Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История и музыка русских народных инструментов.


История и музыка русских народных инструментов.

Сообщений 1 страница 30 из 100

1

В летописях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в “Истории Российского государства” пишет:”Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение их жизни есть музыка и что они берут обыкновенно в путь не оружие, а кифары или гусли им выдуманные”. С течением времени интерес к русским музыкальным инструментам не угас.

ИСТОРИЯ ГУСЛЕЙ
http://i045.radikal.ru/0905/47/1d5a21fc510f.jpg

Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях, возможно, под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличии от духовых и ударных.
Под именем гуслей в разных местах славянских земель понимают музыкальные инструменты разного типа. Так сербо - хорваты гуслями называют однострунный смычковый инструмент, у западных славян гуслями называются скрипкообразный смычковый инструмент.
Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой. Подобные по форме инструменты есть у финнов (кантеле), эстонцев (каннель), литовцев (канклес), латышей (куаклес).
Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они "яворчатые" или чаще "яровчатые". Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.
Эпитет гуслей "яровчатые" преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли "звончатые" вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. "Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали" ("Слове о полку Игореве").
В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годионович и новгородский гость Садко.
Следующую стадию развития гуслей представляют гусли - псалтырь, которые тесно связаны с музыкальной культурой русского духовенства. Их изображения в руках царя Давида имеются на миниатюре в славянской псалтыри, относящейся к XIII - XIV вв. Это, так называемые "шлемовидные" гусли.
На протяжении многих веков подобная разновидность гуслей была в обращении не только у духовенства, но и у скоморохов. После гонения на скоморохов в XVII в. гусли - псалтырь из народной среды почти исчезают и сохраняются вплоть до рубежа XIX - XX вв. в виде усовершенствованных столовидных гуслей лишь в среде духовенства и светских музыкантов.
Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором.
В самом начале нашего столетия петербургские музыканты и конструкторы О. У. Смоленский и Н. И. Привалов усовершенствовали звончатые гусли. Инструмент приобрел треугольную форму. Были созданы ансамблевые разновидности гуслей: пикколо, прима, аль и бас. Количество струн стало постоянным — 12—13. Уже в наше время советским гусляром Д. Локшиным были сконструированы звончатые гусли с хроматическим звукорядом.
Усовершенствованные столовидные гусли (или прямоугольные, щипковые) оказались гораздо сложнее звончатых. Количество струн у них колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд таких инструментов был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже. Такой разновидности гуслей доступны сложные многоголосные произведения.
В 1914 г. Н. П. Фомин сконструировал так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. При нажатии на клавиш одноименные струны во всех октавах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.
Клавишные гусли, наряду с щипковыми, до настоящего времени находят применение в русских народных оркестрах. К тому же, в настоящее время интерес к гуслям, как к сольному инструменту заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.

http://muz-orkestr.com/page.php?id=78
http://www.gusli.by/rus/history.html

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=KopIae38qeA[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=2Hbc_pmFoLc[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=pG4uf1zFO9U[/youtube]

2

ДОМБРА
http://s54.radikal.ru/i144/0905/da/1cbbf78b395a.gif

Домра - русский музыкальный струнный щипковый инструмент. О происхождении его известно не так много. Сведения о домре в России сохранились только в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Люди, игравшие на домре, назывались домрачеями. Именно с домрой, а вовсе не с балалайкой, как многие думают, бродили по земле Русской скоморохи лет 500 тому назад. В XVII веке для домры наступили тяжелые времена. Так, в "Памяти" верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику ирбитской слободы Григорию Барыбину от 13 декабря 1649 г. читаем: "А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тебе б то вся велеть выимать, и изломав те бесовские игры, велеть жечь; а которы люди от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги". По свидетельству немецкого путешественника Адама Олеария, не раз посещавшего Московию в первой половине XVII в., Патриарх Иоасаф I "запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены". Что же, на Руси и такое может случиться...
Трудно сказать, на чем играли народные музыканты в период с середины XVII до начала XVIII века, потому что только в XVIII веке появилась балалайка. А в конце XIX века замечательный русский музыкант-исследователь В. В. Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Именно по его указаниям было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас. Реконструированная трехструнная домра получила квартовый строй и полный хроматический звукоряд, а также, реабилитированная, включена в состав балалаечного ансамбля. В начале XX века Г. П. Любимов и С. Ф. Буров сконструировали семейство четырехструнных домр квинтового строя. С тех пор домра прочно заняла свое место в музыкальном мире.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=yn_frxisXiE[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=7vWJ1sBcvNg[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=-oYL_If5SPM[/youtube]

3

БАЛАЛАЙКА
http://s61.radikal.ru/i172/0905/9f/2cdd8c61687b.jpg
http://i026.radikal.ru/0905/e3/9e0c48025785.jpg

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Автор: Нефёдов Георгий
http://goshabagpiper.narod.ru/history.htm

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=XdqAuyIbyBk[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=rgwZeK9qGIw[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=9pZO4zIP4t0[/youtube]

4

БАЯН
http://s47.radikal.ru/i118/0905/43/ba9fe9d1a725.gif

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.

В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник - ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести мелодию .

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть "порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). И все же этот инструмент был еще очень далек от баяна.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время очень усложняет технику игры.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=aVUw67F054Q[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=1rCoaG_8wDo[/youtube]

5

Рожок
http://s51.radikal.ru/i134/0905/91/e7b1a1b067f6t.jpg

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое».

Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов». Впервые подробно рожок исследован Н. Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б. Смирнов, К. Бромлей.

Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, что позволяет возводить традицию рожечной игры к более раннему времени. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба.

Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.

Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно. Диапазон рожка немного больше октавы. Существуют 2 типа рожка: для сольной и ансамблевой игры.

Ансамблевые разновидности инструмента называются в народе «визгунок» и «бас». Они всегда настроены один относительно другого в октаву и имеют максимально и минимально возможный размер. Для сольной игры обычно используются инструмент средних размеров. К таким рожкам относится «полубасок».

Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные. Репертуар наигрышей обширен. Одних только пастушеских сигналов насчитывается несколько типов. Основное место в репертуаре занимают песенные наигрыши.

Рожок имеет разные названия — «пастушеский», «русский», «песенный». Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области.

В хоре Н. В. Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая — основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках.

Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля. Этот хор совершил многочисленные поездки по различным городам России и с большим успехом выступал на Международной выставке в Париже в 1884.

Во второй половине XIX — начале ХХ в. ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях.

В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.

http://folkinst.narod.ru/rozok.html

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=hCR8rjgsP08[/youtube]

6

ЖАЛЕЙКА
http://i059.radikal.ru/0905/99/1af1161b78f7t.jpg

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» — поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях.

Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.

http://folkinst.narod.ru/zaleyka.html

7

СВИРЕЛЬ
http://s57.radikal.ru/i157/0905/aa/9219d939a0e4.jpg

Свирель — русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В Европе в придворном музицировании (XVIII в.) укрепилось его название — «продольная флейта».

На протяжении многих веков конструкция флейты подвергалась изменениям. Каждая народность вносила в этот инструмент свои национальные особенности, поэтому у разных народов он имеет свое название. У башкир это «курай», у узбеков «най», у беларусов «дудка», «флуэр» у молдован, «сотгилка» у украинцев, «саламури» у грузин, «свирель» у русских.

Продольную флейту изготавливали из различных материалов: тростника, глины, кости, дерева, бамбука, металла и даже из серебра, фарфора и хрусталя. На Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель», поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».

Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951-1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI в., имеет ширину 22,5 см. и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV в., она имеет длину 19 см. и только 3 игровых отверстия.

Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.

Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.

Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.

В первые годы нашего столетия В. В. Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.

http://folkinst.narod.ru/svirel.html

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=sYo281CSFwo[/youtube]

8

КУВИКЛЫ
http://s39.radikal.ru/i086/0905/91/949b36dc38ea.jpg

Флейта травы

Флейта травы - многоствольная продольная флейта. Роль свистка выполняют губы играющего и край игровой трубки, об который и разбивается струя выдыхаемого воздуха.
Многоствольные "ступенчатые" флейты в основном называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога лесов, полей и трав Пана. В самой Греции ее называют "сиринкс". У каждого народа для этого инструмента свои названия. У русских - "кугиклы"/"кувиклы"/"кувички", у грузин - "ларчеми"/"соинари", в Литве - "скучудай", в Молдавии и Румынии - "най" или "мускал", у латино-американских индейцев - "сампоньо", в Великобритании - "panpipes" или "pan-flute".

http://www.mnogo-neb.narod.ru/panflute.html

9

ВАРГАН
http://s57.radikal.ru/i156/0905/26/79bed26bf978.gif

Варган (от лат. «organum» — музыкальный инструмент) — один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые.
История варгана, музыкального инструмента существовавшего практически на всех континентах, уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена в эпоху мезолита приблизительно IX-XII тысяч лет назад. Человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли ударяя пальцами или палочками по тетиве.
Предком современного варгана был так называемый пластинчатый варган. Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук.
Но вот появились металлические варганы. Они вначале были похожи на пластинчатые, но постепенно видоизменились. Для большей выразительности звучания и усиления громкости к инструменту была добавлена металлическая рамка — дуга. Такие варганы стали называться дугообразными или дуговыми, именно им исполнители отдают предпочтение по сей день.
Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в Словаре Российской Академии Наук за 1789 год: «Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску».
Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до тридцатых годов ХХ века у многих народов Севера и Дальнего Востока, а также у народов тюркской группы. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его.
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.
Республика Саха (Якутия) — один из главных мировых центров изготовления варгана и игры на нем. Варган — хомус (тюрк. «музыкальный инструмент») — здесь считается инструментом, способным передать любые человеческие чувства. Музыка основывается не на мелодии, а на выражении исполнителем своих эмоций, на воспроизведении характерных настроений, имитации звуков природы, иногда на лирическом повествовании — когда через варган проговариваются слова (этот прием называется «говорящий варган»).
Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия.
К концу XIX века искусство варганной игры потеряло свою актуальность, и в начале ХХ века дугообразный варган исчез с европейской музыкальной сцены. Это было вызвано рядом объективных причин. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал первую губную гармонику. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов интерес к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с начавшимся процессом возрождения этнических культур, с новыми увлечениями эзотеризмом. В Якутии в 1970-х годах варган-хомус стал популярным благодаря усилиям якутского исполнителя Ивана Алексеева. Возрождившийся интерес к инструменту привёл к организации межународного фестиваля варгана, первый из которых состоялся в 1984 г. в США.
Сегодня в России (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии, Норвегии, США и других странах, где развито искусство игры на варгане существуют различные общества варганистов. Очень популярен варган ( по-украински и белорусски дрымба) на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.
Восхищение игрой на варгане проходит через все времена и страны, варганная музыка пронизывает все музыкальные стили. Современные варганисты склонны не только к виртуозным импровизациям — многие занимаются интереснейшими экспериментами, связанными с авангардной и обертоновой музыкой. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века.

http://www.vargan.ru/vargan/index.shtml
http://folkinst.narod.ru/vargan.html

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=WCu0Tpkj-yY[/youtube]

10

ЛОЖКИ
http://s56.radikal.ru/i151/0905/d9/3f86845ddf36.jpg

Ложка... столовый прибор, без которого уже трудно представить себе трапезу. Конечно, можно есть вилкой, но вот многое из того, что едят ложкой не всегда можно есть вилкой, а ложкой есть можно практически все. Поистине универсальный столовый прибор. Откуда появилось само русское слово "ложка"? Якобы от слова "лог"  - овраг, углубление.  Из чего делали ложки - в каждой стране из того, чего было больше - в Египте из дерева и слоновой кости, в Греции из ракушек, бронзы и серебра.  Аристократы и короли пользовались ложками из золота и серебра.  В России же ложки были деревянными. У Даля упоминаются ложки: боская, разливная, межеумок,  тупоносая, полубоская, носатая, белая, тонкая, бутырка и так далее. Интересные названия и современным людям свосем непонятные. С ложками связано много интересных обычаев и курьезных вещей.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Так на Руси существовал обычай: мужчине во время родов его жены вручали столовую ложку и заставляли есть смесь из горчицы, перца, хрена, соли, уксуса и сахара, чтобы тот почувствовал, каково приходится его жене. Ох и тяжко было наверно есть подобную баланду.
Существует некое  пособие для молодых отцов, желающих научиться кормить ребенка: "Удалите мякоть из дыни, проделайте сбоку небольшое отверстие размером с шарик для настольного тенниса. Подвесьте дыню к потолку и раскачайте. А теперь пытайтесь засунуть ложкой размоченные в молоке холопья в раскачивающуюся дыню." 
Бурлаки носили ложку за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду.
Ну и как же не вспомнить игру на ложках!  С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте и в обрядах. Использование  инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, самоварные трубы,  всё, что может издавать звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента  не установлено. Первые сведения о них появляются в конце 18 века, некоторые исследователи считают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.
В старой России посуда была в основном деревянная (фарфор появился уже ближе к 19 веку, металл был дорог и все это было доступно лишь богатым). Точение посуды и ложкарный промысел (изготовление ложек) были по всей России и имелось порядка десятка типов ложек (полубаская, баская,  межеумок, носатая, серебрянка, загибка, а также более дорогие ложки  - кленовые и пальмовые), кроме того выпускалось  несколько типов ковшей (наливка, козьмодемьянский, скопкарь с двумя ручками) и так далее. В Вологодской губернии в середине19 века  производство деревянной посуды давало заработок около 6 тысяч рублей серебром. В начале 20 веке  ложкарное производство и точение чашек в основном сосредоточилось в Семеновском уезде Нижегородской губернии (откуда и идет знаменитая  "Хохлома") и Макарьевском  -  в каждом мастерами умельцами изготавливалось  до 150 миллионов деревянных ложек.

11

БУБЕН
http://s51.radikal.ru/i131/0905/ab/2744be01d660.jpg

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. О шаманских бубнах можно прочитать на разных сайтах, хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси.

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее".

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

http://www.folkmusic.ru/buben.php

12

ТРЕЩЕТКА
http://i055.radikal.ru/0905/ac/c196cf8a2b3c.gif

Среди музыкантов ещё до сих пор существует убеждение, что трещётка принадлежит к числу новейших ударно-шумовых инструментов, введённых в оркестр совсем недавно. В самом деле, чуть ли не впервые трещётка была применена Рихардом Штраусом в Забавных приключениям Тиля Уленшпигеля на исходе 1894 или в начале 1895 года, и именно ему была ошибочно приписана честь стать первым. Но никто тогда не вспомнил, что несколькими годами раньше, в 1891 году, этим инструментом воспользовался уже П. И. Чайковский в своём балете Щелкунчик. Автор, со свойственной ему скромностью осторожно указал на страницах своей замечательной партитуры, что трещётка «есть инструмент, употребляемый в детских симфониях Гайдна и Ромбэрга, и что достать её можно в каждом музыкальном магазине». И никто, вероятно, не вспомнил, что та трещётка, которой издавна пользовались в «детских симфониях» и которую так прославил сначала Иозэф Гайдн, а затем в подражание ему и Бэрнхард Ромбэрг (1767-1841), и которой относительно так недавно воспользовались в оркестре Чайковский и Штраус, насчитывает за собой чуть ли не одиннадцать столетий... О Бетховене здесь не приходится говорить,- о нём вообще забыли, и если упомянуть о том, что среди европейских симфонистов он, несомненно, раньше всех воспользовался трещёткой в Сражении при Виттории, то такое утверждение легко может показаться досужей шуткой. Но на самом деле это действительно так и есть.

Тем не менее, справедливость требует признать, что трещётка, под именем систра, была известна уже в Египте. Как гласит история, египетский систр состоял из подковки, в стенках которой было просверлено несколько боковых отверстий со вставленными в них металлическими стерженьками, унизанными тремя или четырьмя кружками. Снаружи стерженьки были загнуты так, что при сотрясении производили постукивающий шум. Первоначально систр участвовал в древне-египетских богослужениях и его шумом молящиеся женщины - по их поверию - отгоняли от себя злых духов. Впоследствии систр получил распространение почти у всех народов, населявших берега Средиземного моря, не говоря уже о народах Северо-Восточной Африки и Юго-Восточной Азии. Однако, собственно трещётки в прямом, вернее,- современном смысле у египтян не было. Систр, судя по его устройству, долженствовал производить некий постукивающий или позвякивающий шум, и, принимая участие как а священных, так и народных празднествах, явился прообразом многих инструментов подобного рода.

Тем не менее, самая история возникновения трещётки несколько необычна. Во времена преследования первых христиан османами, последние запретили им пользоваться колокольным звоном, но поскольку колокола входили составной частью в круг церковного уложения, и без них не могло обойтись ни одно богослужение, то пришлось искать каких-то иных средств заменить колокола. Надо- думать, что этим «заменителем» в первую очередь оказался сэмантэрион, - развившийся, по видимому, из более древнего клепала или колотушки, и к XV столетию превратившийся в собственно трещётку. Позднее, сэмантэрион или, как полагают французы, именно трещётка,- они отождествляют эти понятия,- из греко-восточных монастырей перешла в католическую церковь и под именем трещётки - Raganella, прочно вошла в ритуал пасхальной недели. Трудно теперь вполне точно проследить именно это преобразование и с полной несомненностью сказать, когда колотушка или трещётка перестала выполнять обязанности запрещённого мусульманами колокола и когда она перекочевала в лоно католической церкви, став там, наряду с бубенцами, участником пасхального богослужения. Вполне возможно, что именно в этом случае и не было никакого заимствования, но по ходу событий того времени едва ли будет ошибкой допустить указанную преемственность. Попутно любопытно заметить, что в Нидерландах трещётка не так ещё давно применялась для менее «возвышенных» целей - ею пользовались в качестве звукового сопровождения, сопутствовавшего перевозке мусора, а в Англии трещёткой ещё с давних пор пользовались ночные сторожа.

Возвращаясь к затронутому вопросу, можно сказать, что если Чайковский искал в трещётке только безобидную детскую игрушку, способную воспроизвести звук, сходный с пощёлкиванием орешков, то Штраус, напротив, был весьма далёк видеть в ней невинную забаву. Он стремился к мощному и усовершенствованному «орудию производства нарочитого шума», могущего своим жёстким похрустыванием расколоть всю упругую звучность оркестра надвое... Правда, Курт Закс даёт совершенно «очаровательное», но безусловно не известное русским людям название трещётки именно в русском языке - «тршетка» и «грешотка» ,-пытается убедить читателя, что в монастырях применялась «большая трещётка», а в детских симфониях - «маленькая», и только у Штрауса в Тиле Уленшпигеле была использована «средняя» её разновидность.

В конечном итоге дело ведь не в том, каких размеров трещётка у Штрауса. Вопрос стоит глубже, коль скоро касается в большей степени художественной стороны музыки, а не техники воспроизведения звука. Чаще всего участие трещётки в симфонической музыке представляется мало желательным. Её звук-грубый или нежный,- всегда порождает ощущение её полной несовместимости с общим содержанием данного отрывка музыки. Трещётка во всех случаях вносит некий разлад и порождает некую легковесность и поверхностность, и трудно представить себе случай, чтобы этот инструмент вполне соответствовал смыслу какого-нибудь особенно проникновенного произведения в роде Патетической симфонии Чайковского или Поэмы огня Скрябина. Область её участия оказывается в значительной мере ограниченной содержанием самой музыки и её место в оркестре в лучшем случае там, где больше всего преследуется разнообразие и острота звучания в самом широком смысле слова. Именно в таком направлении можно пользоваться трещёткой более или менее свободно, но при этом никогда не придётся забывать, что впечатление ею воспроизводимое, может оказаться далеко не тем, каким оно представлялось первоначально. Это - несомненно.

Устройство трещётки очень просто. Она представляет собою прямоугольный ящичек, а теперь часто шестигранную или круглую коробочку, с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка сделан прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка. Свободный конец её, покоясь на зубце шестерёнки, с треском щёлкает, как только последняя приводится в движение. Тут же полезно заметить, что звук трещётки, в соответствии с весьма удачным замечанием Курса Закса, не столько потрескивает, сколько пощелкивает, а сила звука - зависит не только от размеров ящичка, заменяющего собою в данном случае резонатор, но и о г величины зубцов, упругости пластинки или проще - силы ,её давления на зубцы шестерёнки, и скорости вращения ящичка вокруг рукоятки, позволяющей соответственно увеличивать частоту обрыва пластинки. Ясно, конечно, что скорость вращения именно при этих условиях всегда прямо пропорциональна силе звука.

Но для большей точности и в дополнение к тому, что было уже сказано, можно ещё только заметить, что обе разновидности трещётки по-разному достигают цели. Первая, которая звучит грубо и очень пронзительно, держится рукою исполнителя так, чтобы резким взмахом заставив вращаться ящичек, сделать требуемое количество оборотов Напротив, вторая, применяемая сейчас в небольших оркестрах, укрепляется неподвижно и приводится в действие при помощи маленькой рукоятки. Её звук напоминает отдалённое стрекотанье жнейки, он значительно мягче и изящнее, и потому лучше вяжется с общей оркестровой звучностью. Наконец, современная трещётка, построенная Людвигом в ту пору, когда оба брата - Уильям-Фрэдерик и Тэобальд-Рудольф Людвиг (Ludwig, 1889-1917) были совладельцами всемирно известной фирмы ударных инструментов,- выглядит несколько иначе. Первая разновидность, известная под именем Rotary Rattle, своим видом очень напоминает большую рулетку. Она сделана из стали и браса - сплава меди и цинка, а сверху покрыта тонким слоем никеля. Звук её обладает большой силой и действует она значительно лучше всех прочих трещёток. Вторая разновидность, в отличие от первой называемая Wood ratchet или Wood rattle, применяется в малых, шуточных, детских и радио оркестрах, и обладает задорным, несколько поверхностным звуком. Устройство этой трещётки сложнее. Она представляет собою зубчатое колесо с рукояткой, укреплённое на вершине четырёх, наклонно поставленных в виде греческой буквы «А деревянных пластинок, действующих последовательно. Всё это сооружение, в котором все деревянные части выточены из каменного клёна - rock maple, заключено в стальную коробочку, верхняя поверхность которой отсутствует и, следовательно, открывает всю действующую часть инструмента. При помощи винта и плечика эти трещётки легко прикрепляются к большому барабану или, если это не очень удобно, - а в большом симфоническом оркестре это не всегда уместно, - к спинке обыкновенного стула.

http://musicbox.narod.ru/levitsky/tr.htm

13

Музыкальная коллекция

http://folkinst.narod.ru/muzik.html

14

Оркестр русских народных инструментов им. В.Г.Бабанова
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=_-5RV4oWfrM[/youtube]

15

Оркестр народных инструментов - "Ватра"
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=B4Ig55lbV4Y[/youtube]

16

Калинка» - ансамбль русских народных инструментов из города Кимры

http://www.dubna.ru/60/187.html

17

Струны для русских народных инструментов. Прошлое и настоящее.
http://i064.radikal.ru/0905/f2/ed010b8b6ae4.jpg

Свернутый текст

Приходилось ли вам задумываться о том, какова роль струн в жизни струнного инструмента? Не погрешу против истины, если скажу, что какого бы уровня ни был инструмент, его звучание существенно зависит от качества и правильного подбора струн. Струны являются первоисточником гармонических колебаний, благодаря которым и звучит музыкальный инструмент, являющийся, по сути, только усилителем и фильтром тех гармоник, которые выдают струны. И хотя инструмент может подчеркнуть или ослабить те или иные зоны спектра звука, придав ему большую красоту и выразительность, но если их нет в струне, то и усиливать инструменту будет нечего. Даже самый лучший инструмент с глухими и фальшивыми струнами будет сразу признан негодным. В равной мере это относится к щипковой группе, в которую входят семейства домр и балалаек.

Говоря о струнах, нельзя пройти мимо истории становления, а точнее – возрождения самих русских народных инструментов, связанной с именем музыканта и выдающегося подвижника В.В.Андреева (1861-1918). Не углубляясь в историю происхождения балалайки и домры, отметим, что хотя эти инструменты насчитывают не одно столетие существования, в российской истории бывали времена, когда на долгие годы они были запрещены властями и выпадали из культуры народа. В конце XIX века, в период небывалого всеобщего интереса к национальной культуре, и в том числе к народной музыке, оказалось, что в России практически утрачены исторические прототипы народных инструментов, по которым можно было бы воссоздать их конструкцию. Тщательно исследовав сохранившиеся варианты относительно старых балалаек, Андреев остановился на треугольной и трехструнной конструкции инструмента. И хотя первая концертная Андреевская балалайка (1887 г.) имела на грифе пять традиционных «вязаных» ладов, перемещая которые можно было исполнять музыку в ладовых строях, довольно быстро музыкант пришел к мысли, что выбор все же должен быть сделан в пользу хроматической модели, гриф которой имел бы врезные металлические лады, подобно грифу гитары или мандолины. Именно такой инструмент по мнению Андреева, мог стать профессиональным, отвечающим современным требованиям исполнительского искусства. И хотя, с моей точки зрения, мензурная концепция семейства балалаек  не была продумана ее создателем, Андрееву удалось воплотить в жизнь свою идею создания "русского оркестра", который имел оглушительный успех, как в России, так и за ее пределами. Можно сказать, что во многом благодаря этому человеку балалайка сегодня стала такой же визитной карточкой России, как водка, матрешка и Русский балет. Новые домры были изготовлены несколько позднее балалаек (1896-1900), поэтому сразу стали хроматическими с врезными металлическими ладами.

Нельзя не упомянуть о том, что создание "русского оркестра" было бы невозможным без участия талантливых лютьеров (изготовителей музыкальных инструментов) В.В.Иванова, Ф.С.Посербского и С.И.Налимова, которых в разное время Андреев и другие музыканты его оркестра, привлекали к работе по созданию новых версий домр и балалаек на основе старинных народных инструментов. Под руководством маэстро этими лютьерами было создано более десятка разновидностей инструментов конструкция которых дожила до наших дней почти без изменений, причем лучшие их них до сих пор служат образцами. Также обязательно вспомним и соратника Андреева Н.П.Фомина - автора не только мензурной концепции инструментов семейства 3-струнных домр, но полноценного соавтора "Великорусского оркестра".

ЖИЛЬНЫЕ / КИШЕЧНЫЕ СТРУНЫ

С незапамятной древности и вплоть до середины XIX века для большинства струнных инструментов использовались струны, изготовленные из натурального животного сырья, которые также служили в качестве так называемых "вязаных" ладов. Гораздо реже в исторических источниках встречаются упоминания также о кожаных, медных, шелковых и сплетенных из растительного сырья (пеньки, конопли и даже крапивы) струнах. И хотя никаких сведений о специализированных струнных производствах в Средние века на Руси автору статьи найти не удалось, производство так называемых "жильных струн" весьма вероятно существовало наряду с производством жильных нитей для кожевенных целей, тетивы для луков и т.п.

Говоря о музыкальных струнах средневековья, нам придется невольно коснуться вопроса терминологии. Дело в том, что в настоящее время жильными струнами в России неверно называют струны кишечные (сделанные из кишок животных, главным образом овец). И те и другие струны имеют животное происхождение и схожий внешний вид, но технологии их производства абсолютно разные. Производство жильных струн из сухожилий парнокопытных животных было известно еще до нашей эры. Оно не требует большого количества приспособлений, серных камер и воды со специальными свойствами, как производство кишечных струн, которые при соблюдении всех тонкостей технологии, по своим музыкальным и прочностным параметрам почти не уступают суперсовременным синтетическим материалам. Кстати, именно благодаря усовершенствованию технологии обработки овечьих кишок, разработанной струнных дел мастерами Италии в XV-XVIII вв., изготовители музыкальных инструментов этой страны смогли создать такие совершенные инструменты как скрипка и мандолина, первые струны которых могли довольно длительное время выдерживать высокую настройку.

Очевидно, что в условиях средневековой России, имеющей недостаточно развитое по сравнению со странами Европы промышленное производство, распространение могли получить не кишечные, а именно жильные струны. Их производство существовало в России по крайней мере до середины XIX века, когда наладившийся широкий товарообмен нашей страны с Европой позволил импортировать в Россию более пригодные для музыкальных целей кишечные струны, и производство жильных струн постепенно сошло на нет. Из-за похожего внешнего вида кишечные струны стали именовать жильными, и этот неправильный, но привычный термин закрепился за типом струн, не имеющим никакого отношения к жилам/сухожилиям.

Как уже было сказано, кишечные струны привозились в Россию из-за границы, самые качественные из Германии, Франции и Италии - стран, где их производство было поставлено с давних времен[4]. В России первые попытки создания профессионального цеха по выпуску музыкальных, или как тогда говорили - «гармонических» кишечных струн также были связаны с иностранной технологией. В начале XX века в Полтавской области был создан небольшой струнный цех, организованный немецким струнным мастером из Маркнейкирхена/Markneukirchen – города, издавна славившегося своими музыкальными ремесленниками (известно, что в 1912 году в цехе под Полтавой работало 7 мальчиков-подростков). По-видимому, именно на базе этого цеха было впоследствии создано более крупное струнное производство при мясном комбинате в городе Полтава в 1928-29 гг. (см. далее).

Кишечные и жильные струны многие столетия верно служили музыкантам, но постепенно, с внедрением в струнное дело сначала стальных (в середине XIX века), а позже синтетических (в середине XX века), доля струн из животного сырья стала быстро сокращаться, и сегодня их можно лишь изредка встретить на смычковых инструментах (чаще всего в ансамблях старинной аутентичной музыки) и иногда арфах.
Использование кишечных струн для русских народных инструментов прекратилось не позднее середины XX века.

СТАЛЬНЫЕ СТРУНЫ

Технология изготовления стальных струн также пришла в Россию из Европы примерно в середине XIX века. Несмотря на то, что еще с середины XVIII века сталь здесь применялась при производстве рояльных струн, в силу определенных технических причин она долгое время не использовалась для изготовления струн тонких сечений, которые требовались для большинства струнных инструментов, таких как скрипка, гитара, мандолина и т.п. Ее активное применение стало возможным только благодаря изобретению в 1835 году высокоуглеродистой стали[5], которую отличали высочайшая прочность в сочетании с упругостью и пластичностью. Лучшие стальные струны также привозились из-за границы. В Москве, Санкт-Петербурге и Риге до 1917 года их, наряду с шелковыми и кишечными, широко представляла фирма Циммерман. Она же продавала ноты и различные музыкальные инструменты, в том числе балалайки и домры, сделанные руками российских кустарей, а также привозила в Россию импортные мандолины, гитары, цитры и духовые инструменты.

Многие музыканты, особенно представители неклассических жанров, довольно быстро оценили преимущество стальных струн - по сравнению с кишечными, они были более звонкими, реже рвались, меньше вытягивались и реагировали на изменение влажности и температуры, хотя и имели недостатки: были более жесткими на ощупь, ржавели и требовали от музыкантов определенного привыкания. Отметим, что именно благодаря использованию стальных струн в России прославилось звучание "цыганских" гитар.

И хотя сегодня невозможно определить, когда сталь впервые начали применять для русских народных инструментов, судя по каталогу фирмы Циммерман, в самом начале XX века для домр уже использовались исключительно стальные струны, а для балалаек как кишечные, так и стальные (у балалайки прима кишечными были 2-я и 3-я струны «ми», а у секунды 1-я струна «ре»).

СИНТЕТИЧЕСКИЕ СТРУНЫ

Из всех струнных русских народных инструментов синтетические струны в настоящее время используются только на балалайке прима (две нижние унисонные струны МИ), да и то только в академической музыке.

Изобретение в 50-х годах XX века высокопрочного синтетического волокна на многих щипковых инструментах позволило отказаться от традиционных кишечных струн, которые были слишком чувствительны к изменению влажности и температуры. До сих пор синтетические струны часто  называют нейлоновыми, по названию торговой марки материала, впервые появившимся на этом рынке, хотя среди них много разновидностей, отличающихся различной степенью упругости, прозрачности, прочности и т.п. Исполнители на балалайке прима приобретают для своих инструментов струны МИ от гитарных комплектов, где они соответствуют 3-й струне СОЛЬ. Эти нейлоновые струны выпускают как калиброванными/шлифованными, так и некалиброванными/нешлифованными, разных диаметров и даже цветов. В настоящее время выбор нейлоновой лески поистине огромен и профессиональному музыканту порой требуется достаточно долгое время, чтобы подобрать для своего инструмента наиболее подходящий вариант.

В самом конце XX века в Европе были разработаны синтетические струны нового поколения (карбон/флюрокарбон) на базе изобретенного в Японии синтетического материала повышенной плотности. Плотность карбона выше, чем у нейлона и его аналогов на 70%, благодаря чему при той же силе натяжения что и нейлоновые эти струны обладают более тонкими диаметрами. Так карбоновые МИ будут иметь диаметр 0,77мм при аналогичной силе натяжения со стандартной нейлоновой струной 1,00мм, а усиленная карбоновая МИ диаметром 0,86 мм из комплекта фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ соответствует силе натяжения нейлоновой струне диаметром 1,12 мм!. Главным достоинством карбоновых струн является их отличная звонкость и более длинная "педаль", а недостатком - заметно более высокая стоимость. Но, несмотря на это, в последнее время все большее число профессиональных балалаечников предпочитают использовать именно эти струны МИ.

СТРУННОЕ ДЕЛО В СССР

После революции, с прекращением поставок струн из-за границы, в СССР было открыто несколько струнных производств, первое из которых в Полтаве- в регионе, где, как уже говорилось, не только имелись хорошие природные условия для переработки овечьего сырья для производства кишечных струн, но и существовала, открытая еще до Революции первая в России кустарная мастерская. Этот относительно большой цех (более 50 работников) производил кишечные струны не только для музыкальных инструментов, но также и для теннисных ракеток. И хотя непосредственно для балалаек струны этот цех не выпускал, музыканты в 30-60 годы подбирали себе кишечные полтавские струны, изготовленные для других инструментов.

Одним из первых советских струнных производств можно назвать также струнный цех Фабрики щипковых инструментов имени А. В. Луначарского в Ленинграде, выпускавший струны на стальной основе (подробных сведений найти не удалось).

История изготовления струн в послевоенное время неразрывно связана со струнным цехом Художественно-производственных мастерских Государственного академического Большого театра. Созданный в 40-х годах при участии известного скрипичного лютьера Т.Ф.Подгорного, цех вначале специализировался на производстве кишечных струн с обмоткой для скрипки и альта, но к середине 50-х годов освоил, при участии известного домриста-виртуоза  Владимира Андриановича Яковлева, также технологию производства стальных струн для русских народных инструментов, которые стали на многие десятилетия эталоном качества для музыкантов СССР. И хотя в это время струны для домр и балалаек продолжали выпускаться несколькими струнными цехами, а также отдельными Лютьерыми-надомниками, качество продукции мастерских БТ считалось все же лучшим. Удивительно, как эти струны, ничем конструктивно не примечательные, изготовленные из среднего по качеству отечественного сырья, завоевали к себе такое уважение в среде профессионалов, хотя нельзя не признать, что Лютьеры БТ работали на совесть и не гнались за количеством в ущерб качеству.

СТРУННОЕ ДЕЛО В НОВОЙ РОССИИ

С возникновением в 90-х годах рыночной экономики у российских музыкантов появился более широкий выбор - на прилавки музыкальных магазинов хлынул поток товаров иностранных производителей, в том числе и струн. Однако меньше всего это изобилие затронуло русские народные инструменты, где импорт был представлен только дорогими струнами для домры малой и балалайки прима (с фотографиями на упаковке известных российских музыкантов А.А.Цыганкова и П.И.Нечепоренко) одной малоизвестной немецкой фирмы. Как уже отмечалось выше, больше других повезло исполнителям на балалайке прима – они очень быстро забыли о дефиците качественных вторых и третьих струн МИ, получив возможность приобретать в музыкальных магазинах леску, которая идет на третью гитарную струну.

Большинству же других музыкантов-народников, использующих струны на стальной основе, пришлось, и еще долго придется полагаться главным образом на отечественную промышленность. Но все не так плохо. Несмотря на то, что сегодня выбор народных струн не столь широк по сравнению с гитарными, нельзя не признать, что с каждым годом дела в этой области идут все лучше. Постепенно музыканты-народники начинают забывать советские времена, когда струны для домры и балалайки нельзя было купить в музыкальных магазинах. В условиях конкуренции новые отечественные производители неплохо решают задачу восполнения дефицита качественных «народных» струн, внедряя в струнное дело современные технологии и материалы. Со временем новичкам удалось не только превзойти технологический уровень мастерских Большого театра, но и предоставить музыкантам гораздо более широкий ассортимент струн.

Говоря о современном положении дел этого легендарного в советское время струнного производства, приходится с сожалением констатировать, что оно явно не было готово к перестройке своей работы в новых экономических условиях на фоне стремительного сокращения числа народных коллективов и растущей конкуренции. В 90-е годы персонал цеха сократился в несколько раз. С уходом на пенсию начальника цеха Л.Н.Антоновой, отдавшей струнному делу более 50 лет жизни, несколько оставшихся мастеров работают неполный день, в цехе наблюдаются постоянные перебои с поставкой сырья, из-за чего допускаются нарушения в технологии – одном из важных критериев качества любой продукции. От полного закрытия цех БТ пока еще спасает государственная поддержка, которая выражается в бюджетных субсидиях (грантах) работникам театра...

Осенью 2006 года струнный цех БТ был окончательно закрыт.

http://www.gmstrings.ru/russian/article … olkStr.htm

Отредактировано Sadko (Вс, 24 Май 2009 17:48:42)

18

Sadko, молодец, шикарная и позновательная тема)))) обажаю Русские народные инструменты, да и не только, вообще фольклёр это такая, как бы вырозится, "вечно живая", наверное будет самое правильное высказывание, музыка!!!!

19

мне тоже нравится  живая музыка,а если бы ещё концерт был на удице, вообще красота :cool:

20

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=_ZOQEG1DY5E[/youtube]

21

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=llgXi8PsYIQ[/youtube]

22

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=KUmIJh8wvEE[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=FeR94QRPsMA[/youtube]

23

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=K47m-2Q_q44[/youtube]

24

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=bOeMR3wSbRE[/youtube]

25

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=z2kDU0gL77I[/youtube]

26

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=7jVbvcjb9Bo[/youtube]

27

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=u4Q-W1UuYxM[/youtube]

28

Какой же американец не хочет сыграть на балалайке, домбре и гуслях?

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=J_y65LzcaZc[/youtube]
Музыкальное общество «Вашингтонская балалайка» было основано в 1988 году группой местных музыкантов, которые стремились изучать и играть музыку из России, Украины и стран Восточной Европы, используя старинные русские народные инструменты.

Оркестр общества «Вашингтонская балалайка» организован по принципу симфонического оркестра. В настоящий момент дирижер оркестра – Светлана Никонова. В оркестре используются балалайки, домры, баяны, аккордеоны, гусли, флейты, гобои, фаготы, а также классические и народные ударные инструменты.

Оркестр дает около десяти концертов в год, а также выступает во время фестивалей, в парках, музеях, церквях, университетах. Оркестр играл в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне, в Карнеги-Холл в Нью-Йорке, в посольстве России и на многих других концертных площадках.

Несколько участников оркестра рассказали Русской службе Голоса Америки о своем увлечении.

Джин Бом: «В этом году оркестр празднует двадцатилетний юбилей. Когда мы начинали, нас было восемь человек и мы репетировали в подвале. Сейчас в нашем оркестре пятьдесят музыкантов. Это люди, которые любят музыку. Наш состав очень разнообразный. В нём играют люди разного возраста, разного происхождения и образования, но всех нас объединяет любовь к музыке, мы просто получаем наслаждение.

Когда мне было 5 лет у моей мамы были духи под названием «Балалайка» и мне очень нравился их запах. И сейчас их можно купить в интернете.
А у отца была старая пластинка с хором Красной армии. Он её часто слушал, и очень любил. Мне это так запомнилось, что когда в начале семидесятых я побывала в России, то купила там балалайку. Привезла её с собой и двадцать лет искала того, кто мог бы научить меня играть. А теперь это моя страсть».
Элизабет Ховард: «Друзья зовут меня Лиза. Пятнадцать лет назад я познакомилась с русской пианисткой по имени Женя. Я тогда учила русский язык и брала у неё уроки гитары. Я узнала, что она играет в этом оркестре и мы с мужем пошли на концерт.
Мы тогда просто влюбились в эту музыку и вот уже два года мы с мужем здесь играем. Мой муж – на гуслях, а я играла на балалайке-альт, а в данный момент учусь игре на домре-тенор.
Не знаю почему, но я всегда интересовалась Россией, даже когда была совсем маленькой. Мне интересна русская культура, литература. Впервые я побывала в России в 1973 году, а через двадцать лет во второй. С тех пор я ездила в Россию три раза».
Макс Маккола: «Я со дня основания являюсь директором и музыкантом оркестра. В течение 12 лет был и дирижером. Теперь я на пенсии, но продолжаю заниматься оркестром, всё свое время отдаю музыке, это - мое пожизненное хобби и моя большая любовь.
Я всегда считал, что самый лучший способ укрепления взаимопонимания и связей между нашими народами – это сотрудничество в сфере культуры, музыки. И я именно к этому всегда стремился. Я часто ездил в Россию, возил туда музыкальные группы. Мы хотели показать россиянам, что мы понимаем и ценим русскую музыку – и даже можем ее играть».

Фрэнсис Файт: «Эта музыка берет тебя за сердце. И я особенно ценю то, что играю в коллективе единомышленников. Я обнаружила в себе сильные стороны, которые, мне кажется, идут на пользу нашему оркестру. Каждый вносит свой вклад, и получается удивительно красивая музыка. Конечно, огромная заслуга в этом нашего дирижера Светланы Никоновой. Хорошо! Спасибо!»

http://www.voanews.com/russian/archive/ … 2008-10-02

29

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=FJzTETzdVkY[/youtube]

30

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=AxpnRrGgU_4[/youtube]


Вы здесь » Муравейник » Музыкальная шкатулка » История и музыка русских народных инструментов.