Лельник
Не знаю, как у вас, а в моем окружении есть пара-тройка представителей сильного пола, которые хронически не переносят 8 марта. Едва в воздухе запахнет весной и Международным женским днем, тут же раздаются стоны и брюзжание. Причем из года в год, с завидным постоянством. Мотив такой: ох, и олухами же были те, кто придумал этот бессмысленный бабский праздник; ох, да настоящие мужики типа нас с вами и так в поте лица ежедневно обеспечивают своим половинкам райскую жизнь и стопроцентное сгорание нервных клеток… Ох, пора бы его давно уже отменить как пережиток минувшей эпохи: насочиняли коммунисты, понимаешь, красных дат календаря, а мы теперь расхлебывай!
Товарищи мужчины! Я тут к вам с небольшой сенсацией: коммунисты ничего не сочиняли. Женский праздник, символизировавший также и приход весны, наши предки-славяне отмечали с давних, еще абсолютно беспартийных, времен. Только не 8 марта, а 22 апреля. И назывался он Лельник, по имени древнеславянской богини Лели. Чур, не путать с датой рождения дедушки Ленина. В этот день солнце перемещалось в зодиакальный знак Тельца, а днем позже, на Ярилу Вешнего (или в Юрьев день) впервые выгоняли на пастбища скот после зимовья.
Леля – вечно юная дочь богини плодородия Лады – покровительствовала весне, любви, женскому здоровью, браку, деторождению. Славяне представляли ее себе как прекрасную, стройную девушку. Молодость ее свидетельствовала не о том, что она самая младшая в кругу других богов и богинь, а о том, что она пребывает в самом благоприятном для продолжения рода возрасте. Супругом Лели был Ярило, который, между прочим, отвечал за производительную функцию у мужчин. Поскольку, согласно языческим поверьям, каждый раз с наступлением зимы Ярило-солнце погибал, чтобы весной воскреснуть вновь, временно овдовевшая Леля в печали удалялась в царство своего деда Велеса. Считается, что именно образ Лели позже трансформировался в образ Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.
От души поэкспериментировал с этими представлениями драматург Александр Островский в пьесе-сказке «Снегурочка». У него, если вы помните, имя Лель там и вовсе принадлежит юноше – красавцу-пастушку, предмету всеобщего девичьего обожания. Кстати, отдельные исследователи утверждают, что бог-юноша Лель действительно существовал в языческом пантеоне параллельно с Лелей, просто о нем никаких подробных сведений не сохранилось.
Но не будем далеко уходить от женского праздника. Отмечали его «на природе», за деревней. Если там располагалась какая-нибудь возвышенность, то она и становилась центром ритуального действа. Отсюда произошло и другое название – Красная горка. Оно как бы объединяет сразу два праздника – и Лельник, и следующий за ним Ярилин день, поскольку проводились они в основном на одном и том же месте. Мужчины на Лельник не допускались, он происходил в атмосфере закрытого «девичника». «Мальчишник» собирали на Ярилу.
Сначала выбирали самую красивую девушку на роль главной героини празднества – Лели. Ее усаживали на деревянную или дерновую скамью. По обе стороны от нее ставили приношения: крынки с молоком, сметаной, маслом, сыр, хлеб, яйца в лукошке. Последние часто расписывали символами жизни и плодородия. Впоследствии крашеные яйца были заимствованы церковной пасхальной традицией. Остальные женщины водили хоровод вокруг скамьи с восседавшей на ней Лелей и пели обрядовые песни, испрашивая у нее будущий урожай. Сохранившиеся в народных песнях припевы вроде «ой, лели», «люли», «лелюшки», «люлюшки» и так далее – не что иное, как обращения к Леле. Даже обычное «ля-ля-ля», которое можно напевать под любой мотив, тоже родом из обрядовых закликаний этой богини. С именем Лели связано и происхождение слова «лелеять» – ласкать, нежить, холить, заботиться о ком-либо (дополнительные значения: желать осуществления чего-либо, услаждать). Ведь кто, как не Леля, славился своей безграничной любовью ко всему живому?
Бездетные женщины просили Лелю пособить им в зачатии ребенка. Они собирались вместе и проводили отдельный сакральный ритуал с разжиганием костра – олелии. Он считался достаточно интимным. Мужчину, осмелившегося осквернить его своим любопытством, избивали камнями или палками, порой до смерти, как отъявленного извращенца. Первым христианам-проповедникам – а среди них, разумеется, женщин не водилось, – не раз приходилось жестоко расплачиваться за вторжение на Лелино торжество. В отместку они окрестили его «ведьминым шабашем».
Славянка, страдающая от бесплодия, могла заручиться благословением Лели на желанную беременность и другим способом. Нужно было подняться до рассвета и прийти на лесную поляну в тот момент, когда молодая трава покрывалась крупными каплями росы. Как только пробиваются первые солнечные лучи, от росы начинает подыматься пар. Это и есть та самая чудодейственная роса Лели, которую поднимает луч Ярилы. Омывшись в ней, женщина возвращалась домой в полной уверенности, что теперь, наконец-то, и она станет матерью.
А когда жителей славянской деревни, где праздновался Лельник, проблемы с нарождением потомства не одолевали, они ограничивались прославлением рода и рожениц. У мужчин из некоторых славянских племен даже было принято чествовать своих избранниц охапками цветов. Как видим, традиционный букет к женскому дню тоже имеет глубокие исторические корни.
Так что, уважаемый сильный пол, не надо «наезжать» на 8 марта. Если даже каким-то ярым борцам с партийными идеологиями однажды заблагорассудится его отменить, мы особо не расстроимся – у нас альтернатива есть! Ой, лели, лелюшки…
Автор: Светлана Усанкова http://shkolazhizni.ru/