Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Православные иконы


Православные иконы

Сообщений 31 страница 60 из 84

31

http://s44.radikal.ru/i104/0903/a0/6810c3c43347.jpg
Александр Невский. Фреска середины 17 века из Архангельского собора Московского Кремля. Артель Симона Ушакова. Александр Невский изображён в княжеской одежде
http://s45.radikal.ru/i110/0903/b2/e030642ff5d5.jpg
Александр Невский со сценами жития. Икона невьянского письма начала 19 века. Александр Невский изображён в одежде схимника. На заднем плане - Невская битва
http://s44.radikal.ru/i105/0903/e1/eb8db904a0d6.jpg
Александр Невский в житии. Икона начала 17 века из Собора Василия Блаженного на Красной площади. Александр Невский изображён в одежде схимника
http://s50.radikal.ru/i129/0903/3c/a842352774cf.jpg
Пять севастийских мучеников. Святые Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. Румынская икона. Хумор. 15 век

32

http://i081.radikal.ru/0903/d9/e53417631636.jpg
Преподобный Александр Невский со сценами жития. Русская икона 19 века.
http://s43.radikal.ru/i102/0903/66/85d3d6107fe7.jpg
Александр Невский. Русская икона в традиционном стиле. 19 век. Александр Невский изображён в доспехах
http://s41.radikal.ru/i092/0903/6d/049a810f5ef0.jpg
Александр Невский. Современная русская икона. Александр Невский изображён в доспехах и горностаевой мантии

33

http://s58.radikal.ru/i159/0903/81/53b748d23131.jpg
Александр Невский. Русская икона в традиционном стиле. Александр Невский изображён в княжеской одежде
http://i035.radikal.ru/0903/52/bab26f237373.jpg
Александр Невский. Русская икона в европейском стиле. Александр Невский изображён в короне, доспехах и горностаевой мантии
http://s45.radikal.ru/i110/0903/96/f81c868c9cb4.jpg
Александр Невский. Русская икона в академическом стиле. 19 век. Александр Невский изображён в доспехах и горностаевой мантии

34

http://s59.radikal.ru/i164/0903/62/62c4aaef9d4e.jpg
Архангел Михаил. Белорусская икона. 18 век

http://s55.radikal.ru/i147/0903/e9/5ae5842f3ad2.jpg
Архангел Михаил. Белорусская икона. 18 век

http://s51.radikal.ru/i131/0903/af/e88cab0ccf15.jpg
Архангел Михаил. Белорусская икона. 18 век

35

http://s58.radikal.ru/i159/0903/b9/b6f03d14142a.jpg
Собор Архангела Михаила. Черниговщина. 1760-е годы.

http://s59.radikal.ru/i164/0903/60/0cdf8192efbb.jpg
Спас Нерукотворный. Икона XVIII века из Киева

36

http://s60.radikal.ru/i170/0903/7c/4992677462f6.jpg
Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

37

http://s57.radikal.ru/i158/0903/5b/bd54b56ef983t.jpg
Иконостас - северный придел. Храм мученика Уара, п. Вешки

http://s52.radikal.ru/i135/0903/61/6d624b8fb786t.jpg
Икона Спасителя

38

http://s56.radikal.ru/i152/0903/9e/6e4c1d15b24at.jpg
Икона Игоря князя Черниговского

http://s57.radikal.ru/i156/0903/df/7dba9cc55b02t.jpg
Икона великомученицы Екатерины

39

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=aqk6N51vlX8[/youtube]

Отредактировано Sadko (Сб, 4 Апр 2009 18:21:24)

40

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=zbi3ARnkRRw[/youtube]

41

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=i9W6ml8hDsI[/youtube]

42

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3UVTKUG_bf0[/youtube]

43

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=BkRER-HBLew[/youtube]

44

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=NotSbFqUNmE[/youtube]

45

О СМЫСЛЕ ИКОНЫ

Свернутый текст

Икона ничего не изображает, она являет. Она есть явление Царства Христова, явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в своем лице явил Христос. Поэтому изначальными иконами Церкви были иконы Спасителя, сошедшего с небес и вочеловечившегося для нашего искупления, и Его Матери. Позже стали писать апостолов, мучеников, которые тоже явили в себе образ Христа. Качество иконы определяется тем, насколько она близка к Первообразу, насколько она соответствует той духовной реальности, о которой свидетельствует.

О смысле являемого иконой хорошо сказано у Леонида Успенского: "Икона есть образ человека, в котором реально пребывают попаляющая страсти и все освящающая благодать Духа Святого. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная тленная плоть человека. Преображенный благодатью образ святого, запечатленный на иконе, - есть самое подобие Бога, образ богооткровения, откровение и познание скрытого".

Наш замечательный богослов Владимир Николаевич Лосский, хоть и не был иконописцем (однако был знаком с иконописцем священником Григорием Кругом и Леонидом Успенским), очень верно назвал икону "началом созерцания лицом к лицу". В будущем веке верные узрят Бога лицом к лицу, икона - уже начало этого созерцания. Князь Евгений Трубецкой говорит, что не мы смотрим на икону, - икона смотрит на нас. К иконе надо относиться как к высочайшей особе: было бы дерзостью заговорить с нею первым, нужно стоять и терпеливо ждать, когда она соизволит заговорить с нами.

Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия. К иконописцам предъявлялись очень высокие нравственные требования, такие же, как к клирикам. Икона есть свидетельство Церкви о Боговоплощении, о том, что Бог вошел в мир, воплотился, соединился с человеком настолько, что теперь каждый может вырасти в меру Бога и обращаться к Нему как к Отцу.

Иконописец, следовательно, свидетель. И его иконы будут убедительны для тех, кто им предстоит, в той мере, в какой сам он приобщился к миру, о котором должен поведать. Так, человек, который к Церкви не принадлежит, может ли свидетельствовать о Боге? Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда эта проповедь посредством образа и цвета - святые отцы ставили икону наравне с проповедью - будет приносить плоды в других сердцах.

Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, поэтому икону и называют учителем. Упомянутый выше князь Трубецкой дал прекрасное определение русской иконе: "Умозрение в красках". Икона - это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте. Поэтому икона вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении, она есть составная часть богослужения - как и церковное пение, архитектура, обряд.

Но сейчас, можно сказать, икона не занимает в богослужении подобающего ей места, и отношение к ней не такое, каким должно быть. Икона стала просто иллюстрацией к празднуемому событию, поэтому и не важно, какова ее форма, и потому у нас всякое изображение, даже фотографическое, почитается как икона. На икону давно перестали смотреть как на богословие в красках, даже не подозревают, что она может искажать вероучение так же, как и слово; вместо того, чтобы свидетельствовать об Истине, может лжесвидетельствовать.

Своими корнями икона уходит в евхаристический опыт Церкви, неразрывно связана с ним, как и вообще с уровнем церковной жизни. Когда этот уровень был высок, то и церковное искусство было на высоте; когда же церковная жизнь ослабевала или наступали времена ее упадка, - тогда приходило в упадок, конечно, и церковное искусство. Икона часто превращалась в картину на религиозный сюжет, и почитание ее переставало быть в подлинном смысле православным. В подтверждение этому можно вспомнить, что в наших храмах много икон неканонических, запрещенных Соборами, в частности, икона так называемой "Новозаветной Троицы" и "Отечество". Ветхозаветный запрет изображать Бога не снят и в Новозаветное время. Мы получили возможность изображать Бога только после того, как Слово стало плотью, стало видимым и осязаемым. По божеству Христос неизобразим и неописуем, но так как в Иисусе Христе Божеское и человеческое естества соединились неслиянно и нераздельно в одну Личность, мы изображаем Богочеловека Христа, нашего ради спасения пришедшего в мир и пребывающего в нем до скончания века. Церковь учит о предвечном рождении Сына от Отца, а на иконе "Новозаветная Троица" мы видим Сына, воплотившегося во времени, сидящего рядом с Отцом, который "Неизреченен, Недоведом, Невидим, Непостижим" (слова из молитвы Анафоры в литургии св. Иоанна Златоуста). И Дух Святой явился в виде голубя только на Иордане, в Пятидесятницу Он явился в виде огненных языков, на Фаворе - в виде облака. Стало быть, голубь не есть личный образ Святого Духа, и так Его можно изображать только на иконе Крещения Господня. Стоглавый и Большой Московский Соборы запретили подобные изображения, но, несмотря на это, их можно встретить почти в каждом храме, в любой иконной лавке. Даже в Даниловом монастыре для иконостаса храма Отцов Семи Вселенских Соборов был написан образ "Отечество". А ведь там почти все клирики с высшим богословским образованием! Стоит лишь удивляться, как личное и человеческое преобладает над мнением Церкви, которая одна есть хранительница и выразительница Истины.

Иконописание - творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы. Иконографический канон, как и богослужение, складывался в течение столетий и сформировался примерно к XII веку, и в таком виде дошел до нас.

Церковь всегда уделяла много внимания своему искусству, следила за тем, чтобы оно выражало Ее учение. Все уклонения устранялись соборно. Так, на Стоглавом Соборе вопрос иконописания занимал очень важное место. В частности, речь шла об иконе Святой Троицы.

Существуют четыре иконы Святой Троицы. Они указаны в чине благословения этих икон в нашем требнике. Это - явление Бога Аврааму в образе трех ангелов; сошествие Святого Духа на апостолов; Богоявление и Преображение. Все остальные изображения Святой Троицы должны быть отвергнуты, как искажающие учение Церкви. В упомянутой книге Успенского "Богословие иконы Православной Церкви" есть глава "На путях к единству", в которой рассматривается икона Пятидесятницы как икона Церкви. Почему на этой иконе не может быть изображена Пресвятая Богородица? И почему икона Пятидесятницы перестает быть иконой Церкви, если там изображена Божия Матерь, почему она превращается просто в икону Богородицы в окружении апостолов?

На этой иконе мы видим сидящих в Сионской горнице апостолов, представляющих первую церковную общину, начало христианской Церкви. Здесь уместно заметить, что икона не есть изображение конкретного исторического события. На иконе Пятидесятницы почти всегда изображается апостол Павел, которого там не было, апостол Лука, который не принадлежал к числу двенадцати. Главой Церкви является Христос. Потому центр иконы остается пустым: на этом месте Христа как главы Церкви никто другой представлен быть не может.

Сегодня нет устоявшегося и выраженного мнения Церкви о церковном искусстве, а уж тем более, контроля церковной власти над ним. И в ограду Церкви принимается практически все. Я давно задавался вопросом, на который и сейчас не имею ответа: почему очень благочестивые представители духовенства, многие монахи не принимают икону как должно?

Можно вполне понять людей, которые добросовестно признаются, что икона канонического письма им непонятна, но никак нельзя согласиться с теми, кто отвергает икону по причине ее непонятности. Многие священнослужители убеждены, что каноническая икона трудна для восприятия простого народа, и лучше ее заменить живописной. Но я уверен, что для большинства не менее непонятны стихиры, ирмосы и сам богослужебный язык, уж не говоря о структуре богослужения, однако, едва ли кому-то придет мысль упростить богослужение применительно к духовной малообразованности. Задача Церкви - возводить людей к высоте боговедения, а не самой снисходить до человеческого невежества. Поэтому отвергающий подлинно православную икону тем самым ставит под сомнение правильность своего восприятия богослужения и, в частности, Евхаристии, из которой икона рождается.

ОБ ИКОНОПИСАНИИ
Икона должна быть написана натуральными красками и только на прочном материале, - обычно на доске, но не на бумаге, стекле или каком-нибудь хрупком веществе.

Л. А. Успенский в одной из своих статей о красках в иконе, опубликованной некогда в одном из номеров Журнала Московской Патриархии, очень просто и убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее не может быть.

Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь - обстоятельства заставляют... Это принимает иногда чрезвычайно уродливые формы, и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Та продукция, которую выпускают мастерские Патриархии, далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Церковью к своему искусству. Это очень тревожный симптом.

По сути, икона - это постижение Духа, а у нас в храмах люди молятся перед чем угодно, храмы заполнены иконами самыми неожиданными и чуждыми. Многие иконы и даже целые иконостасы написаны так, что мешают молитве. Но всякий человек должен молиться благодаря иконе, благодаря пению, а не вопреки им.

Часто церковные люди считают, что древняя икона, древнее пение - это для специалистов, даже, может быть, светских, а в Церкви они ни к чему. Более того, и среди монахов, которые должны быть профессиональными хранителями наследия, можно услышать такое мнение.

Когда я просил, чтобы открыли роспись алтарной преграды в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря, созданную еще при преподобном Корнилии в XVI веке, которая сохранилась довольно хорошо, - ни за что не соглашались, говорили: "Старушки не поймут". То же самое и с древними знаменными распевами. Сейчас музыканты стали ценить их и исполнять, а раньше они считались варварской музыкой. Те, кто был воспитан на итальянских образцах, не понимали и не принимали их. Сегодня церковные люди тоже часто не понимают этих распевов. Тут, наверное, типично русская черта, о которой еще протопоп Аввакум писал: "Как у нас что положено, так во веки и лежи!" К чему привыкли, того никак не сдвинуть.

Многим, очевидно, известна икона "Спас "Ярое око"" (она находится в Успенском соборе, в Кремле, в иконостасе над правым клиросом). Так вот, некоторые верующие считают ее страшной: посмотришь, мол, и молиться не захочется. Подобное восприятие показывает, насколько мы удалились от подлинного понимания православной иконы. Причина еще в том, что все лучшие образцы церковного искусства находятся в музеях, по причине всем известных исторических обстоятельств, и верующие их почти не видят. Очень важно вернуть иконы Церкви. Но для этого, конечно, нужно сначала иметь гарантии, что они будут там храниться в должных условиях. Я думаю, что очень древние иконы уже не могут находиться в храме: должны быть особые помещения для их хранения, и только в праздники они могут выноситься для богослужения, для молитвы.

Несколько слов об освящении икон. Очень часто, видя вновь написанную икону и желая к ней приложиться, спрашивают: а она освящена? По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались. Впервые он встречается только в большом требнике Петра Могилы. Ни в одном требнике Московской дониконовской печати такого чина нет. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, но не как некий сакраментальный акт. (Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его.) На иконе ставили надпись, после чего она считалась освященной. В ней почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтоб молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна. Например, если не будет подписана икона преподобного Кирилла Белозерского, его можно будет принять и за преподобного Сергия или еще за кого-нибудь из древних преподобных.

Иконописание - церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают светские художники. Рождаясь из Литургии, икона является ее продолжением, и живет она только в богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура. Стараясь как можно глубже проникнуть в тайны иконописи, нужно рассматривать лучшие образцы, и только тогда, после приобщения к достигнутому до тебя, и самому можно что-то привнести. Всякий иконописец во все времена непременно вносил личный духовный опыт в свое творчество. Но существуют церковные иконографические каноны, переступать которые никакой иконописец не имел ни власти, ни потребности. Иконописный канон только дисциплинирует творца. Иконописец не допускает никаких самочиний, своеволий, так как в области веры есть истины, не подлежащие изменению. Поэтому следует постоянно, отсекая свои представления, стремиться к опыту Церкви.

До XVI века иконы списывались, но не копировались: если взять списки, например, с икон Владимирской Богоматери или святого Николая, самого почитаемого на Руси святого, - двух одинаковых икон вы не найдете. Эта традиция на Руси была прервана. Стали писать иконы ремесленно, по переводам, снимать кальки, использовать другие примитивные методы. Например, старообрядческие иконы в точности, вроде бы, повторяют старинные, но отличаются от них, как мумия от живого человека, в них нет главного - жизни. Отсеченная ветвь засыхает.

Если ко мне приходит кто-то из светских художников и изъявляет желание писать иконы, я говорю, что прежде надо "убить" в себе художника. В древней Церкви, если кто-то из актеров (в данном случае это обобщенный образ) приходил к епископу, желая стать христианином, первое, что от него требовалось, чтобы он оставил свое искусство, - это вещи несовместимые...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегал от опасности поддаться мечтательности, воображению, которые могут творить образы, кажущиеся живыми и привлекательными, а на самом деле все это будет лишь "беспорядочным ощущением неочищенного от страстей сердца". Художник перестает различать идолов и Бога, привыкает к маскам, перевоплощениям, теряет собственное лицо, творит во славу демонов. Так что, повторяю, быть христианином и оставаться "актером" невозможно. Любое творчество требует полной отдачи, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. В самом деле, нельзя смотреть одним глазом в землю, а другим - в небо! Нельзя служить двум господам, учит Христос.

Есть старое церковнославянское слово, теперь уже забытое, - "иконник". Это человек, который создает произведения в рамках церковного канона и своим в них ничего не считает - никто из иконописцев своих икон не подписывал, - потому что искусство Церкви - соборное. Иконник, иконописец - только исполнитель. Самое опасное - подмена предания самовыражением. Современные художники, как правило, неглубоко знают христианство, а если бы знали и были людьми добросовестными, сами отказались бы расписывать храмы.

Сейчас у многих людей, даже искусствоведов, восприятие иконы неверное. В древней Церкви, в лучшие времена христианства, восприятие красоты и искусства было цельным, они не разделяли икону на произведение искусства и принадлежность культа, потому что вне Церкви красоты не знали. С тех пор как церковная жизнь стала обмирщаться, и подлинная икона оказалась в совершенном забвении вплоть до конца XIX века, - многие стали искать красоту вне Церкви, в светском искусстве.

46

ОТЕЦ ЗИНОН
http://s41.radikal.ru/i092/0905/dd/5f74ca57c3bb.jpg

БОГ ШЕЛ НА РИСК, СОЗДАВАЯ ЧЕЛОВЕКА
ЧТОБЫ ПИСАТЬ ИКОНЫ, НАДО УБИТЬ В СЕБЕ ХУДОЖНИКА, - СЧИТАЕТ ЗНАМЕНИТЫЙ ИКОНОПИСЕЦ.

Архимандрит Зинон - иконописец совершенно своеобычный, потому что он наследует истоки и основы раннехристианского
искусства. "Православие, которому есть что сказать" - так характеризовал работы этого удивительного иконописца
Сергей Аверинцев. Талант не всегда бывает удобен и угоден. И отцу Зинону пришлось претерпеть запреты и опалу. Но
сейчас он в расцвете своего творчества - занимается росписью великолепного Свято-Николаевского собора в Вене, о
котором рассказывала газета "Труд". Общаясь с отцом Зиноном много лет, я убедился не только в его изначальном призвании
на поприще иконописания, но и в поистине энциклопедических знаниях в области богословия, истории, художественной
культуры, а также многогранном опыте и профессиональном мастерстве. Я попросил его поделиться с читателями газеты
мыслями о проблемах, связанных с искусством иконописи, и, конечно, о самом главном: что является смыслом иконы?
http://s50.radikal.ru/i128/0905/b2/c97c8b265a12.jpg
Игумен Зинон  за работой в Псково-Печерском   монастыре. Фото: Олег Калугин, 1990г.

Свернутый текст

Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, поэтому икону и называют учителем. Князь Трубецкой дал
прекрасное определение русской иконе - "умо-зрение в красках". Икона - это воплощенная молитва, поэтому вне Церкви в
подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении,
она составная часть богослужения - как и церковное пение, архитектура, обряд.
       Но сейчас икона не занимает в богослужении подобающего ей места, и отношение к ней не такое, каким должно быть. Она
стала просто иллюстрацией к празднуемому событию, поэтому и не важно, какова ее форма, и потому у нас всякое изображение,
даже фотографическое, почитается как икона. На икону давно перестали смотреть как на богословие в красках, даже не
подозревают, что она может искажать вероучение так же, как и слово. Вместо того чтобы свидетельствовать об Истине, она
может лжесвидетельствовать.
       Икона должна быть написана натуральными красками и только на прочном материале - обычно на доске, но не на бумаге,
стекле или каком-нибудь хрупком веществе.
       Л. А. Успенский очень просто и убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном
обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в
качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее не может быть.
      Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит
Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе
не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон
Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь обстоятельства заставляют... Это принимает иногда чрезвычайно уродливые формы,
и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Та продукция, которую выпускают
мастерские Патриархии, далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Церковью к своему искусству. Это
очень тревожный симптом.
       Многим, очевидно, известна икона "Спас Ярое око" (она находится в Успенском соборе, в Кремле, в иконостасе над правым
клиросом). Так вот, некоторые верующие считают ее страшной: посмотришь, мол, и молиться не захочется. Подобное восприятие
показывает, насколько мы удалились от подлинного понимания православной иконы.
       Иконописание - церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают светские художники. Рождаясь из Литургии,
икона является ее продолжением и живет она только в богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура.
До XVI века иконы списывались, но не копировались: если взять списки, например, с икон Владимирской Богоматери или
святого Николая, самого почитаемого на Руси святого, - двух одинаковых икон вы не найдете. Эта традиция на Руси была
прервана. Стали писать иконы ремесленно, по переводам, снимать кальки, использовать другие примитивные методы. Например,
старообрядческие иконы в точности вроде бы повторяют старинные, но отличаются от них, как мумия от живого человека,
в них нет главного - жизни. Отсеченная ветвь засыхает.
       Если ко мне приходит кто-то из светских художников и изъявляет желание писать иконы, я говорю, что прежде надо убить
в себе художника.
       Любое творчество требует полной отдачи, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. В самом деле, нельзя смотреть
одним глазом в землю, а другим - в небо! Нельзя служить двум господам, учит Христос.
       Есть старое церковнославянское слово, теперь уже забытое, - "иконник". Это человек, который создает произведения в
рамках церковного канона и своим в них ничего не считает, - никто из иконописцев своих икон не подписывал, потому что
искусство Церкви соборное. Иконник, иконописец - только исполнитель. Самое опасное - подмена предания самовыражением.
Современные художники, как правило, неглубоко знают христианство, а если бы знали и были людьми добросовестными, сами
отказались бы расписывать храмы.
       Сейчас у многих людей, даже искусствоведов, восприятие иконы неверное. В древней Церкви, в лучшие времена христианства,
восприятие красоты и искусства было цельным, она не разделяла икону на произведение искусства и принадлежность культа,
потому что вне Церкви красоты не знали. С тех пор как церковная жизнь стала обмирщаться и подлинная икона оказалась
в совершенном забвении вплоть до конца XIX века - многие стали искать красоту вне Церкви, в светском искусстве.
Бог есть совершенная Красота. Красота в этом мире еще не царствует, хотя она вошла в него с пришествием Сына Божия,
с Его вочеловечением. Она проходит за Христом путь своего распятия. Красота распинается в мире, и потому она есть Красота
крестная.
       Вечная жизнь будет на этой же земле, но преображенной, обновленной Духом Божиим, без греха - в созерцании Красоты, в
предстоянии Богу, в общении с Ним. Вне Церкви достичь этого невозможно: двух истин не бывает.
Есть свод аскетических правил, называемый "Добротолюбие". Что понимать под добротолюбием? Я спрашивал у старых монахов,
и даже они отвечали по-разному: любовь к добродетели, к добру, доброделание.
       "Доброта" - слово славянское и означает Красоту как одно из имен Бога. Значит, любовь к красоте есть любовь к Богу.
Духовное делание, очищение себя, приготовление к тому, чтобы быть храмом Божиим, храмом Святого Духа, - это искусство
из искусств, наука из наук. Красота Бога - это прежде всего красота духовная, совершенная Любовь, об этом свидетельствуют
писания святых отцов. Выражаясь современным языком, Бог шел на риск, создавая человека. В каком-то вечном плане ему
были известны судьбы мира, как, конечно, и судьба каждого человека, однако весь смысл в том, что Бог - совершенная
любовь; создавая человека, веря в него, Он понимал, что потребуется искупительная жертва Христа.
       "Красота спасет мир", - сказано у Достоевского, потому что сам человек спасти мир не может. Красота - понятие отвлеченное:
одному нравится одно, другому - другое. Но Достоевский, я думаю, имел в виду красоту как одно из имен Божиих или как
богоподобие. Бог еще именуется Художником, ведь одним из видов аскетического делания является созерцание видимого
творения. Если этот мир, даже пораженный и испорченный грехом человеческим, так прекрасен, так органичен, то как же
должен быть прекрасен Творец этого мира!
       В широком смысле слова художником быть обязан каждый христианин. Дар творчества выделяет человека из всех живых существ,
ставит его даже выше ангела.
       Сейчас многие образованные люди, не нашедшие Истины и Красоты на перепутьях мира, приходят в Церковь и ищут в Ней эту
Красоту. Они очень тонко чувствуют всякую фальшь, всякое безобразие, уродство, особенно художники и музыканты. И, если
они увидят в храме безобразные росписи, услышат вместо простого уставного поддельное концертное пение, - никто не
убедит их в том, что христиане - свидетели Небесной Красоты.
       В наше время, говоря о церковном возрождении, необходимо в первую очередь заботиться о том, чтобы Церковь постоянно
являла ту Красоту, которой Она обладает в полноте, - в этом миссия Церкви в мире.

Свернутый текст

http://s58.radikal.ru/i162/0905/67/062a4d309336.jpg
http://s41.radikal.ru/i092/0905/26/456f5961821e.jpg
http://i060.radikal.ru/0905/41/9f9b74f8fddf.jpg
http://s49.radikal.ru/i125/0905/7b/46596bf0b413.jpg

47

Святой Мученик Виктор
http://s41.radikal.ru/i093/0905/d0/85bb2306520a.jpg

Святой мученик Виктор был воином во время царствования императора Марка Аврелия Философа (161-180). Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам. Такое обязательство жертвоприношения являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. Силой молитвы он победил чародея, который с тех пор отказался от волхвований и стал христианином. По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Видя чудеса, явленные Господом через святого Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Стефанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Святого мученика Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во 2 веке, где и преданы погребению их честные останки.

Собор Вселенских Учителей и Святителей
Василия Великого, Григория Богослова
и Иоанна Златоустого

http://s42.radikal.ru/i095/0905/5d/49275d534d2c.jpg

Христиане одно время спорили, кто из трех святителей выше: Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст? Тогда они явились одному добродетельному епископу и сказали ему едиными устами: - Мы равны у Бога, как ты видишь. Нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствцющие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Молитвами этих трех святителей Христос Бог наш да сохранит нас в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия.

48

Икона Божией Матери "Экономисса" или "Домостроительница"
http://s54.radikal.ru/i143/0905/8d/9ec113b40c37.jpg

В 5 веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру, в которую со всех сторон во множество стекались иноки, привлекаемые высотою и строгостью подвигов ее основателя. Афанасий с радостью принимал всех приходящих к нему и вместе с ними проходил все виды монастырского послушания. Но вскоре новосозданную лавру постигло тяжкое испытание.
Вследствие неурожая начался сильный голод. В лавре св. Афанасия голод чувствовался особенно сильно, и иноки, несмотря на свою привычку к строгой монастырской жизни, не вынесли постигшего лавру искушения и разбрелись в поисках себе другого пристанища. Лавра опустела, в ней продолжал оставаться один только игумен св. Афанасий, но и он впоследствии с великою скорбью принужден был оставить свою обитель. С железным посохом отправился он в свой печальный путь по дороге в Кареи и, утомившись, хотел отдохнуть. Вдруг показалась идущею к нему на встречу женщина под голубым воздушным покровом. Св. Афанасий испугался и перекрестился. Откуда взяться тут женщине, когда вход женщинам на Афон запрещен? Святой старец пошел к Ней навстречу. "Куда ты?", - спросила Она. Св. Афанасий отвечал: "К чему Тебе знать - куда я? Ты видишь, что я здешний инок". Женщина сказала: "Если ты инок, то и отвечать должен иначе, нежели обыкновенные люди, и быть доверчивым, простодушным и скромным". Св. Афанасий обьяснил ей свое горе. "И ты этого не вынес? Ради насущного куска хлеба ты бросаешь свою обитель, которая должна быть славною в роды родов? В духе ли это иночества? Где же твоя вера? Воротись, Я Тебе помогу, все будет в избытке, только не покидай своего уединения". Св. Афанасий спросил: "Кто же Ты?" "Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель. Я - Матерь Господа твоего". Св. Афанасий сказал: "Боюсь верить, ибо многоразличны сети диавола. Чем Ты убедишь меня в справедливости слов Твоих?" Она повелела ему: "Ударь в этот камень жезлом твоим и тогда узнаешь, Кто с тобою говорит. Знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею твоей лавры". Афанасий ударил в камень, и, как от молнии с громом, разразился камень, и из трещины его заструился шумный источник воды по горному скату и унесся в море. Св. Афанасий обернулся, чтобы броситься к ногам Пресвятой Владычице, но Она стала невидима. Св. Афанасий возвратился в лавру и нашел все сосуды и кладовые наполненными всем потребным. В память этого чудесного явления в этой обители не бывает эконома, а только помощник Экономиссы. В лавре устроена была икона Пресвятой Богородицы Домостроительницы. На иконе Богородица изображена сидящею на престоле, на Ее лоне Младенец Иисус, с правой стороны св. Михаил синадский, с левой - св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры. Живоносный источник до сих пор струится и исцеляет. На месте же явления Божией Матери воздвигнута небольшая церковь во имя Богородицы Живоносного источника, в этой церкви находится икона, изображающая совершившееся чудо, перед иконою теплится неугасимая лампада.

49

Житие Великомученника  Димитрия Солунского
http://i080.radikal.ru/0905/cf/63c0a22f104a.jpg

Вмч. Димитрий, сын римского проконсула в Солуни, был воспитан в христианстве. По смерти его отца имп. Максимиан вызвал Димитрия к себе и, как образованного и способного, назначил на место отца проконсулом Солунской области. Задача проконсула состояла в том, чтобы защищать город от варваров и уничтожать христиан. Вернувшись в Солунь, Димитрий открыто исповедовал Христа. Вместо того чтобы казнить христиан, он открыто стал учить христианству, искоренять языческие обычаи. Когда император узнал об этом, он решил посетить Солунь и расправиться с христианами. Св. Димитрий заранее раздал имущество нищим и готовился постом и молитвой к исповедничеству. Император заключил святого в темницу, а сам предался мрачным зрелищам, любуясь, как его любимый силач Лий сбрасывал с помоста на копья воинов - побежденных им в борьбе христиан. Один из солунских христиан, храбрый юноша Нестор, пришел в темницу к св. Димитрию и взял благословение на единоборство с варваром. Нестор одолел, молитвами св. мученика, германца Лия и сбросил его на копья воинов. Разгневанный Максимиан немедленно казнил св. Нестора (память 27 окт. ст. ст.) и послал воинов в темницу умертвить Димитрия. Воины пронзили его копьями. От мощей великомученика совершались многочисленные исцеления. Имеет благодать покровительства христолюбивым воинам. Церковное почитание св. вмч. Димитрия на Руси началось сразу после Крещения Руси. В начале 70-х гг. одиннадцатого века был основан Димитриевский монастырь в Киеве. В 1197 г. из Солуни во Владимир была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне икона находится в Государственной Третьяковской галерее). Память св. Димитрия издавна на Руси связывалась с воинским подвигом, защитой отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в доспехах, с копьем и мечом в руках

50

Житие Благоверного Князя Димитрия Донского
http://i008.radikal.ru/0905/b1/86246e54ec94.jpg

Благоверный великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, родился 12 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и Святой Церкви под руководством святителя Московского Алексия. В воспитании князя святителю много содействовал Преподобный Сергий Радонежский. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу обьединения русских земель под главенством великих князей московских и освобождению Руси от монголо-татарского ига. На все свои деяния великий князь получал благославение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Сергиеву во имя Святой Живоночальной Троицы и поведал Преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин в сравнении с войском Мамаевым. Преподобный вознес молитву к Богу и благославил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух троицких схимников - Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: "Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…". Битва произошла на Куликовом поле. Между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21 сентября) 1380 года. За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность же Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинах. Тогда же в Троицкой обители святой князь совершил впервые и установил впредь совершать всенародное поминовение убиенных воинов. Так возникли Димитриевские родительские субботы. Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать - великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросиния, причислена к лику святых), боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь.
Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Почитание великого князя Димитрия началось вскоре после его кончины, когда были написаны "Похвальное слово" и "Житие". Своей жизнью святой Димитрий явил пример любви к Богу, ближним и Отечеству.

51

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=hn2_iD3Y4tQ[/youtube]

52

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=pjaxpvoAuDc[/youtube]

53

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=KDnbie50t68[/youtube]

54

Перед войной в Осетии "мироточил и" иконы
[rutube1]6d2037926790dfc4cbe9d9ab89f75586[/rutube1]

Отредактировано Sadko (Ср, 3 Июн 2009 21:12:37)

55

"Чудо Веры" - Кровоточивые иконы, Русской Православной Церкви.
[rutube1]5746f2d29735fdb475a76cf0f4d85a90[/rutube1]

56

http://s45.radikal.ru/i110/0906/a2/f771818e64bet.jpg
Богоматерь Владимирская
Последняя четверть XVIII - начало XIX вв., оклад XIX в., мастер Никифоров

Икона написана во фряжской манере, скорописно. На серо-зеленом фоне поясное изображение Богоматери с младенцем. Нимбы золотые, одежды Иисуса Христа киноварные и темно-сине-зеленые, у Богоматери мафорий бледно-розовый (палевый), складки одежд выполнены твореным серебром. Икона обрамлена неширокой коричневой со светлыми полосами рамкой, в углах украшенной барочными перевязями, выполненными серебром. В правом нижнем углу по рамке имеется авторская подпись, выполненная черной краской и читаемая: “пис[ал] ……ъ никифоравъ”. На иконе имеется латунный посеребреный оклад, выполненный в стиле характерном для начала XIX в. Интересно, что оклад крепился к иконе дважды, вероятно второй раз после его повторного серебрения. (Под серебреной поверхностью видны глубокие царапины). На окладе надпись МР ФУ ошибочно набита с обратной стороны и поэтому смотрится в зеркальном отражении. По остаткам гвоздей и фрагменту металла от оклада видно, что ранее на иконе имелся рамочный латунный оклад. Доска с тыльной стороны чистая, что объясняется наличием тканевой рубашки (под гвоздями сохранились остатки волокон выцветшего красного тона).

57

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ИКОНЫ
Эти иконы являются репликами (точными копиями) икон, освященных на главе Св. Вмч. Целителя Пантелеимона и хранящихся с ноября 2005 года в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон

http://s52.radikal.ru/i137/0906/77/d53488c034b3t.jpg
Икона БМ "Неупиваемая Чаша"

http://s49.radikal.ru/i126/0906/8a/f52176fff404t.jpg
Св. Пророк Моисей

http://s45.radikal.ru/i107/0906/a5/acd822860a56t.jpg
Икона БМ "Умиление"

Отредактировано Sadko (Сб, 6 Июн 2009 11:13:19)

58

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ИКОНЫ

http://s53.radikal.ru/i139/0906/18/4e447153b699t.jpg
Св. Иоанн Богослов

http://i024.radikal.ru/0906/1c/0ac635ec02a5t.jpg
Св. Вмч. Евгения

http://s44.radikal.ru/i105/0906/ea/ceabe4b7d177t.jpg
Св. Равноавпостольная Княгиня Ольга

59

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ИКОНЫ
http://s46.radikal.ru/i111/0906/a3/48d1f18692a9t.jpg
Св. Пророк Илья

http://i020.radikal.ru/0906/c2/19e618433d8et.jpg
Св. Апостол Павел

http://s60.radikal.ru/i169/0906/24/1910873af987t.jpg
Св. Апостол Петр

60

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ИКОНЫ
http://s51.radikal.ru/i133/0906/f0/9ea9ac1f475et.jpg
Св. Равноап. Императрица Елена

http://s40.radikal.ru/i089/0906/af/ab8ecb36adbct.jpg
Св. Галина

http://i024.radikal.ru/0906/50/30b506c3037et.jpg
Св. Прп. Сергий Радонежский


Вы здесь » Муравейник » Книжная полка » Православные иконы