История развития косметологии
Колыбелью косметики считается Древний Египет, где косметические средства были известны более 4000 лет тому назад. В гробницах древних захоронений обнаружены сосуды с мазями и различными благовониями, содержащими ладан, мирру, розовое и лавандовое масло. Секретом изготовления косметических средств в то время владели жрецы — для этого они использовали многочисленные растения. Уже тогда косметические средства применялись как в лечебных, так и в чисто декоративных целях. Так, например, жрецы Древнего Египта белили щеки, обводили глаза зеленым (углекислой медью) и натирали тело душистыми маслами, красили седые волосы в черный цвет, используя для этого кровь черных животных. Что касается использования лечебных свойств косметики, то в Древнем Египте существовал обряд очищения вернувшихся со сражения полководцев при помощи разнообразных косметических средств. Несколько дней и ночей в уединении храма жрецы восстанавливали физическое и психическое здоровье военачальников при помощи грязей, глины, растительных бальзамов, массажных масел, фруктово-овощных смесей, кислого молока, молодого пива и водяных ванн, чередуя контрастные состояния активности и расслабления.
Первый письменный документ, содержащий перечень своего рода косметических правил, найден в одной из египетских гробниц. Это был рецепт-гигант, написанный 1500 лет до н. э. жрецами на папирусе длиной примерно в 21 м. Немецкий египтолог Георг Эберс приобрел его в 1875 г. и затем опубликовал. Впоследствии этот перечень получил название «Папирус Эберса». Он содержал ряд косметических рецептов: как разгладить морщины, покрасить волосы, усилить их рост, удалить бородавки и др. Некоторые из рецептов, приведенных в этом папирусе, не утратили своего значения и в настоящее время. В Египте был найден также первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой (I в. до н. э.). Его рецепты использовались и в более позднее время.
Египет был, очевидно, первой, но отнюдь не единственной страной, где люди научились изготавливать и применять косметические средства. Широкое применение косметика также получила в странах Древнего Востока. Сохранились сведения, что почти за 500 лет до н. э. женщины Ассирии натирали тело благовониями, а мужчины окропляли свои волосы душистыми настоями трав. В древней Персии, используя растения, изготавливали благоуханные масла, мази, краски. Такие общеизвестные растительные косметические средства, как хна и басма, — выходцы из древней Персии.
Опыт египтян переняли также древние греки. Именно они ввели в обиход слово «косметика», что означает «искусство украшать». В Древней Греции и Риме рабыни, которые занимались украшением тела и лица женщин, назывались косметами. Однако повторимся, что косметика — это не только декоративные, но и лечебные средства. Отец медицины Гиппократ (V-IV в. до н. э.) сообщает заслуживающие внимания сведения о восстановлении женской красоты растениями-целителями. Его ученик и последователь Диокл рекомендовал всевозможные маски и мази для смягчения кожи. Им был написан труд по косметике в четырех томах, где давались советы по уходу за кожей лица, глазами, зубами, ногтями, волосами с помощью косметических средств, полученных главным образом на основе растительного сырья.
Однако наибольший расцвет косметика получила в Древнем Риме. Римляне со свойственной им обстоятельностью занялись косметическими средствами всерьез в I веке н. э. Плиний Старший подробно описывал косметические средства, которыми римляне пользовались каждый день: очищающий и увлажняющий лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, специальное мыло для волос, окрашивающее их в рыжий цвет, а также зубной порошок, приготовленный из пемзы и измельченного рога. В частности, он писал:
«Маленькие улитки, высушенные на солнце на черепицах, затем истолченные в порошок и разведенные отваром из бобов, представляют собой превосходное косметическое средство, которое делает кожу белой и нежной».
О косметических тайнах римских женщин писали римские поэты Овидий и Гораций.
Овидий составил целую поэму, посвященную косметике, от нее сохранился только фрагмент приблизительно в 100 стихов. Вот взятый оттуда рецепт одного снадобья для улучшения цвета лица: «чищеного ячменя 2 фунта, чечевичной муки 2 фунта, оленьего рога 1/6 фунта, камеди 2 унции, тосканской полбы 2 унции, меду 18 унций, 10 яиц, 12 толченых луковиц нарцисса». Он приводит еще два других очень сложных рецепта — один для выведения пятен с лица, другой для окраски лица. Этот отрывок заканчивается следующими двумя стихами: «Я видел женщину, которая макала мак в холодную воду, толкла его и мазала им щеки».
Римлянки широко пользовались мазями, притираниями, масками. У древних римлянок были модны белокурые волосы. Сохранился рецепт перекраски черных волос в светлые: волосы протирались губкой, смоченной смесью козьего молока и золы букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. В знаменитых римских банях употреблялись самые различные эссенции и масла. Вторая жена Нерона Поппея Сабина, стремясь сохранить красоту тела, ежедневно принимала ванну из ослиного молока. Она же первая в истории женщина — автор косметических рецептов, которые сохранились до наших дней.
Известный римский врач Гален (около 130–200 г. н. э.) оставил потомкам научные труды, посвященные косметике. Он автор первого систематизированного учебника по косметике. В своих работах Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков (т. е. грим) и косметику для сохранения естественной красоты, подчеркивая связь между косметикой и медициной. Галеном была предложена рецептура охлаждающей мази, которая стала прототипом кольд-крема.
Многочисленные косметические рецепты приводятся в труде «Канон врачебной науки», написанном знаменитым врачом и ученым древности Авиценной. Он не только разработал диагностику и методику лечения косметических заболеваний кожи, но и предложил профилактические меры по их предупреждению. Авиценна считал, что многие косметические недостатки кожи связаны с общим состоянием организма.
В средние века развитие косметики затормозилось, так как церковь преследовала тех, кто пытался ухаживать за своим «грешным телом». Но в эпоху Возрождения к XVI веку она вновь получила широкое распространение в Европе, хотя имела скорее декоративный, чем лечебный характер — люди начали румянить щеки, красить губы, брови, ресницы и густо посыпать свои парики пудрой. Ученый монах того времени Фиренцуола составил трактат о женской красоте, в котором впервые задокументировал канон в этой области. Согласно трактату Фиренцуолы, лоб женщины должен быть в ширину не больше, чем его двойная высота. Кожа лица должна быть светлой и гладкой, виски — не слишком узкими. Брови — темными и густыми, белки глаз — синеватыми, веки — с едва заметными жилками, ресницы — светлыми. Губы не слишком тонкие, ровно лежат одна над другой, зубы цвета слоновой кости, не слишком острые, и так далее. Гениальные полотна да Винчи, Рафаэля и Тициана — запечатленные на века установки монаха…
К XVII веку особенно популярной стала пудра. Ее смешивали с яичным белком и наносили на лицо очень густым слоем — чем толще, тем лучше. Королева Англии Елизавета I прорисовывала на слое пудры сосуды лица, чтобы подчеркнуть (сымитировать, конечно) прозрачность кожи. Чуть позже появились мушки — кусочки черного и красного пластыря, которыми прикрывали оспинки на лице. В XVIII веке в моду вошли накладные брови из кусочков мышиных шкурок. За щеки закладывали пробковые шарики, чтобы подчеркнуть округлость лица. Белилами и румянами украшали даже совсем юные лица, не нуждавшиеся ни в каких украшениях… Отсюда и «кукольный» вид портретов того времени не каприз художника, а суровые реалии.
Склонность к злоупотреблению косметикой приводила к курьезам. Сенат Франкфурта-на-Майне даже издал специальный указ, считавший обманом вовлечение в брак женщиной мужчины, если она скрывала косметикой свои недостатки. Причем женщину судили за колдовство, а брак расторгался.
Со временем косметика стала играть немаловажную роль в большой политике — в самом прямом смысле слова. В эпоху правления Екатерины Медичи в ходу были мази, пудры, духи, содержащие смертельный яд. История сохранила для нас имя мастера смертельных украшений. Это Рене Флорентиец, парфюмер и отравитель…
С середины XVIII в. косметика стала развиваться как современная наука — началась эра научных исследований в косметической области. Именно тогда король Франции поручил Академии наук выяснить, насколько безопасны для здоровья румяна и прочая косметика. Заняться этим поручили известному химику того времени Антуану Лавуазье.
Позже стройные ряды косметических средств пополнил шампунь — около века назад в Германии Ханс Шварцкопф предложил сначала порошкообразный вариант моющего средства, и наконец в 1933 г. был создан прототип современного шампуня — бесщелочное средство для мытья волос.
В Древней Руси гигиене и уходу за кожей также уделяли большое внимание. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» — настой из мяты. Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло. Русские женщины знали, что огуречный сок, отвар петрушки делают лицо белым, а растительные жиры смягчают и восстанавливают эластичность кожи лица, шеи и рук. Им были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств — настоем василька, например, протирали жирную, пористую кожу; подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос; свеклой пользовались как румянами.
Сведения об использовании косметических средств на Руси мы черпаем из письменных источников. Одним из таких свидетельств является написанное в 30-х годах XII столетия внучкой Владимира Мономаха Зоей (Евпраксией) сочинение под названием «Мази». В нем, наряду со сведениями о различных болезнях и способах лечения, приведены советы по уходу за телом, рецепты от «паршивости головы», средства от дурного запаха изо рта и для чистки зубов. Растения, известные нашим далеким предкам, с успехом применялись и позже. В популярном журнале «Экономический магазин», который издавался в России с 1780 г., печатались многочисленные советы по уходу за внешностью, рекомендовались всевозможные косметические средства, например, отвар из сорочинского пшена, которым надо каждый вечер перед сном мыть лицо, средства от пигментных пятен — камфора, мирра и т. д.