Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Великий пост

Сообщений 1 страница 30 из 33

1

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения.
Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоан. 6, 53-56). Начало Великого поста в 2009 году со 2 марта (по н.ст.) и длится до 18 апреля. Пасха - 19 апреля.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2009

Общие понятия. Период Великого Поста и Пасхи является самым светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются с Прощенным Воскресеньем, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством Воскресения Христова - Пасхой. А Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха это православное торжество, торжество правой веры.

Итак, Великий Пост это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения больше времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого Поста все говеют, исповедываются и причащаются минимум один раз.

2

Части Великого Поста. Великий Пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:
1. Четыредесятница, 40 дней
2. Лазарева Суббота, 1 день
3. Вход Господень в Иерусалим, 1 день
4. Страстная Неделя, 6 дней

Четыредесятница. Четыредестница напоминает нам о 40-а днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью. Этот период не траурный и одеяния в церкви бывают не черные, а бордо.

Страстная Седмица. Страстная седмица (неделя) это последняя неделя Великого Поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называется Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

Определение даты Пасхи. Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г), в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять. Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого нового календаря. За Римской Церковью последовали и протестанты. Из за этого у них бывает, что иудейская Пасха бывает после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.

Православные христиане и западные смотрят на пост по разному. Западные христиане потеряли древнее понятие о посте и о духовном самовоспитании, то есть борьбе с нашей греховностью. Они считают этот период, периодом усиленной молитвы и жертвой Богу; в виде отказа от какой-то любимой привычки. Православный пост гораздо глубже и шире. Это время усиленного духовного подвига, очищения и самовоспитания, которые совмещаются с телесным постом.
Молитва святого Ефрема Сирина. Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема
Сирина:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон).
Боже, очисти мя грешного, (12 раз и столько же поясных поклонов).
(Потом повторить всю молитву): Господи и Владыко живота ....... во веки веков, аминь. (и один земной поклон).

Святых 40 Мучеников Севастийских. Существует старый народный обычай, в день Святых 40 Мучеников Севастийских (9/22 марта) печь булочки в виде птичек-жаворонков, а в середине поста (в 2001 г. 21-го марта) в среду в виде крестов кресты.

3

Как поститься. Очень сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. п. Поэтому в Православной Церкви - очень мудро - в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Поэтому миряне, в большинстве случаев как то себе облегчают пост. Итак, к правилам поста нужно стремиться но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом. Например, в русских школах дети постились только в первую неделю поста и в страстную седмицу. (Вспомним, как поступают бегуны, они же не сразу пускаются в марафонский бег, а подготавливаются к нему постепенно и долго). Итак, во время поста нельзя мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день.

По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например, по субботам и воскресеньям позволяется постное масло и вино, в Лазареву субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим позволяется рыба.

Первые четыре дня Великого Поста, а также вся Страстная Седмица, очень строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу; ничего нельзя есть.
В молитвах говорится поститесь постом приятным. Это нам говорит, что нужно устроить себе такую программу поста, которая нам будет приятна, духовно приятна. Так же само как утренняя зарядка или бег приятен, так же само и телесный пост должен быть приятен. Мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся. Но нужно знать наши силы и не поститься слишком много или слишком мало. В первом случае мы можем пасть в разочарование или уныние, а в другом случае мы не достигнем нужного духовного и телесного напряжения, то есть подвига. Если мы начнем исполнять правила, которые нам не по силам, то мы можем этим принести много вреда и своему телу и своей душе. Тоже самое происходит с бегуном который взялся за бег, который ему не по силам. Но где упрощать пост, в его строгости или в его длине? Архимандрит Спиридон (Ефимов, Пало Алто, Калифорния, 1984) считал, что лучше сокращать в длине. Лучше поститься меньше времени, но соблюдать все правила, чем поститься больше времени, и не соблюдать все правила.

4

В чем главный смысл поста.

Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его.
  Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.
  С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие - Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения.
  Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним возрастанием духовным?
  Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности - главный смысл пощения.
"Уклонись от зла и сотвори благо" (1 Пет. 3, 11), - эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.
  К сожалению, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи.
  Увы нам, неразумным, и горе нам - лицемерным!
  Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?
  Или - извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело - ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?
  Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха.
  "От брашен постящеся, душе моя, - слышим мы в великопостных молитвословиях, - и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога" ("Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога").

5

О ПИТАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Великий пост - самый продолжительный и строгий пост, поэтому к нему надо готовиться заранее, тогда он не покажется таким тяжелым, каким его представляют начинающие поститься впервые.

В основе великопостного питания особенно важна схема "щи да каша", поскольку своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде обеспечивает необходимый энергетический запас для того, чтобы хорошо и плодотворно работать. Большую роль играют, домашние заготовки, которые получают все большее распространение в виде традиционных солений и квашений, маринованных овощей и ягод. Все большее распространение получают полуфабрикаты в виде замороженных продуктов - особенно грибов, ягод, овощей, сладкого перца, зелени. Особенно выручают своевременно сделанные запасы зелени - корневой петрушки, сельдерея, укропа, которые можно солить впрок, сушить, замораживать и добавлять практически в любые блюда. Такие заготовки особенно полезны при приготовлении различных соусов, подливок, маринадов, ко вторым блюдам.

Напоминаем, что растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице). Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица - наиболее строгие.

Рыбные блюда можно готовить только в праздничные дни - на Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень во Иерусалим. Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения).

РЕЦЕПТЫ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

САЛАТЫ

Капуста свежая с маслом

Капусту тонко нашинковать, посыпать солью, перетереть руками до образования сока и дать полежать 15- 20 минут. Отжать капусту, положить в салатницу, посыпать сахаром, полить уксусом и растительным маслом, перемешать и подать, посыпав нарезанным зеленым луком. Салат можно украсить клюквой или брусникой.

500 г белокачанной капусты, лук зеленый, 2 столовые ложки столового уксуса или лимонного сока, 1 столовая ложка сахара, соль, растительное масло.

Капуста квашеная с яблоками

Отжать рассол, яблоки очистить, нарезать дольками, положить в рассол, чтобы они не потемнели. Подготовленные яблоки смешать с капустой, заправить сахаром, полить растительным маслом.

350 г капусты квашеной, 1 яблоко, 1столовая ложка сахара.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА

Суп рисовый

В кипящий подсоленный бульон положить мелко нарезанный и обжаренный лук, заранее подготовленный рис (его промыть, на 2-3 минуты положить в кипящую воду, а затем откинуть на сито). Довести бульон до кипения, прибавить крупно нарезанные картофелины. При подаче на стол посыпать суп зеленью петрушки.

2 л воды, 1-2 картофелины, 1 столовая ложка риса, 1 луковица, 1 столовая ложка растительного масла, соль, зелень.

Суп овсяный (без масла)

В кипящую воду опустить картофель, нарезанный брусочками, когда картофель почти сварится, заправить суп мелко нарезанным луком, морковью и сушеной зеленью. Добавить овсяных хлопьев ("Геркулес"), хорошо размешать и варить еще 5-10 минут.

1,5 л воды, 2 картофелины, 1 морковь, 1 луковица, полстакана овсяных хлопьев, зелень, соль.

ВТОРЫЕ БЛЮДА

Картофель, жареный с чесноком

Очищенный картофель нарезать ломтиками и положить на короткое время в холодную воду, потом воду слить, картофель осушить полотенцем и положить в хорошо разогретое масло. Чтобы растительное масло имело лучший вкус, положить в него во время жарки очищенную дольку чеснока. Как только он почернеет, немедленно вынуть. Готовый картофель посыпать зеленью петрушки.

1 кг картофеля, 1 долька чеснока, 100 г растительного масла, зелень петрушки.

Картофель по-архиерейски

Картофель отварить, охладить, нарезать толстыми ломтиками и обжарить в растительном масле. В конце обжари-вания всыпать муку, энергично перемешать и дать образоваться хрустящей корочке.

1,5 кг картофеля, 5 столовых ложек растительного масла, 2 столовые ложки муки, соль.

ВЫПЕЧКА

Блины гречневые

Просеять гречневую муку (намолоть ядрицу в кофемолке). Третью часть этой муки развести теплой водой с растворенными в ней дрожжами. Тщательно вымесить и поставить опару в теплое место, накрыв полотенцем. Когда тесто поднимется, добавить остальную муку, по чайной ложке соли и сахара, тщательно взбить и дать еще раз подняться. Затем влить 200 г кипятка, снова вымесить тесто и, когда оно поднимется в третий раз, испечь блины.

4 стакана гречневой муки, 600 г теплой воды, 25 г дрожжей, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка сахара.

Оладьи с яблоками

Дрожжи растереть с сахаром, добавить теплую воду, дать хорошо раствориться дрожжам с сахаром и солью. Всыпать муку, хорошо перемешать. Дать подняться в теплом месте, накрыв салфеткой. Перемешать и ложкой выкладывать на раскаленную сковороду с маслом. Обжаривать с двух сторон.
Можно приготовить и оладьи с яблоками. Для этого 2 яблока нарезать на мелкие кусочки и замешать в готовое тесто. Жарить их так же. Готовые оладьи посыпать сахарной пудрой.

25 г дрожжей, 2 столовые ложки сахара, 1 стакан теплой воды, 1,5 стакана муки, соль, растительное масло.

НАПИТКИ

Сбитень горячий

В 1 л воды растворить по 150 г сахара и меда, добавить пряности - гвоздику, корицу, кардамон, имбирь. Кипятить 5-10 минут, снимая пену. Через полчаса напиток процедить. Готовый сбитень подогреть, пить горячим.

Сбитень медовый

Кипятить 500 г меда в 1,5 л воды, постоянно снимая пену, добавить размельченные зерна кардамона, имбирь, корицу, душистый перец, снова прокипятить и охладить. Развести 50 г дрожжей, смешать с медовым взваром, разлить в бутылки и поставить на 12 часов в теплом месте. После этого бутылки плотно закрыть и оставить в холодном месте на 2-3 недели для созревания. Такой сбитень можно хранить долго. К приготовленному напитку можно добавить 500 г чистого натурального сока клюквы.

http://www.zavet.ru/post-vrec.htm

6

Кстати, и неплохие рецепты, можно  нормально поесть, только чаще  :D , вот  только  меня смущает больон, в пост  вроде мясо есть нельзя , а  бульон  только  из мяса готовится, а там рецепт  из бульона.
И вино ,что  самое интересное, можно пить.
Мдаа, мы многих тонкостей не знаем, хотя можно было бы и попоститься, для здоровья полезно

7

МОЯ  ПЕРВАЯ  КУЛИНАРНАЯ  КНИЖКА . Д Е Т С К И Й    П О С Т 
http://s48.radikal.ru/i120/0903/3e/0fb531c6a637.jpg
По благословению
Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси
Алексия II

http://www.wco.ru/biblio/books/babypost/Main.htm
А сдесь все самое интересное

8

Детский пост.

Некоторые говорят, что детям, не достигшим возраста 3-7 лет, вообще не надо поститься в среду и пятницу, а также в течение многодневных постов, которые предписаны Церковью. Другие говорят, в эти дни детям позволяется вкушать молоко, сыр, яйца. Как следует поступать? И могут ли дети поститься как взрослые христиане?

Ответить на этот вопрос на основании святых канонов нельзя, так как нет ни одного канона, конкретно определяющего детский пост. Но ответ можно получить из целостного осознания сути поста, его вида и цели.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что у детей нет потребности в строгом посте , к которому призывает Церковь взрослых христиан. Причина простая: дети не впадают еще в тяжкие грехи подобно взрослым, не находятся в плену «взрослых» страстей, не имеют пагубных привычек, и поэтому не нуждаются в исцелении, укрощении и уничтожении страстей, для которых пост является грозным оружием в руках христианина, ради чего Бог заповедал поститься, а Святая Церковь установила правила поста.

Но это не означает, что дети свободны от поста и совсем не должны поститься. Степень строгости поста детей зависит от веры и благочестия их родителей. И здесь требуется мудрость и рассуждение, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка.

Прежде всего нужно определиться, до какого возраста следует считать свое чадо ребенком. Дети проходят несколько фаз развития: младенец, ребенок двух-трех летнего возраста, дошкольник, школьник, отрок, юноша. Для некоторых родителей их чадо и после службы в армии все еще ребенок. Очевидно, нельзя все фазы «детства» в отношении поста воспринимать одинаково.

Здесь возможны две крайности: либо родители с раннего детства требуют от ребенка придерживаться строгого поста, либо «щадят» его от всякого поста вплоть до совершеннолетия. И та и другая крайности пагубны для духовной жизни ребенка. В первом случае существует опасность излишней строгостью вызвать у ребенка отвращение к посту, что может привести к полному отказу от постов в зрелом возрасте и нанести вред душе. Во втором случае, если ребенок с детства не будет приучен к воздержанию, не будет различать постных и непостных дней, то в зрелом возрасте ему будет трудно привыкнуть к посту, что не менее пагубно.

Найти золотую середину - вот задача родителей. С этим легко справятся лишь те родители, которые сами ведут духовную жизнь, сознательно борются за спасение собственной души и души своего чада. Ведь обязанность родителей заключается не только в том, чтобы родить ребенка, ввести его в эту земную жизнь, но им следует, в наибольшей степени, воспитать его в Вере православной, сотворив гражданином Царства Небесного

Например, совершенно естественно, когда мать приносит свое любимое чадо каждое воскресенье в храм и причащает на Литургии. Конечно, у младенцев пост не предполагается, и мать кормит его грудным молоком безо всяких ограничений, что не может стать препятствием в соединении его с Господом в святом Таинстве Причащения. Так дитя возрастает в храме Божьем, телесно укрепляясь материнским молоком, а духовно - Святыми Тайнами. Ребенок с ранних дней привыкает к обстановке храма, к запаху ладана, к огонькам свечей, к священническому облачению.

К сожалению, в Сербии существует темное суеверие, будто нельзя причащать ребенка до трех или даже до пяти лет. И когда таких детей приводят на Причастие, то нередко мы становимся свидетелями безобразных сцен - раздаются истошные крики, визги, ребенок боится «страшного бородатого священника», и причастить дитя в таком случае бывает очень трудно. Хуже всего, если страх у ребенка закрепится на долгие годы или на всю жизнь, лишив его великого Таинства Причащения.

С другой стороны, родители, пекущиеся о духовной жизни своего чада, начинают приучать его к посильному посту уже с трех-четырехлетнего возраста ради того, чтобы дитя отличало среду и пятницу от других дней, и это станет безценным навыком на всю его жизнь.

То же самое можно сказать в отношении Таинства Покаяния или Исповеди. По учению Церкви, ребенок до семи лет не имеет греха. Но многие родители приводят своих детей на исповедь и в четыре-пять лет ради того, чтобы привить ему осознание своих христианских обязанностей, без которых невозможна духовная жизнь христианина. Очень важно научить ребенка свободно и доверительно общаться со своим духовником.

Итак, пост для детей необходим, но не следует впадать в крайности. Родителям сами должны жить по заповедям Божиим, трудиться над личным спасением под руководством опытного духовника, и тогда золотая середина легко будет определена в отношении детского поста, святого Таинства Покаяния и Причащения.
Мир вам и радость от Господа.

Иерей Василий Вольский (г.Мурманск):

– Многие у нас причащают детей до семи лет каждую неделю. А как исполнилось семь, так дитя это почти перестаешь видеть в храме. Потому что нужно готовиться к исповеди, нужно попоститься хотя бы один день накануне, то есть появляются небольшие трудности, к которым родители и дети оказываются не готовы.

С какого возраста нужно приучать ребенка к посту? Моими предками были поморы с Терского берега, перед которыми не стояло такого вопроса. До двух-трех лет мать кормила ребенка грудью, а потом дети питались тем же, что и вся семья. Весной корова отелится, молоко девать некуда, но детям его все равно в Великий пост не давали. С младости приучали к воздержанию. И старец Алексий Зосимовский говорил, что с двух-трех лет ребенок должен учиться понимать, что такое среда и пятница.

Сейчас, конечно, прежний уклад во многом разрушен, а бездумно его копировать бессмысленно. Мы с матушкой позволяем своим детям есть молочное в пост. Но они, глядя на нас, сами говорят: «Мы тоже хотим поститься». Это их добровольное решение, мы не принуждаем. И не скажу, что наши дети испытывают какие-то тяготы в связи с постом: что мама сготовила, то и едят, не просят дать «вкусненького». Вообще, в уставе Церкви постам для детей не уделено места. Он создавался в монашествующей среде и на нее прежде всего ориентирован. Сказано, что если женщина родит в Страстную седмицу, то пусть вкушает елей и вино. Это, собственно, все.

Но все-таки, я думаю, чем раньше приучить, тем лучше. Если с детства не выработалась привычка к воздержанию, то потом человеку будет очень трудно заставить себя поститься. Даже в семь лет много уже упущено, приходится преодолевать какой-то барьер. Другое дело – не стоит с ходу идти на резкие ограничения, нужно мягко приучать. Поначалу довольно отказа от мяса в постные дни, хотя бы в среду и пятницу, Страстную неделю. И дальше увеличивать по силам, сызмала приучать к духовной и телесной дисциплине. И потихоньку двигаться к церковному совершеннолетию, которое у девушек наступает в тринадцать лет, а у парней в пятнадцать. С этого возраста они могут быть крестными отцами и матерями и, конечно, поститься, как все. Но лишь в том случае, когда уже есть опыт. Только тогда переход от «детского» поста к «взрослому» будет безболезненным. Когда подростков безо всякого перехода начинают даже не убеждать, а понуждать к бессмысленной голодовке, которую язык не повернется назвать постом, – это очень печальная картина. Бог не терпит насилия. Даже маленьких нужно с лаской убеждать, объяснять, в чем смысл поста, предлагать хоть от чего-то отказаться. Но сейчас многое перепутано. У нас иные ребята в воскресной школе хотят поститься, а родители им не дают. А можно наблюдать картину, когда не взрослые детей, а дети взрослых приучают к посту.

Игумен Филипп (Филиппов) (г.Сыктывкар):

– По этому поводу нет каких-то общепринятых установлений Церкви, которые все четко бы регламентировали. Это, с одной стороны, плохо, с другой – здесь проявилась мудрость Церкви, передавшей вопрос о детском посте в ведение духовника. Бывает, что Господь с младенчества приуготовляет ребенка к святости. Вспомним преподобного Сергия, который еще младенцем отказывался вкушать материнское молоко по средам и пятницам. Но, как правило, обременять ребенка каким-то строгим воздержанием – это не лучший способ привить ему благочестие. Едва ли он в силах понять смысл навязываемого ему подвига.

Между тем у меня в приходе есть несколько многодетных семей, где дети просто изнурялись постами. Я видел потом, как они, бледные, немощные, не могли молиться, стоять в церкви, а просто засыпали. Так организм борется с истощением, растратой сил. Пришлось строго-настрого запретить подвергать детей таким испытаниям. Церковь учит, что женщина, которая постится во время беременности, уподобляется самоубийце. И это распространяется во многом на уже родившихся детей. В тот период, когда организм растет, развивается, он нуждается в достаточном поступлении внешнего питательного материала. Если мы не будем этого учитывать, то получим ослабленного ребенка. Это мое мнение и как священника, и как врача.

Конечно, когда у родителей имеется в семье значительный достаток, когда они способны обеспечить ребенка во время поста разнообразным питанием, необходимым количеством фруктов, овощей, орехов, черного горького шоколада и др., то есть всеми важными для развития витаминами, белками, жирами, тогда пост не представляет угрозы для детского здоровья. Но у нас очень немногие семьи способны позволить себе подобные траты. Поэтому у меня такая позиция: поститься всерьез можно начинать лишь по достижении совершеннолетия. Примерно с четырнадцати лет можно начинать поститься перед причастием. Это не значит, что можно вот так подойти к Чаше без подготовки. Уже с семи лет нужно вычитывать необходимые молитвенные правила перед принятием Святых Даров, поначалу, конечно, с помощью взрослых. До 14-16 лет упор нужно делать все-таки на духовное устроение, а физические подвиги отложить на более поздний срок.

Но, конечно, есть одна неделя в году, когда поститься в той или иной мере (например, отказываться от мяса) можно всем, включая самых маленьких. Это Страстная неделя, которая очень важна для понимания православной веры. В эти дни ребенок в силах понять смысл поста – что нужно немножко пострадать вместе со Христом. Одна неделя не нанесет ущерба здоровью, но многое может дать для духовного устроения. В остальных случаях детям можно поститься только по благословению духовника. Нельзя, навязывая ребенку правила, которые принимались прежде всего для монашествующих, всерьез думать, что мы вводим его в евхаристический круг жизни Церкви.

Иерей Сергий Гомаюнов (г.Вятка):

– Этот вопрос очень деликатный и в каждом случае должен решаться по-разному. Прежде всего нужно вспомнить, в чем смысл поста. Еще в раю человеку была дана заповедь невкушения от древа познания добра и зла. Зачем? Чтобы наши прародители могли упражнять свою волю, научаясь направлять души к добру и удерживаться от зла. Применительно к ребенку можно сказать, что пост для него только тогда состоится, когда он поймет, что это подвиг ради Господа. Что он жертвует чем-то не потому, что «так надо», а чтобы душа не была немощна. Ведь слабая душа, которая во всем себе потакает, не способна к любви. Исходя из этого и нужно подходить к посту, который не обязательно должен заключаться в отказе от мясного. Это может быть отказ от каких-то любимых зрелищ, телепередач например, или воздержание от какого-то лакомства. Здесь важна любая, пусть самая маленькая, но добровольная жертва. Очень трудно объяснить ребенку ее смысл, но без этого пост оказывается механическим запретом и вызывает тяжелые вздохи у большинства детей.

А когда понимание есть, то формы поста могут зависеть от уклада семьи. Если родители говеют, то и детям это не в тягость. Они вообще ограничения в пище переносят легче нас. А вот, например, если отказаться от игры на компьютере или от другой, не слишком полезной для здоровья, забавы – это да, это трудно. Конечно, если ребенок ослаблен, болен, то можно и молочное давать, и все, что нужно для здоровья. Но и тогда он должен ощущать на себе, что пост начался, что он идет. Это в каждом случае по-разному нужно решать, но решать обязательно. Иначе ребенок потом не сможет научиться жить одной жизнью с Церковью. Перед причастием с семи лет поститься нужно обязательно, один-два дня, у разных священников разные мнения о продолжительности такого воздержания. А к 10-12 годам ребенок уже в состоянии поститься всерьез.

http://www.materinstvo.ru/art/1851/

9

http://s40.radikal.ru/i089/0903/75/c839b4a17166.gif
Рецепты постной и праздничной кухни

http://www.eda-server.ru/trapeza/main.htm

10

Sadko написал(а):

у детей нет потребности в строгом посте

Думаю ,если родители соблюдают пост, то и детки ,получаются, тоже в этом учавствуют, так как родители готовят еду для всей семьи, а не отдельно. Получается  , что  ребёнок  постится с родителями. Но всё же ребёнку нужно давать и молоко и мясо, так как он  растёт и нужны силы для  роста и учёбы.

11

Sadko написал(а):

Рецепты постной и праздничной кухни

Sadko написал(а):

А сдесь все самое интересное

Ссылки просто отличные :cool:  как бы себя заставить поститься? Я готовлю  то ,что под рукой или то , что  мне хочется .Если бы убрать из моего холодильника  не нужные продукты для поста,я бы наверное смогла поститься

12

Готовим в пост

Салат из помидоров с орехами

5 крупных помидоров, 1 луковица, 1/2 головки чеснока, 100 г очищенных грецких орехов, 1/2 стакана растительного масла, соль, перец по вкусу.
Мелко нарезанный чеснок растереть с солью и орехами в однородную массу. Помидоры нарезать кружочками. Посыпать солью, перцем, чесночно-ореховой массой, сверху положить слой помидоров, затем опять чесночно-ореховую массу. Наверху должен быть слой помидоров, густо покрытый кольцами нарезанного лука. В салат добавить растительное масло и выдержать в холодильнике, чтобы помидоры хорошо пропитались запахом чеснока и лука.

Салат из маринованных грибов с рисом и маслин

200 г маринованных грибов, 1 стакан отварного риса, 300 г маслин, 3-4 ст. л. растительного масла, 1-2 ст. л. лимонного сока, соль, перец по вкусу.
Маринованные грибы промыть холодной водой, мелко нарезать и слегка прогреть в растительном масле. Очистить от косточек и мелко нарезать маслины. Отварить рассыпчатый рис, охладить, смешать с грибами и маслинами, добавить рубленую зелень. Выложить салат на блюдо горкой, полить заправкой, поставить в холодильник на 30-40 минут.
Приготовление заправки. Смешать растительное масло, соль, черный перец и лимонный сок.

Редька, жаренная в меду
(старинный рецепт)

300 г редьки, 2 ст. л. растительного масла, 1 ст. л. меда.
Редьку очистить и нарезать брусочками. На сковороде разогреть растительное масло и обжарить кусочки редьки на слабом огне. В процессе обжаривания добавить немного меда. Переложить готовую редьку в салатницу и подать остывшей.

Картофель отварной с орехами

8-10 картофелин, 2 луковицы, полтора стакана грецких орехов, 2-4 дольки чеснока, 1 пучок зелени кинзы, зелень петрушки или укропа для украшения, винный уксус, стручковый перец и соль по вкусу.
Хорошо промытый картофель сварить с кожурой, потом очистить его и нарезать кубиками. Очищенные грецкие орехи, чеснок, стручковый перец и зелень кинзы истолочь с солью. Добавить по вкусу винный уксус и нашинкованный репчатый лук, перемешать с нарезанным картофелем, уложить горкой на тарелку и посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки или укропом.

Картофель по-монастырски

1,5 кг картофеля, 5 ст. л. растительного масла, 2-2,5 ст. л. муки, соль.
Картофель отварить, охладить, нарезать толстыми ломтиками и обжарить в растительном масле. В конце обжаривания всыпать муку, энергично перемешать и дать образоваться хрустящей корочке.

Плов с сушеными фруктами и орехами

2 стакана риса, по горсти кураги, изюма, несколько фиников, чернослив, 4-5 грецких ореха, 2 ст. л. меда, соль.
В слегка подсоленной воде сварить до полуготовности рис, добавить в него тщательно вымытый и перебранный изюм, нарезанную соломкой курагу, несколько нарезанных на полоски фиников и очищенный от косточек и нарезанный чернослив, а также обжаренные толченые орехи (по желанию). Довести под крышкой до готовности, добавить мед, перемешать и дать настояться.

Пряники медовые

2 стакана муки, 300 г меда, 2-3 ст. л. растительного масла, 100 г. измельченных орехов, 1 ч. л. пряностей, 1 лимон, 1/2 ч. л. соды.
Ядра орехов хорошо истолочь или пропустить через мясорубку, соединить с медом, маслом, пряностями, натертой на мелкой терке цедрой лимона вместе с мякотью, удаляя при этом косточки. Массу перемешать до однородности, всыпать смешанную с содой муку, замесить тесто. Можно уменьшить количество меда, добавив сахар. Кроме того, можно добавить еще 1 чайную ложку какао. Тесто раскатать и вырезать формочкой различные пряники.
В Крестопоклонную седмицу можно выпечь такие пряники в виде креста, в середину положить изюминки или ягоды из варенья.

13

ПОСТНОЕ МЕНЮ

Винегрет "Царский"

Ингредиенты:
2-3 моркови;
1 свекла;
картофель;
2 соленых огурца;
2-3 головки репчатого лука;
250 г консервированного зеленого горошка;
2-3 ст. ложки изюма;
1 лимон;
уксус;
соль;

для маринада:
1 стакан растительного масла;
1 стакан вина;
1 лимон;
несколько горошин черного перца;
1 ч. ложка столовой горчицы;
соль - по вкусу.

Способ приготовления:

Отварить в слегка подсоленной и подкисленной несколькими каплями уксуса воде нарезанные кубиками морковь, а после нее - свеклу. Отдельно отварить в подсоленной воде нарезанный кубиками картофель.
Овощные отвары соединить и сохранить, а нарезанные овощи откинуть на дуршлаг, а затем смешать с нарезанными мелкими кубиками солеными огурцами, нарезанным соломкой репчатым луком, консервированным зеленым горошком, изюмом и очищенным от кожицы и зерен и нарезанным кубиками лимоном.
Из овощного отвара, растительного масла, вина, сока второго лимона, черного перца, столовой горчицы и соли приготовить маринад и довести его до кипения.
Салат залить маринадом и выдержать под крышкой в течение 30 минут, после чего распределить на порции.

Рекомендуется в дни "Мясоеда".

Окрошка по-вятски

Ингредиенты:
редька (или редиска);
отварной картофель;
соль;
квас;
свежий огурец;
хрен;
зелень.

Способ приготовления:

Натереть редьку или редиску.
Нарезать холодный отварной картофель.
Смешать редьку (редиску) с картофелем, смесь посолить, оставить минут на 40-50. Затем добавить холодный квас, нарезанный огурец, тертый хрен (по вкусу), зелень.

Рекомендуется в дни Поста "с ядением сварения".

Грибные оладьи

Ингредиенты:
500 г картофеля;
250 г грибов;
растительное масло;
соль.

Способ приготовления:

Сырой картофель очистить, промыть и натереть на терке.
Очищенные грибы мелко нарезать, перемешать их с картофельной массой и небольшим количеством соли.
Выложить оладьи ложкой на горячую сковороду с растительным маслом и обжарить с обеих сторон.

Рекомендуется в дни Поста с "ядением сварения с елеем".

14

Вкусные блюда во время поста

Грибной суп-лапша

Нам потребуется:

Мука - 200 г, Вода - 100 г, Соль - 0,5 ч. ложки, Масло горчичное - 1 ч. ложка, Грибы (замороженные) - 300 г, Сухая смесь (морковь, лук, корень сельдерея, сладкий перец) - 2 ст. ложки, Соль, Перец, Зелень укропа

Что делать:

Муку насыпать горкой, сделать углубление, влить кипяченой воды, масло, всыпать соль и замесить крутое тесто.

После замеса тесто оставить на 20-30 минут (после этого оно лучше раскатывается). Тесто раскатать тонко, нарезать полосками шириной 5-6 см, сложить вместе и нашинковать по желанию.

Грибы залить кипятком и варить вместе с сухой смесью 20 минут.

В кипящий суп опустить лапшу и варить до готовности, посолив и поперчив по вкусу. Подать суп с зеленью.

15

Постный овощной суп с цветной капустой

Нам потребуется:

Цветная капуста - 500 г, Морковь - 1 шт., Лук - 1 шт., Зеленый лук - 1 пучок, Несколько веточек петрушки, Консервированный зеленый горошек - 1 банка, Смесь сухих трав, Соль, Перец.

Что делать: Морковь и лук мелко нарезать. Цветную капусту разобрать на соцветия.

Петрушку и зеленый лук измельчить. Опустить морковь и лук в кипящую воду, варить 15 минут.

Поместить в бульон цветную капусту и горошек. Посолить, поперчить. Добавить смесь трав и варить до готовности.

Подать, посыпав зеленью.

16

Салат «Зеленый»

Нам потребуется: Руккола - 200 г, Зеленый болгарский перец - 1 шт., Укроп - 5 веточек, Петрушка - 5 веточек, Зеленый лук - 5 перьев, Зеленый горошек - 0,5 банки, Оливки - 1 баночка, Соевый соус, Кунжутное масло.

Что делать:

Петрушку, укроп и зеленый лук мелко нарезать. Рукколу порвать и выложить на блюдо. На рукколу выложить зеленый горошек, на горошек - кольца зеленого болгарского перца, по кругу - маслины.

Соевый соус смешать с кунжутным маслом, полить салат получившейся заправкой.

Этот салат настолько восхитительно красив, что украшать его просто нет смысла.

17

Фруктовый салат с семечками

нам потребуется:

Манго, Яблоко, Банан, Персик, Лимон, Семечки подсолнечника.

Что делать:

Манго и персик очистить от кожицы и косточек, порезать кубиками. Яблоко очистить от кожицы, вырезать сердцевину.

Порезать яблоко соломкой. Банан нарезать кружочками.

Манго, персики и яблоко соединить, поместить в салатник.

Подавать, полив лимонным соком и выложив по кругу кружочки банана.

18

Короче   постилась я...  постилась... ну типа))) вчера опять наелась  курицы, ну да ладно)) даже нашла  продукты  в которых  нет  животных жиров, да и в многих продуктах, когда прочитаешь  состав, нет   вообще животных жиров,  только  сухое молоко, растительных жир , короче одна химия, получается , что  многие продукты  можно есть,   даже   сгущёнка  и та вся искусственная)))) Вафли  тоже  есть можно, шоколад  тоже)))

Короче  мои  тётушки  тоже постятся, и одна попала  в больницу в реанимацию,а  у второй сил уже нету,  чтобы  встать и пойти в церковь, но всё равно  встаёт  и идёт  через раз...Я начала интересоваться, про то, кому же можно поститься?  Оказывается поститься нужно только  здоровым людям, Женщинам  можно  не постись вообще, детям  тем более, а у беременных это и есть  сам  пост - беременность.  Родные  моей  тётки  случайно встретили  того попа к которому   она  ходила, и  он  запретил ей поститься, так как   что ж  постится в больным  сердцем?? Людям по любому нужно  употреблять  белок, что бы не загнулись....
А вторую тётушку  так и не переубедили...

Так меня интересует вопрос, в каких продуктах, кроме  мяса и яиц, есть   белок?  потому что  ещё одна  тётушка  есть)))))) Спасать  надо :D

19

Фасоль по-карельски

Для приготовления данного блюда, в размере 4 порций понадобится:

150 грамм фасоли,
5-7 головок репча¬того лука,
5-6 столовых ложек расти¬тельного масла,
500 мл воды,
Красный молотый перец,
Соль по вкусу.

Способ приготовления:

Возьмите фасоль и замочите ее на 12 часов, после чего воду слить. Отварить фасоль в новой воде до готовности. Не выливайте фасолевый отвар, так как он пригодится нам несколько позже. Нарезать коль¬цами репчатый лук и спассеровать на сковороде с разогретым маслом, затем добавить соль и перец по вкусу.
Уложить в форму, чередуя слои, фасоль и лук (верхним слоем должна быть фасоль), полить сверху маслом и отваром. Запекать в духовке при умеренной температуре в тече¬ние 20 мин.
Подать к столу, украсив блюдо зеленью.

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2011/04/08-04-2011-22.00.52.jpg

20

Strecoza написал(а):

в каких продуктах, кроме  мяса и яиц, есть   белок?

Для поста очень хорошо орехи всякие, сухофрукты, они очень калорийные
Шоколад только черный, не молочный

Я в пост иногда употребляю соевое мясо, это вкусно, но без животных белков.

У нас его продают сушеным, в пакетиках. Там заливаешь водой, а потом обжарить в растительном масле - абалденно вкусно)))
Получается по виду вроде гуляша)))

21

кстати, как на счёт  Рождественского поста?
С 28 ноября 2011 по 6 января 2012 г. - Рождественский пост.

короче,  я начинаю, а  вы подхватывайте!
Светик, хоть немного похудеем, ага?

22

Значит  так, вчера была вермишель с жаренными карасиками и пеленгасом, сегодня доедали рыбу и приготовила  тушенную капусту с томатом и грибами, очень вкусно получилось, ещё открыла консервированный салат из баклажанов и компот.

23

готовлю постную пиццу  :glasses:

24

сегодня готовили печёный картофель, маринованную скумбрию и  постную пиццу

25

Обещанная постная пицца
туда входит:
300 г шампиньонов
2 шт больших помидоров
Один салатный перец
Постный майонез
Краснодарский соус (или любой другой кисло сладкий соус)
Соль
Травки (Я купила смесь сушенных трав. Туда входит петрушка, душица, базилик, розмарин, тмин, лук репчатый, перец красный сладкий, чеснок сушенный).
И самое главное это тесто для пиццы.

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2011/12/19-12-2011-20.51.27.jpg

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2011/12/19-12-2011-20.55.12.jpg

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2011/12/19-12-2011-21.00.14.jpg

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2011/12/19-12-2011-21.54.09.jpg

26

Запечённая рыба в томатном соусе
рецепт  тут Готовим с Мастер Классом

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2011/12/21-12-2011-18.56.391.jpg

27

Великий пост  начался с 27.02.12 по 14.04.12
долговато  но  пытаемся постится

сегодня  у меня  было пюре и  тушенная капустка с  замороженными овощами, булочки  с морковкой ,кисель, консервированные  салаты  из баклажанов

28

Постная  пицца

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2012/03/31-03-2012-13.09.20.jpg
http://strecoza.in.ua/2012/03/postnaya- … i-gribami/

Постное мороженное

http://strecoza.in.ua/wp-content/uploads/2012/03/31-03-2012-16.40.46.jpg
http://strecoza.in.ua/2012/03/postnoe-m … #more-1692

29

Котлеты капустные
1 кг белокочанной капусты, по пол стакана манной крупы, молока и толченых сухарей, 3 яйца, 3 ст. л. масла, соль
Капусту очистить, мелко нашинковать, сложить в кастрюлю. Туда же влить горячее молоко, поставить на огонь, накрыть крышкой и, периодически помешивая, тушить до готовности втечение 30-40 минут. В готовую капусту постепенно всыпать манную крупу, непрерывно помешивая и тушить еще 5-10 минут. Снять с огня, добавить яичные желтки, хорошо вымешать, посолить и охладить. Сформировать котлеты, обмочить их в белках и толченых сухарях, обжарить с обеих сторон.

Котлеты морковные
1 кг моркови, по пол стакана манной крупы, молока и толченых сухарей,3 яйца, 3 ст. л масла, 1 чл сахара, соль
Очищенную промытую морковь тонко нарезать, сложить в кастрюлю, залить горячим молоком, добавить ложку масла, сахар соль и тушить до готовности. Далее готовить как в предыдущем рецепте.

Котлеты свекольные

500г свеклы, по 2 ст. л манной крупы, толченых сухарей или муки, 1 яйцо, 3 ст. л. масла, пол стакана сметаны, соль.
Свеклу промыть и сварить вместе с кожицей до готовности. Готовую свеклу очистить от кожицы и измельчить блендером\мясорубкой\на терке. Положить в сотейник, прогреть, добпаить немного масла и всыпать манную крупу. Все варить на слабом огне 12-15 минут. Массу слегка хладить, смешать с яйцами и солью, вылепить котлеты, рбвалять в сухарях и обжарить с двух сторон.

30

Strecoza, что в этом году с Постом у вас?