Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Православные иконы


Православные иконы

Сообщений 1 страница 30 из 84

1

http://i062.radikal.ru/0902/e3/afcf2bc90a62.jpg
"Сила любви такова ,что она обыкновенно совокупляет и соединяет ,несмотря ни на какое расстояние .Ибо того, кого мы любим мы представляем себе каждый день, хотя бы он жил на чужой стороне , и был отделен от нас великими морями; так как, напротив, кто нам не нравится, того, хотя бы он близ нас находился, часто как бы совсем не видим. Итак, где есть любовь, - там расстояние месяца не вредит; а где нет любви, - там бесполезна самая близость места."
Свт. Иоанн Златоуст из поучения

http://s39.radikal.ru/i086/0902/d9/115d93ccc46f.jpg
Житие Мучеников
Адриана и Наталии.
Мученики Адриан и Наталия жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане ( 305 - 311 ), жестоком гонителе христиан. По одному из доносов были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, воодушевился и сказал писцам, чтобы записали и его имя, так как он христианин и с радостью готов умереть за Христа. Об этом донесли императору, который призвал святого Адриана и убеждал его вычеркнуть свое имя из списков и принести жертву богам. Но святой Адриан отказался, и тогда Максимиан приказал посадить его в темницу. Жена Адриана святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа в его вере. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Святая Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания других мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него и сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась сильная гроза, и печь погасла. Многие палачи были убиты молнией. Святая Наталия взяла себе руку своего супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне святой Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, Св. Наталия, действительно, вскоре преставилась к Богу.
День Празднования - 8 Сентября ( 26 августа ).

http://s49.radikal.ru/i124/0902/f7/f3db87b6f0bf.jpg
Икона Божией Матери
Акафистная - Хилендарская
Чудотворная икона в Хилендарском соборном иконостасе получила название Акафистной потому, что пред нею читан был акафист во время пожара в 1837 году – и она осталась невридимою.
День Празднования – 25 Января ( 12 января)

http://s51.radikal.ru/i133/0902/db/99d5bf561f31.jpg
Икона Божией Матери
"Аз есмь с вами и никтоже на вы"
Честной образ "Аз есмь с вами и никтоже на вы" для нашего времени то же, что "Державная" для охваченной революционной смутой России.
Эта икона существует почти целое столетие, но мало кто прежде слышал о ней. Пробил час, и Она явилась, до времени сокрытая, - пришло Ее время именно сегодня, когда мир на грани катастрофы, когда войны, катаклизмы, смертельные болезни стали нашей скорбной реальностью, повсеместно вводятся зловещие коды, - именно в этот страшный час Царица Небесная предстала нам в образе Утешения, Ободрения -"Не бойся, малое стадо! Аз есмь с вами и никтоже на вы".Она явилась для поднятия духа верных.
Когда ставим тесто - подогреваем воду, кладем дрожжи, подсыпаем соль и сахар, - чтобы пышнее взошло. Так и икона : чтобы иметь силу помогать людям, должна быть намолена могучими молитвенниками.Честный образ "Аз есмь с вами и никтоже на вы" обрел силу через благодать связанных с ним людей. Первоночальная благодать была дана от Господа через благославение святого праведного Иоанна Кронштадского. Икона писалась в монастыре, где подвизались его духовные чада. Иконописцы - иноки работают молясь и постясь - и через них подавалась иконе благодать. Подвигами преподобного схииеромонаха Серафима Вырицкого она восходила от силы в силу. Если бы не молитвы этих праведников, это было бы просто красивое изображение без своей благодатной силы.
Сегодня упадническое время, многие унывают, отчаиваются, теряют веру в человеческую справедливость, разочаровываются в священниках, часто не полагаются даже на самих себя. В дни всеобщего духовного раслабления Обрадованная Крылатым Вестником пришла собрать соль земли пред Своим всеблаженным Ликом. Если Всевышняя Игуменья с нами, кто против нас? Уверенность в Ее благодатной близости так нужна сегодня христианам - горсточке верных, брошенных в чужой, враждебный мир. Не ошибемся, если скажем, что приближается время всенародного почитания иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" - иконы Божией Матери последнего времени. Чудотворный образ Богородицы находится в Свято-Георгиевском женском монастыре Черниговской епархии.

2

http://s41.radikal.ru/i093/0902/92/18f53f2a12fe.jpg
Житие Благоверного князя
Александра Невского
Св. Александр родился 30 мая 1219 г. в Переяславле - Залесском. В 1236 г. Александр стал княжить в Новгороде. Одержав победу над шведами 15 июля 1240 г. на реке Неве, кн. Александр стал именоваться Невским. Св. Александр положил все свои силы и дарованные от Бога таланты полководца, дипломата, мудрого правителя на священное дело защиты земли Русской от иноземных захватчиков. Князь заключил союз с Золотой Ордой, столь необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси. Оберегая Православие и помня об участи Константинополя, разграбленного крестоносцами, св. Александр отверг предложения папы о создании унии с Римом.
После четвертой поездки в Орду кн. Александр сильно занемог и принял пострижение в схиму с именем Алексия. 14 ноября 1263 г. он скончался. А 23 ноября ( ст. ст.) во время отпевания блгв. Князь в Рождественском монастыре г. Владимира, когда митр. Кирилл стал влагать в руку святому прощальную грамоту, он сам разогнул руку и, как живой, принял грамоту от митрополита.
День Празднования - 6 Декабря ( 23 ноября)

http://s55.radikal.ru/i149/0902/81/1a363a42f760.jpg
Преподобный Александр Свирский
Прп. Александр родился 15 июня 1448 г. в приладожском селе Мандеры. В 19 лет он тайно ушел на Валаам, где через семь лет принял постриг. В 1485 г. прп. Александр ушел из Валаама и по указанию Свыше стал жить на берегу Святого озера. Семь лет провел св. Александр в полном уединении, пока место жительства подвижника не обнаружил владелец соседних земель Андрей Завалашин. Он рассказал людям о святом человеке и его подвигах. В 1508 г. прп. Александру было явление Живоначальной Троицы в виде Трех Мужей, облаченных в светлые одежды. По повелению Господа прп. Александр с братией построил церковь. В том же году он стал игуменом основанной им обители.
День Празднования - 12 Сентября (30 августа)

http://i041.radikal.ru/0902/f4/5f056b49fc2a.jpg
Святая царица Александра
Св. Александра была супругой римского императора Диоклетиана (284-305). Ее обращение ко Христу произошло под влиянием св. Георгия Победоносца. Когда судьи и жрецы требовали казнить св. Георгия, Александра пала к ногам мученика и славила Христа. Диоклетиан вынес смертный приговор свв. Георгию и Александре. По дороге на казнь Александра изнемогала и упала без чувств. Все решили, что императрица умерла. Однако Александра осталась жива, впоследствии она переселилась в Сирию и жила там до 313 г. К тому времени в Западной части Римской империи стал Константин, разрешивший открыто исповедывать христианство. В надежде на лучшее отношение к христианам властей св. Александра вернулась в Никомидию, где правил Лициний. Восточный правитель, хотя и подписал Миланский эдикт о свободе вероисповедания, тем не менее остался противником христиан. По его приказу св. Александра и ее дочь Валерия были обезглавлены.
День Празднования - 6 Мая (23 апреля)

3

http://s40.radikal.ru/i088/0902/cc/72b88a4312ee.jpg
Молитва преподобному Алексию, человеку Божию
О великий Христов угоднице, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу господню предстояяй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящиеся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Владыце возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение: да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына, и Святого Духа в Троице славимаго и покланяемаго Бога и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://s47.radikal.ru/i115/0902/67/135bcf80554d.jpg
Житие Преподобного Амвросия Оптинского.

Преподобный старец Амвросий в Оптиной Пустыни вначале работал в хлебне, пек булки. Потом его перевели в скит, где он год был помощником повара. После смерти старца Льва, у которого он был келейником, Александр пострижен в мантию и наречен Амвросием, через 2 года рукоположен в иеромонаха. Здоровье его в это время сильно пошатнулось. В 1845 г. он простудился и заболел, получив осложнение на внутренние органы. С тех пор он уже не мог поправиться, но не унывал - "Монаху полезно болеть…". В 1846 г. иеромонах Амвросий по болезни вышел за штат и стал числиться на иждивении обители. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние его здоровья было угрожающим, и он был пострижен в схиму с тем же именем. Но вдруг стал поправляться и выходить для прогулок. Это было явное действие силы Божией. По благословению старца о. Макария прп. Амвросий занимался переводом святоотеческих книг, им была подготовлена к печати "Лествица". В полном изнеможении сил он принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Старца посещали Ф. Достоевский, В. Соловьев, Л. Толстой, М. Погодин, Н. Страхов и др. В последние годы его жизни в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в дер. Шамордино, по его благославлению была устроена женская Казанская Пустынь, в которой принимают по большей части неимущих и больных женщин.
День Празднования - 23 Октября ( 10 октября).

http://i067.radikal.ru/0902/dd/56ee63b67c69.jpg
Житие святой великомученицы
Анастасии Узорешительницы
Память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, умученной в 304 году. Ее отец, римский сенатор, был язычником, а мать - тайная христианка. Воспитывая дочь, она нашла ей учителя, хорошо знавшего Священное Писание. В последствии мать скончалась, а отец выдал ее замуж за язычника. Однако она сделала вид, что у нее неисцелимая женская болезнь и сохранила телесную чистоту.Подвизалась в помощи христиан, заключенных в тюрьмы, принося им пищу, питье, лекарства. Ее муж, узнав об этом, сам заключил Анастасию под стражу, и ежедневно приходил мучить ее. В это время умер отец Анастасии и она оказалась единственной наследницей его богатства. Муж Анастасии решил обьявить ее сумашедшей или убить. Однако этот коварный и злой человек был отправлен императором в Персию и на пути сам утонул в море. Анастасия оказалась свободна, вновь стала она помогать христианам, заключенным в темницах. Она укрепляла дух тех, кому предстояли мучения, потом с честью погребла их. Потом стала переходить из города в город, везде помогая христианам. Выучилась врачебному искусству и стала лечить больных. Богатство свое употребляла и на то, чтобы платьти тюремщикам которые за деньги на время ослабляли или снимали узлы заключенных, давая им отдых. В последствии была схвачена и предана в руки верховного жреца Ульпиана, который, воспитывал к ней страстью. Он решил осквернить ее, но едва протянул к ней руку, как ослеп, помешался умом и вскоре умер. Игемон посадил на корабль Анастасию со множеством христиан, и решил потопить их, прорубив дно, но корабль пристал к берегу. После этого их казнили вместе со святой Анастасией. Святые мощи ее были впоследствии перенесены в Константинополь.
День Празднования - 4 Января (22 декабря)

4

http://s40.radikal.ru/i089/0903/a9/1d0a37d78a17.jpg
Тондо – круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции, где она появляется уже в эпоху «интернациональной готики» (Мастер Суда Париса из Барджелло) в форме «desco da parto» (поднос для рожениц). Этому, первоначально ремесленному, изделию Мазаччо придал благородство произведения искусства («Рождение Марии», 1427-28гг. Берлин-Далем). С этого момента тондо стали использовать все крупные мастера того времени: Доменико Венециано («Поклонение волхвов», Берлин-Далем), Фра Анжелико, Филиппо Липпи («Поклонение Волхвов», Вашингтон, Национальная галерея). Однако чаще всего на тондо изображалась «Мадонна с младенцем». В таком варианте тондо использовали Филиппо Липпи (Флоренция, галерея Питти), Боттичелли («Мадонна дель Магнификат», Флоренция, Уффици), Филиппино Липпи, Доменико Гирландайо, а затем Лоренцо ди Креди и Пьеро ди Козимо, произведения которых свидетельствуют о большой популярности тондо в Тоскане, сохраняющейся и в последней трети кватроченто. Более современную трактовку тондо получает в творчестве Микельанджело («Мадонна Дони», Флоренция, Уффици), и в некоторых «Мадоннах» Рафаэля («Мадонна Альба», Вашингтон, Национальная галерея; «Мадонна в кресле», Флоренция, галерея Питти). Реже тондо использовалось в нидерландской и французской живописи, а также в живописи художников-маньеристов.

http://s43.radikal.ru/i100/0903/9f/2f91040df435.jpg
Икона-тондо «Единородный сыне». Невьянский завод. Мастерская Богатыревых. 1814–1822 гг.
Дерево, шпонки врезные сквозные. Паволока, левкас, темпера, золочение.82 × 82 × 3.6 см
Из иконостаса домовой молельни Расторгуевых-Харитоновых. Икона находилась над царскими вратами иконостаса домовой молельни «Харитоновского дома». Написана в мастерской невьянских иконописцев Богатыревых.
Хранится в Cвердловском областном краеведческом музее, Екатеринбург, Россия. Реставрация: 1988 — Поляков В. А.

5

http://i073.radikal.ru/0903/d5/2d082a58f8ce.jpg
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ-частное собрание.

http://s56.radikal.ru/i151/0903/53/57e7a9d2633c.jpg
ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА-Иерусалим, частное собрание.

6

http://s50.radikal.ru/i130/0903/d8/275f99330bf2.jpg
http://s58.radikal.ru/i160/0903/11/56131417e09d.jpg
http://s58.radikal.ru/i159/0903/06/c6e44ba96eca.jpg

Каким бы ни был в иконографии образ Христа, центральный образ библейского откровения, он всегда представляет Бога, обретшего человеческое лицо, Слово, ставшее плотью ради спасения человека

В позднесредневековой иконописи получил распространение иконографический тип Христа, именуемый «Царь царей» или «Христос Великий Архиерей» (в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя (Евхаристия), на основе ветхозаветного пророчества - «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Пс. С1Х, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр. V, 6).

На этих иконах Спаситель в царской или священнической одежде, расшитой и украшенной золотом, в венце в виде царской короны или патриаршьей митры. Эта иконография несомненно имеет западное происхождение и воспринята русской традицией не ранее второй половины XVII в. Образ Христа здесь прямо соотносится с апокалиптическими видениями Иоанна Богослова: «и сидящий на нем (на белом коне) называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. "Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. (…) Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. (...) На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих" (Отк. 19:11-12, 15-16).

Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции.

Любовь к аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей - к примеру, меча, исходящего из уст Христа, или имени на бедре и т.д. Одна из наиболее известных подобных икон написана в 1690 году А.И. Казанцевым для собора Рождества Богородицы в Муроме (илл. справа).

В иконах этого извода раскрытое Евангелие встречается крайне редко - сказался общий упадок богословского уровня и библейского сознания на Руси того времени. Иногда Спаситель изображается и вовсе без Книги. Поздняя иконографическая традиция в меньшей степени заботилась о равновесии слова и образа, предпочитая прямолинейную иллюстративность прежней глубокой традиции знака и символа.

Близок к разбираемой нами иконографии и образ «Предста царица» (илл. слева), названный так по словам 44 Псалма: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (44:10). Христос предстает в царской одежде, справа изображается Богородица, а слева - Иоанн Предтеча.

Главная задача христианского искусства - передать глубинный смысл Благой Вести. И если Библия это делает посредством слова, то икона - посредством образа...

7

http://i056.radikal.ru/0903/60/7f1645a498db.jpg
СПАС АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ  Россия, XVIII в..  Третьяковская галерея.

http://s48.radikal.ru/i121/0903/24/286a4d46f7e1.jpg
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
СПАС АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ
Христос Царь Царём
Мастерская художника И. Малышева, 1891 г.
Россия, г. Сергиев Посад

Иконографический извод - Христос Великий архиерей, однако дополненный характерным элементом извода Христос Царь Царём - скипетром в левой руке Христа. Снизу иконы, над золочёным полем - надпись Писана сия икона в мастерской художника Малышева в Сергиевом Посаде 1891 года. Иван Малышев возглавлял иконописную мастерскую Троице-Сергиевой Лавры с 1841 по 1882 г. Здесь, в главной российской иконописной мастерской, создавались иконы для наиболее значимых храмов, а также по заказам царского двора, аристократии и высшего духовенства. Художник лично создал особую иконописную манеру, определившую стиль произведений всей мастерской в целом и оказавшую огромное влияние на массовое иконописание в России второй половины XIX века.

8

http://i042.radikal.ru/0903/bb/d0b72e594f76.jpg
ЦАРЬ ЦАРЕМ (Деисус Россия, II-я половина XIX века)

http://s58.radikal.ru/i162/0903/8f/c4f5876a0292.jpg
ЦАРЬ ЦАРЕМ  (Пятифигурный Деисус Россия, Ветка, середина XIX в. )

9

СВЯТАЯ ТРОИЦА. Икона 18 в.
http://i067.radikal.ru/0903/ff/a00a4434a988.jpg

На Руси праздник Святой Троицы впервые стали праздновать спустя три века после ее Крещения - при преподобном Сергии Радонежском

Отмечается праздник Святой Троицы, по святоотеческой традиции, три дня. Первый, согласно символу веры, посвящен единому Богу Отцу, Вседержителю, Творцу небу и земли, видимого же всем и невидимого! Второй день - единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Третий день Пресветлого праздника - Духов день, Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки.
«Троица» — один из древнейших сюжетов в христианском искусстве, первое известное упоминание о нем относится к 314 г. На протяжении столетий сложились два наиболее распространенных иконографических типа изображения. Первый, более повествовательный, имеет дополнительное наименование «Гостеприимство Авраама». В нем присутствуют фигуры прародителей Авраама и Сарры, часто в композицию вводится сцена заклания тельца на переднем плане. Второй, в котором представляют трех ангелов за трапезой, восходит к прославленной иконе прп. Андрея Рублева, написанной в 1425-1427 гг. В ней наиболее полно и совершенно раскрывается догматический смысл образа, нераздельность и неслиянность трех ипостасей Бога, пребывающих в единстве и любви.
Троица. Ярославль. Конец XVII в.
http://s40.radikal.ru/i088/0903/9a/db77740b2cb4.jpg

10

Сошествие во Ад.
http://s51.radikal.ru/i133/0903/5f/e43b9afaee29.jpg
ОН И НАХОДЯЩИМСЯ В ТЕМНИЦЕ ДУХАМ СОШЕД ПРОПОВЕДАЛ (1Пет.3:19).
ИБО ДЛЯ ТОГО И МЕРТВЫМ БЫЛО БЛАГОВЕСТВУЕМО, ЧТОБЫ ОНИ, ПОДВЕРГШИСЬ СУДУ ПО ЧЕЛОВЕКУ ПЛОТИЮ, ЖИЛИ ПО БОГУ ДУХОМ (1Пет.4:6).

http://s52.radikal.ru/i135/0903/43/374bbde19f1b.jpg
Сошествие во ад. Сербия. Фреска церкви святого Георгия в Курбиново.

"Сербская школа иконописи, в свою очередь, базируется на Византийской традиции, к нам в стародавние времена приезжало немало греческих мастеров. Но уже в XIV в. сербские иконы приобрели собственный стиль, который содержал в себе характерные черты, присущие духу сербского народа. Примером им служат «Милутиновы мастера» из XIV-XV вв..."
Петр Билич

11

ЖИТИЙНАЯ  ИКОНА

С IX в. в Византии появляются иконы, запечатлевшие житие (жизнь) того или иного святого - ЖИТИЙНЫЕ иконы: в средней части изображается святой, а на полях в отдельных небольших по размеру законченных композициях (клеймах ) — сцены из жизни.
Из Византии житийные иконы приходят в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.

Изображённое в житийной иконе открывается человеку во всей своей полноте.

Уникальна передача времени в иконе. Святой, предстоящий молящемуся, находится вне времени, в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве, показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей...

Однако даже "земные" пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни, например, может быть изображён палач, который поднял меч над склонившим голову мучеником, и рядом - уже отрубленная, лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных или неоднократно повторяются в пределах одного изображения.

http://s51.radikal.ru/i133/0903/81/8fa20b4358d3.jpg
http://s54.radikal.ru/i146/0903/d7/d57a4da742ce.jpg
http://i026.radikal.ru/0903/51/7c7cecd3e2d9.jpg

СВ.АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ со сценами жития

http://s42.radikal.ru/i097/0903/9d/f4f9c2de8cb8.jpg
Россия, XIX в. частное собрание.

12

Интересно было бы почитать о плачущих иконах. Правда, что они плачут?

13

Strecoza написал(а):

Интересно было бы почитать о плачущих иконах. Правда, что они плачут?

О чем же нас Господь предупреждает?

В жизни много чудес, это бесспорно. Некоторым из них наука находит естественные объяснения, некоторые развенчивает как фокус, а есть чудеса, перед которыми даже ученые мужи благоговейно склоняют голову. Одно из них — плачущие иконы. Феномен, когда гробница святого, икона или распятие начинали источать благоухающую жидкость — миро, известен давно. Несколько лет назад мироточение иконы считалось редчайшим и грозным знаком свыше, повергавшим в трепет целые поколения людей. Однако сейчас, сию минуту, тысячи икон рыдают одновременно в сотнях православных церквей в России и за рубежом.

Общий «плач святых» начался в середине 90-х годов прошлого столетия с единичных случаев мироточения образов, но уже к 1999 году приобрел такие масштабы, что духовенство вынуждено было учредить специальную Комиссию по описанию чудесных явлений, происходящих в Русской православной церкви. В комиссию входят как богословы, так и ученые абсолютно атеистического профиля — физики и химики. Предварительные выводы комиссии (именно предварительные, так как вал церковных чудес стремительно нарастает) таковы: происходит нечто небывалое в истории России, а может быть, и во всей двухтысячелетней истории церкви.

Миро — деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах. По преданию, обряд мироварения установлен апостолами. Основные компоненты — масло и вино — заливают в котлы и варят на медленном огне. В конце процесса в загустевшую смесь добавляют благовония, полученное миро разливают по освященным сосудам, запечатывают и рассылают по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах, применяется церковью при совершении таинств миропомазания христиан после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов. Так вот, «небесное» миро ничего общего с церковным не имеет и названо так только по аналогии: оно маслянистое, с сильным запахом — обычно роз или сирени. Впрочем, это не правило — «небесное» миро может ничем не пахнуть. Различается оно и по химическому составу. Если прежде считалось, что «право» мироточить имеют только старые, намоленные иконы, то сейчас это не имеет абсолютно никакого значения. Сегодня мироточить может и металлический оклад, и стеклянная поверхность киота, и репродукции, и фотографии, и ксерокопии. Неоднократно плачущие иконы удавалось заснять на фото- или видеокамеру. Вот лишь несколько примеров, которые могут обрисовать масштаб событий. Под Оренбургом, в Никольской церкви села Нижняя Павловка, находится аж пять мироточивых икон. Первой «заплакала» икона Табынской Божьей Матери. Произошло явление на святых ключах Башкирии, куда с иконой совершали паломничество прихожане храма, и это зафиксировано в летописи местного монастыря. — На горе во время божественной литургии яркий луч солнца упал на Богоматерь, — рассказывает настоятель храма иеромонах Анатолий. — И она стала мироточить. Икона буквально истекала: одна «слеза» струилась из правой руки Спасителя, другая — с правого плеча Богородицы, а третья появилась внизу. Икона мироточила весь день, мы подставили к ней блюдца, положили вату. Когда вата пропитывалась маслянистой жидкостью, разделяли ее на маленькие кусочки и раздавали верующим. Потом замироточили иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» и Владимирская. «Неупиваемая чаша» — личная икона отца Анатолия. Но так как в селе слишком много людей, страдающих алкоголизмом, он частенько приносит ее в храм. Далее заплакала Минская икона Божьей Матери, а за ней изображение Тихона Задонского чудотворца. Кстати, обычно к Тихону обращаются с просьбой решить какие-то бытовые проблемы, помогает он и в устройстве на работу. Все иконы во время мироточения благоухают по-разному. Икона Табынской Божьей Матери пахнет розами, Тихона Задонского источает сладковатый запах, как карамель или пирожное. Минская пахнет хвойным лесом.

В день открытия сиротского приюта в поселке Радужном под Владимиром его воспитанницы получили подарок от архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия — икону с изображением Блаженной Матроны. Спустя три дня икона выделила миро. Тонкий, необычный аромат, как позже выяснилось, чувствовали все, кто поднимался в те дни на третий этаж приюта, где оборудован небольшой алтарь. Но рядом стоял букет из белых лилий, и поэтому на запах никто не обратил особого внимания. Два дня спустя цветы были убраны, а аромат стал еще сильнее. Вскоре одна из воспитанниц обнаружила капельки влаги на лике святой. По свидетельству педагогов приюта, девочка приложилась к иконе обожженной рукой, которая почти сразу зажила.

В Воронеже мироточит лик Валаамской Божьей Матери в пещерном храме Костомаровского женского монастыря. У старинной иконы своя трудная судьба — она в пулевых пробоинах. Считается, что эту икону расстреляли в свое время пьяные красноармейцы.

Недавно по всей России провезли кровоточащую икону Спасителя. Икона принадлежит жительнице села Державино Оренбургской области Антонине Ефимовой. Образ стал источать кровяные капли с характерным запахом крови больше четырех лет назад. Да так сильно, что лик Спасителя покрылся как бы высохшими струпьями и стал почти неразличим. Самарский владыка Сергий сказал по этому поводу:

— Услыхав об этом первый раз, я засомневался. Церковь всегда очень щепетильно относится к подобного рода чудесам, тщательнейшим образом проверяя их правдивость. Но когда я увидел этот образ, сомнения отпали. На иконе с головы Спасителя, прямо от шипов тернового венца, стекали красные струйки, и я ощутил натуральный запах крови. Когда же эту источающуюся красную жидкость самарские эксперты взяли на химический анализ, то оказалось, что это настоящая плазма человеческой крови, четвертой группы.

Все факты перечислить невозможно. Даже из далекого Чикаго приходят аналогичные свидетельства.

Архидиакон Закхей (Вуд) так рассказал о чудесах, происходящих в Америке:

— В нашей епархии в последнее время Господь явил плачущие и мироточивые иконы. Первое явление произошло несколько лет назад в албанской православной церкви Святителя Николая. Также мы знаем о другой иконе Матери Божьей из Цицеро, пригородного района Чикаго. Она начала плакать на праздник Святого Георгия Победоносца. Еще одна икона, принадлежавшая благочестивой арабской женщине, мироточила в ее доме. Что удивительно, иконы, которые прикладывали к антиохийской иконе в Цицеро и к этой, даже бумажные репродукции, начинали мироточить и плакать, что было необычайным чудом. И, конечно же, все знают о знаменитых московских плачущих иконах: Царя-мученика Николая II в Никольском храме на Большой Ордынке и мирокровоточащей иконе Богородицы «Семистрельной», которая, хотя и хранится в частной коллекции, успела с крестным ходом обойти полстраны. Естественно, и у церковных иерархов, и у ученых возникают определенные вопросы по поводу стольких явленных чудес. Мысль о фальсификации в данном случае можно отмести сразу. Исследования показали, что миро осаждается на иконах, крестах и окладах извне как конденсат, так что юмор насчет дырочек, просверленных «хитрыми попами», тут неуместен.

Вот мнение Владимира ПАВЛОВА, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника МИАН им. В. А. Стеклова:

— Мироточащая икона, на которой «из ничего» образуется священное миро, нарушает научное представление о мироздании. Ведь что происходит при этом? «Из ничего» образуется материя — миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки такое может происходить только путем превращения энергии в вещество — процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым... Есть, конечно, корпускулярно-волновая теория, что единая материя может проявлять себя и как волна, и как материя, частица. Возможно, мироточение — одно из таких проявлений. Надо только помнить: не все знание в мире получено научным путем. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые можно изучать в рамках науки. Например, химический состав мира. В Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, разумеется, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена.

Правда, христиан всего мира волнует совсем не научный аспект проблемы, а к добру или к худу массово заплакали православные иконы. Официальную позицию церкви выразил заведующий службой коммуникации Московской патриархии Виктор МАЛУХИН:

— Считать «плачущие» иконы предвестием войн, стихий, напастей — суеверие! На самом деле мироточение свидетельствует, что Бог с нами!

Вот так. А вообще — поживем, увидим.

Р. S. В биологических лабораториях Киевского университета сделали анализ мира, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре. Миро оказалось веществом с большим содержанием белка — но важно совсем не это. Биологи затруднились с классификацией, но сказали твердо: такое вещество может источать только живой организм.

14

Sadko написал(а):

Однако сейчас, сию минуту, тысячи икон рыдают одновременно в сотнях православных церквей в России и за рубежом.

почему раньше этого не замечали, а только в 90х  увидели? :dontknow:

Sadko написал(а):

Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так.

Sadko написал(а):

Биологи затруднились с классификацией, но сказали твердо: такое вещество может источать только живой организм.

:dontknow:

15

Strecoza написал(а):

почему раньше этого не замечали, а только в 90х  увидели

ЭТО БЫЛО И РАНЬШЕ.ВОТ ТОЛЬКО НЕ ПИСАЛИ ОБ ЭТОМ.ПРИЧИНА? Я ДУМАЮ ТЫ САМА ДОГАДАЕШСЯ.

     Леонид Ефремов — автор-исполнитель более трехсот песен, связанных с судьбой России и наших современников. В его творчестве перекликаются плачущий звон русской колокольни, выстрелы из танков по Дому Советов, любовь к русской женщине и ненависть к врагам Отчизны.

НА РУСИ ИКОНЫ ПЛАЧУТ
Александру ПРОХАНОВУ

Видно, что-то это значит,
Если, как перед грозой,
На Руси иконы плачут
Чистой смоляной слезой.

Знать, беда стучится снова.
Рвется в сумрак без зари
Откровенье Богослова
Про одежды во крови.

Значит, чем-то провинились,
Значит, в сердце пустота...
Грянул гром — перекрестились
И ... забыли про Христа.

Судный день, куда же деться?
В храмах плачут образа.
Потечет на грудь младенца
Чья-то кровь или слеза.

И когда забьют тревогу
Медным басом звонари,
Кто-то выйдет на дорогу
В одеяньи, весь в крови.

Захотят Россию высечь,
Но, пред бесами сильней
Богородиц сотни тысяч,
Сотни тысяч матерей.

Видно, бой небесный начат.
Приглядишься к образам —
По Руси иконы плачут...
И еще по всем по нам...

16

Sadko написал(а):

На Руси иконы плачут Чистой смоляной слезой.
            Знать, беда стучится снова.

а вот и не правда, вот тут написано по другому

Sadko написал(а):

заведующий службой коммуникации Московской патриархии Виктор МАЛУХИН:
            — Считать «плачущие» иконы предвестием войн, стихий, напастей — суеверие! На самом деле мироточение свидетельствует, что Бог с нами!

17

ГАЛИН! Каждый посвоему понимает это явление.Все что происходит с иконами-это наверно загадка.Ведь об этом начали говорить ни сегодня и не вчера.
Ученые до сих пор голову ломают,а ответа так и нет.Одни предположения.Так что не удивляйся.

18

А мне Гадя  из Беларусии прислала мою именную иконку " Святая мученица Галина", так что у меня  есть своя иконка  :rolleyes:  я её  возле компютера поставила,  она всегда на меня смотрит :glasses:

19

Strecoza написал(а):

А мне Гадя  из Беларусии прислала мою именную иконку " Святая мученица Галина", так что у меня  есть своя иконка    я её  возле компютера поставила,  она всегда на меня смотрит

У меня тоже есть иконы. :yep:

20

К добру ли плачут иконы?
http://s48.radikal.ru/i121/0903/34/3c8591f99d40.jpg

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», находящаяся на аналое в Храме Христа Спасителя, обильно замироточила при избрании 16-го Патриарха Московского и всея Руси. Об этом сказал в интервью РИА «Новости» руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. Как сообщает телеканал «Вести» со ссылкой на многочисленные свидетельства верующих, икона мироточит, «и очень сильно».
Эту икону называют еще «Симеоново проречение». В описании иконы читаем: «Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына».

Существует ли в православной традиции какое-либо отношение к подобным знамениям? Мироточение - это знак одобрения, поддержки, милости, посылаемый живущим, или предвестие каких-то суровых испытаний? Православные объясняют это по-разному.
В России в 1999 году создана Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Профессор РГУ им. Губкина Павел Флоренский, внук знаменитого богослова о. Павла Флоренского, - председатель этой комиссии.
«Мироточение и слезоточение - разные вещи», - заявляют члены комиссии. Миро - это драгоценность, оно варится лично Патриархом на специальном богослужении. Человека помазывают им один раз в жизни при крещении. Когда икона источает миро, это может считаться добрым знаком, умилением образа. Слезоточение же, напротив, грозное знамение, оно свидетельствует о предстоящих испытаниях.
Мироточит или плачет икона в Храме Христа Спасителя, пока не известно, но священник Владимир Вигилянский процитировал слова тогда еще митрополита Кирилла, избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси, сказавшего при открытии заседания Поместного Собора, что «это является благоволением Божиим к тому, что происходит на Соборе».
А, например, священник Михаил Дудко, до недавнего времени работавший в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии, сказал, что феномен мироточения икон не безсмысленные действия Господа, а сигналы свыше. Они к чему-то призывают, приводят, предупреждают. Он напомнил, как несколько лет назад неожиданно замироточила Монреальская икона Иверской Божией Матери, очень почитаемая прихожанами русского зарубежья. Вскоре после явления погиб ее хранитель, и в тот же день икона пропала.
С недавнего времени в небольшом храме, что в Новошахтинске Ростовской области, миро источают одновременно двенадцать икон. Кроме того, четыре иконы кровоточат. Так вот на иконе с изображением Тихона Задонского миро появилось за день до того, как в августе прошлого года над территорией Ростовской области взорвался самолет Ту-154 с пассажирами на борту. 29 августа, за несколько дней до захвата террористами школьников в Беслане, замироточила икона Иисуса Христа. А 2 сентября, когда в Осетии приближалась развязка кровавой драмы, в храме появилось эхо. Всякий раз оно зарождалось в определенном месте - в центре храма.
И вот одно из последних предостережений. Икона преподобного Алексия, человека Божия, который считался покровителем Алексия II, заплакала во время утренней службы накануне смерти Патриарха, словно предвещая невосполнимую утрату. Мироточение иконы преподобного Алексия до сих пор продолжается. По словам отца Алексия, настоятеля Свято-Троицкого храма Свердловской области, плачущая икона всегда является предвестником несчастий. Так Бог предостерегает от беды, желая укрепить нас в вере.
Валентина Михайловна Жучкова, у которой в Клину замироточили десятки икон, так объясняет причину мироточения: «Вы думаете, почему иконы плачут? Может, именно потому и плачут, что вокруг все "зачипировано", везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!»

По материалам прессы
подготовил Ю.Истомин

21

О чем плачут иконы.

Спасо-Преображенской женской пустыни не касается суета мирских праздников. Жизнь православного монастыря, скрытого в столетних лесах под Валгунде, течет по своим правилам.

Насельницы проводят время Рождественского поста в молитве и работе, елки начнут украшать только в сочельник, 6 января. Потом ветер будет играть цветными гирляндами до праздника Крещения Господня, который приходится на 19 января, пока же - тихое время. Но и во время поста в Валгунде приезжает много паломников. Как узнал Телеграф, в декабре здесь возобновилось мироточение святых икон.

Мироточение икон вызывает у людей разные эмоции. Одни с благоговением прикладываются к святым образам, другие стараются объяснить чудо по-своему. Например, говорят, что миро - это легкие смолы, которые выделяет дерево. Но этим не объяснишь мироточения металлического креста, которое происходило в Спасо-Преображенской пустыни несколько лет назад. Монахини вспоминают, что однажды темный от древности крест, который хранился в покоях архиерея, посветлел и покрылся капельками. У насельниц монастыря это вызвало трепет, но не удивление - за последние годы они видели много подобных чудес.
Школа игумений

Телеграф узнал у сестер обители, что первое мироточение в Спасо-Преображенской пустыни было замечено в 1991 году. Это был тяжелый и радостный год! В России восстанавливались женские монастыри, и один Господь знает, сколько это требовало трудов - поднять храмы, отстроить кельи, на пустом месте разбить сады и завести хозяйство. Труднее всего было с насельницами, ведь в советское время монашество было под запретом, и во всем Союзе оставалось всего несколько обителей.

Рижский монастырь был одним из сохранившихся. Несмотря на постоянные угрозы властей, он славился традициями и молитвенным духом, который хранили рижские сестры. Поэтому, когда настало время возрождения, монахинь из Латвии стали приглашать на игуменство в российские обители. Одна за другой уезжали сестры, чтобы строить храмы и молиться на новом месте. Оставшиеся и радовались и грустили - разлука всегда горька.

Однажды монахини Спасо-Преображенской пустыни, проводив очередную насельницу, собрались в храме, чтобы пропеть акафист Иверской иконе Божьей Матери. Молились глубоко и неспешно. Одна из сестер подошла к подсвечнику у иконы преподобного Иоанна Лествичника, затеплила свечу - и увидела прозрачные капли, покрывшие волосы и бороду святого. "Это было явное чудо", - говорят монахини сегодня.
"С вами Бог!"

Первое сообщение о мироточении встретило в обществе разное отношение. В пустыньку отправилась съемочная группа местного телевидения. Ехали и мололи языками пустое - мол, что за чудо может произойти среди глухих лесов? В дороге сломалась машина, и наверняка у операторов было искушение повернуть назад. Кое-как они устранили поломку и добрались до места. Установив аппаратуру и включив свет, увидели: на иконе появилась и тихо потекла вниз крупная капля. "Простите, - сказали потом ребята монахиням, - ехали-то мы к вам без веры, но теперь убедились, что с вами Бог".

Со временем мироточить начали и другие образа: Божьей Матери Толгской, святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, преподобного Сергия Радонежского - всего семнадцать икон. Когда миро стекало обильно и постоянно, его собирали мягкой кистью и добавляли в елей. Им духовник монастыря архимандрит Тихон каждое воскресенье после Божественной литургии помазывал верующих. Проходило помазание и вечером, на полиелее.
О чем предупреждает Господь?

Иногда миро источали несколько икон одновременно, иногда - по одной, временами чудесное явление прекращалось. Три недели назад в Спасо-Преображенской пустыни произошло одно из самых обильных мироточений за всю историю монастыря.

- В пятницу, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, я пришел в храм на богослужение, - рассказал Телеграфу духовник пустыни архимандрит Тихон. - Обычно, заходя в алтарь, я прикладываюсь к иконе преподобного Иоанна Лествичника. На этот раз я заметил, что соседний образ в иконостасе сильно блестит.

Чтобы удостовериться в чуде, священник не рассказал о нем сразу, но позже подошел к иконе Спасителя и внимательно рассмотрел капельки, покрывшие правый нижний угол. Их было очень много, поэтому после Божественной литургии архимандрит Тихон объявил паломникам и монахиням о мироточении. Верующие бережно приложились к самому краю образа, стараясь не стереть прозрачные слезы. 13 декабря в Спасо-Преображенскую пустынь приехал сам митрополит Рижский и всея Латвии Александр. Его Высокопреосвященство освидетельствовал факт мироточения и сказал:

- Люди всегда задавались вопросом, чем для нас является мироточение святых икон? Нет сомнения в том, что это чудо, ибо мироточивым образам более ста лет.

Видя, как стекают в виде росинок капли священного мира, мы задумываемся о том, что нам хочет сообщить Господь? Для верующих людей мироточение имеет глубокий смысл. Миро означает милость Божью. Может, Господь хочет нас предупредить о грядущих испытаниях? Или возвещает о радости, которая нас посетит? Все это знает лишь Он один. Будем просить Милосердного Господа, чтобы Он дал нам силы перенести с достоинством и смирением испытания, чем бы они для нас ни явились.
Вспомним о главном

Икона Спасителя была передана Спасо-Преображенской пустыни в 1907 году. На металлической табличке сохранилась надпись о том, что это дар "6 батареи 29 артиллерийской бригады при ее первом командире полковнике Александре Николаевиче Савиче". И на табличке, и на раме образа - повсюду видны застывшие капли. Больше всего их на правой стороне полотна.

Архимандрит Тихон рассказал, что это не первый случай мироточения иконы Спасителя. Около трех лет назад капля мира появилась на благословляющей деснице Христа и скатилась до самых Его стоп. Позже прозрачная маслянистая жидкость выделилась из каждой буквы Евангелия, которое Господь держит открытым на словах "Аз есмь свет миру". Свидетели рассказывают, что миро, источаемое образами Спасо-Преображенской пустыни, имеет слабый запах розового масла.

Сейчас в храме, освященном в честь преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского, следы мира сохраняют две иконы. Кроме образа Спасителя капельками покрыт образ преподобного Сергия. Он мироточил слабо, но постоянно. Поэтому икону пришлось даже поместить под стекло.

- Новых капель мира на образе Спасителя не появляется, - уточнил архимандрит Тихон, - но прежние не исчезают несколько недель. Мироточение совпало с началом сорокадневного Рождественского поста. Теперь он подходит к концу, и светлые слезы на иконах Спасо-Преображенской пустыни многим напомнят о Христе, приходящем в мир и открывающем дверь спасения каждому из нас.
Памятка паломнику

Спасо-Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде неподалеку от Елгавы. На своей машине сюда можно добраться из Риги за 40-50 минут. С Лиепайского шоссе в поселке Тирели нужно свернуть налево, еще через 10-12 км - снова налево (под белым дорожным знаком с названием монастыря). Путешествуют паломники и на общественном транспорте. Можно отправиться автобусом Елгава-Калнциемс и попросить водителя высадить вас в Валгунде. Отсюда предстоит пройти около 1,5 км. Сначала вдоль шоссе до знака, а затем - по дороге через лес.

http://www.d-pils.lv

22

Sadko написал(а):

Миро - это драгоценность, оно варится лично Патриархом на специальном богослужении. Человека помазывают им один раз в жизни при крещении.

как пахнет это миро  [взломанный сайт]  , меня крестили в 8 лет, я до сих пор помню [взломанный сайт]   

Sadko написал(а):

- Люди всегда задавались вопросом, чем для нас является мироточение святых икон? Нет сомнения в том, что это чудо, ибо мироточивым образам более ста лет.

мдааа, это интересно

Sadko написал(а):

Видя, как стекают в виде росинок капли священного мира, мы задумываемся о том, что нам хочет сообщить Господь? Для верующих людей мироточение имеет глубокий смысл. Миро означает милость Божью. Может, Господь хочет нас предупредить о грядущих испытаниях? Или возвещает о радости, которая нас посетит? Все это знает лишь Он один. Будем просить Милосердного Господа, чтобы Он дал нам силы перенести с достоинством и смирением испытания, чем бы они для нас ни явились.

страшновато становится

23

Strecoza написал(а):

как пахнет это миро    , меня крестили в 8 лет, я до сих пор помню

Я тоже крещеный в православной церкви.Да в саму церковь хожу, когда есть свободное время.

http://s41.radikal.ru/i093/0903/d2/50df9c68ff75.jpg
История икон   

Под иконописью обычно понимают христианскую церковнохрамовую живопись, имеющую культовое предназначение
изображающую сакральную реальность, сцены Священного Писания и события Священного Предания. Иконы входят необходимой составной частью в культовое убранство католических и православных храмов, являются принадлежностью домашнего быта верующих.

История иконы. Истоки

возникновения иконы возводят к мистическому акту появления нерукотворного изображения Иисуса Христа на платке, приложенном к Его лику женщиной по имени Вероника. Предание гласит, что когда Иисус нес свой крест, она протянула ему платок, чтобы он смог утереть пот и кровь. На возвращенном ей плате, Вероника увидела отпечатавшийся лик Спасителя.

Существует еще одно сходное предание, связанное с эдесским царем Авгарем, у которого, будто бы, хранилось полотенце с другим нерукотворным изображением лика Христа, оставшимся после того, как Сын Божий приложил его к Своему лицу.

Нередко происхождение иконописи связывают с именем евангелиста Луки, миссионера, врача, писателя и художника. Однако, многие христианские богословы склонны считать не более, чем апокрифом известное предание о том, что Лука создавал живописные изображения Богородицы. Его достоверность подвергается сомнению из-за целого ряда обстоятельств. Во-первых, иудейское окружение не допустило бы такого явного нарушения ветхозаветного запрета со стороны Луки. Во-вторых, как справедливо отмечал архиепископ Михаил (Мудьюгин), "несостоятельность этого апокрифического предания подтверждается количеством приписываемых кисти евангелиста икон Богоматери: их около двух сотен, что значительно превышает физические возможности одного человека, занятого в основном врачебной (Кол 4:4), миссионерской (он - спутник апостола Павла, см. Деян 16:13; 20: 5-6; 27: 1-2) и литературной деятельностью (апостол Лука, как известно, автор не только Евангелия, носящего его имя, но и новозаветной книги "Деяния Апостолов"). К тому же иконы, приписываемые святому Луке, весьма разнообразны по манере исполнения, одни из них носят явно черты византийского, другие (особенно многочисленные) - древнерусского стиля, некоторые - позволяют без труда установить наличие западного влияния" (Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века. М., 1995. С. 91).

Иконоборчество. Процесс исторического развития христианской иконописи не был простым и гладким. Одним из характерных феноменов, сопровождающих ее распространение, стало иконоборчество. Это характерное умонастроение, периодически рождавшееся в христианском сознании, заставляло богословов и простых прихожан выступать против церковно-храмовой живописи. Мотивы, движущие иконоборцами, имеют как психолгическую, так и философско-религиозную природу.

У негативного отношения отдельных категорий людей к визуально воспринимаемой реальности давняя история. Одним из первых в ряду иконоборцев следует назвать греческого философа Демокрита. Как свидетельствуют историки, Демокрит, будучи уже известным на всю Элладу мудрецом, совершил неожиданный для все поступок - лишил себя зрения, выколов себе глаза. При этом им двигало желание не отвлекаться на созерцание внешней мишуры окружающего мира, а сосредоточить все усилия умственного взора на постижение истины.

Достоверно неизвестно, быль это или легенда, но рациональный смысл всей истории заключается в том, что, во-первых, поток зрительных впечатлений действительно может мешать человеку сосредоточиться на умозрительном созерцании ценных для него внутренних образом и препятствовать поиску важных смыслов, а во-вторых, действительно существует категория людей, в ценностной иерархии которых их собственная внутренняя жизнь важнее жизни внешней.

Для них личные отношения с живым Богом, и бережное выстраивание этих отношений в пространстве собственного духа - самое важное из всего, что есть у них в жизни. Они дорожат состоянием молитвенной сосредоточенности, позволяющей вести эту духовную работу. И в такие минуты и часы они не нуждаются во внешних, зрительных впечатлениях. Образ живого Бога в собственной душе для них драгоценнее тех изображений, которые сделаны другими, пусть даже весьма одаренными людьми.

Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет теологического обоснования практики иконописания и иконопочитания. Напротив, в тексте Библии присутствует запрет на изображения Бога, сформулированый в заповедях Моисея. Для того, чтобы устоять против соблазнов языческих культур, практиковавших создание изображений своих богов, Израиль должен был в этом вопросе проявлять категоричность и твердость. Отсюда запрет на изображения не только Бога, но и его творений - людей, животных и растений. Тотальный характер запрета закрывал врата для развития живописи и скульптуры, препятствовал развертыванию соответствующих творческих дарований, а значит и распространению категории таких людей, у которых не только мог возникнуть соблазн нарушить запрет, но и имелись бы необходимые творческие навыки, чтобы реализовать его. Этот запрет существовал как в древнем Израиле, так и в Иудее времен Христа.
Важность этого запрета не ослабевала в виду постоянного соседства свидетельств римского господства в виде скульптурных изваяний языческих богов (идолов). Человеческое сознание, воспитанное на библейских текстах, видело в иконопочитании прямое сходство с идолопоклонством.

На иконоборческих настроениях в Византии не могла не сказаться географическая близость духовно и политически крепнущего арабского Востока, не признающего изобразительного элемента в религиозном искусстве. В такие периоды византийское христианство оказывалось довольно близко к тому, чтобы пойти по следам иудаизма и мусульманства и ограничить живописное творчество одной орнаменталистикой.

Характерно, что впоследствии даже в древнерусском православии, не существовало всеобщего иконопочитания. Так, многих отшельников-пустынников, не имевших в своих кельях икон и молившихся без них, мало смущало это обстоятельство. Св. Серафим Саровский тоже не относил к обязательному атрибуту молитвенного труда и считал, что во время молитвы лучше закрывать глаза и тем самым исключать все внешние впечатления, могущие нарушить молитвенный настрой души.

В истории иконоборческих умонастроений особое место принадлежит протестантизму. Для М. Лютера и его единомышленников была неприемлема практика распространившегося среди католического простонародья суеверного обожествления церковных реликвий, статуй, картин, икон. Они были убеждены в том, что все это несовместимо с истинно духовным богопочитанием. "Бог есть Дух, и поклоняюшиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24). Реформаторы увидели в иконопочитании присутствие трудноискоренимых атавизмов языческих суеверий и обрушились на него.

Когда в православном мире, начиная с XVII - XVIII вв., перестали появляться значительные по своим религиозно-эстетическим качествам произведения иконописи, когда в иконы стал проникать дух секулярности, а с ним исчезла обратная перспектива, появились светотень, пространственная трехмерность, объемность изображенний, то все это свидетельствовало об угасании православной духовности.

Упадок иконописи можно рассматривать как одно из дополнительных свидетельств того, что протестантизм оказался дальновиднее, освободившись от икон как зримых свидетельств слабости человеческого духа. В этой слабости приходится убеждаться каждый раз при созерцании православных икон, созданных в XIX - XX вв. и пронизанных духом не истинного, а показного благочестия. Подобные иконы зачастую служат укреплению позиций сторонников иконоборчества, у которых появляются серьезные основания для того, чтобы видеть в современных иконописных образах ложные формы духовности, симулякры, отчужденные от высших сакральных сущностей и смыслов.

alivefaith.ru

24

http://s47.radikal.ru/i115/0903/3b/ad9c43520e4f.jpg
Иконопись в Византии

Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты.

Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.

Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра" означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой - цвет неба, чистоты. Красный - божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это - цвет царственности. Зеленый - цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый - обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный - это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще - гиматии, а Богоматерь - в темно-синем хитоне и вишневом покрывале - мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы "разворачивается" на зрителя. Изображение "движется" к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.

Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник - центральное изображение и ковчег - узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства,

Иконография Христа

В иконографии Христос называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является "Спас Нерукотворный" - икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную форму, на белом или золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение "Спас в силах", представляющее Сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет "Спас на престоле" представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая икона висела когда-то на Спасской башне Московского Кремля. Существуют еще сюжеты "Спас огрудный", "Спас оплечный", "Спас оглавный", "Спас поясной", "Спас Еммануил" (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах своего бытия.

Иконография Богоматери

Изображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько основных типов композиции:

Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.

Богоматерь "Великая Панагия" - "Всесвятая" - изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.

Богоматерь "Умиление" ("Елеуса"), милующая Богоматерь - поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.

Богоматерь "Одигитрия" - поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.

"Покров Божьей Матери" - изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает надо всеми.

Существуют еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, наиболее известные из которых - "Всех скорбящих радости", "Нечаянные радости", "Неупиваемая чаша" и др.

Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков, апостолов, "праздничные" сюжеты (главных христианских праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесно связана с философско-религиозной атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития закреплялись основные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого метода в странах православного круга.

http://history.rin.ru/text/tree/2138.html

25

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=t6rWQW3O9yw[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=tQrTJNaqm90[/youtube]

26

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=wa2F00MkV8c[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=jQrzC3i8xaQ[/youtube]

27

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=d-04TkEyPEw[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=ZhC8KPpy2aU[/youtube]

28

http://i060.radikal.ru/0903/35/115d4abcfcc8.jpg
Троицкое чудо

Троицкая чудотворная икона святителя Николая чудотворца до революции находилась в Никольском мужском монастыре в окрестностях г. Троицка. В годы большевистского лихолетья, после разгрома монастыря, она исчезает.

В 70-е годы XX века чудотворная икона святителя Николая была найдена под спудом на чердаке закрытого храма в честь СВ. благоверного князя Александра Невского, который в то время переоборудовался под музей. В 40-е годы в этом храме молилась блаженная Евдокия Чудиновская, которая говорила: "Чудиново будет как Меркушино, а Троицк будет как Бари ".

Долгое время чудотворная икона находилась в частной коллекции художников Крыловых – известных собирателей и хранителей старинных икон. Причём хозяйка дома иногда наблюдала в тонком сне, как святитель Николай чудотворец выходил из своего образа на стене.

Накануне 2000-летия Рождества Христова Чудотворная икона была пожертвована благочестивой семьей художников Крыловых, вместе с другими ценностями, недавно открывшемуся и восстановленному из руин древнему Свято-Троицкому собору. Чудотворная икона святителя Николая чудотворца была поставлена в соборе на почетное место. Началось ее почитание клиром и прихожанами, которые замечали, что темный лик иконы начал постепенно светлеть. Настоятелем собора - священником Андреем Алешиным - было установлено сугубое почитание иконы, каждый четверг перед ней стал служиться молебен с акафистом святителю Николаю чудотворцу. Чтимая икона стала участницей каждого крестного хода.

29 августа 2001 года, в День чествования Православным миром Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, был обретен Нерукотворный Образ святителя Николая чудотворца на стекле, которое закрывало киот с Чудотворной иконой. Стекло было вынуто из киота художником собора Геннадием Иванчиным для реставрации, и благочестивая прихожанка храма Ольга Калина (одинокая мать четырех детей) первая увидела этот Нерукотворный Образ. Он представляет собой дистанционную диффузию сложных органических веществ серебристого цвета насовершенно прозрачное стекло киота. Нерукотворный Образ святителя Николая чудотворца составлен мельчайшими каплями мирра (благодатного масла), которые блестят.

Более того, когда Нерукотворный Образ сфотографировали на темном фоне, а затем это изображение перевели в негатив, то изумленные люди обнаружили перед собой строгий и сострадающий нам лик святителя Николая. Уста Святого приоткрыты, как будто он призывает нас к покаянию из Царства Небесного.

В настоящий момент Нерукотворный Образ находится в специальном киоте, рядом с чудотворной иконой святителя Николая чудотворца, и открыт для поклонения.

Свято-Троицкий собор, в котором находится Нерукотворный Образ святителя Николая чудотворца, расположен в городе Троицке Челябинской области.

http://www.blagoslovenie.ru/client/chudesa/3.htm

29

Sadko написал(а):

был обретен Нерукотворный Образ святителя Николая чудотворца на стекле, которое закрывало киот с Чудотворной иконой. Стекло было вынуто из киота художником собора Геннадием Иванчиным для реставрации, и благочестивая прихожанка храма Ольга Калина (одинокая мать четырех детей) первая увидела этот Нерукотворный Образ. Он представляет собой дистанционную диффузию сложных органических веществ серебристого цвета насовершенно прозрачное стекло киота. Нерукотворный Образ святителя Николая чудотворца составлен мельчайшими каплями мирра (благодатного масла), которые блестят.

вот это тоже  очень интересно :glasses:  тоже чудо

30

http://s43.radikal.ru/i099/0903/29/053250c2bbc5.jpg
ТАЙНА СТАРИННОЙ ИКОНЫ.

В Калужском областном художественном музеи хранится икона Живоначальной Троицы 17 века. История ее связана с трагическими событиями 20-х годов прошлого века. В 1922 году Декретом Совнаркома производилась реквизиция ценностей церквей и монастырей в пользу голодающих Поволжья. Не обошла она и Лютиков Троицкий монастырь под Перемышлем. Когда рабочие начали снимать сереброзолоченную ризу с иконы весом 25 фунтов, то увидели в правом нижнем углу, напротив Святого Авраама, изображение коленопреклоненного старца с живыми выразительными глазами, тонкими благородными чертами лица, с негустыми волосами и седою бородой. Кто же этот старец, изображенный на старинной иконе?

Свернутый текст

Человек, изображенный на иконе был явно мирской; он не принадлежал к лику святых, об этом убедительно свидетельствовало отсутствие сияния над головой изображенного. После изучения иконы ученые сошлись на том, что изображенный человек был одним из основателей монастыря. Но кто он?

По летописям монастырь был основан в начале 16 века князьями Воротынскими. В 1611 и 1617 гг. он подвергся разорению поляками и литовцами. Позднее монастырь был восстановлен на средства боярина Богдана (Иова) Матвеевича Хитрово (1615-1680), который был его главным радетелем и вкладчиком. На его средства в 1654-1663 гг. был восстановлен Троицкий собор, сооружена церковь Благовещения, отстроена соборная колокольня. Богдан Матвеевич пожертвовал монастырю множество церковных вещей и предметов - иконостас с изображением семи древних сивилл с их названиями, колокол, взятый в плен у поляков в 1655 году, синодик 17 века и др. Может быть на иконе изображен сам Богдан Матвеевич - трудами которого был воссоздан Лютиков монастырь, о чем в монастыре всегда сохранялась память, по его вкладной книге, синодику и надписям на пожертвованных им многочисленных предметах утвари?

Как подтвердила найденная недавно закладочная книга монастыря, Хитрово был не только храмосоздателем, но и прямым строителем монастыря: "Дал вкладу на церковное строение по отце своем Матвее Елизарьевиче и прочих своих родителях тысячу рублев денег. А построить на те деньги велел церковь Живоначальной Троицы и Благовещения, Пресвятыя Богородицы". Но что мы знаем о роде Хитрово и самом Богдане Матвеевиче?

Фамилия Хитрово происходила из старинного боярского рода, из которого вышли известные помещики-землевладельцы, священнослужители, военноначальники и государственные деятели. Служили они в Рязанском княжестве, а с присоединением его к Москве перешли на службу к московским государям от которых получили поместья в Алексине, Вязьме, Москве, Калуге и других городах.

В государственном историческом архиве хранится приговорная грамота 1566 года об объявлении кого войны польскому королю, подписанная боярином Никитой Прокофьевичем Хитрово. Его подпись свидетельствует о том, что в середине 16 века Хитрово входили в верхушку тогдашнего общества. Из других представителей рода выделяется Дементий Елизарович Хитрово, который был убит в 1604 году за то, что отказался присягнуть Лжедмитрию.

Следы государственной деятельности боярина Богдана Матвеевича Хитрово ведут в наш край, где его отец, крупный перемышльский помещик и землевладелец Матвей Елизарович Хитрово владел десятком сел и деревень. Родился Богдан Матвеевич в 1615 году в деревне Григорово в имении отца. Он становится видным государственным деятелем при дворе Алексея Михайловича Тишайшего, пройдя школу окольничего Большого Земского Приказа, стал ближним боярином, входил в ближайшее окружение царя. В 1648 году был отправлен царем Алексеем Михайловичем для строительства новых городов от реки Барши до Волги, где им был основан город Симбирск. Хитрово заведовал Земским, Челобитным, Дворцовым, Судным приказами, выполняя дипломатические поручения государя Алексея Михайловича.

В 1657 году стал распорядителем Оружейной палаты Московского Кремля. В годы его деятельности в должности оружничего Палата достигла своего наивысшего расцвета; им была создана школа царских иконописцев во главе с Симоном Ушаковым и целою плеядой блестящих мастеров: Федором Зубовым, Безминым, Салтановым, Улановым и др. Архимандрит Леонид (Кавелин) в описании истории калужских монастырей сообщает, что иконостас Лютикова Троицкого монастыря, что под Перемышлем, "сработан в Москве лучшими иконописцами того времени, так как храмосоздатель Хитрово по званию оружейничего заведовал Оружейным приказом, в ведении которого состояли царские иконописцы и знаменщики".

"Сеять в миру хлеб духовный", - призывал Хитрово своих сторонников и последователей. Его девиз нашел широкий отклик в трудах его славных родичей-калужан. Жаль, что калужане позабыли имя боярыни Анны Петровны Хитрово, занимавшей видное положение при дворе царя Алексея Михайловича, воспитательницы царевича Фёдора Алексеевича и имеющая большое влияние на своего венценосного воспитанника. В 1687 году она воздвигла каменный Троицкий собор в Калуге. Отметим и тайного советника Якова Лукича Хитрово, построившего в 1771 году каменную Успенскую церковь в селе Висляеве Калужского уезда.

Дорога к храму, христианской духовной культуре, о которой размышлял боярин Богдан Матвеевич Хитрово, складывалась у многих его родичей по-разному. Некоторые пали на полях сражений, как полковник Александр Никифорович Хитрово, владелец села Сенево, что под Алексином. Его жена вынуждена была продать имение калужскому дворянину Бибикову и переехать в Калугу.

Разветвленное родовое древо Хитрово можно отыскать в старых межевых и становых картах Калуги и ее окрестностей. Так, на правом берегу Оки, близ села Любутска, на карте XVIII века есть деревенька с названием Хитрова. В XVII веке село Игнатьевское-Знаменское Тарусского уезда принадлежало земскому дворянину А. С. Хитрово, затем в конце века перешло к Нарышкиным, а позднее - к Воронцовым-Дашковым и графу Бутурлину. Но сохранились еще частично и остатки старой усадьбы с храмом, который возвел боярин А. С. Хитрово. Было имение Хитрово и в Боровском уезде, под Алексином.

Калужанам хорошо известно село Городня - "дачная резиденция" князей Голицыных. Сохранился и дом князей Голицыных, в котором работает сельская школа, и регулярный парк с вековыми деревьями. Но имеются документы о том, что в XVII веке село Городня, с деревянной церковью и примыкающей к ней усадьбой, принадлежало Епифанию Клементьеву, сыну Хитрово. На его внучке - Анне Фадеевне Хитрово женится в июле 1765 года молодой князь Андрей Михайлович Голицын.

Имения и земли помещиков Хитрово также находились в Лихвинском и Перемышльском уездах. В начале 19 века их владельцем становится прямой наследник Богдана Матвеевича, Николай Захарович Хитрово, герой штурма г. Братилова, ставший в свои 33 года генерал-майором. Он был женат на дочери фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова Елизавете Михайловне, которая владела усадьбой Истомино (Тарусскогo района Калужской области), о которой мы знаем по ее преданной дружбе с А. С. Пушкиным. Во время Отечественной войны 1812 года Николай Захарович находился в Калуге, занимаясь формированием Калужского ополчения. Уволенный из армии из-за тяжелого ранения и отставленном от высшего света по каким-то подозрениям, Николай Захарович находит приложение своих природных способностей в земстве.

На калужской земле раскрывается подлинное лицо этого "осколка" школы Сперанского, с которым был тесно связан Н. З. Хитрово. Как сообщает историк А. Богоявленский в своей "Тарусской летописи", избранный уездным предводителем дворянства Николай Захарович Хитрово в 1818 году организует сбор пожертвований для учреждения в Тарусе народного уездного училища, открытого 6 августа 1819 года. Но Николай Захарович осуществляет еще одну неслыханную акцию: собирает средства в пользу училища, обеспечивает для бедных бесплатное обучение и сдает в Приказ общественного призрения средства, обеспечивающие работу училища на целых десять лет!

Многое он сделал для улучшения быта своих крестьян в селе Григоровском, благоустроил село Ильино под Лихвином и Лютиков Троицкий монастырь под Перемышлем, у степ которого лежали его предки. Его стараниями при Лютиковом Троицком монастыре открылась церковно-приходская школа для обучения сельских детей и ремесленная мастерская. Вкладывает свои средства Н. З. Хитрово и в реставрацию иконостаса, устроенного для монастыря его славным предком Богданом Матвеевичем в 17 веке.

За свою просветительскую деятельность Николай Захарович Хитрово избирается почетным членом Московского университета. Но мало кто знает, что он был одним из первых исследователей истории нашего края. Его перу принадлежит труд "Описание Лютикова Троицкогo монастыря" (1826 г.). Умер Николай Захарович в расцвете сил в возрасте 48 лет, оставив большой след в истории и культуре нашего края. Этот след всплывал еще и в первой четверти 20 века, когда в селе Григоровском нашли семейные портреты рода Хитрово и комнатный синодик Хитрово в селе Ильино Лихвинского уезда, где жил последние годы Николай Захарович. Вполне возможно, что именно он, почти 10 лет (с 1812 по 1822 гг.) живший возле монастыря, бывавший и похороненный в нем, приказал приписать изображение Богдана Матвеевича как строителя и ктитора монастыря на старинной иконе. А изображение копировалось с какого-либо родового портрета Богдана Матвеевича, хранившегося у наследников его богатых имений.

Еще об одном дворянском деятеле середины 19 в - надворном советнике, калужском вице-губернаторе Александре Николаевиче Хитрово рассказывает в своих письмах к отцу из Калуги И. С. Аксаков. В устраиваемых им балах, как пишет Иван Аксаков, участвовали чуть ли не все представители городского общества, а не только верхний избранный слой элиты, каким окружили себя аристократы Н. М. Смирнов и его жена, редкая по красоте и острому уму, почитаемая А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем, бывшая придворная фрейлина Александра Осиповна Россет-Смирнова. По каким-то, причинам, калужане - и купцы, и мещане - симпатизировали именно Хитрово, а не губернатору Н. М. Смирнову. Все дело здесь в том, что вице-губернатор был свой, из рода калужских дворян, с ним было проще решать любые вопросы и купцам, и чиновникам, со многими дворянами он состоял здесь в родстве и вел себя дружески.

Многое могут рассказать искателю древностей старинные родословные, хроники, фотографии, семейные портреты. Порой, за незначительными строками скрывается ценнейшая информация, открывающая новые вехи богатейшей истории. И в этом калужанам есть чем гордиться. Много знаменитостей дала России калужская земля.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Православные иконы