Это общеизвестно: одно из любимых наших занятий в отпуске – фотографировать. Запечатлеть все достопримечательности! А главное – родных и знакомых на их фоне.
Чтобы уютным зимним вечером сунуть гостям пачку этих летних картинок. И ждать восторгов – вы-то ведь помните, как вам тогда, во время съемки, было хорошо! Только вот незадача: вы с досадой замечаете, что ваши работы зрители в руках держат вроде как по обязанности. Из вежливости – уважая ваши чувства.
Планируя с помощью фотографий рассказать публике о своем отпуске, подумайте о том, как сделать фотоотчет интересным. Решите – что вы намерены снимать? Отпускные наряды ваших спутников? Приятеля в лапах нильского верблюда? Мужа/жену, расслабляющихся на отдыхе? А фоном – диковины мира, от историко-культурных до природных...
Смею утверждать: разумнее сделать героями снимков эти диковины. Но все ж сначала – о том, как снимать.
Учимся фотографировать
Повторюсь: снимает – фотограф. Важно сделать привычной для себя работу с фотокамерой, чтобы не столбенеть перед простейшими проблемами. Например, перед «шевеленкой», когда непривычные к камере руки дрожат, изображение смазывается. Вот совет, на который я наткнулась на одном из фотофорумов: «Мне помогают в этой борьбе с шевеленкой навыки стрельбы – делаешь вдох, а на выдохе медленном стреляешь, то есть снимаешь». Между прочим, да – помогает!
Важно научиться правильно держать камеру. Важно видеть то, что годно для съемки, и нажимать на кнопку вовремя, но не до или после нужного момента.
Потому главное – снимайте как можно больше. Ни дня без фотосъемки – это должно быть правилом. Фотографируя, а затем рассматривая результаты работы, вы будете приобретать очень полезные навыки.
Вы сживетесь с фотокамерой, начнете на мир, наконец, смотреть ее «глазами». Привыкнете находить объект и момент для съемки, видеть цвет, чувствовать освещенность.
Начав фотографировать – срочно регистрируйтесь на каком-нибудь фоторесурсе и выкладывайте свои изделия. Приготовьтесь к двум формам реакции: «отлично, +5, заходите на мою страницу» и «Все г[...], как не стыдно такое вываливать!».
Все нормально. Зайдите на страницу и к первому комментатору, и ко второму – посмотрите их работы, сравните со своими. Присваивайте и осваивайте чужие темы и схемы съемки, приемы, наконец – идеи. Это не воровство, это – обучение.
Не поленитесь, готовя поездку, посмотреть чужие снимки тех же самых местностей, куда вы отправляетесь. Так вы сможете заранее определить условия съемки, изучить объекты и видовые точки.
Выбираем объект, оцениваем натуру
Архитектура. Две беды при съемке архитектуры – строение либо не влезает в кадр, либо заваливается. Не пытайтесь сфоткать дворец или собор в один щелк – потратьте на него несколько кадров. Дублируйте один и тот же сюжет. Держите камеру прямо. Впрочем, если камера будет слегка запрокинута – перспективные искажения можно будет исправить при редактировании снимков.
Общий вид сделайте с главной видовой точки, откуда здание снимают ВСЕ. Не бойтесь оказаться банальным – скорее всего, эта точка съемки и есть самая удобная, откуда памятник будет виден целиком. Постарайтесь не обрезать здание при съемке – чтобы и справа-слева остался воздух, и снизу запечатлелся цоколь и тротуар, и сверху (особенно если снимаете храм с куполами и крестами) для небес хватило места.
При этом помните: фронтальные снимки архитектурных объектов скучны. Чтобы выявить объем, здания, его «архитектурность», снимайте его, стоя не по центру фасада, а ближе к углу. Тогда на снимке вы получите приличную для жанра перспективу.
Подумайте об освещении зданий. Полуденное солнце дает резкие черные тени, которые, к тому же, направлены чуть не отвесно сверху вниз. Удачными будут снимки, сделанные утром или вечером – когда свет мягче (особенно рано утром), направлен слева или справа, выявляет таким образом детали.
Если детали здания достойны внимания – фотографируйте их с близкого расстояния, так вы зафиксируете не только рисунок детали и рельеф, но и особенности фактуры.
Музеи. В разных музеях – разное отношение к людям фотографирующим. Где-то позволено все, где-то – только без вспышки, где-то – только не зеркалкой, где-то – все низззя. Сообразуйтесь с разрешениями и запретами – и используйте возможности. По своему опыту сужу – лояльнее всего музейщики бывают при съемке на открытии различных выставок.
Затруднения вызывает съемка через стекло витрин. Такая съемка может быть удачной, лишь если делается без вспышки и без случайных отражений. Особенно важно здесь не смазать изображение, поскольку без вспышки выдержка окажется большой.
Снимаете живопись – в результате, скорее всего, получите картинку с перекошенными углами. Впрочем, это нетрудно исправить при редактировании снимка.
Вообще же проще не изощряться – любой музей готов обеспечить туристов снимками экспонатов, выполненными профессионально. Путеводители, каталоги печатные и цифровые – к вашим услугам.
По-моему, приятнее всего в музеях фотографировать не экспонаты, а людей в общении с произведениями искусства. Интереснее!
Пейзажи. Здесь главные трудности, мне кажется, – композиционные. Помочь может либо врожденный, либо воспитанный вкус. С врожденным – дело понятное, воспитывать же можно – читая книжки о композиции и рассматривая картины и фотографии. Книжки с примерами, схемами объяснят вам все о золотом сечении, о перспективе, о планах переднем, среднем и дальнем, а также крупном-среднем-мелком. Довольно популярна у начинающих фотографов книга «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов» (автор – Д. Кораблев).
Любимый жанр
Мы же все понимаем: без снимков в любимом жанре «это имярек на фоне...» никакой путешественник не обойдется. Вопрос лишь в том, как сделать эти снимки.
Надо учитывать некоторые технические моменты портретной съемки. Отпуск чаще приходится на летнее время, летнее солнце – жесткое, яркое, дает черные, грубые тени, которые портят фотопортрет.
Проблему может решить либо съемка ранним утром или вечером (см. об архитектуре), либо съемка в тени, а также использование вспышки – для подсветки лица. Да, летом, на ярком солнце – и со вспышкой! Попробуйте, и увидите, что таким образом вы избавитесь от страшной черной тени под носом, которая обычно украшает многие летние портреты, выполненные любителями.
В отношении выбора натуры, момента для съемки... Понаблюдайте за собой – какие портреты вам интересно рассматривать? Такие, где пойман момент жизни, где модель не позирует, а живет. Или позирует – но очень искусно.
При съемке людей важно уметь наблюдать за объектом съемки, подстеречь момент. Усыпить бдительность объекта несложно – пусть он привыкнет к тому, что камера в ваших руках находится всегда. Пусть он либо вообще не заметит, либо заметит в самый последний момент, что его фотографируют.
Если объект – из ваших друзей, знакомых, близких-родных – скорее всего, он не будет протестовать против съемки. В отношении же всех прочих случаев действует статья 152.1 «Охрана изображения гражданина» Гражданского кодекса: съемка не возбраняется «в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях)». Добавлю – и если гражданин не выражает протест против съемки.
Наконец, отслеживайте, как фотографируемый «взаимодействует» с окружающим пространством. Обидно на хорошем в общем портретном снимке обнаружить всякие «неприличности» – типа торчащей из макушки человека пальмы. Порой достаточно при съемке сместиться с камерой на полметра – и проблемы не будет.
Автор: Люба Мельник http://shkolazhizni.ru/