Те, кто интересуется историей часов, помнят, что Кулибин свои знаменитые «часы яичной фигуры» называл еще и «курантовыми». Однако мало кто знает, что такое куранты. Мы решили внести некоторую ясность в этот вопрос.
Куранты – это не часы
Слово «куранты» происходит от французского courant - текущий, бегущий. А называют так устройство для игры на колоколах. Обычно курантами управляет часовой механизм. Он поворачивает барабан с набором штифтов (колков), порядок которых и определяет мелодию. Колки взводят рычаги, а те, в свою очередь, спускают молотки на колокола. Чтобы повторять один и тот же звук, некоторые колокола имеют два и больше таких молотков.
Другое французское название механической игры на колоколах - карильон (carillon). Оно произошло от quadrilloner, что первоначально означало четыре колокола, настроенные в один гармонический аккорд. В отличие от курантов - автономного механического устройства - карильоном управлял музыкант с помощью специальной клавиатуры.
Есть версия, что часы начали снабжать курантами потому, что первые удары, как правило, ускользали от внимания занятых своими делами «слушателей». И перезвон курантовых колоколов - прообраз четвертного боя и музыкальной фразы перед часовым боем - как бы предупреждал: «Сейчас прозвучат сигналы точного времени».
Часы на «святых воротах»
Самые известные в России часы с курантовым механизмом - это, конечно, часы на Спасской башне. Причем известны они настолько, что их называют просто «кремлевскими курантами». Правда, это не совсем верно: в Кремле есть и другие куранты, например, на куполе Большого Кремлевского дворца. Но не будем лишать знаменитость ее имени.
Кремлевские куранты не случайно имеют статус главных часов государства. Из пяти проездных ворот Кремля издавна главными были Спасские, парадные ворота: в старину их называли «святыми». Через них в Кремль проходили великие князья, цари, императоры, иностранные послы, высшее духовенство и крестные ходы. Именно проходили: здесь не разрешалось проезжать верхом и проходить с покрытой головой. Даже цари спешивались и снимали шапки. И у часов над «святыми» воротами была особая роль – отбивать время главных для державы событий.
Впервые часы над воротами Флоровской (ныне - Спасской) башни появились не позже 1614 года. С тех пор их - и механизм, и циферблат - не раз меняли. Одни были отправлены «в металлолом», другие горели в пожарах и страдали от войн… История же последних курантов на Красной площади началась с установки найденных под Грановитой палатой больших английских курантовых часов…
Императрица Екатерина II, вступая на престол, посетила Москву и, недовольная состоянием часов - вал для курантов был испорчен, и колокольная музыка не могла действовать - приказала найти мастеров для их исправления. Тогда-то и обнаружился вышеупомянутый механизм. В 1776 году его установили силами московской «казенной» часовой фабрики Марка Фази.
Эти часы верой и правдой служили долгие годы, но понемногу начали отказывать, и к середине XIX века положение стало угрожающим. Встала проблема серьезной реконструкции кремлевских курантов. Стали искать мастеров…
Братья Иван да Николай
В 1830 году в Россию прибыли датские подданные - братья Иоганн и Николай Бутеноп. Они обосновались в Москве и занялись изготовлением земледельческих орудий. Вскоре братья купили участок земли на углу Мясницкой и Садовой улиц, где устроили крупную мастерскую по производству различных машин и башенных часов. Иоганн (естественно, ставший Иваном) целиком отдался часовому искусству. По свидетельству очевидцев, он был немного «не от мира сего». Поглощенный изобретением часовых устройств он, где бы ни находился, на чем попало - иногда даже на манжетах - записывал вычисления. Но, как правило, именно такие чудаки и бывают настоящими изобретателями!
Николай отдавал предпочтение машинам и механизмам для сельского хозяйства и тушения пожаров. Дела в России у предпринимателей шли хорошо, прибыли множились, и мастерская выросла в уважаемую фирму «Братья Бутеноп» с отделениями в Харькове, Киеве, Симбирске, Бердянске.
Братья Бутеноп постоянно участвовали в выставках, не раз получали золотые медали. На Выставке мануфактурных произведений 1865 года в Москве отмечалось: «Башенные часы выставлены только бр. Бутеноп. Эксперты находят, что исполнение их, как обыкновенное машинное, весьма хорошо и даже приспособлено к большим переменам температуры – введением компенсационного маятника.» На этой выставке братья Иван и Николай Бутеноп были представлены «за их тридцатилетнюю полезную деятельность к почетной награде».
К середине XIX века компания «Братья Бутеноп» получила большую известность благодаря тому, что установила башенные часы в куполе Большого Кремлевского дворца. Таким образом, обращение к Бутенопам по поводу реконструкции курантов на Спасской башне было предрешено.
Реконструкция
Архитектор Тон с братьями Бутеноп осмотрели часы и пришли к заключению: «Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость…».
Начав работу в декабре 1850 года, Бутенопы за два года провели не только капитальный ремонт, но и полную реконструкцию курантов. Мастера подобрали новые сплавы для больших перепадов температуры, влажности и давления, заменили все колеса и шестерни боевого и ходового механизма. Установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыли и о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и метки для минутных и пятиминутных расстояний были покрыты червонным золотом, а железные стрелки обложены медью с позолотой. При реконструкции спасских часов фирма использовала все лучшее, что было известно в те времена в часовом деле: ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. В 1852 году придворный мастер Иван Толстой сообщал в Дворцовую контору, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».
Новая музыка
Да, с часовым механизмом у братьев Бутеноп, опытных в своем деле, проблем не было. Но вот с выбором пьес для курантов все обстояло сложнее. Помогли композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман, которые отобрали 16 известных москвичам пьес. Все они были представлены на окончательное одобрение Николаю I. Царь повелел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром – Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером – молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». Так и сделали. После этого куранты еще долгие годы радовали всех колокольным перезвоном, а фирма «Братья Бутеноп» заботилась о сложном механизме. До рокового 1917-го…
Во время революции несколько снарядов попало прямо в Спасскую башню. Часы сильно пострадали, и куранты молчали целый год. Но Ленин произнес свое знаменитое: «Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком», и в их истории наступил новый этап.
Было необходимо не только восстановить механизм, но и заставить часы исполнять «нашу», революционную музыку. Приглашенные специалисты фирм Павла Буре и Сергея Рогинского запросили за работу 240 тысяч рублей золотом. Большевики задумались: «Многовато…», и обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, поскольку был сыном часового мастера, в свое время работавшего в фирме «Братья Бутеноп» и принимавшего участие в реконструкции спасских часов.
Беренс не подвел. Вместе с сыновьями Владимиром и Василием к июлю 1918 года он запустил кремлевские часы. Но Беренсы, подобно Бутенопам, научить куранты говорить другим языком не сумели. Нужен был музыкант, и помогла, как это часто бывает, случайность. Соседом по квартире наркома имущества республики оказался художник и музыкант Михаил Черемных. Он разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и настроил их - в соответствии с пожеланием вождя мирового пролетариата – на исполнение «Вы жертвою пали» и «Интернационала». В августе 1918 года куранты были продемонстрированы комиссии Моссовета. Товарищи приняли работу, только трижды прослушав каждую мелодию (!) с Лобного места на Красной площади.
Так спасские часы начали новую жизнь, но… увы, продлилась она недолго. В 1932-м часы перестали исполнять «Вы жертвою пали», а пять лет спустя специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Это и не удивительно, ведь на работу такого громадного музыкального колокольного устройства большое влияние оказывают погодные условия. Еще в 1850 году братья Бутеноп предупреждали, что «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».
Вследствие искажения мелодии с 1938 года было прекращено и исполнение «Интернационала». Чувствуете связь? Похоже, в разгар репрессий даже часы усомнились в режиме. Некоторое время спустя Сталин пожелал, чтобы часы исполняли Гимн Советского Союза, но эту идею реализовать не удалось - даже «отец народов» оказался бессилен. Долгие годы главные часы государства, по определению Ленина, сначала играли мелодичный перезвон, затем отбивали часы, а гимн СССР в шесть утра и в полночь звучал по радио в исполнении оркестра.
Опять ремонт…
Серьезно взялись за спасские часы в 1974 году сотрудники московского НИИ часовой промышленности. Как писали газеты того времени, «часовщикам помогала вся страна». Был разработан и изготовлен новый механизм заводки часов, созданы «всепогодное» масло и автоматическая установка для порционной подачи смазки в 120 точек механизма.
Но механизм колокольной музыки не трогали, и часы по-прежнему отбивали только четверти часа. Куранты продолжали молчать... до очередной смены российского лидера. Ельцин к инаугурации 9 августа 1996 года потребовал восстановить куранты и даже заказал мелодию – «Славься» Глинки, надеясь, что она станет новым гимном России. В Голландии были специально заказаны три дополнительных колокола. И хотя времени на подготовку было крайне мало, специалисты НИИЧаспрома не только успели к сроку, но и провели целый комплекс реставрационных работ. Кстати, непреложными условиями реставрации кремлевских курантов являются сохранение внешнего вида, технических возможностей, применение тех же материалов и т.д. Это был, пожалуй, один из самых серьезных ремонтов за всю историю знаменитых часов.
Настройка - дело непростое
Существуют сложности, связанные с тем, что русские церковные колокола обладают звуком довольно широкого спектра. Звучит не одна нота, как у карильонов, а много музыкальных звуков разной силы и высоты. Поэтому такие колокола непригодны для исполнения пьес или мелодий. Специалисты сходятся в том, что на главные часы страны, конечно, пора ставить карильонные колокола.
Другая проблема заключается в расположении колоколов. Они висят с разных сторон башни, поэтому люди, стоящие у Лобного места и в Кремле, слышат разную музыку. «Неравенство» было решено устранить введением сдвоенных ударов. При этом нота складывается в результате совместного звучания пары колоколов. Технически осуществить одновременные двойные удары довольно сложно. А настроить звучание - еще сложнее. Обычный человек уже ¼ тона не слышит, но музыкант может и 1/32 отличить! Вот стоит дирижер Президентского оркестра Павел Овсянников и, прослушав, как бьют колокола, командует: «Четвертый колокол на 1/8 повыше». Значит, колок - в помойку, точить новый, ставить, пробовать. «Нет, - задумавшись, говорит он, - пожалуй, на 1/16 пониже». И все сначала… Пришлось даже как-то переводить доли высоты звука в сантиметры перемещения колка на барабане. Кстати, вся настройка проходит с колками подвижными, временными. А уже после ее окончания устанавливают другие - неподвижные, каленые и полированные.
После законодательного утверждения Гимна России куранты снова перенастроили. При этом порядок нот был немного изменен для исполнения на имеющихся колоколах фрагмента гимна Александрова. Сейчас он звучит вполне узнаваемо, правда, молотками, ударяющими по колоколам, управляет электроника. Музыкальный барабан фактически стоит в резерве, но уже поставлена задача к августу 2001 года настроить и его.
…Время бежит, мелодии часов на Спасской башне меняются вместе с царями и президентами. Но, кто знает, может быть, мы еще проснемся, услышав, как знаменитые кремлевские куранты играют «Преображенский марш», а заснем под «Коль славен».
Немилый Августин
С кремлевскими курантами связано любопытное предание. Рассказывают, что будто бы в торжественный момент пуска часов в присутствии августейшего Николая I часы прозвонили не ожидаемое всеми «Коль славен», а забавную немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». В страшном гневе царь тут же приказал заключить виноватого - часового мастера Ивана Бутенопа - в сумасшедший дом. И только следующий император, Александр II, выпустил мастера из заключения и реабилитировал опороченное имя.
Однако в архивах были найдены документы, из которых следует, что Иван Бутеноп вообще куранты не настраивал: «А как братья Бутеноп не музыканты, то и нужно иметь такого человека, который знал бы основательно тоны и мог руководствовать выбором колоколов и, в случае надобности, исправлять их сообразно выбранных пьес».
Сохранился также рапорт от 28 мая 1852 года, в котором сообщается, что «для определения колокольной музыки, производимой курантами больших часов на Спасской башне, переделанных Почетными Гражданами Бутеноп, приглашены эксперты, знающие музыкальное искусство композиции и надлежащие сведения по устройству подобного рода музыки, которые находят, что означенные куранты разыгрывают высочайше назначенные пьесы Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе» с тою отчетливостью, какая может быть исполняема колокольными звуками».
«Подопытный кролик» из Политехнического
Отдельного упоминания заслуживают напольные часы, хранящиеся в московском Политехническом музее. Подписанные Иваном Бутенопом и датированные 1854 годом, они были приобретены у внучки Николая Бутенопа, которая утверждала, что часы изготовлены в память о реставрации спасских курантов. После изучения механизма стало ясно – Иван Бутеноп сконструировал миниатюрную модель башенных часов и испытал на ней термокомпенсационный маятник собственной конструкции, а также особое устройство станины для установки деталей. Новшества, впервые проверенные на этих напольных часах, впоследствии были использованы при реставрации старинных часов и установке новых, в частности, в часах Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Это может служить еще одним доказательством, что никто не объявлял Ивана Бутенопа безумным. Ведь если учесть, что Николай I царствовал до 1855 года, то получится, что мастер создал свои новаторские часы в «желтом» доме. Верится с трудом…
опубликовано в журанле "Часовой бизнес" №3 2001 г.