Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Мир вокруг нас » Коррида


Коррида

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

ИСТОРИЯ КОРРИДЫ
http://s39.radikal.ru/i085/0904/a9/e747f358437a.jpg

История корриды, скорее всего восходит к началу новой эры, к иберам населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным и совершалось только жрецами. К VIII веку, перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. А к концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене.

В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры. В драматургии XVI-XVII веков, в том числе у Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненный герой или герой, только что победивший быка.

В середине XVI века папа Пий V издал эдикт, запрещавший корриду под страхом отлучения от церкви. Но испанский король Филипп II, хотя и был известен своим суровым отношением ко всяким зрелищам, добился у папской курии отмены эдикта. Он полагал, что именно это зрелище закаляет мужество - одно из главных черт настоящего испанца.

Первые профессиональные тореро, как пешие, так и конные, появляются в XVII веке. И это знаменательная веха в истории корриды. Благородные кабальеро не могли снизойти до ремесленничества, профессионализм был уделом простонародья.

В 1700 году на испанский трон взошел первый Бурбон - Филипп V, внук Людовика XIV прибыл из Франции, страны другой культуры и, как он был уверен, страны более просвещенной. Ему, чужаку, бой быков казался дикостью, поэтому коррида была запрещена. Запрет действовал вплоть до смерти монарха, а в 40-х годах XVIII столетия прерванная традиция возродилась. Но это была уже другая коррида - с пешим тореадором-профессионалом, похожая на современную. Начал формироваться строгий канон. Смертельная схватка превращается в подобие трагического балета со своей "божественной", как ее позже определил Лорка, геометрией и обязательными фигурами. Знатоки оценивали мастерство тореро и по изяществу исполнения таких фигур, и по степени их рискованности. Пропусти матадор быка под мулетой чуть дальше от себя, чем принято, - он трус, чуть ближе - покойник.

Просветительский пафос XVIII столетия оказывает влияние и на следующие века, когда свято верили в

благо прогресса и цивилизации. Большинство писателей конца прошлого и начала нынешнего века - против корриды. Но в XX веке, проходившем под знаком массового уничтожения невинных людей, для оптимизма осталось мало оснований. Многие художники увидели в корриде модель трагического существования человека на волосок от гибели, сублимацию неизжитой тяги к насилию и жажды смертоубийственной схватки. В литературе, театре и кинематографе второй половины XX века коррида снова занимает важное место.

http://www.royalmedgroup.com/histori

2

КОРРИДА
http://s43.radikal.ru/i102/0904/a4/75a089e71e2f.jpg

Коррида (исп. corrida (de toros)) — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой иберийской породы, обычно завершающееся убийством быка.

Термин
Здесь и далее рассматривается испанский вариант пешей корриды (конная коррида описывается отдельно) со взрослым быком (см. также новильяда). Так как в русском языке слово «коррида» может фактически обозначать любую разновидность противоборства с быком, также дан обзор других форм боя быков и тавромахии, существующих как в Испании, так и за её пределами (общее понятие «тавромахия» может означать как собственно корриду, так и все другие зрелища, включающие в себя борьбу с быком, в Испании в это понятие также включают селекцию и выращивание быков).
Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать» (однако «бег» — carrera). У этого глагола есть и иные значения, в частности, correr una suerte — претерпеть (какую-либо) судьбу. Поэтому очень приблизительно смысл словосочетания corrida de toros можно перевести как «обработка быков», «прогон быков». Испанцы в обиходе называют корриду просто toros, то есть «быки»

Происхождение и историческое развитие.
История корриды, скорее всего, восходит к бронзовому веку, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным. Подобные церемонии существовали и у других средиземноморских народов Старой Европы, в частности, у древних греков (см. таврокатапсия).
Известно, что в средние века к битвам с быком питали пристрастие Карл Великий, Альфонсо X Кастильский, Сид. К концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто ещё недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры.
Пешая коррида появляется в начале XVIII века. Причиной изменения обычаев является, по всей видимости, неприязнь короля-француза Филиппа V к этой испанской традиции, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими). Место рождения современной корриды — Андалусия. В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приёмы современной тавромахии — Хоакин Родригес «Костильярес», Хосе Дельгадо Герра «Пепе-Ильо», Педро Ромеро Мартинес. Бой быков быстро развивается на протяжении XIX столетия, а его «Золотым веком» считаются 1910—1920-е годы, когда выступают Хуан Бельмонте (считается лучшим тореро всех времён и отцом современного стиля тавромахии), Хосе Гомес «Гальито» (он же «Хоселито»), Рафаэль Гонсалес «Мачакито». После гражданской войны 1936—1939 гг., когда появляются новые выдающиеся матадоры (Манолете и др.), популярность корриды быстро возрастает во всём мире, хотя сейчас у неё много противников, особенно среди защитников прав животных.

Боевой бык
В корриде участвуют быки особой породы, по фенотипу близкие к туру. Различается много характеристик боевых быков, особо ценится их соответствие одному из 7 идеальных образцов («каст»). Быки выращиваются на особых фермах (ganaderías), и перед боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому можно определить происхождение быка. Также об этом можно узнать по клейму и из плаката, который часто показывается перед выходом быка.
В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Иногда регламентируется масса быка (не менее 450 кг).
Иногда встречаются случаи мошенничества — быку подпиливают рога («подбривают»), чтобы он не мог верно рассчитать свой удар. По ходу боя это, однако, может сыграть как в пользу тореро, так и против него. В конной корриде подпиливание быку рогов с целью обеспечить безопасность лошади является законной практикой. Также известны случаи, когда быка намеренно ослабляют при помощи различных препаратов и другими приёмами. Это, несомненно, противоречит духу тавромахии.
В символическом плане бык, часто чёрный, может быть интерпретирован как олицетворение смерти, что придаёт поединку ритуальный характер. Вместе с тем, этика корриды требует от тореро относиться к быку не как к жертве и проявлять должное уважение к его силе и храбрости, тем самым показывая, что человек способен покорить животное, которое сильнее его. Это один из парадоксов, окружающих зрелище.

Арены для боя быков
Первоначально коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы (типичный пример — Пласа Майор в Мадриде). С формированием канонов корриды в XVIII веке, с тем, чтобы бык не забивался в угол, стали сооружаться круглые площади (первая — Ла Маэстранса в Севилье в 1733 году). В течение следующей сотни лет круглые арены (plazas de toros) были возведены во всех значимых городах Испании. По своему строению арена напоминает римский цирк (в Ниме корриды и проводятся в древнеримском амфитеатре) с расположенными амфитеатром местами для зрителей, круглой ареной с песочным покрытием, которая отделена от амфитеатра барьером высотой около 140 см, и служебными помещениями (загоны для быков, конюшня, медпункт и пр.).
Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется «Sol» («солнце») и места там стоят дешевле. Сторона, находящаяся в основном в тени называется «Sombra» («тень»). Во время корриды существуют места, с которых солнце уйдёт, а также места, где оно может появиться. Билеты на эти места могут продаваться под названием «Sol y Sombra» («солнце и тень») по цене, меньшей, чем «Sombra», но дороже, чем в «Sol». Самая большая арена для боя быков в мире — это Plaza Monumental в Мехико (55 000 посадочных мест).
В Испании арены делятся на 3 категории. Первая категория — площади в Мадриде (Лас Вентас), Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбао, Сарагосе, Сан-Себастьяне и Кордове. Вторая категория — арены в столицах провинций, а также некоторые другие, получившие эту категорию в силу традиции (например, Аранхуэс). Третья — все остальные (всего ок. 400 арен). В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и иных зрелищ.

Время проведения корриды
Обычно корриды происходят в ходе «ферий» (буквально — ярмарка). Ферии обычно проводятся в большинстве испанских городов, чтоб отметить определённые религиозные праздники и обычно при этом проходят один или несколько боёв быков. Некоторые ферии, такие как ферия Святого Фермина в Памплоне, проводятся в определённые дни, другие же, такие как апрельская ферия в Севилье зависят от того, на какой день придётся религиозный праздник, в случае с Севильей — Пасха. В Мадриде и Севилье обычно проводится по корриде каждое воскресенье в течение всего сезона, а в Барселоне они проводятся каждое воскресенье июля и августа. Однако эти бои редко привлекают лучших матадоров, так как они предпочитают выступать в фериях. Ниже идёт список основных испанских ферий, которые обычно продолжаются не менее недели, и в это время проводится минимум одна коррида в день. Так как большинство ферий начинаются и/или доходят до своей кульминации в воскресенье, некоторые даты могут слегка изменятся. Плакаты могут появляться лишь за две — три недели перед началом ферий. Нижеследующий список не является исчерпывающим, поскольку ведущие матадоры могут выступать и на более мелких фериях, не говоря уже о заграничных гастролях.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Отредактировано Sadko (Пн, 6 Апр 2009 14:50:18)

3

КОРРИДА

Свернутый текст

http://s60.radikal.ru/i168/0904/04/0e25aee3a816.jpg
http://s48.radikal.ru/i121/0904/ae/b98cd7b9f120.jpg
http://s46.radikal.ru/i113/0904/5b/24fde06e94d2.jpg

4

КОРРИДА

http://i065.radikal.ru/0904/e0/1fc08a64a728.jpg

Отредактировано Sadko (Пн, 6 Апр 2009 14:59:13)

5

КОРРИДА

Свернутый текст

http://i031.radikal.ru/0904/25/9f8021dbabab.jpg
http://s51.radikal.ru/i133/0904/a4/f695f2a9b00e.jpg
http://i045.radikal.ru/0904/f0/d55693c2b837.jpg

6

КОРРИДА

Свернутый текст

http://s50.radikal.ru/i129/0904/d0/fdaebeefcf09.jpg
http://s51.radikal.ru/i133/0904/74/83e4fa8691b9.jpg
http://s47.radikal.ru/i116/0904/e4/4d3bfe851371.jpg
http://i075.radikal.ru/0904/eb/12c0c258ad2c.jpg

7

КОРРИДА

Свернутый текст

http://s56.radikal.ru/i151/0904/fc/30258e982673.jpg
http://s53.radikal.ru/i140/0904/22/f6e316448773.jpg
http://s43.radikal.ru/i100/0904/64/d3af142bf4f5.jpg
http://s56.radikal.ru/i151/0904/91/dc9cfc49c497.jpg

8

КОРРИДА

Свернутый текст

http://s50.radikal.ru/i130/0904/1c/82a33e1ab673.jpg
http://i075.radikal.ru/0904/7f/af7fba70a368.jpg
http://s53.radikal.ru/i140/0904/97/57ac92720780.jpg
http://s52.radikal.ru/i138/0904/31/4acb671826a7.jpg
http://fishki.net/comment.php?id=16630

9

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=LddRzNUdyTw[/youtube]

10

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=irOqoeKbDP4[/youtube]

11

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=VZYXsUQgih4[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=6-iTNH8nIJg[/youtube]

12

Часто задаваемые вопросы
http://i035.radikal.ru/0904/0e/aeb8aacc9fdf.jpg

Свернутый текст

1. Чем отличается коррида (“corrida”) от новильяды (“novillada”)?

Возраст быков, которые участвуют в корриде должен быть не менее 4 лет (toros), в то время как в новильяде участвуют быки-трехлетки (novillos). Термином “bullfight” (“бой быков”) называют и корриду и новильяду.

2. Кто такой тореро (“torero”)?

Этим термином обозначаются все участники боя быков. Не следует путать со словом “тореадор”, который был популяризован Бизе в опере “Кармен”, и которого не существует в современном бое быков.

3. Кто такие матадор (“matador”) и новильеро (“novillero”)?

Матадоры уже “приняли альтернативу” (“tomar la alternativa”). Это церемония, на которой их кандидатуру предлагают и поддерживают два других матадора, и таким образом они из новильеро становятся матадорами. Новильеро имеет право выступать только против молодых быков (novillos), в то время как матадор может выступать как против взрослых быков (toros) так и молодых. Однако в силу своего положения он выступает против молодых быков только на фестивалях. Матадоров также иногда называют “espadas” (мечи) или “diestros” (эксперты).

4. Что такое фестиваль (“festival”)?

Фестиваль – это бой быков, во время которого матадор или новильеро надевает не свой традиционный “traje de luces” (костюм света), а “traje corto” (короткий костюм). Этот костюм похож на одежду тех, кто разводит быков. Обычно на фестивалях рога быков подпилены и они называются “desenpuntados”. Быки с нетронутыми рогами называются “en punto”.

5. Что такое “afeitado”?

Дословно “afeitado” означает бритый. Этим термином обозначают нелегальную практику, когда хозяина быка подкупают, чтоб он отпилил кончики рогов быка, а потом снова их заточил. Поскольку бык использует свои рога примерно так, как кошки используют свои усы – для измерения дистанции, то по идее бык должен каждый раз промахиваться, пытаясь зацепить тореро. Однако надо сказать, что в отмечено много случаев, когда “бритый” бык серьезно ранил рогами тореро. Считается, что Манолете – один из величайших матадоров был убит именно таким быком.

6. Что такое терция (“tercio”)?

Бой быков состоит из трех терций. Во время первой матадор или новильеро и его помошники делают пассы мулетами перед быком. Затем на арену выходят пикадоры. Во время второй терции показывает свое исскуство бандерильеро, и наконец во время последней настает очередь “фаены” и быка убивают.

7. Кто такой пикадор (“picador”)?

Во время первой терции пикадор использует пику (также называемую “vara”) – копье со стальным наконечником (“puya”) для того, чтоб с лошади попасть в шею быка и ослабить его мышцы. После этого голова быка опускается ниже и его легче заколоть. Пикадоры не участвуют в некоторых новильядах, которые называются “novilladas sin picadores”. Обычно это бои быков для начинающих новильеро.

8. Кто такой бандерильеро (“banderillero”)?

Бандерильеро – член комманды (“cuadrilla”) матадора или новильеро, который во второй терции втыкает бандерильи (палки с зубцами) в спину быка. Так как после того, как бык акакует лошадь пикадора он может устать, бандерильи должны возбудить его перед заключительной частью боя быков. Некоторые матадоры и новильеро собственоручно втыкают бандерильи. Если бык отказывается нападать на бандерильеро, могут быть использованы “banderillas negras” (черные бандерильи), которые тяжелее, длиннее и с зубцами больше обычных. Это считается позорным для хозяина быка, однако в наше время черные бандерильи используются крайне редко.

9. Какая разница между “капоте” (“capote”) и “мулетой” (“muleta”)?

Капоте – это большой плащ, розовый с одной стороны и желтый (иногда синий) – с другой. Он используется всеми тореро, но в заключительной терции матадор или новильеро берет вместо него мулету, изготовленную из красной фланели, и натянутую на деревянную палку. Мулетой он и будет пользоваться во время фаены.

10. Что такое “фаена” (“faena”)?

Фаена – это все то, что проделывает матадор или новильеро с помощью мулеты в последней и самой важной терции боя быков. У матадора есть 10 минут с начала терции на то, чтоб убить быка. Если по истечении этого времени бык еще жив, то Президент дает предупреждение (“aviso”). Второе предупреждение дается через три минуты, а последнее третье предупреждение – еще через две. После трех предупреждений бык выводится с арены живым и это считается позором для матадора.

11. Что такое “тост” (“brindis”)?

Перед тем как начать фаену, матадор снимает свою шляпу (“montera”) в знак приветствия президенту арены для боя быков (официальному представителю, назначенному властями наблюдать за боем быков) и просит разрешения убить быка. Затем он может предложить “тост” и посвятить смерть быка кому-то из присутствующих, другому тореро или всей публике. Если “тост” предназначен конкретному человеку, тореро передает ему свою шляпу на время фаены, иногда бросая ее через плечо. Если же всей публике, то он кладет свою шляпу в центр арены или бросает ее через плечо на удачу. Считается плохой приметой если она упадет вверх тормашками.

12. Как убивают быка?

В конце фаены матадор или новильеро пытается воткнуть меч (“estoque”) между лопатками быка, чтобы проткнуть аорту. Этот удар называется “estocada”. Если ему не удается свалить быка, он использует другой меч с крестовиной у конца лезвия (“descabello”), чтобы повредить спинной хребет быка. Как только бык упадет, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (“puntilla”) как “coup de grace”.

13. Что такое “прощение” (“indulto”)?

Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может даровать быку “прощение”. В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным (“semental”).

14. Что происходит с быком, после того, как его убивают?

Несколько мулов вытаскивают его тушу с арены, после чего оно передается мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом продается. Иногда, если бык проявляет особую смелость и публика просит об этом президента арены, то после того как быка убьют, его тушу провозят по арене по кругу (“vuelta”), и зрители ему аплодируют. Это очень почетно для владельца быка.

15. Что такое “трофеи” (“trofeos”)?

Трофеи присуждаются матадору или новильеро показавшему выдающееся искусство. Они идут в следующей очередности: с согласия публики матадор может сделать круг почета по арене (“vuelta”). Если большая часть публики просит Президента, обычно размахивая белыми платками (“paсuelos”), он присуждает одно ухо (“una oreja”). Если публика просит, и Президент сам считает выступление отличным, он может присудить два уха (“dos orejas”). Если он считает представление выдающимся, он может присудить два уха и хвост (“dos orejas y rabo”), также называющиеся “los máximos trofeos”. Трофеи срезаются с мертвого быка и отдаются матадору или новильеро, который затем совершает один или несколько кругов почета по арене. Если он получил хотя бы два уха в течение всего боя быков, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики (“salida en hombros”).

16. Что такое “cartel”?

“Cartel” – это плакат рекламирующий предстоящий бой быков и в то же время содержащий информацию о составе матадоров или новильеро, которые будут выступать. Обычно в бое быков участвуют по три матадора или новильеро, которые убивают по два быка каждый. Самый старший из них идет в списке первым, и сражается с первым и четвертым быками. Средний идет вторым и сражается с вторым и пятым быками, а самый молодой появляется в списке последним и сражается с третьим и шестым быками. Старшинство матадоров определяется по дате, когда они прошли церемонию посвящения в матадоры (“tomar la alternativa”). Старшинство новильеро определяется по дате, когда они впервые приняли участие в новильяде с с пикадорами (“novillada con picadores”). Если в корриде участвуют только два матадора или новильеро, то это называется “рука об руку” (“mano a mano”), и каждый из них выступает с тремя быками. Изредка матадор или новильеро выступают в одиночку (“en solitario/unica espada”) и сражаются с шестью быками. Если в одной корриде участвуют одновремено и матадоры и новильеро или рехонеадоры (“rejoneadores”), то она называется “смешанной” (“corrida mixta”). Некоторые плакаты объявляют сразу о серии боев быков – “ферии” (“feria”). Ферии обычно организуются в честь каких-то местных торжеств, и обычно в это время проводится по корриде каждый день.

17. Кто такой “рехонеадор” (“rejoneador”)?

Рехонеадор сражается с быком сидя на лошади в стиле португальских кавальеро, используя “копья наказания” (“rejones de castigo”) вместо пики, бандерильи, и “копье смерти” (“rejon de muerte”) вместо шпаги. Если рехонеадору не удастся убить быка с помощью “копья смерти”, он должен спешиться и использовать “descabello” (прямой нож с крестовиной у конца лезвия). Рехонеадор может сражаться как с молодыми, так и с взрослыми быками, и также должен пройти церемонию посвящения (“alternativa”). Бой быков, в котором участвуют только рехонеадоры, называется “rejoneo”. Кончики рогов быков, с которыми сражаются рехонеадоры обычно срезаются или оборачиваются кожей (в Португалии), чтобы обеспечить дополнительную защиту для лошадей.

18. Кто такие “форкадос” (“forcados”)?

“Форкадос” выступают в португальских боях быков. Команда форкадос, одетых в светлые костюмы, пытается поймать быка за рога во время его атак и полностью вымотать его. Они выступают отдельно, после того как рехонеадор окончит свое выступление. Раньше, когда на арене для боя быков существовала лестница, ведущая с арены прямо в Королевскую Ложу, форкадос нанимались для того, чтоб бык не забрался на эту лестницу. При этом они пользовались шестом длиной примерно 1.7 метров с наконечником в виде полумесяца. Этот шест назывался “forcado” (значение близко к слову “вилка”). Оттуда и идет название “форкадос”. В наше время эти шесты используются только во время парадов перед боем быков (“cortesias” – португальское название “paseillo”) или в исторических представлениях. После того, как форкадос завершают свое выступление, бык выводится с арены живым, но потом убивается в загонах арены.

19. Что такое “послужной список” (“escalafon”)?

“Послужной список” (“escalafon”) – это список тореро и их успехов, причем существуют отдельные списки для матадоров, новильеро и рехонеадоров. Успех тореро измеряется не количеством отрезанных ушей, а количеством проведенных боев, так как удачливым тореро является тот, на кого есть большой спрос, и который, соответственно, получает много контрактов. Лидера списка (“Lider del escalafon”) также часто называют “El Numero Uno” (“Номер Один”).

20. Что такое “plaza de toros”?

Арена для боя быков. Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется “Sol” (“солнце”) и места там стоят дешевле. Сторона, находящаяся в основном в тени называется “Sombra” (“тень”). Во время корриды существют места, с которых солнце уйдет, а также места, где оно может появиться. Билеты на эти места могут продаваться под названием “Sol y Sombra” по цене меньшей чем “Sombra”, но дороже чем в “Sol”. Самая большая арена для боя быков в мире – это Plaza Monumental в Мехико. Самой большой ареной в Европе является Plaza Monumental de Las Ventas в Мадриде. Испанские арены разделяются на арены первой, второй и третьей категори. “Plazas de primera” – это арены Мадрида, Севильи, Барселоны, Валенсии, Кордобы, Сарагосы и Бильбао. “Plazas de segunda” – это арены большинства столиц провинций. Все остальные – это арены третьего класса. Хотя арена Памплоны официально считается ареной второго класса, многими поклонниками корриды она и арена французского города Nimes считаются аренами первого класса во всем, кроме имени.

21. Почему на арене нарисовано два белых круга?

Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка во время первой терции. В то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападет на пикадора.

22. Что такое “sorteo”?

“Sorteo” по-испански означает “жеребьевка”. В день боя быков, обычно в полдень, представители матадоров или новильеро посещают загон арены, чтобы решить, кто с какими быками будет выступать. Иногда быков группируют например так, чтоб самый легкий бык попал в пару с самым тяжелым, а бык с самыми длинными рогами попал в пару с быком с самыми короткими. Номера быков пишутся на листках бумаги и кладутся в шляпу. Затем представители вытягивают по бумажке каждый, определяя с какими быками будут выступать их наниматели. После “sorteo” следует разделение быков (“apartado”) в индивидуальные загоны, где они остаются до боя быков.

23. Что означает “розочка” (“divisa”) на спине быка?

Все быки выращиваются на ранчо (“ganaderias”), которые специализируются на боевых быках (“toros de lidia”). Каждый хозяин ранчо делает определенные пометки на ушах быков, и имеет свою фирменную эмблему и свои цвета. Розочка (“divisa”) показывает цвета ранчо, на котором был выращен бык, и на ней есть маленький шип. Перед тем, как быка выпускают на арену, эта розочка загоняется ему под шкуру с помощью длинного шеста заряженного пружиной. Самым известным ранчо является то, на котором выращиваются печально известные быки породы Миура из Севильи.

24. Что такое “encierro”?

Во время “encierro” быки бегут по улицам и “corredores” (“бегуны”) пытаются бежать перед и рядом с ними так близко, как только можно. Самые известные “encierro” проводятся в Памплоне, но также они проводятся и в таких городах, как Logroсo, San Sebastian de Los Reyes, Cuellar, Tudela, Tolosa и некоторых других. В Памплоне бегут те же быки, которые вечером будут участвовать в корриде, однако в других городах дело может обстоять по-другому.

25. Как сообщается о результатах боя быков?

Обычно в испанской прессе сообщаются дата и место проведения корриды, а также порода быков. Затем следуют матадоры или новильеро в порядке старшинства, и напротив каждого из них идет два комментария (три – в случае выступления вдвоем, и шесть – при одиночном выступлении). Первый комментарий относится к их выступлению с первым быком, второй – со вторым и так далее. Комментарии ранжируются в порядке убывания следующим образом: “dos orejas y rabo simbolicas” (два символических уха и хвост, быку за смелость была дарована жизнь), “dos orejas y rabo” (два уха и хвост), “dos orejas” (два уха), “una oreja” (одно ухо), “vuelta” (круг по арене), “ovacion” (овации стоя), “aplausos” (апплодисменты), “saludos” (приветствия), “palmas” (вежливое похлоаывание), “silencio” (тишина), “pitos” (свист), “bronca” (злобный протест, иногда сопровождаемый бросанием подушечек (“almohadillas”) на арену). Также существует “division de opiniones” (“разделение мнений”), когда часть публики довольна выступлением, а часть – нет. Комментарий может быть “con peticion” (“с просьбой”), например “oreja con peticion”, когда публика потребовала присудить матадору следующий по рангу трофей (два уха), но Президент отказался сделать это. Также иногда часть публики бывает против присуждения трофеев, и тогда о них сообщается как “oreja con protestas” (“ухо с протестами”). В этом случае матадор может отказаться сделать круг почета по арене. В некоторых заметках о боях быков сообщается также о выступлениях и весах быков, количестве зрителей, погоде и любых конкретных происшествиях на корриде. Затем может следовать полная статья о прошедшей корриде, в которой описываются какие применялись пассы и т.д.

26. Что такое “ферия” (“feria”)?

Ферии обычно проводятся в большинстве испанских городов, чтоб отметить определенные религиозные праздники и обычно при этом проходят один или несколько боев быков. Некоторые ферии, такие как ферия Святого Фермина в Памплоне, проводятся в определенные дни, другие же, такие как апрельская ферия в Севилье зависят от того, на какой день придется религиозный праздник, в случае с Севильей – Пасха. В Мадриде и Севилье обычно проводится по корриде каждое воскресенье в течение всего сезона, а в Барселоне оне проводятся каждое восресенье июля и августа. Однако эти бои редко привлекают лучших матадоров, так как они предпочитают выступать в фериях. Ниже идет список основных испанских ферий, которые обычно продолжаются не менее недели, и в это время проводится минимум одна коррида в день. Так как большинство ферий начинаются и/или доходят до своей кульминации в воскресенье, некоторые даты могут слегка изменятся. Плакаты могут появлятся лишь за две – три недели перед началом ферий.
http://www.corrida.ru/faq/#q2

13

ой, какая страшная  тема, но всё же такое  существует, не  могу переносить когда  такое делают даже с теми  быками, им же больно, это  же живые существа и зависят полностью от нас  людей, а  люди так над ними издеваются :angry:

а  что вы думаете о корриде?

14

Strecoza написал(а):

а  что вы думаете о корриде?

Я считаю это жестокостью по отношению к животным.Для людей это развлечение,хотя порой такие развлечение заканчиваются плачевно для человека.
Но даже смерть и увечье не останавливают их.Я негативно отношусь к корриде,а тему начал потому что это реальность в нашем мире.

Так ли страшна коррида как ее малюют? или Противникам боя быков посвящается.

Свернутый текст

Участившиеся в последнее время нападки “защитников” животных, “общечеловеков” и прочих “зеленых“, заставили меня написать этот опус. Рекомендуется вдумчиво прочитать его, прежде чем что-то писать в Форум или Гостевую книгу или слать e-mail’ы.

Для начала, господа хорошие, я вас просто не понимаю. Вот мне, например, очень не нравятся жареные кабачки. Но я, как и любой другой нормальный человек, не хожу по кулинарным сайтам в поисках рецептов жарки кабачков и не ору направо и налево, что мол “жареные кабачки – это гадость!” Ну не нравится вам коррида, ну не читайте вы про нее! Зачем мазохизмом-то заниматься? Зачем оставлять здесь записи в духе: “Ах вы, нехорошие люди, как вы можете смотреть такую гадость?!” Неужели вы думаете, что прочитав ваше гневное высказывание в гостевой книге этого сайта, миллионы испанцев, португальцев, французов и латиноамериканцев вдруг “одумаются” и предадут корриду анафеме? Ну-ну...

Хотя нет, в чем-то вас понять можно. Конечно, как можно отказать себе в удовольствии “поборцевать”, защитить “общечеловеческие ценности”, грудью встать на защиту “гуманности”? А потом уснуть сном праведника, испытывая гордость и удовлетворение – ведь сегодня вы внесли свою лепту в борьбу со злом во всем мире. Ну тогда спите спокойно, гумманные вы мои.

А мы пока вернемся к нашим баранам, то есть к быкам. Вернее к их бою – корриде. Аргументы противников этого феномена испанской, и не только испанской, культуры большим разнообразием не отличаются. По большому счету, их всего два. Первый: “коррида – мерзость, убийство животного ради развлечения”. Второй: “тореро трусы, так как большой толпой выходят против одного беззащитного быка”. Итак, давайте по порядку.

Жестокое зрелище?

Для начала, никто и не собирается утверждать, что коррида – это доброе и милое зрелище для детей дошкольного возраста, наподобие “Телепузиков”. Нет, там действительно есть и кровь, и смерть. Но прежде чем клеймить позором чужую традицию, давайте посмотрим поближе. А то как бы не получилось как в истории с бревном в собственном глазу. Если конкретнее, то я хотел бы обратить ваше внимание на такие распространненые развлечения как охота и рыбалка. Чем же коррида от них отличается? По сути – ничем.

“Это убийство ради развлечения”

Да, на корриде быка убивают (не всегда, но мы сейчас пока поговорим об испанском варианте корриды). Объяснять вам, что люди приходят на бой быков не за убийством, а за БОЕМ, я не буду – все равно не поймете. Да, это делается для развлечения. Но ради чего люди ходят на охоту или рыбалку? Да за тем же – за развлечением. Времена, когда это было способом добычи пропитания давно прошли – пища добывается в ближайшем магазине. Если не верите, спросите у любого знакомого охотника или рыболова, зачем он этим занимается. В 99 случаях из 100 это будет исключительно развлечением (в одном случае из этих самых 100 человек действительно занимается добычей пропитания, но общей картины это не меняет). “Да, но после охоты или рыбалки дичь съедают!” А быка после корриды, между прочим, тоже едят. И мясо его пользуется популярностью среди гурманов. Ну и где же различия?

“Быку причиняют страдания”

А рыбе или дичи, по-вашему, не причиняют? Не хотите на себе попробовать? Сначала выстрелим в вас дробью, вы упадете с высоты в несколько десятков метров, будете дергаться в агонии пока вас не найдет собака. Она вас зажмет своими клыками, отнесет охотнику, который повесит вас себе на пояс или кинет в мешок, хотя вы может еще живы. Или по-другому: проткнем вам верхнюю губу острым крючком, подергаем им туда-обратно, потом вырвем его с мясом и кинем вас в ведро с себе подобными умирать от удушья. Ну как, желания попробовать не появилось? То-то же.

“Быка убивают на потеху публике”

Да, тут различия прослеживаются. Охотник или рыболов обычно занимается убийством исключительно ради своей собственной потехи. Но обратим-ка наши взоры на “важнейшее из искусств”, почитаемое во всех без исключения “цивилизованных“ странах – кино. Столько жестокости, крови и убийств в жизни и увидеть-то нельзя. Горы трупов, реки крови... А люди смотрят, получают удовольствие. Вспомните свои собственные ощущения, когда герой какого-нибудь захватывающего боевика наконец то простреливал голову злодею, или когда того разрывало на кусочки какой-нибудь супер-бомбой. Вы скажете “это понарошку”? Как бы не так! Зритель сопереживает героям, для него это все происходит на самом деле, все реально. И именно этим ценно кино. Вы ведь не сопереживаете ассистентке фокусника, которую разрезают? Нет, и именно потому, что знаете, что на самом-то деле никто никого не разрезал. Так что, я даже не знаю, что более жестоко – бой быков или боевики Тарантино. Вы все еще продолжаете утверждать, что все понарошку? Ладно, а что делать тогда со спортивными единоборствами, такими как бокс, каратэ, муай-тай, бои без правил? Два взрослых мужика мутузят друг друга, пытаясь нанести как можно больше повреждений, а в идеале – выбить нокаутом. И люди там, бывает, погибают. И миллионы людей в “цивилизованных“ странах с удовольствием смотрят это зрелище. А ведь там-то точно все не понарошку. Так что публика – она везде кровожадная, что бы вы не говорили.

“Ежегодно на корриде убивают тысячи быков”

Действительно убивают. Возможно для вас станет откровением, но это просто капля в море по сравнению с количеством свиней, кур, коров, овец и прочей живности, забиваемой на бойнях для того, чтоб вы могли купить в магазине колбасу и замороженные котлеты, приготовить шашлык или съесть очередной гамбургер в “Макдональдсе”. Как вы можете спокойно жить, спонсируя такую мощную индустрию смерти? Ну и, как уже было упомянуто, быков с корриды тоже съедают. Так что аргумент “мимо кассы”. Кстати, у быка на корриде по крайней мере есть шанс выжить. Проявившему исключительную смелость быку даруется жизнь. Бык сражается за свою жизнь и он может победить. У животных на бойне такого шанса нет – смерть неизбежна. Вот и думайте теперь, что гуманнее…

Вот такие вот дела. Сколько, оказывается, жестокости нас окружает в повседневной жизни. И это еще не все! Прикиньте, сколько средств для массового уничтожения беззащитных животных продается в магазинах! Спреи против тараканов, супер-ловушки “Комбат”, которые уничтожают не одного таракана, а все семейство сразу, “Фумитоксы” и прочие “Рейды”... А вы как думали? Тараканы и комары, между прочим, тоже животные, причем намного более беззащитные, чем быки. И жизнь у них одна, и дорожат они ею не меньше, чем вы. Так что вспомните количество собственноручно умерщвленных вами животных – тараканов, комаров, мух, пауков, – прежде чем с пафосом разносить в пух и прах корриду. О количестве убиваемых вами живых организмов, когда вы кипятите в воду в чайнике, я, пожалуй, умолчу, дабы не травмировать ваши “гуманистические” души.

Так что, дорогие мои защитнички животных, запретите для начала охоту и рыбалку в своей стране, добейтесь запрещения показа фильмов со сценами насилия и продажи средств от тараканов и комаров, перейдите хотя бы сами на исключительно вегетарианскую пищу, а лучше пролоббируйте законодательные решения в этой области, и публично покайтесь и принесите извинения душам убиенных вами невинных животных. И лишь после всего этого у вас появится хоть какое-то моральное право критиковать чужую культуру. Вот так вот.

Трусость тореро?

Сколько раз я это слышал: “10 трусов на лошадях убивают одного быка”. А вы сами попробовать не хотите? Соберите 10 таких же “защитников” быков, вооружитесь капоте и мулетами в любом количестве, можете даже лошадей взять (но лучше не надо – они как раз ни за что пострадают под неумелыми всадниками). Быка убивать не надо, просто продержитесь 15 минут. Справитесь? Или кишка тонка? Мне почему-то кажется, что второе. Так что завязывайте обвинять других людей в трусости, сидя в удобном кресле перед монитором в полной безопасности. А трусливых тореро просто не бывает. Во-первых, для того, чтоб этим заниматься нужно быть очень смелым человеком (если вы не видели вблизи этого здорового, злого, агрессивного, хитрого и очень опасного быка весом в полтонны, просто поверьте мне на слово – я видел). Ранения и смерть матадора далеко не редкость. Ну и, во-вторых, действуют самые банальные законы рынка – недостаточно смелый тореро будет просто освистан публикой и никогда не добьеться хоть какой-нибудь популярности.
Да, и для общего развития: если будете в Испании, обязательно постарайтесь попасть если не на бой быков, то хотя бы на “capea“ – безобидное развлечение для детей и туристов. О впечатлениях потом расскажете.

http://www.corrida.ru/faq/anticorrida

15

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=-HSDfO6ZkbI[/youtube]

16

http://i048.radikal.ru/0907/a0/92319c392095.jpg
Коррида
Александр ГЕНИС

В Канаде интеллигентные люди не любят хоккея, в Англии – футбола, в Японии – сумо, в Италии – мафию, в Испании – корриду. Это и понятно. Мы тоже не желаем, чтобы иностранцы видели в нас медведей или космонавтов. Никому не хочется соответствовать национальному стереотипу. Гордые выделяются из толпы, остальные ценят то, что делает уникальным их культуру. Например, корриду.

Испанцы, попав в Европу последним из ее великих народов, до сих пор чувствуют себя здесь не совсем уверенно. Всего поколение назад Мадрид, вопреки географии, был ближе к Мехико, чем к Парижу. Многолетняя почвенническая диета, насаждавшаяся при Франко, сводила испанскую культуру к Дон-Кихоту и фламенко. В противовес этому малому туристическому набору сегодня здесь царит космополитический дух. Центральные события последнего десятилетия – барселонская Олимпиада и севильские торжества по случаю пятисотлетия плавания Колумба – открыли миру новую, западноевропейскую Испанию. Элегантная и эффектная, она наконец заменила трехчасовую сиесту сорокапятиминутным ланчем и перестала выделяться среди соседей. Сегодня разница между Испанией и Францией такая же, как между испанским рестораном и французским: цены ниже, порции больше.

Уже встав с Европой вровень, Испания так и не изжила провинциальных комплексов. Поэтому она прячет от иностранцев все, что отличает ее от них. В том числе – бой быков. Коррида не идет к круассанам. Она не вписывается в европейскую Испанию. Она слишком вульгарна и простонародна. Ее слегка стесняются. Что бы ни говорили классики, коррида – это атавизм, вроде киотских гейш, костоломного бангкокского бокса, карибских петушиных боев, хвоста или чрезмерной волосатости. Не то чтобы вас не пускали на корриду. Конечно нет, тем более, что ее не скроешь – она напоминает о себе афишей на каждом столбе. Другое дело, что мадридские гиды предпочтут повести вас в оперу, барселонские – познакомить с современным искусством, остальные – отправить на пляж.

Но вы не даете себя провести. Вы знаете, что такое коррида, отличаете пикадоров от матадоров и даже немного говорите по-испански: мулета, колета, карамба. Вы держите в голове все ритуалы тавромахии, ибо выросли на Хемингуэе, смотрели Гойю, слушали «Кармен» и читали газетные репортажи, обычно начинающиеся словами, которыми Св. Августин описывал гладиаторские сражения: «Сперва это жестокое зрелище оставляло меня равнодушным». Короче, вы знаете все – но не себя. Вы не знаете, как отнесетесь к тому, что через полчаса на этой нарядной сцене совершится зверское убийство, оплаченное, кстати сказать, и вашим билетом. Честно говоря, вы и пришли-то сюда только затем, чтобы это выяснить. Дилетанту это сделать проще, чем знатоку. Мы смотрим в корень, потому что видим происходящее не защищенными привычкой глазами. Это тот самый освежающий прием, который использовал Толстой, описавший оперу глазами мужика, и Лагин, изобразивший футбол с точки зрения старика Хоттабыча.

Новизна восприятия компенсирует невежество. Пусть мы неспособны оценить мужественную неторопливость вероники, пусть нас не трогает отточенность матадорских пируэтов, пусть мы только по замершему дыханию толпы судим о дистанции, разделяющей соперников. Все это неважно, во всяком случае нам. Мы видим лишь всадников на лошадях, милосердно одетых в ватные латы, и потешно наряженных пеших. Сверху они напоминают оживший набор оловянных солдатиков, сбежавших из балета. Тем более, что оружие их – крылатые бандерильи и пики с бантами – выглядит вопиюще несерьезно. Самый невзрачный в этой компании – виновник происходящего. Не больше коровы, он выглядит не умнее ее.

Лишь вдоволь упившись пестрой параферналией корриды, вы начинаете уважать компактную, как в 16-цилиндровом «ягуаре», мощь быка. Равно далекий хищникам и травоядным, он передвигается неумолимо, как грозовая туча, видом напоминая стихию, духом – самурая. Что бы он ни делал – невозмутимо пережидал атаку или безоглядно бросался на врага, – ярость в нем кипит, как свинец на горелке. Собаки нападают стаей, кошки из-за угла, но бык – всегда в центре событий. Завоевав наше внимание, он постепенно подчиняет себе всех, превращая мучителей в свиту. Только тот бык, который утвердился в царственном статусе, заслуживает право на поединок. Прежде чем сразиться с быком, человек должен признать в нем равную себе личность. Как и мы, бык не может избежать смерти, но, как и мы, волен выбрать виражи, ведущие к ней.

Коррида – та же дуэль, где джентльмен не может скрестить шпаги со слугой, ибо подневольный человек лишен достоинств свободного. Равноправным соперником делает свобода воли, а не тупая сила – никому не придет в голову драться с трактором. Животными, впрочем, тоже можно управлять, как лошадью. Их можно стричь, как овец, доить, как корову, есть, как свиней, и разводить, как кроликов. Однако высшее предназначение зверя состоит в том, чтобы с ним сражаться. Все наши битвы – междоусобицы, коррида – война миров. Бык таинствен и непредсказуем, как природа, что заключена в нас. Чтобы верно понять смысл поединка, представим себе, что бык – это рак, с которым надо бороться не на больничной койке, а на безжалостно залитой солнцем арене. Сражаясь с быком, мы сводим счеты со своим прошлым.

Бык – это зверь, которым был человек. Чтобы мы об этом не забывали, на арену выходит тореро. Если угодно, матадор – это антибык, предел рафинированной цивилизации. С трибуны он выглядит аккуратной шахматной фигуркой. Сложный и дорогой наряд, доносящий до нас моду прекрасного просветительского века, символизирует красоту и порядок. Узорчатый жилет, белые чулки, тугие панталоны – от золотого шитья на матадоре нет живого места. Неуместность костюма оправдывает его старомодную роскошь. Мистерия убийства, достойна торжественных одежд. К тому же, матадору должно быть не удобно, а страшно. Собираясь на работу, он, как солдат, обряжающийся перед боем в чистую рубаху, готовится к смерти – своей или чужой.

На арену матадор выходит не спеша, давая себя разглядеть и собою насладиться. Все мужчины ему завидуют, а женщины любят. Он – избранник человеческого рода, честь которого ему предстоит защищать. Матадор должен показать, чего стоит невооруженный наганом разум, когда он остается наедине с природой.

В такой перспективе коррида не имеет ничего общего со спортом – она глубже его. Атлетическое состязание показывает, как человек преодолевает себя в борьбе с собой или другими. Коррида же, напротив, демонстрирует обоюдную уязвимость ее участников. Пуская кровь, она заостряет внимание на плотской природе всего живого. Утверждая красоту жизни, она утрирует ее хрупкость. Говоря проще, коррида нас пугает. Только нельзя путать ее с теми «американскими горками», которые устраивают в Голливуде. Эта лесопилка эмоций с такой монотонностью чередует испуг с облегчением, что укачивает до тошноты. Коррида же, как жизнь, не знает хеппи-энда и, как смерть, не бывает скучной. Борясь с этим, гуманисты пытаются цивилизовать бой быков, лишив его финала. В Провансе, скажем, матадор обходится сорванным с рогов плюмажем. Видимо поэтому больше боя быков Прованс знаменит ароматной бараниной.

Настоящая коррида не может обойтись без убийства. Тавромахия – это искусство парадной смерти. Без нее матадорские фуэте теряют смысл. Только смерть, наделяя инфернальной глубиной карнавальные шалости, придает корриде вес и значение. Но неуклюжее убийство – позорная казнь. Нет ничего страшнее неумелого палача. Мучая зрителей больше быка, он тычет врага, пока тот не истечет кровью, освободив нас от зрелища своих страданий.

Бедная коррида, которой часто довольствуются в Латинской Америке, не имеет право на существование. Как всякая нищета, она унижает не только тех, кто от нее страдает. Удавшуюся корриду должен завершать удар, оправдывающий смерть.

Вы догадываетесь о том, что дело подходит к концу, по аскетической серьезности происходящего. На арене прекращается многолюдная суета. Кончилось время опасных игр. Сорвав овации, матадор уже показал себя, но лишь последнее испытание делает его достойным своей профессии. До сих пор он пленял выучкой, мастерством и смелостью. Теперь он должен проявить характер. Отбросив эффектные позы, забыв о себе и зрителях, он стоит как вколоченный, вызывая быка на атаку. Мы торопим финал, не в силах сносить истому промедления.

Бык не выдерживает первым. Нагнув рога, он бросается в бой со стремительностью ядра и инерцией поезда. Сдержать этот приступ может лишь то, что сделало нас царем природы: воля и интуиция. Первая нужна, чтобы не дрогнуть, дожидаясь нужного момента, вторая – чтобы выбрать его. В это единственное мгновение матадор должен нанести удар в уязвимое место, размером не больше яблока. В момент высшей сосредоточенности все движения приобретают обманчивую замедленность. Кажется, что матадор остановил время. Вошедшая до рукояти шпага убивает быка раньше, чем он об этом узнает. Продолжая порыв, туша его несется вперед, но это уже не крылатый порыв, а судорога трупа. Бой завершился смертью одного и победой обоих.

Трудно спорить с теми, кто считает корриду варварским зрелищем. Она ведь действительно пришла к нам из первобытных глубин, как страх и любовь. Живая окаменелость, коррида – машина времени, переносящая к заре мира, когда люди боролись за существование не с собой, а с другими. Возвращая нас в эту героическую эпоху, коррида обнажает экзистенциальные корни жизни и оголяет провода страсти. Поэтому я всем советую побывать на корриде, хотя далеко не каждому стоит на нее возвращаться. Дело не в том, что больно смотреть на быка. Он уходит в разгаре сил, красоты и ярости, сполна прожив свою жизнь. У быка не осталось дел и долгов, и шпага принесет ему меньше мучений, чем старость. Мне, повторяю, не жалко быка. И на корриду я не пойду, сочувствуя не ему, а матадору. Каждый убийца наследует карму своей жертвы, и я слишком давно живу, чтобы выяснять отношения с природой.

Поле боя
Первая в Испании арена для боя быков – plaza de toros – была построена в городке Ронда, неподалеку от Малаги, в 1775 году. До этого бои устраивались прямо на городских площадях, и жители окрестных домов выходили на улицу, уступая свои балконы знати. Но площади были плохо приспособлены для боев. Во-первых, и копыта быков, и ноги тореро скользили на мощеной поверхности. Во-вторых, из-за того, что площади были четырехугольными, бык часто загонял лошадь в угол. Арены решили эти проблемы – они вмещают куда больше зрителей, имеют хороший обзор из любой точки, и их геометрия не позволяет быку лишить тореодора оперативного простора. Ряды на арене расположены амфитеатром. Зрители сидят на деревянных или каменных скамьях, есть, впрочем, несколько лож с мягкими стульями для высокопоставленных особ. Все остальные, чтобы не застудить зад, могут взять на прокат подушку. Если матадор вдруг разочарует зрителей, они вправе закидать его этими самыми подушками. Та сторона арены, на которую обычно светит солнце, называется sol (солнце), и билеты на нее стоят дешевле, чем на сторону sombra (тень). Места sol у sombra, откуда солнце временами уходит, имеют среднюю цену. При каждой арене обязательно есть медпункт и небольшая часовня, где матадоры взывают о заступничестве у своих небесных покровителей.

Самые большие арены для боя быков в мире – Plaza Monumental в Мехико и Plaza Monumental de Las Ventas в Мадриде – вмещают пятьдесят тысяч зрителей. Особым статусом обладает арена в Ронде: выступление на этой площадке для матадора равносильно присуждению, например, Букеровской премии в менее кровавом искусстве.

Час быка
Коррида – опасный спорт, и не всегда победителем здесь выходит человек. Согласно испанской статистике, чаще всего гибнут и получают разнообразные увечья новильеро – молодые тореро, сражающиеся с неопытными бычками-трехлетками. Вторыми в этом списке идут бандерильеро, за ними – пикадоры, и только на четвертом месте по количеству трагедий – матадоры. С 1747 года, когда началась письменная история корриды, погибло более семисот тореро.

Драматургия
Гибель быков в трех действиях (терциях) с прологом и эпилогом.

В первой терции корриды участвуют матадор и его помощники. Им нужно раздразнить быка, чтобы тот рассвирепел. Потом на арену выходят конные пикадоры. Их задача – обескровить врага и лишить его сил. Уколом пики всадник проверяет реакцию быка на боль и одновременно ослабляет его шейные мышцы: голова быка опускается ниже, так его легче будет заколоть. На лошади – пето, защита из брезента, набитая ватой, глаза закрыты шорами. На всаднике – хьеррос, доспехи, защищающие ноги.

Вторая терция – терция бандерилий. После борьбы с лошадью бык устал, поэтому перед финальной сценой боя его надо «развеселить». Для этого ему в холку втыкают бандерильи – палки длиной 70 см, украшенные разноцветными бумажками и заканчивающиеся острием с зазубриной. Они застревают в коже и, когда бык двигается, причиняют ему боль. Однако от этого бык только храбреет и рвется в бой. Эпизод с бандерильями исполняет бандерильеро. Сначала он дразнит быка издали и, когда животное бросается на него, сам бежит ему навстречу, подпрыгивает на ходу и вонзает пару бандерилий в живую плоть. Если он попал в цель, то бык, почувствовав жуткую боль, на несколько мгновений останавливается – и эта короткая остановка спасает смельчака. Если же бандерильеро промахивается, то рискует получить убийственный удар рогом.

Третья, заключительная, терция, называется фаэной и должна закончиться убийством быка. Но прежде матадор обязан показать свое владение мулетой и «загонять» быка. Почувствовав, что настал подходящий момент, он берет шпагу и ведет мулету к копытам, чтобы бык опустил голову. Потом вонзает шпагу по самую рукоять между лопатками. Если удар точен, то шпага протыкает аорту, и бык падает замертво. Если нет, быку наносится второй удар – теперь уже в спинной хребет – пагой, увенчанной крестом.

Русская торера
Во всем мире не больше десятка женщин-матадоров. Единственная русская из них – Лидия Артамонова. Она занимается конной португальской корридой, в которой, в отличие от испанской, быка не убивают, а связывают и уводят. На сегодняшний день в послужном списке отважной тореры почти шестьсот побежденных быков. Летом этого года Лидия собирается показать корриду в Москве. Она уже пригласила поучаствовать в этой затее своих коллег из Испании и Португалии.

Бык-храбрец
Так можно перевести испанское toro bravo – название бычьей породы, специально выведенной для корриды. Торо браво обладает вспыльчивым нравом и атакует, даже когда ему ничем не угрожают. Любое другое животное от боли обращается в бегство, но этот бык только храбреет и распаляется. Его бойцовский характер – результат многовековых человеческих усилий. На специальных фермах отбирают потомков самых агрессивных родителей, причем смотрят не только на папашу-быка, но и на мамашу-корову. Самые опасные быки – с фермы Миура. От их рогов погибло больше всего тореро. Быки – дальтоники, к тому же близорукие. Раздражает их не цвет, а движение. Так что красная мулета и сияющий костюм матадора больше привлекают внимание зрителей, нежели животного.

Источник информации:
По материалам журнала «GQ»

17

Коррида в Барселоне
http://i007.radikal.ru/0908/b6/973a50412713.jpg

Свернутый текст

Билеты на типичные для Испании бои с быками. Некоторые считают это зрелище кровавым действом, другие становятся ярыми поклонниками его. Однако бесспорно то, что невозможно представить себе Испанию без этой традиции, зародившейся сотни лет назад и ставшей важнейшей составной частью культурной жизни страны.
Современная коррида представляет собой представление, состоящее из 6 боев с быками, длящееся около двух часов.
http://www.barcelona-plus.net/cgi-bin/subpage43.shtml


Вы здесь » Муравейник » Мир вокруг нас » Коррида