«Собирайся внучка, - говорила моя бабушка. – Свадьба у соседей, пригласили. Вся деревня гуляет». Бабуля доставала из сундука новую одежду, цветастый платок. Я - школьница, с замиранием сердца шла смотреть на невесту, на щедрый стол, что стоял в саду, усыпанном яблоками, на красиво одетых людей. Крики: «Горько!» и через каких-то полчаса гармонист - дядька Петрок, растягивал меха.
Красивые, нарядные тетки затягивали песни. Чисто, громко, от души выводили они напевы. Что пели сейчас уж и не вспомню, да и слова впервые попавшему в деревню, граничащую с Белоруссией и Украиной, разобрать было невозможно. Но как пели! Не зная ни нот, ни терций, ни синкоп, пели и не фальшивили. От бабки, к дочери, от нее - детям вот на таких праздниках передавался репертуар.
Сейчас эти традиции во многом уже утрачены. Вот родители мои, собираясь с соседями на праздники на общей кухне в коммуналке военного городка под Питером, иногда растягивали - «Выходила на берег Катюша», «И тогда за туманами…». А мы – нет, не поем. Может, не умеем, а может, и не знаем как.
Анастасия Заволокина, ведущая программы «Играй, гармонь», после смерти своего отца, бессменного ведущего популярной программы, продолжила его дело. И как никто другой знает, что сейчас поют на застольях, и поют ли вообще?
- Мы объехали почти все уголки России, были в самых отдаленных деревнях и поселках. Чего греха таить, намного меньше сейчас поют за столом, если сравнить с 50-70 годами. Особенно в городах. Сейчас у людей и техника музыкальная всякая, и в машину только сядешь – сразу из приемника музыка. Поэтому порой хочется просто тишины.
А раньше попеть – это было целое событие. Собраться вместе, посидеть за столом. Это какое-то действо, если хотите, таинство. Моя бабушка, знаете, как говорила? «За хорошим столом посидеть, все равно, что в царстве небесном побывать». Во как! Раньше за стол садились не ради того, чтобы напиться-наесться - ради общения, и если хотите, творчества, единения. А не для того, чтоб залить глаза и подраться. Сейчас, естественно, другое восприятие.
«СП»: - А старинные, фольклорные песни вы собираете? Есть они еще в глубинке?
- Я бы не сказала, что наша группа за этим по России ездит. Это само попадается, мы действительно смотрим, как и чем живут люди сегодня, что поют, как. Что живет, а что уходит. Но я заметила такую особенность: чем больше искренности, открытости за столом, тем больше вероятность, что зазвучит хорошая песня. Никто и гармонь в руки не возьмет. Хорошую песню заслужить надо, а не просто так затянуть – ничего не выйдет. Где это есть, там и поют.
«СП»: - А географически есть разница – в мелодике, ритме, темах?
- Конечно. Вот у нас в Сибири любят шукшинские песни. На вологодщине – другие. К примеру, «Этап на север», в тех краях вообще популярны «колымские» мотивы, темы репрессированных. На Кубани - на гармошках меньше играют, за столом поют без музыки. В любой станице, хуторе есть свои запевалы. Затянули - и пошла, родимая. 28 куплетов - как нечего делать. Вот были в селе одном недавно, там бабушки как взялись за дело, так 50 куплетов вывели. Причем, с ними молодые девчонки пели! И ведь помнят все слова. Хотя не учили их, как в школе стишки. Как кружево плетут, так и поют. Это в крови сидит, песня из сердца льется. Ведь у бабушек голоса особенные, они проявляются только к старости. Они не по заказу поют - они живут, проживают. Незаметно беседа переходит в пение. Русская застольная песня постепенно накатывает, волнами - то один запоет, то другой подхватит. Чем севернее, тем тоскливее, печальнее песня, чем жарче климат, тем веселее, больше позитива. Нетрудно догадаться, чем это обусловлено. Более мелодичные песни в центральной России - в Белгородской, Тульской, Курской, Рязанской областях. Тут развито многоголосие. Северные песни длинны и витиеваты, строятся всего на двух-трех нотах. Они речитативные, и чем дальше на север, тем больше развито сольное пение или пение в унисон. Это Архангельская, Вологодская, Псковская области.
«СП»: - Скажите, Анастасия, а как вы относитесь к караоке? Сейчас это очень даже модно на праздниках.
- Да это убийство песни! Мертвое все там. Если только немного развлечься, да и все. Мне кажется, караоке, это для тех, кому медведь на ухо наступил. Там ведь как: громче, активнее спел – тебе какие-то 100 баллов! Неважно - чисто, фальшиво – все равно. Нет, это не для меня...
Песни большого города
Тем не менее, караоке свое берет. Особенно в крупных городах. На что же западают любители этого «жанра»?
- В первую очередь - песни из репертуара Григория Лепса. Он несомненный лидер в этом смысле, причем женщины исполняют его чаще мужчин, и неплохо получается, – говорит Мария Чаркина, менеджер московского караоке-клуба «Антрэ» - Любят и других исполнителей – к примеру, Полину Гагарину. В последнее время частенько исполняют песни «А-студио». Неизменным спросом пользуется репертуар Аллы Борисовны Пугачевой. Почти каждый вечер у нас звучит «Червона рута» Софии Ротару. Среди групп самые популярные - «Ляпис Трубецкой» и «Машина времени». Шансон поют, конечно. Тут «Владимирский централ» вне конкуренции .
«СП»: - А вы свой репертуар подбираете под мужчин и под женщин?
- У нас нет определенного мужского и женского репертуара, но можно сказать, что женщины гораздо чаще поют «мужские» песни, чем мужчины -«женские». В этом отношении они менее стеснительные… Люди, которые часто ходят в караоке, с каждым разом поют лучше и лучше. Это хорошая практика. Вот ходила к нам одна девочка, вообще не умела петь, за год поднаторела, теперь поет - заслушиваются все. К нам и звезды, кстати, тоже приходят - Сергей Пенкин, Шура, например. Они поют чужой репертуар, интересно получается.
«СП»: - На народные песни многих тянет?
- Нет, русские песни исполняют крайне редко. Даже и не вспомню, чтобы пели, например, «Ой, мороз, мороз» . Думаю, что нынешнему поколению это не интересно, время сейчас другое, каждый хочет проявиться в чем-то оригинальном, во всяком случае, что касается караоке. Конечно, я помню, что за столом раньше принято было петь. Сейчас это потихоньку сходит на нет... Во всяком случае, в Москве.
«В городке провинциальном»
- Может, в крупных городах, как в Москве уже и отходит это, у нас, в провинции – нет. Поют люди за столом, еще как поют!- не согласна с этим Татьяна Нетсева, тамада, из Воронежа - Вот в минувшие выходные я была на юбилее,молодая женщина отмечала 30-летие. Гостям было от 23- 35 лет. Знаете, что они пели? «Ой, цветет калина», «Виновата ли я?», «Ой, мороз, мороз». А еше у нас в городе любят «Сиреневый туман». Душевно так получается. Из военных - «По полю танки грохотали». А бывает, поют чисто мужскую песню - «Трус не играет в хоккей».
Много украинских песен звучит, они же ведь раздольные, веселые. Удивительно, что все песни поют от начала и до конца, знают слова. Правда, этим отличаются люди более старшего возраста. А в селах наших воронежских и соседних липецких так там застолье никогда без песен не обходится. Молодежь с удовольствием поет и под гармошку, и под караоке, если есть.
Особенно любят частушки, ни один праздник без них не обходится. Если начинают их петь – просто бесконечно продолжается. Подхватывают друг за другом. И с матерком, конечно. Как без этого! Понятное дело, для такого куража надо обязательно, «разогреться». По моим наблюдениям, все частушки начинаются после второго застолья. Посидят, выпют-закусят и только потом начинают. Первый присест более спокойный. Все осматриваются, раскачиваются, а чем дальше – народ веселится по полной.
… Давно уже нет моей бабушки, да и деревня моего детства стоит полупустая, окна заколочены во многих домах. Остались только воспоминания.
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=11072