Муравейник

Объявление

Дорогие друзья! Желаю Вам хорошего времяпровождения на нашем форуме! Читайте, узнавайте, делитесь чем то новым. Пусть здесь будет Вам уютно и тепло! Удачи!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муравейник » Досуг » Оригами


Оригами

Сообщений 1 страница 30 из 76

1

История оригами.

Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи.
На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок.

Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал своеобразную "нотную азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок.

В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX века, спустя века после своего рождения. Свою лепту в развитие авторского оригами внесли такие мастера со всего света как Дейв Брилл(Великобритания), Петер Будаи(Венгрия), Эрик Жуазел (Франция), Альфредо Джунта (Италия), Рональд Кох (Сингапур), а также Роберт Ланг и Джон Монтролл (США).
http://s55.radikal.ru/i147/0903/33/1c27c976ff96.jpg
http://s56.radikal.ru/i151/0903/64/eaf581561b41.jpg
http://s39.radikal.ru/i084/0903/4a/cdf41f46d56f.jpg

http://vostal.narod.ru/HISTORY/hist.htm

2

История оригами.

В древнем Китае бумагу использовали в самых различных областях жизнедеятельности, в том числе и в религиозных целях – изначально было принято сжигать вместе с покойником его вещи, дабы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Позже бережливые китайцы заменили реальные вещи полосками бумаги, на которых были написаны названия этих вещей. Также из бумаги изготовлялись бытовые вещи, например, знаменитые фонарики. Однако складывание фигурок не получило такого распространения в Китае, какое оно затем получило в Японии. Произошло это по следующей причине: японцы использовали бумагу не только для бытовых целей, но и для демонстрации своих идей. Как известно, буддизм не разделяет искусство на высокое и низкое, не делит дела на важные и не очень, буддисты были первыми, кто обратил внимание на «мелочи жизни» с той целью, чтобы успеть ухватить в этих мелочах дыхание вечности.

Буддизм сам по себе не предполагает чёткого и единого Пути к Истине – каждый народ, вставший на Путь, проходит его по-своему и все народы приходят к одной Истине. Японцы считали красоту показателем истины и на своём Пути открыли красоту малых и незаметных на первый взгляд вещей. Они считали, что каждая вещь, каждое слово несут в себе божество (ками). Китайцы же искали Истину в другом направлении и именно поэтому искусство оригами зародилось именно в Японии (не зря же похожи «оригами» и «ками», правда?).

Синтоизм также «приложил» руку к появлению оригами: первые оригами появились именно в синтоистских храмах и до сих пор в них злых духов отгоняют с помощью метёлки, сложенной из полосок бумаги (харам-гуси) и изготовляются бумажные амулеты (гофу). Также существовал (и существует) ритуал жертвоприношения с использованием бумаги – богам подносились кусочки рыбы и овощей в бумажной коробочке.

В периоды Камакура (1185–333) и Муромати (1333–1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Умение складывать было одним из обязательных для аристократии и двора – хотя бы на начальном уровне. С помощью записок, сложенных в виде журавля или цветка удавалось передать гораздо больше смысла, внимания и любви, чем можно было сделать словами. Постепенно умение складывать стало признаком хорошего образования и изысканных манер.

В периоды Адзути Момояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда были изобретены ставшие теперь классическими фигурки оригами, например, журавлик (цуру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Оригами стало традицией, передаваемой из поколения в поколение, преимущественно по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и составу фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась мастерица.

Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Тем не менее своё «оригами» существовало в Европе и до этого. В частности испанская пахарита (птичка), возможно была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Йошизава Акира (ему посвящена отдельная статья). С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акира изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

3

Из истории возникновения О р и г а м и

(на основе найденного в сети текста на основе труда С.Ю. и Е.Ю.Афонькиных
«Как возникло и развивалось оригами», обработанного кем-то из украинских (судя по упоминанию г. Киева) любителей оригами, и попутно «потерявшего» название и фамилии авторов)
Содержание:

§ 1. Открытие бумаги.

§ 2. Возникновение оригами.

§ 3. Первые книги по оригами.

§ 4. Распространение оригами по миру.

§ 5. Композиции из бумаги.

http://jorigami.narod.ru/NewDoc/History … c130399382

Свернутый текст

Введение
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало  придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.

§ 1. Открытие бумаги
В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шёлк. Способ записи знаний на дощечках был объёмен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.) Дуфань Шо написал для императора статью на трёх тысячах древесных стволах). А шёлк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнётом. Это была ещё не бумага в строгом смысле слова, но уже шаг к её изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Их затем отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.

К 3 в. до н.э. китайцы заменили шерсть и шёлк более дешёвым и доступным материалом – растительными волокнами, используя для этого толчёную кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал-бумага. Официальной же датой "появления" бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.

Высушенные листки спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма только бумагу.

В VI-VII веке н.э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги Фей-Тянь ("летающие монеты"). Вероятно, это были первые бумажные деньги в истории человечества. В VI веке н.э. в Китае уже изготавливают настоящие бумажные книги.

Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, технологию её производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был "богат знаниями и умел делать бумагу и тушь", добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают "Японские хроники" ("Нихонги"), в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят свою собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шёлкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шёлковую вату, удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в лист бумаги.

Вскоре дорогое сырье заменили более дешёвым - теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Появляется много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870 г. К тому времени в стране было уже более 35 тысяч мастерских, где бумагу изготавливали вручную.

Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание "живое сокровище" и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные дорогостоящие листы бумаги "ваши". Эта бумага очень прочная - она выдерживает несколько тысяч сгибов. На бумаге "ваши" после окончания первой мировой войны был подписан Версальский договор о мире. 

§ 2. Возникновение оригами
В древнем Китае бумагу использовали самым различным образом, в т.ч. и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб - чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умершего были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая). Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и приём складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.

Буддисты были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на всё, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире всё связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины – макото – ибо любая малость содержит её, и надо уметь её, Истину, там обнаружить.

Буддизм вообще искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нём не соперничали между собой, а скорее дополняли друг друга, т.к. все вели в едином направлении – к единой и неделимой Истине. В этом смысле Восток не знал религиозного фанатизма Европы.

Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный её признак: красоту. Японская ветвь буддизма пошла по пути незаметного, избрала красоту показателем истины. На этом пути японцы открыли красоту недолговечности, простых вещей, налёта времени на вещах.

Вот почему оригами не родилось, например, в Китае, где также был расцвет дзен- (кит. чань) буддизма. Китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, т.е. представления о красоте, как пути к Истине.

Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185 гг.) и даже обозначили особым понятием "моно-но-аваре". Это открытие идёт от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живёт, поселяется особенно охотно во всём, что необычно. Например, в бумаге. А, тем более, в закрученном в мудрёный зигзаг гохэй, который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живёт обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих пор складывают в Японии ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу - бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам-гуси – метёлкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из неё придается эзотерический смысл.

В периоды Камакура (1185 -- 1333 гг.) и Муромати (1333 -- 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были знаком дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI в., упоминает в своей книге "Гандзи моно гатари" ("Повесть о блистательном принце Гандзи") о разновидности оригами - искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый конверт с украшением.

В периоды Адзути-Момояна (1573 -- 1603 гг.) и Эдо (1603 -- 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста-четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) - традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передаётся из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов "бумага" и "божество" - "ками". В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений богам. 

§ 3. Первые книги по оригами.
Первым японским изданием по оригами считается книга "Семба-цуру ориката", которая вышла в свет в 1797 г. Перевод её названия "как сложить тысячу журавлей" явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели - журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоведёнными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором "Сембадзуру ориката" считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу "Чашингура ориката", в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы "Чашингура".

В 1845 г. в Японии издается книга "Кан-но-мадо", что в литературном переводе означает "зимнее окно", или точнее "окно середины зимы". Она включает указания, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в "Кан-но-мадо" впервые печатается схема складывания базовой формы "лягушка" и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603 – 1867 гг) не случайно. Именно это время характеризуется началом "демократизации" оригами - превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намёк на свет скромных знаний, которые можно из неё почерпнуть.

В 1879 г. директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую руководство по складыванию 20 несложных классических фигурок. В 1885 г. Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами "Ориката", которая позже была переведена на английский язык.

§ 4. Распространение оригами по миру
Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретённых им несложных условных знаков (см. приложение 1) ход складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде последовательности рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрёл сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. Этому способствовало то, что после Второй мировой войны, в которой Япония, как известно, воевала на стороне фашистской Германии, европейцы относились к Японии весьма прохладно. В попытках растопить горы европейского ледяного презрения и недоверия японское министерство иностранных дел использовало испытанный способ – стало посылать в стан бывших врагов деятелей своей народной культуры, в том числе, в течение нескольких лет, и Акиру Йошизаву в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство было доступным и понятным без слов международным средством мира и дружбы.

… В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички - "пахариты". Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всём мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово "пахарита" (букв. - птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения - название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании "делать пахариты", а сами фигурки – "различные другие пахариты". Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде "Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо".

И всё же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань - воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол - автор "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его "Очерков и монологов" (M. Unamuno, Essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 г. в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – "водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

  § 5. Композиции из бумаги
Складывание цветов из бумаги – занятие увлекательное. А составление композиций из цветов – настоящее творчество, где всё зависит от вкуса и фантазии художника. Цветы и листья к ним можно сложить по чертежам. В такой композиции передается настроение, восприятие мира, душа.

Композиции, предлагаемые вашему вниманию, сродни искусству икебаны. Это синтез традиции и фантазии, попытка воссоздать из бумаги чудесный уголок живой природы, где цветы и травы растут, буйствуют, а не срезаны и собраны в букет. Опорой растениям и оригинальным декором служат бумажные трубочки.

Язык цветов, как и язык оригами, международный. Безмолвный, понятный и доступный каждому, он призван дарить людям мир и любовь, добро и взаимопонимание, радость и вдохновение.

рис. 1. Двойной квадрат.

Чтобы сложить лилию или четырёхлистник, вначале необходимо сложить базовую форму “двойной квадрат”.

Нужно сложить квадрат бумаги пополам, чтобы получился прямоугольник. Необходимо развернуть лист и повернуть его. Сделать то же самое ещё раз. Вновь развернуть лист. Перегнуть по диагонали. Перевернуть лист на другую сторону и перегнуть по другой диагонали (получился квадрат с линиями сгиба “горой” и линией сгиба “долиной”, как на рис. 1.). Аккуратно развернуть  лист и нажать пальцем на центр. Бумага сама сложится в “двойной квадрат”. После этого, можно приступить к созданию цветов, для цветочной композиции, которые показаны на рис. 2 и рис. 3. 

Заключение
Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Вы обнаружите этот предмет и в программе нескольких Киевских детских учебных заведений.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на рост и более успешную и радостную тренировку разнообразных природных способностей детей, в том числе к творчеству и самому обучению. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать запасы психики, гармонично тренируя и взращивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом),  вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны точность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике и врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Отсюда видно, что оригами – это такое занятие, которое способно дарить и щедро дарит людям радость одухотворённого соединения движения мысли, души и рук даже при  самых сложных жизненных обстоятельствах. А когда удаётся, как это может позволить себе здоровый человек, использовать в этом соединении больше сил и внимания, эта радость творчества возрастает ещё во много крат!

Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Ведутся занятия по складыванию из бумаги в детских садах и школах, кружках при дворцах детского творчества – как технического, так и художественного. Вместе с пионерами доступное бумажное рукоделие с интересом осваивают и многие пенсионеры (особенно в Западной Европе, США и самой Японии) – им оригами помогает сохранить и умножить ясность ума и радость жизни. Заметим, что явное пренебрежение к устройству подобных занятий для пенсионеров (не только по оригами, но и по иным рукоделиям, посильной физкультуре, театру и т.п.) в странах бывшего СССР несомненно вносит вклад в сокращение средней продолжительности жизни населения (при одновременном уменьшении её качества).

Бумажные модели помогают создавать архитекторам, особенно почему-то финским, новые быстровозводимые складчатые строительные конструкции – склады, ангары…, инженерам – конструкции раскрывающихся после выведения на орбиту солнечных батарей,  дизайнерам одежды – замечательную одежду, простые и, в тоже время, необычные украшения к ней, особенно к костюмам для театральных постановок.

Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины выставок и магазинов. Красивые и выразительные маски продаются как настенные украшения. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов. Предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве фирменного знака, необычного и недорого оформления с элементами оригами фирменных приёмов и праздников и для детей, и для взрослых. Муниципалитеты нередко готовы оплатить простое и красочное бумажное оформление городских праздников, шоу и карнавалов – была бы достаточно большая и слаженная команда.

С учётом широкого распространения оригами всё больше проявляется потребность в изобретении новых оригами и различных композиций оригами и на их основе для подготовки и издания печатных и электронных публикаций, книг и журналов, видеокурсов, многочисленных сетевых страничек и компьютерных игр, посвящённых древнему и остающемуся цветуще-молодым прекрасному занятию - оригами.

4

С чистого листа
Автор: Евгений Золотов

Прежде чем читать дальше, оторвитесь (да, да, и вы тоже: поверьте, это того стоит!) на минутку от монитора. Возьмите первый попавшийся под руку лист бумаги, неважно, какой он будет формы и размеров, и попробуйте сложить его пополам, ну, скажем, десять раз подряд.

Не получилось? Считаете, нужен лист крупнее? Найдите и попробуйте снова.

Что, опять неудача? Избавьте ребёнка от необходимости наблюдать за смертью его альбомов и оставьте в покое институтские чертежи, вас не спасёт даже формат A0. То необъяснимое, с чем вы сейчас столкнулись, называется Проблемой сложения бумажного листа и на самом деле объясняется достаточно просто (подсказка: попробуйте выразить толщину листа, сложенного всемеро). Говорят, что отдельным энтузиастам удалось предолеть семикратный барьер, экспериментируя с листом золота, а кто-то из неутомимых, с образованием математика, даже вывел уравнение, демонстрирующее возможность сложить бумагу в 12 раз. Но это всё частности, важно другое: согласно легенде, Проблема была впервые сформулирована ещё полторы тысячи лет назад одним из безвестных основателей удивительного искусства, выросшего на том самом бумажном листе. Оно называется оригами.
http://s58.radikal.ru/i160/0903/d7/64b150c13b06.jpg

Оригами - составное слово, означающее в переводе с японского именно то, что и можно было подумать: “искусство сложения бумаги“. Адепты оригами, в роли которых на протяжении большей части его истории выступали представители клана самураев, способны без помощи ножниц и клея, комбинируя простейшие сгибы, превратить обычный прямоугольный листок в фантастическую по сложности пространственную форму. В сочетании с необычной расцветкой листа это позволяет создавать фигурки, фигуры и целые скульптуры, чрезвычайно похожие на предметы окружающего нас мира - цветы и деревья, фигуры людей и животных. Оригами в простейшем виде известно каждому: кто из вас в детстве не складывал самолётики и кораблики, бумажные цветы? Но (смотрите шире!) как и в любом восточном искусстве, в оригами за простыми приёмами сложения следуют более хитрые, требующие наличия минимальных навыков для одновременного изгиба листа в нескольких местах, развитого пространственного воображения. Здесь есть свои уровни мастерства - пресловутый Путь для желающих достичь уже покорённых вершин и взойти на новые.
http://i071.radikal.ru/0903/33/86e59578c4b5.jpg

В самом деле, несмотря на тысячелетнюю историю и предельную простоту, пространство оригами по сей день не исследовано до конца. Даже приверженцы классического оригами всё ещё открывают новое. А ведь есть и ответвления: от минималистичного “оригами одного изгиба”, в котором отсутствуют чёткие формы, до оригами мокрого листа, в котором фигурки заставляют сохранять необычную форму после просушки. Признанных мастеров немного, как, впрочем, и поклонников этого древнего искусства: по всему миру сегодня вряд ли наберётся больше двух десятков тысяч человек, действительно поднаторевших в бумагосложении.

В разные времена оригами практиковалось с разными целями. Для самураев оно было частью религиозного культа. Для поклонников в XX веке - необычным, глубоко символичным искусством. Те из вас, кто прошёл советскую школу, наверняка вспомнят трогательную историю девочки, пережившей Хиросиму и погибшей годы спустя от лейкемии. История Садако Сасаки с тысячей бумажных журавликов на её могиле, символизировавших надежду на избавление от болезни - не выдумка советской пропаганды, это настоящая история. Но всё чаще к оригами приглядываются и учёные. Древнее искусство изучают математики, интересующиеся, в частности, способностью некоторых фигурок быть сплюснутыми без механических повреждений: аналогично сконструированы надувные подушки безопасности, спрятанные в рулях автомобилей. Приёмы оригами использованы при решении многих технических задач, в областях, варьирующихся от генной инженерии до астрономии.
http://s54.radikal.ru/i146/0903/3c/514fb435da3c.jpg

Прозвучавшая выше ссылка на оригами как на восточное искусство, не просто случайная оговорка. Между бонсаи - искусством выращивания крохотных деревьев, икебаной - искусством сложения букетов, айкидо - боевым искусством, корни которого уходят во тьму веков, оригами и, вероятно, многими другими искусствами, родившимися на Востоке, протянута незримая связующая нить, подсознательно очевидная каждому, кто был поклонником хотя бы двух из них. Все они объединены минималистичностью: адепты таких искусств сознательно ограничивают себя в выразительных средствах, тем самым, добиваясь того, что, сообразуясь с нынешней модой, следует назвать “направленным всплеском креативности”. Результаты труда таких художников впечатляют парадоксальным сочетанием простоты и сложности. Впрочем, вспомните сами свои пятиминутной давности бумажные муки!

Но, чёрт побери, воскликнет кто-то, причём здесь ИТ? Если такой вопрос задан, самое время продолжить без опасений быть непонятым: будучи поклонником и практиком нескольких восточных искусств, я, кажется, знаю теперь, почему вот уже пятнадцать лет меня не отпускает тяга к ассемблеру и машинным кодам. Загляните на сайт Assembly.org, посвящённый одноимённому интернациональному конкурсу ассемблерных программеров. Не поленитесь, скачайте и посмотрите работы, занявшие первые места в нынешнем году. Когда программка в шестьдесят тысяч байт расцвечивает на экране красками реальный мир и топит в океане звуков, рискуешь потерять рассудок, потому что этого не может быть! Вот только фантазию, похоже, нельзя ограничить - ни десятком команд, ни бумажным сгибом.

http://www.computerra.ru/think/sentinel/35430/

5

Наибольшее развитие в педагогике оригами получило в России

.Применение методов оригами на занятиях по начальной подготовке, в младшей школе и в старших классах на уроках геометрии повышает эффективность обучения. Исходя из результатов многочисленных исследований, оригами влияет на состояние человека следующим образом:

Повышается уровень интеллекта (внимательность, конструктивное восприятие, память, творческое и пространственное воображение, логичность).
Повышается активность правого (творческого) полушария мозга и уравновешивается работа обоих полушарий.
Активизируется творческое, пространственное и логическое мышление.
Повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процесс занятий оригами).
Улучшается глазомер.
Оригами способствует концентрации внимания.
Дети, занимающиеся оригами приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал.

http://fio.novgorod.ru/projects/project1884/312.htm

6

АЗБУКА ОРИГАМИ

http://www.origami.ru/abc/i_abcd.htm

7

Оригами с детьми

Занятие складыванием поделок из бумаги поможет развить внимание, терпение, умение действовать по образцу и мелкую моторику.
Предлагаем вам примеры, по которым можно самим сделать интересные поделки оригами вместе с детьми.

http://www.detiseti.ru/modules/myarticl … topic_id=1

8

Всегда хотела научиться! Из бумаги делаю только кораблик или жабку.

9

Маленькая бяка написал(а):

Всегда хотела научиться! Из бумаги делаю только кораблик или жабку.

Вика! Вот я и создал темку для этого.Учись и удачи тебе.А когда научишся,покажешь нам.Ладушки!!!

10

Путь оригами.
http://s43.radikal.ru/i102/0903/a6/39f9e53eda2e.jpg

http://www.origami-do.ru/index.htm

11

Когда-то давно, когда была еще маленькая получилась такая история. В соеднем подъезде жила бабушка, я ее знала, но никогда с ней не общалась, а однажды как-то подошла к ней, она что-то спросила (уже не помню), а потом из бумаги сделала несколько различных фигурок, причем не банальный кораблик и лягушку, а точно помню был журавлик и еще что-то.. тогда я приняла, как должное, думала, что все взрослые так умеют, а сейчас понимаю, что ее умение в то время было вообще уникальным.

12

Модульное оригами.

Оригами – традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. История оригами насчитывает не одну сотню лет, оно стало частью японской культуры. Создание замысловатых фигур очень похоже на разгадывание ребуса. Оригами - это не только замечательная развивающая игра для детей, оно является также источником инженерной мысли и вдоховением для архитектурного дизайна. Японское оригами превратилось в самостоятельный вид искусства, настолько необычно выглядят бумажные чудеса, сотворённые современными мастерами. Особенно это относится к модульному оригами и к фигуркам Кусудама – это самые удивительные виды оригами.

http://s44.radikal.ru/i103/0904/7e/7d2e50a0ae8a.jpg
http://i062.radikal.ru/0904/67/7a1ec481fa0a.jpg
http://i007.radikal.ru/0904/bf/2f5716a570c5.jpg

http://www.beadsky.com/origami.php?ln=ru

13

Супер бумажная Ёлка!
http://kroogdesign.com/samodelki/elka.jpg

как её делать расписано здесь
http://samodelki.com.ua/node/1431

14

Радужный лебедь

http://samodelki.com.ua/files/u1163/PICT2285.jpg

как её делать расписано здесь

http://samodelki.com.ua/node/1594

15

http://s40.radikal.ru/i087/0905/c3/860760d205a5.jpg

16

http://s46.radikal.ru/i112/0905/03/664767380ed6.jpg

17

http://s49.radikal.ru/i124/0905/5d/5e44b8b0f6c6.jpg

18

http://s60.radikal.ru/i170/0906/15/861e5034f712.jpg
http://www.flickr.com/photos/jon_tucker/

http://s59.radikal.ru/i164/0906/26/5f63822073a5.jpg
http://www.flickr.com/photos/blackscorpion/

Джо Ву(Оригами )
http://www.origami.as/home.html

19

.

20

Что можно сделать из бумаги

Удивительно, что можно сделать из бумаги, имея голову на плечах и умелые руки.

21

.

22

.

23

.

24

.

25

.

26

.

27

Если вы хотите познакомиться с техникой модульного оригами, но у вас нет времени, чтобы сложить 500 модулей, начните с менее трудоёмких моделей. Для этих стрекозок понадобится всего 43—63 модуля. Можно склеить объёмную аппликацию со стрекозами, сделать подвеску-мобиль, смастерить игрушки для малышей или для украшения новогодней ёлки.
http://i024.radikal.ru/0906/7c/dfc02ef2e4ec.jpg

А сдесь более подробно,и очень интересный сайтик.
http://stranamasterov.ru/node/2452

28

Sadko написал(а):

очень интересный сайтик.

да  сайт отличный, хорошо    показано как модули  делать :cool: я например   не могла понять как они  складывают ,а  тут  всё  показано

29

Наши страницы рассказывают об Оригами - удивительном искусстве бумажной пластики, родившемся в Японии.
Бумага - одно из самых великих изобретений человечества - родилась на Востоке, и именно там, на рубеже тысячелетий, появились первые бумажные фигурки. За свою многовековую историю Оригами прошло путь от храмовых обрядов до искусства, дарящего радость и красоту миллионам людей во всем мире.Мы постараемся на наших страницах рассказать Вам всё, что мы знаем об истории бумажного складывания, познакомить с классическими фигурами и азбукой Оригами, дать представление о том, как развивается Оригами в современном мире и, конечно же, в России.
http://s57.radikal.ru/i157/0906/fa/a95b61f83d76.jpg

Схема
http://s58.radikal.ru/i161/0906/6a/bb9bf5a6aee3.gif

Более подробно
http://www.origami.ru/mod/i_clas.htm
http://www.origami.ru/main.htm

30

http://s41.radikal.ru/i093/0906/63/4ee7b0c14b8f.jpg
http://i070.radikal.ru/0906/9c/76f455011e29.jpg

Более подробно
http://www.origami.ru/mod/i_auth.htm

Отредактировано Sadko (Вс, 21 Июн 2009 22:25:10)


Вы здесь » Муравейник » Досуг » Оригами