Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Будьте здоровы! » Баня или с легким паром


Баня или с легким паром

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Наверное многие из вас когда-нибудь были в бане.И не мне рассказывать как это здорово и полезно для здоровья!
http://s60.radikal.ru/i168/0905/55/71a32d3f6c3b.jpg

История русской бани

      Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости (в том числе и гигиенической). Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня - едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии - огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своим верованиям и поклонялись самым различным богам. И наиболее "сильными", следовательно, наиболее почитаемыми были бог Солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.
      Языческий праздник Ивана Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались "сжечь" зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей "живой", очищающей воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.
      Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением гостеприимства и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостя, постучавшегося в дом, в первую очередь отведут попариться в баньку, а затем предложат стол и постель.
     
      Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях Х-Х11 веков, в которых рассказывается о нравах русичей, сплошь и рядом мы находим упоминания о "мыльнях". Бани назывались "мыльнями", "мов-ницами", "мовью", "влазнями" и "мовнями". Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали; что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут "творити мовь" когда только захотят. Бани упоминаются и в "Повести временных лет" (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи были сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани. Стремясь проверить полученные из античных источников сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который банные процедуры производили на больных и страждущих. Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при "мыльнях" стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже "заведениями для немогущих". Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.
      Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. Непременный атрибут русской бани - березовый веник - хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.
      Так и думали во все времена чужеземцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что "смерть их пришла и стоит на пороге". А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру. Во многих книгах древности и наших дней иноземные путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?
      Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу одноименных бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.
      В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: "...Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно маленькое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают". Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.
      Устройство бань не претерпевало никаких принципиальных изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение.
      Бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. В ее топке разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и "ядренее" пар. На верхнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем стоградусная жара.
      Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid= … amp;crypt=

История банной культуры
http://mirsauni.ru/article.php?cid=arti … select=122

2

История русской бани

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.
За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.
В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость—до старости мы вместе»,— такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.
В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.
Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью — драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань.
Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке—камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.
В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128—56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,—утверждал Асклепиад — завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.
Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
О русских банях писали многие иностранные путешественники.
Олеарий (немецкий ученый 1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,— сообщает Олеарии,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.
Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.
Посмотрите, что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

http://www.razvlekis-kirov.ru/razvlekis … ory.html#w

3

Из истории бань.
"Кто научил людей париться"

"О том, что первобытный человек знал и ценил свойства горячего пара, говорят многие находки археологов. В разных местах земного шара обнаружены следы специальных сооружений, предназначенных для ухода за телом. Различаясь внешне, эти сооружения приходятся родственниками друг другу и предками современной бане: источником тепла в них были горячая вода или раскаленные камни. Существует множество версий-легенд о происхождении бани. Например, такая: капли дождя через ветхую крышу попали на горячие камни домашнего очага, и заклубившийся пар окутал людей приятным теплом. Или какая-нибудь нерасторопная хозяйка пролила воду на очаг. Или, возвращаясь с утомительной охоты, наш далекий предок присел отдохнуть возле бьющего из-под земли горячего источника и почувствовал, как быстро восстановились силы.
Конечно, открыть благотворное воздействие горячего пара древнему человеку помог случай. И случайные эти ситуации повторялись в его жизни неоднократно, пока он не научился их создавать и использовать. Когда именно человек сознательно сделал первый шаг к тому, что мы сейчас называем банной процедурой, сказать трудно. Можно лишь с определенностью утверждать, что в этот момент он ощутил радость от чистоты и тепла, прилив сил, облегчение боли. Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар, то происхождение бани можно отнести к каменному веку.
По мнению древнегреческого историка Геродота (около 484--425 гг. до н. э.), первые бани появились у разных народов почти одновременно. В одних случаях для них использовались естественные водоемы с горячими источниками, в других сооружались парильни с горячим сухим или влажным воздухом. Геродот приводит интересные факты о банных обычаях разных народов. Он побывал в Египте, Сирии, Вавилоне. Интересовал его и быт скифских племен, живших на территории современной Украины. По описаниям Геродота, скифы устраивали себе бани в шалашах. Они добывали пар, бросая на горячие камни конопляное семя (а не дураки были :-). Знали и широко использовали баню древние индейцы. По свидетельству испанских завоевателей Америки, ацтеки строили бани («темескалы») в виде куполообразных земляных сооружений, унаследовав эту традицию от своих предков – майя. К глубокой древности восходит и такая своеобразная потогонная процедура индейцев: они прикладывали к телу нагретую траву. По данным американских ученых, древние индейцы и лечились паром: они заносили в вигвам нагретые камни и брызгали на них водой – больного покрывали клубы пара. Подобным же образом поступали и жители Древней Руси, но использовали для бани другие сооружения – маленькие бревенчатые избы. Эти и многие другие факты позволяют считать, что баня как изобретение не может принадлежать какому-либо одному народу. Она возникла случайно, а закрепилась как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней. Народная медицина, возникшая в первобытную эпоху, веками накапливала опыт использования разного рода бань. Особая роль в сохранении банной традиции принадлежит народностям угро-финской группы. Они не только сохранили эту ценную традицию, но и сумели осовременить ее."
(Из книги А.А.Бирюкова "Приглашаем попариться" "Физкультура и спорт" Москва 1987 г.

4

О добрых традициях русской бани.Первые бани на Руси.

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла. Так Скиф стал владыкой причерноморских степей. В скифском кургане, что близ Никополя на Днепре, найдена серебряная ваза с изображением людей богатырского вида, обуздывающих степных коней.
Геродот рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнаем о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело.
Баня упоминалась и в восточнославянских мифах: ее почитали даже боги, и с баней связывалось происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500-565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти.
О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань... березовыми вениками.
Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля...»
Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «...И возмут на се прутье младое и бьют ся сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье собе, а не мученье».
Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках.
А вот своеобразный отклик уральского поэта Алексея Домнина на эти «банные» строки первой русской летописи:
«...До надменного Рима добрел он водою и посуху, был у персов и скифов и в гиблых варяжских местах.
Но особо скорбел, опираясь на старческий посох, в новгородской земле седовласый воитель Христа: «Видел бани древены... И как их нажарят румяно, от одежд сволокутся и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут, не мовенье творят, а страданье для себя эти люди, забытые богом в глуши»... Так поведал апостол, с него начинались преданья о загадочных свойствах веселой славянской души. А в душе той и вправду ни ржавчины нет, ни смятенья, как румяная баня, она горяча и добра. Так издревле ведется: большую работу затеяв, с чистым телом и помыслом вступают в нее мастера. Век иной на земле и другие заботы и ритмы. Сыновья покоряют неведомый звездный простор, но я в русскую баню вхожу, как входили в молитву, и с березовым веником жаркий веду разговор!»
Упоминает Нестор и походе Олега в Константинополь. В договоре с Византией говорится о праве русичей пользоваться местными банями. «И да творят мовь елико хотят».
Русь подхватила византийские, а следовательно, и античные традиции, особенно Древней Эллады. До русских людей доходили медицинские воззрения Гиппократа и Галена. Печерские монахи, прослышав о пользе бани, стали устраивать их для лечебных целей, но на русский самобытный манер. В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих. В 1091 г. переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, заводил бани, своеобразные лечебницы — быть может первые на Руси. Врач-монах Киево-Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней.
Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (первая половина XII в.) еще в детские годы увлеклась народной медициной. Готовила из целебных трав снадобья и пользовала больных — и знатных людей и простых крестьян. «Леками людям добро делала». За что и прозвали ее Добродеей. Случилось так, что по обычаям того времени 15-летняя княжна была просватана за византийского царевича Алексея Комнина. Так Евпраксия оказалась в Царьграде, где ее нарекли новым именем — Зоя. Царевна с еще большим рвением занялась врачеванием. Прониклась воззрениями Гиппократа и Галена. Зоя-Евпраксия оставила после себя медицинские рецепты, многие из которых были почерпнуты из народной медицины Руси. «О том, как зубы белыми сделать. О лечении внутренних и внешних болезней и чистоте, без которой не быть здорову». И о русской бане — «бодрит тело и веселит душу».
В своем «Описании Московии» немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671) сообщает, что в России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных. «Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить». Далее Олеарий пишет, что от такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. «Такая перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью».
...Зима 1237 года. Внук Чингисхана Бату (Батый) — впоследствии предводитель Золотой Орды — добрался со своей конницей до Москвы. Его внимание привлекли бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Люди стремглав выскакивали оттуда, бросались к ледяной проруби и окунались.
Вот что пишет об этом историк Василий Ян:
«Бату-хан метнул плетью на срубы: «Что делают эти безумцы?». «Эти домики называют «мыльни», — объяснил толмач. Там жители Мушкафы (так монголы называли Москву) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем окунаются в проруби. Это очень полезно. Оттого урусуты (русские) такие сильные».
Как писал Карамзин, Дмитрий самозванец никогда не ходил в баню, поэтому жители Москвы считали его «не Русским».

Бани Петра I

Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. «Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи... Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рожденным...»
Сооружая на голландских верфях фрегат, Петр I жил жизнью простого плотника. Сам себе готовил пищу. Построил русскую баню, без которой не мыслил своего существования.
Рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура».
Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Посетив знаменитые европейские курорты: Баден-Баден (в отрогах Шварцвальда ванны из естественного пара минеральных источников), Карлсбад (нынешние Карловы Вары), Пирмонт, Спа, Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Так, «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды». Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной — в честь Марса — бога войны и железа.
Еще с петровских времен в России почиталась античная культура. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе. В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня. Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».
Здесь же, в Екатерининском парке, на третьем уступе Старого сада, у пруда — здание Верхней ванны, или «мыльни их высочеств» В павильоне нежного светло-желтого цвета несколько помещений: сени, раздевальная, ванна, парильня и восьмигранный зал для отдыха, в котором скопированы росписи из знаменитого древнеримского Золотого дома Нерона. Неподалеку более скромная Нижняя баня для придворных.
Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».
А вот другая архивная запись об открытии 11 ноября 1763 года в Петербурге на Малой Морской лечебной бани «для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации».

Про Суворова и про Сандуны

Александр Суворов, как сообщают биографы, в детстве был хил и слаб. Но вся его жизнь — свидетельство того, как можно терпеливыми упражнениями укрепить здоровье, закалить себя. Начиная с юных лет, Суворов вставал в 3 часа утра и в течение часа делал гимнастику, в которую входили быстрая ходьба, бег, прыжки. Потом обливался холодной водой, а если стояла зима, — ледяной. Сержант Сергеев, шестнадцать лет безотлучно находившийся при полководце, вспоминает, как Суворов любил париться в бане, считал ее наилучшим способом закалки и укрепления здоровья. «В бане Суворов выдерживал ужасный жар, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».
В роскошных Сандуновских банях пребывала и грибоедовская, и пушкинская Москва. Сегодня Сандуновским баням, куда с большим удовольствием ходят не только москвичи, но и гости столицы, в том числе и зарубежные, уже более 185 лет! Еще до сооружения этих фешенебельных бань поблизости, у реки Неглинки издавна были бани. Бревенчатые, славящиеся отменным паром. Воду для мытья добавляли при помощи «журавля» прямо из реки. Разбушевавшийся в 1737 году московский пожар оставил от этих бань только обгоревшие трубы. И вот на пепле сгоревших бань известные актеры Петровского театра супруги Сандуновы, получив наследство, построили в 1806 году каменные бани. Ныне Сандуны могут одновременно принять 560 любителей пара.

http://zdorova.narod.ru/banya/ban0200.htm#lb1

5

ПОСЛОВИЦЫ ПРО БАНЮ

Каких только дураков нет, и после бани чешутся!
Такая парка, что небу жарко!
Табак да кабак, баба да баня, одна забава!
Пристал, как банный лист!
Когда паришься - тогда не старишься!
Баня — мать вторая: кости расправит, все дело поправит!
Баня смоет, шайка сполоснет!
Банный веник и царя старше, коли царь парится!
Коли б не баня, все бы мы пропали!
Парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались!
Помни день субботний: иди в баню!
Баня все грехи смоет!
Дам баню, что до новых веников не забудешь!
Хорошая баня, лучше сытного обеда!
Дух парной, дух святой!
Помылся в бане - как сто пудов с себя снял!
Баня без пара, что щи без навара!
Баня любую болезнь из тела гонит!
Пар костей не ломит, вон души не гонит!
Слепой в баню торопится, а баня не топится!
Без бани бурлак пропал!
Пар любить — баню топить!
Баня парит, баня правит!

http://my-sauna.ru/other2_3.html

6

Юмор банно-саунной тематики
http://www.sauna.odessa.ua/humor.php

7

Баня – это здорово.Строим баню.
http://s57.radikal.ru/i157/0905/71/976b443e3acc.jpg

Свернутый текст

Практически всем цивилизациям известно в том или ином виде такое изобретение человечества, как баня.
Начиная с самых древних финикийских скифских бань, римских терм. Турецкие, чешские бани, далее, серные грузинские бани, сухие финские сауны и, наконец, русские бани с парилкой и вениками, использовались человечеством для гигиенических и оздоровительных целей.
Петр Великий был большим поклонником русской бани и сделал много для расширения строительства бань по всей России. Русская баня получила популярность и в странах западной Европы после победы над Наполеоном. В самой России бани и по настоящее время пользуются большой популярностью. Самые известные бани в России – это Сандуновские и Центральные бани в Москве. Практически в любом городе России имеются общественные бани. В селах же, особенно в Сибири, зачастую каждый двор имеет свою собственную баню.
С расширением дачного строительства в нашей стране, популярность частных бань не уменьшается. Поэтому, возможно для вас окажутся актуальными советы и рекомендации по постройке бани.
Прежде всего необходимо выбрать место для будущей бани. От соседского забора необходимо отступить не менее 3-х метров, чтобы не затенять соседский участок. Необходимо подсчитать, какую площадь займет баня. Если вы задумываете строить классическую баню, то она должна состоять из следующих помещений:

1. Парилка, где разместятся полки и печь – каменка для подачи пара (4-6,5 кв. м.)
2. Предбанник или отделение, где разместится душ, умывальник (4-6,5 кв. м.)
3. Комната отдыха (обычно именно сюда выходит топочная дверца печки – каменки) (10-20 кв. м.)
4. Туалет (3-5 кв. м.)
5. Подсобное помещение для хранения тазов, ковшей, веников и т. д. (7-10 кв. м.)

В среднем, площадь бани получается около 40 кв. м.
В зависимости от свойств грунта, принимается решение, какого типа фундамент необходимо построить. Подробнее о фундаментах можно прочесть в статье «Фундаменты и их устройство».
Далее, с помощью колышков, шнуров или лески размечают расположение траншей под фундамент. Обычно для строительства бани достаточно ленточного фундамента. При сооружении фундамента под баню нужно очень тщательно продумать, куда отводить воду из бани и туалета. Воду необходимо отводить за периметр фундамента, так как постоянное наличие влаги внутри бани вредно для деревянных конструкций – плесень, грибок появятся незамедлительно. Так же необходимо соорудить фундамент и под печку – каменку.
Ленточный фундамент кладут на подушку из песка примерно 10 см и щебня примерно 10 см. Основанным телом фундамента могут служить либо готовые железобетонные блоки, либо армированная бетонная заливка. Армирование осуществляют арматурными стержнями диаметром 10-12 мм или проволокой диаметром 8 мм. Армирование производят горизонтально рядами, а по вертикали соединяют так же стержнями, но короткими. Между собой элементы армирования соединяются электросваркой или вязальной проволокой. По всему периметру фундамента арматура делается неразрывной, иначе фундамент может потрескаться.
Бетон для заливки фундамента состоит из:
* Цемент – 1 часть
* Песок – 3 части
* Гравий – до 5 частей
Важно при сооружении фундамента выдержать углы 90 градусов и уровень поверхности фундамента. Это значительно облегчит установку сруба бани на готовый фундамент.
Стены бани изготавливают, как правило, из бревен (возможно оцилиндрованных) или бруса различного сечения. Что бы стены успешно противостояли различным грибкам и жучкам – древоточцам, их обрабатывают специальной пропиткой.
Между фундаментом и первым венцом сруба прокладывают гидроизоляцию, например, два слоя рубероида. Стены сооружают аккуратно, прокладывая между бревнами или брусьями паклю или мох для утепления.
Изнутри парилку лучше обшить вагонкой из липы, в крайнем случае – из осины. Полки изготавливают из липы, осины, а лучшим материалом служит дерево абаш. Эта порода дерева обладает очень интересными свойствами: полки сделанные из него не нагреваются сильно и, соответственно, не обжигают тело. Длина полков обычно составляет 2-2,2 м.
Для покрытия пола в парилке изготавливают деревянные решетчатые стеллажи. Сами же полы в парилке делают с уклоном для того, что бы вода стекала к водостоку. В душевой с полами поступают аналогичным образом. Двери, рамы окон можно ставить стандартные (особых требований для них не предъявляется).
Баня только тогда является баней, если в ней есть печь. Чаще всего «сердцем» бани является печь – каменка. Ее устройство таково, что она разогревает камни, которые держат тепло в парилке, а плеснув на камни ковш воды мы получим сухой пар. Если пар сырой и тепло не держится в парной – это значит виновата печь. Поэтому, сооружение печи нужно уделять самое пристальное внимание. Кроме того, печь нагревает воду для использования во время посещения бани.
Печи в банях обычно работают на твердом топливе – дровах, угле. Дрова лучше всего использовать березовые – они самые калорийные по отдаче тепла. Иногда в банях применяются печи и на жидком и газообразном топливе. В последнее время все чаще используют печи с электронагревом. Особенно характерны электропечи в саунах.
Если печь позволяет нагреть камни, которых в печи должно быть примерно 60 кг на 1 куб. метр парилки, до 200-250 градусов – этого уже достаточно что бы парилка функционировала правильно. Камни не должны быть меньше, чем 10 см в диаметре. Камни не должны быть из песчаника – в печи при обжиге они превратятся в известь. Лучшие камни для бани – из гранита. Иногда рекомендуют в каменную засыпку добавлять чугунные чушки и бой керамической посуды – это позволяет быстрее нагревать камни и получать более сухой пар.
Баня на загородном участке – это здорово!
Особенно ценят ее те, кто наработавшись на участке. Имеет возможность с удовольствием попариться в своей бане.

http://ru.lv.allconstructions.com/porta … rticle/212

Вот еще ссылки: Строим Бани
http://my-sauna.ru/culture5.html
http://www.rossbani.narod.ru/3.html
http://www.rusbani.ru/files/wall.html
http://www.karkas-dom.ru/banya.html

8

Два вида русской бани: по-черному и по-белому

Баня по-черному — старинная русская баня, которой пользовались наши предки многие и многие годы, да и сейчас этот вид бани еще сохраняется в северных российских деревнях и в Сибири. Она представляет собой бревенчатую избушку, в которой совмещены парная и моечная. Обогрев помещения осуществляется от костра, который горит в очаге, расположенном обычно в центре помещения под кучей камней.

Свернутый текст

http://s44.radikal.ru/i104/0905/30/b2c94ebd913b.jpg
Баня по-черному

Трубы в бане по-черному нет, и дым из топки, пройдя через камни, аккумулирующие жар, циркулирует по помещению, обогревая стены, потолок, и затем уходит через отверстия в крыше (потолке) и стенах, а также через полуоткрытую дверь. Потолок и стены в такой бане всегда закопченные, отсюда и название бани — по-черному. Когда баня истоплена, то после полного сгорания дров оставшиеся головешки и угли выбрасывают во двор. Затем закрывают все отверстия, через которые выходил дым из очага. Баня должна выстояться час-полтора, чтобы вышел угарный газ; после этого стены окатывают водой, моют пол, полок. Для опаривания бани обязательно поддают на раскаленные камни один-два ковшика воды.

В отдаленных деревнях России еще можно встретить бани, заглубленные в землю частично или полностью, которые также топят по-черному. Стены такой бани бревенчатые, они хорошо сохраняют тепло, обеспечивая одновременно постоянную циркуляцию воздуха. При закрытой двери воздух в бане сменяется 6—7 раз в час. Что удивительно, жар внутри бани долго сохраняется. Такая баня очень экономична, даже в суровые северные морозы она не требует много дров. У входа устраивают крыльцо, над которым выступает крыша бани, образующая навес. Крыльцо обычно делают с бревенчатыми стенами и, таким образом, его можно использовать как раздевалку и склад для дров.

Бояться копоти в бане по-черному не следует, в ней коптятся в основном только стены и потолок; лавки, полки не окутываются дымом и остаются чистыми. Для полной гарантии их достаточно окатить водой. Если же использовать только березовые или осиновые дрова, то при их сгорании образуется очень мало сажи. Имеющаяся же в бане сажа полезна тем, что она поглощает все дурные запахи, сажа буквально дезинфицирует помещение парной. Баня по-черному, без трубы, имеет ряд преимуществ перед баней по белому, у которой для выхода дыма выведена труба. Баня по-черному проще и дешевле в постройке, не надо выводить трубу через деревянные конструкции и соблюдать при этом строгие правила пожарной безопасности. Стены бани по-черному быстрее и сильнее прогреваются, так как жар из печки-каменки, пройдя через камни, не вылетает в трубу, обогревая белый свет, а растекается внутри помещения и все прогревает. Дров для такой бани, особенно для заглубленной, надо гораздо меньше, топить баню по-черному надо не с утра, как белую, а всего два-три часа. В бане по-черному чувствуются гораздо сильнее и больше приятные запахи от бревенчатых стен, потолка, елового лапника и трав, разбросанных заранее; воздух в ней буквально насыщен ароматом. В бане же по белому запахи и ароматы появляются только тогда, когда запарен веник или плеснешь на раскаленные камни отвар трав.

Автору посчастливилось несколько раз попариться в баньке по-черному в конце пятидесятых годов, когда совсем еще молодым парнишкой работал на нефтеразведочной буровой в глухой северной тайге. Знакомый по рыбалке пригласил как-то в субботний банный день к себе, в деревеньку, расположенную на высоком берегу Печоры. Банька была не заглубленная, обычная бревенчатая избушка, но топилась она по-черному. Баня топилась при открытой двери, дым окутывал ее со всех сторон, и первое, что подумалось — не горит ли банька? Зрелище было потрясающее. Прошло уже более сорока лет, но впечатления от посещения этой северной бани до сих пор свежи в памяти автора.

Баня по-черному привлекает своей романтичностью, в ней есть что-то древнее, первобытное, сказочное, и не зря в старину девушки приходили ворожить именно в баню по-черному. Баню по белому — очень легко сделать из черной бани, если та пришлась не по вкусу какой-либо семье или если в семье появился достаток. Для этого необходимо оборудовать печь-каменку сводом, вывести трубу, и все — баня по белому готова. На рис. 2 показана самая простая деревенская баня по белому, состоящая всего из двух помещений: предбанника и парилки.

Свернутый текст

http://s45.radikal.ru/i107/0905/4f/ad4ed17b3bf7.jpg
Простейшая русская деревенская баня по белому: 1 - предбанник; 2 - парная и моечная; 3 - полок; 4 - печь

Баня по белому, когда ее строят сразу, обычно более комфортна: делают обязательно теплый предбанник, рубленный из бревен заодно с баней. Предбанник отапливается теплом каменки через отверстие, стеной каменки или калорифером. Пол предбанника стараются тоже сделать теплым. В комфортабельной бане по белому имеется комната для мытья, оборудованная душем и желательно ванной. Размеры же бани по белому, ее компоновка и отделка зависят от финансовых возможностей семьи, пожеланий ее членов.

Предбанник в семейной бане по белому должен выполнять также и функции комнаты отдыха. Здесь устраивают широкие и длинные лавки, покрытые каким-нибудь толстым и мягким материалом (кошма, овчина), с обязательными простынями, полотенцами и подушками. У лавок расположен столик с самоваром, кувшинами кваса, ягодной водой, соком. Прекрасно, если около бани устроен бассейн, протекает речка или расположены пруд, озеро.

После хорошей банной процедуры обычно появляется «волчий аппетит», и не помешает вашему здоровью закончить банный ритуал обедом или ужином из легких овощных закусок, фруктов, освежающих напитков. Ароматный горячий чай с баранками и ватрушками — это само собой разумеется. В бане по белому не исключена угроза отравления угарным газом, и чтобы избежать этой опасности, необходимо придерживаться следующих правил: когда баня истоплена и достаточно уже прогрета, надо тщательно перемешать угли в топке, чтобы не осталось даже маленькой тлеющей головешки. Если в топке имеются большие тлеющие головешки, их следует оттуда убрать и погасить в ведре. Из поддувала печки также нужно все выгрести, так как там могут находиться долго тлеющие угли.

Свернутый текст

http://s55.radikal.ru/i150/0905/e8/1697791c3773.jpg
Семейная русская баня: 1 - парилка; 2 - полок; 3 - убираемые скамьи; 4 - бак с водой; 5 - печь; 6 - предбанник; 7 - прихожая

После того, как вы тщательно перемешали в топке угли, убрали большие тлеющие головешки, надо еще дать бане выстояться полчаса, до тех пор, пока все угли не начнут покрываться налетом пепла и над ними исчезнут голубые огоньки — признак выделяющегося угарного газа. Затем необходимо открыть дверь парной и плеснуть на раскаленные камни ковшик горячей воды, чтобы вместе с паром вылетели из парной остатки угарного газа. Вот теперь можно закрывать заслонку печки-каменки и приступать к банным процедурам без риска отравления угаром.

http://www.mukhin.ru/stroysovet/bani1/1_02.html

9

Золотые правила пользования веником в бане

Париться веником может не каждый. Есть несколько "золотых" правил, которые нужно соблюдать обязательно:

   - Веник должен быть влажным. Его нужно периодически смачивать в теплой воде.
   - Движения банщика должны быть мягкими, веником надо лишь слегка касаться тела.
   - Если в парной очень жарко (более 60 °С), махайте веником осторожнее. Пар может сильно обжечь кожу.

Веником нужно париться не как попало, а выполнять процедуры в определенной последовательности. Париться с веником не означает, что необходимо сразу же стегать себя изо всех сил. Это большая ошибка новичков.

Лучше всего париться не одному, а вдвоем. По очереди «обрабатывать» вениками друг друга. Когда тебя парят, тратишь энергии меньше, а «коэффициент полезного действия» возрастает. И, разумеется, напарнику со стороны виднее, какие места тела еще недостаточно пропарены.

Тот, кого парят, ложится на живот. В каждой руке у парильщика по венику. Веником манипулируют, не как попало, а в определенной последовательности. Не надо стегать, что есть силы.

Если веник подсох в банном жару, смочите его в теплой воде, но тут же стряхните. Он должен быть чуть-чуть влажным. С боков опахивают вениками, словно веерами. Едва прикасаясь к телу. Вначале проходят по ногам, ягодицам, спине, рукам. Словом, веники идут вдоль тела—от ног до головы и обратно. Один по левому боку, второй по правому, затем по бедрам, пока не дойдут до пяток. А потом снова от пяток до головы, от головы до пяток. Повторяется 4-5 раз .

Мастерство парильщика и в том, чтобы чувствовать температуру в парной. Если слишком горячо, действовать осторожней, размеренней. Сделав паузу, поднять веники вверх, а затем опустить их, но уже на плечи, туловище и снова пойти по ногам. Прошелся парильщик вениками вдоль тела, а затем потряхивает ими над лежащими в приятной дреме напарником. Когда тело основательно прогрелось, можно действовать и более энергично. Пройтись вениками по спине, размазывая проступивший пот. Потом снова опахнуть тело.

Теперь слегка постегать вениками. По спине, пояснице, бедрам, ногам. А затем то, что называется березовыми припарками. Парильщик раскручивает веник над своей головой так, чтобы «зеленый компресс» основательно прогрелся. Затем опускает его на тело, скажем на поясницу, спину или ягодицы, а сверху прихлопывает, прижимает еще и вторым веником. Делается это не столько силой, сколько умением. Такие компрессы делаются и по заказу. Скажем, боль в пояснице. Вот на этом месте парильщик и сосредотачивает свои усилия, опускает туда по несколько раз горячий веник. А следующий «компресс» уже другой стороной веника, сохранившей жар.

Потом растереть веником, как мочалкой. Одной рукой придерживать веник за рукоять, а ладонь второй держать на листве и слегка прижимать к телу. Так вести веник вдоль тела. Великолепный массаж! А после снова растереть веником, как мочалкой, но более легко и нежно.

Теперь настало время перевернуться на спину. Все повторяется в той же последовательности. Но нагрузка уже поменьше. Полезно положить на грудь (область сердца) веник или мочалку, смоченные в холодной воде.

Опахивание - слегка взмахивая веником, не прикасаясь к телу, несколько раз пройти вдоль тела от ног до головы и обратно с обоих боков. При этом ощущается приятный горячий ветерок.

Поглаживание - неторопливо провести веником вдоль тела до шеи и обратно несколько раз, так же с обоих боков. Если температура воздуха очень высокая, веник не отрывать.

Потряхивание - если требуется прогреть тело сильнее, периодически поднимать веник вверх, где температура воздуха выше, и потряхивать им. Нагретый веник прижимать на 2-3 секунды то к пояснице, то к лопаткам, то к стопам и коленным суставам. Если на полке очень горячо, веник периодически остужать, погружая в воду.

Постегивание - поглаживание тела чередовать легкими скользящими ударами веником. При этом сначала лежа на животе, затем - на спине, а потом - снова на животе.

Компресс - при этом веник поднимают вверх и, захватывая горячий воздух, совершают 2-3 удара по телу, снова поднимают и прижимают к телу 2-4 секунды- делают компресс. Компресс особенно полезен при болях в мышцах и суставах.

Растирание - проделывают обычно при втором или последнем заходе в парильню после кратковременного похлестывания. Для этого одной рукой берут веник за ручку, а ладонью другой руки надавливают веником на тело и растирают его штрихами и кругообразными движениями. После растирания вставать надо плавно и осторожно - может быть головокружение.

Растяжка - на поясницу кладут два веника и, прижимая их к телу, разводят в разные стороны (к голове и стопам). Хорошо применять при болях в пояснице   
   
http://saunas.kiev.ua/2007/08/31/zoloty … _bane.html

10

Русская баня - электронная энциклопедия
http://www.kodges.ru/34818-russkaja-ban … edija.html


Вы здесь » Муравейник » Будьте здоровы! » Баня или с легким паром