Отзывы туристов - Новый 2008 год в Лапландии
Новый год стал наступать как всегда внезапно.
Так как по разным причинам нижней границей даты выезда служило 30 декабря, ехать куда-то далеко с использованием самолета не представлялось предпочтительным вариантом. Соответственно, искать место проведения данных праздников было решено в ближайшем зарубежье, каковым являлась Финляндия. В начале ноября через сайт Lomarengas.fi был забронирован последний оставшийся коттедж Antura A*****, который удовлетворял нашим требованиям – число спален не менее 3 и близость к горнолыжному курорту.
Коттедж находился в деревушке Пыха (вернее, Пюхя), по-фински – Pyha. Находилась эта Пыха в Лапландии, где, как известно, наибольшая вероятность встретит снег даже в моменты, когда в других местах нет этого самого снега в помине. Как оказалось в последствие, выбор был весьма правильный, так как в Питере в Новый год была весьма мерзкая погода, снег отсутствовал вообще, а вместо него присутствовал дождь. До подъемников было около 50 метров.
Дорога в 1200 км нас не особо смущала, ибо водителей было несколько, что позволяло ехать непрерывно, меняясь за рулем через каждые 2 часа.
Коттедж был забронирован с 29 декабря по 5 января, так как политика бронирования фирмы Ломаренгас позволяла бронировать его только на этот период, и вот 29 декабря ночью первый экипаж, закупив по предварительно составленному списку провиант, который сложно было купить в Финляндии на первое время, отправился в путь
Пройдя безо всяких очередей пустую в этот час (около 7 утра) таможню в Светогорске, ребята продолжили движение на комфортабельном автомобиле типа «джип» в сторону севера. Погоду в южной Финляндии назвать благоприятствующей было трудно, но, тем не менее, все сложности были преодолены, к вечеру 1200 км остались позади, а впереди – неделя отдыха рядом со склоном.
У второго экипажа (в который входил в том числе ваш покорный слуга) 29 декабря выдалось весьма непростым в силу обилия дел, которые требовали завершения всенепременно в этом году, но к вечеру такие дела были завершены, полтора часа здорового сна позволили в какой-то мере подготовить организм ко вторым почти бессонным суткам, и около половины третьего ночи мы тоже стартовали в сторону границы. Так как режим работы погранпункта в Светогорске был наверняка не известен (вернее, известно, что он вообще говоря не круглосуточный, а было ли это правило изменено на новый год – мы не знали), в качестве пункта пересечения границы была выбрана деревушка Брусничное, с соответствующим пунктом Nuijamaa в Финляндии.
Прибытие к таможне состоялось примерно в 4:50 по московском у времени 30.12.2007. Встретив довольно приличную очередь на обычно пустыррой заправке Лукойл на трассе Скандинавия, незадолго до поворота на Брусничное, и оценив соотношение московских и прочих номеров (т.к. если москвичи, выехавшие с утра, уже смогли доехать до этого места, то скоро очередь на границе примет поистине невероятные размеры), было принято решение дозалить полный бак на Татнефти уже в приграничной зоне (так как там бензин на 1-2 рубля дороже, как правило, желающих заправиться там существенно меньше, чем на относительно дешевом Лукойле).
Погранцы у первого шлагбаума на вопрос, большая ли нынче очередь, ответили, что да, уже весьма огромная. Однако, по прибытии к терминалу, мы убедились , что размер очереди не превышает 15-20 машин (начиналась она у подъема на последнюю перед светофором горку). Постояв часок, въезжаем на терминал. Надо сказать, что, видимо, персонал КПП подготовились к новому году, так как работал довольно быстро, паспорта штамповали во всех 3 окошках, пропускали часть машин по автобусному коридору (при отсутствии автобусов), т.е. вроде как некие меры приняли.
Прохождение российской таможни заняло в общей сложности около полутора часов. Далее дьютик (как ни странно, в нем еще чего-то оставалось. Правда, Мартини, естественно, уже не было ни в приграничном магазине, ни в Пялли), и мы въезжаем на финскую таможню.
У финнов на сей раз вышел некий стопор – глядя из конца очереди, мы видели, что некоторые машины подолгу стоят перед будками паспортного контроля, потом погранцы начинают по ним лазать, и т.д. Однако минут через 30 на велосипеде к середине весьма уже приличной к тому моменту очереди подъехал финский таможенник, и велел проезжать в другой, открытый дополнительно коридор. Так как мы как раз в этой самой середине очереди и были, дальше все прошло весьма оперативно, и еще через 10 минут начался драйв по финским дорогам. Всего на прохождение таможни 30 декабря в 4:50 было потрачено около 2 часов 40 минут.
Дальше, не мудрствуя лукаво, задаем нашему навигатору в лице замечательной аппликации iGo в качестве первой маршрутной точки город Rovaniemi, и едем по указаниям приятного женского голоса по удучающе бесснежным просторам Финляндии. Дождь и снег к тому моменту прекратились, так что в целом ехать было довольно легко.
Заснеженные просторы начались довольно внезапно километров за 200 до Рованиеми. Температура незначительно упала (примерно до -5), дорога из чистого асфальта превратилась почти в чистый лед, так что обгонять было не очень уютно, но отсутствие большого количества машин делало эту процедуру не очень частой. На паркингах периодически встречаем русских, едущих, как и мы, встречать новый год в гостеприимной Лапландии.
Надо отметить, что, так как расстояние от Питера вроде бы не очень большое (1200 км), много народу пытается проехать его в одиночку за рулем в один присест. Так вот по опыту могу сказать, что лучше этого не делать - либо меняться за рулем, либо остановиться для сна – смотреть на водителей, которые этого не делали, было весьма тоскливо, как на дороге (типичный признак - машина едет неровно и постоянно рыскает из стороны в сторону, а также резко, но несильно ускоряется или тормозит), так и на паркинге.
При поездке по Лапландии необходимо иметь в виду, что заправки на трассе на севере попадаются совсем не так часто, как на юге, и зачастую расстояние между ними составляет километров 50 и более (незадолго до Рованиеми есть участок, где заправок нет километров сто). Стоимость бензина была по дороге туда 1,34-1,4 евро (после нового года он подорожал примерно на 10 центов).
В Рованиеми остановились у столбов, сообщающих о пересечении Полярного круга (прямо рядом с ними находится также и Снта-Парк, который мы кратенько осмотрели), и продолжаем движение по 72 дороге в сторону Кемиярви.
Часов в 9 вечера мы, наконец, прибываем в Пыху, воспользовавшись указаниями, переданными нам фирмой Ломаренгас, и начинается непосредственно сам отдых.
Пьянки описывать не буду, остановлюсь лишь на культурной составляющей.
Склоны
ТТХ курорта, равно как и стоимость услуг, можно почитать на его официальном сайте pyha.fi, либо много где в русскоязычном интернете. Склонов довольно много, в основном – красные и синие, есть family-склон, который начинался метрах в 50 от нашего коттеджа, в строгом соответствии с описанием на сайте Lomarengas Oy.
Перемещаться между всеми склонами можно используя только подъемники и спуски на лыжах, т.е. всякие там ски-бусы не требуются. Скипас действует только на Пыху, в Луосто (курорт километрах в 20 от Пыхи) он не работает. Формально, может быть будет работать в Руке, но не факт, мы не проверяли. Мы купили несколько скипасов по 4 дня, пару – 31 декабря, пару – 1 января, и на 4 катающихся их в принципе хватило покататься с 31 по 4, ибо одновременно все на склон не бегали.
Подъемники – в основном бугельные, есть один рабочий кресельный, и еще один кресельный, но нерабочий. В дни нашего катания были открыты процентов 70 склонов, на остальных работали пушки либо ратраки, и для катания они были закрыты. Есть весьма удобный бонус в виде нескольких съездов с подъемников – не обязательно ехать до конца, если есть желание – можно сойти раньше. Это особенно важно, когда на верхушке горы присутствует сильный ветер – можно туда не заезжать, а слезть с подъемника на последнем безветренном спуске.
По вечерам, по окончании катания, на основном склоне расставляли флажки, и тренировались спортсмены, занимающиеся слаломом – зрелище весьма интересное. Примерно на середине склона, недалеко от гостиницы, есть бар с глинтвейном (кроме глинтвейна, там проводятся различные культмероприятия, типа дискотек и выступлений различных групп).
Кроме лыж, данные склоны по ночам можно использовать для катания на санках и ватрушках. Мы использовали ближайший к нам семейный склон. Главное – не повредить деревья, и обязательно одевать лыжные маски – иначе при маневрировании снег летит в лицо, и плохо видно. А с масками санки и ватрушки вполне управляемые, хоть и разгоняются до приличных скоростей.
Аквапарк
То, что называют аквапарком в Луосто – суть два бассейна и сауна, на мой взгляд – посещения не стоит.
Оленья ферма
Находится на середине пути между Лоусто и Пыхой. Представляет из себя несколько огороженных участков леса, на которых пасутся олени. По рекламному проспекту вход стоит 5 евро, но с нас никто ничего не брал – мы зашли, посмотрели, покормили оленей едой, которая разложена тут же в ящики с надписью “Reindeer Food”. Есть услуга катания на оленях в санях, но надо записываться заранее – в пиковые периоды типа новогодних каникул мест может не оказаться. Стоит от 15 евро за 15 минут, на любителя.
В кафе при въезде можно приобрести оленьи шкуры, стоимость – 75 евро, торг невозможен даже если берете несколько. Такие же шкуры в Rovaniemi стоят 50 евров.
Рядом с оленьей фермой есть еще собачья ферма, где можно покататься на собачьих упряжках. Стоимость не узнавал.
Снегоходы
Один офис находится возле K-Market внизу, второй – около подъемника на family склон по дороге к гостинице. Стоимость катания зависит от программы.
Можно просто взять снегоход в аренду без программы, это будет стоит 65 евро за два часа, но дадут его только в случае благоприятных погодных условий. Из погодных условий в первую очередь важно качество покрытия – нам не дали из-за того, что, по оценкам снегоходчиков, было мало снега, и большинство дорожек покрыты просто льдом.
Можно взять простое сафари. Оно стоит 100/65 евро (два/один человек на снегоходе) за полтора часа в прокате около подъемника, и 80/120 евро за два часа у K-Market.
Имеется еще некоторое количество программ разной сложности, длительности и насыщенности (можно, например, съездить на снегоходе до оленей фермы). Расписание сафари вывешено на ресепшене каждого из прокатов.
Мы брали полуторачасовую экскурсию. В принципе, для первого раза вполне достаточно, особенно если у вас не очень накачанный большой палец правой руки. Все едут колонной за инструктором, если хочется погонять – отпускаете впередиидущего подальше и топите, сколько есть сил. Дорога проходит по лесу, в принципе, можно и убраться (что некоторые и сделали).
Да, франшиза за поломаный снегоход - везде 600 евро.
Провиант
Часть еды мы везли с собой из России, часть закупали в K-Market. Стоимость продуктов не сильно отличается от российской, что-то дешевле, что-то дороже. Разок ездили в Kemijarvi, где имеется Lidl – тот вообще, как обычно, ацки дешевый, почти как наш универсам «Народный». Алкоголь покупали в дьютике и в Alko в Kemijarvi (там раза в 2-3 дороже, чем в дьютике). Пиво покупали в Lidl, дороже дьютика процентов на 20.
Надо иметь в виду, что не все то, что можно купить в России, легко купить в Финляндии. Например, есть проблемы с нормальным маслом и майонезом (вернее, в принципе их можно там купить, но сложно разобраться, где не маргарин или спред и не просто соус или кислый майонез).
Обратная дорога ознаменовалась шопингом в Rovaniemi, где имелось довольно много магазинов. Период распродаж был омрачен только большим количеством соотечественников .
Выехав из Рованиеми около 7 вечера по Москве, часам к 5 утра 6 января мы достигли границы, прошли ее в гордом одиночестве, и поехали в Питер. Каникулы закончились, оставалось 3 дня на выспаться после дороги и прийти себя перед работой.
http://www.paths.ru/report/39/