Приходилось ли вам задумываться о том, какова роль струн в жизни струнного инструмента? Не погрешу против истины, если скажу, что какого бы уровня ни был инструмент, его звучание существенно зависит от качества и правильного подбора струн. Струны являются первоисточником гармонических колебаний, благодаря которым и звучит музыкальный инструмент, являющийся, по сути, только усилителем и фильтром тех гармоник, которые выдают струны. И хотя инструмент может подчеркнуть или ослабить те или иные зоны спектра звука, придав ему большую красоту и выразительность, но если их нет в струне, то и усиливать инструменту будет нечего. Даже самый лучший инструмент с глухими и фальшивыми струнами будет сразу признан негодным. В равной мере это относится к щипковой группе, в которую входят семейства домр и балалаек.
Говоря о струнах, нельзя пройти мимо истории становления, а точнее – возрождения самих русских народных инструментов, связанной с именем музыканта и выдающегося подвижника В.В.Андреева (1861-1918). Не углубляясь в историю происхождения балалайки и домры, отметим, что хотя эти инструменты насчитывают не одно столетие существования, в российской истории бывали времена, когда на долгие годы они были запрещены властями и выпадали из культуры народа. В конце XIX века, в период небывалого всеобщего интереса к национальной культуре, и в том числе к народной музыке, оказалось, что в России практически утрачены исторические прототипы народных инструментов, по которым можно было бы воссоздать их конструкцию. Тщательно исследовав сохранившиеся варианты относительно старых балалаек, Андреев остановился на треугольной и трехструнной конструкции инструмента. И хотя первая концертная Андреевская балалайка (1887 г.) имела на грифе пять традиционных «вязаных» ладов, перемещая которые можно было исполнять музыку в ладовых строях, довольно быстро музыкант пришел к мысли, что выбор все же должен быть сделан в пользу хроматической модели, гриф которой имел бы врезные металлические лады, подобно грифу гитары или мандолины. Именно такой инструмент по мнению Андреева, мог стать профессиональным, отвечающим современным требованиям исполнительского искусства. И хотя, с моей точки зрения, мензурная концепция семейства балалаек не была продумана ее создателем, Андрееву удалось воплотить в жизнь свою идею создания "русского оркестра", который имел оглушительный успех, как в России, так и за ее пределами. Можно сказать, что во многом благодаря этому человеку балалайка сегодня стала такой же визитной карточкой России, как водка, матрешка и Русский балет. Новые домры были изготовлены несколько позднее балалаек (1896-1900), поэтому сразу стали хроматическими с врезными металлическими ладами.
Нельзя не упомянуть о том, что создание "русского оркестра" было бы невозможным без участия талантливых лютьеров (изготовителей музыкальных инструментов) В.В.Иванова, Ф.С.Посербского и С.И.Налимова, которых в разное время Андреев и другие музыканты его оркестра, привлекали к работе по созданию новых версий домр и балалаек на основе старинных народных инструментов. Под руководством маэстро этими лютьерами было создано более десятка разновидностей инструментов конструкция которых дожила до наших дней почти без изменений, причем лучшие их них до сих пор служат образцами. Также обязательно вспомним и соратника Андреева Н.П.Фомина - автора не только мензурной концепции инструментов семейства 3-струнных домр, но полноценного соавтора "Великорусского оркестра".
ЖИЛЬНЫЕ / КИШЕЧНЫЕ СТРУНЫ
С незапамятной древности и вплоть до середины XIX века для большинства струнных инструментов использовались струны, изготовленные из натурального животного сырья, которые также служили в качестве так называемых "вязаных" ладов. Гораздо реже в исторических источниках встречаются упоминания также о кожаных, медных, шелковых и сплетенных из растительного сырья (пеньки, конопли и даже крапивы) струнах. И хотя никаких сведений о специализированных струнных производствах в Средние века на Руси автору статьи найти не удалось, производство так называемых "жильных струн" весьма вероятно существовало наряду с производством жильных нитей для кожевенных целей, тетивы для луков и т.п.
Говоря о музыкальных струнах средневековья, нам придется невольно коснуться вопроса терминологии. Дело в том, что в настоящее время жильными струнами в России неверно называют струны кишечные (сделанные из кишок животных, главным образом овец). И те и другие струны имеют животное происхождение и схожий внешний вид, но технологии их производства абсолютно разные. Производство жильных струн из сухожилий парнокопытных животных было известно еще до нашей эры. Оно не требует большого количества приспособлений, серных камер и воды со специальными свойствами, как производство кишечных струн, которые при соблюдении всех тонкостей технологии, по своим музыкальным и прочностным параметрам почти не уступают суперсовременным синтетическим материалам. Кстати, именно благодаря усовершенствованию технологии обработки овечьих кишок, разработанной струнных дел мастерами Италии в XV-XVIII вв., изготовители музыкальных инструментов этой страны смогли создать такие совершенные инструменты как скрипка и мандолина, первые струны которых могли довольно длительное время выдерживать высокую настройку.
Очевидно, что в условиях средневековой России, имеющей недостаточно развитое по сравнению со странами Европы промышленное производство, распространение могли получить не кишечные, а именно жильные струны. Их производство существовало в России по крайней мере до середины XIX века, когда наладившийся широкий товарообмен нашей страны с Европой позволил импортировать в Россию более пригодные для музыкальных целей кишечные струны, и производство жильных струн постепенно сошло на нет. Из-за похожего внешнего вида кишечные струны стали именовать жильными, и этот неправильный, но привычный термин закрепился за типом струн, не имеющим никакого отношения к жилам/сухожилиям.
Как уже было сказано, кишечные струны привозились в Россию из-за границы, самые качественные из Германии, Франции и Италии - стран, где их производство было поставлено с давних времен[4]. В России первые попытки создания профессионального цеха по выпуску музыкальных, или как тогда говорили - «гармонических» кишечных струн также были связаны с иностранной технологией. В начале XX века в Полтавской области был создан небольшой струнный цех, организованный немецким струнным мастером из Маркнейкирхена/Markneukirchen – города, издавна славившегося своими музыкальными ремесленниками (известно, что в 1912 году в цехе под Полтавой работало 7 мальчиков-подростков). По-видимому, именно на базе этого цеха было впоследствии создано более крупное струнное производство при мясном комбинате в городе Полтава в 1928-29 гг. (см. далее).
Кишечные и жильные струны многие столетия верно служили музыкантам, но постепенно, с внедрением в струнное дело сначала стальных (в середине XIX века), а позже синтетических (в середине XX века), доля струн из животного сырья стала быстро сокращаться, и сегодня их можно лишь изредка встретить на смычковых инструментах (чаще всего в ансамблях старинной аутентичной музыки) и иногда арфах.
Использование кишечных струн для русских народных инструментов прекратилось не позднее середины XX века.
СТАЛЬНЫЕ СТРУНЫ
Технология изготовления стальных струн также пришла в Россию из Европы примерно в середине XIX века. Несмотря на то, что еще с середины XVIII века сталь здесь применялась при производстве рояльных струн, в силу определенных технических причин она долгое время не использовалась для изготовления струн тонких сечений, которые требовались для большинства струнных инструментов, таких как скрипка, гитара, мандолина и т.п. Ее активное применение стало возможным только благодаря изобретению в 1835 году высокоуглеродистой стали[5], которую отличали высочайшая прочность в сочетании с упругостью и пластичностью. Лучшие стальные струны также привозились из-за границы. В Москве, Санкт-Петербурге и Риге до 1917 года их, наряду с шелковыми и кишечными, широко представляла фирма Циммерман. Она же продавала ноты и различные музыкальные инструменты, в том числе балалайки и домры, сделанные руками российских кустарей, а также привозила в Россию импортные мандолины, гитары, цитры и духовые инструменты.
Многие музыканты, особенно представители неклассических жанров, довольно быстро оценили преимущество стальных струн - по сравнению с кишечными, они были более звонкими, реже рвались, меньше вытягивались и реагировали на изменение влажности и температуры, хотя и имели недостатки: были более жесткими на ощупь, ржавели и требовали от музыкантов определенного привыкания. Отметим, что именно благодаря использованию стальных струн в России прославилось звучание "цыганских" гитар.
И хотя сегодня невозможно определить, когда сталь впервые начали применять для русских народных инструментов, судя по каталогу фирмы Циммерман, в самом начале XX века для домр уже использовались исключительно стальные струны, а для балалаек как кишечные, так и стальные (у балалайки прима кишечными были 2-я и 3-я струны «ми», а у секунды 1-я струна «ре»).
СИНТЕТИЧЕСКИЕ СТРУНЫ
Из всех струнных русских народных инструментов синтетические струны в настоящее время используются только на балалайке прима (две нижние унисонные струны МИ), да и то только в академической музыке.
Изобретение в 50-х годах XX века высокопрочного синтетического волокна на многих щипковых инструментах позволило отказаться от традиционных кишечных струн, которые были слишком чувствительны к изменению влажности и температуры. До сих пор синтетические струны часто называют нейлоновыми, по названию торговой марки материала, впервые появившимся на этом рынке, хотя среди них много разновидностей, отличающихся различной степенью упругости, прозрачности, прочности и т.п. Исполнители на балалайке прима приобретают для своих инструментов струны МИ от гитарных комплектов, где они соответствуют 3-й струне СОЛЬ. Эти нейлоновые струны выпускают как калиброванными/шлифованными, так и некалиброванными/нешлифованными, разных диаметров и даже цветов. В настоящее время выбор нейлоновой лески поистине огромен и профессиональному музыканту порой требуется достаточно долгое время, чтобы подобрать для своего инструмента наиболее подходящий вариант.
В самом конце XX века в Европе были разработаны синтетические струны нового поколения (карбон/флюрокарбон) на базе изобретенного в Японии синтетического материала повышенной плотности. Плотность карбона выше, чем у нейлона и его аналогов на 70%, благодаря чему при той же силе натяжения что и нейлоновые эти струны обладают более тонкими диаметрами. Так карбоновые МИ будут иметь диаметр 0,77мм при аналогичной силе натяжения со стандартной нейлоновой струной 1,00мм, а усиленная карбоновая МИ диаметром 0,86 мм из комплекта фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ соответствует силе натяжения нейлоновой струне диаметром 1,12 мм!. Главным достоинством карбоновых струн является их отличная звонкость и более длинная "педаль", а недостатком - заметно более высокая стоимость. Но, несмотря на это, в последнее время все большее число профессиональных балалаечников предпочитают использовать именно эти струны МИ.
СТРУННОЕ ДЕЛО В СССР
После революции, с прекращением поставок струн из-за границы, в СССР было открыто несколько струнных производств, первое из которых в Полтаве- в регионе, где, как уже говорилось, не только имелись хорошие природные условия для переработки овечьего сырья для производства кишечных струн, но и существовала, открытая еще до Революции первая в России кустарная мастерская. Этот относительно большой цех (более 50 работников) производил кишечные струны не только для музыкальных инструментов, но также и для теннисных ракеток. И хотя непосредственно для балалаек струны этот цех не выпускал, музыканты в 30-60 годы подбирали себе кишечные полтавские струны, изготовленные для других инструментов.
Одним из первых советских струнных производств можно назвать также струнный цех Фабрики щипковых инструментов имени А. В. Луначарского в Ленинграде, выпускавший струны на стальной основе (подробных сведений найти не удалось).
История изготовления струн в послевоенное время неразрывно связана со струнным цехом Художественно-производственных мастерских Государственного академического Большого театра. Созданный в 40-х годах при участии известного скрипичного лютьера Т.Ф.Подгорного, цех вначале специализировался на производстве кишечных струн с обмоткой для скрипки и альта, но к середине 50-х годов освоил, при участии известного домриста-виртуоза Владимира Андриановича Яковлева, также технологию производства стальных струн для русских народных инструментов, которые стали на многие десятилетия эталоном качества для музыкантов СССР. И хотя в это время струны для домр и балалаек продолжали выпускаться несколькими струнными цехами, а также отдельными Лютьерыми-надомниками, качество продукции мастерских БТ считалось все же лучшим. Удивительно, как эти струны, ничем конструктивно не примечательные, изготовленные из среднего по качеству отечественного сырья, завоевали к себе такое уважение в среде профессионалов, хотя нельзя не признать, что Лютьеры БТ работали на совесть и не гнались за количеством в ущерб качеству.
СТРУННОЕ ДЕЛО В НОВОЙ РОССИИ
С возникновением в 90-х годах рыночной экономики у российских музыкантов появился более широкий выбор - на прилавки музыкальных магазинов хлынул поток товаров иностранных производителей, в том числе и струн. Однако меньше всего это изобилие затронуло русские народные инструменты, где импорт был представлен только дорогими струнами для домры малой и балалайки прима (с фотографиями на упаковке известных российских музыкантов А.А.Цыганкова и П.И.Нечепоренко) одной малоизвестной немецкой фирмы. Как уже отмечалось выше, больше других повезло исполнителям на балалайке прима – они очень быстро забыли о дефиците качественных вторых и третьих струн МИ, получив возможность приобретать в музыкальных магазинах леску, которая идет на третью гитарную струну.
Большинству же других музыкантов-народников, использующих струны на стальной основе, пришлось, и еще долго придется полагаться главным образом на отечественную промышленность. Но все не так плохо. Несмотря на то, что сегодня выбор народных струн не столь широк по сравнению с гитарными, нельзя не признать, что с каждым годом дела в этой области идут все лучше. Постепенно музыканты-народники начинают забывать советские времена, когда струны для домры и балалайки нельзя было купить в музыкальных магазинах. В условиях конкуренции новые отечественные производители неплохо решают задачу восполнения дефицита качественных «народных» струн, внедряя в струнное дело современные технологии и материалы. Со временем новичкам удалось не только превзойти технологический уровень мастерских Большого театра, но и предоставить музыкантам гораздо более широкий ассортимент струн.
Говоря о современном положении дел этого легендарного в советское время струнного производства, приходится с сожалением констатировать, что оно явно не было готово к перестройке своей работы в новых экономических условиях на фоне стремительного сокращения числа народных коллективов и растущей конкуренции. В 90-е годы персонал цеха сократился в несколько раз. С уходом на пенсию начальника цеха Л.Н.Антоновой, отдавшей струнному делу более 50 лет жизни, несколько оставшихся мастеров работают неполный день, в цехе наблюдаются постоянные перебои с поставкой сырья, из-за чего допускаются нарушения в технологии – одном из важных критериев качества любой продукции. От полного закрытия цех БТ пока еще спасает государственная поддержка, которая выражается в бюджетных субсидиях (грантах) работникам театра...
Осенью 2006 года струнный цех БТ был окончательно закрыт.
http://www.gmstrings.ru/russian/article … olkStr.htm