Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Фотография. Вопросы и ответы. » Учимся фотографировать


Учимся фотографировать

Сообщений 1 страница 30 из 52

1

Правило «третей»
Условно разделим снимок на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Вы получите четыре точки пересечения линий. В этих местах располагаются, как говорили греки «силовые точки» или, по-нашему, фокус. Две лучшие силовые точки – верхняя и нижняя правые, так как глаз «входит» в картину с нижнего левого угла, потом передвигается к центру, затем достигает правых силовых точек – доказано психологами всех времен и народов. Поэтому компонуйте кадр так, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль этих четырех пересекающихся линий, если же предмет находится в точках фокуса – взгляд точно будет прикован к снимку.
Если же фокальную точку вы поместите в самый центр видоискателя, то тем самым вы начисто лишите композицию движения. Старайтесь избегать такого центрирования, по крайней мере, оно должно быть идеологически оправданно.
Это правило будет правильно применить, если в кадре есть рамка – например, дыра в стене. Расположите «проем» рамки на расстоянии 1/3 от левого или правого края снимка – и вы привлечете взгляд зрителя к удаленному пейзажу. (с)

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/02.jpg

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/03.jpg

источник

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ce/Rivertree_thirds_md.gif
Фотография заката, сделанная на архипелаге Тысяча островов, демонстрирует принципы построения кадра по правилу третей.
википедия

2

Кадрирование
Не все, что мы фотографируем, выглядит на снимке выразительно. Либо в кадре что-то лишнее, либо, наоборот, важное оказывается «за кадром». Здесь поможет кадрирование. Его можно проводить двумя путями. Первый: сделать фотографию большого формата, а потом обрезать ее. Второй: кадрировать фотографию на стадии печати, увеличивая до нужного формата наиболее значимые участки изображения (этот способ называется выкадровкой). Стоит также помнить, что если размер снимка меньше 18х24 см, глаз охватывает его полностью, снимок выглядит резче и отчетливее, но глубины и рельефности снимку не будет хватать, поскольку глаз по изображению не бегает, кроме того, меняются и другие законы восприятия изображения. Например, поперечные полосы на снимке большого формата делают человека, одетого в такую одежду толще, а на фотографиях маленького размера – наоборот.

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/04.jpg

3

Горизонтальные и вертикальные линии
Самая распространенная ошибка для пейзажных снимков - наклон горизонта, ведь мы всегда ощущаем, где находится его линия, даже если он не виден на снимке. Чтобы придать фотографии реалистичность, используйте вертикальные и горизонтальные линии. Чтобы определить, где на снимке будет горизонт, можно опять же воспользоваться сеткой из «правила третей». Если горизонт расположен в центре видоискателя – как правило, такие фотографии смотрятся статично или безжизненно. Подняв горизонт вверх на снимке, вы выделите передний план или ландшафт, опустив его ниже – подчеркнете небо. Можно уйти в крайность, поместив линию горизонта слишком низко или слишком высоко, но наиболее гармонично она будет смотреться, если совпадет с линиями сетки.

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/05.jpg

4

Используем диагонали
Композиции по диагонали – самый динамичный прием в фотографии. Диагональ наклонна к границам снимка, а мы знаем, что такое положение ведет к неустойчивости – отсюда и ощущения расстояния и перспективы. Объект, «уходя вглубь кадра», кажется меньше и по высоте, и по ширине, и по длине, меняет свое положение относительно других предметов. В результате мы получаем впечатление, сходное с тем, что возникает у нас при перемещении реальных объектов в жизни. Если композиция основана на диагонали, восходящей снизу к правому верхнему углу кадра, то это направление, как правило, придает движению жизнеутверждающую окраску, вызывая ощущение силы, стойкости, и наоборот, спускающаяся с верхнего левого угла в нижний правый – дает нам намек на печаль, грусть или тревогу.

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/06.jpg

5

Точка съемки
Большинство людей держат камеру на уровне их глаз, но это обычный способ съемки. Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки.
При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съема способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс. Умело использованный ракурс не искажает объект, а поясняет его, выявляя характерные особенности, скрытые от глаз ненаблюдательного человека

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/07.jpg

6

Фон
Даже если вы увидели что-то, что заставляет вас подумать: «О, это стоит снять!», вы должны понимать, что почти всегда на снимке будет что-то кроме заинтересовавшего вас объекта. Все, что вы не заметите сами, заметит ваш фотоаппарат. Всегда стоит помнить, что задачей фона является искусная поддержка и привлечение внимания к переднему плану. Нужно стараться избавляться от элементов заднего плана, которые по зрительному ощущению конкурируют с основным объектом. Многочисленные элементы второго плана испортят впечатление даже от хорошо задуманного снимка. Проверьте, чтобы ничто на заднем плане не отвлекало взгляд (как, например, комнатные цветы, волшебным образом растущие прямо из голов людей на некоторых снимках). Проявите активность - если объект съёмки находится не в лучшем положении, переместите его или переместитесь сами

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/08.jpg

7

Простота
Основа любой композиции – простота. При этом простота – это не отсутствие усилий при создании композиции. Важно, чтобы зритель понял вашу идею, чтобы его ничего не отвлекало. Если на фотографии сразу несколько центров интереса, привлекающих внимание зрителя, значит, вы не сумели однозначно выразить свою мысль. Наверное, лучше сделать два отдельных снимка. И все же, все же… два центра внимания – это лучше, чем ни одного.

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/09.jpg

8

Контраст
Объект выглядит выразительнее, если он контрастнее, четче и насыщеннее по цвету, чем фон или другие элементы изображения. Если объект светлый, то его лучше снимать на темном фоне и наоборот. Человеческий глаз инстинктивно ищет на фотографии самый яркий и резкий элемент. Это дополнение к правилам «Фон» и «Простота».

http://fotoxp.ru/wp-content/uploads/2007/12/10.jpg

9

Зумирование

Изменение фокусного расстояния объектива называют оптическим зумированием. Производя зумирование, можно приблизить или отдалить снимаемый объект средствами оптики, что позволяет фотографу быстро выстраивать кадр (изменять видимую удаленность точки съемки), не сходя при этом с места.

Можно рассматривать процесс зумирования и по-иному: как уменьшение или увеличение угла зрения объектива. Напомним, что человеческий глаз имеет фокусное расстояние в 50 мм; фокусное расстояние объектива камеры может быть как меньше, так и заметно больше. Если фокусное расстояние объектива меньше 50 мм, то он имеет угол обзора больший, чем человеческий глаз (поэтому соответствующее положение объектива именуют широкоугольным), а если больше — угол обзора становится меньше, но предметы кажутся ближе. Варьируя значение зума и, соответственно, угол обзора объектива, фотограф может или, уменьшив угол обзора, отбросить из получаемого кадра лишние детали, которые в данной ситуации заметны глазу, или, наоборот, втащить в изображение больше объектов, чем удается охватить неподвижным взглядом.

Удобно? Бесспорно! Но зумирование имеет массу побочных эффектов, которые в ряде случаев приходится учитывать. Например, при переводе объектива в широкоугольное положение глубина резкости увеличивается, при установке в положение «теле» - уменьшается. Кроме того, при сильном зумировании в кадре нередко проявляются геометрические искажения.

Цифровой зум (цифровое увеличение) представляет собой вырезание части изображения, получаемого матрицей, и растягивание ее до требуемого размера. Очевидно, что такое зумирование хотя и приводит к увеличению размера предметов на снимке, новых деталей на них не прибавляет, в результате чего изображение начинает восприниматься как нерезкое, замыленное. Кроме того, на больших значениях цифрового зума на изображении появляются некоторые специфические дефекты, например, становится заметна ступенчатость наклонных линий.

Мы не рекомендуем использовать цифровой зум. Если уж вы решаете увеличить фрагмент изображения — несмотря на неизбежное ухудшение при этом его качества, — соответствующие действия лучше производить на компьютере, когда есть возможность контролировать результат и при необходимости выполнить откат. Снимок, который изначально испорчен цифровым зумированием, восстановить в приемлемом качестве практически невозможно.

10

Фокусировка
Что требуется для достижения оптимальной резкости?
*  Фотограф должен правильно задать фокусное расстояние съемки (или правильно выбрать оптимальный режим работы автофокуса).
* В момент получения снимка камера должна быть неподвижна — это критически важное условие. Любое, даже незначительное колебание аппарата при срабатывании затвора приводит к ухудшению резкости получаемого снимка.
* Третье условие — неподвижность самого объекта (точнее, его нахождение в границах зоны глубины резкости).
*Четвертое — отсутствие в кадре не предусмотренного фотографом быстрого движения — чихания, моргания, почесывания... Объект в целом при этом останется резким и будет зафиксирован хорошо, а вот качнувшаяся прядь волос или двинувшаяся рука отобразится мутным пятном или даже в виде нескольких пятен-фантомов. (Этот эффект можно использовать для передачи движения в кадре — как художественный прием.)
*  И пятое - чистота оптической системы. При загрязнении или механическом повреждении передней линзы объектива, а также при попадании пыли между линзами, прозрачность оптической системе заметно уменьшается.

Первое условие является наиболее важным, поэтому остановимся на нем подробнее.
Ни для кого не секрет, что одновременно мы не можем видеть резко, например, и сетку забора, находящуюся в десятке сантиметров от наших глаз, и дерево за этой сеткой, удаленное на несколько десятков метров. Глаз фокусируется на каком-то одном предмете, а другой, оказавшийся не в фокусе, расплывается и внимания практически не отвлекает. Обычно мы забываем про эту особенность своего зрения, так как наш внутренний автофокус быстро и практически незаметно для сознания наводится на интересующий объект. Если мы переключим внимание на другой объект, то глаз за долю секунды соответствующим образом перефокусируется, и тогда, возможно, расплывется и станет нерезким объект, на который мы смотрели секунду назад... но нас это уже не будет волновать.

При фотосъемке фотограф должен выбрать, на какой предмет нужно наводить фокус, а резкостью каких предметов можно пожертвовать. В ряде случаев резкостью многих предметов, находящихся в кадре, пожертвовать нужно, дабы они не отвлекали от созерцания основных объектов, создающих композицию.
В большинстве случаев для фотолюбителя процесс наводки на резкость сводится к общению с автоматикой камеры. Все современные камеры снабжены системами автоматической фокусировки, которые прошли длительный путь развития и выполняют наводку очень быстро и точно. Но помните: автофокус не всемогущ — существует масса ситуаций, когда он оказывается не в состоянии произвести фокусировку, или наводится, но не туда... В ряде случаев автоматике нужна помощь фотографа.

Большинство современных фотокамер имеет систему автофокусировки по контрасту. Процесс наводки на резкость в этом случае производится на основе анализа данных о контрастности в небольших областях, находящихся в поле зрения объектива. Сервомоторы перемещают линзы объектива до тех пор, пока в пределах эталонного участка не будет достигнута максимальная контрастность (то есть близко расположенные объекты перестанут расплываться и налезать друг на друга). 3ону, в которой анализируется контраст, называют фокусировочной точкой.

Очевидно, что такая система дает сбои при попытке сфокусироваться на малоконтрастных объектах (безразлично, темных или светлых, но не имеющих выраженного перепада яркостей). У автофокуса возникнут проблемы и при наводке на резкость в условиях низкой освещенности (вы поймете, почему так происходит, вспомнив, что ночью все кошки серы), и при попытке фокусировки на бликующих или самосветящихся объектах.

При наводке на резкость в условиях недостаточного освещения используйте лампу подсветки, которая есть в некоторых моделях камер. В вашей модели таковая отсутствует? Тогда подсветите чем-нибудь объект, на который наводится резкость, например, используйте для этого карманный фонарик.

В некоторых камерах установлена двойная система фокусировки. К рассмотренной выше пассивной (именно таковой является фокусировка по контрасту, так как при ее выполнении камера ничего не излучает) добавляется активная, в ходе которой камера излучает некоторый сигнал — инфракрасный или ультразвуковой, по отражению которого может определить расстояние до объекта и, соответственно, произвести наводку на резкость. Активные системы способны производить наводку на резкость в условиях недостаточного освещения, но они также не универсальны: пасуют при попытке произвести фокусировку через стекло или, например, частую решетку.

Если автофокус не может выполнить наводку на резкость, попробуйте повернуть камеру на 90° вокруг оптической оси объектива. Это приводит к изменению взаимного расположения точек, по которым автофокус определяет контрастность, что зачастую помогает автоматике выполнить требуемое действие.
Автофокусу — как активному, так и пассивному — для наводки на резкость требуется некоторое время, поэтому автоматика зачастую не успевает сфокусировать камеру на быстро двигающихся объектах. Излишне динамичным для фокусировочной автоматики объектом может оказаться не только болид «Формулы-1», но и спортсмены, играющие Дети, и даже зевающая кошка (за то время, пока камера фокусируется, домашняя любимица может успеть не только закрыть пасть но и УЙТИ из поля зрения объектива).

Возможности фокусировки, доступные камере, являются крайне важными параметрами фотоаппарата. Следует помнить, что научить камеру новым режимам фокусировки невозможно!
При съемке динамичных сцен может быть актуален режим непрерывной (Continuos) или следящей (Tracking) фокусировки. Они доступны преимущественно в старших моделях камер. (Есть ли они в вашей и как их активировать? RTFM!)

Общая схема работы непрерывного автофокуса такова: при поджатой клавише фокусировки автофокус работает постоянно, что бывает весьма удобно в ситуации, когда объекты перемещаются по полю кадра. Следящий автофокус также работает непрерывно, только анализ получаемых данных производится более сложный: автоматика позволяет запомнить объект, на который была произведена первоначальная фокусировка. Пока поджата спусковая кнопка, фокусировочная точка сопровождает именно этот объект. Вид на дисплее при этом получается угрожающий: почти как в прицеле высокотехнологичного оружия, захватившего маневрирующую цель.

Если автоматика не срабатывает и ваши попытки помочь ей ни к чему не приводят, значит, нужно выполнять фокусировку вручную. Большинство современных камер предоставляют возможность ручной наводки на резкость. Фотографу нужно лишь заранее ознакомиться с тем, как это делается. Заметим, что управление этим процессом будет сильно зависеть от модели камеры (и может оказаться весьма необычным), поэтому — RTFM!

11

В отпуск – с фотоаппаратом.

Фотосъемка сейчас – массовое развлечение. К немалому сожалению развлекающихся, результат съемки часто непредсказуем. Более того: тот, кто хоть однажды брал в руки фотоаппарат, наверняка испытал немало разочарований. Подвести может все: фотоаппарат, аккумулятор, погода, а также зрение, характер и любимая мозоль фотографа.

Потому, собираясь в отпуске активно фотографировать, во-первых, изучите технику, на которой предстоит работать; во-вторых, подготовьте ее и, главное, себя к работе в «поле»; в-третьих – научитесь фотографировать.

Осваиваем технику

Дайте себе время на освоение свежекупленной камеры. Начните с чтения инструкции по эксплуатации, затем обязательно установите дату и время. Отключите отображение этой даты на снимке!

Понимаю, эти советы звучат смешно. Но на всяких фотофорумах столько банальных до неприличия вопросов! И в ответ – советов почитать инструкцию. А уж фотки с циферками, свидетельствующими о дате съемки (нередко – реальной дате не соответствующей!), в Интернете всякий, наверное, видывал.

Большинство цифровых мыльниц дает возможность снимать в автоматическом режиме – когда от вас требуется лишь фокусировка камеры на нужном объекте, и в режиме полуавтоматическом – с заданием параметров съемки. Чаще всего в инструкции вариации полуавтоматического режима именуются сюжетными программами, сценариями.

Предполагается, например, съемка ландшафта в условиях «обычных» или «особенных» – повышенной освещенности (пляж, снег), с преобладанием желтых-красных тонов (осень), с преобладанием красных тонов при снижении освещенности (закат), панорама; натюрморт; портрет; вечерняя/ночная съемка; макросъемка; спортивная съемка. Каждый из этих сценариев содержит определенный «пакет» показателей экспонирования, раскрытия диафрагмы, светочувствительности.

Инструкция даст вам общие сведения о том, как соотносить задачи съемки с необходимостью перехода в тот или иной режим. На практике испробуйте все режимы – поснимайте тот или иной объект при разных настройках.

Можете вести журнал таких испытаний, а можете обойтись без этого, фотоаппарат сделает это за вас. Графический файл с цифровой камеры содержит много всякой информации о себе: каким фотоаппаратом и когда он сделан, как происходила съемка (с какой выдержкой сделан снимок, с каким разрешением, срабатывала ли вспышка, компенсировался ли эффект «красных глаз», фокусное расстояние, светочувствительность).

Эти данные записаны в формате EXIF, их наличие помогает оптимизировать печать снимка. Но – не только. Если вы собираетесь фотографировать серьезно – этот «довесок» к снимку поможет вам в анализе своих работ, в выборе наилучших для вас приемов съемки.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i59/59092.jpg

Для примера: оригинал этого снимка размещен на Яндекс.Фотки, к нему автоматически при загрузке добавлена следующая информация о снимке (EXIF): «Производитель: SONY; Модель камеры: Sony Alpha DSLR-A300; Выдержка: 1/80 сек; Диафрагма: f/4.0; Фокусное расстояние: 55 мм; ISO: 400; Компенсация экспозиции: 0 eV; Режим съёмки: портрет; Время съёмки: 30 октября 2008, 16:37; Программа: Adobe Photoshop CS3 Windows».

В какой-то момент вы, может быть, поймете, что отвлекаться на выбор этих «сценариев» для вас смысла нет, вас устраивает режим автоматический. Вот так и настройте свою камеру, и будет вам вполне приемлемый результат. Вполне возможно, что на «автомат» вы предпочтете перейти как раз тогда, когда обзаведетесь определенной суммой навыков фотосъемки – то есть, когда на собственном опыте поймете: снимает не фотокамера, снимает – фотограф.

Готовимся к работе «в поле»

Отправляясь в путешествие, вы везете с собой не только фотоаппарат. К нему вы прихватили зарядное устройство, сменную карту памяти, а самое главное – удобную для работы одежду и обувь.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i59/59093.jpg

Вот с последнего и начнем. Девушка-фотограф на шпильках – это, конечно, красиво, но имейте в виду: она не фотографирует, она – позирует. Снимать на каблуках нормально – невозможно! Нужна свободная спокойная обувка, в которой вы сможете прошагать раза в два-три больше, чем ваши спутники, – чтобы найти точку съемки, надо потоптаться у объекта, порой – изрядно. А чтобы сделать снимок – нужна устойчивая поза.

Одежда – тоже свободная, удобная. Профессионалы на съемку в сумку с прочими принадлежностями не лишним считают положить, например, чистую футболку (ибо работа до пота для фотографа – дело обычное). Примите это во внимание. А также то, что при съемке может оказаться необходимо вскарабкаться куда-нибудь повыше, либо присесть, встать на колено и даже прилечь – в поисках интересного ракурса.

Учитывайте особенности вашего зрения. С дисплеем камеры сложно работать людям пожилым, у которых начались возрастные изменения зрения, когда глаза теряют способность быстро реагировать на внешние условия – переключаться с далеких объектов на близкие, и наоборот. Если возрастная дальнозоркость уже дотянулась до вас – не скупитесь, купите камеру, позволяющую полноценно работать именно с видоискателем.

Близорукость не помешает работе с дисплеем камеры. А вот с видоискателем близорукому будет тяжко. Если ваша камера позволяет настраивать видоискатель – сделайте это, и работайте с его помощью, так удобнее определяться с выбором объекта съемки, а тем более – с моментом.

Не забывайте проверять состояние аккумулятора или батарей. Понаблюдайте, как долго держится заряд, на сколько снимков его хватает, как практика соответствует тому, о чем говорит инструкция.

И знайте о мерах экономии заряда. Во-первых, не просматривайте отснятое на дисплее камеры – все равно нормально оценить сами снимки вы так не сможете. Во-вторых, с умом используйте возможность съемки со вспышкой и с устранением эффекта «красных глаз». В-третьих, подумайте – может, вообще откажетесь от работы с дисплеем? Работать с видоискателем – гораздо удобнее!

Сменная карта памяти – дело полезное. Увлекшись, вы за день можете запросто заполнить 4-гигабайтную карту. И как такое случится – вы сразу же поймете: главные снимки на сегодня вы еще не сделали, и приметесь судорожно перерывать отснятое, пытаясь по дисплею оценить снимок. Нет, ради личного комфорта – прихватите сменную карту! И проверьте ее в работе заранее!

Наконец, ради страховки – ведь подвести может и сам фотоаппарат – имейте в виду фотокамеру телефона. Лучше любой снимок, чем вообще никакого!

Автор: Люба Мельник http://shkolazhizni.ru/

12

Это общеизвестно: одно из любимых наших занятий в отпуске – фотографировать. Запечатлеть все достопримечательности! А главное – родных и знакомых на их фоне.

Чтобы уютным зимним вечером сунуть гостям пачку этих летних картинок. И ждать восторгов – вы-то ведь помните, как вам тогда, во время съемки, было хорошо! Только вот незадача: вы с досадой замечаете, что ваши работы зрители в руках держат вроде как по обязанности. Из вежливости – уважая ваши чувства.

Планируя с помощью фотографий рассказать публике о своем отпуске, подумайте о том, как сделать фотоотчет интересным. Решите – что вы намерены снимать? Отпускные наряды ваших спутников? Приятеля в лапах нильского верблюда? Мужа/жену, расслабляющихся на отдыхе? А фоном – диковины мира, от историко-культурных до природных...

Смею утверждать: разумнее сделать героями снимков эти диковины. Но все ж сначала – о том, как снимать.

Учимся фотографировать

Повторюсь: снимает – фотограф. Важно сделать привычной для себя работу с фотокамерой, чтобы не столбенеть перед простейшими проблемами. Например, перед «шевеленкой», когда непривычные к камере руки дрожат, изображение смазывается. Вот совет, на который я наткнулась на одном из фотофорумов: «Мне помогают в этой борьбе с шевеленкой навыки стрельбы – делаешь вдох, а на выдохе медленном стреляешь, то есть снимаешь». Между прочим, да – помогает!

Важно научиться правильно держать камеру. Важно видеть то, что годно для съемки, и нажимать на кнопку вовремя, но не до или после нужного момента.

Потому главное – снимайте как можно больше. Ни дня без фотосъемки – это должно быть правилом. Фотографируя, а затем рассматривая результаты работы, вы будете приобретать очень полезные навыки.

Вы сживетесь с фотокамерой, начнете на мир, наконец, смотреть ее «глазами». Привыкнете находить объект и момент для съемки, видеть цвет, чувствовать освещенность.

Начав фотографировать – срочно регистрируйтесь на каком-нибудь фоторесурсе и выкладывайте свои изделия. Приготовьтесь к двум формам реакции: «отлично, +5, заходите на мою страницу» и «Все г[...], как не стыдно такое вываливать!».

Все нормально. Зайдите на страницу и к первому комментатору, и ко второму – посмотрите их работы, сравните со своими. Присваивайте и осваивайте чужие темы и схемы съемки, приемы, наконец – идеи. Это не воровство, это – обучение.

Не поленитесь, готовя поездку, посмотреть чужие снимки тех же самых местностей, куда вы отправляетесь. Так вы сможете заранее определить условия съемки, изучить объекты и видовые точки.

Выбираем объект, оцениваем натуру

Архитектура. Две беды при съемке архитектуры – строение либо не влезает в кадр, либо заваливается. Не пытайтесь сфоткать дворец или собор в один щелк – потратьте на него несколько кадров. Дублируйте один и тот же сюжет. Держите камеру прямо. Впрочем, если камера будет слегка запрокинута – перспективные искажения можно будет исправить при редактировании снимков.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i59/59094.jpg

Общий вид сделайте с главной видовой точки, откуда здание снимают ВСЕ. Не бойтесь оказаться банальным – скорее всего, эта точка съемки и есть самая удобная, откуда памятник будет виден целиком. Постарайтесь не обрезать здание при съемке – чтобы и справа-слева остался воздух, и снизу запечатлелся цоколь и тротуар, и сверху (особенно если снимаете храм с куполами и крестами) для небес хватило места.

При этом помните: фронтальные снимки архитектурных объектов скучны. Чтобы выявить объем, здания, его «архитектурность», снимайте его, стоя не по центру фасада, а ближе к углу. Тогда на снимке вы получите приличную для жанра перспективу.

Подумайте об освещении зданий. Полуденное солнце дает резкие черные тени, которые, к тому же, направлены чуть не отвесно сверху вниз. Удачными будут снимки, сделанные утром или вечером – когда свет мягче (особенно рано утром), направлен слева или справа, выявляет таким образом детали.

Если детали здания достойны внимания – фотографируйте их с близкого расстояния, так вы зафиксируете не только рисунок детали и рельеф, но и особенности фактуры.

Музеи. В разных музеях – разное отношение к людям фотографирующим. Где-то позволено все, где-то – только без вспышки, где-то – только не зеркалкой, где-то – все низззя. Сообразуйтесь с разрешениями и запретами – и используйте возможности. По своему опыту сужу – лояльнее всего музейщики бывают при съемке на открытии различных выставок.

Затруднения вызывает съемка через стекло витрин. Такая съемка может быть удачной, лишь если делается без вспышки и без случайных отражений. Особенно важно здесь не смазать изображение, поскольку без вспышки выдержка окажется большой.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i59/59095.jpg

Снимаете живопись – в результате, скорее всего, получите картинку с перекошенными углами. Впрочем, это нетрудно исправить при редактировании снимка.

Вообще же проще не изощряться – любой музей готов обеспечить туристов снимками экспонатов, выполненными профессионально. Путеводители, каталоги печатные и цифровые – к вашим услугам.

По-моему, приятнее всего в музеях фотографировать не экспонаты, а людей в общении с произведениями искусства. Интереснее!

Пейзажи. Здесь главные трудности, мне кажется, – композиционные. Помочь может либо врожденный, либо воспитанный вкус. С врожденным – дело понятное, воспитывать же можно – читая книжки о композиции и рассматривая картины и фотографии. Книжки с примерами, схемами объяснят вам все о золотом сечении, о перспективе, о планах переднем, среднем и дальнем, а также крупном-среднем-мелком. Довольно популярна у начинающих фотографов книга «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов» (автор – Д. Кораблев).

Любимый жанр

Мы же все понимаем: без снимков в любимом жанре «это имярек на фоне...» никакой путешественник не обойдется. Вопрос лишь в том, как сделать эти снимки.

Надо учитывать некоторые технические моменты портретной съемки. Отпуск чаще приходится на летнее время, летнее солнце – жесткое, яркое, дает черные, грубые тени, которые портят фотопортрет.

Проблему может решить либо съемка ранним утром или вечером (см. об архитектуре), либо съемка в тени, а также использование вспышки – для подсветки лица. Да, летом, на ярком солнце – и со вспышкой! Попробуйте, и увидите, что таким образом вы избавитесь от страшной черной тени под носом, которая обычно украшает многие летние портреты, выполненные любителями.

В отношении выбора натуры, момента для съемки... Понаблюдайте за собой – какие портреты вам интересно рассматривать? Такие, где пойман момент жизни, где модель не позирует, а живет. Или позирует – но очень искусно.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i59/59096.jpg

При съемке людей важно уметь наблюдать за объектом съемки, подстеречь момент. Усыпить бдительность объекта несложно – пусть он привыкнет к тому, что камера в ваших руках находится всегда. Пусть он либо вообще не заметит, либо заметит в самый последний момент, что его фотографируют.

Если объект – из ваших друзей, знакомых, близких-родных – скорее всего, он не будет протестовать против съемки. В отношении же всех прочих случаев действует статья 152.1 «Охрана изображения гражданина» Гражданского кодекса: съемка не возбраняется «в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях)». Добавлю – и если гражданин не выражает протест против съемки.

Наконец, отслеживайте, как фотографируемый «взаимодействует» с окружающим пространством. Обидно на хорошем в общем портретном снимке обнаружить всякие «неприличности» – типа торчащей из макушки человека пальмы. Порой достаточно при съемке сместиться с камерой на полметра – и проблемы не будет.

Автор: Люба Мельник http://shkolazhizni.ru/

13

Завершилось путешествие. Вы привезли из поездки множество фотографий, просмотрели их – и остались довольны: есть удачи, есть нормальные снимки, есть – вполне сносные. Словом, есть чему радоваться и чем похвастаться перед друзьями. Но как же представить зрителям отснятый материал?

Последние штрихи

Перво-наперво – не спешите. Просмотрите привезенную добычу еще и еще раз – серьезно и внимательно. Отсортируйте откровенно неудачные снимки. Слишком темные, слишком светлые, нерезкие, результат случайного нажатия затвора. Выбрасывать не возьмусь советовать – у самой на такое рука не поднимается. Лежат себе на дисках, места немного занимают. Вдруг да пригодится, хоть – на фон, на текстуру какую?

А с теми кадрами, которые вы сочли удачными, – надо поработать. Среди продвинутых любителей находятся пижоны, утверждающие (со ссылкой на советы мастеров, читавших им курс фотографии!), что Photoshop – это большое фи. Как сняли – так, мол, и демонстрируем зрителю, в том истинное мастерство, чтоб до съемки построить кадр, сделать свет, уловить настроение.

Спорить не приходится, это – позиция. Крупица истины тут есть – к съемке надо относиться серьезно. Но в абсолют этот принцип возводить не стоит. Переубедить таких профи не помогает даже отсылка к прежним временам фотографии, когда любой уважающий себя фотограф в соответствии с задачами съемки и проявитель сам составлял, и при печати снимки кадрировал, маски применял.

Я считаю, что снимки редактировать надо. И обработка не менее важна, чем сам акт фотосъемки. Не гнушайтесь этой работы.

Советую, имея в виду возможности Adobe Photoshop. Дорого, не всем доступно. Объемно, для комфортной работы требуется хороший компьютер – но все же стоит попробовать именно эту специализированную программу с огромным количеством возможностей.

Увлекаться не стоит, но попробуйте выполнить тональную и цветовую коррекцию – и будете поражены результатом. Даже такое редактирование поможет вам «вытянуть» вроде бы провальные снимки, где часть изображения затемнена.

Размыв фон на портрете, вы отнесете вдаль ту самую пальму, что торчала из макушки модели, и комичный прежде снимок станет вполне приемлемой для демонстрации работой. Редактирование снимков архитектурных, пейзажных поможет вам исправить недостатки съемки – сделать горизонт горизонтальным, выпрямить заваливающиеся здания.

Считается, что файлы в формате *.jpg (а это основной формат для цифровых фотокамер) имеют неприятное свойство – при многократном пересохранении они портятся, порой здорово. Так что, открыв файл для обработки, первым делом сохраните его либо в *.psd, либо в *.tif. Конечный результат (для закачки на сайт, для фотопечати) – сохраните снова в *.jpg.

Если читатель помнит, в первой статье я говорила о том, что, увлекшись, можно спокойно забить фотками за день карту памяти объемом в 4 гигабайта. Уверяю вас, можно. Ну, за два дня! Если снимки делать большие, имея в виду одну из важнейших составляющих послесъемочной обработки – кадрирование (а особенно – если ваша камера сохраняет снимки в формате *.raw, очень удобном для последующей обработки).

http://shkolazhizni.ru/img/content/i59/59097.jpg

Снимки становятся очень выразительными порой уже в силу необычного формата – сильно вытянутого в длину или ширину. Попробуйте – поищите возможность обрезки. Кстати, здесь можно использовать все тот же ресурс какого-нибудь фотосайта: коллеги, фотографы-любители с удовольствием советуют. А то и берут ваш снимок, редактируют его на свой вкус – и предлагают для сравнения. Мне, например, очень нравится – и советовать, и пользоваться такой помощью.

Среди любителей модным считается украшать свои работы рамочками разной степени громоздкости, надписями, исполненными вычурными шрифтами. По моему глубокому убеждению, это все – демонстрация дурного вкуса. Снимок сам по себе – достойная внимания работа, и портить его инородными включениями неразумно.

А вот над фоном для снимков можно подумать. Во всяком случае, для электронного представления результатов съемки лучше использовать светло-серый фон (кстати, в том же Photoshopе именно таким является фон окна программы). Считается, что на таком нейтральном фоне глаз воспринимает цвета вернее всего.

Отчет об отпуске

Чтобы познакомить родных, близких и друзей с итогами съемки, сделайте тематические альбомы – в каком угодно виде. Можно – как презентацию в любимом даже школьниками MS PowerPoint. Можно – как традиционный фотоальбом. В обоих случаях разумным будет составить хотя бы небольшой текст. Расскажите в нем, как планировали поездку, кто в ней участвовал, как проходило путешествие, остановитесь на частностях.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i59/59098.jpg

Размещая фотографии, позаботьтесь о том, чтобы будущему зрителю не было скучно. А скуку может породить ряд снимков однотипных – прервите череду архитектурных памятников, например, каким-нибудь крупным планом, жанровой сценкой, натюрмортом.

В таком альбоме уместным будет рассказ не только о том, где были, что видели. Но и что, например, ели – вплоть до кулинарных рецептов. Как одевались, что и как покупали в качестве сувениров – вся эта сутолока и восточных, и западных базаров, торжков дает такой прекрасный материал для съемки!

Здесь, кстати, полезным как раз и может оказаться та подготовка, совет о которой содержится в первой статье цикла. То есть – перед поездкой находим сведения о том, что должны увидеть в путешествии. Распечатываем ли, сбрасываем ли тексты на цифровой носитель – все одно вам удастся таким образом убить пару зайцев: познакомиться с тем, где предстоит побывать, и подготовить данные для оформления «фотоотчета».

При желании можно пойти дальше – и сделать не фотоальбом, а именно фотокнигу. Дело это дорогое и трудоемкое, требующее от автора серьезности и целеустремленности. Я для себя такое имею в виду – как идею, как мечту, но и только. Хотя делать фотоальбомы и фотокалендари под типографскую печать к юбилеям знакомых приходилось – и как же народ такому подарку радовался!

Хорошую возможность для хранения и представления фотографий дает интернет. Вы можете разместить фотографии, распределить их по альбомам, сопроводить пояснениями, ограничить доступ к ним паролями.

И напоследок – еще один совет. В какой бы форме вы ни собрались комплектовать свои сокровища – для себя, для души попробуйте хоть некоторые снимки (самые значимые, самые удачные с вашей точки зрения) распечатать на бумаге большего формата, чем обычно. Не 10х15, традиционный такой формат, – а хотя бы 18х24.

Сделайте таким хотя бы один снимок – и вы увидите в нем то, что не видели на мелком формате. Вот увидите, вы иначе станете относиться к себе как к фотографу!

Автор: Люба Мельник http://shkolazhizni.ru/

14

Интересные статьи, конечно...

15

На выходных активно фоткал, но вот когда в раж входишь, то все умные статьи из головы улетучиваются...

16

bench, кстати,у меня так вообще всегда так :D я ничё не помню когда  фотографирую

17

bench написал(а):

На выходных активно фоткал, но вот когда в раж входишь, то все умные статьи из головы улетучиваются...

Аналогично, но... когда перед этим долго и упорно делал, по написанному, то когда "входишь в раж", то правильность на автомате получается... и горизонт держишь и 2\3 выдерживаешь... а вообще я заметила, что многое зависит от собственного настроения и восприятия того, что окружает....

18

Zhenavi написал(а):

но... когда перед этим долго и упорно

5 баллов!!! [взломанный сайт]

19

Есть главное правило при редактировании снимков:

Любое внесённое изменение после сохранения снимка необратимо, и заведомо ухудшает качество изображения с технической точки зрения. Я говорю именно об информационном содержании снимка.

Другими словами, если Вы изменили, например, контрастность и сохранили (перезаписали) свой снимок, то возврат к прежнему контрасту ухудшит качество изображения.  Можете поэкспериментировать: измените снимок «туда-сюда» несколько раз, каждый раз сохраняя его, и сравните с оригиналом. Это даст Вам понимание, что без необходимости не надо менять всё подряд.

Предвижу вопрос: может вообще ничего не трогать, и показывать фото «как есть»? Нет, можно и даже нужно работать над своими снимками, чтобы значительно улучшить зрительное восприятие изображения.

Поэтому правило второе:

Всегда сохраняйте на диске, или другим способом, свои оригиналы снимков!

Когда Вы «изуродуете» до неузнаваемости несколько своих фотографий, Вы это поймёте!

И вот третье правило:

Всегда сохраняйте свои готовые фотоснимки и фотоальбомы на отдельном диске, или другим способом!

Это правило поможет Вам избежать слёз отчаяния (или отборного мата J), когда Вы случайно испортите результаты своего многодневного труда. Да и воссоздать потерянное в большинстве случаев просто невозможно.

                                                                                         •   •   •

Всем известно про существование отличной дизайнерской программы «Фотошоп». Она позволяет творить с разными снимками просто чудеса, но, если вы не являетесь обученным в этой программе специалистом, то только зря потратите своё время, и сильно разочаруетесь.

Ведь нам сейчас необходимо только небольшое редактирование наших снимков, что бы было не стыдно показать их знакомым! Для такой цели нам вполне подойдут небольшие программы-редакторы, которые часто бывают бесплатные, и не нуждаются в огромных ресурсах компьютера.

Компьютер для таких программ может быть практически любой (от «второго пенька» и выше), а вот монитор желательно купить хороший. Он должен быть не меньше 17 дюймов, и без всяких искажений. Лучшие результаты дают плоские экраны с «трубой», но нам пойдёт и ЖК монитор.

Самой подходящей программой для редактирования я считаю ACDSee Pro, которой сам и пользуюсь в этих случаях. (При установке соблюдайте лицензионное соглашение!) Она позволяет откадрировать,  подогнать изображение по яркости, контрастности, изменить цветовой баланс и даже частично исправить некоторые дефекты снимка. А так же может служить одновременно и фотоменеджером ваших снимков на компьютере.

Но сейчас я просто немного рассмотрю стандартные действия для редактирования, независимо от установленной программы. Они очень простые, и вначале старайтесь придерживаться следующей общей последовательности.

Идеальный, но редкий вариант – это сразу снять снимок, с которым ничего и делать не надо. Но если это не получилось, то надо сперва обрезать кадр так, чтобы изображение было гармоничным, и не вмещало бы в себя посторонних объектов (например, часть чьей-нибудь руки, головы, фонарного столба или просто какой-то мусорницы, и т.п.). Т.е. продолжаете делать то, что не удалось при съёмке  .

И обратите внимание на горизонтальность снимка. Снимок должен визуально совпадать с линией горизонта. И если Вы не преследуете каких-то своих целей, то лучше его слегка повернуть на несколько градусов в нужную сторону. В большинстве программ есть такая функция. Короче так, чтобы вам бы понравилось!

Часто на этом редактирование и заканчивается. Но бывает, что кадр кажется несколько бледным, тогда можно попробовать автоэкспозицию с восстановлением цвета (или без него), и контраста. Часто это даёт положительный результат. Можно менять степень вносимых изменений.

Но если этого недостаточно, то можно идти дальше, в ручные настройки. Но тут надо быть осторожным – часто взгляд «привыкает» к изображению, и легко переборщить. Фотография может получиться «засвеченной», могут исчезнуть полутона и мелкие детали, и такой снимок будет неприятно резать глаз.

  Для продолжения редактирования заходите в меню «контраст», «тени», «цветовой баланс», или другие необходимые. И двигаете движки в нужном направлении. Почти во всех программах есть функция сравнения изменённого изображения с оригиналом. Очень рекомендую почаще этим пользоваться, чтобы не зайти слишком далеко.

Далее, если изображение кажется слегка нерезким, можно зайти в меню «резкость», и увеличить резкость. В обратном случае, когда на снимке присутствует «рябь» или другие «шумы» и квадратики, надо попробовать удалить шумы в соответствующем меню.

Когда снимок вас «удовлетворит», вы сохраняете его, в меню «Файл /сохранить как…» в нужную папку. Не забывайте скопировать оригинал на случай, если вы останетесь недовольны результатом.

В целом последовательность действий примерно такая:

·         Кадрируете изображение

·         Подгоняете выдержку (яркость, цвет, контраст и т.п.)

·         Убираете шумы, или увеличиваете резкость

·         Сохраняете изображение ("сохранить как..."

Эти простые шаги в большинстве случаев помогут сделать ваши фотки почти профессиональными в глазах ваших зрителей.

Но не показывайте им всё подряд - и удачные, и неудачные! Во-первых, это утомляет, во-вторых, зачем демонстрировать полуфабрикаты? Подготовьте в отдельной папке фотографии для показа, и в отдельной держите архивы оригиналов.
Алексей Будников.

20

Strecoza написал(а):

Подготовьте в отдельной папке фотографии для показа

Моё портфолио, в жестком варианте наберет фоток 50... в расширенном - может сотни 2... а фоток много... несколько десятков тысяч...

21

bench написал(а):

несколько десятков тысяч...

:O  %-)
у меня недавно получилось так , что я  стёрла  на 10 гб фотографий, так получилось  :dontknow: жалко было  очень, но  я ранее  записала 4 гб на болванку , как будто знала  , что такое  может быть  :D  , хорошо что остались самые лучшие  :D

22

У меня и в нете и на болванках.

23

у а сегодня я начну  разговор о настройках цифровых  камер. Начнём по порядку:

Режим «авто» -  достаточно универсальный, и пригодный практически в половине случаев съёмок.  Рассмотрим более подробно этот режим.

Очевидное достоинство – это некоторая гарантия получения хорошего снимка. Но не всё так безоблачно. Самый главный недостаток этого режима – это большой промежуток времени от «прицеливания», до самого момента съёмки.

В автоматическом режиме фотоаппарат рассчитывает всё сам. Он наводит на резкость, учитывает цветовой баланс освещения и его интенсивность, вычисляет яркость вспышки и саму необходимость этого, да ещё сообщает Вам на индикаторе о неблагоприятных моментах – «недостаток света» и о применении  штатива при слишком большой выдержке.

Понятно, что на всё это у него уходит какое-то время. И как следствие, первый неприятный момент – это невозможность оперативной съёмки. Выражение «Остановись мгновение!» - это не об этом режиме. Что при этом происходит?

Вы выбираете объект съёмки, нажимаете до половины кнопку пуска, и ждёте, пока у фотоаппарата загорится зелёный индикатор о готовности к съёмке. И если объект относительно неподвижен или терпелив, то больших проблем не возникнет – Вы просто дожимаете до конца «Пуск», и снимок готов! Отлично.

Но если Вы взяли фотоаппарат на вечеринку, или на прогулку с друзьями, или на что-то подобное, то возникает очень частая проблема начинающих фотолюбителей, снимающих на цифру.

Это нерезкий снимок. К этому дефекту  ещё будем  возвращаться не один раз!

И одна из причин возникновения этого кроется в особенностях авто-режима.

Рассмотрим подробнее на примерах. Вы с друзьями на прогулке в лесу. Вы хотите сделать снимок, и наводите камеру на трёх своих товарищей. А они бодро идут  по тропинке в Вашу сторону, разбрасывая листья ногами. Как и положено, Вы предварительно нажимаете пуск наполовину, и передвигаете камеру за людьми, а бедный фотоаппарат судорожно пытается настроить все свои параметры по непрерывно меняющимся данным. Ведь для «мозгов» камеры меняется всё – и расстояние, и свет, и освещённость…

В конце концов, ему это «надоедает», и он останавливается на чём-то определённом. Как правило, в этом ваши намерения  далеко не совпадают. Но фотоаппарат уверен в себе, и с чистой совестью зажигает Вам зелёный сигнальчик готовности. Вы жмёте пуск до конца, и радостно видите на дисплее  вполне приличную картинку.

Но это пока Вы не увеличили её на своём компьютере. Тут Вы с огорчением обнаруживаете, что единственный резкий объект – это дерево справа, а люди выглядят слегка размазанными силуэтами на фоне яркого неба среди веток.

Здесь проблема была в том, что для правильного определения параметров съёмки, фотоаппарату необходимы данные, неменяющиеся в течение нескольких секунд. Поэтому при съёмке в автоматическом режиме нельзя водить камерой из стороны в сторону, и Вам придётся избегать попадания в кадр движущихся объектов, которые могут помешать правильному автоопределению режимов съёмки.

Другой пример в этом же лесу. Вы решили сфотографировать небольшую берёзовую рощу. В кадр входят стоящие рядом деревья, а также равномерно уходящая вдаль роща. Надо помнить, что камера сама очень плохо наводит на резкость (это  техническая особенность автофокуса)  по частым вертикальным линиям, которые представляет собой роща. Особенно в вечернее время и при слабом освещении, она может с одинаковой вероятностью остановить свой выбор на любом объекте. Но приоритет остаётся за «бесконечностью». Поэтому, если Вы снимаете в таком лесу в режиме «авто» человека, то внимательно следите, на что камера навела резкость. Или Вы можете получить кадр с отличным задним планом, но нерезким лицом человека.

Ещё один пример, чисто психологического свойства, но очень часто встречающийся у начинающих.

Вы фотографируете какое-то важное событие, или просто вечеринку друзей. Вы радостно возбуждены, и немного торопитесь. Тут есть вероятность совершения такой ошибки: в спешке вы сразу жмёте кнопку пуска до конца.  И камера просто не успевает настроить параметры, и снимает «как получится». И не всегда удачно.

Так иногда снимают новички ещё из-за банального незнания этого момента. Вообще нерезкие изображения – самый частый дефект, и имеет много причин, которые мы  вспомним не один раз.

                                                     

Ещё одна проблема, свойственная этому режиму -  это дисбаланс белого света. Другими словами, это когда общий цветовой тон снимка «уходит» в какой-то определённый цвет.

Это происходит, когда в кадре преобладает какой-то цвет. Например, Вы снимаете в комнате, оклеенной красными обоями. Тут автоматика  тоже не поможет. В этом, и в других описанных случаях, лучше пользоваться другими режимами.

Также не забывайте, что автомат оценивает среднюю освещённость выбранного кадра. И в случае, если  Вы хотите снять объект в тени, а в остальной кадр попадает много яркого неба (или чего-то подобного), то объект получится темным, т.к. выдержка будет подобрана для преобладающего неба.  Есть приёмы, которые позволяют избежать этого, расскажу потом.

Но, несмотря на описанные недостатки, режим «авто» часто бывает удобен, и им можно постоянно пользоваться, учитывая эти моменты.

24

продолжим тему настроек.  С автоматическим режимом мы практически разобрались. И выяснили, что бывают ситуации, когда «Авто» не самый лучший вариант. Но нас спасают разные возможные ручные настройки.

Начнём с примера, как можно повысить скоростные возможности съёмки, и утереть нос автоматике. Это возможно сделать в режиме «Программа» («Prog» или ручной (обычно «М». У всех камер включение этих режимов может отличаться от модели к модели, поэтому посмотрите инструкцию. Но в большинстве случаев это просто колёсико где-нибудь сбоку или сверху, которое надо поставить в положение «Прог.» или «М».

Что означает эти режимы?  В них Вы ЗАРАНЕЕ можете установить свои настройки, и фотоаппарат запомнит их. Потом Вы можете при необходимости вернуться на автомат, но когда опять поставите режим программы, то камера вновь вернётся к последним сохранённым настройкам. 

Режим «М» отличается от «Prog» дополнительными возможностями ручных установок, такие как выдержка и диафрагма. В остальном они похожи. Их возможности немного меняются от модели к модели.

Это очень удобно, особенно когда Вы снимаете одновременно в двух (и более) разных условиях – например, в квартире, но постоянно выходите фотографировать на улицу, и т.п. Именно к подобным условиям применимы настройки, о которых пойдёт сегодня речь.

Но есть один моментик: для установки собственных параметров, необходимо знать, или хотя бы предполагать будущие условия съёмки. Впрочем, с опытом Вы сможете это достаточно быстро сделать прямо на месте.

Итак, что в первую очередь замедляет скорость съёмки?  Наводка на резкость и вспышка. Вспышка ещё влияет на время между съёмкой, т.к. пока она не зарядится после срабатывания, камера будет ждать. Поэтому, обязательно имейте запасной комплект аккумуляторов, и меняйте его сразу, как только время зарядки станет слишком большим.

Пока Вы фотографируете новым комплектом, старый немного восстановится, и  Вы сможете снова их поставить для съёмки. Это меньше касается батареек, хотя такой эффект наблюдается и у них. Это связанно с особенностью аккумуляторов, которые не могут сразу отдавать весь свой полный заряд.

Для уменьшения промежутка между съёмкой, ещё полезно в настройках уменьшить время предпросмотра сделанного снимка до одной секунды. Вам просто будет некогда любоваться на свежий снимок, а камера не даст снимать, пока на дисплее всё ещё  красуется предыдущий кадр. Потом насмотритесь, лучше чаще снимать!

И снова о вспышке. Есть несколько основных режимов для её срабатывания: автоматический, заполняющий, снимающий эффект красных глаз и прямое срабатывание. В первых трёх вариантах существует обратная связь с фотоаппаратом. Т.е. камера воспринимает отражённый свет, анализирует его, и даже делает предварительную вспышку, чтобы оценить освещённость. Это всё хорошо и правильно, но на это уходит время.

Это тоже полезные возможности, но когда Вам нужно сделать в динамичной обстановке много снимков, это мешает, вплоть до полной невозможности успеть сфотографировать.

Я основываюсь на личном опыте, и ставлю в таких случаях режим прямого срабатывания. Из недостатков такого способа сразу можно отметить появление эффекта красных глаз, и, в ряде случаев, несколько резковатое контрастное освещение, дающее жесткие тени и иногда неприятные блики. (О чем Вас честно и предупреждаю!)

Но большинство таких дефектов потом легко исправимы на компьютере программным способом. Зато у Вас появится гораздо больше интересных и динамичных кадров своих друзей. А в первом случае есть риск не получить ни одного, хорошего по содержанию, снимка.

Этот совет, конечно, не относится к профессиональной аппаратуре и к художественным способам фотосессий.

Ещё одна неприятность, подстерегающая Вас при съёмке в квартире – это дисбаланс белого света. Это когда все снимки «уходят» в какой-то один цвет. Это тоже можно в какой-то степени исправить потом на компьютере, но гораздо лучше произвести настройку на месте съёмки.

Для этого Вы заходите в меню камеры, и выбираете строку с типом освещения. Обычно там нарисованы лампочки накаливания, дневного света, солнышко и т.д. Вы выбираете ручную установку. После этого Вам необходимо сделать пробный снимок.

Возьмите лист белой бумаги, примерно формата А4 (или белый материал – скатерть, салфетку и т.п.), положите его там, где будет проводиться съёмка (желательно включить то освещение – люстру, торшер – которое будет работать при съёмке), наведите на него камеру (следите, что бы лист перекрывал всё поле дисплея, а на бумагу не падала Ваша тень!), и жмите кнопку пуска до конца.

Фотокамера сама подстроится под преобладающий цвет окружения. Всё, можно снимать. Эти настройки доступны только в ручном режиме камеры, или в программном!

Следующая проблема – резкость. Посмотрим на глубину резкости.

Глубина резкости означает, на каком удалении от камеры объекты будут получаться резкими. Зависит она от фокусного расстояния объектива (чем меньше Ф.Р., тем больше глубина резкости) и от относительного отверстия диафрагмы (чем больше значение, тем больше глубина резкости).

Ну и следовательно нам надо «забыть» при такой съёмке об оптическом приближении. Да оно в таких условиях и не нужно – слишком малы размеры комнат. Тут всё понятно и однозначно.

А вот от чего зависит значение диафрагмы? Вот тут иногда приходится идти на компромисс. Дело в том, что диафрагма зависит от выдержки, а выдержка зависит от диафрагмы, чувствительности матрицы камеры и освещённости, ну и мощности вспышки. Это взаимосвязанные параметры. И чем выше чувствительность матрицы (это регулируемый параметр на цифровых камерах), тем больше «шума» или «зерна» будет на снимке. 

Вам придётся поэкспериментировать со своей конкретной камерой. В меню обычно можно поставить чувствительность матрицы (ISO) от 50 до 600-800  единиц. Соответственно, чем больше значение ISO , тем меньше выдержку можно поставить. Но больше 400 ед. ставить уже страшно, т.к. снимки могут получиться все в точках (в зерне).

И чем больше выдержку в настройках Вы поставите, тем больше будет значение диафрагмы, и соответственно глубина резкости, но резкие движения людей получатся смазанными (за счёт большой выдержки). Ну и наоборот – короткая выдержка позволяет снимать людей в движении, но меньше шансов навести на общую резкость. Тут надо пробовать с конкретной камерой, какую выдержку лучше ставить, и каким параметром можно пожертвовать. И не бойтесь экспериментов – Вы ничего такими настройками в камере не испортите!

/ На всякий случай напоминаю: "Большая выдержка" - это долгая по времени, а не по значению. Так выдержка 250 (более правильно 1/250) гораздо меньше 30 (1/30)! /

Ещё есть в настройках коррекция экспозиции, но принципиальной роли она не играет. Хотя можно увеличить чувствительность и ей.

Короче, если Вам лень заниматься экспериментами, то:
    Ставите вспышку на прямое срабатывание (и чаще меняете батареи)
    Уменьшаете время просмотра снятого кадра до 0.5-1сек.
    Выставляете заранее баланс белого
    Оставляете ISO на автомате (или для съёмки в большом зале 300-400 ед.)
   Устанавливаете диафрагму на 5.6 – 7.8 (у разных камер немного разные значения)
  Выдержку ставите 1/60 – 1/125 (в небольшой комнате можно  1/250, и 1/500, но тогда ISO надо установить на 300-400 ед. Танцующие люди будут более резкими)

И спокойно снимайте вечеринку, не забывая при выходе на улицу ставить параметр «Авто»!

25

кстати, bench,  у меня столько  было  возможности  споймать молнию , их  там было  миллион, с  4 сторон и я ни одну споймать не смогла, ну  хоть  ты тресни, так я  только  фоокамеру  не держала, как я уже на  серийную сьёску не жала,а  всё  равно не получилось  споймать

26

Strecoza, насчет молний я тоже терпел фиаско. В моих фото молний нет...
Зато я почитал в нете как народ их снимает, теперь при случае попробую.

27

bench, а мне расскажите  ;)

28

Strecoza, о молниях
тут
тут
тут

29

bench, спасибо  8-)

30

очередной урок

Часто мы слышим слово «матрица». К одноимённому фильму это практически не имеет отношения. Тут матрицей называется такая плоская небольшая пластинка, расположенная в фотокамере за объективом. Она состоит из большого количества электронных светочувствительных элементов, на которые и попадает изображение, проходящее через объектив.

Количество таких элементов достигает нескольких миллионов, и они на практике нам известны, как «пиксели». Чем их больше, тем более чёткое, и с более мелкими деталями  изображение мы сможем увидеть на мониторе или на фотографии. В современных фотокамерах среднего класса их бывает 8-10 миллионов (8-10 Мп). В профессиональной аппаратуре – более 20 миллионов.

Матрица играет роль ушедшей в прошлое фотопленки. Только сформированное на ней изображение не проявляется химикатами, а обрабатывается электронной схемой, и записывается на запоминающее устройство, известное всем как флешка.

У матрицы есть ещё один важный параметр – это её физический размер. Другими словами, пять миллионов пикселей можно поместить на матрице площадью в 15 кв.мм, а можно и в 50 кв. мм. И это не одно и то же. Большая по размеру матрица будет более качественная, чем маленькая.

По этой причине мобильник с камерой в 5 мегапикселей будет заведомо хуже большого фотоаппарата с таким же разрешением.

Разрешение – это ещё один параметр, который показывает, сколько пикселей имеет камера по горизонтали и вертикали. Например, если разрешение у камеры 1944 (пикселей по вертикали) на 2592 (пикселей по горизонтали), то перемножив эти числа, вы получите всего пять миллионов пикселей.

Матрица, наряду с объективом, является главным параметром качества изображения всей цифровой  камеры.

Объектив – это оптическое устройство… Короче: набор линз, которые все вместе дают на матрице резкое изображение объекта съёмки. Чем больше диаметр линз и чем они прозрачнее, тем лучше.

Самый интересный для нас параметр – фокусное расстояние. Это расстояние от оптического центра объектива (ведь у объектива линз много, и оптический центр может находиться в разных местах)  до матрицы. Что означает это на практике? Чем меньше фокусное расстояние, тем больше пространства войдёт в кадр. Особенно это актуально при съёмке в небольших помещениях.

У самых простых камер и мобильников этот параметр не меняется, и составляет f5-6 мм. Вполне достаточно, что бы снять человека в полный рост с трёх метров.

Есть ещё широкоугольные объективы, с более маленьким фокусным расстоянием (короткофокусные). Они позволяют снимать практически панораму. Вы, наверное, обращали внимание на фото, где сняты большие просторы моря, а горизонт кажется выгнутым? Это его работа! А выгнутый горизонт – особенность его искажений. Но для любительской съёмки это редкость.

Сейчас самые распространённые объективы - с изменяемым фокусным расстоянием. Чем больше фокусное расстояние, тем визуально ближе и крупнее будет объект на снимке. Можно назвать это приближением, увеличением, телесъёмкой или просто Zoom. Обычно камеры оснащены объективами с увеличением от 3-х до 12-ти раз.

А сейчас рассмотрим так называемую «глубину резкости». Для наглядности возьмём пример:
Вы решили сфотографировать уходящий вдаль очень длинный забор. Прицелились и нажали «спуск». Если у Вас камера исправна, то какие-то дощечки получатся резкими, а какие-то не очень… Вот расстояние от первой и до последней резкой дощечки и называется «глубиной резкости».

Если у Вас резкими вышли практически все дощечки, ну кроме самых первых, то глубина резкости будет от трёх-пяти метров до бесконечности. Если Вы решили сделать акцент на самых близких досках, и они получились резкими, а дальние расплылись, то глубина резкости была от одного до двух метров (к примеру).

Это позволяет делать выразительные снимки крупного плана на нерезком фоне, или наоборот – нерезкие объекты переднего плана, создающие эффект объёмности какого-то пейзажа. Дело художественного вкуса. Но с технической стороны, от чего это зависит?

Прямая зависимость есть от фокусного расстояния: чем оно больше, тем меньше глубина резкости. У короткофокусных объективов глубина резкости от пары метров до бесконечности. Вообще «настроить камеру на бесконечность»  означает:

Либо в ручном режиме (который поддерживают не все камеры) установить объектив в то крайнее положение, при котором все удалённые объекты будут резкими.

Либо в автоматическом режиме навести камеру на какой-то очень удалённый объект, нажать на половину «спуск»,  дать камере автоматически настроить резкость, а потом, не отпуская кнопки, перевести камеру на предмет съёмки и нажать кнопку до конца. В обоих случаях все удалённые объекты получатся резкими.

А вот расстояние до самых близких резких объектов будет зависеть опять от глубины резкости. На эту глубину самое прямое влияние оказывает ещё  диафрагма. Что это такое?

Если говорить просто, то диафрагма изменяет количество света, который попадает на матрицу. Т.е. изображение будет ярче или темнее. Физически, диафрагма представляет собой несколько лепестков (такие овальные, черные и тонкие пластинки)  внутри объектива, и расположенные по его окружности. Когда они открыты, то через объектив проходит максимальное количество света (числовое значение обычно 2.8). Про такое положение  говорят: «я снимал с полностью открытой диафрагмой».

Открытая диафрагма сильно уменьшает глубину резкости. Т.е. резкими получаются только предметы на определённом расстоянии – остальные расплывутся.

Если лепестки диафрагмы свести к центру объектива, то они образуют только маленькую дырочку в объективе, через которую будет проходить существенно меньше света. Соответственно это называется «полностью закрыть диафрагму» (числовое значение сильно колеблется от модели камеры, но обычно бывает 5.6 – 16) .

При съёмке с закрытой диафрагмой глубина резкости сильно возрастает, и чёткими получатся почти все объекты.

Ну и наконец, выдержка. Это то время, в течении которого свет воздействует на матрицу. Тут у начинающих бывает только одно маленькое заблуждение.

В большинстве случаев время выдержки бывает меньше секунды, и составляет 1/125; 1/250; 1/500 и т.д. от секунды. А в народе, для краткости, называют соответственно «выдержка была 250 (или 500)». На самом деле, выдержка «500» меньше, чем "250". Это надо просто запомнить, и всё.

На практике выдержка оказывает влияние на съёмку быстродвижущихся  объектов. Чем меньше время выдержки, тем более быстрые объекты возможно сфотографировать. Для спортивной съёмки выдержка должна быть 1/1000 (одна тысячная доля секунды) или ещё меньше.

Ещё добавлю, что выдержка и диафрагма, взаимно зависимые параметры. При  всех прочих одинаковых условиях, если увеличивать время выдержки, то диафрагму придется закрывать. Ну и наоборот. Этим можно пользоваться и для изменения глубины резкости.


Вы здесь » Муравейник » Фотография. Вопросы и ответы. » Учимся фотографировать