Ленивцы
Автор: М.А. Козлов
Ленивцы... Это млекопитающие животные из отряда неполнозубых — ис- конные обитатели Южноамериканского континента. Живут они в лесах от севера Аргентины и Уругвая до Гондураса и Никарагуа. У этих млекопитающих почти все не так, как у их собратьев по классу. В них, как в фокусе, переплелись пучки странностей, образуя своеобразный фантасмагорический клубок. Все в них необычное и самобытное, но удивительнее всего то, что они всю жизнь проводят в висячем положении, даже тогда, когда едят, спят, передвигаются, рожают и рождаются, принимая иное положение лишь при отправлении естественных надобностей.
Что могли сказать люди, столкнувшись с ленивцами? Первое упоминание о них можно найти в книге испанца Гонсало Фернандеса де Овьеда, появившейся около 1530 года: «Больше всего они любят виснуть на деревьях и на других предметах, по которым можно карабкаться вверх. Они неядовиты и безвредны, просто-напросто это совершенно тупые и бесполезные, ненужные человеку твари».
В те не столь отдаленные времена никто не застал ленивца за едой, и, когда бы его ни встречали, он был повернут головой в сторону ветра. Конечно, он все время питается воздухом, думали люди. Каково было людское огорчение, когда было скрупулезно выяснено, что ленивцы утоляют голод листьями и пло- дами деревьев! На головы ленивцев как из рога изобилия посыпались нелестные характеристики.
- Ленивцы ни больше ни меньше как величайшая ошибка природы, потому что у них нет ни оружия нападения, ни оружия защиты. Они медлительны, чрезвычайно глупы, и жизнь для них - сплошная мука. Все это - результат странного, аляповатого строения существа, лишенного милости природы и демонстрирующего нам образец врожденного убожества - так отзывается о них великий французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк де Бюффон, автор 44 увлекательных томов «Естественной истории».
- Ленивец - существо дегенеративное, неповоротливое, бесформенное, производящее тяжелое впечатление на человека. Он скорее всего карикатура на животное. Его неловкость придает ему жалкий вид, явно показывающий, насколько он сознает свое печальное положение, - вторит Бюффону известный немецкий натуралист Альфред Эдмунд Брем.
На первый взгляд ленивцы кажутся самыми нелепыми существами на свете. Висит себе этакое искусно сделанное чучело, подвешенное спереди и сзади на дерево за длинные ноги, притом вид у него такой усталый, что можно подумать: зверек вобрал в себя всю несправедливость нашей планеты и оцепенел от нее на веки веков. Смотришь на него и невольно думаешь: перед нами не многовековое творение природы, а шутливое произведение юмориста-скульптора. Однако это не так. В самом деле, лучших мастеров висеть спиной вниз, цепляясь мощными когтями за ветки, чем ленивцы, природа не придумала. Огромные длинные конечности ленивцев, несоразмерные их росту, почти непригодные для хождения по земле, превратились в тонкий инструмент для подвешивания и для лазания по деревьям. Ленивец не был бы ленивцем, если бы у него отсутствовали великолепные когти. При длине тела, не превышающей 70 сантиметров, его загнутые когти достигают иногда 7,5 сантиметра. Не когти, а просто отличные крюки, цепляясь которыми удобно висеть. Ими ленивец зацепляется так успешно и основательно, что его еле-еле могут оторвать несколько человек, прилагая предельное усилие. Мышцы, составляющие четверть веса ленивца (у всех других зверей мышц гораздо больше), хорошо развиты только на ногах.
У ленивцев хватает врагов. Этим забавным зверькам не выжить бы среди ягуаров, огромных змей - питонов и цепких хищных птиц, им бы не уцелеть от преследований охотников, если бы они не вели сугубо ночной образ жизни, если бы не проявляли мертвецкую неподвижность днем, если в момент игры солнечных лучей их шерсть не сливалась бы с зеленью деревьев, укрывая от непрошеных глаз.
Спустите ленивца на землю, оторвав от родной стихии, — на него лучше не смотреть! Ноги, будто ходули, его не держат, он падает на брюхо, откидывая конечности в разные стороны. Словно сказочная игрушка с замедленным механизмом передвижения, ползет он по-пластунски, цепляясь когтями за что придется и подтягивая туловище вперед со скоростью 20 сантиметров в секунду. Или же ковыляет на коленях с предельной скоростью 225 метров в час. Он - этакий монстр замедленного действия - на земле не может соперничать даже с черепахой, способной покрыть расстояние 400 - 800 метров в час. Зато ленивец неплохо чувствует себя в воде. Ему ничего не стоит находиться под водой 20 минут, а некоторые рекордсмены выдерживают даже 40-минутное пребывание в толщах водной стихии, что не под силу ни одному человеку. Ленивцы и на деревьях не показывают чудеса в проворстве. Но все-таки они могут одолеть 30-метровое дерево за 20 минут. А один ленивец установил даже своеобразный рекорд: он, выпущенный на дерево, за 49 дней оказался в 8 километрах от стартовой площадки. Ленивца обвиняют в лености, медлительности, забывая, что ему некуда , спешить, Ведь где бы он ни висел, он в прямом смысле утопает в пышной зелени, то есть в лакомой пище, время от времени показывая свои темнокоричневые тусклые зубы без эмали. Он ест уйму листвы, срывая ее твердыми, ороговевшими губами, компенсирующими отсутствующие резцы на челюстях. Как удержаться от обжорства, если пища сама просится в рот! Долго и упорно, много и просто ест ленивец, ест всласть и вдоволь, Можно подумать, что у него огромный желудок, заполняющий все тело. Как ни странно, такое предположение недалеко от истины. На долю большого, многокамерного желудка с мускулистыми отделами, перетирающими пищу, словно жернова, и выстланными твердой тканью, приходится 20 - 30 процентов от общего веса зверька. Такой громадный резервуар при весе тела 4 - 9 килограммов можно иметь лишь за счет уменьшения размеров других органов. Вот почему вес печени ленивца не превышает одного процента, а сердце и того меньше - (),3 процента от веса тела. Еще одна странность - положение печени ленивца, которая повернута к спине и расположена между хребтом и желудком, нигде не соприкасаясь со стенками живота. Такое могут позволить только ленивцы. Этот диссонанс в расположении внутренних органов усиливается тем, что селезенка и поджелудочная железа лежат не слева, как обычно у млекопитающих, а справа, а трахея, как ни у кого, ухитряется сделать два изгиба. Сердце ленивца, хотя и мизерное, работает отлично, делая 70 — 80 ударов в минуту. И дыхание поставлено как надо: между вдохом и выдохом проходит три, а то и восемь секунд.
Ленивцы - обладатели уникальной шеи. Она у них так гибка, что способна поворачиваться на 270 градусов, словно составлена из резиновых кусков. Имея такую, единственную в своем роде, шею, можно глазеть во все четыре стороны и доставать листья вокруг себя, не сдвигаясь с места. В шее у ленивца таится еще сюрприз. У всех млекопитающих 7 шейных позвонков, даже у жирафа и китов. Только не у ленивцев! У них - 6 - 9 шейных позвонков. Даже двупалый ленивец - унау, - имея 7 позвонков в шее, все-таки хочет быть оригинальным: у него 24 - 25 грудных позвонков - наибольшее количество среди млекопитающих.
Любопытная деталь: ленивцы не впадают в панику даже тогда, когда им реально угрожает голод. Не беда, если нет пищи: не «хлебом» единым жив ленивец! Они могут обходиться без еды не меньше месяца, не проявляя никаких признаков дистрофии и вредных для организма последствий. Даже в том случае, если они случайно приняли большие дозы яда или получили раны, смертельные для других зверей, их не покидает выдержка и спокойствие. Все это они переносят как бы шутя.
Казалось бы, медлительность в сочетании с неумением нормально ходить ставит перед ленивцами трудноразрешимую проблему добывания воды. Однако они решают ее легко и просто. Весь секрет состоит в том, что ленивцу не надо очертя голову бежать до ближайшего водоема. Ему достаточно воды, содержащейся в пище - в листьях и плодах. А сильную жажду можно утолить слизыванием росы и капель дождя с листьев.
Если же ленивцу нужно освободиться от непереваренной пищи, он спускается на землю. Такое случается один-три раза в месяц, а иногда - он и на такое способен! - через 47 дней. Это уже достижение, которое под силу только ленивцам.
Не рискуя попасть впросак, можно смело заявить, что ленивцы не страдают бессонницей. Пришпилив себя всеми четырьмя когтями к суку, свернувшись калачиком, аккуратно подобрав голову на грудь, зверек блаженно спит 15 часов в сутки, но не под покровом ночи, а днем. Некоторые, однако, даже в этом деле любят «комфорт»: спать укладываются в развилке ветвей, удобно упираясь спиной в одну ветку, а лапками крепко цепляясь за другую.
Спят ленивцы спокойно. Нервы у них крепкие, да к тому же нет особых причин для беспокойства. Их наряд до того сливается с тоном листвы, что кажется - они облачены в шубы-невидимки. Кстати, таких шуб, как у ленивцев, действительно больше нет в зверином мире ворс направлен не от спины к брюху, а как раз наоборот. Выходит, чтобы не гладить ленивца против шерсти, надо помнить, что его «пробор» расположен на брюхе, а не на хребте. Это можно понять. Ведь большую часть жизни ленивец проводит вверх ногами. А в таком положении, имея только такое расположение шерсти, животному не страшны никакие тропические ливни. Вода с него стекает по естественному уклону волос, словно с гуся.
Где вы видели зеленый цвет волос? - У модниц, - скажете вы, а я добавлю, не моргнув глазом: - И у ленивцев.
Никого не удивишь: у первых это не естественная окраска, а причуды химии; но и у вторых волосы окрашены, только не химическими средствами, а... микроскопическими водорослями. Кроме того, у первых это - дань моде, а у вторых - жизненная необходимость.
Может быть, эти водоросли попали на ленивца случайно и пышно «расцвели», подобно плесени, во влажной атмосфере тропиков? В том-то и дело, что нет. Два вида водорослей могут расти и существовать только на волосяном наряде ленивцев и больше нигде. В свою очередь, и ленивцу трудно было бы выжить без этих растений - они придают ему такую защитную окраску, что лучше не придумаешь. Таким образом, перед нами прекрасный, притом уникальный, пример взаимовыгодного мирного сосуществования - симбиоза - между представителями двух разных миров - водорослей и млекопитающих. Между прочим, окраска волос ленивцев прочная, пожизненная. Ведь водоросли в несметном количестве приютились в специально для них приспособленных «грядках» - в особых желобках и трещинах длинных волос. Само собой разумеется, богатые сочные пастбища, раскинутые в дебрях волосяного покрова, не пустуют. В прекрасных зеленых зарослях ленивцев кипит своя, только им присущая жизнь. В них пасутся жуки, клещи, а три вида бабочек-огневок не представляют себе , жизни без водорослей, чешуек кожи и кожных выделений ленивцев.
Для ленивцев нормальной считается температура тела от 28 до 35 градусов. Она может даже опуститься до 20 градусов, при этом смертельный исход для зверька не наступает, но происходит глубокое оцепенение организма.
- А мозг-то у них нормальный? - могут спросить любопытные после выяснения стольких странностей в жизни ленивцев.
Ответ отрицательный. Черепная коробка у ленивцев особенная - с двумя отделениями. Одно из них до самого верха абсолютно ничем «не набито», а в другом помещается небольшой мозг, который почти гладкий и без извилин. Это уже серьезный признак, заставляющий задуматься об умственных способностях ленивцев. Но ленивцам это простительно: висеть - не
надо ума палаты иметь! Но какими бы ни были ленивцы, и они любви покорны. Относятся к ней не как к игре, которая не стоит свеч. Когда у них свадьба - трудно сказать, но последствия медового месяца дают о себе знать. «Она» ждет прибавления семейства. Малыш, однако, не спешит. В утробе матери он развивается 120 - 263 дня.
С первой же минуты после рождения младенец во все глаза удивленно созерцает окружающий мир и принимает свое первое жизненно важное решение - во что бы то ни стало доползти по брюху матери до желанных сосков. Вот чего не отнимешь у малыша - это врожденного умения цепляться. Когти от рождения служат ему безотказно. Дитя, щедро пользуясь дарами молочных желез, висит около сосков почти четыре месяца, острыми крючками пришпиливаясь к шерсти матери. В возрасте 2,5 месяца от роду можно попробовать вкус листьев, но ни на минуту не отлучаясь от мамы и крепко удерживаясь на ней. Первый раз самостоятельно можно повиснуть на дереве, когда исполнится 9 месяцев. Малыш в этом возрасте, отцепляясь от матери, учится висеть, карабкается по ветвям и самоотверженно жует листву. Спокойная мать, словно тонкий педагог, почти не реагирует на отсутствие своего отпрыска. А он далеко от матери не отлучается, к тому же время от времени издает звуки, сигнализируя матери о координатах своего местонахождения. А взрослые ленивцы немы, словно они хранители важных мировых тайн. Лишь тогда, когда их сильно тревожат, они пронзительно шипят, подобно пресмыкающимся, временами украшая однообразную музыку оханьем и уханьем.
Существуют дву- и трехпалые ленивцы. Двупалых два вида, каждого из них можно узнать по широконосому «лицу», слегка вытянутой морде, а также голым ороговевшим подошвам, отсутствию хвоста или чуть приметному хвосту. Названы они так из-за наличия лишь двух пальцев на передних лапах (задние лапы у всех ленивцев с тремя пальцами). При длине тела 60 - 70 сантиметров они весят около 1 килограммов.
У трехпалых - их три вида - на передних лапах три пальца. Их приметы: «лицо» плоское, руки едва длиннее ног (у двупалых — наоборот), подошвы волосатые, имеется хвост, вес тела примерно 3 - 4 килограмма. Трехпалые, кроме того, обладают изысканным вкусом - преимущественно питаются листьями и цветами дерева цекропии из семейства тутовых. В неволе ленивцы живут до 11 лет.
Что за времена теперь настали - ленивцы дико измельчали! Вспомним, что было раньше; конечно, их предки выглядели иначе. Взять хотя бы, к примеру, ленивца-тихохода, то есть мегатерия, который ходил-бродил на задних ногах, используя иногда передние как опору, по южноамериканским девственным лесам 600 тысяч лет назад. Они были такими огромными - длиною до 7 метров, а высотою не меньше крупных слонов, - что под их ногами дрожала земля. Эти звери скромно питались листьями, свободно срывая их даже с высоких ветвей исполинских деревьев. Не беда, если на вершине объеденного дерева еще шелестят листья. Чудовище обхватывало его своими могучими лапами с мощными когтями, как огромными клешнями, и, бесцеремонно раскачивая ствол, вырывая корни, валило на землю и с аппетитом доедало оставшуюся зелень.
Ленивцев-милодонтов, которые ростом были не со слона, а с быка, древние аборигены Патагонии использовали даже как домашних животных. Они загоняли молодняк диковинного «крупного скота» в пещеры, как в хлева, и любовно кормили его зеленью и сеном до убойного возраста. Это было, как полагают, всего 7 - 12 тысяч лет назад, уже после того, как в Европе и Сибири вымерли мамонты, на которых охотились первобытные люди.
Нынешние ленивцы, лишь отдаленно напоминающие своих предков, сумели сохранить как память о лучших временах только длинные когти, и, кажется, не прогадали.