Китае из бамбука ещё в незапамятные времена. Эти восточные корни роднят гармошку с другими её собратьями по духу. По духу в буквальном смысле, потому что и губгармошка, и ратушные органы, и пастушьи свирели – суть духовые инструменты. И не просто духовые, а язычковые. А они, в свою очередь, входят в большую группу, объединённую общим названием «аэрофоны». Отличительной особенностью аэрофонов является вибрация потока воздуха внутри корпуса, создаваемая колеблющимся язычком, в результате которой и появляется звук. Таким образом, к аэрофонам относятся и инструменты с отверстиями – блок-флейты; и с одинарным язычком – кларнеты, саксофоны; и с двойным язычком – гобои, фаготы; а также органы, аккордеоны и гармони. Но, в отличие от других язычковых инструментов, губная гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), необходимого для воспроизведения нужной ноты.
   У довольно состоятельного немецкого часового мастера Христиана Фридриха Людвига Бушмана было двое сыновей. Оба они пели в церковном хоре и получали подзатыльники от хормейстера за нечистое пение. И вот в 1821 году Христиан Фридрихович (а м. б. – Людвигович?) решил облегчить своим детям существование, для чего придумал и изготовил карманный духовой камертон, по которому они могли незаметно сверять свои партии.
   Лирическое отступление: бытует версия, что Х. Ф. Л. Бушман работал не часовым мастером, а вовсе даже настройщиком церковных органов. И, мол, сынов у него этих не было. Я справился в дореволюционной энциклопедии Южакова (тогда ещё в энциклопедиях не врали), но не нашёл. Поэтому пусть будет часовщиком, да и дети его мне уже стали как родные. Итак, папа сделал им камертон…
   Это была небольшая металлическая пластина с прорезями, закрывавшимися специальными язычками. Камертон работал только при выдохе. Своё детище Бушман (чуть было не написал «Бутман») назвал «аурой». Мог ли он представить себе, что изобрёл музыкальный инструмент, без которого через каких-то сто пятьдесят лет не сможет обойтись ни одно крупное музыкальное направление?! Наверное, не мог. Но нашлись другие, которые смогли. Ещё один Христиан, но только Месснер, позаимствовал у Бушмана идею и в 1827 году приступил к изготовлению контрафактных инструментов под новым названием «мундэолин» (mund – «губы»). Шли годы, инструмент совершенствовался, в разных местах предпринимались попытки массового изготовления аур-мундоэлинов. Особенно старались немцы со знаковым именем Христиан. Так, например, производство гармошек в 1855 году попытался наладить третий в этой не очень успешной цепочке Христиан. Вайсе! А потом за дело, наконец, взялся «нехристиан» – Матиас Хонер. В одном только 1857 году, используя семейный подряд, он изготовил около семисот мундоэлинов, которые к этому моменту уже получили более удобоваримое название – Mundharmonika. То есть губная гармоника.
   Успешный предприниматель, Хонер начал продавать гармоники в другие страны. Наладил даже экспорт в США, где они моментально приобрели тысячи поклонников. Особенно среди чёрного населения южных штатов. Уже в который раз инструмент «сменил» название. «Миссисипский саксофон» – так его любовно стали называть и белые ковбои, и чёрные жители Нью-Орлеана.
   На этих «саксофонах» играли сольно или в сопровождении гитары или банджо, пока с появлением микрофонов и другой усиливающей звук аппаратуры губная гармошка не влилась в ансамбли и большие оркестры как самостоятельный музыкальный инструмент. По результатам, полученным американскими исследователями, сейчас в США на губных гармошках играют более 40 миллионов человек.
   
   Умный?! Почему без гармошки?
   Вообще это похоже на чудо. Со стороны, из зала, самой губной гармошки практически не видно. Полное впечатление, что музыкант сложил руки рупором и извлекает эти волшебные звуки в микрофон голосом, свистом – короче, каким-то естественным способом. Кстати о голосе: девяносто процентов гармошечников поют. Поют рок-нроллы, прекрасные блюзы или баллады, подыгрывая себе на этом инструменте. А настоящие виртуозы не просто озвучивают слова – они вплетают вокал в гармошечную партию, выпевая те ноты, которые по каким-то причинам(чаще всего в силу специфики настройки данной гармошки) трудно взять на инструменте.
   При кажущейся простоте игры в губгармонизме используется множество приёмов: сила подачи звука, угол атаки, тремоло, сурдина (приглушение). В «работе» участвуют губы, язык, диафрагма, руки и даже ноги. Как-то в Испании я видел уличного губгармониста, который аккомпанировал себе чечёткой. Причём не просто бил степ, а «играл» полноценную ритмическую основу. И последите за руками любого хорошего исполнителя. Руки у них живут своей жизнью – ладони образуют необходимое акустическое пространство, пальцы отбивают такт, фильтруют звук, создают вибрато, наконец, помогают оценить и впитать эмоциональное состояние музыканта. Язык жестов гармониста – это отдельная песня. И вкупе со всем остальным арсеналом, в руках (в губах) хорошего музыканта маленькая гармошка способна творить чудеса, передавая невообразимое количество тончайших нюансов, из которых и состоит любая музыка.
   
   Арфист по призванию
   Все уже привыкли, что в отношении Михаила Петровича Соколова досужие молодые журналисты применяют не совсем этичные, рубленые с плеча эпитеты: «старейший блюзмен Москвы», «легенда русского блюза», «патриарх всего, что только можно»… На самом деле Соколову всего-то чуть за полтинник – самый расцвет для мужчины. Виною возникновения подобных штампов – пожизненное прозвище Петрович, которое он получил в двадцатилетнем возрасте, да окладистая седая борода, как у Карла Маркса. Соколов – виртуозный исполнитель на губной гармошке – лидер собственной группы с непростым названием Petrovitch harmonica-man&The Hot Rod band. Поговорим с ним… Петрович: Ребёнком я учился играть на скрипке. Но впоследствии стал барабанщиком и отбарабанил в буквальном смысле 25 лет. После чего вышел в почётную отставку. По выслуге лет. Всю свою предыдущую жизнь я играл блюз. Даже когда работал в ресторане, все равно мы играли блюз. И всегда мне хотелось, чтобы кто-нибудь в группе играл на губной гармошке – так мне нравился звук этого инструмента. Было много попыток ввести гармошку в состав, но как-то не сложилось. А потом мне просто надоело ждать, я попросил одного друга, чтобы он из-за границыпривез мне хорошую губную гармошку. А он привёз целый ящик. Серьёзно! Это такой специальный кофрик, где лежали гармошки разного строя на все случаи жизни. И я начал учиться. И в процессе буквально влюбился в этот инструмент.
   
   – Какая разница в эмоциональных ощущениях между ударными и гармоникой?
   – За барабанами у меня не было контакта со зрителями, я не мог с ними разговаривать, не ощущал такой тесной связи, как сейчас. Чувствовать, что от твоей конкретной игры зависит настроение других людей, ощущать эмоциональный ответ из зала – это колоссальное наслаждение. И большая ответственность...
   
   – На какой гармошке вы играете?
   – На блюзовой, на так называемом «харпе». Harp – в переводе: арфа. Так что (смеётся), на арфе!
   
   – У вас были успехи на международном уровне?
   – Несколько раз я участвовал в крупных фестивалях за границей. Успешно. Но всё ещё впереди…
   
   Язык до совершенства доведёт
   Несколько лет назад на концерте одного знаменитого московского блюзмена я приметил на сцене невысокого молодого человека с губной гармошкой. Удивительным показалось то, что он не играл короткие соло в избранных местах, как это делает большинство гармошечников, а обыгрывал гармонию каждой песни, фактически выполняя функцию клавишных инструментов. Это был Михаил Владимиров.
   
   Владимиров: В 1992 году мне случилось побывать в США. Совершенно не по музыкальным делам. И перед возвращением из любопытства я купил там недорогую губную гармошку. Как потом выяснилось, диатоническую. Она была настроена на тональность ми мажор. Я стал самостоятельно заниматься, увлёкся, и постепенно гармошка стала смыслом моей музыкальной жизни…
   
   – До меня всё-таки как-то не доходит, как можно быстро в совершенстве овладеть инструментом без преподавателей, без соответствующей школы?
   – Ну, не так уж и быстро. Всё-таки прошло без малого шестнадцать лет. А потом я с самого начала играл с лучшими блюзменами мира.
   
   – ?!
   – Я ставил на проигрыватель пластинки знаменитых музыкантов и старался подыгрывать им.
   
   – Но, насколько я понимаю (тут я решил блеснуть эрудицией), жёсткий мимажорный строй вашей гармошки мог не совпадать с пластиночным.
   – А я уменьшал или увеличивал скорость проигрывателя до тех пор, пока гармония не совпадала.
   
   – Мы в восхищении! (это я сказал словами кота Бегемота). А какой самый главный «инструмент» в арсенале гармониста?
   – На девяносто процентов – язык.
   
   – А руки?
   – Вопрос сложный. Всё зависит от того, как вы пользуетесь микрофоном. Если микрофон стоит на стойке, то руки у вас свободны для использования различных приёмов. Я же, например, привык снимать микрофон со стойки и держу одновременно и его, и гармошку. Способ работы с микрофоном каждый выбирает свой. Гармошка позволяет всё. Удивительный инструмент. Может и плакать, и смеяться, и грустить, и бушевать. Я еще не до конца познал его возможности, но стремлюсь к этому всей душой...
   Потом был вопрос к обоим Михаилам (!): «Кто, по вашему мнению, является иконой мирового губного гармонизма?» Каждый назвал несколько иностранных фамилий, но две присутствовали в обоих ответах – Ховард Леви и Тутс Тилеманс. Теперь у меня есть мечта – послушать кого-нибудь (а лучше обоих) из этих титанов живьём. Тем более, говорят, что Тилеманс уже приезжал в Москву, а Леви, по слухам, собирается.
   
   CODA:
   Иногда мы получаем звонки и письма: «А вот есть гитарист Сидоров, играет обалденно, чего вы про него не написали?» Уже в который раз мне приходится объяснять, что музыкальная страница не резиновая, а газета – не доска почёта. И чтобы упомянуть всех достойных, понадобились бы отдельные списки. Типа тех, которые вывешиваются в институтах после вступительных экзаменов.
   Раз – два раза в год в Москве происходит открытый джем-фестиваль губных гармонистов. В этом году будет проводиться уже в одиннадцатый раз. Кто не поленится и сходит, сможет увидеть весь гармошечный цвет столицы – основоположников московского блюзового гармонизма Алика Микояна и Юрия Иванова, талантливую околосорокалетнюю молодёжь: Владимира Кожекина, Сергея Сорокина, Александра Братецкого и, конечно же, героев этой статьи. Только на таком фестивале можно полностью оценить возможности губной гармоники и удостовериться в том, что наши ребята играют на уровне лучших образцов. Но прошу вас, будьте очень осторожны, держите себя в руках! А то после концерта может с неодолимой силой потянуть в магазин! Покупать свою первую гармошку!

http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=56458

13

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=i0VMRm4XdIk[/youtube]

14

Онлайн школа губной гармоники Александра Братецкого.

ВИДЕО:
http://www.bratetsky.ru/index.php?optio … ;Itemid=48

15

http://s49.radikal.ru/i125/0906/c4/ed757b6542dc.jpg

«Моя мама хотела дать мне, так сказать, светское образование, в которое входило владение каким-либо музыкальным инструментом. И в 6 лет она отдала меня учиться в музыкальную школу по классу скрипки. Но я выдержал только два года, после чего завыл! А что вы хотите? Ребята идут в хоккей играть, а я - в музыкальную школу... Мама сдалась, но предложила вместо скрипки пианино. Выяснилось, что «хрен редьки не слаще», и я завыл снова. Тогда мама сжалилась и разрешила мне музыкой не заниматься, - рассказывает Михаил «Петрович» Соколов - одна из самых популярных и колоритных личностей блюзовой Москвы. - Но не прошло и трёх лет, как грянули Тпе Веаtles. И я решил непременно стать вторым Ринго Старром! Из маминого шкафа были извлечены толстенные спицы, из диванных подушек сконструирована ударная установка, и я принялся с остервенением выбивать пыль под «битловскую» музыку».

В июле этого года Петровичу, по праву считающемуся ветераном отечественного блюза, исполнится 53 года, более 30-ти из которых отданы блюзу. Всё началось в 1970 году в составе легендарной группы «Удачное приобретение», а затем продолжалось в таких коллективах, как «Второе дыхание», «Мистерия БУФ», «Окно», «Старая гвардия», Stainless Blues Band, Blues Hammer Band, Bluesmakers. На заре 90-х Петрович первым на нашей блюзовой сцене превратил губную гармонику в солирующий инструмент и по сей день остаётся одним из лучших отечественных гармошечников, что подтверждено двумя дипломами наиболее престижного международного конкурса исполнителей на губной гармонике в Троссингене (Германия). В настоящее время Михаил работает с группой the Hot Rod Band, являясь ее создателем и руководителем.
Мы  встретились с Петровичем в клубе В. В. King, где он с группой Hot Rod Band  выступает по вторникам, и он любезно согласился ответить на некоторые вопросы:

В.Р.:   Кто стал твоим первым настоящим учителем?

М.П.: Магнитофон! В 1963 году для старшей сестры мама приобрела магнитофонную приставку «Нота». Через некоторое время я вернулся в музыкальную школу, но только по классу ударных и добровольно. Однако там я тоже надолго не задержался, потому что вместо барабанов меня учили играть на ксилофоне. Так что моим главным учителем игры на ударных инструментах остался магнитофон. Кстати сказать, это было  обычным явлением для нашего поколения, ведь первый эстрадный факультет появился тогда, когда мне перевалило за двадцать, а к этому времени я уже был профессиональным музыкантом. Я успел поработать в Кировской филармонии, Росконцерте, других профессиональных коллективах. Во всю «цвела» группа «Удачное приобретение»... Тогда у меня уже была репутация очень хорошего барабанщика.
Тогда отношения в музыкальной тусовке были очень тёплые, дружественные. Все учились друг у друга,

   В.Р.: А почему именно барабанщиком?

М.П.: Не знаю, всегда хотел им быть. Все мои друзья мечтали стать гитаристами, а я - именно барабанщиком! Я всегда с большим удовольствием этим занимался и стал неплохим барабанщиком. Уже одно то, что в те времена Давид Тухманов выбрал меня из огромной толпы на роль «придворного барабанщика», о чём-то говорит! Причём, будучи барабанщиком, я не занимался исключительно блюзом. Я считал себя продвинутым музыкантом, и когда появлялись новые направления, новые исполнители, старался подтянуться до их уровня, развивая и совершенствуя свою технику. Мне кажется, так происходит у всех нормальных музыкантов.
перенимали опыт, поэтому и рост был примерно одинаковый.

В.Р.: Почему такой странный переход - от барабанов к гармошке?

М.П.: Мне все задают этот вопрос... Тогда я играл блюз в группе «Старая гвардия». Прослушивая свою огромную фонотеку, я чувствовал (да и от других слышал неоднократно), что гармошка-удивительный инструмент, придающий музыке неповторимый колорит. А в Москве тогда никто на нейне играл! Я попросил моего приятеля, проживающего в Германии, привезти мне гармошку. Так он привёз целую пачку гармошек, да ещё и самоучитель. А спустя полгода на какой-то тусовке я набрался храбрости и, спрятавшись где-то сзади, что-то немного подыграл. 
И вдруг я срываю аплодисменты! А потом ко мне подходит старый друг Лёша «Уайт» (гитарист из «Удачного приобретения») и говорит: «Слушай, так классно было, когда гармошка зазвучала! Так сразу всё зацвело и запахло!» И с этого момента я поверил в себя и начал усиленно заниматься.
В.Р.: Ты был первый гармошеч-ник в Москве?

М.П.: Нет. Скорее, один из первых. Кроме меня, есть Рома Гегарт и Миша Владимиров, с которыми мы начали заниматься гармошкой параллельно и примерно в одно время. Как-то в начале 90-х я зашёл в «Арбат Блюз Клуб», а там парень играет на гармошке. И неплохо играет! Мы познакомились, пообщались, поделились приёмчиками. Сейчас наши пути разошлись. Миша, например, очень неплохо играет джаз; я джаз не играю: не моё.
В.Р.: Как случилось, что именно блюз стал твоей музыкой?

М.П.: В плане моих музыкальных пристрастий мне повезло родиться в 1953 году, и когда мне было лет 15-16, в музыке начался так называемый «blues rivival» - новый виток возрождения блюза, на волне которого появилось много интереснейших музыкантов, причём белых. Fleetwood Mac, Сгеаm, ZZ Тор, Grand Funk, Led Zeppelin... Например, англичанин Питер Грин - вокалист группы  Fleetwood Mac - был первым белым музыкантом, которого признали чёрные корифеи блюза за океаном. До той поры блюз был «территорией» чёрных музыкантов. Кстати, сейчас сложилась абсолютно противоположная ситуация, потому что все негры увлечены рэпом - на данный исторический период именно он их этническая музыка. А блюз играют белые!
И вот как раз в то плодотворное время я все это впитывал, и группа «Удачное приобретние», просуществовавшая 12 лет стала естественным продолжением моих музыкальных пристрастий. Хотя мне как барабанщику приходилось очень много играть, например в группе «Коробейники», в цирковом оркестре, в оркестре Гостелерадио, в кабаке… Да много еще где, ведь я на сцене как-никак 37 лет.

В.Р.: Насколько я понимаю, джаз и блюз имеют общие корни?

МЛ: Конечно! В начале XX века, когда джаз и блюз зарождались, разграничений между ними не делали- это была одна музыка. В самом начале, во времена Роберта Джонсона, блюз нёс большую смысловую нагрузку. Самым главным в нём был текст. Выходит человек на сцену и начинает рассказ... В те времена блюз был музыкой одиночек, максимум-дуэтов. Барабанами, басами, клавишами он начал обрастать гораздо позднее, где-то в 40-х. Вот взять хотя бы Роберта Джонсона: любой текст по 8, 10, 12 куплетов - целое повествование! Сейчас текст потерял свою важность, вокал стал восприниматься как ещё один инструмент. Слушают интонации, тембр голоса, а про что ты поёшь - никому не интересно. Я играю классические произведения, но асе они переработаны, индивидуализированы. Однако я всё-таки мечтаю когда-нибудь написать свой блюз.

В.Р.: Насколько губная гармоника универсальна? Или всё-таки это инструмент определённого стиля музыки, как блюз, кантри? Например, волынка - инструмент этнической музыки...

М.П.: Я был на фестивале губной гармоники в Троссинхеме. Это её родина. Так вот, выходят на сцену трое парней во фраках с бабочкой. У одного аккордная гармошка длиной 53 см, у второго басовая (тоже приличного размера), а у третьего - хроматика. И они начинают играть... «Танец с саблями»! Лихо играют - слов нет, но когда я отвернулся, у меня возникло чувство, что это играет на аккордеоне один человек. Возможно, как эксперимент это интересно. Может, это показатель виртуозности исполнителей, либо это просто оригинально. Но какой смысл в существовании такой группы?! Или японец в сопровождении струнного квартета играет сонатину в ля-минор. Сам во фраке, женщины в длинных платьях... Это звучит и выглядит глупо! Поэтому я, мягко говоря, не сторонник того, чтобы наряжать губную гармонику во фрак: она не тот инструмент! Джаз, блюз, кантри, рок-н-ролл - вот мир губной  гармоники, её музыкальная  ниша.

В.Р.: Сложно ли научиться играть на губной гармонике?

М.П.: Прежде всего, губная гармоника требует от музыканта темпераментного характера. Человеку с флегматичным характером этот инструмент не подходит. Гармоника не хочет с ним дружить, разговаривать. Есть масса тому примеров. Что касается техники, то этот инструмент очень прост на первых этапах. Когда ты только берёшь его в руки, кажется, что всё легко, всё получается. Но в процессе развития, когда ты ставишь перед собой более сложные задачи, выясняется, что это очень сложный инструмент. Но с другой стороны, её возможности практически не ограничены, можно развивать и расширять технику всю жизнь, придумывать новые приёмы.

В.Р.: Как бы ты оценил сложившуюся ситуацию, насколько популярен блюз в России?

М.П.: Когда появился клуб «Би Би Кинг», в него стали часто заглядывать американцы: «О-о! Сейчас перестройка, и вы наконец можете играть блюз!» Я пытался  объяснить, что мы играли блюз ещё в конце 60-х.

В те годы, когда группа «Удачное приобретение» начала играть блюз, нас не совсем понимали. А получилось так, что мы стали самой профессиональной самодеятельной командой тех времён. Но у блюза как такового не было популярности: публика просто интересовалась англоязычной музыкой. Люди приходили послушать хорошую группу, а уж что мы там играем... Когда началась перестройка, мы с англоязычными программами ездили по гастролям и собирали стадионы. Однако публика очень быстро «наелась» этой музыки, и всем захотелось Киркорова и Верку Сердючку. В клубе «Би Би Кинг» за столиками помещается человек 80, но как правило пара столиков всегда свободна. Разве это можно назвать популярностью, когда в 15-миллионном городе ты не можешь собрать и 100 человек на свой концерт? Конечно, мы обделены вниманием СМИ, они на нас просто не обращают внимания. Никаких более-менее значительных блюзовых мероприятий в стране не проходит. Так что мы живём практически той же полуподвальной жизнью, как и в советские времена. Особенно ничего не изменилось. У нас есть определённый круг слушателей, поклонников, свои фан-клубы, но всё осталось на том же уровне. О популярности говорить вообще сложно. Можно судить по коллективам, которые сейчас выступают, и количество их растёт. Значит, они находят своего слушателя. А количество блюзовых площадок сокращается. Я лично считаю, что популярность определяется тысячными стадионами, собираемыми в разных частях света. Вот вам пример - Queen. Кто такие звёзды? Луи Армстронг, Би Би Кинг, Фрэнк Синатра... Люди, которых знает весь мир. А с какого перепугу, простите, Пугачёва или Киркоров- звёзды? Их, кроме как в России, нигде никто не знает и знать не хочет. Следовательно, они не звёзды, а популярные артисты местного значения. Видимо, и мы такие же. Ну кто знает Петровича?..  Блюз сейчас перешёл в стадию классического жанра,в элитную категорию.  Им интересуются в первую очередь интеллектуалы, интеллигенция.

В.Г.: Вопрос по профилю нашего журнала: Как ты относишься к мотоциклам? Тебя что-то с ними связывает?

М.П.: Я мечтаю иметь мотоцикл! Хотя и побаиваюсь на нём ездить.
Я катался на мотоцикле в качестве пассажира, и это незабываемое впечатление - такой адреналин! На машине такого не ощущаешь.
Я сам вожу машину, люблю это дело. У меня Jeep Grand Cheroke с 4-литровым мотором, и я люблю «притопить» педаль газа. Я бы хотел иметь мотоцикл, но это связано с кучей нюансов. Да и в семье меня не поймут, если я в свои 53 года куплю подержанный Нагley-Davidson за
10 000 долларов.

В.Р.: А как ты относишься к байкерам, байкерской культуре?

М.П.: Мне всегда были очень симпатичны это ребята. Я уважаю людей, которые умеют что-либо делать своими руками. Мне очень приятно слушать разговоры байкеров, видеть, как они осматривают свои машины, модернизируют их. Это здорово!

В.Р.: Как ты считаешь, почему блюз так популярен в среде  байкеров

М.П.: Блюз - очень «душевная» музыка, по-моему, она во многом близка людям на двух колёсах.

У губной гармоники долгая история. Её прообраз появился в Китае более 1000 лет назад и назывался «духовым варганом». Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент представлял собой 17бам-буковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером X. Ф. Л. Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками.

В 1825 году другой немец - Ф. Хотц - начал производство духовых органов на своей фабрике в Книт-тлингене. Ещё один уроженец Германии Христиан Месснер приобрёл несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Двумя годами позже англичанин сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа.

Автором же привычного нам облика гармоники стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для ев ропейских инструментов, которые получили название Мипйпагтогика, или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец - Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наёмного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. В 1862 году Хонер привёз губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привёл его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. Миниатюрный и дешёвый (его цена составляла в среднем 1,5 доллара) музыкальный инструмент пришёлся по вкусу всем, начиная от солдат бушевавшей в то время Гражданской войны и заканчивая неграми на плантациях.
К1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек. Согласно статистике, на этом инструменте играют 40 миллионов в США человек и 5 миллионов в Канаде.

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку ещё в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия, а в 40-е Вторая мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и «Сонни Бой» Уильямсон.

В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга- Литл Уолтер, Джуниор Уэллс и Снуки Прайор - теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое - «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодёжного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.
 
http://www.harmonicaman.ru/p0038.htm

16

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=SS0hjToVD0I[/youtube]

17

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=XVndK3SaiE4[/youtube]

18

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=WPA-I9vyezA[/youtube]

19

http://s56.radikal.ru/i154/0906/aa/8e3839cf5151.jpg

20

http://s42.radikal.ru/i095/0906/cf/b5353f5ceb57.jpg
http://s56.radikal.ru/i154/0906/f7/6d0b1d00a162.jpg

Подобные гармошки брали с собой в военный поход германские военнослужащие. Гармоники таскали в верхнем кармане куртки, надеясь, что она может защитить сердце. По заявлению дарителя гармоника трофейная.
Обе стороны гравированы по периметру растительным орнаментом. Имеются надписи: "Olympia", "Reg. trade mark", "Made in Germany". Размеры: 12-2-5 см. Металл, гравировка, дерево.
Германия, 40-е годы XX века.

21

Произведения для губной гармошки

http://notes.tarakanov.net/gub.htm

22

Губная гармошка для здоровья и хорошего настроения
http://i019.radikal.ru/0906/5d/b0b74769a80c.jpg

В течение многих лет я слышал положительные отзывы о гармошечных программах для пациентов с легочными заболеваниями и о пользе, полученной их участниками. Из разговора с доктором Дэннисом Бако во время обеденного перерыва на моем Harmonica Masterclass Workshop в Long Beach California, получилось то, что вы видите ниже. До выхода этой книги, не существовало специальной гармошечной методики для легочных больных, но было очевидно, что для обучения таких людей должен применяться методический подход. Представленные обучающие материалы заполняют этот пробел.

Для начала нужно было разобраться в легочных заболеваниях. После некоторых изысканий стало понятно, что ориентироваться нужно в первую очередь на больных с ХОЗЛ (хроническими обструктивными заболеваниями легких). Обычно в эту группу включают больных эмфиземой, хроническим бронхитом и астмой. Ниже приводится основная информация об этих заболеваниях.

Дыхание
Большинство людей считают “дыханием” сжатие и расширение грудной клетки, однако на самом деле значительную роль в перемещении воздуха играет диафрагма. Диафрагма – тонкая мышца, отделяющий грудную клетку от брюшной полости – движется вверх и вниз, как батут, и изменяет давление в легких. Когда диафрагма движется вниз и грудная клетка расширяется вместе с легкими (на вдохе), давление внутри легких становится отрицательным и в них поступает воздух. В результате этого альвеолы (пузырьки в легких) расширяются и наполняются воздухом (стенки альвеол столь же тонки, как стенки мыльного пузыря). Свежий воздух контактирует с мелкими кровеносными сосудами (артериальными капиллярами, окружающими альвеолы), и кислород попадает в кровь, где прикрепляется к красным кровяным тельцам. В то же время диоксид углерода (отходы метаболизма) проникает через венозные капилляры в альвеолы. Когда диафрагма расслабляется и движется вверх вместе со сжатием грудной клетки, воздух вместе с углекислым газом покидает легкие.

Эмфизема
Эмфизема – заболевание, разрушающее неизвестным пока способом стенки альвеолярных мешочков. С разрывом все большего количества альвеол они превращаются в мешочки большего размера с сильной потерей эластичности. В результате появляется симптом, наиболее часто отмечаемый у больных эмфиземой: пациент способен вдыхать воздух, но не может выдыхать его полностью. Работа легких напоминает воздушный шарик – вы надуваете шарик (вдох в легкие), и когда вы останавливаетесь, шарик сжимается и выбрасывает весь воздух (выход из легких). При эмфиземе этот процесс меняется, поскольку воздушные мешочки разорваны и неэластичны. Воздушные проходы в легком сужаются из-за больших усилий, производимых при вдохе. Кроме того, потеря поверхности воздушных мешочков уменьшает эффективность кослородно-углекислотного обмена, приводя к пониженному насышению крови кислородом и повышенному содержанию в ней углекислого газа.

Хронический бронхит
Бронхи представляют собой сосуды, которые доставляют воздух во все отделения легких, разделяясь на все более мелкие бронхи, проходящие через каждую легочную долю. Бронхи разделяются в еще более мелкие сосуды – бронхиолы, и, в конце концов, в 300 миллионов мелких, упругих воздушных мешочков (альвеол). Небольшие мышцы с внешней стороны бронх могут сжимать или расслаблять их, а астма вызывает сужение этих мышц, уменьшая поток воздуха.

Вся поверхность вронхов пронизана клетками с небольшими волосками – ресничками. Другие клетки выделяют специальный секрет – слизь, которая покрывает реснички. Миллионы ресничек перемещают слизь по направлению ко рту. Инородные частицы, попадающие внутрь при вдохе, захватываются слизью и выносятся по трахее наружу, а далее проглатываются или отхаркиваются. При хроническом бронхите поверхность бронхов воспаляется, опухает и выделяет слишком большое количество слизи. Припухлость воздушных проходов уменьшает доступный объем, увеличивает сопротивление и затрудняет дыхание. Часть воздушных проходов может быть даже заблокирована лишней слизью. В свою очередь, слизь не отхаркивается наружу из-за суженных проходов, тем самым увеличивая вероятность легочных инфекций, вызывающих длительное повреждение легких.

Замечательно, что эффект, производимый игрой на губной гармошке, совпадает с целями программ легочной реабилитации.

Проблема №1 – ХОЗЛ вызывают задержку воздуха в альвеолярных мешочках. При эмфиземе – из-за потери упругости, и при бронхите – в результате раздражения и опухоли, воздушные проходы стремятся сузиться или сжаться во время выдоха. Это приводит к затруднениям при выдыхании и к застаиванию воздуха.

Традиционное решение. “Дыхание через сжатые губы” помогает ослабить сжатие воздушных проходов благодаря увеличению сопротивления потоку воздуха. Давление внутри воздушных путей повышается, благодаря тому, что воздушные проходы и мешочки остаются открытыми, пока диафрагма и мышцы живота выталкивают воздух из легких. Этот прием выполняется следующим образом: вы вдыхаете через нос, держа рот закрытым. Сжимаете губы, как при свисте или поцелуе, и выдыхаете медленно, постепенно напрягая мышцы живота, чтобы вытолкнуть воздух. Поддерживайте давление, достаточное для получения звука, но не торопите выдох. Поддерживайте расслабленное состояние и выдыхайте как минимум вдвое дольше, чем вдыхаете. При вдохе считайте от одного до двух, при выдохе – до четырех. Всегда выдыхайте вдвое дольше, чем вдыхаете.

Помощь гармошки. Ноты на губной гармошке звучат на вдохе, и на выдохе; язычки, через которые проходит воздух, создают сопротивление воздуху. Таким образом, в воздушных путях постоянно создается повышенное давление, препятствующее их сужению, что очень похоже на “дыхание через сжатые губы”.

Проблема №2 – потеря эффективности мышц диафрагмы. Диафрагма – основной “дыхательный” мускул. Это большая куполообразная мышца, расположенная сразу за легкими и отделяющая грудь от брюшной полости. До 80% усилия при дыхании – результат работы диафрагмы. Другой способ – “грудное дыхание”. Сайт DHD Healthcare утверждает, что “реберное дыхание раздвигает кости грудной клетки вверх и в стороны при помощи внешних межреберных мышц, увеличивая объем груди и создавая частичные вакуум. Расширения легких из-за пониженного давления недостаточно для вентиляции нижних легочных долей, и вентиляция легких ухудшается, так как именно нижние доли взаимодействуют с большей частью крови благодаря силе тяжести. Дыхание неглубокое, с небольшим перемещением живота”. Больные часто используют “вспомогательные дыхательные мышцы” – шею, грудь, руки и плечи. Из-за чрезмерного вздутия легких, у больных эмфиземой и бронхитом развивается плоская диафрагма, которая не может работать достаточно эффективно для циркуляции воздуха в легких, и человек использует вспомогательные мускулы для компенсации этого.

Традиционное решение. Диафрагма – мышца, которую можно тренировать. Для диафрагмального дыхания, поместите одну руку на верхнюю часть груди, а вторую – на живот. Выдыхая, почувствуйте, как рука, расположенная снизу, движется внутрь. При вдохе рука, расположенная на животе, поднимается, в то время как воздух наполняет основание легких. Рука, лежащая на груди, не должна при этом ощущать движение.

Применимость гармошки. Игра на губной гармошке требует поддержки диафрагмы как при коротких, так и при длинных дыхательных последовательностях. Обучение диафрагмальному дыханию, предшествующее игре на гармошке, и наставление во время занятий добавляют веселья в процесс разработки диафрагмы.

Проблема №3 – больные ХОЗЛ испытывают трудности как при вдохе, так при выдохе. В большинстве случаев это объясняется потерей упругости легких и жесткостью  нижней части грудной клетки, включая мышцы, хрящи, сухожилия и кожу. Подвижность грудной клетки особенно страдает из-за неглубокого дыхания.

Традиционное решение. Сильные брюшные мышцы помогают выталкивать воздух, сжимая грудную клетку и опуская нижние ребра. Они также необходимы для энергичного откашливания.

Похожесть гармошки. Для игры на гармошке требуется работа нижних долей легких, диафрагмы и межреберных мышц. Гармошка представляет собой достаточно мягкий тренажер для всех этих составляющих. С повышением выностивости играющего, продолжительность занятий может быть увеличена для повышения нагрузки.

Проблема №4 – потеря радости жизни, независимости, депрессия. Многие больные с хроническими заболеваниями страдают от депрессии и понижения качества жизни.

Традиционное решение. Большинство программ реабилитации легочных больных направлены на повышение настроения пациентов, увеличение их самостоятелности и стимуляцию творчества. Все это улучшает “качество жизни, зависящее от здоровья”, важный показатель эффективности реабилитационных программ.

Похожесть гармошки. Умение играть музыку воодушевляет всякого. Обучение игре на гармошке требует сосредоточенности, практики и отработки приемов. Когда учащийся прогрессирует и слышит свою собственную музыку, депрессия уходит, а ощущение достижения доставляет удовольствие и повышает качество жизни.

Удивительно, как обычные тренировки на гармошке похожи на упражнения для легочной реабилитации. Теперь нужно было разобраться, как упростить знакомство с игрой на гармошке легочных больных, и не требуется ли адаптация музыки к их уровню контроля дыхания. “Первые упражнения” во втором разделе книги помогут начинающему гармонисту разобраться в дыхании через гармошку. Музыкальные примеры аналогичны тем, что рекомендуются обычно начинающим, но дополнительно содержат дыхательные обозначения.

Нашей целью при написании этой книги было помочь больным с хроническими заболеваниями легких достичь увеличения подвижности и жизненной силы, выносливости мышц, ответственных за дыхание, увеличения энергии, глубины дыхания, лучшего восприятия упражнений и лучшего качества жизни, с помощью игры на губной гармошке.

Наиболее важно улучшить качество жизни. Достоинства хорошо сбалансированного курса упражнений вполне понятны. Приборы, используемые в программах легочной реабилитации, такие, как спирометр, доставляют мало радости. В то же время, гармошка дарит совершенно особенную вещь – рождение музыки. То, что музицирование может быть так полезно в самых разных областях нашей жизни, удивительно. Выполняя упражнения, мы получаем не только физический результат, но и моральный, когда музыка действует на наше сознание, тело и настроение.

Игра на гармошке – не единственный способ борьбы с болезнью, но она помогает вести здоровый и активный образ жизни. Не отказывайтесь от специальных упражений, рекомендованных вашим врачом, используйте гармошку как дополнение к ним. Клинически не подтверждено, что игра на гармошке оказывает серьезную помощь при ХОЗЛ, но глядя на людей, знакомящихся с этим инструментом, становится очевидно, что польза его безгранична.

http://blog.rlabs.ru/2008/07/30/harmoni … anslation/

23

Sadko написал(а):

Губная гармошка для здоровья и хорошего настроения

ну это радует , что нашли такой лёгкий способ лечения,я бы даже и не придумала, а люди этим занимаются  :cool:

24

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=wKZN5skEr9E[/youtube]

25

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=rJaN-3FNcjA[/youtube]

26

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3MtRHq8ERCE[/youtube]

27

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=ht-b_O_moZI[/youtube]

28

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=t0PbFpRkARI[/youtube]

29

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=hs_OchfmBc8[/youtube]

30

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=GDsECGuZAF4[/youtube]


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История и мелодии губной гармоники