Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История развития музыки


История развития музыки

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Для кого впервые прозвучал свадебный марш Мендельсона?

14 октября 1843 года, в Потсдаме состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира. Ничего необычного в этом, может быть, и не было – Шекспира и ранее весьма охотно ставили. Единственное отличие от других премьер – музыку к спектаклю написал 34-летний композитор Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди, которого некоторые современники для удобства называли просто Феликсом Мендельсоном. Тогда же в спектакле впервые прозвучал «Свадебный марш», который знаком, пожалуй, всем женихам и невестам.

Без этой мелодии невозможно представить себе самый счастливый день жизни. Она - главная музыка свадьбы, называемая "Марш Мендельсона". Проходят десятилетия, а "Свадебный марш" не кажется кризисом жанра, и ему не спешат найти замену. Но мало кто знает, каким человеком был композитор, написавший ее, и был ли любим и любил ли сам? И для кого впервые прозвучал "Свадебный марш"?

http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/1/1/6/7/2/116723822ab85bb879a5a1c675ef2aea_full.jpg

Сказать, что его отметили сразу – нельзя, потому что сам Феликс Мендельсон не дожил до этой светлой минуты, как его произведение стало общепринятым. В 1847 году у него была поездка в Лондон, где Феликс работал на износ. Вернулся он в Германию совершенно обессиленным. А вскоре ему сообщили о скоропостижной смерти любимой сестры Фанни. Этого удара Мендельсон не пережил, он скончался 4 ноября 1847 года.

А его «Свадебный марш» впервые прозвучал спустя 11 лет после его смерти, 25 января 1858 года на церемонии бракосочетания кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгейд, старшей дочери королевы Виктории. Ей тогда было всего 14 лет и она, большая любительница музыки, самостоятельно выбрала музыкальное сопровождение для свадьбы. Виктория решила, что на церемонии ее бракосочетания должны звучать две композиции: первая – под которую невесту ведут к алтарю – "Свадебный хор" из оперы Вагнера "Лоэнгрин", а вторая – под которую новоиспеченные супруги выходят из церкви – свадебный марш из симфонической поэмы "Сон в летнюю ночь" Мендельсона. С тех пор бравурный и ликующий марш Мендельсона сразу и навсегда утвердился в качестве свадебного. "Свадебный хор" Вагнера остался в некотором забвении – о нем знают в основном меломаны. Думаю, что вам будет интересно узнать, как сложился этот брак, впервые осененный произведением Мендельсона. Когда они поженились, юной принцессе было 14 лет, а ее супругу 24. В браке у них родилось четыре сына и четыре дочери. Он продолжался 30 лет, пока Фридрих не умер...

2

Развитие музыки можно разделить на эпохи, которые опираются в обычной музыкальной истории на формы образовательного искусства и архитектуры (например, музыка античности, ренессанса, барокко, классическая). Тем не менее, новые исследования стараются разработать историографию, которая будет меньше опираться на внешние общие условия, а больше на музыкальные структуры.

    В хронологии музыкального развития могут различаться следующие евроцентристские промежутки времени:

    -музыка средневековья

    -музыка до 13-ого века

    -музыка 13-ого века.

    Далее музыка развивалась уже как более совершенное искусство. Стали появляться знаменитые музыканты и композиторы, настоящие гении. Например, В.А. Моцарт – он еще ребенком стал писать музыку, воспринимал произведения на слух и мог, услышав произведение один раз, полностью написать его ноты.

Первая половина XIX века- начало классической эпохи русской музыки. Меняется жизнь в стране: растут большие города, развивается промышленность и торговля, построена первая железная дорога. Музыка развивается не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах, в помещичьих усадьбах, деревнях. Народная песня этой эпохи имела 3 разновидности: крестьянскую, городскую и солдатскую. На ряду с народной муз. культурой значительно изменилась и обновилась профессиональная и любительская. Широкое распространение получило домашнее музицирование. Объединения любителей музыки собирались чтобы исполнить песни, романсы, фортепианные пьесы, квартеты, а иногда и симфонич. произведения.

В 1802 году в Птб возникла первая постоянная концертная организация- Филармоническое общество. Значительную роль в муз. жизни играли симф. оркестры из крепостных музыкантов, существовавшие в мноих помещечьих усадьбах.  Иностранцы отмечали, что где-нибудь в глуши, в имении какого-нибудь помещика можно встретить оркестр, лучший чем в самых блестящих европейских столицах. Активно развивается в это время русский музыкальный театр, зарождается русская музыкальная критика и публицистика. Ведущее место заняли жанры оперы и романса, что объясняется связью их с самым передовым видом искусства той эпохи- литературой. Одним из самых распростаненных вокальных жанров наряду с лирическим романсом в первой половине XIX века становится так называемая "русская песня", возникшая как подражание народной музыке. Развитие бытовой романсовой лирику сыгало важную роль в формировании русского национального муз. стиля. Интонации бытового романса широко проникали в оперу и инструментальную музыку первой половины XIX века.

http://www.bioografmuzik.com/img/news1b.jpeg

Оперное искусство не ограничивается жанром комической оперы. Оно обогащается драматическими и героическими сюжетами, в чем отражается патриотический подъем периода Отечественной войны 1812 года. Самым ранним произведением подобного рода была опера "Иван Сусанин" Каво'са, написанная в 1815 году. Получает распространение волшебная, сказочно-фантастическая опера.("Русалка" Кауэра, "Леста-днепровская русалка" Кауэра, Кавоса и С.Давыдова). Развитие героико-патриотической и сказочно-романтической тематики подготавливало высшие достижения того времени в области оперного искусства- оперы М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. В этот же период в России расцветало и балетное искусство.

Музыку к балетам писали Кавос, композиторы А. и С. Титовы на мифологические, сказочные и комические сюжеты ("Кавказский пленник" К. Кавоса,"Руслан и Людмила" Ф.Шольца). Хореография развивалась благодаря деятельности крупнейшего балетмейстра эпохи - _Шарля Дидло. Помимо оперы а балета музыка использовалась в драматических спектаклях(музыка Глинки к "Князю Холмскому" Кукольника, Варламова -"Гамлету" Шекспира). Излюбленным театральным жанром с музыкой был в то время также водевиль.

В первой половине XIX века идет процесс формирования национальных исполнительских кадров. В 1803 году создана первая русская оперная труппа, однако актеры занимаются и драмой, и оперой, и балетом. Окончательный раздел и специализация происходит в 1836 году. К этому времени выдвигаются талантливые оперные артисты О.А. Петров, А.Я. Петрова-Воробьева, С.С. Гулак-Артемовский, Д.М. Леонова. В балете выделились А. Истомина(воспетая А.С.Пушкиным), Е. Колосова, Е. Андреянова.

Солдатская песня родилась в армейской среде, связана со службой и военными походами, особенно с войной 1812 года. Авторами чаще всего были сами солдаты - в недавнем прошлом крестьяне, поэтому эти песни близки крестьянским, в первую очередь плясовым(ровный ритм, присущий плясовым, позволяет использовать их в качестве походных и строевых). В некоторых случаях солдаты подхватили и по-своему распели песни, сочиненные композиторами.

Источник

3

Средневековой музыкой называется европейская музыка, возникшая с 9-ого века и до 1450 года. В искусствоведении музыкальное средневековье подразделяется на 3 эпохи: григорианская эпоха примерно до 1100 года с, преимущественно, одноголосой музыкой, музыка 12-ого и 13-ого века (эпоха Нотр-Дам) с развитием многоголосия и музыка, примерно 1300-1450 годов, с большим ветвлением многочисленных стилей в различных странах.

    В средневековье хорал был функциональной составной частью литургии, выставок и официальных шествий (часы молитвы). За каждой часовой молитвой закреплено задавание тонов псаломов с принадлежащими к ним антифонами, пение гимнов и чтение письмлн.

    Вплоть до литургичяеской реформы, которая была начата после Второго Ватиканского собора, грегорианский хорал ещл присутствовал в римско-католической литургии. С тех пор он используется только лишь в монастырях или на особенных богослужениях латинской литургии.

    Появление нескольких голосов вместо традиционного одного голоса явилось настоящим прорывом в истории музыки. Для людей того времени увеличение количества голосов, которые сливались в одну мелодию было чем-то новым и неестественным, однако новшество быстро прижилось и сохранилось до нашего времени. В это же время часто использовались диссонирующие, атональные мелодии, которые были построены не на классической гармонии, а на соединении, казалось бы, не гармонирующих между собой аккордов и проигрышей, которые соединялись в привлекающую своим несоответствием канонам музыку.

4

Современные жанры

Опера и балет являются одними из крупнейших музыкальных жанров. Сегодня эти музыкальные жанры получили новое распространение и популярность.

    Опера представляет собой театрализованное произведение, как и балет. Основным отличием между ними является то, что в опере основной упор делается на арии - музыкальные партии, которые исполняются актерами на протяжении всего спектакля. Проще говоря, в опере поют. Балет также является театрализованным представлением, как и в опере, в балете используется музыка, однако актеры передают свои чувства и переживания через танец, а не через песню. Из знаменитых современных опер можно назвать В«Иисус Христос – суперзвездаВ», однако и сегодня ставят оперу и балет, которые были написаны очень давно. Например, бессмертными являются опера Бизе В«КарменВ» и балет Чайковского В«Лебединое озероВ».

    Симфония представляет собой музыкальное произведение, которое обычно пишется для симфонического оркестра и состоит из нескольких частей.

    Соната – это произведение обладает точными размерами и закрепленным количеством частей.

    На сегодняшний день можно встретить много разновидностей и новых жанорв к музыке. Например, жанр опера, имеет в своем "семействе" несколько собратьев - это опереретта, мюзикл, рок-опера.

Современные музыкальные направления и жанры

Хаус (House)

В середине 80-х в Чикаго возник новый вид танцевальной музыки - хаус. Название происходит от клуба Warehouse (склад). Именно там чикагские ди-джеи впервые попробовали микшировать синглы группы Kraftwerk со звуком кардинально нового для того времени устройства под названием драм-машина. Они обращались к традициям андеграунда и лучшие современные треки все еще звучат несколько "андеграундно", возможно также из-за качества записи.

http://www.bioografmuzik.com/img/style1.jpg

Корни этой музыки - диско. Характерным является ритм дискотеки, свинговое звучание, заводные мелодии и общее настроение радости и веселья. Одним словом - музыка для счастливых.

Классический хаус прост: бит - четыре четверти: 1 2 3 4 и не слишком быстрый темп (120 ударов в минуту), соответствующий сердцебиению танцора. Многие полагают, что барабанные сэмплы, используемые в классике от MFSB "Love is the message" - это фундамент хауса. Также широко используется развеселый вокал в духе соул.

Гараж (Garage)

В то время как чикагские ди-джеи экспериментировали с драм-машиной нью-йоркские ди-джеи в стенах клуба Paradise Garage под руководством Larry Levan родили другое, не уступающее в популярности на танцполе хаусу направление - гараж /Garage/ (по названию клуба). Большой вклад в дело строительства гаража внесли также музыканты из Нью-Джерси. На дворе стояла середина восьмидесятых.

Что такое гараж - это прежде всего вокал в духе соул, а затем бит. Гараж - это глубокая клубная музыка с корнями в ритм-н-блюзе. Послушайте примадонну британского отделения гаража - Ultra Nate и вы почувствуете что такое гараж.

Дип Хаус (Deep House)

"Глубокий хаус" - стиль, появившийся на стыке "старого" чикагского хауса и госпела. Переполнен мелодиями, построенными на старых (и всеми любимых) аккордных прогрессиях, сыгранных призрачным звуком электрооргана. Дип Хаус - это прежде всего хаус, а уж потом - глубокое звучание инструментов.

Эйсид Хаус (Acid House)

Второе чикагское поколение экспериментировало с более психоделическим звуком несколько ускоренного синтезатора Roland TB303. Этот инструмент является культовым, именно ему эйсид хаус обязан своим необыкновенно теплым, "фанковым" звучанием. Эйсид-хаус - это поп-музыка будущего, быстрая, по-настоящему резкая и радостная.

http://www.bioografmuzik.com/img/style2.jpg

Отличается от других хаусов более высоким темпом и отсутствием вокала. Вероятно "Эйсид гимном" являются кислотные треки от Phuture.

В самом конце восьмидесятых этот стиль уходит в глубокий андеграунд, чтобы создать новые стили - очень-очень быстрый хардкор, дип эйсид, усыпляющий сознание (но не ноги) транс и габбу - очень-очень-очень быструю производную хардкора (за 200 ударов в минуту).

Транс (Trance)

Это нечто среднее между амбиентом и эйсид-хаусом. Транс значительно безопаснее для барабанных перепонок, чем любое техно, но под него можно отлично танцевать. Цель этой музыки - перенести тебя в другие миры посредством движения. Пластичный и четкий, очень "космический", транс редко преодолевает отметку "150 bpm" (150 ударов в минуту).

Прогрессив (Progressive)

Прогрессив - это разновидность хауса. Полное название - Progressive House. Появилась эта музыка в последние годы. Характеризуется наличием симпатичной заводной мелодии и стабильным битом в 120 - 130 bpm.

Почему прогрессивный - не знает никто, просто так один из музыкальных журналов попытался выделить это звучание. Вероятно прогрессивность заключается в возврате к традициям стабильного бита и мелодичности хауса.

Как бы то ни было прогрессив сегодня наверное самая популярная у нас на танцполе музыка, впрочем и самая коммерческая. Прогрессив - стиль большинства танцевальных проектов популярных европейских исполнителей - Quicksilver, Sash, Red5, Brooklyn Bounce и др. Особо можно выделить итальянскую трактовку прогрессивности - так называемый Dream House, он же Средиземноморский Прогрессив /Mediterranean Progressive/, представленный Gigi d'Agostino, Robert Miles и др.

Техно (Techno)

Термин техно используется для большого количества видов электронной музыки. Особый, нетанцевальный аспект может быть найден в отдельном направлении техно - эмбиент, на треках лейбла WARP. Другой вид многих стилей - детройтское техно.

Подобно хаусу, оригинальное техно характерно четырьмя четвертями 1 2 3 4. Оно несколько быстрее чем хаус (126-130 BPM) и не всегда содержит диско-хлопки. Минимальное техно -просто ритм и чуть-чуть звука. Техно - крайность танцевальной музыки, которая имеет те же самые ритмические основы, что и другие виды хауса, но использует более интенсивный синтезаторные сэмплы. Существует множество вариаций на эту тему. Тяжелые версии, известные как рэйв и транс, более быстрые версии - габба (Голландский жанр).

Детройтское техно (Detroit Techno)

Около 1987 года в Детройте - городе Motown и P-funk -были созданы футуристические направления музыки. DJ играли свою собственную музыку в клубах. Тогда это была различная музыка; теперь она звучит похоже. Эксперты говорят, что это - сплав американского P-funk и европейской синтезаторной музыки (New Order и Kraftwerk).

Фирменным ингредиентом детройтского техно является "голый" фанковый звук аналогового синтезатора, и, что самое главное, ухающий, долбящий ритм. Никаких вокальных партий и подпевок. Однако, революционная вещь в детройтском техно - это наложение ритмов, почти полиморфическое.

http://www.bioografmuzik.com/img/style3.jpg

Хотя это - не формальная полиритмия как в африканской племенной барабанной музыке: детройткое техно - более простая музыка и часто использует трети вместо четвертей. Три героя детройтского техно - это Juan Atkins, Kevin Saunderson и Derrick May. Последний из них наиболее ортодоксальный и героический. Derrick May написал, например, The Dance. Быстрые тарелки, нормальной скорости барабан (брэйк-бит), а также струнные и ритмическая тоновая линия. Ведущий ритм сталкивается с другими как в ренессансной полиритмии.

Juan Atkins все еще производит музыку, комбинируя ее с ритмом джангла. Kevin Saunderson был наиболее популярным в создании музыки на грани хауса.

Хардкор (Hardcore)

Это страшной скорости музыка. Удары молотком по голове со скоростью от 150 до 220 ударов в минуту. Знатоки говорят, что если слушать такую музыку достаточно долго, возникает ощущение, что мир превратился в огромную бензопилу. Хардкор - это просто ускорение техно плюс фрагменты известных песен, которые в результате звучат так, будто кто-то переключил скорость проигрывателя с 33-х на 45 оборотов в минуту. Иногда кажется, что это просто старый добрый speed-metal, но с техно-битом в качестве подкладки. Но это только кажется...

Трип-хоп (Trip-hop)

Трип-хоп относится к нетанцевальной электронной музыке - во время основания этого стиля (1994) люди называли его танцем на стуле. Очень медленная, порой депрессивная музыка, ломанный ритм и весьма мрачные тексты - так звучит группа Portishead, слушая которую легче всего получить представление об этом стиле.

Так как темп был медлененным (ниже 120 ударов в минуту) было сказано, что это на подходит для танцпола. Тот кто слышал Bristol Sound, согласится с этим; но если вы причисляете Chemical Brothers к трип-хопу, то это совершенно не верно. Chemical Brothers - лучшая танцевальная музыка.

Бристоль саунд (Bristol Sound)

Специальное упоминания заслуживает трип-хоп из Бристоля: Massive Attack, Portishead и Tricky. Massive Attack были первыми в трип-хопе в 1991 году: замедленный бит, основанный на хип-хопе, комбинированным с рэгги и отличным звучанием. Популярным хитом была Unfinished Sympathy от Massive Attack.

Биг-бит / Танец Сирен (Big beats / Siren Dance)

Общая вещь этой музыки - специальное использование электроники, которая создает типичный звук. И очень тяжелый. Звучание "Jimi Hendrix", подобное сирене, объединенное с тяжелым брейк-битом. Это комбинация фанка хип-хопа, мощи рока и свинга хауса. Лучше танцевать чем слушать: никаких сирен на стуле, сирены на танцполе. Сирена - тревожный сигнал в тумане, а также соблазнительная женщина. Танец Сирены - большой шум. В журналах, обычно называется биг-битом или химическим битом.

Химический бит (Chemical beats)

Сначала послушайте Leave Home - гимна биг-бита от основателей: Chemical Brothers (или как я их называю Братья Менделеевы). Вы слышите мощную басовую линию, отличную и от техно и от джангла, и брейк-бит 1 2 33 4 с акцентом на первом хлопке. Этот бит толкает вас к танцу; просто слушать надо что-то другое. Ритмы - более или менее трип-хоповые в использовании брейк-бита, происходящего из хип-хопа, James Brown и Meat Beat Manifesto. Этот трек - отправная точка нового жанра.

Джангл / Драм-н-басс (Jungle / Drum'n'bass)

Ошеломляюще быстрая музыка с жутко сложным ритмом и сильно искореженной линией басовых инструментов. Почему "джунгли"? Эта музыка построена на ритме, а самый сложный ритм, как известно, водится в Африке. Джангл появился в Лондоне. Он также называется драм-н-бассом, потому что барабан и бас очень характерны для этой музыке. Послушайте Timeless от Goldie - классический трек 1995 года: 21 минута музыки. Барабан и бас вообще часто используется в танцевальной музыке, роке и поп-музыке. Так что название вероятно слишком общее, для того, чтобы именовать этот несколько высокомерный стиль. Также имеется третий элемент, который является характерным для драм-н-баса - это струнные. Три ингридиента джангла. Во-первых, струнные (не скрипки, а некоторый продолжительный электронный звук, который содержит также духовые инструменты). Слушайте L.T.J Bukem: он придал этим вступительным звукам несколько пасторальный характер. Это воздушно, ориентированно в пространство. Далее - басовая линия. Она сильно отличается от прямого баса хауса. Чувствуется влияние регги. Басовая линия плывет. Она не качается, как в тяжелом клубном хаусе (габба или хардкор), а именно плывет. Третий и наиболее явный элемент - барабан. Это - быстрый брейк-бит. Барабаны отличаются от хауса и скоростью и сэмплом. Хаус - 120 ударов в минуту, джангл - намного быстрее. Сэмпл хауса - 1 2 3 4, в то время как брейк-бит джангла - что-то вроде 1 2 33 4. Имеются дополнительные хлопки между 3 и 4. В большинстве треков, имеется только один ритм; если имеется больше, то громкий и быстрый брейк-бит джангла перекрывает другие. И все вместе в течение не менее семи минут. Добавим крики птиц. Также характерен один момент тишины, после которого звук снова продолжается. Это становится увлекательным как только вы привыкнете (что может потребовать некоторого времени).

Эмбиент (Ambient)

По-английски это слово значит нечто вроде "омывающий, обтекающий со всех сторон". Эмбиентная музыка сродни усыпляющему газу. Тихий шелест, писки, вздохи, гудки далеких тепловозов и взмахи крыльев летучих мышей. Никаких барабанов и пения. Добавь сюда немного Pink Floydовского "Dark Side Of The Moon", приправленного всевозможными современными звуковыми эффектами и обработками. Для танцев не подходит. Это электронная экспериментальная музыка, идеальна для прослушивания дома.

Габба (Gabber)

Габба - это музыкальный стиль, ставший очень популярным в последние пять лет в Голландии. Габба - это один из множества стилей, происходящий из того самого звука, родиной которого является Детройт. Большинство таких стилей основано на оригинальном звучании. Например мэллоу, хардкор, хардтранс и т.д. Габба - самый тяжелый из них. С глубоким басом, ухающем в очень большом темпе, очень частые хлопки и повторяющиеся сэмплы. Это одна из самых быстрых музык в мире на сегодня (более 200bpm). Множество людей приходит на грандиозные вечеринки насладиться музыкой и встретиться с другими любителями габбы, и не только в Голландии. Крупнейший организатор - "ID&T" проводит ежегодно множество габба-акций в Западной Европе. Хотите габбу - приезжайте в Европу.

Источник

5

Влияние цыган на мировую музыкальную культуру

http://shkolazhizni.ru/img/content/i57/57347.jpg

Все знают, как легко цыгане поддаются влияниям музыкальной культуры окружающих народов. Ритмы испанских цыган узнаваемо «испанские», мелодии русских цыган – узнаваемо «русские». Ухо иностранца не отличает музыку венгерских цыган от собственно венгерской, и остаётся только удивляться тому, как легко это делают сами венгры.

Но и цыгане оказывают влияние на музыкальную культуру по всему миру, и далеко не только на народные жанры.

Академическая музыка

Почему-то многие нецыгане удивляются, узнав, что есть (и были) цыгане, занимающиеся именно академической (то, что в народе называется «классической») музыкой. Хотя, казалось бы, специально ни один из них не скрывает своей этничности, а многие приобрели мировую славу: пианист-виртуоз Дьердь Цифра из Венгрии, его российский аналог, скрипач-виртуоз Михаил Эрденко, ещё один великолепный скрипач Ион Войку (Румыния)...

Не все цыганские академические музыканты были всего лишь исполнителями. Так, Михаил Эрденко писал академическую цыганскую музыку (романсы, пьесы и симфонии, успешно соединяющие академические европейские и цыганские музыкальные традиции), а его предшественник в этом необычном деле, легендарный венгерский скрипач и композитор Янош Бихари стал одним из основателей нового венгерского музыкального жанра, считающегося академическим – вербункоша.

Сам жанр был социальным заказом от правительства Австро-Венгрии. Этот бравый и одновременно весёлый «марш» должен был будоражить молодых людей, проходящих мимо вербовочных пунктов, делать идею службы в армии более позитивной и привлекательной. Композиторы, разработавшие новый жанр, так успешно справились с задачей, что вербункош прочно вошёл в венгерскую музыкальную культуру и живёт там до сих пор!

Но и «рядовые» музыканты умудрялись повлиять на мир академической музыки. Так, благодаря венгерскому цыгану Аладару Рацу в этот мир попал такой музыкальный инструмент, как цимбалы, до того считавшийся простонародным.

Джаз

Неизвестно точно, когда цыгане впервые начали играть джаз, но похоже, что первыми внесли в него цыганские музыкальные традиции братья из цыган-мануш, Пьер, Жан и Рене Ферре. Этот стиль подхватил их соплеменник, увечный, но гениальный гитарист Джанго Рейнхардт. Именно он сделал новый вид джаза всемирно известным и вошёл в историю музыки как его основатель. Называется этот стиль «джаз-мануш», или «цыганский джаз», что одно и то же, потому что мануш – одна из европейских ветвей цыган.

В наше время у Джанго Рейнхардта немало продолжателей: цыгане Бирели Лагрен, Олег Пономарёв, Гарри Стойка, а также нецыганские исполнители, такие, как группа Swing Couture в России и Karpatt во Франции. Фестивали по джаз-манушу проводятся регулярно; пожалуй, самые главные из них – «Самуа Сюр Сэн» во Франции и «Джанго Фест» в США.

Рок и металл.

Да, и здесь умудрились отметиться цыгане. Как «рядовые» исполнители, вроде Золтана Фаркаша (Венгрия) или скандального Рему Аалтонена (которого Финляндия собирается выставить на Евровидении в Москве). И как вехи истории – легендарная советская группа SHAH, с которой чуть ли не начался советский металл и особый стиль которой своими экспериментами с гитарой придал цыган Михаил Жемчужный; знаменитая джазовыми и роковыми экспериментами Валентина Пономарёва, которую в России знают в основном по исполнению цыганских романсов; гитарист Rolling Stones Ронни Вуд; и Маришка Вереш, сделавшая своим непривычно низким для шестидесятых голосом маленькую рок-н-ролл революцию… Помните, как под Маришкину «Шизгару» отплясывали вся Европа и весь СССР?

Русский шансон.

Этот хорошо раскрученный в наше время жанр получил популярность благодаря легендарному цыгану-эмигранту Алёше Димитриевичу, перед чьим талантом преклонялся сам Владимир Высоцкий. В СССР его распространению способствовала хулиганская группа «Братья Жемчужные». Несмотря на название, к семье Жемчужных они не имели никакого отношения. Группа состояла в основном из евреев, цыганом был только скрипач Алексей Дулькевич.

Как ни относись к жанру, но он часть российской музыкальной культуры, и на него повлияли цыгане – это два факта. И, конечно, эта статья раскрывает тему очень кратко, но она даёт достаточно информации для того, чтобы составить общее представление о связи цыган и мировой музыкальной культуры. Надеюсь, было интересно.

Автор: Лилит Мазикина

6

Названа самая исполняемая песня последних 70 лет

Самой часто исполняемой в мире песней за последние семь десятилетий признан легендарный хит британской группы Procol Harum «A Whiter Shade Of Pale» 1967 года. Она победила во всемирном конкурсе, проведенном компанией PPL, специализирующейся на лицензировании музыкальных произведений в разных странах мира.

Конкурс, результаты которого объявлены в понедельник в Лондоне, приурочен к 75-летию со дня создания PPL.

«A Whiter Shade Of Pale» была написана летом 1967 года и вобрала в себя тогдашнюю атмосферу музыкального Лондона, где создавалась новая мировая рок-культура.

Впоследствии песня неоднократно перепевалась популярными исполнителями, например, Энни Леннокс и Сарой Брайтман, вновь поднимаясь на вершины чартов.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Mb3iPP-tHdA[/youtube]

Второе место в конкурсе заняло знаменитое произведение легендарной группы Queen «Bohemian Rhapsody». Тройку замыкает группа Everly Brothers с песней «All I Have To Do Is Dream».

В первой десятке также находятся такие знаменитые исполнители и группы как Робби Уильямс – шестая позиция с песней «Angel», Элвис Пресли – седьмая с «All Shook Up», шведская группа ABBA – восьмое место с «Dancing Queen».

Конкурс показал, что наиболее востребованные и наиболее часто исполняемые современным обществом песни имеют в первую очередь романтическую направленность и лирическое содержание, передает ИТАР-ТАСС.

7

Когда родился первый рок-н-ролл?

Выявлять точное время появления того или иного стиля – дело неблагодарное. Тем не менее днем рождения рок-н-ролла ныне принято считать 12 апреля, когда, ровно 55 лет назад, в Нью-Йоркской студии был записан зажигательный молодежный хит «Rock Around the Clock».

Курьез, но авторами первого знаменитого рок-н-ролла стали люди, мягко говоря, немолодые. Звали их Джими Де Найт и Макс Фридман, причем последнему из них к тому времени было немного-немало – 63 года. Да и сама песня «Rock Around the Clock» в первоначальном варианте собственно рок-н-роллом не являлась – сами авторы предпочли представить ее как «фокстрот-новинку».

Свой путь к сердцам молодежи песня начала, когда попала в руки Уильяма Джона Клифтона Хейли-младшего (более известного, как Билл Хейли) – тоже далеко не юноши. Во время записи «Rock Around the Clock» ему пошел 28-й годок, он имел «оппозиционерское брюшко», нестильно одевался, а внешность его выделялась разве что завитым локоном (т.н. «поцелуйчиком» – «kiss curl»). Тем не менее к песне он подошел новаторски, нанизав мелодику на ударный бит-ритм. Подобный «неформат» поначалу вызывал у слушателей только недоумение.

Б. Хейли:
«Нас не признавали ни группой кантри-энд-вестерн, ни группой ритм-энд-блюза. Какое-то время организовывать концерты было трудно».

http://shkolazhizni.ru/img/content/i58/58724.jpg
Билл Хейли (1927-1981)

Однако, если бы Хейли сказали, что 12 апреля 1954 года (дата записи «Rock Around the Clock») будет праздноваться как «день рождения» нового музыкального стиля, он бы очень удивился. Во-первых, первым успешным рок-н-роллом правильнее будет считать другую песню того же Хейли – «Crazy Man Crazy», вышедшую еще в феврале 1953 г. Композиция попала в чартс США на 12-е место.
А вот «Рок Круглые Сутки» сначала, как говорится, «не пошел». Да и сам исполнитель особых планов на нее не строил – недаром песня вышла на второй стороне сингла.
После того, как «Rock Around the Clock» прошел незамеченным, Хейли записал еще одну песню «Shake, Rattle and Roll», которой повезло больше (7-е место в чартсах). Однако эти формально первые рок-хиты оказались забыты в лучах славы, в конце концов, настигшей «Rock Around the Clock».

http://shkolazhizni.ru/img/content/i58/58726.jpg
Кадр из фильма "Джунгли грифельных досок". Прозвучавший в нем рок-н-ролл Хейли надолго пережил славу довольно посредственной, по мнению критиков, кинокартины.

Всё изменилось год спустя после записи, когда «Rock Around the Clock» попал в саундтрек молодежного фильма «Blackboard Jungle» («Джунгли грифельных досок» или по-простому «Школьные джунгли»)...

Фильм повествовал о безуспешных попытках школьного учителя найти общий язык с «трудным» молодым поколением. И хотя песня Хейли звучала только в титрах, именно она стала настоящим символом этого самого поколения. На кинопросмотрах молодежь приходила в такой восторг от «Rock Around the Clock», что вскакивала ногами на кресла, нередко их ломая (чуть ли не первый акт рок-вандализма). Фильм имел оглушительный успех, а вслед за ним и песня. Летом 1955 г. переизданный сингл «Rock Around the Clock» взлетел на вершины хит-парадов США и Британии. В США он продержался на первом месте 8 недель и был продан в количестве 25 млн. экземпляров (рекорд, достойный книги Гиннеса). На волне успеха песней заинтересовался знаменитый Алан Фрид, и даже снял фильм с тем же названием – «Рок круглые сутки», в котором снялся сам, и где Хейли исполнил свой хит прямо в кадре.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i58/58725.jpg
Сингл с песней "Rock Around the Clock"

Б. Хейли:
«Мы играли рок-н-ролл, хотя и не называли его так. Hам повезло: мы пришли в то время, когда в музыке не происходило ничего нового... Рынок для нас был открыт.
...В начале 50-х годов мир ждал чего-то нового. Время вокалистов и биг-бендов прошло. Пожалуй, единственным, что производило впечатление, был джаз, но он был выше понимания среднего слушателя. Я чувствовал, что если использую ритм, под который можно хлопать в ладоши и танцевать, это будет как раз то, что нужно...»

Впоследствии Билл Хейли создал еще несколько хитов, но его популярность внезапно стала стремительно падать. Дело в том, что возраст и внешность Билла не соответствовали представлениям о молодежном кумире. И после появления молодых и красивых (в частности, Пресли), автор первого рок-н-ролла одним из первых обратил взор на непаханное поле Туманного Альбиона. Там слава Хейли была в разгаре, вот он и гастролировал по Великобритании, культивируя почву для будущих «битлов» и «роллингов». Как известно, его труды не пропали даром...

В Советском Союзе песня «Rock Around the Clock» имела свою забавную «патриотичную» версию под название «Зиганшин-рок». Причиной ее написания послужил случай 1960 г., когда четверых моряков – Зиганшина, Поплавского, Крючковского и Федотова – унесло на барже в открытое море. Измученные и голодающие моряки продержались целых 49 дней, пока их не спасли американские коллеги. На материале этого героической «одиссеи» возник первый советский народный рок-н-ролл (пусть и на мелодию Хейли):

«Зиганшин-рок, Зиганшин-буги
Зиганшин – парень из Калуги
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок
Зиганшин съел чужой сапог
Поплавский-рок, Поплавский-буги
Поплавский съел письмо подруги
Пока Поплавский чистил зубы…
Зиганшин съел второй сапог...»

Мотивы «Rock Around the Clock» можно обнаружить и в тексте «Мажорного рок-н-ролла» Майка Науменко:

«Я посмотрел на часы – было восемь ноль одна,
Мы танцевали, вместе с нами танцевала луна.
Рок-н-ролл танцуют все кругом.
Мы прыгали, крутились и вертелись так, что пол ходил ходуном!»

Ну и собственно, перевод самого оригинала (Танцуют все!):

«Рок круглые сутки»
(пер. Е. Смирновой, wwwlib.ru)

Раз два три рок, и опять рок
Пять шесть семь рок, и опять рок
Утром рок, в полдень рок, вечером рок
Танцуем рок, пока часы летят

Улыбнись, дружок! Уже готов?
Мы танцуем рок под бой часов.
Танцуем рок, пока часы летят
Танцуем рок, рок, рок всю ночь подряд
Танцуем рок, только рок, и пусть часы летят

Два часа назад пробило три
Музыканты спят, но держат ритм
Танцуем рок, пока часы летят
Танцуем рок, рок, рок всю ночь подряд
Танцуем рок, только рок, и пусть часы летят

Скоро пять утра, и шесть, и семь,
И теперь пора ускорить темп,
Танцуем рок, пока часы летят
Танцуем рок, рок, рок всю ночь подряд
Танцуем рок, только рок, и пусть часы летят

Пусть приходит день, десятый час,
Не устал совсем никто из нас.
Танцуем рок, пока часы летят
Танцуем рок, рок, рок весь день подряд
Танцуем рок, только рок, и пусть часы летят

В полночь, так и быть, мы отдохнём
Но потом опять плясать начнём
Танцуем рок, пока часы летят.
Танцуем рок, рок, рок всю ночь подряд
Танцуем рок, только рок, и пусть часы летят.

Автор: Сергей Курий http://shkolazhizni.ru

8

Сегодня прочитала статью, которая мне понравилась, потому что, на мой взгляд, отражает реально, то, что происходит в мире музыки. Статья была написана ко Дню копирайта, но, думаю, что она больше подойдет для этого раздела. Рада буду, если возникнет дискуссия по написанному.

Beat-To-Bit

-Confusion will be my epitaph.
King Crimson

В воздухе запахло медикаментами....

Именно это мне кажется, когда я читаю сводки с полей битвы за копирайт и «легальную» музыку.
За последние 20 лет далеко не одна индустрия отдала богу душу под натиском технологических инноваций.
Самые умные и успешные вылечились и извлекли из этой трансформации максимум возможной пользы.
Другие умерли просто, спокойно и без лишнего шума. О них скоро забудут, впрочем, у кого-то останется о них добрая память.

Но самое отвратительное впечатление производят те, кто, умирая, визжат как резанные поросята и в горячечном припадке разносят с прикроватного столика все медикаменты, которые может еще как-то и могли бы им помочь, обрати на них внимание.

Но склянки разбиваются, и комнату заполняет тот самый запах медикаментов.

Причем по поведению пациента можно сделать вывод, что действие происходит в психиатрической больнице. Действия его нелогичны, абсурдны и безумно неуклюжи. С одной стороны, хочется как-то подойти и помочь больному хотя бы словом, а с другой стороны - какая-то брезгливость и опасение. Неадекватность его поведения полностью отбивает любое желание как-то участвовать в его судьбе. Остается только созерцать эту неприглядную картину, но я предпочитаю просто выйти из палаты. Лучше вспомнить больного в его лучшие годы, а они, несомненно, были...

Я давно задаю себе вопрос, в какой именно момент музыкальная индустрия потеряла весь свой шарм и притягательность, которая была ей так свойственна в былые времена? Во времена, когда каждая фирма грамзаписи имела свое собственное лицо, яркую индивидуальность, которая выражалась не только в дизайнерском "пятаке" на виниловой пластинке, но абсолютно во всем, что она делала.

Что произошло с музыкальной индустрией по дороге из времени «Beat» во времена «Bit»?

На данную тему написано много статей, по большей части бредовых, оперирующих понятиями «бизнес-модель», «доля рынка» и прочими абстракциями.
Мне они напоминают плацебо - таблетку пустышку, которую положили на столик больного. Он смотрит на нее и внушает себе, что все будет хорошо, все идет как надо, все наладится...

Я хотел бы поговорить об абстракциях другого плана, которые не имеют прямого отношения к бизнесу, но зато имеют прямое отношение к его кончине - поговорить о Харизме, Иллюзиях и Энергии...

Харизма

В чем основное отличие звукозаписывающих компаний золотого периода грамзаписи - эпохи Beat, а именно 70-х годов прошлого века, от их сегодняшних последователей эпохи «Bit»?
Собственно говоря, отличий много, но в глаза бросается одно.

В те времена маленькие звукозаписывающие компаний возглавляли большие люди. Личности!
Сегодня очень большие звукозаписывающие компании возглавляют маленькие люди из категории "никто и звать никак"

В подавляющем своем большинстве они вообще не имеют никакого отношения к музыке и являются либо бухгалтерами, либо юристами.

Иногда в душе, что особенно ужасно.

То есть, выражаясь словами классика, «офисный планктон».
От того, что это очень хорошо оплачиваемый и лощеный планктон, он планктоном быть не перестает, и весьма ошибочно было бы думать, что качество музыкальной продукции зависит только от самих музыкантов.

Такие люди, как Ричард Бренсон (Virgin), Стиг Андерссон (Polar Music), Берри Горди (Motown) или Дэниел Миллер (Mute) сами по себе были носителями огромной харизмы. И еще не понятно, у кого ее было больше - у артистов их компаний или у руководителей. Харизма Бренсона уж точно перевешивала всех его музыкантов вместе взятых и до сих пор витает над его 200 компаниями, чем бы они там не занимались.

Спутать пластинку от Mottown и пластинку от Virgin мог только законченный идиот. Они были носителями совершенно определенной культуры. В них были и стиль, и драйв.
Их продукция пережила как сами эти фирмы, так и артистов, которых они записывали. Сегодня, спустя 30-40 лет эта продукция по-прежнему продается, переходя из рук в руки десятки раз и, что немаловажно, увеличиваясь в цене.

Продается за реальные деньги, хотя музыка, на этих пластинках записанная, лежит на миллионах сайтах в сети. Но люди, несмотря на ее наличие, тратят от 30 долл. за то же самое на виниле.

Не думайте, что дело тут в каком-то особом виниловом звучании.
Дело тут в харизме, которая, что бы там не думала по этому поводу организованная религия, присуща не только людям, но и неодушевленным предметам.

Но только при одном условии, если эти неодушевленные предметы были сотворены людьми, которые эту самую харизму имели. Если в продукт изначально была вложена душа его создателя.

Харизма создает добавленную стоимость, а во времена, когда основным направлением движения является стремление к бесплатности во всем, она создает просто стоимость. Не добавленную, а обычную стоимость, что уже само по себе невероятно.
Именно харизма - залог успеха компьютеров с изображением надкусанного яблока.
Харизма – по-прежнему продает пластинки The Beatles с яблоком, но уже надрезанным. Эти две компании Apple музыкальная и Apple компьютерная - одни из самых показательных в вопросе харизмы. Никого не нужно уговаривать покупать их продукцию. Люди сами будут биться за нее, несмотря на миллион вроде бы бесплатных аналогов.

Мне хотелось бы знать, в какой именно момент все это превратилось в производство груды обезличенной пластмассы, которую еще надо уговаривать купить?

Момент этот на самом деле всем известен. Это тот момент, к наступлению которого абсолютно все яркие и интересные музыкальные лейблы были выкуплены транснациональными компаниями, запустив процесс полного обезличивания музыкальной продукции.
Само по себе приобретение одной компании другой имеет мало смысла. Редки такие случаи, чтобы это принесло ощутимую пользу и оправдало затраты. Особенно, когда огромная бухгалтерская контора покупает маленькую креативную и эффективную команду в надежде, что покупают ее креатив и харизму. Единственное, что у них получается, это полностью убить весь креатив и свести былую харизму к нулю, утопив ее в мутной луже под называнием «корпоративная культура».
Но так или иначе, а затраты на покупку отбивать надо, и тут как ни к стати подвернулся новый формат в виде сомнительно звучащих, но дешевых и удобных компакт-дисков.

Виниловые пластинки, являясь, строго говоря, также результатом штамповки пластмассы, имели при этом очень большую индивидуальность. Начиная с того, что одна и та же пластинка, выпущенная на разных лейблах и в разных странах, абсолютно по-разному звучала, заканчивая множеством других нюансов. Но жадность и стремление продать скупленный у настоящих фирм грамзаписи материал еще раз в новом виде привела к образованию горы неодушевленной пластмассы и вбила первый гвоздь в гроб музыкальной индустрии.
Несмотря на эйфорию от первых огромных продаж CD, произошедшее можно сравнить только с введением последней дозы сильного наркотика. Тебе будет очень хорошо, но недолго.

С харизмой артистов тем временем происходили не менее драматичные изменения. Эпоха музыкантов, о жизни которых можно было писать книги, сменялась эпохой музыкантов, которые тянули максимум на статью.
А потом на статью, но только уже заказную, потому что про артиста ровным счетом писать было нечего. И только креативное мышление журналистов и PR- менеджеров позволяло хоть что-то рассказать людям о музыканте, пластинку которого предстояло впарить народным массам.

Чем это все закончилось, мы прекрасно видим. Музыкальная пресса сошла на нет практически во всем мире по причине абсолютного отсутствия хоть какой-то основы для своей деятельности. Дешевые скандалы и попытки «нарисовать» яркую личность не работают для нового поколения, которое все лучше чувствует явную фальшь. И если в случае с Эми Уайнхаус выглядят просто смешными, то с какой-нибудь Б. Спирс - убогими.

Харизма на то она и харизма, чтобы притягивать людей. Это притяжение в любое время будет работать на харизматика и тех, кто пасется рядом с ним. Даже во времена всеобщей бесплатности она тем или иным путем, но будет генерировать деньги для ее носителя.

С харизмой есть только одна проблема. Ее нельзя создать искусственно. Она либо есть, либо ее нет. А те проповедники попсовой психологии, которые на каждом углу грозятся научить вас быть харизматиком через всякие НЛП - идут лесом. Как всем известно, единственная польза от занятия НЛП - это зарплата ведущего курсов самого НЛП.

Последнее отличие старой музыкальной индустрии от новой, которое правда к харизме не имеет отношения, но должно быть упомянуто - это функциональность.

Какие функции выполняли звукозаписывающие компании исторически?

Основных таких функций пять.
- Найти артиста
- Записать артиста
- Раскрутить артиста
- Распространить записи
- Обмануть артиста

До определенной поры, все эти задачи выполнялись достаточно эффективно, а по последнему пункту были достигнуты прямо-таки вершины технологии.
Однако с появлением сети, и это уже даже неприлично говорить, у лейблов осталась только одна задача, которую они могут выполнять лучше самого артиста, а именно последняя. Впрочем, самообманываться у артистов тоже отлично получается самостоятельно, особенно в своих ожиданиях.

В остальном же артисты весьма удачно находят себя сами, записываются за свой счет (благо технологии сделали этот процесс копеечным, а качество записи, как выяснилось, почти никого не волнует). С распространением все стало просто замечательно, а раскрутка худо-бедно обеспечивается той же сетью во всех ее проявлениях.

В какой-то момент ситуация даже стала казаться идиллической.

Полная свобода самовыражения (о пользе которой стоит поговорить отдельно), никаких фильтров в лице A&R-менеджеров звукозаписывающих компаний (это такие странные товарищи, которые считают свой музыкальный вкус близким к народным массам), распространение музыки сразу по всему миру. Это просто сказка какая-то, а не времена настают!

Все было хорошо в этой новой картине, кроме одного досадного нюанса.
Отчего-то музыку эту почти никто не покупает.

Причем не покупает ни в каком виде. Ни на CD, ни в виде файлов. Ни по большой цене, ни по маленькой. Ни у фирм грамзаписи, ни напрямую у артистов.

- Спасибо, не надо.
- А почему собственно?

Только, пожалуйста, не надо приводить мне в пример успехи iTunes и группы RadioHead как доказательство того, что продать все же можно, надо только найти бизнес-модель.

Во-первых, просто реально тошнит от упоминания этих двух примеров, потому что только самое ленивое издание не написало бы про Radiohead по несколько раз.

Во-вторых, iTines ни черта не приносит Apple, о чем много раз сообщала сама компания. По сути, этот сервис вообще на грани окупаемости, но приносит огромную пользу косвенным путем, а именно через продажи плееров iPod. Цифры проданных через iTunes треков звучат очень красиво на презентациях Apple и в исполнении Стива Джобса, но они просто незаметны при сравнении их с цифрами бесплатных закачек музыки из сети. И это самый успешный магазин в мире.

В третьих, если кто-то воспринял всерьез эксперимент Radiohead по установлению слушателями собственной цены за скачанные из сети треки с их нового альбома, то я хотел бы иметь такой детско-наивный взгляд на мир. С ним, наверное, очень просто жить.

В реальности ход группы, конечно же является гениальным, но в совершенно другой области. Пустив такую удачную утку в сеть, группа просто поимела (в обоих смыслах слова) всю мировую прессу, получив рекламную кампанию невиданного размера и невиданной же наглости. Совершенно неудивительно, что спустя некоторое время и она, и ее фирма грамзаписи получили свое, отлично продав совершенно реальные звуконосители в виде CD и винила, а также сопутствующие приятные мелочи.

Единственно о чем лично мне говорит случай с группой Radiohead, это только о том, что если музыка реально хорошая, а артисты являются личностями, то их продукция продается все равно.

Как говорил бывший президент РФ:
«Нашим новым ракетам все равно. Есть «ПРО»... нет «ПРО»...
Также и для хорошей музыки. Есть пиратство или нет, не играет уж очень большой роли. Особенно, если отбросить идиотские иллюзии...

Иллюзии

Первая и самая странная иллюзия это то, что издание каждого нового альбома должно приводить к материализации как минимум огромного особняка на частном острове.

Даже The Beatles мыслили масштабом «одна песня - один плавательный бассейн» (и то в шутку). Но им можно. Их музыка приносит реальное счастье миллионам людей уже 40 лет и продается миллионными тиражами даже сегодня.
За эти сорок лет ни один артист даже не смог приблизиться к уровню их гениальности.
А кто сказал, что такие доходы должны быть у певца или певицы, альбом которой можно прослушать всего один раз и то на перемотке? Кого из слушателей волнует, что в «это» вложен миллионный бюджет и его надо отбивать?

Кто вообще придумал, что у музыкальной группы или у композитора должны быть обязательно сверх доходы?

Мировая история никак не подтверждает такого положения вещей. Если не считать 20-30 лет бума звукозаписи (что капля в море), то во все остальные времена творческие люди имели доходы просто достаточные, чтобы заниматься любим делом всю жизнь и желательно не сильно заботиться о деньгах. Во всяком случае, не отвлекаться от творчества на зарабатывание их каким-то иным методом.
Никто и никогда не обещал за это занятие частного острова.

Давайте трезво посмотрим на вещи.

Был только миг, между прошлым и будущим. Именно он назывался музыкальная индустрия. Он был очень краток. На перепутье между тем временем, когда не было никаких физических музыкальных носителей, и тем временем, когда уже нет таковых. И что в этом такого уж ужасного?
В память об этом миге у нас осталось очень много реликвий. Может быть этого всем хватит?

Больше всего мне понравилась фраза, сказанная одним моим знакомым звукорежиссером, которому по долгу службы приходится слушать массу новых артистов с той или иной целью.

Я музыку бесплатно не слушаю, - сказал он.

Защитники копирайта и всякие прочие юристы могут не радоваться, он не имел ввиду, что не слушает бесплатную музыку. Он имел ввиду, что вообще отказывается слушать современную музыку, если ему за это не заплатят.
Подход достойный уважения и понимания. Ведь, если вы купили в магазине тухлую рыбу, то расцениваете это как ущерб собственному здоровью. Так почему же не заботиться также и о своем психическом здоровье или как минимум об испорченном настроении?

И проблема тут создана именно теми преимуществами, которые я отметил ранее, как потенциальную сказку для музыкально бизнеса.
Те технологии, которые призваны были обеспечить неслыханную ранее свободу творчества, отсутствие преград, свободное распространение, они же и сработали ровно в обратном направлении.

Иллюзия свободы самовыражения

Звучит заманчиво. Если отбросить тот факт, что давно доказано - 99% людей не могут создать ничего ценного в принципе.

Лучше всего это доказала сама сеть интернет, а именно ее web 2.0 реинкарнация.
Те люди, которые и раньше создавали качественный контент, продолжают его создавать. Все остальное заполнено откровенным мусором.
Вы никогда не обращали внимания, что действительно серьезные люди никогда не ведут никаких блогов (если это не их профессия)? Болтать - не их удел, а мнение других людей их вообще слабо интересует. Они занимаются тем, что что-то создают....

Хорошо это или плохо, но задача большинства людей потреблять, а не создавать, и так было всегда.

Классических композиторов вообще было очень мало, но все гении.

Сегодня самовыражаться стал каждый второй, но само по себе это проблемой не является. Это вообще даже полезно, если никто не видит.
Проблема в том, что все это делается не для себя и для друзей, а вываливается в виде реального музыкального продукта на рынок.

И пойди теперь найди на этом рынке то, что тебе понравится среди тонны музыкального мусора. Надо как минимум быть упертым меломаном, чтобы тратить все свое время на фильтрацию.

У меня вопрос к музыкальной индустрии.
Вы серьезно считаете, что я должен платить за весь этот шум те же 18 долл., что и за Dark Side Of The Moon на соседней полке?
Или вы просто так шутите?

Что мы получили в итоге?
Свобода самовыражения была хороша в теории, но на практике привела к тому, что даже людям, хорошо владеющим технологиями (а себя я нескромно отношу именно к таким) практически невозможно найти в сети ничего ценного. Уровень шума уже перешел всякие границы.

Иллюзия цензуры.

Раньше цензорами были фирмы грамзаписи. Пока они были маленькими и управлялись творческими личностями - это были хорошие фильтры. Они делали великое дело, избавляя нас, слушателей, от купания в море дерьма.
Да, они иногда ошибались и не всегда замечали талант, но в общем и целом после каждой такой фирмы остались как минимум несколько артистов мега-размера и великого потенциала. Если бы не эти фильтры, то мы бы о них не узнали никогда.

По мере того как настоящие фирмы грамзаписи поглощались бандами бухгалтеров -юристов в лице транснациональных медиа-групп, фильтры становились все хуже и хуже. В конце концов они стали такие дерьмовыми, что, действительно, лучше бы их не было. Но как выясняется проблема не в фильтрах, а все же в их качестве.

Итак, получается такая картина.

Для музыкантов и для индустрии сделали все, что вообще можно было себе представить. Все самые современные технологии находятся у них в руках.
Виртуальные студии - твори почти даром.
Система распространения просто бесплатная.
Возможность маркетинга в сети при творческом подходе просто огромная.

Все просто отлично, кроме одного. Большинство людей ни в какую не хотят покупать большинство новой музыки. Не боятся, гады такие, ни законов ни перманентных «наездов». Ну все же дали индустрии и музыкантам, что им всегда хотелось, а продукт их не покупают в основной массе.

Вернее новый продукт.

Потому что Beatles, Queen, Pink Floyd, ABBA и т.д. упорно продолжают продаваться немыслимым количеством копий. В mp3, на CD, на виниле - как угодно. Они уже на пенсии все, а пластинки, без всякой особой рекламы продаются, только отгружать успевай.

Здесь самый раз было бы упрекнуть меня в ретроградстве, но не стоит.
Во-первых, мне наплевать на все эти упреки.
Во-вторых, я-то знаю, что как только появляется новая группа, которую можно действительно любить, то я ее и люблю.

Так же как сразу полюбил Air, Zero 7 или новую реинкарнацию Future Sound Of London. Я уже имел все их mp3 совершенно бесплатно, а потом пошел и купил все на CD, а потом еще раз на виниле.

Сумасшедший?

Но это исключения из правила. Увы, но из новой музыки любить удается крайне мало кого. Почти некого....

Всем известен гениальный музыкальный сайт -Last.fm. По нему очень хорошо можно понять, что именно «любит» большинство людей. Как всем известно, last.fm собирает статистику того, что реальные люди реально слушают на своих компьютерах. Это намного более честная информация чем все проплаченые чарты на свете. Даже если и не проплаченые, то отражающие покупки, но не реальную любовь. Купить можно и сдуру или под воздействием СМИ. Но никто не заставит человека слушать это каждый день.

Так вот, сколько существует Last.Fm, я не помню, чтобы те же Beatles опускались там ниже третьего места. Спустя 40 лет после последней их песни.
И все остальные из первой двадцатки - реальные артисты и яркие личности прежде всего.
Кстати last.fm посещают далеко не одни пенсионеры.

«Не признак ли это творческого бессилия? Неужели никто не способен сочинить новый материал, перекликающийся с тем, что когда-то делали мы? Конечно, я горд, счастлив, польщен и все такое, но как такое может быть, чтобы наибольшим успехом пользовалось то, что было сделано 20 лет назад – да еще и в кавер-версиях? Что-то здесь не так. Такого быть не должно.

Бенни Андерсон (ABBA)

Ему отвечает российский классик.

- Может что-то в консерватории поменять? (Жванецкий)

Причем почти в прямом смысле....

Энергия

Итак, по-прежнему существуют артисты, которые как продавали свою музыку за вполне реальные деньги, так и продолжают продавать.

Их не очень много, но кто сказал, что их должны быть миллионы?
Тиражи может и поубавились, но кто сказал, что каждый житель планеты должен покупать музыкальную продукцию?

Этот бред живет только в головах маркетологов транснациональных музыкальных компаний.
Ссылки на былые показатели (особенно на 70-е годы прошлого века) так это просто курам на смех.

В те времена у людей, практически, не было иных домашних развлечений, кроме музыки. Видеомагнитофонов не было, компьютерных игр и видео-приставок тоже. Гаджетов - просто ни одного. Все что было для дома - это книга и пластинка. Вот вам и первое объяснение. Внимание людей просто распределилось между всеми новыми медиа и искусствами, а денег больше не стало. На долю музыки приходится меньше внимания. Отношение к ней стало попроще...в общем.

Говоря об энергии, надо начать с того, что людьми давно подмечено и в поговорках закреплено:

«То, что нам дешево дается, то и ценится низко».
Или вообще никак не ценится.

Применительно к музыке это выражается в том, что ее процесс стал слишком дешевым и механическим. Человек стал вкладывать в музыку намного меньше собственной энергетики. А слушатель это чувствует каким-то особенным чувством и отлично понимает.

Путь - Beat

Есть такой музыкальный жанр как Ambient (по - русские просто набор шумов или звуков, которые с пафосом обычно выдаются за концепцию). Многим кажется, что это совершенно новый жанр музыки и появился не так давно. Однако также как Beatles всего лишь одной своей песней положили начало всему брит-попу 90-х, другой песней придумали хард-рок 70-х, а третьей - всю современную психоделику (вот степень влияния на мир), так и Ambient в современном понимании впервые появился еще на пластинках ранних Pink Floyd наряду с той же психоделикой.

В те времена музыку делать было крайне сложно и затратно. Синтезаторы только-только начали появляться и имели совсем еще допотопный вид. Никаких готовых звуков (сэмплов) не было и подавно. Чтобы добиться нужного эффекта эха на гитаре одному музыканту потребовалось залезть в бассейн со спущенной водой, а иначе никак. Так вот людям приходилось изгаляться самыми разными способами.
Они мудрили с пленкой, разрезали ее на части, склеивали, создавали какие-то самодельные приспособления только ради одного эффекта. Великий продюсер и звукорежиссер Alan Parsons, чтобы записать звуковой эффект с боем часов ходил для этого в часовой магазин. И это было честно.

Честность - именно то слово, которое лучшим образом отображает, как делалась музыка в тот период. Не было той ширмы из высоких технологий, за которой можно было скрыться, и это очень хорошо слышно в музыке
И это по-прежнему имеет цену.

Путь -Bit

На сегодняшний день, любой тинейджер может моментально загрузить из сети множество модных звуков, сэмплов, лупов и прочего «контента» запустить на своем ноутбуке виртуальную студию и собрать из этого нечто.

В зависимости от того, был ли этот шум воспроизведен прямо или задом-наперед, конечный продут может назваться как угодно.

Но смысла не появляется ни в первом варианте, ни во втором.
Умный тиннейджер, разумеется, при этом еще раздует щеки и начнет рассказывать про уникальную концепцию данного произведения, идеи которые он заложил в свое творение, муки творчества.

Музыкальные критики будут оперировать словами «культовый» (убивать надо за это слово), «культурный пласт» и проводить аналогии с другими артистами, имена которых никому ничего не говорят кроме самих критиков.

Однако все это не работает.

Музыка, которая была легко собрана как из кубиков конструктора Lego, не имеет ценности. Напрасно музыканты думают, что рядовым слушателям все равно. И дело тут совсем не в компьютере, а в халяве.

Тот результат, который ранее достигался путем неимоверных творческих усилий, а значит траты психической энергии людей, сегодня достигается путем нескольких случайных тыканий мышкой в произвольных местах музыкального программного обеспечения. И на первый взгляд в обоих случаях (для музыки Ambient) получился одинаковый набор звуков и шумов. Некий звуковой ландшафт.

Только вот незадача...В первом случае он слушается как произведение искусства и спустя 40 лет, а во втором - как дешевая поделка, которую может сделать любой идиот.

Может психическая энергия, как и эмоции, передается через результат творчества?

Я привел только крайний пример, но любой, кто может думать, легко увидит все это и во всей остальной современной музыкальной продукции.

Во всяком случае, именно этим объяснятся катастрофическое падение во всем мире интереса к электронной музыке. Делать ее стало не только не доходно, но и совершенно не престижно и вообще не актуально.

Один частный случай

Каждый человек время от времени задает себе вопрос о том, как ему лично относиться к потреблению музыки в наши дни, когда вопрос об авторском праве буквально повис в воздухе.

С одной стороны, я уверен, что почти все в глубине души понимают, что труд хороших писателей, композиторов и прочих создателей интеллектуальной собственности хоть как-то, но должен оплачиваться.
Иначе производство ее может практически прекратиться, что, опять-таки уверен, никому не хочется.

С другой стороны, когда этот вопрос мы начинаем применять к себе лично, то быстро понимаем, что при малейшей возможности не платить за книги, музыку и фильмы (а на самом деле и за все остальное), мы с радостью готовы ею воспользоваться.

И совершенно не важно, что по этому поводу думает закон, потому что влияние закона на нашу деятельность в сети интернет является сильно преувеличенным. Готов биться об заклад, но что бы не придумывали защитники копирайта и всякие прочие регуляторы, чем больше будут развиваться информационные технологии, тем меньше будет это влияние. По сути, оно упорно стремится к нулю.

Единицы никогда не смогут бороться с подавляющим большинством особенно в век высоких технологий.
Это было миллион раз показано и доказано и, если это до кого-то еще не дошло, то это исключительно его проблемы.

Моральные стороны вопроса меня также слабо волнуют. Я уверен, что каждый действительно свободный человек никогда не руководствуется принципами общественной морали, на смену которой давно принял свои собственные принципы.
Принимая во внимание абсолютную субъективность таких понятий как «добро - зло», «плохо - хорошо», мнение окружающих на этот счет должно волновать его в последнюю очередь.

«Мораль ласкает слабого, но ложится под сильного». Я полностью разделяю эту избитую истину и хотел бы только добавить, что сильными в новом столетии являются именно те, кто владеет технологиями. То есть подавляющее большинство молодых и далеко неглупых людей, но не горстка функционеров, которые еще вчера имели явные проблемы с электронной почтой.

Так или иначе, я попытался лично для себя определить тот путь, которым я готов потреблять музыку, находясь при этом в согласии прежде всего с самим собой.

Ранее я, как и большинство других людей, занимался цифровым накопительством, но в какой-то момент понял всю абсолютную глупость этого занятия.

И, кстати говоря, его крайнюю неэффективность касательно расширения моего личного музыкального кругозора, о чем я очень забочусь.

Я обратил внимание, что 99% всей новой музыки, которую я скачивал, слушалась мною максимум один раз. После чего она либо мертвым грузом лежала внутри моего компьютера, либо сразу же удалялась. О причинах такого явления я достаточно написал выше, но меня теперь волновали следствия.
Не нужно долго думать, чтобы понять, что эту самую музыку я фактически потребляю в режиме радио, но никак не домашнего музыкального центра. А уж до моего iPod такая музыка и вовсе никогда не добиралась. Я что-то стягивал и удалял, стягивал и удалял, пока не понял всю бессмысленность данного процесса.

В этот момент вся музыка на свете разделилась для меня всего лишь на два класса - музыка, которая настолько для меня хороша, что я буду слушать ее всю жизнь, и музыка, которая настолько «никакая», что достойна только краткого ознакомления.

С тех пор я прекратил вообще, что-либо загружать из сети.
Все мои любимые альбомы давно были куплены на CD и на виниле и, разумеется, они же были постоянной пищей моего iPod.

Я практически полностью переключился на прослушивание радио.
Под словом радио я, разумеется, имею в виду не то убожество, которое присутствует в российском (и не только) радио эфире. Я говорю о настоящем радио, которое дает мне интернет в количестве нескольких тысяч станций со всего мира, и в качестве, которое для одноразовой музыки мне вполне подходит.
Я говорю о том радио, которое позволяет мне слушать именно ту музыку, к которой сейчас расположена моя душа, даже если это какая-нибудь редкая-редкость.
Без опасения, что в какой-то момент мне в душу плюнут чем-нибудь типа киркорова или лепса.

Скоро я обнаружил и практическую пользу от такого прослушивания.
В отличие от своих доисторических FM-«коллег» настоящее радио всегда сообщает мне, кто и что в данный момент звучит в их эфире. Это приводит к такому огромному числу музыкальных открытий, о котором я мог только мечтать ранее. Часто я натыкаюсь на настоящие шедевры, о существовании которых никогда не узнал бы, пытаясь расширить свой кругозор через посещение музыкальных интернет-сайтов, с миллионом ничего не говорящих мне названий групп.

И когда я натыкаюсь на них, то получаю возможность более полно изучить творчество той или иной группы и возможно купить ее диск. Или скачать...
Но это зависит от степени гениальности альбома и его способности стоять на одной полке рядом с Queen: The Night at the Opera или Air: Moon Safary

У музыкальной индустрии остался только один единственный шанс что-то продать мне - это показать что-то такое, во что я очень сильно влюблюсь. Влюблюсь настолько, что сам по доброй воле захочу купить это и поставить на полку. Думаю, что никакого другого способа у нее больше никогда и не будет.

За деньги отныне будут продаваться только самые редкие-редкости. Шедевры, мимо которых невозможно пройти. И будет ли музыкальная индустрия предлагать мне такие - это, честно говоря, - ее личное дело.

Но я не исключаю и другого развития событий и, более того, счел бы его идеальным.

В тот момент, когда музыкальный бизнес практически перестанет генерировать прибыль (а это будет непременно) из него свалят все, кто занимался музыкой исключительно ради денег.
Те немногие, что останутся, будут творить только по той причине, что имеют к этому реальную духовную потребность.
И, как это обычно бывает в таких случаях, все, что сделано с душой будет настолько хорошо, что мы снова захотим это купить.

Хорошей музыки не бывает слишком много....

Музыкальная индустрия, в том виде, к которому она пришла, не любит своих покупателей. Она и артистов своих давно не любит. Музыкальная индустрия любит только саму себя. И поэтому вся энергия, которую она тратит, не возвращается к ней ни в каком виде.

Я начал эту статью цитатой из группы King Crimson, а закончу ее последней строчкой, последней песни, последней пластинки группы The Beatles.
Это послание имеет огромный смысл и является квинтэссенцией всего того, что эта группа хотела сказать миру. Она показывает истинное отношение к людям и к творчеству, и именно поэтому записи этой группы продавались и будут продавать всегда.

Если музыкальная индустрия хоть немного применит эти слова относительно самой себя, то у нее есть шанс.

- and in the end the love you take
is equal to the love you make

Дмитрий Сильницкий
wwwsilnitsky.com


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История развития музыки