Леонид Осипович Утесов
21.03.1895 года Одесса- 09.03.1982 года Москва -Россия
настоящее имя - Лазарь Васбейн
Дество
Леонид Утесов, настоящее имя Вайсбейн Лазарь Иосифович, родился 9 марта 1895 года в семье мелкого одесского коммерсанта Осипа Калмановича и Малки Моисеевны, в девичестве Граник. Родился в Одессе… Солнце! Море! Небо! А под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди. Может быть, виноват Пушкин? Может быть, это он оставил в Одессе «микробы» поэтического и прозаического творчества? Ах, одесские мальчишки! Они не ходят, а бегают, они не говорят, а поют. Их темпераменты, их музыкальность, их поэтические сердца могут накормить весь мир искусством не хуже, чем лепетутники, с одесского «языка» это слово переводится как мелкие комиссионеры и хлебные маклеры.
В детстве Леонид Утесов никогда не думал о театре. Сказать больше – никогда в нем даже не был. До десяти лет мечтал быть пожарным, а после десяти - моряком.
Леонид Утесов был самородком, не имевшим ни среднего, ни музыкального образования. Совсем, правда, необразованным Утесова назвать никак нельзя: учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 был отчислен за плохую успеваемость и неудовлетворительную дисциплину. И, тем не менее, с детства стремился стать знаменитым дирижером. Неуемный темпераментный нрав с юношеских лет не вписывался в общепринятые каноны.
Уже в четырнадцать лет он играл в разных оркестрах на скрипке, ничуть не смущаясь, пел на улицах под гитару, в пятнадцать выступал в цирке на кольцах и трапеции. И к двадцати годам он успел побывать почти во всех крупных городах Украины - с театрами и балаганами. Однажды известный одесский артист Скавронский, с которым Утесов играл скетч, посоветовал партнеру выбрать сценический псевдоним.
«Я решил взять себе фамилию, которой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую, - писал потом артист, - Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Что же есть еще на земле выдающееся, мучительно размышлял я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. Боже мой, подумал я. Утесы, утесы!» Так появился Леонид Утесов!
А в 1917 Леонид Утесов занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
Карьера Спирьки Шпандыря
Кинематографическая биография Леонида Осиповича Утесова, началась в Одессе – В 1919 дебют в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт - борец за свободу» и фильм «Торговый дом «Антанта и Ко», а была продолжена в Ленинграде., где режиссер Борис Светлов снимал кинофильм «Карьера Спирьки Шпандыря». Как писал в своей книге «Одесса, море, кино» киновед Георгий Островский:
«Фильм «Карьера Спирьки Шпандыря» был комедией, и Утесов играл в нем мошенника, жулика, «почетного гостя ДОПРа» – было записано в титрах. Он, становясь под благословение к батюшке, ловко щипцами откусывал у него цепь с крестом. Он в цирке во время французской борьбы совершал, как об этом гласила надпись, «двойной захват» - сидя среди увлеченных борьбой зрителей, воровал сразу у двоих.
На улице грабил прохожего, пригрозив ему, как пистолетом, огурцом. И раз за разом он попадал в ДОПР. В конце концов, он бежит за границу, где, в зависимости от задач, поставленных его хозяевами, выдает себя то за «мученика совдепии», то за вооруженного до зубов «красного комиссара»... В этом фильме Утесов играл по эстрадному броско, явно используя краски своих одесских ролей, оставаясь под комедийной маской афериста признанным любимцем публики».
Фильм вышел на экраны в мае 1926 года. Но, к сожалению, сохранился не полностью. Сегодня его отдельные части можно просмотреть в киноархиве России, бывший Госфильмофонд СССР.
Чужие
Вторым фильмом 1926 года, в котором снимался Леонид Утесов, была картина «Чужие» режиссера Бориса Светлова. В ней Утесов играл красноармейца Егорова, который после окончания Гражданской войны и демобилизации приходит в суд с повинной - он убил женщину. В процессе судебного разбирательства раскрывается трудная и трагическая судьба этого человека. Интересно то, что роль дочери красноармейца Егорова сыграла совсем еще юная Эдит Утесова.
Как писал Георгий Островский: «Утесов предстал серьезным драматическим актером, достаточно убедительно стремящимся показать психологическое состояние своего героя, его взаимоотношения и с чуждыми ему людьми, и с дочерью...». Этот фильм сохранился в Госфильмофонде полностью.
О работе с Борисом Светловым Леонид Утесов писал: «А через несколько лет я снялся в двух больших фильмах, не ставших шедеврами кинематографии и не соблазнивших меня на переход в немое великое искусство. Вы же понимаете, что превратить меня в немого трудно - легче в покойника».
Веселые ребята
Мало кому известно о том, что «Веселые ребята» родились непосредственно из очередного спектакля утесовского Теа - джаза «Музыкальный магазин». Главным героем ее оставался Костя Потехин, правда, из крестьянина-единоличника он превратился в фильме в колхозного пастуха, дань времени или любимая профессия отца всех народов. «Несмотря на то, что я изображал пастуха, этот литературный бугай был мне антипатичен», - вспоминал Утесов.
Но не только этот «бугай был антипатичен» Утесову, не устраивал его и текст песен уже почти отснятого фильма. После съемок в Гаграх, вернувшись в Москву, Утесов тайно от всех встретился с В.Лебедевым - Кумачом и попросил его «написать стихи, которые соответствовали бы характеру Кости Потехина...» И тот написал ставшие знаменитыми слова «Марша веселых ребят».
После правительственного просмотра фильм получил высокую оценку сильных мира сего, и даже одобрение самого Сталина. Успех фильма превзошел все ожидания. После просмотра фильма «Веселые ребята» за рубежом, лента демонстрировалась под названием "Москва смеется", Чарли Чаплин писал: «До «Веселых ребят» американцы знали Россию Достоевского. Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами».
Для Утесова стали писать ведущие поэты сталинской эпохи. Леонид Утесов стал первым исполнителем всенародно известных песен. Обладавший плохим голосом и сильным одесским акцентом, актер был близок большому числу населения страны именно своим «низкопробным» искусством, вознесенного на высшую ступень пьедестала советского эстрадного искусства.
Награда – фотоаппарат
Но все лавры за фильм «Веселые ребята» достались режиссеру Александрову и актрисе Любови Орловой, Утесову же милостиво вручили... фотоаппарат. А ведь именно он нашел драматургов и композитора для постановки этой картины, забраковал плохие тексты песен, поручив переделать их В. Лебедеву-Кумачу. Болезненно пережил Леонид Осипович, когда Александров убрал из фильма многие сцены с участием утесовского джаза и заменил их эпизодами с Любовью Орловой. «Мадам съела всю мою пленку», - шутил артист. А потом Александров нанес еще один удар по Утесову, выпустив новый вариант «Веселых ребят», где вместо Леонида Осиповича пел Владимир Трошин. Возмущение зрителей было настолько велико, что режиссеру пришлось вернуться к старому варианту.
Песня из кинофильма сыграла особую роль и в истории отечественного кино. Она была не иллюстративным материалом, не развлекательной пустышкой - она была действующим лицом фильма. Тогда это был новаторский шаг, определивший многое. Советская песня в кино в дальнейшем развивалась по пути «Веселых ребят» - песни становились знаменем фильма, выражали главную мысль, были его героями.
Многогранная личность
Личность Утесова необыкновенно многогранна - он и актер, и певец, и дирижер, и организатор, и замечательный рассказчик. В утесовском Теа-джазе были налицо все признаки театрального спектакля - невиданный доселе эксперимент, когда музыканты-инструменталисты становились актерами, увеличивалось взаимное проникновение искусств друг в друга.
Театр, танец, песня, джаз и ...цирк
Леонид Утесов достиг небывалых успехов в актерском мастерстве. Его программа «От трагедии до трапеции» включала в течение одного вечера проявление всех разновидностей актерского мастерства. Афиши, расклеенные по городу, сообщали: «Палас-театр приглашает всех желающих на показательный синтетический вечер-спектакль Леонида Утесова». Основной призыв гласил: «От трагедии до трапеции Утесов показывает все...». Представление начиналось в восемь часов вечера и длилось до двух часов ночи.
Как вспоминали очевидцы, это был незабываемый спектакль. Первым номером шла сцена у следователя из спектакля «Преступление и наказание» по Достоевскому. Утесов играл Раскольникова, а Порфирия Петровича играл очень талантливый драматический актер Кондрат Яковлев. Далее был показан первый акт из оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Утесов исполнял остроумно и смешно роль Менелая, а в роли Елены была одна из ведущих актрис Елизавет Тим. После этого продемонстрировали скетч «Американская дуэль». Утесов играл роль Лейбовича, а Орлов – Пинхусовича.
Затем следовал дивертисмент: Утесов исполнял куплеты, читал комические рассказы. В качестве скрипача принимал участие в концертном трио. И вместе с Орловым исполнял эксцентрические танцы, а с Лопуховой - два опереточных дуэта из «Пупсика» и «Сильвы». А затем в паре с балериной Пильц танцевал классический вальс на музыку Дриго, пел романсы и пародии, аккомпанируя себе на гитаре. Кроме того, им были исполнены цирковые номера - Утесов был клоуном, акробатом, жонглером и музыкальным эксцентриком. А еще дирижировал своим комическим хором. И, наконец, под конец вечера Утесов исполнил номер на трапеции, как напоминание о своих успехах в цирке Бороданова.
Великий мастер слова
Мало кто из поклонников Леонида Осиповича Утесова, знает, что он был, пожалуй, самым ярким в плеяде российских рассказчиков двадцатого века. Утёсов блестяще владел жанром юмористического рассказа. Конечно же, если разобраться, то всё становится ясным: Утёсов родился и провёл детство и юность в самой Одессе. Юмористическую, комическую, ироническую атмосферу этого города ни кто не разгадал до конца, если не считать одесский дух И. Бабеля и нашего современника Михаила Жванецкого.
Говоря об Утесове-артисте в жанре устного рассказа, нельзя не сказать об Утесове рассказчике вне сцены. Утёсов был гениальным рассказчиком в кругу артистов за кулисами, в дружеской компании, в застолье, в автобусе, везущем артистов на концерт и во многих других местах, где, кажется, сама атмосфера препятствовала, всякому юмору вообще.
Осторожность не лишняя
У многих сохраняется представление об Утесове как о неугомонном весельчаке, любителе розыгрышей, лукавом одессите, легко шедшем «с песней по жизни». Да, Утесов был удивительно жизнелюбив, общителен, доброжелателен. Но порой веселье переходило в грусть и даже в некоторую замкнутость. Тому были свои причины.
Он жил в эпоху, таившую в себе немало опасностей даже для известного, популярного в народе деятеля. Конечно, его приглашали на концерты и в Кремль, а на Лубянке даже просили спеть песни «С одесского кичмана», «Мурку», «Лимончики» и прочее. Но просьбы просьбами, а Леонид Осипович понимал, что в таких кругах осторожность не может быть лишней.
Счастливый человек
На долю Леонида Осиповича Утесова выпало немало счастья. По воспоминаниям оркестрантов, Леонид Осипович был прекрасным семьянином. Его жена, Елена Иосифовна Голдина, которую он очень любил, создавала ему домашний настоящий уют и всегда прощала мужу его увлечения особами прекрасного пола. У него была обожаемая им дочь. Его окружали замечательные друзья. Он был признан, и любим народом, для которого пел и творил.
...Но жизнь неумолима. Наступила старость, которая принесла и болезни, и горькие раздумья. «Каким я был, таким я не остался», - печально говорил великий человек. В 1962 году умерла жена. 5 декабря 1966 года ему стало плохо на концерте в ЦДСА, и вскоре он распрощался со сценой. Живя на пенсии, он писал мемуары, занимался фотографией, иногда принимал друзей, очень часто слушал симфоническую музыку, особенно старые пластинки.
Леонид Утесов умер 9 марта 1982 года в подмосковном санатории «Архангельское». На его похороны, на Новодевичье кладбище пришли тысячи людей.
Фильмография:
1919 Лейтенант Шмидт борец за свободу
1919 Торговый дом "Антанта и К"
1926 Карьера Спирьки Шпандыря
1926 Чужие
1934 Веселые ребята
1942 Концерт – фронту
1954 Веселые звезды
1963 Мелодии Дунаевского
1974 Вылет задерживается - вокал
1959 Петр Мартынович и годы большой жизни - вокал
В пятнадцать лет он прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, неплохо пел, любил спорт и цирк. За дерзкую выходку его отчислили из коммерческого училища, и в 1911 году он начал свою артистическую карьеру - стал выступать в балагане Бороданова. В 1912 году начинающего артиста пригласил в Одесский комедийно-фарсовый театр Василий Скавронский, который и предложил ему взять псевдоним. Так появился Леонид Утесов. Он работал в театрах миниатюр, выступал как чтец на эстраде, играл в театрах оперетты различных провинциальных городов. Пережив на Украине гражданскую войну, Леонид Утесов перебрался с семьей сначала в Москву , а потом и в Петроград, где играл в Свободном театре. В 1923 году вышел первый фильм с участием Леонида Утесова - "Торговый дом "Антанта и К". В 1929 году он организовал и возглавил театрализованный джаз ("Теа-джаз"), позже ставший Государственным эстрадным оркестром РСФСР. Уже первое выступление этого коллектива имело шумный успех, а вскоре "Теа-джаза" приобрел огромную популярность. Но в кино Леонид Утесов прославился ролью Кости Потехина, которую он исполнил в музыкальном фильме Григория Александрова "Веселые ребята". Лента вышла на экраны страны в 1934 году и сразу полюбилась зрителям. В годы Великой Отечественной войны Леонид Утесов вместе со своим оркестром много выступал на фронте, на собранные ими средства были построены три самолета, переданные в боевые части ВВС, а песня "Мишка-одессит" в исполнении артиста была одной из популярных на фронте. После войны Леонид Утесов продолжал концертную деятельность, но в кино почти не снимался. Скончался он 9 марта 1982 года в Москве.
http://www.peoples.ru/art/music/stage/utesov/index.html
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=0s6cPr2Tb0o[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=k_U7FYUpi8g[/youtube]