Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История и музыка русских народных инструментов.


История и музыка русских народных инструментов.

Сообщений 31 страница 60 из 100

31

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=_6ioehKiB7A[/youtube]

32

Оркестр русских народных инструментов «Славяне»
http://s46.radikal.ru/i114/0906/10/2e8a1567c552.jpg

Весной 1994 года состоялось первое выступление Оркестра русских народных инструментов «Славяне», созданному на базе Музыкальной школы русских народных инструментов.
Создателем, художественным руководителем и дирижером Оркестра «Славяне» со дня его основания является Директор Рижской школы русских народных инструментов при Культурно-образовательном центре «Неллия» ЖИЛЯЕВ Виктор Петрович.
Основное направление деятельности оркестра - это воспитание профессиональных навыков игры в коллективе учеников школы, а также популяризация русской, украинской, белорусской и других славянских народов культуры.
В репертуаре Оркестра есть произведения композиторов - классиков, современных композиторов, а также джазовые композиции, которые молодая часть Оркестра играет с особым настроем.
География выступлений Оркестра очень широкая. Прежде всего, это - Рига, Латвия, Славянские фестивали в г.Даугавпилсе и Цесисе. Это Москва, Стокгольм, Берлин и др. страны.
Ежемесячно слушатели школы выступают с отчётными концертами, давая в год до 25 концертов.
Оркестр «Славяне» стал лауреатом многих конкурсов и фестивалей. Таких, как «Славянские фестивали» в г.Даугавпилсе, «Играй гармонь», «Янтарная звезда», «С Россией в сердце» (г,Смоленск) и многие другие.
Ученики Школы удачно выступают на международных конкурсах и фестивалях.
Так, в 1998 году на Международном Фестивале, проходящем под патронажем всемирно известного Оркестра имени Н.Осипова, проходившем в Концертном зале имени П.И.Чайковского (г.Москва) лауреатами стали Антон ЗАИКИН (5 лет) и семейное трио братьев Азауцких, Глеб (домра), Максим (балалайка) и Иван (гитара).
На II Международном конкурсе им.В.В.Андреева (1999.г.) семь призеров Школы: семь призеров: Антон Заикин-балалайка, Михаил Смирнов-балалайка, Глеб Азауцкий (домра), Маша Давыдова, Александр Костин-гитара, а также трио братьев Азауцких.
На III Международном конкурсе им.В.В.Андреева в 2003 году лауреатами стали Антон Заикин (балалайка) и Людмила Светлышева (домра), а В.П.Жиляеву был вручён специальный приз «За развитие русских народных инструментов».
15 мая 2004.г. в 17.00. в зале «AVE SOL” состоялся юбилейный концерт Оркестра “Славяне”. В концерте принял участие лауреат международных и всероссийских конкурсов, народный артист России- Сергей Лукин (домра). Затем прошёл концерт в Центре “Неллия”. Концерты прошли с огромным успехом.
Хорошей традицией стали выступления Оркестра “Славяне” перед участниками Великой Отечественной войны на Праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы.
Виктору Петровичу ЖИЛЯЕВУ, который является гражданином России, членом Попечительского Совета Программы «Стипендия Мэра Москвы», лауреатом многих конкурсов, в 2005 году исполняется 60 лет и 40 лет творческой деятельности.

http://www.stv.lv/modules.php?op=modloa … p;sid=3221

33

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=PDHnwe7YMvs[/youtube]

34

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=3W16ck9QoMw[/youtube]

35

Сударушка.– Детский ансамбль русских народных инструментов
http://s54.radikal.ru/i144/0906/53/66c46d426b04.jpg

Детский ансамбль русских народных инструментов «Сударушка», Дома детского творчества Калининского района города Санкт-Петербурга создан в 1996 году и включает в себя учащихся 7-16 лет средних и старших классов Студии народной музыки. Дети изучают теоретические музыкальные предметы, учатся играть на различных русских народных инструментах. Всего ансамбль насчитывает 10 детей.
Художественный руководитель – Геннадий Яницкий – педагог имеет большой опыт работы с детьми.
Он окончил институт культуры по специальности – руководитель оркестра русских народных инструментов.

Коллектив является дипломантом Всероссийского конкурса юных исполнителей 1997 года, победителем городского смотра-конкурса и Лауреатом VI областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах «Метелица» 1998 года.

В составе ансамбля – домра, балалайка, аккордеон, но исполнительские возможности расширены за счет использования русских фольклорных инструментов: свирели, жалеек, ударных – рубеля, трещеток, ложек, рыкалки, колокольчиков и ксилофона.

В репертуаре ансамбля инструментальная музыка, обработки русских народных песен и наигрышей, хороводы, музыкальные картинки.

36

ВАЖНОСТЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Свернутый текст

В системе дюжины мировых культур русская культура – явление своеобычное, лицом и душой неповторимое. И не пристало нам обречено отдаваться потере своего лица, ронять дух своей долгой истории: мы больше можем потерять доро-гого своего, чем приобрести чужого взамен»
Солженицын А.И. «Россия в обвале»
История развития народных инструментов в России насчитывает не одно столетие. Из поколения в поколение, непрестанно видоизменяясь, совершенст-вуясь, искусство наших предков являло собой неотъемлемую часть их духовной жизни. И в наш электронный век широко бытует любительское исполнительст-во на гармони, баяне, аккордеоне, активно возрождаются гусли. Но еще более широкое, повсеместное распространение имеет гитара.
Вместе с тем, современную музыкальную культуру России нельзя пред-ставить без профессионального исполнительства на этих инструментах. Любая живая, развивающаяся мысль о том или ином явлении неизбежно вызывает го-рячие дискуссии, оттачивается и совершенствуется в процессе внутренней по-лемики направлений и школ. История народно-инструментального искусства не является исключением.
В прошедшее десятилетие в печати, в частности на страницах журнала «Народник», множество статей было связано с осмыслением вопроса о принад-лежности наших инструментов к народным или академическим. Правомочно ли называть народными инструменты, которые уже не являются частью массового музыкального быта? Можно ли называть народными инструменты, которые ис-пользуются для исполнения современной музыки, не отвечающей представле-ниям о народной?
Когда мы говорим «народный» применительно к музыке или музыкаль-ному инструменту, мы не имеем в виду, что они непременно распространены среди всего населения страны (демоса). Распространенность в народе как демо-се характеризует скорее популярную музыку. К ней может относиться и фран-цузская песня (шансон), и джазовые композиции, и несложные классические пьесы. Для оценки явления как «народного» необходимы другие критерии.
Этническая идентификация является если не основной, то первоочеред-ной, потому что любой инструмент мы, прежде всего, определяем не просто как народный, а народный определенного этноса: русский народный, украинский народный, казахский народный и так далее. Важными критериями этнической части народного являются традиционность в нескольких поколениях (не менее трех-четырех) и бесписьменность бытования. Бесписьменность не в смысле от-сутствия какой-либо нотной грамоты как таковой (включая цифровые обозна-чения аккордов, табулатуры и т.д.), а как особенность передачи данных, опре-деляющая бытование, существование музыкального произведения.
Сомнение в народности инструментов, не являющихся частью массового музыкального быта, исходит из неверной предпосылки. Из трех компонентов понятия «народного» (народ как этнос, демос, социум) применительно к музы-кальным инструментам наименьшее значение имеет распространение их среди всего населения (демоса). Ведь это лишь признак популярности, а популяр-ность и народность не одно и тоже. Принципиальным, особенно в народно-инструментальном искусстве России – является социальная функция инстру-ментов в народе как преобладающей части людей, не входящих в художествен-ную элиту. При этом те же инструменты в творчестве музыкальной элиты бу-дут элитарными.
Интересную картину мы можем наблюдать в бытовании музыкальных инструментов. Русские народные инструменты (как правило баян, балалайка, гусли, реже духовые и ударные инструменты) иногда используются в составе эстрадных ансамблей. В одних случаях это группы, работающие в стиле «этно» или близкие к ним по стилю, и тогда народные инструменты являются неотъ-емлемой частью звучания ансамбля (например варган, гусли, колесная лира, деревянные духовые в группе «Разнотравие»). В других случаях они составля-ют контраст с основной инструментальной группой, но это необычное сочета-ние является своего рода визитной карточкой коллектива (например, гусли в рок-группе «Иван-царевич»). Иногда инструменты включаются эпизодически или в отдельную программу с целью подчеркнуть ее «народность» (например, баян, балалайка в программе «Давай за…» группы «Любэ»). Во всех перечис-ленных случаях русские народные инструменты привлекают индивидуально-стью звучания тембра и попытками национально идентифицироваться
Таким образом, современная массовая культура не исключает возможно-сти обращения к русским народным инструментам. Они используются – как правило, но не всегда, – для исполнения музыки развивающей этнический ком-понент в самых разнообразных формах. Существование и «окупаемость» ис-полнительских коллективов разных направлений, исполняющих этническую музыку в той или иной форме, говорит о ее востребованности. Исполнителями выступают как музыканты любители, так и получившие профессиональное об-разование.
В настоящее время для баяна (аккордеона), гитары, гуслей, балалайки, домры создан значительный репертуар. Безусловно, не все оригинальные сочи-нения выдержат проверку временем, точно также, как переложения отдельных произведений в концертном репертуаре уступят место транскрипциям, создан-ным с учетом индивидуальности инструмента.
И все-таки в новое столетие музыканты-народники вошли с солидным ба-гажом разностилевых произведений современной, классической, джазовой, эст-радной и народной музыки. Здесь необходимо пояснить трактовку термина «народная музыка» по отношению к репертуару профессиональных исполните-лей на народных инструментах. Фольклористы, изучающие традиционную культуру, совершенно справедливо понимают под народной музыкой предмет своего исследования. Аутентичная музыка представляет собой коллективное творчество и бытует только в бесписьменной форме. Репертуар же современно-го концертного исполнителя составляют исключительно авторские сочинения, записанные в системе нотной традиции. Именно это направление литературы для народных инструментов вкладывается в понятие «народная музыка».
Подготовка исполнителя на русских народных инструментах – это не подготовка фольклориста или, тем более, музейного работника, занимающегося исключительно фиксацией и сохранением в неприкосновенности народных му-зыкальных древностей. Композиторы и исполнители в нашем жанре на основе этих прототипов создают новые конструкции в соответствии с новым художе-ственным содержанием, новыми элементами музыкального языка. Тем самым они развивают отечественное музыкальное искусство как часть мировой куль-туры.
Неисчерпаемые кладовые народного творчества являются источником для высочайших образцов профессионального искусства, представляющих ценность не для отдельной страны, а для всего человечества. Самобытные на-циональные черты сформировали не только национальную композиторскую школу, но и исполнительство.
Недаром в мировой оперно-симфонической практике принято приглашать для исполнения произведений русских композиторов в Европе, Америке, Япо-нии дирижеров и солистов из России. Для того, чтобы полноценно воплотить созданный композитором образ, исполнителю необходимы интонационный ба-гаж и духовный опыт, близкие авторским, произрастающие из одной почвы.
Однако это не только не исключает необходимости исполнения музыки, созданной в других национальных культурах, но наоборот, является стимулом к взаимообогащению (точно также в творчестве отечественных композиторов XIX-XX вв. большое значение имели восточная или испанская образная сфера). И, все-таки, русский гитарист никогда не сыграет самобытную музыку испан-ского фламенко так, как это сделает испанец, у которого она, что называется, впитана «с молоком матери» – в темпераментных танцах, которые он танцевал с раннего детства, в тех самобытных приемах, с которых началось его знаком-ство с гитарой. Так же точно русский лирический бытовой романс XIX века ис-панец никогда не сыграет с той степенью достоверности, сколь это сможет сде-лать русский гитарист.
На основе народной музыки возникли практически все национальные профессиональные музыкальные культуры. В современной практике она явля-ется оплодотворяющей силой как для профессионального, так и для различных форм любительского искусства. Вместе с тем в академической (элитарной) и бытовой (в которой обычно и путают понятия народного и популярной) куль-туре художественные функции народных инструментов имеют отличия. Преж-де всего, это связано с восприятием самого тембра инструмента.
В процессе функционирования русских народных инструментов в кол-лективном слуховом опыте нашего народа закрепились устойчивые связи их тембра с эмоционально-образной сферой традиционно исполняемой музыки. В массовом слушательском представлении гусли связны с эпосом, балалайка – с пляской, гитара – с романсом и песней у костра и т.д. Хотя в академическом искусстве названные инструменты не ограничены данными образными сфера-ми, традиционная трактовка тембра часто проявляется и здесь, например, при первичном обращении композитора к инструменту.
В заключение хотелось бы отметить, что эстетическое влияние народной музыки имеет и обратное воздействие. Народ формирует песню, вкладывая в нее все лучшее, воплощающее воззрения, идеалы и стремления людей в их ду-ховной жизни, трудовой деятельности и бытовом укладе. А песня оказывает влияние на народ, с колыбели формируя мировоззрение человека, помогая и поправляя на жизненном пути глубиной коллективного опыта, вложенного в ее создание. Недаром говорят, что в песне заключена душа России. Поэтому воз-рождение и развитие русской песни, русских народных инструментов – это воз-рождение и развитие всего лучшего, отобранного народом.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21060/

37

Алексей Архиповский - балалаечник виртуоз.

Шарманка.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=F6pPP2kfHzU[/youtube]

38

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Gr0eBQccvAs[/youtube]

39

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=sj6y1B4fa_k[/youtube]

40

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=PKpZqz6m4oA[/youtube]

41

Myrich написал(а):

Алексей Архиповский - балалаечник виртуоз.

Великолепное выступление.Парень просто талант.Я очень часто его слушаю.)))

42

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=dMAABHfwVjg[/youtube]

43

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=k3aTT0N7U5c[/youtube]

44

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=PRw5bQJHqEs[/youtube]

45

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=ww_-2Nkv1kk[/youtube]

46

Виктор Гридин и его баян.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=j7WaMigIHhk[/youtube]

47

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=vsXEaWY-E-I[/youtube]

48

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=MzfYiMquUSs[/youtube]

49

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=CY2dPo8mSuw[/youtube]

50

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=joCdweVWW0k[/youtube]

51

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=GjgWWGUSUmg[/youtube]

52

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=wKKK0WORR-w[/youtube]

53

Официальный сайт струнного оркестра русских народных инструментов"ЗДРАВИЦА"

Свернутый текст

Оркестр "Здравица" — единственный в России. Его уникальность заключается в необычном инструментальном составе. Он состоит из инструментов только исконно русского происхождения: балалаек всех разновидностей (пикколо, примы, секунды, альты, басы и контрабасы), гуслей (звончатых и клавишных) и ударных.

Отсутствие в оркестре баяна и домр многократно снижает технические и художественные возможности коллектива, но в то же время придаёт звучанию оркестра оригинальность и даже неповторимость. Такой "обеднённый", по сравнению с традиционным, инструментальный состав предполагает повышенные требования к репертуару. Малый диапазон балалаек и диатонический строй гуслей (основных инструментов, ведущих мелодию) создаёт чрезвычайно тесные рамки для создания полноценной инструментовки. Такое упрощённое, но отнюдь не примитивное звучание оркестра, в сочетании с несложными произведениями, позволяет говорить о своём собственном стиле "Здравицы". Его можно охарактеризовать как "наивная музыка".

Основные преимущества оркестра "Здравицы" заключаются в следующем:

Абсолютная жанровая чистота. Ведь все его инструменты не просто русские народные — балалайки и гусли — это символ русской инструментальной культуры. Кроме того, оркестр состоит из струнных инструментов, что соответствует первоначальному замыслу В. Андреева.
Великолепный, разнохарактерный репертуар, который наработан в "Здравице", как говорится на все случаи жизни — от обработок русских народных песен до классики. Есть в репертуаре и оригинальные произведения. Прекрасные миниатюры Е. Дербенко — самого исполняемого композитора в жанре инструментальной музыки для русских народных инструментов — составляет почти половину репертуара оркестра. Исполняемые нашим оркестром произведения выверены до единой ноты: всё, что касается удобства исполнения, правильности голосоведения, — всё это безупречно, поскольку проработано много раз в сторону улучшения звучания.
Мобильность также является преимуществом "Здравицы". Поскольку в нашем оркестре отсутствуют домровая и баянная группы, то по количеству участников он почти в три раза меньше обычного оркестра русских народных инструментов.
В "Здравице", несомненно, присутствует элемент экзотики в лучшем смысле этого слова. Поставленные в ряд балалайки от пикколо до контрабаса ассоциируются с русскими матрёшками, что ещё больше придаёт оркестру национальный колорит.
И, наконец, главное — гусли звончатые. Звучание этого инструмента настолько совершенно, что оказывает завораживающее, почти мистическое действие на слушателя. Ясные и чистые тона гуслей звончатых, поддерживаемые арпеджио гуслей клавишных органично вплетаются в звуковую ткань, создаваемую балалаечной группой.
Основная идея, реализуемая в "Здравице", — исполнение на старинных русских народных инструментах современной музыки, доступной пониманию любого слушателя. В этом главную роль играет содружество оркестра с композитором Е. Дербенко, создавшим для "Здравицы" демократичный и одновременно высокохудожественный репертуар.

Уникальной особенностью музыкального воспитания в оркестре "Здравица" является тот факт, что все участники оркестра увлечены молодёжными направлениями музыкальной культуры. С определённого возраста каждый из них овладевает понравившимся ему инструментом рок-группы: различными видами электрогитар (соло-гитара, бас-гитара), а также синтезатором или ударной установкой. Причём увлечение ребят носит отнюдь не дилетантский характер. Порой юные музыканты способны исполнять на электрогитарах виртуозные пассажи. Параллельное обучение на древнерусских и современных инструментах (электрогитарах) по мысли руководителя носит принципиальных характер: на глазах происходит подлинное взаимообогащение непохожих и порой полярных музыкальных культур. Участники оркестра благодаря своим достижениям в рок-музыке чувствуют себя весьма уверенно в своей подростковой среде. В то же время их музыкальные вкусы подспудно формирует та музыка, которая основывается на инструментах, существующих в народе уже сотни лет.

В оркестре "Здравица" реализуется идея полноценного музыкального воспитания детей и подростков на лучших образцах русской и мировой музыки, а также осуществляется связь поколений путём исполнения музыки, понятной современному слушателю на древних русских музыкальных инструментах.

http://orkzdravitsa.narod.ru/

54

Русская народная музыка
http://s58.radikal.ru/i160/0906/ba/537ffe8332b5.jpg

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости.
Cреди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). частушки. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кугиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как баян (гармонь), мандолина, гитара, являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).

Материал из Википедии

55

Феномен музыкальных народных инструментов в контексте художественно-эстетического воспитания детей
http://i048.radikal.ru/0906/6e/4141d581267c.jpg
http://s59.radikal.ru/i164/0906/82/a6b93c84ea10.jpg
http://s54.radikal.ru/i146/0906/75/4207038fc98d.jpg

Обращаясь к проблеме художественного воспитания ребенка, мы, прежде всего, рассматриваем решение вопросов развития личности, обладающей умением и мотивацией в существующую реальность внести свою творческую активность. Одним из приоритетных направлений детского художественного воспитания является музыкальное воспитание или воспитание посредством музыки, воспитание через непосредственное включение детей в музыкальную деятельность, воспитание активного слушателя, воспитание творца.
В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее ярко воздействует на развитие творческих способностей. В
этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. Главное не упустить возрастные, психолого-педагогические возможности начального этапа музыкального развития ребенка, когда происходит единение эмоциональной природы дошкольника, младшего школьника с эмоциональной природой искусства, музыки.
К сожалению, в настоящее время доступность музыки не означает, что она имеет высокую художественную ценность. Ситуация усугубляется еще тем, что не получив необходимого минимального музыкального образования, индивид ограничивает себя в познании музыкальной культуры и становится заложником уровня своего развития. Поэтому как никогда остро встает проблема поиска активных форм музыкального воспитания, особенно на начальном этапе.
Одним из активных средств приобщения детей к активной музыкальной деятельности являются народные инструменты. Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. Игра на народных инструментах выступает как эффективное средство личностного раскрытия ребенка, проявления и самовыражения его в творчестве.
В то же время народные инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа, помогают в решении задач воспитания, бережного отношения к культуре своего народа в процессе знакомства с историей создания и бытования народных инструментов, особенностями их применения, значения и назначения в русле народной и современной музыкальной культуры.

В процессе музыкально-педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста у автора возникли предпосылки и идея создать комплект музыкальных инструментов – детский оркестр народных инструментов «ДАР», предназначенный для начального музыкального воспитания детей этого возраста.
Значение названия «ДАР» обусловлено концептуальной направленностью детского оркестра: подарить детям активное средство музыкального познания и развития, с помощью инструментов, вошедших в состав оркестра, одарить окружающих дарами детского творчества, фантазии и воображения.
Оркестр - это комплект, включающий в себя около 50 наименований инструментов, учитывающий физиологические и психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, предназначенный для музыкального воспитания детей на традициях народной культуры. Наличие большого количества инструментов, различное их функциональное назначение и разделение по оркестровым группам, возможность музицирования большим количеством детей в ансамбле или в оркестре и создают оркестр народных инструментов «ДАР».
Искристо-звонкие коробочки, трескучие рубели, эффектные трещотки, экзотические дрова и другие ударные инструменты оркестра являются ярким художественно-выразительным средством на начальном этапе музыкального воспитания детей, а также подготавливают их к освоению более сложных народных (духовых, струнных) и других музыкальных инструментов. Мелодико-звуковая палитра этих несложных инструментов способствует обогащению музыкальных представлений, погружению в мир мелодий и гармоний в процессе практической деятельности детей.
Духовые народные инструменты не случайно сопоставляют с душой народа. Глубина звучания, песенная напевность, неповторимый тембр слышится в тихой и нежной речи свирели, в жалобном, а порой и язвительно остром голосе жалейки, в переливчатом и многоцветном звучании русских свистулек, в «фифкающем» энергичном говоре кугикл, в громогласном и натужном звуке рожка. А архаичный голос звончатых гуслей внесет в Вашу душу спокойствие и умиротворение.
Притягательность этих инструментов объясняется также элементарностью и многообразием приемов игры. Звучание духовых инструментов хорошо сочетается с голосами ударных и струнных музыкальных инструментов, что создает условия для создания обработок, аранжировок и оригинальных музыкальных произведений. Колоритно и самобытно звучат ансамбли из однородных духовых инструментов: свистулек, жалеек, кугикл.
Все инструменты изготовлены с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также красочно декорированы (роспись, резьба, выжигание), что является не только стимулом к освоению этих инструментов, но и приносит детям радость от общения с красотой, воплощающей созидательные способности человека, помогает лучше узнать особенности прикладного искусства русского народа. Воспитание красотой позволяет усиливать точки эстетического воздействия на развитие личности в целом.
С самых первых занятий ребенок включается в активную музыкальную деятельность, получает мощный творческий импульс, направленный на его эмоционально-эстетическое и музыкальное развитие, с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Доступность народных инструментов, быстрота их освоения и универсальность в применении, эффективное воздействие на развитие детей в процессе музыкального воспитания, легкость организации ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносят детям состояние радости, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки во всех ее проявлениях.
Интерес к исполнительству на народных инструментах поддерживается созданием развивающей среды, в которой соединяются потенциальные приоритеты ребенка, художественно-выразительные возможности народных инструментов (в более широком понятии – музыкальной народной культуры) и гуманистическая, направленная деятельность педагога. В процессе исполнительства на народных инструментах создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создается механизм обратной связи между детьми и педагогом, образовывается развивающая среда для проявления творческой активности детей.

В процессе музицирования на народных инструментах, являющихся, помимо их основной функции, одновременно и игрушкой, и произведением декоративно-прикладного искусства, и предметом для исследования. На любом инструменте, обладающем неповторимым звучанием, ребенок получает возможность осваивать понятия темпа, тембра, динамики, звукоряда. Причем, большое количество инструментов оркестра, наличие огромного числа вариантов и комбинаций их применения в музыкальной практике значительно расширяет диапазон познаваемого детьми предмета исследования. Мы все знаем важность первых экспериментов, проведенных детьми самостоятельно. Неповторим и момент творческого озарения, возникаемого у ребенка при музицировании и в процессе музыкального экспериментирования на народных инструментах.

Возможности народных музыкальных инструментов позволяют заниматься арттерапией. Ребенок подсознательно «тянется» к инструментам, издающим характерные звуки. Находя в голосе выбранного инструмента эмоционально близкое звучание (а широта звуковых характеристик и многообразие народных инструментов позволяет это делать блестяще) ребенок тем самым создает психологически комфортную для себя звуковую среду. Незнакомое звучание инструмента может также выступать в роли своеобразного раздражителя, дающего импульсы к деятельности (музицированию, слушанию, импровизации), формирующего познавательную активность. Эмоциональное состояние ребенка при игре на одних инструментах приобретает необходимое спокойствие и равновесие, а при игре на других – позитивную подвижность. Музыкальный инструмент может выступать одновременно в роли «моторного» релаксатора, когда свою энергию, в том числе и негативную, являющуюся следствием гиперактивности или проявлением других особенностей развития, ребенок балансирует, «гасит», играя на народных инструментах (встряхивая шаркунок, дуя в свистульку или в жалейку, ударяя по струнам балалайки и т.д.). Не говоря уж о том, что красивое, тембрально богатое звучание музыкальных инструментов облагораживает ребенка, расширяет его слуховой опыт, влияет на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка.
Нельзя не отметить факта вербального воздействия названий многих народных инструментов на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка. Этимология названий напрямую связана со звуковыми характеристиками инструментов (шаркунок – шаркает, трещотка – трещит, жалейка – жалеет, свистулька – свистит и т.д.), с названиями материалов из которых сделаны инструменты (кугиклы – куга, вид тростника, рожок – раструб инструмента сделан из коровьего рога и т.д.), с образным рядом, образуемым при звукоизвлечении (копытца – имитация копыт лошади, звонница – имитация колокольного звона, завывалка – имитация завывания ветра и др.), с первоначальным бытовым и историческим предназначением (рубель – гладильная доска, бич – щипцы для полоскания белья, колотушка – атрибут ночного сторожа и др.).

Каждый музыкальный инструмент разработанной автором модели детского оркестра народных инструментов «ДАР» влияет на комплексное становление, раскрытие и развитие способностей детей. Наличие специально созданных педагогических разработок (программы «Музыкальная народная культура», методики обучения игре на народных инструментах и их изготовления с помощью простейших технологий и из доступных материалов), нотных партитур и аннотаций к ним создает условия, открывающие большие возможности для творческой самореализации детей.
Педагогическая концепция музыкального развития детей с использованием народных инструментов детского оркестра «ДАР» рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия и эмоциональных качеств, фантазии, сенсорной культуры, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, с развитием исследовательских и аналитических качеств, с формированием у детей во время музыкальной деятельности мотивации и установки на творчество, самодеятельность и сочинительство.
Как юный художник в содружестве со своим воображением и фантазией применяет палитру, краски в разнообразных сочетаниях, так и юный музыкант, постигнув красоту и многоликость звучания народных инструментов, научившись слушать и понимать музыку, познает радость звукового экспериментирования, импровизации и сочинительства, применяя музыкально-выразительные средства и свойства инструментов оркестра.
В процессе музыкальной деятельности эвристической направленности, где в качестве исходного материала используются лучшие произведения русского песенного и инструментального народного искусства, детьми создаются музыкальные обработки и аранжировки на народных инструментах, а в дальнейшем - собственные оригинальные произведения. Возникает не стилизация традиционного материала, за что могут упрекнуть фольклористы, а поиск самовыражения через освоение новых эстетических критериев музыкального языка народной культуры и художественно-образных средств других видов искусств. Сочинительство, творчество на народных инструментах не является самоцелью, но это та необходимость, которая многосторонне влияет на развитие детей, помогает им познать радость созидания, ощутить прекрасные мгновения вдохновения и самовыражения.
Когда ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте во время музыкальной деятельности импровизирует или сочиняет, то есть надежда, что в дальнейшем музыка не станет для него просто фоном. Он научится по-настоящему ценить, любить и разбираться в музыке. Его чувства будут всегда обращены к прекрасному. Самостоятельное сочинительство музыки, аранжировок, оригинальных произведений позволяет фиксировать опыт, влияя на целостное развитие детей. А соединение творческого поиска в процессе сочинительства на музыкальных инструментах с прикладной деятельностью (изготовление музыкальных инструментов), интеграцией с другими видами деятельности (развитие речи, театральная деятельность, художественно-прикладное творчество и др.) позволяет многосторонне воздействовать на детское художественно-эстетическое развитие.

Знакомство с народными инструментами, погружающих детей в волшебную страну звуков, способствует формированию у ребенка музыкального вкуса и действительных эстетических переживаний от музыки. Народные музыкальные инструменты помогают детям новыми глазами посмотреть на окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Рождается нежное и трепетное отношение к истории, традициям своего края и народа, формируется этническое самосознание человека.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают ребенка к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься им не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Постепенно ребенок подготавливается к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей. Народные музыкальные инструменты помогают образовывать через исполнительские формы связь традиционности и современного восприятия действительности.

Мир искусства. Мир творчества. Мир детства. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Поэтому когда ребенок идет по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию, то можно быть уверенным, что и в будущем он выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.

Дмитрий Рытов

56

Гармошка...

http://i060.radikal.ru/0906/20/4f67407059c0.jpg

Свернутый текст

Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Её биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев...
Ливенка - старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта. Ведь она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. И нет у нее точной даты рождения, не сохранилось имени её создателя, как нет таковых у ее землячки - плешковской игрушки.
В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на вооружение образец с немецким музыкальным строем, у которого, впрочем, бы был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты, Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.
Распространение ливенки не ограничивалось пределами одной Орловской губернии, в конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке и баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника.
Сначала ливенка была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.
На правой клавиатуре располагалось 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Эти, в своя очередь, делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны. Располагались они в один ряд.
На левой клавиатуре было всего 5 "лапочек" - одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположении звучали кварта или трезвучие.
С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-й или 1-й малой октавах - по договоренности мастера и заказчика - и назывались хрипками.
В верхней части встраивался дополнительный клапан - писчик, настроенный во второй октаве (обычно это доминанта основной тональности). Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. На сжим и разжим звучали два разных трезвучия. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцевой части - указательным пальцем левой руки.
Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры - 22-30 см высоты и 8-9 ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров.
Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники упирался различным орнаментом из соломки.
Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а миксолидийским, т.е. смешанным. Появление такого звукозаряда связано с особенностями местного фольклора. Диапазон ливенских гармоник различен. Г.Благодатов в книге "Русская гармонь" описывает ливенку с диапазоном 8 клавиш от "соль" 1-й октавы до "соль" 2-й октавы. В "Справочнике по гармоням" А.Мирека описывается инструмент с диапазоном 12 клавиш от "до" 1-й октавы до "соль" 2-й.
У ливенки, по словам В.И.Занина, очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту. Кроме того, у него оригинальные басы. Играешь - и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из "хрипунчиков", "барабанчиков", "пискунчиков". Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно выражает звучание.
Из рассказов старожилов известно, что в конце XIX в. гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителей слыл Вахнов. Он первым сделал попытку создать ансамбль гармонистов. Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Ивана Федоровича Занина, который начал делать ливенки еще в 70-е годы XIX века. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее.
После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И.Нестеров, М.В.Мохов, Д.В.Сопов.
В настоящее время в Ливнах есть один мастер по изготовлению и ремонту гармошек Кудрявых Константин Федорович.

57

http://s46.radikal.ru/i112/0906/6a/7e32edc5278f.jpg
Ансамбль гусляров существует с 1996 года. В состав ансамбля входят пять профессиональных музыкантов. Основу звучания составляют три вида гуслей: звончатые – шлемовидные, щипковые и клавишные. Так же в состав ансамбля входят ударные инструменты и билы (плоские колокола). Репертуар ансамбля весьма разнообразный: древнерусская, духовная, классическая музыка, обработки народных мелодий и оригинальные сочинения. В репертуаре коллектива кроме инструментальной звучит и вокальная музыка, которую исполняет солистка ансамбля, певица Маргарита Васильева. Ансамбль гусляров « Волшебные струны» ежегодно приглашают в Большой Кремлёвский Дворец на новогоднее торжество по случаю встречи гостей Президента России.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=qwhJivizpeg[/youtube]

58

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=l8wUCKNFUus[/youtube]

59

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=t2HKvtDMVJc[/youtube]

60

Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солист Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании Дмитрий Калинин.
http://i068.radikal.ru/0906/00/841bcfb5b283.jpg

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=yLtPVc9Ew6w[/youtube]


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История и музыка русских народных инструментов.