Опухоль милосердия
«Новость, которую всем без исключения хотелось бы считать «уткой», потрясла российский шоу-биз: тяжело больна Жанна Фриске. На сегодняшний момент эта информация официально не подтверждена, пиар-директор певицы Аниса Ашику ее опровергает, родные и близкие Жанны не комментируют ситуацию. Тем не менее таблоиды сообщили, что Фриске вылетела в Германию на лечение, и предоставили видео человека на медицинской каталке, в котором, впрочем, сложно было узнать Жанну».
Разумеется, мы предполагали, что статья на эту тему, появившаяся в среду вечером на сайте «МК», вызовет большой резонанс. Увы, нам даже и в страшном сне не могло присниться, что именно она станет настоящей лакмусовой бумажкой, которая покажет: та самая эра милосердия, про которую некогда говорили братья Вайнеры, в России закончилась решительно и бесповоротно.
Напомним, речь идет о молодой женщине, которая лишь в апреле родила сына Платона и собиралась буквально после новогодних каникул крестить своего первенца. Подозрения, что со здоровьем Жанны что-то не так, стали громом среди ясного неба. А уж когда в тусовке настойчиво заговорили о том, что певице срочно требуются лучшие врачи, и начали вспоминать к слову Константина Хабенского, первая супруга которого, радиожурналист Анастасия Смирнова, умерла от тяжелой болезни через год после рождения ребенка... Казалось, малейший намек на схожесть ситуации должен был вызвать у всех нормальных людей чувство сострадания. Но, как оказалось, нормальных среди нас не слишком много. «Кто она такая, чего полезного сделала для НАРОДА, чтобы о ней все переживали?», «Чего только попса галимая не придумает, чтоб ее не забыли», — вот самые распространенные (причем это еще самые «добрые») суждения, которыми щедро делились читатели в комментариях.
Сравнительно недавно эксперты «Левада-Центра» провели всероссийский опрос населения, в ходе которого их респонденты отметили, что россияне по сравнению с жителями СССР стали более расчетливыми и холодными (58%), более нетерпимыми по отношению друг к другу (35%), их благосостояние ухудшилось (30%). Тут, видимо, следует рассмотреть все три пункта отдельно. Вернее, так: расчетливость, холодность и нетерпимость — как следствие, а бедность — как причину. И именно отношение россиян к людям популярным волей-неволей становится сегодня тем маячком, который о многом в моральном состоянии общества сигнализирует. Начиная с Аллы Пугачевой и Максима Галкина, когда в ответ на, казалось бы, абсолютно однозначно позитивное событие — рождение детей — обрушилась такая волна общественной неприязни («МК» писал об этом 8 октября 2013 года в статье «Родильная горячка от Пугачевой»), что стало откровенно не по себе, до сегодняшней ситуации с Жанной Фриске. Но если в первом случае негатив еще можно было как-то объяснить самыми примитивными эмоциями: зависть или личная неприязнь к вышеназванным персонам, раздражение от свойственного им стремления к пиару, — то в случае в Жанной все намного печальнее. Как можно осуждать человека за болезнь или считать эту информацию поводом для поднятия популярности?
Впрочем, как следует опять же из комментариев, люди не столько думают о несчастье, постигшем другого, сколько примеряют его на себя. «В отличие от нас — тех, кто производит материальные блага, кто создал страну, — она живет в Майами и отнюдь не бедствует, как большинство граждан. Да и в районную поликлинику часами в очереди не сидит!», «Дай Бог, чтобы молитвы (молиться за Жанну призвала ее подруга Таня Терешина в своем Твиттере. — Авт.) помогли и тем молодым матерям, у кого нет папиков и не хватает денег даже на полноценное питание, а уж про Майами и разговору нет»...
Жизнь за чертой бедности, бесправие, уверенность в том, что, не дай Бог случись что страшное, не поможет никто, и на фоне всего этого — обида на красивых и успешных — вот причина внезапной людской злобы и агрессии.
Русские люди испокон века были жалостливыми. Именно это чувство — жалостливость, заставляющая разломить пополам то, что приберегалось для своего ребенка, чтобы часть отдать сироте, позволило нашим бабушкам и дедушкам (а у кого — родителям) пережить и массовые голод и репрессии 30-х, и Великую Отечественную, и последующую за этим разруху. Тогда, в голоде и холоде, все были братьями. Прошло каких-то семьдесят лет, и психология общества изменилась до неузнаваемости. От братства не осталось и следа, и лишь ревнивые взгляды на чужие хоромы да цифры банковского счета зачастую определяют сегодняшние человеческие взаимоотношения.
С перестройкой и последовавшим за этим неким интегрированием России в мировую систему мы, к сожалению, не приобрели ни американской деловой хватки, ни немецкой дисциплинированности, ни японского трудоголизма. Зато стремительно утрачиваем основную исконно русскую черту — милосердие. Не это ли угрожает нации больше, чем всевозможные экономические и политические катаклизмы? Общество само тяжело больно. И болезнь эта крайне опасна для жизни... (с)
Ссылка