В старорусской летописи "Повесть временных лет" есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм.
При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи.
Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.
Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь.
1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения "Небеси подобная церковь" была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.
С 70-х гг. XI в. в Печерском монастыре началось интенсивное строительство, были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце XII в. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира - крестителя Руси в селе Берестовом, в начале XII в. была построена церковь Спаса.
Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы. Уже в XI в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков. В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения а в 1240 г. - от ордынцев хана Батыя. В последующие несколько веков монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн.
Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси.
В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведения новых. Это был период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всехсвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типографию и другие сооружения. Бароккового вида приобрели после перестройки Успенский собор и Троицка надвратная церковь. Территория Верхней лавры окружена каменными стенами. Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени.
В 16-17 ст. Киево- Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Елисей Беринда, Захария Копистенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи.
В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Патерик Печерский", "Тератургима" Афанасия Кальнофойского, "Требник" Петра Могилы, "Синопсис" Иннокентия Гизеля.
Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 гектаров. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 - пещерных с 36 алтарями. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах.
Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, Лавра осталась общерусской святыней и оплотом Православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Она была центром просвещения на Южно-русских землях, вожделенным метом паломничества не только православных христиан, и униаты благоговейно преклоняли колени у лаврских святынь. Благодаря Печерской Лавре Киев наименован Русским Иерусалимом.
После февральской революции 1917 г. жизнь монастыря проходила в драматических условиях частой смены власти в Киеве, войны и разрухи, а после прихода к власти большевиков - безумной атеистической пропаганды, уничтожения церкви и упадка культуры.
Трагические события после 1917 года послужили к тотальному истреблению православного духовенства и всего, что было связано с Православной Церковью. 25 января 1918 года у стен Лавры был замучен первый новомученик российский митрополит Киевский и Галицкий Владимир, а в 1920 году Лавру закрыли… Во время оккупации фашистами Киева монастырь удалось возродить, но не надолго - в 1961 году монахов вновь изгнали из стен обители, где устроили в глумление над Святыней музей…
29 сентября 1926 г. правительство приняло постановление о признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок. Согласно постановлению в его состав вошли: Музей культа и быта, Всеукраинская реставрационная мастерская, Музей нумизматики, Музей старинной строительной техники, Музей украинских древностей, частная коллекционная сборка П. Потоцького, типография Всеукраинской академии наук, Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, церковь Спаса на Берестове, Николаевская, Крестовоздвиженская, Всехсвятская, Рождества Богородицы и Аннозачатьевская церкви, Ближние и Дальние пещеры, колокольни, крепостные каменные стены с башнями, архив Киево-Печерской Лавры, библиотеки - старолаврская и митрополита Флавиана.
Когда создавался музейный городок, религиозная община еще существовала, но в начале 1930 г. она прекратила свою деятельность. В годы Великой Отечественной войны Лавра было разрушена и ограблена, взорван Успенский собор. С 1942 г. возобновил деятельность монастырь на нижней территории Лавры. Сразу после освобождения Киева от немецких оккупантов в ноябре 1943 г. началось восстановление музеев и лаврских святынь.
В послевоенный период на территории Заповедника осуществлен огромный комплекс реставрационных работ памятников архитектуры, инженерных подземных коммуникаций, проведены археологические раскопки Ближних и Дальних пещер, руин Успенского собора. В процессе расчистки остатков Успенского собора было найдено много ценных вещей ХVI- XVIIIст. В 1945 г. Заповеднику возвращено из Германии свыше сорока ящиков с уникальными произведениями искусства, вывезенных оккупантами.
25 июня 1988 года, во время празднования 1000-летия введения христианства на Руси, впервые совершилась Божественная Литургия в пещерном храме преподобного Феодосия на Дальних пещерах.
В 1992 году обители удалось устоять перед натиском раскольников-националистов и она еще более окрепла и возмужала. С этого года в Лавре разместилась резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви - блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а обширный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских стал кафедральным собором. В Лавре разместились также Духовная семинария и академия, издательский отдел Церкви.
Торжества 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры сосредоточились вокруг недавно созданного из руин Свято-Успенского собора, освященного 24 августа 2000 года. Он вновь призывно сияет своими семью золотыми куполами, достигающими 52-метровой высоты над киевскими холмами, словно драгоценная корона подле скипетра-колокольни и круглой державы - трапезного храма.
Еще с времен преподобного Феодосия Печерского в Лавре принят древний общежительный устав Студийского монастыря, но со временем возникли некоторые особенности, которые называют Лаврской традицией.
День обители начинается с того, что братия утром собирается в храме на службу, называемую полунощницей. Братьям также раздаются помянники с именами о здравии и о упокоении православных. По завершении полунощницы читаются часы, а после них совершается Божественная Литургия. В Лавре читается неусыпающая Псалтирь. В небольшой часовне на Ближних пещерах не умолкает ни днем, ни ночью чтение святых псалмов, являя собой неугасимую духовную лампаду.
Особое место в Лаврском Богослужении занимают дни праздников: Успения Пресвятой Богородицы, праздников, в честь которых освящены престолы лаврских храмов — Рождества Христова (подземный храм в Дальних пещерах), Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы (подземный храм в Ближних пещерах) Благовещения (подземный храмы в Дальних пещерах), Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия Святой Анны, Всех святых, Преподобных Антония и Феодосия, а также Собор всех Преподобных Печерских, Соборов отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», отдельные дни памяти Преподобных Печерских, в которые совершаются полиелейные службы.
В пещерах совершаются молебны с помазыванием миром от Мироточивых глав, а также одеванием шапочки святого преподобного Марка Гробокопателя. В праздничные дни после Литургии совершается чин о Панагии («панагия» с греч. языка означает «всесвятая» или «пресвятая»). Панагией называется просфора, из которой во время Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора торжественно износится из храма и разделяется между братией после вкушения трапезы с призыванием имени Божией Матери.
Согласно Церковному Преданию этот обычай берет начало с апостольских времен: апостолы после сошествия Святого Духа прежде, чем отправиться с проповедью в разные страны, некоторое время жили вместе. Собираясь на трапезу, они оставляли во главе стола одно незанятое место для Христа, полагая перед ним хлеб. После обеда и благодарственной молитвы они подымали этот хлеб со словами: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Велико Имя Святой Троицы! Господи Иисусе Христе, помогай нам». Этот обряд они совершали и после разлучения друг с другом. На третий день после Успения Пресвятой Богородицы, собравшись во время обеда и возвышая по обычаю хлеб, они увидели на воздухе окруженную Ангелами Богородицу, Которая дала обещение апостолам всегда пребывать вместе с ними. И тогда, вместо слов «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» После этого они отправились к гробу Богоматери и обнаружили, что тела Ее там нет — Пресвятая Богородица, как и Сын Ее, воскресла и пребывает на Небе.
Монашеская трапеза является продолжением Богослужения, так как связана с единодушным благодарением Бога за Его щедроты. Во время трапезы читаются жития святых и различные поучения или толкования на Священное Писание.
Старейшиной или священноархимандритом Лавры, главой священноначалия монастыря, является Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. К исполнению этого служения он приступил в 1992 г., сразу при назначении Предстоятелем Украинской Православной Церкви. С 1994 года наместником является Преосвященнейший Павел, епископ Вышгородский, викарий Киевской митрополии. Вопросы, связанные с порядком Богослужений и послушаний, контролируются благочинным. Важнейшие вопросы, связанные с жизнью монастыря, выносятся на обсуждение Духовного Собора Лавры.
Молитва и труд всегда были в Киево-Печерском монастыре основой жизни. В житиях преподобных отцов Печерских мы находим множество тому примеров: преподобного Антония миряне часто могли видеть, например, работающим на земле - скромно, вместе с другими братиями; преподобный Феодосий никогда не был праздным, всегда находил рукоделие, даже в праздничные дни после Богослужения он брался за какую-нибудь работу; преподобные Арсений и Аврамий получили прозвища Трудолюбывых; преподобный Никола Святоша, оставивший княжеские богатства, исполнял трудные послушания. Можно приводить еще много других подобных примеров.
Сегодня Лавра имеет своих сантехников, слесарей, плотников, столяров, архитекторов, портных, садовников, пчеловодов, пекарей, поваров, фельдшера. Ведутся сельско-хозяйственные работы. При монастыре работает экскурсионное бюро. Иконные и пошивочные мастерские создают, можно сказать, замечательные произведения церковного искусства. Правда, не обходится без помощи мирян, которые с радостью помогают братьям на перечисленных участках работы.
Хор монастыря не раз приглашали петь на различных духовных торжествах. Также был участником фестивалей церковного пения. Сегодня издано несколько дисков с песнопениями Лавры.
Особенное место в ряду послушаний занимают послушания церковников, пономарей и пещерников: это - постоянно близкое пребывание возле святынь: в храме, алтаре или у мощей преподобных. Такое послушание помимо ответственности требует особенного внимания и благоговения, чтобы сохранять надлежащее расположение ума и чувств по отношению к святыням.
Возрождает свою деятельность и типография Лавры. После печального раскола в Украинской Православной Церкви с 1992 г. на территории Лавры находятся административные корпуса Киевской Митрополии. Несколько корпусов занимают Киевская Духовная Академия и Семинария, возродившие свою деятельность в 1989 году.
Возрождение обители благотворно повлияло на внешний вид архитектурного комплекса Лавры, отреставрированы храмы и корпуса, облагорожена зеленая часть монастырской территории. После почти шестидесятилетней разрухи восстановлен Свято-Успенский собор - жемчужина Лавры. Его восстановлением занимались городские власти, однако, Украинская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабодан) проявила активное участие в возрождении храма, помогая материальными средствами и рабочими руками, а главное - освятив начало и завершение реставрации собора.
Описания отдельных сооружений лавры:
Троицкая надвратная церковь
Четырехстопный крестовокупольный храм (10x8,9 м) возведен в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, который принял постриг и стал известным как монах Святоша. Сооружение доныне сохранило свою первоначальную планово-пространственную конструкцию. Крепостные каменные стены, которые прилегают к церкви, заложены еще в XII в. Основным строительным материалом этой церкви, как и других ранних монастырских сооружений, были квадратный тонкий кирпич-плинфа и камень. Своей конструкцией, стройными изящными формами храм напоминал Благовещенскую церковь над Золотыми воротами "города Ярослава". Венчал сооружение купол полусферической формы, покрытый свинцом. В конце XVII- в начале XVIII вв. появился новый грушеподобный купол, с северной стороны вместо деревянной колокольни возведена каменная пристройка со ступенями, которые ведут в церковь, плоскости стен и оконные проёмы разукрашены лепным растительным орнаментом. Храм приобрел новые архитектурные формы, характерные для украинского барокко.
Экстерьер церкви часто обновлялся. Ученики лаврской живописной школы украсили стены и своды церкви в 30-х годов XVIII в. чудесными росписями на библейские темы. Изящный позолоченный иконостас- шедевр монументального искусства - также произведение лаврских мастеров. В 1900 - 1902 гг. группа художников во главе с В. Сониним расписала плоскости стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами.
Кельи соборных старцев
Из главных ворот посетитель попадает на аллею, с обеих сторон которой стоят кельи соборных старцев. Налево - 140-метровый корпус № 4, направо - 64-метровый корпус № 3. Оба корпуса имеют высокую кровлю с изломом, торцы кровли закрыты фигурными фронтонами с декоративными нишами и лепным орнаментом. Стены расчленены пилястрами, разукрашены сандриками, профилированными карнизами. Построенные в 20-х годах XVIII в., сооружения являются характерными образцами тогдашней российской гражданской архитектуры. Корпуса разбиты на кельи, каждая из которых была отдельным жилищем лаврского соборного старца.
В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены. Восстановлены они в 1948 - 1963 гг. Ныне в бывших кельях разместились выставки: в корпусе № 3 - "Сокровища, поднятые из руин", "Традиционная иконопись и культовое литьё"; в корпусе № 4 - "Украинское искусство барокко", "Духовные сокровища Украины в голограммах"; ювелирный магазин "Сувениры".
Большая лаврская колокольня
Сооружение колокольни продолжалось в 1731-1745 гг. Проект выполнил известный архитектор Й.- Г. Шедель. В сооружении колокольни участвовали отечественные строители С. Ковнир, Й. Рубашевский, Иван и Гавриил Шаровары, Сидор, Андрей, Иван и Григорий из семьи Горохов и др. Колокольня - это величественная и стройная восьмигранная в плане четырехъярусная башня высотой 96,5 м. Конструкция здания - сводчато-арочная; стены каждого яруса перекрываются сводом, третий и четвертый ярусы имеют по восемь арочных проёмов. Толщина стен первого яруса достигает 8м, фундамент залегает на 7-метров вглубь. На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов. Один из них - весом 1000 пудов- отлит в Лавре Г. Лукиным. Второй- весом 1636 пудов- отлил в Москве П. Финляндский. В 1744 г. на четвертом ярусе установлены башенные часы с курантами. В 1903р. их заменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным. Каждую четверть часа с колокольни раздается мелодия, а каждый час бьют часы.
Успенский собор
Успенский собор - жемчужина древнерусской архитектуры - был разрушен во время Великой Отечественной войны - 3 ноября 1941 г. На центральной площади Заповедника остались только его руины. Собор - первое каменное сооружение в монастыре - занимал центральное место в архитектурном ансамбле. Заложен храм 1073 г., а построен в 1075-1077 гг. В те времена это было шестистолпное однобашенное 43-метровое сооружение. 1082-1089гг. интерьер храма расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу. В конце XI-в начале XII вв. к основному сооружению пристроили Иоанно-Предтеченскую церковь.
Оригинально планово-пространственное и архитектурное разрешение Успенского собора стало образцом, по которому строили храмы в других городах России. За свою длительную историю собор неоднократно подвергался разрушениям, но каждый раз поднимался из руин и обновлялся. После пожара 1718 г. собор был значительно увеличен, он вырос в большой семикупольный храм. Внутреннее и внешнее убранства в стиле барокко придало ему легкость и в то же время торжественность. Интерьер собора расписала группа художников под руководством П. Поповича. Роспись содержала композиции на библейские темы, а также большую галерею портретов русских князей, архимандритов монастыря. В конце XIX ст. старая настенная живопись заменена новой росписью, выполненной В.Верещагиным и Г.Поповым.
Выдающимся произведением искусства резьбы по дереву был главный пятиярусный иконостас 22-метровой высоты. Успенский собор - настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц. Среди них митрополит Киевский, Галицкий и всей России П.Могила, К. Острозький, Е. Плетенецький, П. Беринда, П. Румянцев-Задунайский, И. Гизель. Здесь также находятся родовые погребения Долгоруковых, киевских князей династии Олельковичей, многих церковных, государственных деятелей, других известных людей.
9 декабря 1995 г. Президентом Украины Леонидом Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора.
Ковнировский корпус и типография
Неподалёку от Успенского собора привлекает внимание изысканными фигурными фронтонами двухэтажный Ковнировский корпус - памятник XVII- XVIII вв. Его северная часть предназначалась для книжного магазина, в южной содержались хлебопекарня и проскурня.
Корпус назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира. В годы Второй мировой войны здание было повреждено, а в 1963 г. восстановлено. Теперь в Ковнировском корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины.
К Ковнировскому корпусу прилегает здание типографии Киево-Печерской Лавры. Сначала сооружение было деревянным, а 1701 г. на его месте возведено каменное одноэтажное. В 1721- 1722 гг. надстроен второй деревянный этаж. Корпус стоит на взгорье, поэтому он часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы. В середине XVIII в. с южной стороны для упрочения стен пристроены оригинальные опоры-аркбутаны. В 60-х гг. XIX в. после пожара вместо деревянного второго этажа надстроен каменный. Сооружение оформлено в стиле барокко.
Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был "Часослов" (1616- 1617) - учебник для обучения грамоты. Среди других изданий - "Лексиконъ славеноросскій" Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был "Синопсис" (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. "Синопис" переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами.
В годы Второй мировой войны здание было разрушено. Восстановлено оно в 1952 - 1954 гг. Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины.
Всехсвятская церковь
Севернее Успенского собора располагается Экономическая улица, которая ведёт к Экономическим воротам. На этой улице стоит двухэтажный Экономический корпус. Первое здание его построено в конце XVII- в начале XVIII вв., второе - в XIX в. Своё название ворота и корпус получили в связи с их хозяйственным назначением: в корпусе жилы экономы Лавры и начальник типографии, в нем также находился Духовный собор - орган административного управления монастырём. В годы войны от него остались только стены. Восстановлен корпус в 1960-х гг.
Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всехсвятская церковь, построенная в конце XVII в. на деньги гетмана Ивана Мазепы. В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства.
Росписи интерьера выполнили в начале XX в. ученики лаврской художественной школы под руководством известного художника И. Ижакевича. Во время Великой Отечественной войны цековь была повреждена. В 1957 - 1974 гг. её отреставрировали. В арочном проезде нынче расположен сувенирный магазин "Кладовая".
Церковь Спаса на Берестове
Вблизи Экономических ворот стоит церковь Спаса на Берестове - главный храм бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он построен в начале XII в. Название храма происходит от названия княжьего села Берестовое, окружённого берестяным лесом. Берестовое с Х в. было резиденцией киевских князей. С этой местностью связана жизнь древнерусского проповедника и писателя митрополита Иллариона, автора "Слова о законе и благодати" (XI ст.). В Берестове 1113 г. киевский князь Владимир Мономах написал известный юридический документ "Устав о резах", который отменял холопство за долги и уменьшал налоги за ссуду.
Храм значительно изменился в 40-х гг. XVII в., когда митрополит Петр Могила обновил его, надстроив пять куполов, церковь приобрела черты барокко. В XVIII - XIX вв. к западной стене была пристроена колокольня. Тогда же греческие и отечественные художники выполнили великлолепные росписи интерьера, в частности композицию "Моление" с изображением Петра Могилы и князя Владимира. В 1970 г. в нартексе под росписями XVII в. реставраторы открыли большую фресковую композицию XII в. "Чудесный лов рыбы".
Церковь Спаса была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей. В 1138 г. в ней похоронены дочь Владимира Мономаха - Евфимия, в 1157 г. - киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1172г. - сын Юрия Долгорукого князь Глеб Юрьевич. В 1947 г. в храме установлено символическое надгробие Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага. В 1982 г. отреставрирован интерьер храма, позолочены купола. Сейчас от первичного строения сохранился только западный притвор церкви Спаса - нартекс.
Дом настоятеля Лавры
На Соборную площадь выходит восточным фасадом одноэтажное здание с высоким, в форме треугольника, фронтоном - так называемый Дом наместника. Построен он в 40-х гг. XVIII в. архитектором Й.-Г. Шеделем. Сначала там находилась ключарня, а в 20-те гг. XIX в.- кельи ключника. В апреле 1823 - августе 1824 г. архитектор Т. Савков переоборудовал здание под покои наместника, а в 1880-те гг. по проекту академика архитектуры В. Сичугова надстроен второй этаж. В 1958 - 1959 гг. здание восстановлено в формах архитектуры XVIII в. Сейчас там находится выставочный зал и кафе.
К Дому наместника прилегает двухэтажное здание, специально возведённое в 1908 г. архитектором Е. Ермаковым для библиотеки киевского митрополита и настоятеля Лавры Флавиана. Библиотека насчитывала более 15 тысяч книжек и рукописей, среди которых было много редких и ценных изданий. Сейчас здесь развернута постоянно действующая выставка микроминиатюр заслуженного мастера народного творчества М. Сядристого.
Дом Митрополита
На южной части Соборной площади стоит митрополичий дом. Возведен в 1727 г., позже неоднократно перестраивался и достраивался архитекторами И. Владимировым, И. Гилмером, А. Меленским, П. Спарро, Станзани, О. Яновским и др. В 1750 г. по проекту Й.-Г. Шеделя к существующему сооружению пристроен такой же корпус. 1803 г. построили второй этаж и весь дом объединили под одной двускатной крышей. К покоям митрополита с востока прилегает двухъярусная митрополичья церковь с большим цокольным залом, построена в 1904 -1905 гг. архитектором Е. Ермаковым. В вышеупомянутых сооружениях нынче расположен Музей украинского народного декоративного искусства.
Трапезная церковь с палатой
Южнее Успенского собора стоит Трапезная церковь с Трапезной палатой, построенные по проекту академика архитектуры В. Николаева в 1893 - 1895 гг. в стилизированных византийских формах. Росписи выполнили в начале XX в. И.Ижакевич, Г. Попов, А. Лаков. В годы Великой Отечественной войны сооружение было повреждено, а в послевоенное время отреставрировано.
У северной стены Трапезной палаты, в ограждении, находятся погребения двух замученых русских патриотов - генерального судьи Запорожского войска В. Кочубея и полтавского полковника И. Искри, а также полковника Донского казачьего войска Ф. Фролова и премьер-министра России П. А. Столыпина.
Гостинный двор
От смотровой площадки ведет дорога к Гостиному двору, который существует с XI в., со времен Феодосия Печерского, который на этом месте построил приют для нищих и больных. В XVIII в. на месте приюта была построена трапезная для нищих, больных и бедных паломников. Позже здесь возвели гостиницу для монашеской братии и приезжих.
Комплекс памятников Ближних и Дальних пещер
На территории Ближних пещер радует глаз небольшой, но стройный и аккуратный каменный храм с тремя позолоченными куполами - Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1700 г. на средства полтавского полковника П. Герцика. Это небольшое, крестовидное в плане сооружение. Интерьер ее расписал художник Д. Давыдов в 1894 - 1895 гг. Большую ценность имеет резной позолоченный иконостас, созданный в стиле рококо в 1769 г. киевским мастером-резчиком К. Швериним.
На северо-запад от Крестовоздвиженской церкви высится колокольня Ближних пещер, построенная С. Ковниром и С. Итальянцем в 1763 г. Под нею проходит галерея, которая ведет к Ближним пещерам.
Со двора Ближних пещер на территорию Дальних пещер также проложена деревянная галерея, с которой открывается чудесный вид на днепровские склоны. При выходе из галереи перед глазами предстает во всей своей красоте стройная семикупольная Рождество-Богородическая церковь. Возвели её в 1696 г. на средства белоцерковского полковника К. Мокиевского на месте деревянного сооружения. Сначала Рождество-Богородическая церковь была крестовидная в плане, увенчанная тремя куполами. В 1767 г. к четырем углам сооружения сделаны пристройки с четырьмя куполами. Расписывалась церковь не единожды, в последний раз в XIX в. художником И. Квятковским. Реставрирован храм в послевоенное время.
Рядом с Рождество-Богородической церковью стоит восьмигранная, двухъярусная колокольня, построеная в 1761 г. С. Ковниром по проэкту архитектора П. Неелова. Отреставрировали ее в 1959 - 1962 гг. Ковнировская колокольня принадлежит к лучшим памятникам русской архитектуры XVIII столетия Архитектурный ансамбль Дальних пещер завершает небольшая Аннозачатьевская церковь, она живописно возвышается над кручей, налево от галереи. Это прямоугольное в плане, увенчанное шатровым верхом с позолоченным куполом, сооружение. Возведена в 1679 г. Позже она неоднократно перестраивалась. В начале XIX в. интерьер церкви расписал известный живописец И. Квятковский. Тогда же был установлен роскошный дубовый иконостас.
На территории Дальних пещер сохранились захоронения героев Отечественной войны 1812 г. - генералов П. Кайсарова, О. Красовского и генерал-фельдмаршала Ф. Остен-Сакена; адмирала Е. Путятина, участников освобождения Болгарии от турецкого порабощения в 1877 - 1878 гг. братьев-генералов С. и М. Леоновых.
Ближние и Дальние пещеры
Лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2 - 2,5 м и в ширину до 1,5 м. высотой. Длина Ближних пещер -313 м, Дальних - 293 м. Выкопали их монахи Киево-Печерского монастыря. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 г. Сначала их использовали как кельи монахи монастыря, позже в них начали хоронить лаврских подвижников, пещерных старцев, известных деятелей церкви и культуры. Среди них Нестор-летописец - автор "Повести временных лет", Симон и Поликарп - авторы "Патерика Печерского", художник Алипий, врач Агапит и др.
В каждом лабиринте пещер есть по три подземных церкви с металлическими позолоченными иконостасами, в которых и в наше время проходят богослужения. В стенах пещерных коридоров остались окошки келий пещерных старцев-затворников, которые когда-то там уединялись и посвящали свою аскетическую жизнь молитвам и смирению. В пещерах выставлены для поклонения нетленные мощи Лаврских святых.
Учитывая уникальность лаврского архитектурного ансамбля, значение Заповедника в развитие отечественной и мировой науки и культуры, 14-и сессия Миждународного комитета ЮНЕСКО внесла Киево- Печерскую лавру в список памятников всемирного значения.
За время существования Заповедника его посетило более 43 миллионов туристов со всех концов мира. Экскурсии по Заповеднику проводят опытные экскурсоводы на украинском и русском, а также английском, французском, немецком, испанском, итальянском и румынском языками. 13 марта 1996 г. Указом Президента Украины Л. Кучмы Заповеднику присвоен статус национального, чем подтвержден его выдающийся вклад в духовную жизнь украинского народа.
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 9.30 до 18.00. Заповедник работает без выходных, в летний период - до 20.00. Вход на территорию платный. Смотровые и тематические экскурсии по Заповеднику продолжаются от 1 до 3 часов.