Май, холодное начало.
Затея куда-либо уехать на длинные выходные/праздники в нашем семействе уже стала почти традицией. А тут целых пять выходных дней подряд. Простор для фантазии. Только определиться с направлением. Первоначальная идея была - Вильнюс. Но вот цены на ночлег не радовали, видимо, Литва в предверии ввода евро решила поднять цены. Да и в Вильнюсе бывали уже не раз. И мне пришла в голову идея о Пярну. От Риги недалеко, всего пара часов на автобусе. На автобусе... а сколько это в километрах? Идея с Пярну начинает обрастать всяческими вариантами. С бронированием проблем не было. Вариантов было множество, ведь Пярну это что-то вроде эстонской Юрмалы. Гостиницы и просто жильё внаём. А вот с маршрутом движения у меня начали прокручиваться разнообразные варианты. На тот момент ( а затея образовалась в марте) я уже вовсю раскатывал по дорогам Латвии, хоть прохладно, но при должной экипировке комфортно. Вот только дистанция от Риги до Пярну великовата - около 180 км. Да и езда по большому городу, а особенно выезд из него на трассу европейского масштаба - дело хлопотное и для велосипедиста не совсем безопасное. Железная дорога - очередной "читерский" ход. Выбраться из большого города по железной дороге - быстро, просто и удобно.
Итак с маршрутом туда все встало на свои места. Дизелем до Риги, затем супруга на автобус до Пярну я на электричку до Скулте ( километров 40 от Риги). Окно чуть менее часа, самый раз.
Погоду, как всегда перед поездкой, я наблюдал не одну неделю. Синоптики врали каждый день по-разному, а за день до поездки все дружно решили, что будет холодно и пойдут дожди. Вот те раз! Уж если собрался, то что откладывать. Поехали!
Рига встретила пасмурным небом и редкими каплями дождя. +7 за бортом.
Около часа езды и вот Скулте. Маленькая станция, на дворе праздник, первомай! И лёгкий редкий дождик. Быстро выхожу на шоссе, вкручиваю пяток километров, притормаживаю и одеваю шлем, очки. Очки пришлось через десяток минут снять - дождь редкий, но быстро залил и перекрыл весь обзор. Трасса оживленная. Большое количество попутных и встречных фур. Асфальт мокрый и каждая идущая машина поднимает вокруг себя целое облако водяной пыли. Справа широкая, более метра полоса, как раз для меня. Многие обходят даже не уклоняясь и не показывая поворот. Дождь неприятен, раздражает и несколько снижает энтузиазм. Через некоторое время начинаю понимать, что я понемногу промокаю. Достаю тонкий прозрачный дождевик, который предусмотрительно приготовила супруга ( умная и прозорливая женщина!), утепляю уже изрядно промокшие ноги вторыми носками и продолжаю вкручивать в темпе. Останавливаясь начинаешь остывать.
В местечке Дунте обгоняю мужчину в треуголке и на ядре. Тоже достаётся бедолаге, против ветра, даже приходится головной убор придерживать.
Елгавкрасты, лютеранская кирха.
Лиепупская (Пернигельская) церковь находится в Елгавкрасты и построена в период с 1777 по 1783 год. Новое здание и обстановка церкви были завершены в Иванов день 1783 года, а официальное освящение храма состоялось в 1784 году, на четвертый адвент. Храм был построен на средства местных помещиков – Дунтенов, Меков, Адеркасов. Церковь отличается особенным расположением своей колокольной башни – сбоку. Поэтому алтарь находится не в стороне церкви, а посередине. Амвон расположен над алтарем, и священник во время богослужения находится посередине общины. Церковный колокол отлит еще в 1634 году, а орган привезен в 1834 году. 29 ноября 1971 года в Лиепупе заметили огненный столб. Горела церковь. Местные жители посчитали, что церковь подожгли нарочно. Сгорело убранство церкви в стиле барокко, орган, архив, памятные таблички, посвященные погибшим в борьбе за освобождение Латвии членам общины. Идея о восстановлении Лиепупской церкви принадлежала поэту Имантсу Зиедонису. В 1989 году началось восстановление церкви. Проект поддержал Фонд культуры, сотни людей в Латвии и за границей. Жители Лиепупе установили контакт с Клаусом Адеркасом, проживающим в Бремене. Он стал одним из самых активных участников проекта по восстановлению церкви. В 1991 году одновременно с башней в церковь вернулся и петух. Новые церковные колокола были привезены из Дании. Восстановление внутренних помещений стало завершающим и самым сложным этапом возрождения церкви. Благодаря знатоку искусства Оярсу Спаритису и работе воспитанников Рижской средней ремесленной школы, были созданы предметы церковного интерьера. 22 мая 1999 года во время Троицкого богослужения архиепископ Я. Ванагс освятил восстановленную Лиепупскую церковь.
В некоторых местах дорога идет рядом с морем, но море серое как и небо. Все в дымке моросящего дождя.С трассы сворачиваю в сторону, пара километров по грунтовке, усадьба Ланю. (Lāņu muiža)
В поселке Лани, когда-то называемым Штильфридой, в 1872 году закончено строительство главного поместья Ланю (Lāņu muiža). В 1940 году здесь открыли школу, которая работала до 1995 года. Сегодня поместье выставлено на продажу. На территории поместья в почти десять гектаров земли находится здание школы с погребом, жилое здание - интернат и пристройки. Когда-то поместье гордилось своим яблочным садом, которого отгораживал красивый забор, обшитый черепицей. Ухаживать за огородом приезжал садовник из Германии, а само поместье было излюбленным местом встреч охотников из Германии, Франции и Италии. Бывший владелец поместья - барон Рейнхард фон Фегезак любил охоту и часто устраивал охотничьи балы в поместье.
Здание в неплохом состоянии и вместе с участком земли выставлено на продажу, где я и нашел информацию о нем.
Постепенно дождь перестаёт раздражать, переходя в разряд чего-то постоянного и привычного.
Река Салаца в Салацгриве.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, освящена в 1873 году.
Памятник морякам и судам, погибшим во Вторую Мировую Войну
Двигаясь в такую погоду угол зрения сужается до небольшого сектора в несколько метров впереди, изредка оглядываюсь назад, на шум обгоняющих. Иногда принимаю чуть правее, пытаясь увернуться от очередной волны из-под колес. Двигаюсь по асфальту, но все равно велосипед постепенно обрастает грязью, эта жидкая кашица забивается в оплётку тросика заднего тормоза и его начинает подклинивать в зажатом положении. Вручную сдвигаю кулачек в положение когда колодки не зажимают диск, ослабляю натяжку и перестаю им пользоваться. С передним все хорошо, его хватает.
Последний латвийский город перед эстонской границей, Айнажи. Сам город чуть в стороне от дороги, но делаю небольшой крюк в его сторону.
Церковь Арсения Великого, освящена в 1895 году. Вероятно это самая северная православная церковь Латвии.
Погода меняет гнев на милость, дождь стихает, в просветах иногда выглядывает солнце.
Пара километров до границы. На эстонской стороне есть неплохая кафешка, где я неторопясь и обстоятельно заправляюсь солянкой и отбивнушкой с гречкой, заливая это дело двойной порцией кефира. В тепле и сухости долго не рассиживаюсь, расслабляет, да и пути еще километров на 60.
Эстонская часть трассы Виа Балтия скучна. Поселки все в стороне от дороги, дорога хорошая, практически прямая. Дождя нет, снимаю дождевик и очень быстро высыхаю, заодно перестаю кивать головой, стряхивая капли со шлема, что бы не текли на макушку сквозь прорези. По хорошей дороге и ехать удобно, ветер не ощущается, вкручиваю 27-28 почти пару часов кряду, с одной небольшой остановкой в ...Вот такой населенный пункт, вернее перекресток, а на нем заправка и харчевня. Решаю тут взбодриться чашечкой кофейка с булочкой. Перекресток, кстати, ключевой, в моём маршруте, на нем я еще буду, но на обратном пути.
Снова равномерное серое полотно, редкое солнце слева по борту в разрывах облаков. Перед Пярну дорога ппринимает левее и тут начинается ветер. Резкий и встречный. Мало того, обо мне вспоминает дождь. Неприятно, скорость падает, конечно но тут уже и Пярну начинается. Созвонившись пару раз с супругой, захожу на посадку на "Вилла Катарина", наше жильё на три дня.
Не сразу сообразил - на первом этаже живая музыка, танцы. В честь моего приезда? Ан нет. Это заезжий музыкант играет, а публика - жители окрестных домов, люди пожилые. А как танцуют! Я такое только на конкурсах бальных танцев по ящику и видел. Такому с детства учатся и практика всю жизнь. Я же отогреваюсь в душе, переодеваюсь в сухое и таки интересно же посмотреть на столь изящно танцующих людей! В баре ( а доход заведению идет то от выручки бара! Кто пиво, кто сидр, кто коньячку кружечку!) беру себе большую кружку чая и соточку рому. Горячий душ отогревает снаружи, а ром изнутри.
Итог первого дня 145 км, 6,5 часов в пути. В общем и целом днем доволен, хоть погода и немного подпортила впечатление.