Православные иконы
Сообщений 61 страница 84 из 84
Поделиться62Сб, 6 Июн 2009 19:04:45
или вырезанные из дерева или чеканки?
Поделиться63Сб, 6 Июн 2009 19:27:16
или вырезанные из дерева или чеканки?
Ручная работа в технике древне-вавилонской резьбы.
Материал: твердое африканское дерево (пальма)
Поделиться64Сб, 6 Июн 2009 19:32:25
http://www.heritage.sleeplion.org/rus/icons.html
Отредактировано Sadko (Сб, 6 Июн 2009 19:38:05)
Поделиться65Сб, 6 Июн 2009 19:37:10
В древние времена люди с особым почтением относились к слепым. Считалось, что незрячие люди ближе к Богу (слова Давида: "Господь умудряет слепых" (Пс.145:8). Поэтому, большинство предметов, созданных древними цивилизациями, было адаптировано для слепых людей. В искусстве тоже преобладали рельефные изображения, и это характерно для большинства древних цивилизаций.
Первая икона Божией Матери, вышедшая из-под руки Св. Апостола Луки, также была рельефной. Полагают, что именно эта икона впоследствии стала прототипом известного образа Тихвинской иконы Божией Матери (Одигитрии).
Со времен Крещения, на Руси почитались как писаные иконы, так и выполненные с особой тщательностью рельефные иконы (на дереве, металле или камне).
По разным причинам традиция резной рельефной иконы в России к середине 20 века была почти полностью утрачена. Резная икона, которая уравнивала "видение" зрячего и слепого человека, практически исчезла из обихода.
В одном из писем к нам было написано: "слепым детям не хватает веры в то, что Бог их оберегает также как и всех нас". Только вдумайтесь, ведь в восприятии маленького ребенка, чтобы спрятаться, ему достаточно закрыть глаза. Если он не видит, значит не видят и его! А раз не видят, то не могут помочь!
Вместе с тем, специалисты по тактильному восприятию считают, что натуральное дерево является одним из лучших материалов для восприятия слепыми людьми. Качественный рельеф на дереве наилучшим образом воспринимается пальчиками детей, создавая полноценный зрительный образ. Как говорит директор Санкт-Петербургского Центра для слепых и слабовидящих детей Алла Леонидовна Сергеева, возможность "видеть" иконы благотворно сказывается как на духовном, так и на физическом здоровье детей.
25 августа 2005 года нашу деятельность благословил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Для православного человека икона - это не только святыня, но и символ надежды. Подарить слепому ребенку возможность видеть икону, значит подарить ему надежду.
Поделиться66Сб, 6 Июн 2009 19:43:08
Поделиться67Сб, 13 Июн 2009 19:42:34
Сдесь более подробно
http://rus-sky.com/miracles/
Поделиться70Вс, 19 Июл 2009 19:03:32
Житие Преподобного Даниила Столпника
Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Марфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до пяти лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благославению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила. Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь.
Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигами инока.
Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника, который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они построили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и больные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни.
Преподобный преставился 80 лет.
Поделиться71Вс, 19 Июл 2009 19:05:14
Житие Благоверного князя Даниила Московского
Благоверный князь Даниил был сыном св. Александра Невского. В 1272 году он получил в удел Москву с прилегающими землями. На берегу Москвы-реки князь построил храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя прп. Даниила Столпника.
Кн. Даниил, помня слова своего отца "Не в силе Бог, а в правде", примером братолюбия и нестяжания стремился к единению и миру на Русской земле.
Благоверный князь Даниил скончался 4 марта 1303 года, приняв перед смертью иноческий образ.
Поделиться72Ср, 12 Авг 2009 23:13:34
Cтатья Куклеса, научного сотрудника Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева из журнала Наука и Жизнь за 65 год.
В Москве, на высоком берегу Яузы, стоит Андроников монастырь. В его стенах расположен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Музей носит это имя не случайно. Не много имен древнерусских художников сохранила нам история. Иконописец, естественно, считал, что его скромное имя не должно стоять рядом с изображением божества, и поэтому никогда не подписывал свои работы.
Все древнерусское искусство безымянно. И то, что в этом безбрежном океане, как маяки, остались имена Феофана Грека, Рублева, Дионисия, говорит о многом и прежде всего о том, что сами современники уже воздавали им должное.
С Рублевым связывается все лучшее в живописи Древней Руси.
Величие его в том, что он был русским художником, в творчестве которого с наибольшей полнотой отразились национальные черты. Эпоха подъема народного самосознания породила его ясные образы, светлое мироощущение, высокое представление о человеческом достоинстве.
Замечательно сказал член-корреспондент АН СССР Д. С. Лихачев: “Если бы от XIV—XV вв. не сохранилось ничего, кроме произведений Рублева, то они одни могли бы ясно свидетельствовать о высоком развитии на Руси XIV—XV вв. как человеческой личности, так и общественной культуры”.
Андрей Рублев был монахом Андроникова монастыря. Здесь он умер около 1430 года и здесь был похоронен. Могила его не сохранилась, ио истинным памятником Рублеву стал Музей древнерусского искусства его имени, открытый здесь 21 сентября 1960 года, в дни 600-летнего юбилея величайшего художника.
Десять лет напряженной работы предшествовали открытию музея. Ведь прежде чем наполнить залы экспонатами, нужно было их найти, привезти и отреставрировать. Много сделано и делается замечательными художниками-реставраторами: отцом и сыном Кириковыми, Брягиными, Ватагиной; до последних дней своей жизни был связан с музеем известный специалист—реставратор Чураков.
И вот музей создан. Каждый день сюда приходят люди. Они видят шесть залов, наполненных иконами. Какие мысли, какие чувства возникают у них? Одних икона привлекает своей красочностью, других отталкивает отсутствием привычных реалистических форм.
Религиозное содержание иконы — это подводный камень, который останавливает многих на пути к пониманию древнерусского искусства.
Верующий человек поклоняется иконе. Что же такое икона? В переводе с греческого “икона” значит “изображение”.
Семьсот лет назад росло дерево... Люди срубили его, сделали доски и скрепили их шпонками. Обклеили холстом, нанесли грунт. Художник начал писать. Он мог работать несколько месяцев или несколько лет, размышляя над образами, создаваемыми его кистью.
Да, икона — это религиозное искусство. Она иллюстрирует евангельские и библейские сюжеты, изображает многочисленных святых.
Библия и евангелия придуманы людьми, храмы построены людьми, иконы написаны людьми. В конце концов и бог создан человеком, а не наоборот.
Икона — результат человеческого труда — физического и умственного,— памятник материальной и духовной культуры.
А мы, умные люди XX века, вооруженные знаниями и методами познания, вместе того, чтобы определить место религиозного искусства в историческом процессе, зачастую стыдливо отворачиваемся от иконы или обрушиваемся на средневекового человека, не пытаясь понять истоки его мировоззрения, обусловленные эпохой, которую Карл Маркс характеризовал так: “Средние века присоединили к теологии и превратили в ее подразделение все прочие формы идеологии: философию, политику, юриспруденцию. Вследствие этого всякое общественное и политическое движение вынуждено было принимать теологическую форму. Чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, том II, стр. 3. М., 1955).
Для русских людей Х—XV веков религия не была чем-то внешним. Они были людьми своего времени и в иконах оставили нам свое понимание мира. Изображая святых, они вкладывали в них свои представления о нравственном идеале, создавая образ Георгия Победоносца, рассказывали о воинской доблести и героизме; рассказывая о Николае Чудотворце, восхищались человеческой добротой и отзывчивостью.
Но рассматривать древнерусское искусство только лишь как искусство культовое, оторвавшееся от жизни и мистическое по содержанию, было бы глубочайшей ошибкой.
Несмотря на религиозный характер, несмотря на ограничение в выборе сюжета и условности композиции образов, каждое произведение художников Древней Руси создано на основе конкретных жизненных наблюдений.
В образе Николы отразились народные представления о человеке добром и справедливом, готовом немедленно откликнуться на любое человеческое горе. Народ так и называл его: “Скорый в помощи” — качество, не часто встречающееся в людях. Никола — это добрый волшебник народной фантазии. Таким представлялся он великим мастерам XV—XVI веков.
Вот Никола покупает у бедняка ковер — последнее, что у того осталось, а потом возвращает ковер жене бедняка. И деньги дал и ковер вернул.
Еще одно доброе чудо. Никола возвращает безутешным родителям сына, мальчика, взятого в плен сарацинским царем.
Если вспомнить, что тысячи русских людей томились в татарском плену, то способность Николы возвращать родных из плена станет очень насущной. Так, казалось бы, далекий от русской жизни сюжет неожиданно оказывается связанным с конкретной исторической обстановкой.
В одном из залов музея висит икона начала XV века с изображением Иоанна Предтечи. Некоторые специалисты считают, что она принадлежит кисти Андрея Рублева.
Перед нами человек, размышляющий над людскими судьбами, над своей жизнью. Его взгляд внимателен, проникновенен и благожелателен. Он обращен к людям. Лицо Иоанна Предтечи исполнено чуть грустного спокойствия и уравновешенности, которую можно назвать внутренней гармонией. Это отличает образы Рублева. Созерцание этого образа дарит людям надежду.Почему надежда нужна была людям? Почему это так важно?
“Татарское иго” и “Куликовская битва” — для нас эти слова стали привычной строчкой учебника, а для Рублева и его современников татарское иго — это полтора столетия ужасов войны, это 365 дней, помноженных на 150 лет страха, слез и горя. Вот поэтому-то Куликовская битва, подарившая надежду на избавление, стала величайшим моментом в истории русского народа.
Просветленная, выпрямляющаяся Русь эпохи Куликовской победы глядит на вас с этой рублевской иконы.
А вот другое изображение — икона Иоанна Предтечи середины XVI века, страшного для Руси времени царствования Ивана Грозного.
Здесь страдание и тревога звучат во всем: и в сумрачной зеленоватой гамме фона, прорезанного, как кровавой молнией, красными подпапоротками крыльев, и, главное, в самом лице Иоанна, где страдание перерастает в трагедию.Несомненно, многочисленные бессмысленные жестокости, свидетелем которых был художник, привели к невольному переосмыслению религиозного сюжета. Из сурового обличителя людских пороков и слабостей Иоанн Предтеча превратился в жертву человеческой жестокости, активно взывающую к нашему состраданию.
Эта икона непосредственно передает нам самый дух мрачного времени грозного русского царя.
Так даже в отвлеченных религиозных сюжетах всегда отражается эпоха. Это делает икону своеобразным историческим источником.
Интерес к древнерусскому искусству растет, и есть опасность, что этот интерес станет модой, поверхностным любованием внешней красотой иконы. Икона красочна. Это и понятно: она должна быть яркой, декоративной, так как висит в полутемном храме. И потому силуэт должен быть предельно четким, глаза преувеличены, иначе они не будут видны.Но, любуясь только “совершенными сочетаниями цветовых плоскостей”, мы наслаждаемся звуками чужого языка, не понимая смысла речи.
Для своих современников художник писал икону так, что каждая “линия” и “плоскость” была не звуком, но словом, исполненным глубочайшего, сокровенного смысла.
Своеобразная художественная форма иконы (композиционная декоративность, обратная перспектива, плоскостность в трактовке фигур, вытянутость их пропорций) диктуется своеобразием ее содержания. В иконе осуществилось нерасторжимое единство формы и содержания — этот вечный идеал искусства.
Предмет изображения — божество; место действия — “космическое” нереальное пространство; время действия — вечность.Как справиться с этим? Какими средствами выразить невыразимое? Задача художника необычайно сложна — овеществить идею, то есть передать невещественное вещественными средствами.
Примером может служить композиция иконы “Успение богоматери”, в которой всегда изображается Христос в окружении ангелов. Художнику предстояло изобразить “бесплотные силы”, то есть нечто, не имеющее плоти, существа бестелесные, для людей невидимые. Их он изображает таким образом, что они как бы мерцают, то появляясь, то исчезая в сине-зеленом фоне пространства, сливаясь с ним.
Хотя икона посвящена смерти богоматери, центром композиции является и Христос. И это естественно. Это уже не тот Христос, который ходил по земле в окружении апостолов и являл людям свою человеческую сущность. Здесь перед нами божество, явившееся, чтобы принять душу богоматери. Если построить всю композицию по законам прямой перспективы, как это делают современные художники, то фигура Христа превратится в маленькую черточку, а это значит, что из иконы уйдет самое главное и она потеряет весь смысл.Прямая перспектива уводит зрителя в глубь картины, обратная, которой пользуется иконописец, превращает вас в объект, на который направлено действие со стороны изображенного на иконе божества. Она и по смыслу своему обратив перспективе прямой и оправдывается внутренним содержанием иконы.
Изображая мир сверхчеловеческий, художник не считается с правдивостью повседневности.
Вот почему фигура Николы может быть больше дерева, рядом с которым он стоит.
Никола важнее дерева; дерево только намек на место, где происходит действие.
В верхней части “Успения” летят апостолы на облаках; как на коврах-самолетах, мчатся они к умирающей богоматери; внизу они уже скорбной толпой окружают ее ложе.
Разновременные события свободно помещены в пределах одной композиции. Художник не смущается этим, он смело отбрасывает все случайное, оставляя только существенное. Он всегда говорит о самом главном. Его метод — метод глубокого обобщения. Предельная ясность композиции — отличительная особенность иконописи.
Икона создавалась людьми и для людей, поэтому в центре ее внимания стоит человек. Но человек не обычный, а приподнятый над жизнью. Отсюда подчеркнутая выразительность преувеличенных глаз, утонченность изысканных пропорций, которой достигается некоторая невесомость фигур.
Вот бескорыстные народные целители — бессребреники Кузьма и Демьян с иконы середины XV века. Их четкие силуэты мгновенно охватываются глазом. Линия, очерчивающая фигуры, гибкая, упругая, цельная; она обобщает контур, делает его монументальным. И это — опять обязательное качество икон.
Написанные для высоких иконостасов просторных храмов, они рассчитаны на восприятие с большого расстояния.
Даже в маленьких клеймах житейных икон принцип монументальности всегда полностью выдерживается. Повествование не затемнено излишними подробностями, композиции просторны, полны света и воздуха, отчего четкие силуэты удлиненных фигур видны издалека.
Древнерусский художник в совершенстве владел линией. Она мягка в очерке склоненной головы богоматери и напряженна в развевающихся складках плаща Георгия; она гибка и упруга, плавна, цельна, всегда предельно выразительна.
Своеобразна судьба древнерусской живописи.
Пройдя блистательный 700-летний путь развития, она естественно умирает, уступая место новому, светскому искусству, как бы совсем исчезает.
Покрытая слоями копоти, почерневшей олифы и поздними ремесленными записями, икона предстала глазам людей XIX века как нечто суровое, мрачное, неуклюжее, не имеющее отношения к искусству.
Так и считалось: у русских никогда не было своей живописи.
Только в начале XX века икона родилась вновь. Возникла научная реставрация. Люди научились освобождать древнюю живопись от искажающих ее поздних поновлений, слоев грязи, покрова черной олифы. И изумились звучности ярких, радостных тонов.
Именно цветом привлекла икона люден XX столетия, именно красочностью покорила их.
И хотя некогда высокое содержание иконы утратило для нас свою былую значимость, а многие сюжеты просто неизвестны современному зрителю, человек XX века увидел в иконе великолепное искусство.
И первый этап познания — изумление красочностью иконы.
Такой любви к насыщенным, мажорным, ликующим цветам, кажется, ни у кого больше нет. Художник упивается красотой чистых тонов; смело сопоставляя их, он добивается изумительных по звучности сочетаний.
Часто сравнивают краски иконы с природой, с золотом ржи и серебром овса. Это все верно, но этого мало.
Древнерусский художник, как и всякий истинный художник, видя краски родной природы, не механически переносит их в икону, а организует их, производит отбор.
Цвет у него приобретает некоторый символический смысл: звучная киноварь — торжественная, праздничная (в конце концов праздник всегда “красный”); мягкая охра — желтый цвет, цвет солнца, тепла; синие, голубые тона — ликующие небеса.
Излюбленный золотой или охристый фон иконы — символ вечности, нереальности неземного пространства, окружающего божество.
А серебряный фон — это серебряный свет, он же всеобъемлющий “белый свет”.
Так понятие фона претворяется в понятие пространства, и наоборот.
Поэтому фон — цвет — свет — пространство — сложная и неразрывная цепь.
В иконе — многовековая культура цвета, многовековые размышления над цветовой гармонией.
И еще одна основная особенность иконы — устойчивость композиционной схемы, иначе канон.
Часто говорят и даже пишут, что канон связывал индивидуальность художника, обеднял его, мешал развитию искусства. Это мнение не совсем верно, а точнее, совсем неверно.
Давайте перенесемся в 988 год, когда Русь приняла христианство и увидела перед собой иконы, принесенные из Византии...
Религиозные предания воспринимались людьми как факты. Видя икону с изображением богоматери, они считали, что видят ее “портрет”, подлинные черты ее лица. Иконописец был глубоко убежден, что, изображая религиозный сюжет, он изображает действительность, правду, запечатленную когда-то современниками священных событий.
И к этой священной для него правде он относился очень бережно, стараясь с предельной точностью повторить ее в своей иконе.
Неискушенному зрителю порой кажется, что все иконы похожи друг на друга.
По это только нa первый взгляд. Сколько бы мы ни сравнивали композиция на одну и ту же тему, мы никогда не найдем двух совершенно одинаковых памятников, Наоборот, мы поразимся их величайшему разнообразию. Ведь достаточно незначительно изменить композиционный ритм, силуэт, оттенок цвета, как получится новое художественное произведение.
В залах Третьяковской галереи висят иконы “Успение богоматери” XII века, “Успение” конца XIV века работы Феофана Грека и тверское “Успение” XV столетия.
Во всех трех иконах мы увидим в центре лежащую богоматерь, над ней Христа, держащего на руках ее душу; справа и слева апостолы.
И присутствие этих фигур и их взаимное расположение обязательны для композиции “Успения”. Эта схема повторяется на протяжении столетий.
Схема одна, но как непохожи они друг на друга! Это совсем разные произведения искусства не только по ритму, по цвету, но и по психологическому воздействию на зрителя.
Икона XII века — это раздумье, размышление над смертью; у Феофана — смерть высочайшая, скорбная трагедия; в тверской иконе — торжественное действие, исполненное мягкой грусти.
Все человеческие лица построены по одной схеме, и все-таки встретить два абсолютно одинаковых лица невозможно.
Как природа разнообразна в человеческих лицах, так и древнерусский художник бесконечно разнообразен в пределах обязательной композиционной схемы.
Канон — это тема для размышления, внутри которой художник оставался свободным. Причина жизнеспособности его в том, что он является наиболее совершенной художественной композицией, наилучшим образом способной выразить сложный смысл изображаемого.
Русь, получившая христианство непосредственно из Византии, восприняла многие черты византийского искусства, среди которых была и античная традиция.
Античная традиция не прерывалась, видоизменяясь, она жила в искусстве Византии, откуда перешла в русскую икону.
Античная традиция в самом лаконизме художественного языка иконы: художник рассказывает линией, силуэтом, цветом (вспомните греческую вазопись). Она в изысканных драпировках одежд, облекающих фигуры, в маскаронах, украшающих стены зданий, в пышных складках тканей, перекинутых с одной постройки на другую. Чти черты давно исчезнувшего античного быта продолжают жить в русской иконе вплоть до XVIII века.
И все же иногда встреча с античностью бывает очень неожиданной.
В Успенском соборе в г. Владимире сохранились (лучше сказать, исчезают) остатки фрески “Земля и Море отдают мертвых”. Рублев дает олицетворения двух стихий в виде женских фигур. Особенно хороша Земля. Струятся складки легкой туники, выявляющие пропорции и объем прекрасного тела. Сама античная богиня Земля — Гея сидит перед нами.
Эта фреска открывает еще одну грань замечательного искусства древнерусских художников.
Возможности иконы неисчерпаемы. Античная традиция, непосредственная связь с историей, с жизнью — вот немногие стороны иконы.
Будучи историческим памятником духовной жизни нашего народа на протяжении семисот лет, она в то же время является совершеннейшим из искусств.
Трудно познается икона, но, познанная, дарит нас самыми неожиданными радостями.
Поделиться73Вс, 30 Авг 2009 20:29:57
Православие в Кении
Православная Церковь в Кении была основана в середине 20-го века архиепископом Макарием III Кипрским. Сегодня ее возглавляят его приемник - митрополит Кенийский Макарий (Тиллиридес). Он так же является и ректором Православной Семинарии в Рируте, пригороде Найроби.
В настоящее время в Кении насчитывается около сотни православных храмов и более 620 тысяч православных христиан.
Несколько раз в году митрополит Макарий объезжает свои приходы с пасторским визитом. Он проводит богослужения, встречается с верующими, помогает в постройке храмов и приходских школ.
Во многих кенийских деревнях нет даже продуктовых магазинов или школ, но есть церкви. В основном они глинобитные. Священники в этих деревнях очень бедны, многие служат босиком и в рваных старых облачениях. Но, несмотря на бедность, церкви всегда полны людей, особенно во время приезда епископа.
Православные христиане Кении встречают своего иерарха традиционными танцами и песнями. И митрополиту Макарию часто приходится вступать в пляс со своими прихожанами под барабанную музыку.
Окно глинобитного православного храма в деревне Chepterit
В алтаре во время Литургии, возглавляемой митрополитом Макарием
Икона "Тайной вечери" на стене в семинарии.
Церковный хор Рируты в семинарском храме
Семинарист-масай у православной церкви Рируты
Церковь в Центральной Кении
Прихожанин у храма в ожидании богослужения
Алтарники
Кенийский православный священник во время богослужения
Поделиться74Чт, 1 Окт 2009 10:38:59
Мерная икона
В последнее время все более популярным становится возрождение давних церковных обычаев. Одна из традиций – это одаривание младенца во время крещения мерной (родимой) иконой. В качестве дарителей могут выступать родители ребенка или крестные.
История традиции
Обычай дарить родимые иконы появился на Руси в XVI веке. Большой популярностью пользовались мерные иконы в домах знати, особенно в царской семье. Что же представляет собой мерная икона и почему она так называется? Во время рождения младенцу измеряли рост. В соответствии с этим размером изготавливали специальную доску, на которой иконописец писал образ святого – покровителя новорожденного. Это мог быть святой, именем которого называли малыша, или святой, день празднования которого совпадал с днём рождения ребёнка (а лучше всего, если оба варианта совпадали).
Главной особенностью мерной иконы было то, что небесный покровитель на ней изображался в полный рост. Таким образом, пространство, которое занимало изображение святого, совпадало по размеру с ростом новорожденного. Это символизировало неразрывную связь между обладателем и святым. Мерная икона считалась уникальным даром, ведь она создавалась для конкретного человека и предназначалась исключительно ему. Дарить или передавать по наследству ее было нельзя. Это правило сохраняется и сегодня. Икона находится с человеком на протяжении всей жизни и утрачивает свою силу после его смерти.
Значение мерной иконы
Издавна считалось, что родимая икона обладает уникальными способностями и оказывает благотворное влияние на своего обладателя. Одаривание младенца такой иконой сулит благополучие, счастье, физическое и духовное здоровье, защиту от любых невзгод. Ведь рядом с человеком отныне всегда будет находиться святой покровитель. На протяжении всей жизни обладатель мерной иконы может (и должен) обращаться к своему святому с молитвой, чтобы почувствовать заботу и найти защиту. Говорят, что одно только прикосновение к мерной иконе приносит облегчение, а само наличие ее в доме гарантирует мир и лад в семье.
Когда ребёнок подрастет, будет очень кстати поведать ему о том подвиге духа, который совершил его небесный повелитель. Обращая взор к образу своего святого, человек будет всегда вспоминать об этом и задумываться о смысле жизни, собственном предназначении на земле.
Давний обычай возрождается?
Сегодня традиция дарить мерные иконы возвращается. Но современность вносит в обычаи предков свои коррективы. Так, популярным становится создание мерных икон не только для новорожденных, но и для взрослых членов семьи. Главное – знать свой рост во время рождения. Нередко родители, одарив младенца мерной иконой, заказывают ее и друг для друга.
Одобрила ли «нововведения» церковь или же это хитрая уловка мастерских по созданию мерных икон – неизвестно. Однако факты говорят сами за себя: в России количество созданных мерных икон достигает нескольких десятков тысяч за год. Причём создаются они не только привычным рукописным способом (что, несомненно, эффектней и дороже), но и с помощью полиграфии (в несколько раз дешевле). Специализированные мастерские появляются на свет, как грибы после дождя. А Интернет пестрит объявлениями о создании мерных икон на заказ. Что ж, как говорится, спрос рождает предложение.
Хотелось бы верить, что возникшее желание обрести своего небесного покровителя в наше время продиктовано духовной потребностью человека, а не очередным веянием моды. Ведь именно тогда человек ощутит на себе благотворную силу мерной иконы, почувствует защиту и заботу своего святого.
Виктория Аблогина http://shkolazhizni.ru
Поделиться75Вт, 24 Ноя 2009 22:47:54
Иконы мира: крылатая нога и Богородица с нардепом
В Эфиопии на иконе изображен святой с крылатой ногой, румынские мастера изобрели «стеклянный ксерокс», а у нас на образах — политики.
По церковному преданию, первой иконой был нерукотворный образ Спасителя. Правитель города Едессы, князь Авгарь, был тяжело болен. И услышав о бесчисленных чудесах и исцелениях, он послал живописца, чтобы тот нарисовал Спасителя. Но от лица Господа исходило такое сияние, что художник не мог работать. Тогда Господь, умывшись, обтер лицо платком, на котором отпечатался Божественный лик, и послал его князю. Первые же иконы Божьей Матери еще при ее жизни были написаны апостолом и евангелистом Лукой. Со временем появились каноны, как именно изображать того или иного святого, какие цвета использовать, какой сюжет может быть изображен, а отклонений не допускалось — считалось, что они удаляют молящегося от Бога. Но после раскола Христианского мира на Православный и Католический произошли перемены и в церковном искусстве.
«У католиков не существует икон (за некоторыми исключениями), а есть лишь благочестивое изображение, и художник сам может решать, что и как изобразить, а поддавшиеся влиянию модернизма могут вложить в руки Иисусу мяч,» — поясняет отец Лонгин. В православном же мире, несмотря на каноны, иконы вбирают в себя колорит тех мест, где были написаны. Грузинские образы отличаются от древнерусских и уж тем более от эфиопских. А чудесные истории добавляют образам третьи руки или даже крылышки на ноге.
ДВУХСТОРОННЯЯ ЗАГАДКА: С ОДНОЙ СТОРОНЫ — ИИСУС, С ДРУГОЙ — БОГОРОДИЦА
Эта необычная икона (на фото вверху) хранится в Национальном архитектурно-историческом заповеднике «Чернигов древний». Устроена она весьма необычно: ее передняя сторона — словно гармошка, и если смотреть с одной стороны, видно изображение Спасителя, с другой — нарисована Богоматерь с мечем.
По словам работниц заповедника, икона уникальна, и они не встречали ей подобных. Сделана она в конце ХVIII — начале ХIХ века предположительно в Беларуси, но никаких точных сведений о ней нет.
ВО СЛАВУ ЕВРО-2012: ОСВЯЩЕНА УГКЦ
В октябре этого года в Коломые (Ивано-Франковская обл.) священники украинской грекокатолической церкви благословили икону с изображением Богородицы и Иисуса с мячом над футбольным полем. Посвящена композиция Евро-2012.
СКАНДАЛЬНАЯ: ТИРАН И СВЯТАЯ
Эта икона появилась в прошлом году в пригороде Санкт-Петербурга. По легенде, святая Матрона и тиран общались во время ВОВ. Разгорелся скандал, руководство РПЦ назвала священника, который повесил образ, «сектантом», и Сталина убрали из церкви.
ДОНЕЦКАЯ БОГОРОДИЦА: С НАРДЕПАМИ
В одном из храмов УГКЦ в Донецке висит икона, где рядом с Богородицей стоят два нардепа-регионала. Слева — Владимир Рыбак, справа — Виктор Янукович. Сразу отметим: икона писалась в 2000-м году в честь миллениума, и помимо библейских персонажей, на ней изображены люди, которыми гордится город: шахтеры, металлурги, врачи. А вышеупомянутые политики в то время были соответственно мэром и губернатором.
По словам настоятеля храма о. Михаила, других икон, где изображены нардепы, на Украине нет. К слову, форма иконы тоже неслучайна. Треугольная вершина напоминает о символе края — терриконе.
«ТРОЕРУКАЯ»: ДВЕ ЛЕГЕНДЫ
По легенде однажды Богородица убегала от разбойников и переплывала реку. Силы оставили ее, и она обратилась к Богу с просьбой дать ей третью руку для спасения. Но, по официальной версии, сюжет «Троеручицы» посвящен исцелению руки св. Иоанна Дамаскина: Богородица вернула десницу, которую отрубили святому.
АНИМЭ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
В этом году российские художники изобразили святых в стиле анимэ. Работы вызвали бурю возмущения среди православных. Но художники подчеркивали, что не создают альтернативную иконопись и не призывают ей поклоняться, а лишь по-своему рисуют картины из Святого Писания.
ЭФИОПИЯ: СВЯТОЙ С КРЫЛАТОЙ НОГОЙ
В Эфиопии православие — одна из самых почитаемых религий. И один из самых уважаемых святых — Текла Хайманота. По легенде у него было по три пары крыльев, благодаря которым он четыре раза летал в Иерусалим. Он семь лет стоял на одном месте без пищи и питья. На шестой год у него сломалась одна нога, но он подставил себе под нее деревяшку и продолжал стоять. За этот подвиг сломанная нога получила от Бога свою пару крыльев.
ЧЕРНЫЕ АНГЕЛЫ: ЛЕТАЮТ ЛИШЬ ГОЛОВЫ
Утверждение о том, что душа — создание бестелесное, эфиопские иконописцы, похоже, восприняли буквально. На африканских иконах ангелы изображаются, как головы с парой крыльев (в европейских мифах летающие головы есть, пожалуй, лишь у ведьм). Еще один интересный канон: если человек хороший, то он изображается с двумя глазами, если плохой, то лишь с одним видимым оком.
«НАРОДНЫЙ КСЕРОКС»: СТЕКЛОКОПИЯ
Подобные иконы рисовали не художники, а простые селяне. Бралась картинка, на нее накладывалось стеклышко, сверху обводили и наносили краски. Такие иконы были популярны в ХІХ веке на Западной Украине, в Румынии.
ФУТБОЛЬНОМУ БОГУ МОЛЯТСЯ ЗА ПОБЕДУ
Футбольная легенда Диего Армандо Марадона на Родине почитается наравне с Девой Марией. В одном из городов Аргентины создана церковь, где на алтаре — портрет нападающего. Священнослужители носят в левой руке мяч с терновыми шипами, прихожане перебирают четки из 34 бусин (столько голов «№10» забил за сборную).
«КОГДА ПИШУ ИКОНУ, ЧУВСТВУЮ ЗАПАХ МЯТЫ»
«Когда пишешь образ, то святой словно с тобой разговаривает. Как будто теплом дышит от того, что ты рисуешь, а от красок аромат свежей мяты исходит — такая вот благодать Божья, — рассказывает иконописец Александр Наконечный. — Недавно привозили икону Николая Чудотворца. Смотрел я на нее и думал, что ж это за рисунок такой простой, наверное, и ребенок мог бы так нарисовать… Но когда преклонился, почувствовал необычайную энергию. Художник, даже если и некрасиво нарисовал, то вложил всю свою душу. Не руки, не голова, а сердце делают иконы чудотворными».
Но в какой же момент нарисованная или вышитая работа становится чудотворной? В православной церкви есть традиция — освящать иконы, после того как они были написаны. Но, по словам отца Лонгина, икона несет в себе святость изначально: «Изображение святого само по себе священно. Есть чудотворные иконы, которые написаны не в каноническом, а в живописном стиле. И перед одной такой иконой, которую привезли нам из Италии, многие исцелялись». Любопытно, что в среде иконописцев бытует мнение, что светские художники не могут писать образа так же хорошо, как священнослужители. «Любое творчество требует полной отдачи, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. Нельзя смотреть одним глазом в землю, а другим в небо! Нельзя служить двум господам, учит Христос», — пишет иконописец отец Зенон.
тут
Поделиться76Пн, 4 Янв 2010 00:02:00
Украинские святыни: Одесское село Кулевча притягивает сотни паломников
- В этом маленьком сельском храме в одесской глубинке происходят явления, которые не могут объяснить ни ученые-биологи, ни криминалисты Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Раз в год киот иконы Казанской Божьей Матери украшают цветущими лилиями. Они засыхают, но через несколько месяцев снова оживают. Без воды, почвы и доступа воздуха из сухих стеблей вырастают молодые побеги и бутоны. Настоятель утверждает, что икона полностью "расцветает" к Троице.
Скептиков до сих пор немало. Весть о невероятных лилиях разлетелась по региону, в храм потянулись паломники и... комиссии. Специалисты Одесского ботанического сада разводят руками и настаивают на дальнейших исследованиях. Прихожане, наблюдающие природный феномен, принимают как данность...
В храме, действительно, происходит немало невероятных событий. Во время реставрации одного из образов выяснилось, что контуры святых с фотографической точностью отобразились на внутреннем стекле. На глазах у всего прихода обильно замироточил Голгофский крест. Капли появляются до сих пор.
Что это - вода, масло, миро? Откуда берется? Криминалисты Одесского бюро судмедэкспертизы по этому поводу приезжали дважды.
Вот их официальное заключение, сделанное после рентгено-флуоресцентного анализа и хроматографии: "Органическое маслянистоподобное вещество, происхождение которого установить не представляется возможным".
Единственное объяснение - из области географии. По совету православных старцев, в четырех местах Украины были установлены деревянные кресты: в Почаеве, за Киевом, под Харьковом, и здесь, под Одессой. Если эти точки нанести на карту, получится христианский крест, как бы скрепляющий и оберегающий страну. А маленькое село Кулевча находится как раз в его основании.
источник http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2009/ … 95971.html
Лилии чудесным образом обрамляют лик Богородицы
Поделиться77Пт, 8 Янв 2010 13:49:03
Поделиться78Вс, 10 Янв 2010 23:07:08
Сергиане начали сжигать православные иконы
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=leKGlRHeacQ[/youtube]
21 июля поступил звонок с Чукотки. Шокированные люди со слезами рассказывали происшедшее, трудно поддающееся объяснению. Ночью около церкви люди заметили огонь. Когда они подошли ближе, то увидели страшную картину: в железной бочке горели иконы Спасителя Иисуса Христа и Казанская икона Божьей Матери, праздник которой приходился именно на этот день.Когда православные начали стучать в двери храма, чтобы вызвать "иподьякона" лжеархиепископа Марка, ночующего в нем, тот отказался открывать дверь. Тогда люди вызвали милицию. Свидетелей было более 10 человек. Сотрудники милиции, прибывшие к храму, составили протокол и взяли объяснение с "иподьякона". Верующие записали происшедшее на видеокамеру и составили свои свидетельские записки. Для чего лжеархиепископ Марк и его помощники совершили такое кощунство и сожгли церковные иконы, остается только догадываться?
Поделиться79Вс, 10 Янв 2010 23:11:52
Вне правил: буддист пишет православные иконы
Поделиться80Пн, 18 Янв 2010 15:57:44
Иконы на стекле – выставка работ Галины Кузьменко-Кузнецовой
Икона на стекле – интереснейший вид народного творчества. Она имеет весьма древние традиции в мире, а своими корнями уходит к Византии и Риму. Активные центры этого вида народного творчества были известны в Румынии, Словакии, Польше. На Украине, в основном, в горных районах Карпат и на Гуцульщине. Распространяясь в ХХ веке, стала одним из ведущих видов народного изобразительного искусства на протяжении целого столетия. Но к сегодняшнему дню практически забыта.Для меня народная живопись на стекле – это прекрасные образца талантливого примитива, не лишенного остроумия и тонкого юмора и жизнеутверждающей силы.
Тематика разнообразна, но близка народному сознанию. Образ Богоматери, воплотившей идею доброты и материнства, Св. Николай, защитник обездоленных, Илья Пророк катит по небу в разукрашенной колеснице и Георгий на белом коне, разящий копьем чудище-змея.
Работая над народными иконами, я в полной мере ощутила экспрессивность рисунка, чистоту цвета ( как бы припаянной к стеклу эмали) и завораживающую декоративность фона ( крупные цветки, тюльпаны, лилии, розы ).
Мне хотелось дать зрителю почувствовать естественную связь настоящего с прошлым и увидеть в современной жизни одухотворенные следы ушедших поколений.
Поделиться83Пн, 14 Июн 2010 23:40:51
Преподобный Виталий Александрийский
День памяти: Апрель 22
Преподобный Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом (память 12 ноября), Патриархе Александрийском (609 - 620).
Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.
Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.
Святые Константин Елена и Агафия
Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.
Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.
Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".
Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.
Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".
В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.
Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.
Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.
Поделиться84Вт, 24 Авг 2010 13:08:39
Феномен Девы Гваделупской
Дата появления:
1531
Иконографический тип:
Сияющая Мадонна
Место нахождения:
Храм Божьей Матери Гваделупской, Мехико, Мексика
Дата празднования:
12 декабря
Нерукотворная икона Девы Марии Гваделупской - главная святыня всей Мексики. Миллионы жителей страны спешат поклониться ей 12 декабря - в день, когда она впервые явилась простому крестьянину-индейцу. С тех пор прошло 478 лет, но образ Девы Марии до сих пор не раскрыл всех своих тайн и загадок.
Розы зимой
12 декабря 1531 года крестьянин Хуан Диего держал путь к холму Тепиак. Внезапно небо озарилось светом и пред ним предстала Дева Мария. Это была молодая темнокожая и черноволосая девушка, больше похожая на представительницу индейского племени, нежели на белую женщину. Дева Мария наказала крестьянину передать местному священнику, чтобы он построил на этом месте церковь: "Все те, кто искренне попросит моей помощи, получат ее здесь".
Диего явился к епископу Хуану де Сумарраге и сообщил об увиденном. Священник не поверил крестьянину. Тогда Хуан Диего отправился на холм Тепиак и снова увидел там Деву Марию. "Я дам знамение, - сказала она. - Завтра жду тебя на этом месте". На следующий день на холме цвел, несмотря на стужу, куст роз. Рядом с ним стояла Богородица. "Заверни эти розы в плащ и отнеси епископу", - сказала она Хуану.
Когда индеец развернул перед епископом плащ, все присутствовавшие ахнули: на ткани был запечатлен образ Мадонны.
Дорога к храму
Все произошло недалеко от местности, которую индейцы называли Гваделупа, поэтому Деву Марию стали величать Гваделупской. Считается, что именно с того момента индейцы начали массово обращаться в христианскую веру. Со временем популярность Девы Марии распространилась далеко за пределы Мексики, и сегодня она считается покровительницей обеих Америк - Северной и Южной. Ежегодно миллионы людей приезжают в Мехико только для того, чтобы посетить базилику, построенную в ее честь. Многие преодолевают весь путь по каменной дороге к храму на коленях, молясь о чуде, которого всегда ждут от Царицы Небесной. А она не скупится на чудеса.
Вечный кактус
Первые 200 лет образ хранился без каких-либо защитных покрытий, в копоти сотен свечей, в дыму кадил, подвергался резким перепадам температур. Любая рукотворная икона давно пришла бы в негодность. Но лик Марии Гваделупской сиял как новый. Ученые заинтересовались этим феноменом еще в XVIII веке, но систематические исследования полотна начались только в 1948 году. Как и в случае с Туринской плащаницей, всякий раз использовались самые современные технические средства. Оказалось, ткань с изображением Девы Марии по необъяснимым причинам не разрушается, не пылится, не подвергается воздействию влаги и грибков и даже отпугивает насекомых. А ведь полотно соткано из волокон кактуса айяте - крайне недолговечного материала, максимальный срок существования которого 20-30 лет! Как же оно могло сохраниться на протяжении нескольких веков? С научной точки зрения этот феномен необъясним.
В 1977 году иконой занялись немецкие и американские ученые, в их числе - нобелевский лауреат, профессор химии Рихард Кун. Их выводы повергли всех в шок: образ никак не мог быть создан человеком. На иконе отсутствуют следы грунтовки, разметки, предварительных набросков - в общем, нет никаких специальных средств, используемых художниками. Ученые с уверенностью установили: отсутствуют даже следы кисти живописца.
В 1979 году профессор Филип Каллахен из университета штата Флорида (США) и его коллега Джоди Б. Смит подвергли икону воздействию инфракрасных лучей. Оказалось, при изменении угла наблюдения цвета образа меняются. Это явление известно науке под названием иридесценция, и его нельзя воспроизвести искусственным путем. Что еще раз убедило ученых: образ - вещь нерукотворная.
Живые глаза
Глаза Мадонны будто живые. На этот феномен давным-давно обратили внимание. Но только недавно его смогли разгадать.
В 1929 году фотограф Альфонсо Марке различил в правом глазу Девы Марии лик бородатого мужчины. Спустя двадцать лет исследователь Хосе Карлос Салинас Чавес не только подтвердил этот факт - он выявил ясное изображение бородатого мужчины в правом глазу и несколько более худшее - в левом. Открытием заинтересовались офтальмологи и физики. Результаты их исследований были обнародованы 27 марта 1956 года. Им удалось выявить в глазах образа Девы Марии эффект тройного отражения - так называемое явление Пуркинье - Сансона, характерное для глаз живого человека. Это открытие дало толчок новым исследованиям, еще более поразительным.
Фигуры в зрачках
За дело с энтузиазмом взялся перуанский ученый Хосе Асте Тонсманн. В итоге работе над образом Девы Марии он посвятил 20 лет жизни. В начале 2001 года Тонсманн опубликовал результаты своих исследований, и они вновь произвели фурор в научном мире. Ученый использовал метод цифровой обработки изображений, который применялся до этого лишь в космических исследованиях. Увеличив размер фигуры Девы Марии в 2 500 раз, Тонсманн различил в правом зрачке изображение сидящего индейца. Но это было только начало. В зрачках Девы Марии также "поселились" изображения индейца Хуана Диего и еще какого-то пожилого человека. "Мне попалась на глаза картина художника Мигеля Кабреры, где я увидел похожее лицо. Это был портрет епископа Сумарраги", - делился Тонсманн.
Следующее открытие повергло ученого в шок: в зрачках явственно виднелась фигура негритянской женщины. Но откуда она могла взяться в Мексике в 1531 году? На помощь пришли историки. Оказалось, в завещании епископа Сумарраги есть упоминание о принадлежащих его семье неграх-рабах.
Всего в правом зрачке глаза Девы удалось распознать двенадцать фигур. Складывалось впечатление, будто глаз Девы Марии запечатлел, как фотоаппарат, всех, кто видел, как Хуан Диего разворачивал свой плащ перед епископом Сумаррагой.
Когда Тонсманн увеличил изображение левого глаза Богоматери, оказалось, что в зрачке "находятся" те же самые фигуры. Но и на этом открытия Тонсманна не закончились. При значительно большем увеличении перуанец обнаружил группу еще более мелких фигур. Это была индейская семья - муж, жена и дети. Самый маленький ребенок сидел у мамы на плечах. По мнению Тонсманна, этот семейный портрет - своеобразное послание, которое Дева Мария пыталась донести до нас, живущих в XXI веке. "Нельзя не удивляться тому, что эти микроскопические изображения оставались в неизвестности почти 500 лет, прежде чем современная техника позволила их распознать. Это свидетельствует только о том, что послание Девы Марии ждало своего часа. Образ семейства служит для нас напоминанием о том, какое огромное, непреходящее значение имеет семья.
Хосе Тонсманн обещает и дальше проводить исследования. Ведь наверняка Дева Мария Гваделупская открыла еще не все свои секреты.
Л.Дьякова "Интересная газета. Невероятное" №9 2010 г